Формирование интонационных средств у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня и дизартрией
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТОНАЦИОННЫХ СРЕДСТВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ И ДИЗАРТРИЕЙ 8
1.1. Понятие интонация, ее компоненты и функции, развитие интонационных
средств в онтогенезе 8
1.2. Психолого-педагогическая характеристика старших дошкольников с
общим недоразвитием речи III уровня и дизартрией 16
1.3. Характеристика интонационных средств речи старших дошкольников с
общим недоразвитием речи III уровня и дизартрией 21
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ 26
2.1. Организация и методика констатирующего эксперимента 26
2.2. Анализ результатов обследования моторики у старших дошкольников с
дизартрией 28
2.3. Анализ результатов обследования интонационных средств речи старших
дошкольников с дизартрией 32
2.4. Анализ результатов обследования устной речи у старших дошкольников
с дизартрией 38
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНТОНАЦИОННЫХ СРЕДСТВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ И ДИЗАРТРИЕЙ 44
3.1. Теоретическое обоснование, принципы и организация обучающего эксперимента 44
3.2. Содержание логопедической работы по формированию интонационных
средств у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня и дизартрией 48
3.3. Контрольный эксперимент и анализ его результатов 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 93
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 109
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТОНАЦИОННЫХ СРЕДСТВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ И ДИЗАРТРИЕЙ 8
1.1. Понятие интонация, ее компоненты и функции, развитие интонационных
средств в онтогенезе 8
1.2. Психолого-педагогическая характеристика старших дошкольников с
общим недоразвитием речи III уровня и дизартрией 16
1.3. Характеристика интонационных средств речи старших дошкольников с
общим недоразвитием речи III уровня и дизартрией 21
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ 26
2.1. Организация и методика констатирующего эксперимента 26
2.2. Анализ результатов обследования моторики у старших дошкольников с
дизартрией 28
2.3. Анализ результатов обследования интонационных средств речи старших
дошкольников с дизартрией 32
2.4. Анализ результатов обследования устной речи у старших дошкольников
с дизартрией 38
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНТОНАЦИОННЫХ СРЕДСТВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ И ДИЗАРТРИЕЙ 44
3.1. Теоретическое обоснование, принципы и организация обучающего эксперимента 44
3.2. Содержание логопедической работы по формированию интонационных
средств у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня и дизартрией 48
3.3. Контрольный эксперимент и анализ его результатов 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 93
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 109
Актуальность исследования: Выразительная речь - это особое качество речи, позволяющее выражать свои мысли и удерживать внимание слушателей. Одним из основных компонентов выразительной речи является интонация, включающая в себя: мелодику, ударение, тембр, ритм, темп, паузы, управление голосом. Интонационная выразительность развивает связною речь, общее психическое развитие ребенка.
Чем выразительнее речь ребенка, тем глубже и разнообразнее его отношение к содержанию речи; выразительная речь дополняет, обогащает высказывание дошкольника, что стимулирует развитие у него связной речи. Это очень важно для полноценной подготовки ребенка к хорошему обучению в школе (Е. Э. Артемова) [2].
Чаще всего несформированность выразительности речи встречается у детей с дизартрией. Проблемами изучения и обучения выразительности речи детей с дизартрией занимались: Е. Ф. Архипова [5], Г. В. Чиркина [48], Л. В. Лопатина [29], О. С. Орлова[32], Л. А. Позднякова [36], Н. В. Серебрякова [40], Е. М. Мастюкова [30], Е. Н. Винарская [14] и др. Авторы, наряду с расстройствами моторной сферы и звукопроизношения отмечают и нарушение интонационной стороны речи.
Сегодняшние дни, в научно-методической литературе есть только отдельные изучения состояния интонационной стороны речи у детей с ОНР. Отмечается нарушение голоса (недостаточная громкость, ограниченный динамический диапазон, несоответствие высоты голоса, не выраженность модуляций), изменение тембра голоса в виде глухости и осиплости, монотонность и однообразность интонационной стороны речи (В. И. Филимонова). Наблюдаются сложности в восприятии и пассивном воспроизведении разных интонационных конструкций, трудности в расстановки логических ударений и выборе правильного паузирования (Л. И. Белякова [9]). Перечисляются факты первичной паралингвистической недостаточности в структуре ОНР - ослабление интонации, ритмическая несформированность, двигательная дискоординация, которая объясняется нарушением мышечного тонуса, что сказывается в недостаточной сформированности кинестетического и двигательного праксиса (Н. Г. Василевская, Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова [30], Т. Б. Филичева [46]). Отмечается слабость слуховой памяти, непонимание значений слов и фразеологических оборотов, что ведет к интонационно-монотонной и лексически не выразительной речи. Дети с ОНР не интересуются книгами, часто остаются безучастными к описательным событиям. Большинство детей не обладают возможностью передачи эмоционально-смыслового содержания высказывания (И. Ю. Кондратенко [23]). Слабо развита их способность к речевому подражанию, произвольное воспроизведение интонации затруднено, сложности возникают при соединении произнесения текста с движениями (Н. А. Тугова, Л. О. Чехладзе). В школе такие дети испытывают трудности при обучении чтению и письму.
