Есть приложение.
Работа носит методический характер.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ ПРИ ОСВОЕНИИ КОМПЕТЕНЦИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДЕКОРАТИВНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ИНТЕРЬЕРОВ» 6
1.1 Теория и история декоративного оформления интерьеров 6
1.2 Методы и приемы развития креативности обучающихся при освоении курса дополнительного образования «Декоративное оформление интерьеров» 10
1.3 Анализ курсов дополнительного образования по декоративному оформлению интерьеров 18
Выводы по первой главе 25
ГЛАВА 2 РАЗРАБОТКА КУРСОВ ПО РАЗВИТИЮ КРЕАТИВНОСТИ ПРИ ОСВОЕНИИ КОМПЕТЕНЦИЙ РАЗРАБОТАННОГО КУРСА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДЕКОРАТИВНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ИНТЕРЬЕРОВ» 26
2.1 Элемент декора ростовые цветы в интерьере 26
2.2 Содержание курса дополнительного образования «Декоративное оформление интерьеров» 31
2.3 Процесс прохождения разработанного курса 38
Выводы по второй главе 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 45
ПРИЛОЖЕНИЕ 48
На протяжении всей истории человечества, оформление и организация жилого пространства постоянно менялось. Со сменой эпох и модных тенденций менялись наши представления о красоте, удобстве, стиле, появлялись абсолютно новые формы мебели и планировки жилья. Первоисточник возникновения дизайна – стремление украсить своё жилище. Потребность в жилище существовала у человека испокон веков. Походу усложнения культурных традиций, обычаев, религиозных верований, а также изменения моральных норм, представлений об удобстве, красоте и стиле сменялись исторические стили интерьера.
Развитие творческих способностей - одна из актуальных задач образования, поскольку они проявляются в умении адекватно реагировать на происходящее в общественной, научной и культурной жизни изменения; готовности использовать новые возможности, предоставляемые постоянно обновляющейся жизнью; отношении к возникающим жизненным ситуациям без оценочных критериев, как к проблемным; стремлении избежать очевидных, традиционные решений, выдвижении нестандартных, неординарных идей; удовлетворении одной из основных человеческих потребностей - потребности в самореализации. Однако, ставя перед учащимися творческие задачи, педагоги сталкиваются с тем, что ученики ориентируются на образец, отказываются от высказывания своих идей. У них нет способов выработки собственных оригинальных вариантов.
Относительно молодая профессия дизайнера, зародившаяся в середине XX века, динамично развивается в последние годы, проникая во все сферы деятельности человека. Сегодня профессия дизайнера является востребованной, перспективной н высокооплачиваемой. Активно зарождаются новые виды дизайна и укрепляют свои позиции основные его направления, как в России, так и в мировом пространстве.
Вопросы развития и формирования креативности обучающихся поднимались в многочисленных работах. Как правило, эти работы связаны с исследованиями творческой деятельности. Так, например, способносгь к творчеству явилась предметом изучения философов от древности до наших дней (Сократ, Платон, Аристотель, Г.Гегель, И.Кант, и др.).
Исследования креативности как способности к творчеству можно условно разделить на несколько направлений. 1. Изучение качеств личности и типов мышленгая (Ф.Баррон, Дж.Гилфорд, Е.Торренс, А.Х. Маслоу, МЛ.Басов, В.М.Бехтерев и др.). 2. Влияние образовательной среды на формирование креативности (Д.Гуднау, В.Уорд, Ф.Хэддон, Г.Литтон и др.). 3. Разработка и классификация креативных методов и техник профессиональной деятельности (Г.С.Альтшуллер, Ф.Цвикки, А.Осборн, Л.Голдентч, У.Гордон и др.). 4. Исследование педагогических условий формирования профессиональной креативности в различных сферах деятельности (В.Ю.Сапоугольцев, Г.Н.Гаврилова, Л.А.Степанова, А.Р.Гайфутдинова и др.). Однако проблема формирования креативности студентов-дизайнеров в контексте практико-ориентированного профессионального образования до настоящего времени не рассматривалась.
Объект исследования: процесс обучения оформлению интерьеров.
Предмет исследования: развития креативности при освоении курса «декоративное оформление интерьеров».
