ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 6
1.1. Развитие произносительной стороны речи у детей в норме 6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика старших дошкольников
с дизартрией 13
1.3. Характеристика нарушений произносительной системы речи у
старших дошкольников с дизартрией 21
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ 27
2.1. Организация, принципы и методика обследования моторики и
устной речи у старших дошкольников 27
2.2. Анализ результатов обследования моторики и устной речи у
старших дошкольников с дизартрией 30
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР 40
3.1. Принципы, цели, задачи логопедической работы по коррекции
нарушений произносительной системы речи у старших дошкольников с дизартрией 40
3.2. Содержание логопедической работы по коррекции нарушений
произносительной системы речи у старших дошкольников с дизартрией посредством дидактических игр 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 54
Современное дошкольное учреждение в настоящее время сталкивается с проблемой подготовки детей к школьному процессу. Основным показателем готовности ребенка к школе является четкая, правильная во всех смыслах речь, чиста речь.
Е.Н. Винарская описывает, что количество детей с дизартрией увеличивается ежегодно. У большего количества детей с дизартрией имеются отклонения в фонетико-фонематической стороны речи. Коррекция этих нарушений является большим и тяжелым процессом, при котором необходимо учитывать особенности ребенка, постоянная систематическая квалифицированная помощь.
При дальнейшем обучении ребенка, недоразвитие произносительной речи оказывает негативное воздействие, которое в последующем приводит к общему недоразвитию речи. К школьному возрасту такие отклонения приводят к нарушению чтения и письма.
Исправить данное нарушение возможно путем своевременной и качественное логопедической работы, а также дополнительно путем лечебных мероприятий [3].
При преодолении нарушения речи важное значение имеет социальное значение речи. Пути коррекции зависят от тяжести нарушения, и от понимания механизма и его воздействия на все системы. Благодаря этому можно подобрать наиболее эффективные средства для коррекции.
В своих работах Л.В. Лопатина повествует о том, как недоразвитие фонетической стороны речи оказывает негативное влияние на всё психическое развитие ребенка, которые в дальнейшем отражаются на его поведении и деятельности. Более тяжелые дефекты речи могут в той или иной степени оказывать влияние на умственное развитие ребенка.
А также влияние и на развитие высших уровней познавательной деятельности. Это объясняется непосредственной взаимосвязью между речью и мышлением. А также дефицитом социальных взаимодействий, которые реализуются путем познания ребенком окружающей среды [24].
В последующем недоразвитие произносительной стороны речи, а также дефицит речевого общения, приводит к негативному формированию личности ребенка.
Данное нарушение может провоцировать появлению вторичных психических расстройств.
Нарушения специфических особенностей эмоционально -волевой сферы, провоцирует появление и формирование отрицательных черт личности. Проявляются через застенчивость, замкнутость, нерешительность, негативизм, ощущение неполноценности.
Все вышеперечисленные нарушения оказывают негативное влияние, которое отражается в дальнейшем на успеваемости в целом, выборе профессии, постановки целей по жизни [9]. Таким образом, вопрос о развитии всех этих процессов у старших дошкольников с дизартрией является наиболее актуальным.
Цель исследования: обосновать и разработать содержание
логопедической работы по коррекции нарушений произносительной стороны речи у старших дошкольников с дизартрией с использованием дидактических игр.
Задачи исследовательской работы:
1. Изучить научную и методическую литературу по проблеме произносительной стороны речи у старших дошкольников с дизартрией.
2. Провести констатирующий эксперимент и проанализировать его результаты в количественном и качественном аспектах.
3. Разработать содержание коррекционной работы по формированию произносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией с использованием дидактических игр.
Объектом исследования выступает моторика, произносительная система речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.
Предмет: содержание логопедической работы по коррекции
произносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией с использованием дидактических игр.
Методологическая основа данной работы - это работы И.Ф. Архиповой, Р.Е. Левиной, Л.В. Лопатиной, Т.А. Ткаченко, Н.М. Трубниковой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, и др [2,37].
Организация исследования. Исследование проводилось в январе 2020 на базе муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №4» г. Арамиль, Свердловской области. Исследование проводилось с группой 5 человек: 2 мальчика и 3 девочки. Средний возраст детей - 5-6 лет.
Структура и объём выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка источников и литературы, приложений.
Изучение темы по нарушениям произносительной стороне речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией изучается давно. На данный момент эта тема носит актуальный характер. Проведённый анализ литературных источников показал, что большая распространенность нарушений звукопроизношения у детей в значительной степени обусловливается нарушением моторной сферы. Дефекты устной речи создают препятствия для общения ребенка с окружающими.
Целью исследования стало научное обоснование и разработка содержание логопедической работы по коррекции нарушений произносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.
В теоретической части работы был проведен анализ психолого - педагогической литературы по изучаемой проблеме. Рассмотрены особенности развития произносительной стороны речи у детей в норме и у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией. Было выявлено, что нарушение произносительной стороны речи у старших дошкольников с дизартрией приводит к тому, что у детей не формируется в нужной степени вся лексико-грамматическая сторона речи.
Во второй главе был проведен констатирующий эксперимент. Задачей которого состояла в выявлении нарушений произносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.
Логопедическая работа проводилась в январе 2020 года на базе муниципального автономного комбинированного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего комбинированного вида №4» г. Арамиль Свердловской области. Целью работы явилось изучение нарушений фонематических процессов у старших дошкольников.
