Коррекция недоразвития фонетико-фонематической системы речи у детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией в условиях логопункта
|
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ НЕДОРАЗВИТИЯ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИЕЙ 7
1.1. Онтогенез фонетико-фонематической системы речи детей в норме 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного
возраста с псевдобульбарной дизартрией 12
1.3. Характеристика фонетико-фонематической системой речи детей
старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией 16
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МОТОРИКИ, ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИЕЙ 22
2.1. Организация, принципы и методика исследования моторики, фонетико-фонематической системы речи у детей старшего дошкольного возраста 22
2.2. Анализ результатов исследования моторики и фонетико-фонематической
системы речи у детей дошкольного возраста с дизартрией 24
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ НЕДОРАЗВИТИЯ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С
ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИЕЙ В УСЛОВИЯХ ЛОГОПУНКТА 40
3.1. Принципы и организация логопедической работы по коррекции
недоразвития фонетико-фонематической системы речи у детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией 40
3.2. Содержание логопедической работы по коррекции недоразвития
фонетико-фонематической системы речи у детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 56
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИЕЙ 7
1.1. Онтогенез фонетико-фонематической системы речи детей в норме 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного
возраста с псевдобульбарной дизартрией 12
1.3. Характеристика фонетико-фонематической системой речи детей
старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией 16
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МОТОРИКИ, ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИЕЙ 22
2.1. Организация, принципы и методика исследования моторики, фонетико-фонематической системы речи у детей старшего дошкольного возраста 22
2.2. Анализ результатов исследования моторики и фонетико-фонематической
системы речи у детей дошкольного возраста с дизартрией 24
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ НЕДОРАЗВИТИЯ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С
ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИЕЙ В УСЛОВИЯХ ЛОГОПУНКТА 40
3.1. Принципы и организация логопедической работы по коррекции
недоразвития фонетико-фонематической системы речи у детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией 40
3.2. Содержание логопедической работы по коррекции недоразвития
фонетико-фонематической системы речи у детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 56
Актуальность исследования. В современном мире проблема поиска эффективных форм и методов педагогической работы по обучению и воспитанию детей с нарушениями речи особенно остро стоит перед специалистами (Е.Ф. Архипова, Л.В. Лопатина). Одним из наиболее распространенных нарушений речи является псевдобульбарная дизартрия, которое по определению Е.Н. Винарской, обусловлено расстройством иннервации артикуляционных мышц вследствие поражения кортико-бульбарных проводящих трактов. При данном нарушении у детей отмечаются трудности формирования фонетико-фонематической стороны речи, что негативно отражается на коммуникативном развитии детей, способствуют появлению замкнутости и, в целом, социальной дезадаптации (Е.Н. Винарская, Л.И. Белякова). Недоразвитие фонетико-фонематической системы речи приведут в дальнейшем к появлению дисграфий и дислексий, о чем писали такие авторы, как Е.Ф. Архипова, Л.В. Лопатина, Н.М. Миронова, М.Ф. Фомичева и другие.
Проблеме нарушений фонетико-фонематических у дошкольников с речевой патологией посвящены многие труды современных авторов: Л.И. Беляковой, Е.Н. Винарской, Л.В. Лопатиной, Н.В. Серебряковой и других. Согласно исследований данных авторов, своевременное выявление детей дошкольного возраста с дизартрией и проведение специально организованного обучения позволяют не только исправить первичный дефект, но и подготовить детей к обучению в школе.
Несмотря на то, что проблема широко представлена в источниках, поиск эффективным методов и форм работы по коррекции недоразвития фонетико-фонематической системы речи у рассматриваемой категории дошкольников продолжается с учетом инновационных, современных подходов к логопедической работе. Таким образом, существует противоречие между значительным числом детей старшего дошкольного 4
возраста с псевдобульбарной дизартрией и недостатком современных методик формирования у них фонетико-фонематической системы с учетом инновационных форм и методов логопедической работы, что подчеркивает проблему исследования.
Цель исследования - на основе теоретического исследования источников и реализации практического изучения состояния фонетико¬фонематической системы речи разработать содержание логопедической работы по коррекции недоразвития фонетико-фонематической системы речи у детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией в условиях логопункта.
Задачи исследования:
1. Выполнить обзор научной и методической литературы по проблеме исследования.
2. Провести практическое исследование с целью оценки сформированности фонетико-фонематической системы речи у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией.
3. Разработать основные направления и содержание логопедической работы по коррекции фонетико-фонематической системы речи у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией.
Объект исследования - состояние моторики, фонетико¬фонематической системы речи у детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией.
Предмет исследования - содержание работы по коррекции недоразвития фонетико-фонематической системы речи у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией в условиях логопедического пункта.
Теоретико-методологическая основа исследования: работа
основывается на следующих положениях и теориях:
- о поэтапных закономерностях развития нормальных и аномальных детей (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия);
- о диагностике речевых нарушений при дизартрии (Т.В. Ахутина, Л.В. Лопатина, Р.Е. Левина);
- положения о коррекционной направленности процесса обучения и воспитания дошкольников (Л.В. Выготский, Д.Б. Эльконин).