Все вышесказанное заставляет взглянуть по-новому на проблему развития выразительности речи у детей с общем недоразвитием речи и дизартрией и уделять надлежащее внимание работе по преодолению недостатков интонационной стороны речи, определять оптимальные пути повышения эффективности методов и средств коррекционной работы в процессе подготовки к школе.
Объект исследования: уровень сформированности интонационных средств у старших дошкольников с ОНР III уровня и дизартрией.
Предмет исследования: содержание логопедической работы по формированию интонационных средств речи у старших дошкольников с ОНР III уровня и дизартрией.
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать основные направления и содержание логопедической работы по формированию интонационных средств речи у старших дошкольников с ОНР III уровня и дизартрией. Апробировать логопедическую работу по формированию интонационных средств речи у старших дошкольников с ОНР III уровня и дизартрией.
В соответствии с целью, объектом и предметом были поставлены следующие задачи исследования:
1. Изучить научно-методическую литературу по данной проблеме: дать определение понятию интонация, его функциям и компонентам; изучить развитие интонационных средств в онтогенезе, дать психолого-педагогическую характеристику старшим дошкольникам с дизартрией; дать характеристику речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
2. Подобрать методику обследования интонационных средств речи у старших дошкольников с ОНР III уровня и дизартрией; провести констатирующий эксперимент и проанализировать его результаты.
3. Теоретически обосновать, определить направление и содержание логопедической работы по формированию интонационных средств речи у старших дошкольников с ОНР III уровня и дизартрией; провести обучающий эксперимент; проанализировать результаты контрольного эксперимента; выявить динамику проведенной работы на основе сравнения результатов констатирующего и контрольного эксперимента.
В процессе решения поставленных задач применялись следующие методы исследования:
1. Теоретический (анализ логопедической, психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследования).
2. Эмпирический (проведение констатирующего, обучающего и контрольного экспериментов, наблюдение).
3. Количественный и качественный анализ полученных данных.
4. Сравнительный (сравнение результатов констатирующего и контрольного экспериментов).
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №6» г. Верхняя Пышма, ул. Феофанова 2а.
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, трех глав основной части, заключения, списка источников литературы и приложений.
Чем выразительнее речь ребенка, тем глубже и разнообразнее его отношение к содержанию речи; выразительная речь дополняет, обогащает высказывание дошкольника, что стимулирует развитие у него связной речи. Это очень важно для полноценной подготовки ребенка к хорошему обучению в школе (Е. Э. Артемова) [2].
Чаще всего несформированность выразительности речи встречается у детей с дизартрией. Проблемами изучения и обучения выразительности речи детей с дизартрией занимались: Е. Ф. Архипова [5], Г. В. Чиркина [48], Л. В. Лопатина [29], О. С. Орлова[32], Л. А. Позднякова [36], Н. В. Серебрякова [40], Е. М. Мастюкова [30], Е. Н. Винарская [14] и др. Авторы, наряду с расстройствами моторной сферы и звукопроизношения отмечают и нарушение интонационной стороны речи.
Сегодняшние дни, в научно-методической литературе есть только отдельные изучения состояния интонационной стороны речи у детей с ОНР. Отмечается нарушение голоса (недостаточная громкость, ограниченный динамический диапазон, несоответствие высоты голоса, не выраженность модуляций), изменение тембра голоса в виде глухости и осиплости, монотонность и однообразность интонационной стороны речи (В. И. Филимонова). Наблюдаются сложности в восприятии и пассивном воспроизведении разных интонационных конструкций, трудности в расстановки логических ударений и выборе правильного паузирования (Л. И. Белякова [9]). Перечисляются факты первичной паралингвистической недостаточности в структуре ОНР - ослабление интонации, ритмическая несформированность, двигательная дискоординация, которая объясняется нарушением мышечного тонуса, что сказывается в недостаточной сформированности кинестетического и двигательного праксиса (Н. Г. Василевская, Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова [30], Т. Б. Филичева [46]). Отмечается слабость слуховой памяти, непонимание значений слов и фразеологических оборотов, что ведет к интонационно-монотонной и лексически не выразительной речи. Дети с ОНР не интересуются книгами, часто остаются безучастными к описательным событиям. Большинство детей не обладают возможностью передачи эмоционально-смыслового содержания высказывания (И. Ю. Кондратенко [23]). Слабо развита их способность к речевому подражанию, произвольное воспроизведение интонации затруднено, сложности возникают при соединении произнесения текста с движениями (Н. А. Тугова, Л. О. Чехладзе). В школе такие дети испытывают трудности при обучении чтению и письму.
