ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПИСЬМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОНР 6
1.1. Психофизиологические основы формирования навыка
письма 6
1.2. Психолого-педагогическая и речевая характеристика детей с общим
недоразвитием речи 8
1.3. Особенности проявления аграмматической дисграфии у детей
_ 12
младшего школьного возраста 12
ГЛАВА 2 КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И ЕГО АНАЛИЗ 16
2.1. Организация и методика проведения констатирующего
эксперимента по изучению устной и письменной речи у младших школьников 16
2.2. Результаты и анализ констатирующего эксперимента 20
ГЛАВА 3. СОДЕРЖАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ АГРАММАТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 32
3.1. Организация и направления логопедической работы по преодолению аграмматической дисграфии у детей младшего школьного
32 возраста 32
3.2. Содержание логопедической работы по преодолению
аграмматической дисграфии у младших школьников 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 57
Письменная речь является одним из видов речи и включает в свой состав письмо и чтение. Научить ребенка грамотному письму и чтению - одна из главнейших задач начальной школы. Сложный процесс освоения грамоты распадается на несколько этапов, большая часть из которых приходится на начальную ступень обучения. Ученик, овладевший навыком чтения и письма, может быть более успешен в дальнейшем обучении [42].
Изучив статистические данные, можно отметить, что количество учеников, имеющих речевые расстройства, становится больше с каждым годом. Проводя исследования среди детей начальной школы, по данным Л. Г. Парамоновой, около 30 % школьников имеют нарушения в письменной речи [31]. Поэтому актуальной остается глобальная проблема профилактики, выявления и коррекции речевых нарушений у детей младшего школьного возраста [34]. Отмечается, что самым распространенным дефектом речи у младших школьников является нарушение письма.
Нарушение процесса формирования письма в настоящее время рассматривают в клиническом, психологическом, педагогическом, психолингвистическом, нейропсихологическом аспектах. Вопросы симптоматики, механизмов дисграфии, структура этого речевого расстройства, методологические подходы, направления, содержание и дифференцированные методы коррекции различных видов дисграфий освещены Е. Н. Ефименковой, А. Н. Корне-вым, Р. И. Лалаевой, Е. А. Логиновой, Л. Г. Парамоновой, И. Н. Садовниковой, Е. Ф. Соботович, О. А. Токаревой, С. Б. Яковлевым и другими [32].
Аграмматическая дисграфия является одним из самых распространенных отклонений в письменной речи учеников. И характеризуется частичным нарушением процесса письма, проявляющимся в стойких и повторяющихся ошибках, обусловленных лексико¬грамматическим недоразвитием строя речи [18]. Данная проблема заслуживает особого внимания, так как проявления аграмматической дисграфии, являются причиной стойкой неуспеваемости из-за невозможности овладеть правильной и грамотной письменной и устной речью, что может повлечь за собой отклонения в формировании личности ребенка. С данным мнением согласны Р. И. Лалаева, Л. Г. Парамонова, В. Прищепова и другие ученые [19].
В связи с этим одной их актуальных задач логопедии является поиск оптимальных путей коррекции аграмматической дисграфии у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи.
Поэтому объектом исследования является письменная речь у младших школьников с общим недоразвитием речи.
Предметом исследования является содержание работы по преодолению аграмматической дисграфии у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи.
Цель исследования: изучить проявления аграмматической дисграфии на письме у младших школьников с общим недоразвитием речи и определить содержание логопедической работы по преодолению стойких специфических ошибок на письме.
Задачи:
1. Провести анализ научно-методической литературы по вопросам, связанным с изучением психофизиологических основ формирования письма у младших школьников, психолого-педагогической и речевой характеристики детей с общим недоразвитием речи, особенностей проявления аграмматической дисграфии.
2. Провести констатирующий эксперимент, направленный на изучение стойких специфических ошибок на письме у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи.
3. Определить содержание коррекционной работы по преодолению аграмматической дисграфии у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи и разработать индивидуальный перспективный план работы, направленный на устранение нарушений на письме у каждого ученика.