Методы исследования: общетеоретические: анализ научной и методической литературы, обобщение; экспериментальные:
констатирующий эксперимент, интерпретационные: метод сравнения, анализа и синтеза; качественный и количественный анализ экспериментальных данных.
Практическая значимость исследования заключается в возможностях использования полученных результатов диагностики и разработанных направлений логопедической работы по коррекции недоразвития фонетико-фонематической системы речи у детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией педагогами, работающими с данной категорией детей.
База исследования: Муниципальное автономное дошкольное
образовательное учреждение комбинированного вида №32, г. Краснотурьинск.
Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, последовательно раскрывающих тему работы, заключения, списка источников и литературы, приложений.
Проблеме нарушений фонетико-фонематических у дошкольников с речевой патологией посвящены многие труды современных авторов: Л.И. Беляковой, Е.Н. Винарской, Л.В. Лопатиной, Н.В. Серебряковой и других. Согласно исследований данных авторов, своевременное выявление детей дошкольного возраста с дизартрией и проведение специально организованного обучения позволяют не только исправить первичный дефект, но и подготовить детей к обучению в школе.
Несмотря на то, что проблема широко представлена в источниках, поиск эффективным методов и форм работы по коррекции недоразвития фонетико-фонематической системы речи у рассматриваемой категории дошкольников продолжается с учетом инновационных, современных подходов к логопедической работе. Таким образом, существует противоречие между значительным числом детей старшего дошкольного 4
возраста с псевдобульбарной дизартрией и недостатком современных методик формирования у них фонетико-фонематической системы с учетом инновационных форм и методов логопедической работы, что подчеркивает проблему исследования.
Цель исследования - на основе теоретического исследования источников и реализации практического изучения состояния фонетико¬фонематической системы речи разработать содержание логопедической работы по коррекции недоразвития фонетико-фонематической системы речи у детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией в условиях логопункта.
Задачи исследования:
1. Выполнить обзор научной и методической литературы по проблеме исследования.
2. Провести практическое исследование с целью оценки сформированности фонетико-фонематической системы речи у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией.
3. Разработать основные направления и содержание логопедической работы по коррекции фонетико-фонематической системы речи у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией.
Объект исследования - состояние моторики, фонетико¬фонематической системы речи у детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией.
Предмет исследования - содержание работы по коррекции недоразвития фонетико-фонематической системы речи у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией в условиях логопедического пункта.
Теоретико-методологическая основа исследования: работа
основывается на следующих положениях и теориях:
- о поэтапных закономерностях развития нормальных и аномальных детей (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия);
- о диагностике речевых нарушений при дизартрии (Т.В. Ахутина, Л.В. Лопатина, Р.Е. Левина);
- положения о коррекционной направленности процесса обучения и воспитания дошкольников (Л.В. Выготский, Д.Б. Эльконин).
Методы исследования: общетеоретические: анализ научной и методической литературы, обобщение; экспериментальные:
констатирующий эксперимент, интерпретационные: метод сравнения, анализа и синтеза; качественный и количественный анализ экспериментальных данных.
Практическая значимость исследования заключается в возможностях использования полученных результатов диагностики и разработанных направлений логопедической работы по коррекции недоразвития фонетико-фонематической системы речи у детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией педагогами, работающими с данной категорией детей.
База исследования: Муниципальное автономное дошкольное
образовательное учреждение комбинированного вида №32, г. Краснотурьинск.
Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, последовательно раскрывающих тему работы, заключения, списка источников и литературы, приложений.
Работа посвящена актуальной теме исследования особенностей коррекции недоразвития фонетико-фонематической системы речи у детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией.
В ходе написания выпускной работы нами проведен обзор литературных источников по вопросам специфики и роли фонетико¬фонематической системы речи и ее развития в онтогенезе. Особенное внимание уделено психолого-педагогической характеристике дошкольников с псевдобульбарной дизартрией, а также характерным особенностям нарушений данной системы у данной категории дошкольников. Было отмечено, что дети данной категории испытывают существенные сложности овладения фонетической стороны речи, что во многом обусловлено имеющимися у них трудностями овладения фонематической системой. Все дети нуждаются логопедической помощи.
Организация констатирующего этапа исследования имела цель выполнения анализа сформированности фонетико-фонематической системы речи у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией. В исследовании принимали участие 5 детей старшего дошкольного возраста. Осуществлялась диагностика звуковой стороны речи, а также фонематических процессов.