Цель выпускной квалификационной работы разработка технологического и методического обеспечения занятий по декоративному оформлению интерьеров.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
проанализировать историю возникновения видов декоративно-прикладного искусства;
рассмотреть структуру творческого процесса;
дать характеристику основным принципам обучения;
выявить этапы управления творческим процессом;
проанализировать воспитательную работу в процессе изучения темы;
разработать тематическое планирование, план-конспект уроков.
Методы исследования:
глубокий анализ психологической, педагогической литературы по исследуемой теме;
изучение учебных программ и методической литературы по технологии.
наблюдение в младших классах за учебным процессом на уроках технологии;
опытно-диагностический и формирующий эксперимент;
Методологической основой исследования являются основные положения в области педагогики, психологии, эстетики.
Теоретическая значимость
проанализированы н классифицированы основные теоретичсше подходы к пониманию категории креативности;
исследованы активные и интерактивные формы и методы обучения определяющая направленность учебного процесса на формирование креативности будущих специалистов.
Практическая значимость: создано методическое обеспечение процесса формирования креативности будущих дизайнеров; разработан и внедрен комплекс взаимосвязанных форм, методов и техник, составляющих технологию формирования креативности будущих дизайнеров, которая может быть использована в процессе профессиональной подготовки студентов-дизайнеров на всех уровнях образования.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
В результате проведенной работы изучены виды декоративного оформления интерьеров. Изучив историю развития дизайна, мы делаем вывод, что на данный момент стремительно развиваясь на волне промышленной и научно технической революции, дизайн превратился в одно из самых значительных и перспективных видов художественной деятельности. Его развитие неразрывно связано со спросом на рынке, а значит с экономикой.
Дизайн - это творческая деятельность, целью которой является видоизменение, трансформация формальных свойств промышленных изделий. Эти свойства позволяют так видоизменить и трансформировать внешние черты продукта, которые превращают изделие в единое целое, как с точки зрения покупателя, так и с точки зрения изготовителя. Дизайн - это художественно-проектная деятельность, направленная на развитие гармонии в предметной среде и ее элементов.
Подводя итоги, количество предлагаемых курсов на сегодняшний день огромное множество, делая выводы о достоинствах полученной профессии, понятно, что это прибыльная и полезная профессия, как для будущих специалистов, так и для людей, которые будут пользоваться услугами дизайнера. Специалист поможет создать атмосферу дома, квартиры всегда передает характер, увлечения и предпочтения хозяина и выразить их правильно, подчеркнуть самостоятельно довольно сложно, особенно если вы хотите, чтобы все было в интерьере гармонично.
Цель выпускной квалификационной работы разработка технологического и методического обеспечения занятий по декоративному оформлению интерьеров. Что мы успешно и сделали.
Прохождение всего курса обучения в технике «Ростовые цветы» развивает креативное и творческое мышление, что помогает с легкостью декорировать любое помещение, помимо этого, складывается навык в сочетании цветов и фактур в интерьере.
В ходе последнего практического задания был создан дизайн оформления свадебной церемонии.
Реализованные и сфотографированные проекты помогут составить портфолио, которое будет говорить о профессионализме начинающего дизайнера.
Таким образом, цель работы достигнута, задачи - решены.
Результатом работы над проектом явилась высокая оценка искусства, определявшая то, что оно помогает человеку понять и самого себя, а также показывать ему, что он понял и что считает истинным. Все в этом мире является уникальным, индивидуальным. Но все постигается человеческим разумом, и это лишь потому, что каждая вещь состоит из моментов, присущих не только определенному объекту, но и являющихся общими для многих других. В процессе выполнения работы изучила правильное использование цветов в интерьере, стили интерьера. Мода интерьера меняется, а восприятие цвета человеком остается.
В качестве завершения хочу отметить, что данный проект для меня явился знаковым, поскольку я познал ещё много интересных фактов и открыл для себя новые идеи, узнал тонкости и отличительные черты вышеперечисленного, которые в будущем я смогу применить в своих дальнейших проектах.
1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (в ред. 16.04.2022). [Электрон. ресурс]// КонсультантПлюс. – URL: http://www.consultant.ru/document/Cons_doc_LAW_140174/ свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 07.06.2022).