Все вышесказанное заставляет взглянуть по-новому на проблему развития выразительности речи у детей с общем недоразвитием речи и дизартрией и уделять надлежащее внимание работе по преодолению недостатков интонационной стороны речи, определять оптимальные пути повышения эффективности методов и средств коррекционной работы в процессе подготовки к школе.
Объект исследования: уровень сформированности интонационных средств у старших дошкольников с ОНР III уровня и дизартрией.
Предмет исследования: содержание логопедической работы по формированию интонационных средств речи у старших дошкольников с ОНР III уровня и дизартрией.
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать основные направления и содержание логопедической работы по формированию интонационных средств речи у старших дошкольников с ОНР III уровня и дизартрией. Апробировать логопедическую работу по формированию интонационных средств речи у старших дошкольников с ОНР III уровня и дизартрией.
В соответствии с целью, объектом и предметом были поставлены следующие задачи исследования:
1. Изучить научно-методическую литературу по данной проблеме: дать определение понятию интонация, его функциям и компонентам; изучить развитие интонационных средств в онтогенезе, дать психолого-педагогическую характеристику старшим дошкольникам с дизартрией; дать характеристику речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
2. Подобрать методику обследования интонационных средств речи у старших дошкольников с ОНР III уровня и дизартрией; провести констатирующий эксперимент и проанализировать его результаты.
3. Теоретически обосновать, определить направление и содержание логопедической работы по формированию интонационных средств речи у старших дошкольников с ОНР III уровня и дизартрией; провести обучающий эксперимент; проанализировать результаты контрольного эксперимента; выявить динамику проведенной работы на основе сравнения результатов констатирующего и контрольного эксперимента.
В процессе решения поставленных задач применялись следующие методы исследования:
1. Теоретический (анализ логопедической, психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследования).
2. Эмпирический (проведение констатирующего, обучающего и контрольного экспериментов, наблюдение).
3. Количественный и качественный анализ полученных данных.
4. Сравнительный (сравнение результатов констатирующего и контрольного экспериментов).
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №6» г. Верхняя Пышма, ул. Феофанова 2а.
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, трех глав основной части, заключения, списка источников литературы и приложений.
В процессе написания выпускной квалификационной работы мы изучили научно-методическую литературу по данной проблеме: дали определение понятию интонация, его функциям и компонентам; изучили развитие интонационных средств в онтогенезе, дали психолого-педагогическую характеристику старшим дошкольникам с дизартрией; дали характеристику речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня. Подобрали методику обследования интонационных средств речи у старших дошкольников с ОНР III уровня и дизартрией; провели констатирующий эксперимент и проанализировать его результаты.
По итогам констатирующего эксперимента мы выявили, что все дошкольники имеют нарушения общей, мелкой, артикуляционной и мимической моторики; звукопроизношения и просодической стороны речи, слоговой структуры слова. Фонетические процессы сформированы недостаточно, уровень развития лексической и грамматической сторон речи не соответствует возрасту.
По результатам проведенного обследования было сформулировано логопедическое заключение: у всех 10 дошкольников - ОНР III уровня, псевдобульбарная дизартрия. У всех наблюдаются нарушение голоса и интонационной стороны речи: нечеткое восприятие и воспроизведение мелодических рисунков фраз, слоговых и ритмических структур, логического ударения, тихий, слабый, пропадающий голос; тембр голоса немодулированный, глухой, прерывистый, монотонный, хрипловатый, приобретает назальный оттенок, темп замедлен, затруднена повествовательная интонация. Эмоциональная окраска речи слабая, невыразительная, лексика бедна. При воспроизведении текстов, стихов, сказок не умеют модулировать силу голоса. При восприятии и воспроизведении интонационных структур, у детей с дизартрией, вызывают трудности слухопроизносительная дифференциация повествовательной и
вопросительной интонации. При этом слуховая дифференциация страдает больше, чем самостоятельное воспроизведение. Есть трудности при восприятии ритма, изолированных ударов, акцентированных ударов, наблюдаются нарушения понимания и воспроизведения мимических и пантомимических картин.