Исследование позволило отметить, что все участники характеризуются нарушениями звукопроизношения. Голос воспитанников с псевдобульбарной дизартрией назализирован, отмечается полиморфное нарушение звукопроизношения, наиболее трудными для произнесения оказываются шипящие и свистящие звуки. Нарушения фонематического восприятия у воспитанников приводит к тому, что группы акустически близких звуков усваиваются хуже, чем группы звуков акустически более далеких. Дети также затруднялись в определении количества и последовательности звуков в словах, а также места каждого звука по отношению к другим звукам слова, существенные нарушения отмечены при составлении слов из предъявляемых 54
звуков или слогов. Также отмечалась неточность и слабость артикуляционных движений, поверхностное, ключичное. Дети заменяют шипящие звуки свистящими, отмечаются дефекты звонкости как частичное нарушение голоса, а также выявлена смягченность речи по причине спастического напряжения средней части спинки языка. Акустическая близость звуков приводит к трудностям овладения правильным звукопроизношением. Нарушения фонематического восприятия
способствовало снижению ориентировки детей в звуковых элементах слова. Значительное нарушение фонематического восприятия определялось также при речевых кинестезиях, которые образованы при анатомических и двигательных дефектах артикуляционного аппарата ребенка. По результатам сделаны выводы о том, что все дети экспериментальной группы нуждаются в существенной логопедической помощи.
Для решения третьей задачи был разработан комплекс логопедических мероприятий по коррекции фонетико-фонематической системы у воспитанников с псевдобульбарной дизартрией. Основой коррекционной работы являлось использование традиционных логопедических игр с активным включением средств наглядности и информационно-
компьютерных технологий. Также рекомендуется уделять внимание дифференцированному подходу при устранении фонетико-фонематических нарушений у детей изучаемой категории и приобщению родителей к коррекционной работе.
Таким образом, все поставленные в выпускной квалификационной работе задачи выполнены, цель достигнута.
В ходе написания выпускной работы нами проведен обзор литературных источников по вопросам специфики и роли фонетико¬фонематической системы речи и ее развития в онтогенезе. Особенное внимание уделено психолого-педагогической характеристике дошкольников с псевдобульбарной дизартрией, а также характерным особенностям нарушений данной системы у данной категории дошкольников. Было отмечено, что дети данной категории испытывают существенные сложности овладения фонетической стороны речи, что во многом обусловлено имеющимися у них трудностями овладения фонематической системой. Все дети нуждаются логопедической помощи.
Организация констатирующего этапа исследования имела цель выполнения анализа сформированности фонетико-фонематической системы речи у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией. В исследовании принимали участие 5 детей старшего дошкольного возраста. Осуществлялась диагностика звуковой стороны речи, а также фонематических процессов.
Исследование позволило отметить, что все участники характеризуются нарушениями звукопроизношения. Голос воспитанников с псевдобульбарной дизартрией назализирован, отмечается полиморфное нарушение звукопроизношения, наиболее трудными для произнесения оказываются шипящие и свистящие звуки. Нарушения фонематического восприятия у воспитанников приводит к тому, что группы акустически близких звуков усваиваются хуже, чем группы звуков акустически более далеких. Дети также затруднялись в определении количества и последовательности звуков в словах, а также места каждого звука по отношению к другим звукам слова, существенные нарушения отмечены при составлении слов из предъявляемых 54
звуков или слогов. Также отмечалась неточность и слабость артикуляционных движений, поверхностное, ключичное. Дети заменяют шипящие звуки свистящими, отмечаются дефекты звонкости как частичное нарушение голоса, а также выявлена смягченность речи по причине спастического напряжения средней части спинки языка. Акустическая близость звуков приводит к трудностям овладения правильным звукопроизношением. Нарушения фонематического восприятия
способствовало снижению ориентировки детей в звуковых элементах слова. Значительное нарушение фонематического восприятия определялось также при речевых кинестезиях, которые образованы при анатомических и двигательных дефектах артикуляционного аппарата ребенка. По результатам сделаны выводы о том, что все дети экспериментальной группы нуждаются в существенной логопедической помощи.
Для решения третьей задачи был разработан комплекс логопедических мероприятий по коррекции фонетико-фонематической системы у воспитанников с псевдобульбарной дизартрией. Основой коррекционной работы являлось использование традиционных логопедических игр с активным включением средств наглядности и информационно-
компьютерных технологий. Также рекомендуется уделять внимание дифференцированному подходу при устранении фонетико-фонематических нарушений у детей изучаемой категории и приобщению родителей к коррекционной работе.
Таким образом, все поставленные в выпускной квалификационной работе задачи выполнены, цель достигнута.
Подобные работы
- Коррекция недоразвития фонетико-фонематической системы речи у детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией в условиях логопункта
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2022 - Коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи у старших
дошкольников с псевдобульбарной дизартрией в условиях логопункта
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - Логопедическая работа по формированию фонематических процессов у старших дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2022 - Коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией в условиях логопункта
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2022 - Логопедическая работа по формированию звукопроизношения у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и псевдобульбарной дизартрией
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2022 - Интерактивные игры как средство коррекции фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2021 - Преодоление общего недоразвития речи у старших дошкольников в
условиях логопункта
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2022 - Логопедическая работа по формированию фонематических процессов у
старших дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2022 - Логопедическая работа по формированию навыков самоконтроля речи у старших дошкольников с дизартрией в условиях логопункта
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2022





