Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Использование дидактических игр при коррекции нарушений произносительной системы речи у старших дошкольников с дизартрией

Работа №93631

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы60
Год сдачи2022
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
173
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 6
1.1. Развитие произносительной стороны речи у детей в норме 6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика старших дошкольников
с дизартрией 13
1.3. Характеристика нарушений произносительной системы речи у
старших дошкольников с дизартрией 21
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ 27
2.1. Организация, принципы и методика обследования моторики и
устной речи у старших дошкольников 27
2.2. Анализ результатов обследования моторики и устной речи у
старших дошкольников с дизартрией 30
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР 40
3.1. Принципы, цели, задачи логопедической работы по коррекции
нарушений произносительной системы речи у старших дошкольников с дизартрией 40
3.2. Содержание логопедической работы по коррекции нарушений
произносительной системы речи у старших дошкольников с дизартрией посредством дидактических игр 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 54


Современное дошкольное учреждение в настоящее время сталкивается с проблемой подготовки детей к школьному процессу. Основным показателем готовности ребенка к школе является четкая, правильная во всех смыслах речь, чиста речь.
Е.Н. Винарская описывает, что количество детей с дизартрией увеличивается ежегодно. У большего количества детей с дизартрией имеются отклонения в фонетико-фонематической стороны речи. Коррекция этих нарушений является большим и тяжелым процессом, при котором необходимо учитывать особенности ребенка, постоянная систематическая квалифицированная помощь.
При дальнейшем обучении ребенка, недоразвитие произносительной речи оказывает негативное воздействие, которое в последующем приводит к общему недоразвитию речи. К школьному возрасту такие отклонения приводят к нарушению чтения и письма.
Исправить данное нарушение возможно путем своевременной и качественное логопедической работы, а также дополнительно путем лечебных мероприятий [3].
При преодолении нарушения речи важное значение имеет социальное значение речи. Пути коррекции зависят от тяжести нарушения, и от понимания механизма и его воздействия на все системы. Благодаря этому можно подобрать наиболее эффективные средства для коррекции.
В своих работах Л.В. Лопатина повествует о том, как недоразвитие фонетической стороны речи оказывает негативное влияние на всё психическое развитие ребенка, которые в дальнейшем отражаются на его поведении и деятельности. Более тяжелые дефекты речи могут в той или иной степени оказывать влияние на умственное развитие ребенка.
А также влияние и на развитие высших уровней познавательной деятельности. Это объясняется непосредственной взаимосвязью между речью и мышлением. А также дефицитом социальных взаимодействий, которые реализуются путем познания ребенком окружающей среды [24].
В последующем недоразвитие произносительной стороны речи, а также дефицит речевого общения, приводит к негативному формированию личности ребенка.
Данное нарушение может провоцировать появлению вторичных психических расстройств.
Нарушения специфических особенностей эмоционально -волевой сферы, провоцирует появление и формирование отрицательных черт личности. Проявляются через застенчивость, замкнутость, нерешительность, негативизм, ощущение неполноценности.
Все вышеперечисленные нарушения оказывают негативное влияние, которое отражается в дальнейшем на успеваемости в целом, выборе профессии, постановки целей по жизни [9]. Таким образом, вопрос о развитии всех этих процессов у старших дошкольников с дизартрией является наиболее актуальным.
Цель исследования: обосновать и разработать содержание
логопедической работы по коррекции нарушений произносительной стороны речи у старших дошкольников с дизартрией с использованием дидактических игр.
Задачи исследовательской работы:
1. Изучить научную и методическую литературу по проблеме произносительной стороны речи у старших дошкольников с дизартрией.
2. Провести констатирующий эксперимент и проанализировать его результаты в количественном и качественном аспектах.
3. Разработать содержание коррекционной работы по формированию произносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией с использованием дидактических игр.
Объектом исследования выступает моторика, произносительная система речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.
Предмет: содержание логопедической работы по коррекции
произносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией с использованием дидактических игр.
Методологическая основа данной работы - это работы И.Ф. Архиповой, Р.Е. Левиной, Л.В. Лопатиной, Т.А. Ткаченко, Н.М. Трубниковой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, и др [2,37].
Организация исследования. Исследование проводилось в январе 2020 на базе муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №4» г. Арамиль, Свердловской области. Исследование проводилось с группой 5 человек: 2 мальчика и 3 девочки. Средний возраст детей - 5-6 лет.
Структура и объём выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка источников и литературы, приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Изучение темы по нарушениям произносительной стороне речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией изучается давно. На данный момент эта тема носит актуальный характер. Проведённый анализ литературных источников показал, что большая распространенность нарушений звукопроизношения у детей в значительной степени обусловливается нарушением моторной сферы. Дефекты устной речи создают препятствия для общения ребенка с окружающими.
Целью исследования стало научное обоснование и разработка содержание логопедической работы по коррекции нарушений произносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.
В теоретической части работы был проведен анализ психолого - педагогической литературы по изучаемой проблеме. Рассмотрены особенности развития произносительной стороны речи у детей в норме и у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией. Было выявлено, что нарушение произносительной стороны речи у старших дошкольников с дизартрией приводит к тому, что у детей не формируется в нужной степени вся лексико-грамматическая сторона речи.
Во второй главе был проведен констатирующий эксперимент. Задачей которого состояла в выявлении нарушений произносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.
Логопедическая работа проводилась в январе 2020 года на базе муниципального автономного комбинированного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего комбинированного вида №4» г. Арамиль Свердловской области. Целью работы явилось изучение нарушений фонематических процессов у старших дошкольников.
Обследование детей проводилось в несколько этапов:
1) изучение медико-педагогической документации;
2) обследование моторных функций учащихся (общая, мелкая, артикуляционная моторика).
3) обследование фонетической стороны речи;
4) обследование фонематических процессов;
5) обследование лексического строя речи;
6) обследование грамматического строя речи.
При отборе направлений и содержания обследования работа строилась с опорой на методические рекомендации Н.М. Трубниковой.
Оценка результатов производилась количественно и качественно.
Количественная оценка разработана в балльной системе. Для каждого направления исследования определены параметры данной балльной системы.
Конкретизация выявленных нарушений производилась качественно в виде описаний допущенных ошибок при выполнении экспериментальных заданий. Обработка материалов осуществлялась в виде таблиц и рисунков.
Анализ констатирующего эксперимента показал, что дети обладают недостаточным уровнем развития моторной сферы, преимущественно артикуляционной моторики. У испытуемых отмечается полиморфное и мономорфное нарушение звукопроизношения. Инструкции
экспериментатора дети воспринимают с трудом, поэтому не сразу выполняют задание.
Дети затрудняются в дифференциации звуков на слух, в звуковом анализе и синтезе слова.
На основании анализа методической, теоретической литературы, а также результатов констатирующего эксперимента, были выделили ведущие направления работы:
1. Развитие моторной сферы.
2. Постановка звука.
3. Автоматизация звука.
4. Дифференциация звука.
По каждому направлению разработано и представлено содержание логопедической работы по коррекции произносительной стороны речи для обследованных детей.
Используя в своей коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с дизартрией дидактические игры, можно достигнуть поставленной цели на много быстрее. На занятии ребенок становится активным, у него появляется интерес к работе, он запоминает все намного быстрее.
Благодаря правильно поставленным задачам по окончанию констатирующего эксперимента была достигнута цель по разработке содержания логопедической работы по коррекции нарушений произносительной стороны речи у старших дошкольников с дизартрией с использованием дидактических игр.