2. Адамс Ш. Словарь цвета для дизайнеров / Ш. Адамс. — М.: КоЛибри, 2018. — 272 c.
3. Алексеев А. Г. Дизайн-проектирование. — М.: Юрайт, 2020. — 91 c.
4. Ауэр, К.В. Человек, цвет, пространство / К.В. Ауэр, Г.М. Фрилинг. М.: Стройиздат, 1993.- с. 15-29
5. Ахремко, В.А. Сам себе дизайнер интерьера. Иллюстрированное пошаговое руководство / В.А. Ахремко. - М.: Эксмо, 2018. - 96 c.
6. Берман Д. Do Good Design: как дизайнеры могут изменить мир / Д. Берман. — М.: Символ, 2015. — 200 c.
7. Бионика для дизайнеров: учеб. пособие для вузов / Н. В. Жданов, А. В. Скворцов, М. А. Червонная, И. А. Чернийчук. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2018. — 232 с.
8. Боун, Э. Дизайнер интерьера / Э. Боун. - М.: Махаон, 2018. - 288 c.
9. Брянский И.Н., Сиванькова А.А. Особенности современных стилистических тенденций в дизайне интерьера // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по матер. LXV междунар. науч.-практ. конф. № 10(65). – Новосибирск: СибАК, 2016. – С. 39-46.
10. Гавриков, А.Р. Анализ конкурентов. Пошаговая инструкция / А.Р. Гавриков. – Москва: MAED, 2017- С. 17-19.
11. Графический дизайн. Современные концепции: учеб. пособие для вузов / Е. Э. Павловская [и др.]; отв. ред. Е. Э. Павловская. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2018. — 183 с.
12. Журавлева О.Б. Основы педагогического дизайна дистанционных курсов / О.Б. Журавлева, Б.И. Крук. — М.: ГЛТ, 2013. — 168 c.
13. Зимина, Е. К. Роль дизайна в жизни человека / Е. К. Зимина, Екатерина Нигматулина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2016. – С. 145-147.
14. Кузвесова Н. Л. Графический дизайн: от викторианского стиля до ар-деко. — М.: Юрайт, 2020. — 140 c.
15. Лившиц, В. Б. Художественное материаловедение: ювелирные изделия : учеб. пособие для академического бакалавриата / В. Б. Лившиц, В. И. Куманин, М. Л. Соколова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 208 с.
16. Литвина, Т. В. Дизайн новых медиа : учебник для вузов / Т. В. Литвина. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 181 с.
17. Митина Н. Маркетинг для дизайнеров интерьера.57 способов привлечь клиентов / Н. Митина, Горск. — М.: Альпина Паблишер, 2018. — 168 c.
18. Нартя В. И., Суиндиков Е. Т. Основы конструирования объектов дизайна. Учебное пособие. — М.: Инфра-Инженерия, 2019. — 264 c.
19. Основы дизайна и композиции: современные концепции: учеб. пособие для СПО / Е. Э. Павловская [и др.] ; отв. ред. Е. Э. Павловская. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 183 сПавловская, Е. Э. Графический дизайн. Выпускная квалификационная работа: учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры / Е. Э. Павловская, П. Г. Ковалев. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 227 с.
20. Сайдаматов, Ф. Р. Развитие творческих способностей студентов в процессе профессиональной подготовки / Ф. Р. Сайдаматов. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 8 (43). — С. 374-375. — URL: https://moluch.ru/archive/43/5182/ (дата обращения: 03.06.2022).
21. Соловьев Н. К. Дизайн исторического интерьера в России. — М.: Юрайт, 2020. — 273 c.
22. Триггс Т. Школа искусств. 40 уроков для юных художников и дизайнеров / Т. Триггс, Д. Фрост. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2018. — 320 c.
23. Чембаров, Е.А. Формирование проектных умений студентов-дизайнеров в вузе // Теория и практика общественного развития. 2012. № 8.
24. Шокорова, Л. В. Стилизация в дизайне и декоративно-прикладном искусстве / Л. В. Шокорова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 74 с.
25. Щербакова, М.В. Педагогическое сопровождение формирования креативности будущих дизайнеров/ М.В. Щербакова // Мир науки, культуры, образования. – Горно-Алтайск, 2013. - № 4(41) – С.207-212.