Для решения задач использованы методы исследования:
1) теоретическое изучение и анализ специальной логопедической и психолого-педагогической литературы;
2) выявление детей с нарушениями в письменной речи;
3) структурирование материала, направленного на коррекцию аграмматичсекой дисграфии;
Практическая значимость исследования заключается в углубленном изучении материала по теме исследования, дополняющие представления о коррекции лексико-грамматического строя речи у учащихся, разработке систематизированных методических подходов. Представленный
практический и наглядный материал может быть использован специалистами - логопедами, учителями начальных классов.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы и приложений.
Во введении обоснована актуальность изучаемой проблемы, определены объект, предмет исследования, его цели и задачи, методы исследования, сформулирована практическая значимость работы.
В первой главе «Теоретическое основы формирования письма у младших школьников с ОНР» представлен анализ теоретических источников, освещены основные аспекты данной темы, определено направление экспериментально практического исследования.
Во второй главе показана организация и методика проведения диагностик, направленных на выявление детей, имеющих нарушения на письме.
В третьей главе содержится содержательный направления и план организации логопедической работы. В «Заключении» представлены выводы по части выпускной квалификационной работы.
В ходе написания выпускной квалификационной работы были изучены: психофизиологические основы формирования навыка письма, психолого-педагогическая и речевая характеристика детей с общим недоразвитием речи, особенности проявления аграмматической дисграфии.
Проявления аграмматической дисграфии составляет значительный процент среди других нарушений письменной речи, встречающихся у младших школьников. Недоразвитие лексико-грамматического строя речи может являться серьезным препятствием в овладении учениками грамотным письмом и чтением на начальных этапах обучения.
В МАОУ СОШ № 64 Ленинского района была проведена диагностика 5 учеников начальной школы. После обследования, был написан качественный анализ по результата обследования. На основе данных результатов был составлен перспективный индивидуальный план работы для каждого ребенка, разработаны конспекты групповых, подгрупповых и индивидуальных занятий, а также разработаны и систематизированы упражнения по каждой теме, вызывающей трудности в понимании у младших школьников.
Перед нами была поставлена цель: на основе изучения методической литературы и анализа результатов констатирующего эксперимента разработать содержание логопедической работы, направленной на преодоление аграмматической дисграфии у младших школьников с общим недоразвитием речи.
Следует отметить, что формирующий эксперимент проведен не был, но грамотно выстроенная логопедическая работа, направленная на преодоление письменных нарушений в системе может дать положительные результаты. Следовательно, цель исследования будет достигнута и данный материал может применяться специалистами в своей работе.
В ходе написания выпускной квалификационной работы были изучены: психофизиологические основы формирования навыка письма, психолого-педагогическая и речевая характеристика детей с общим недоразвитием речи, особенности проявления аграмматической дисграфии.
Проявления аграмматической дисграфии составляет значительный процент среди других нарушений письменной речи, встречающихся у младших школьников. Недоразвитие лексико-грамматического строя речи может являться серьезным препятствием в овладении учениками грамотным письмом и чтением на начальных этапах обучения.
В МАОУ СОШ № 64 Ленинского района была проведена диагностика 5 учеников начальной школы. После обследования, был написан качественный анализ по результата обследования. На основе данных результатов был составлен перспективный индивидуальный план работы для каждого ребенка, разработаны конспекты групповых, подгрупповых и индивидуальных занятий, а также разработаны и систематизированы упражнения по каждой теме, вызывающей трудности в понимании у младших школьников.
Перед нами была поставлена цель: на основе изучения методической литературы и анализа результатов констатирующего эксперимента разработать содержание логопедической работы, направленной на преодоление аграмматической дисграфии у младших школьников с общим недоразвитием речи.
Следует отметить, что формирующий эксперимент проведен не был, но грамотно выстроенная логопедическая работа, направленная на преодоление письменных нарушений в системе может дать положительные результаты. Следовательно, цель исследования будет достигнута и данный материал может применяться специалистами в своей работе.
...