1. Александрова, Т. В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников : учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей / Т. В. Александрова. - Санкт-Петербург : Детство-пресс, 2005. - 213 с.
2. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей / Е. Ф. Архипова. - Москва : Астрель, 2007. - 34 с.
3. Винарская, Е. Н. Фонетические проблемы логопедии в России на рубеже XX-XXI веков : Проблемы детской речи / Е. В. Винарская // Педагогика. - Санкт-Петербург : Лабиринт, 1999. - С. 23-32.
4. Волкова, Л. С. Логопедия : учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений. - Москва : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. - 320 с.
5. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. - Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2007. - 35 с.
6. Григорьева, Ю. С. Прикладные аспекты использования дидактической игры как средства полового воспитания детей старшего дошкольного возраста : монография / Ю. С. Григорьева ; Перм. гос. пед. ун-т.
- Пермь : [б. и.], 2008. - 1б1 с.
7. Губанова, Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду : программа и метод. рекомендации / Н. Ф. Губанова. - Москва : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2006. - 151 с.
8. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения : сб. метод. рекомендаций / Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена ; сост. В. П. Балобанова.
- Санкт-Петербург : ДЕТСТВО-ПРЕСС,2001. - 238 с.
9. Дурова, Н. В. Формирование фонематического слуха детей / Н. В. Дурова. - Москва : Просвещение, 199б. - 123 с.
10. Жинкин, Н. И. Речь как проводник информации / Н. И. Жинкин. -
Москва : Наука, 1982. - 159 с.
11. Иншакова, О. Б. Альбом для логопеда / О. Б. Иншакова. - Москва : ВЛАДОС, 2017. - 279 с.
12. Карелина, И. Б. Логопедическая работа с детьми с минимальными дизартрическими расстройствами : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.03 / И. Б. Карелина ; Рос. акад. образования. - Москва, 2000. - 172 с.
13. Каше, Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи: пособие для логопеда / Г. А. Каше. - Москва : Просвещение, 1985. - 13 с.
14. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика : учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений / С. А. Козлова, Т. А. Куликов. - Москва : Академия, 2006. - 414 с
15. Коновалова, О. В. Классификация дидактических игр как
теоретическая основа их выбора и практического применения / О. В. Коновалова // Педагогика: традиции и инновации. - 2016. - Т. 2, № 3. - С. 35¬
38. - URL: https://moluch.ru/conf7ped/archive/104/5815/
(дата обращения: 22.09.2020).
16. Корнев, А. Н. Нарушения чтения и письма у детей : учеб.-метод. пособие / А. Н. Корнев. - Санкт-Петербург : МиМ, 1997. - 286 с.
17. Коррекция нарушений речи : программы дошкол. образоват. учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова, А. В. Лагутина. - Москва : Просвещение, 2017. - 204 с.
18. Краузе, Е. Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика : практ. пособие / Е. Н. Краузе. - Санкт-Петербург : КОРОНА принт, 2004. - 80 с.
19. Лалаева, Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах :
метод. пособие для учителя-логопеда / Р. И. Лалаева. - Москва :
ВЛАДОС, 2004. - 220 с.
20. Левина, Р. Е. Воспитание правильной речи у детей /
Р. Е. Левина - Москва : Просвещение, 2006. - 54 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