При проведении констатирующего эксперимента были выявлены недостатки интонационной стороны речи дошкольников с дизартрией. Для их преодоления была составлена и проведена коррекционная работа в течение двух месяцев на базе детского сада. В контрольной группе занятия проводились в прежнем режиме логопедом детского сада и воспитателями, а в экспериментальной группе по подобранным методикам проводила занятия я, по два подгрупповых и два индивидуальных занятия в неделю с каждым ребенком. Формирование интонационной стороны речи велось параллельно с развитием моторной, голосовой, интонационной базы, коррекции звукопроизношения, фонематических процессов, лексики и грамматики.
Чтобы оценить эффективность проведенного обучающего эксперимента мы провели контрольный эксперимент. Исходя из сравнительного анализа мы видим, что положительная динамика экспериментальной группы, в которой проводилась коррекционная работа выше, чем в контрольной группе, где проходили занятия по обычной программе. Таким образом, можно сделать вывод об эффективности проведенной коррекционной работы по формированию интонационной стороны речи старших дошкольников с ОНР III уровня и дизартрией.
Цель выпускной квалификационной работы достигнута, задачи выполнены.
По итогам констатирующего эксперимента мы выявили, что все дошкольники имеют нарушения общей, мелкой, артикуляционной и мимической моторики; звукопроизношения и просодической стороны речи, слоговой структуры слова. Фонетические процессы сформированы недостаточно, уровень развития лексической и грамматической сторон речи не соответствует возрасту.
По результатам проведенного обследования было сформулировано логопедическое заключение: у всех 10 дошкольников - ОНР III уровня, псевдобульбарная дизартрия. У всех наблюдаются нарушение голоса и интонационной стороны речи: нечеткое восприятие и воспроизведение мелодических рисунков фраз, слоговых и ритмических структур, логического ударения, тихий, слабый, пропадающий голос; тембр голоса немодулированный, глухой, прерывистый, монотонный, хрипловатый, приобретает назальный оттенок, темп замедлен, затруднена повествовательная интонация. Эмоциональная окраска речи слабая, невыразительная, лексика бедна. При воспроизведении текстов, стихов, сказок не умеют модулировать силу голоса. При восприятии и воспроизведении интонационных структур, у детей с дизартрией, вызывают трудности слухопроизносительная дифференциация повествовательной и
вопросительной интонации. При этом слуховая дифференциация страдает больше, чем самостоятельное воспроизведение. Есть трудности при восприятии ритма, изолированных ударов, акцентированных ударов, наблюдаются нарушения понимания и воспроизведения мимических и пантомимических картин.
При проведении констатирующего эксперимента были выявлены недостатки интонационной стороны речи дошкольников с дизартрией. Для их преодоления была составлена и проведена коррекционная работа в течение двух месяцев на базе детского сада. В контрольной группе занятия проводились в прежнем режиме логопедом детского сада и воспитателями, а в экспериментальной группе по подобранным методикам проводила занятия я, по два подгрупповых и два индивидуальных занятия в неделю с каждым ребенком. Формирование интонационной стороны речи велось параллельно с развитием моторной, голосовой, интонационной базы, коррекции звукопроизношения, фонематических процессов, лексики и грамматики.
Чтобы оценить эффективность проведенного обучающего эксперимента мы провели контрольный эксперимент. Исходя из сравнительного анализа мы видим, что положительная динамика экспериментальной группы, в которой проводилась коррекционная работа выше, чем в контрольной группе, где проходили занятия по обычной программе. Таким образом, можно сделать вывод об эффективности проведенной коррекционной работы по формированию интонационной стороны речи старших дошкольников с ОНР III уровня и дизартрией.
Цель выпускной квалификационной работы достигнута, задачи выполнены.
Подобные работы
- Формирование интонационных средств у старших дошкольников с
общим недоразвитием речи III уровня и дизартрией
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Формирование монологической речи на примере рассказа-описания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня с использованием средств мнемотехники
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2022 - Программа по формированию связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2021 - ФОРМИРОВАНИЕ СТРУКТУРНО-СЕМАНТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
ПРЕДЛОЖЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ
НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2018 - Логопедическая работа по формированию слоговой структуры слова у детей 3-4 лет с общим недоразвитием речи I уровня
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2023 - ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСОДИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
СРЕДСТВАМИ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ СКАЗОК
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ ПРИРОДОВЕДЧЕСКОГО СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ ПОСРЕДСТВОМ ИГР ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2021 - КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ РЕЧЕДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСОДИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ СКАЗОК
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2016