Обследование детей проводилось в несколько этапов:
1) изучение медико-педагогической документации;
2) обследование моторных функций учащихся (общая, мелкая, артикуляционная моторика).
3) обследование фонетической стороны речи;
4) обследование фонематических процессов;
5) обследование лексического строя речи;
6) обследование грамматического строя речи.
При отборе направлений и содержания обследования работа строилась с опорой на методические рекомендации Н.М. Трубниковой.
Оценка результатов производилась количественно и качественно.
Количественная оценка разработана в балльной системе. Для каждого направления исследования определены параметры данной балльной системы.
Конкретизация выявленных нарушений производилась качественно в виде описаний допущенных ошибок при выполнении экспериментальных заданий. Обработка материалов осуществлялась в виде таблиц и рисунков.
Анализ констатирующего эксперимента показал, что дети обладают недостаточным уровнем развития моторной сферы, преимущественно артикуляционной моторики. У испытуемых отмечается полиморфное и мономорфное нарушение звукопроизношения. Инструкции
экспериментатора дети воспринимают с трудом, поэтому не сразу выполняют задание.
Дети затрудняются в дифференциации звуков на слух, в звуковом анализе и синтезе слова.
На основании анализа методической, теоретической литературы, а также результатов констатирующего эксперимента, были выделили ведущие направления работы:
1. Развитие моторной сферы.
2. Постановка звука.
3. Автоматизация звука.
4. Дифференциация звука.
По каждому направлению разработано и представлено содержание логопедической работы по коррекции произносительной стороны речи для обследованных детей.
Используя в своей коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с дизартрией дидактические игры, можно достигнуть поставленной цели на много быстрее. На занятии ребенок становится активным, у него появляется интерес к работе, он запоминает все намного быстрее.
Благодаря правильно поставленным задачам по окончанию констатирующего эксперимента была достигнута цель по разработке содержания логопедической работы по коррекции нарушений произносительной стороны речи у старших дошкольников с дизартрией с использованием дидактических игр.
1. Александрова, Т. В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников : учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей / Т. В. Александрова. - Санкт-Петербург : Детство-пресс, 2005. - 213 с.
2. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей / Е. Ф. Архипова. - Москва : Астрель, 2007. - 34 с.
3. Винарская, Е. Н. Фонетические проблемы логопедии в России на рубеже XX-XXI веков : Проблемы детской речи / Е. В. Винарская // Педагогика. - Санкт-Петербург : Лабиринт, 1999. - С. 23-32.
4. Волкова, Л. С. Логопедия : учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений. - Москва : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. - 320 с.
5. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. - Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2007. - 35 с.
6. Григорьева, Ю. С. Прикладные аспекты использования дидактической игры как средства полового воспитания детей старшего дошкольного возраста : монография / Ю. С. Григорьева ; Перм. гос. пед. ун-т.
- Пермь : [б. и.], 2008. - 1б1 с.
7. Губанова, Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду : программа и метод. рекомендации / Н. Ф. Губанова. - Москва : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2006. - 151 с.
8. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения : сб. метод. рекомендаций / Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена ; сост. В. П. Балобанова.
- Санкт-Петербург : ДЕТСТВО-ПРЕСС,2001. - 238 с.
9. Дурова, Н. В. Формирование фонематического слуха детей / Н. В. Дурова. - Москва : Просвещение, 199б. - 123 с.
10. Жинкин, Н. И. Речь как проводник информации / Н. И. Жинкин. -
Москва : Наука, 1982. - 159 с.
11. Иншакова, О. Б. Альбом для логопеда / О. Б. Иншакова. - Москва : ВЛАДОС, 2017. - 279 с.
12. Карелина, И. Б. Логопедическая работа с детьми с минимальными дизартрическими расстройствами : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.03 / И. Б. Карелина ; Рос. акад. образования. - Москва, 2000. - 172 с.
13. Каше, Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи: пособие для логопеда / Г. А. Каше. - Москва : Просвещение, 1985. - 13 с.
14. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика : учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений / С. А. Козлова, Т. А. Куликов. - Москва : Академия, 2006. - 414 с
15. Коновалова, О. В. Классификация дидактических игр как
теоретическая основа их выбора и практического применения / О. В. Коновалова // Педагогика: традиции и инновации. - 2016. - Т. 2, № 3. - С. 35¬
38. - URL: https://moluch.ru/conf7ped/archive/104/5815/
(дата обращения: 22.09.2020).
16. Корнев, А. Н. Нарушения чтения и письма у детей : учеб.-метод. пособие / А. Н. Корнев. - Санкт-Петербург : МиМ, 1997. - 286 с.
17. Коррекция нарушений речи : программы дошкол. образоват. учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова, А. В. Лагутина. - Москва : Просвещение, 2017. - 204 с.
18. Краузе, Е. Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика : практ. пособие / Е. Н. Краузе. - Санкт-Петербург : КОРОНА принт, 2004. - 80 с.
19. Лалаева, Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах :
метод. пособие для учителя-логопеда / Р. И. Лалаева. - Москва :
ВЛАДОС, 2004. - 220 с.
20. Левина, Р. Е. Воспитание правильной речи у детей /
Р. Е. Левина - Москва : Просвещение, 2006. - 54 с.
...