Работа сделана на примере романа Захара Прилепина «Обитель».
ВВЕДЕНИЕ 2
1. ИДЕЙНО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ РЕЧЕВЫХ ЖАНРОВ 6
1.1. Сущность и понятие речевых жанров 6
1.2. Проблема речевых жанров по Бахтину М. М. 7
1.3. Коммуникативное пространство художественного текста в свете теории речевых жанров 14
1.4. Лагерная проза 1950 – 1990-х годов 18
1.5. Полифонизм романа З. Прилепина «Обитель» 25
2. МИР РОМАНА ЗАХАРА ПРИЛЕПИНА «ОБИТЕЛЬ»: СМЫСЛОВЫЕ ЦЕНТРЫ, ИДЕЙНАЯ СТРУКТУРА И РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ 27
2.1. Творчество Захара Прилепина в социально-культурном контексте истории и современности 27
2.2. Анализ взаимосвязи речевой характеристики и социального статуса героев 30
2.3. Речевые жанры героев «Обитель» Захара Прилепина 42
3. ИСПОВЕДЬ И ПРОПОВЕДЬ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ СТРУКТУРЕ РОМАНА. ОСОБЕННОСТИ БЫТОВАНИЯ ИСПОВЕДИ И ПРОПОВЕДИ В РОМАНЕ З. ПРИЛЕПИНА «ОБИТЕЛЬ» 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
В современном языкознании значительно внимание к проблеме речевых (языковых) жанров. Эта область научных исследований интересна в вопросах определения понятий языковых жанров, принципов их разграничения и наделения соответствующей классификацией. Однако при всем внимании, которое языковеды уделяют жанрам речи, особенности употребления разных языковых жанров составляют неисследованную область лингвистических знаний.
Речевой жанр – это словесно-знаковое оформление типичных речевых ситуаций социального взаимодействия между людьми. Человек пользуется жанрами, характерными для разных периодов его социально-психологического состояния. Очень важно в полной мере оценить, исследовать разнообразие речевых жанров и их идейную роль. Одним из основных подходов к изучению языка является изучение его речевых жанров. Роль этого жизнеспособного языкового явления, развивающегося и адаптирующегося под различные коммуникативные ситуации, обусловленного экспрессивностью, рассчитанного на адресата и обратную связь, сложно переоценить. Безусловно, то, что возможности функционирования речевых жанров в человеческой деятельности безграничны, это условие составляет проблему при постановке задачи подведения всех речевых жанров под черту целостной речевой системы. В каждой из локальных сфер деятельности выводится свой отдельный состав речевых жанров, который способен разрастаться и детально дифференцироваться.
На данный момент активному изучению подвергаются темы когнитивистики, жанра произведения, однако тема речевых жанров остаётся не раскрыта окончательно и перспективна для дискурсивной лингвистики.
Несмотря на большое количество теоретических исследований данной темы, выявление многообразия речевых жанров на примере произведений является необходимым этапом для их всесторонней изученности
Определяясь с произведением для анализа речевых жанров, мы вполне осознавали сложность исторически сложившегося литературного процесса конца XX –начала XXI веков, в котором нет места писательской иерархии и необъятно пространство для изучения авторских достижений в мире художественного слова. Роман «Обитель» Захара Прилепина мы находим потенциально продуктивным для рассмотрения полифоничности речевых жанров.
Произведение насыщенно острой проблематикой, в нем сильны личностные, психологические, нравственные, религиозные вопросы. Основой повествования становится идеологическое начало, к которому обращается каждый герой-идеолог, который был вынужден пройти через заключения особого назначения на Соловках.
Речевые произведения героев романа служат доказательством противостояния между личностью развивающейся, рефлексирующей и статичной. Материал произведения позволяет рассмотреть речевые жанры во всём их многообразии.
Объект исследования – речевые жанры в романе «Обитель» Захара Прилепина.
Предмет исследования – речевые жанры.
Цель данной работы заключается в изучении теоретических аспектов речевых жанров и выявлении речевых жанров в романе «Обитель» Захара Прилепина.
Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить идейно-тематическую обусловленность речевых жанров и лагерную прозу. Данное изучение включает в себя следующие пункты:
1) Сущность и понятие речевых жанров;
2) Проблема речевых жанров по М. М. Бахтину;
3) Коммуникативное пространство художественного текста в свете теории речевых жанров;
4) Лагерная проза 1950 – 1990-х годов;
5) Полифонизм романа Захара Прилепина «Обитель».
2. Изучить мир романа Захара Прилепина «Обитель» в аспектах смысловых центров, идейной структуры и речевых жанров. Данное изучение включает в себя:
1) Творчество Захара Прилепина в социально-культурном контексте истории и современности;
2) Анализ взаимосвязи речевой характеристики и социального статуса героев;
3) Речевые жанры героев романа «Обитель» Захара Прилепина.
3. Изучить исповедь и проповедь в художественной структуре романа – функциональность библейского интертекста в романе Захара Прилепина «Обитель».
Методы и методики исследования: для проведения исследования был использован комплекс методов.
Теоретические: анализ научной литературы по теме «Речевые жанры».
Эмпирические: определение речевых жанров в романе «Обитель» Захара Прилепина.
Практическая значимость данного исследования состоит в том, что она может быть использована в ходе анализа речевых жанров в целом и на примере художественных произведений в частности.
База исследования. Исследование проводилось на основе романа Захара Прилепина «Обитель».
Структура работы. Данная работа состоит из трех глав:
1. 1 глава базируется на теоретических сведениях, и в ней изучается информация о речевых жанрах.
2. 2 глава является исследовательской, и в ней описана проведенная опытно-экспериментальная работа о выявлении речевых жанров в романе «Обитель» Захара Прилепина.
3. 3 глава также определена как исследовательская, и в ней изучена функциональность библейского интертекста в романе Захара Прилепина «Обитель».
В заключении представлено обобщение результатов проведенного исследования, основанное на информации из теоретических глав, предположениях, сделанных на их основе, а также данных, полученных в ходе исследовательской работы.
Исследовательская часть работы оснащена 5 таблицами, в которых представлен анализ речевых жанров и 1 таблицей, в которой представлена социальная принадлежность героев в романе «Обитель» Захара Прилепина.
Список литературы состоит из 66 источников.
В процессе написания данной дипломной работы были изучены труды таких авторов, как: Алпатов В. М., Арутюнова Н. Д., Бахтин М. М.,
Борисова И. Н., Булыгина Т. В., Васильев Л. М., Вежбицка А.,
Верещагин Е. М., Вольф Е. М., Воробьев Ю. К., Гайда С.Т.,
Гловинская М. Я., Гольдин В. Е., Деннингхаус С., Долинин К. А., Иванченкова Е. А., Карасик В. И., Кобозева И. М., Кожевникова К. В., Кожина М. Н., Ляпон М. В., Матевосян Л. Б., Орлова Н. В.,
Салимовский В. А., Седов К. Ф., Тарасенко Т. В., Федорова Л. Л.,
Федосюк М. Ю. и многие другие.
Речевой жанр – это словесно-знаковое оформление типичных ситуаций социального взаимодействия между людьми. Человек сталкивается с жанрами, характерными для разных возрастных периодов его социально-психологического развития, поэтому очень важно в полной мере исследовать речевые жанры. Одним из основных подходов к изучению языка является изучение речевых жанров.
Основоположник теории языковых жанров М. М. Бахтин включил в эту концепцию широкий спектр тематически и ситуативно обозначенных разнородных письменных и устных» видов высказываний«, охватывающих все сферы» человеческой деятельности «и перекрывающих широко освещаемые литературные жанры в теории литературы: «все эти три пункта – тематическое содержание, стиль и композиционные конструкции − являются наиболее распространенными».
Речевые жанры имеют целью организацию человеческой речи так же, как грамматические (синтаксические) формы. Если бы лингвистических жанров не существовало, голосовое общение было бы практически невозможно. Между тем, нельзя отрицать, что чем больше человек овладевает речевыми жанрами, тем более полным становится дизайн свободы слова.
Коммуникативное пространство текста представляет собой сложно организованный набор иерархически и коммуникативно актуализированных значений, который включен в общее семантическое пространство текста наряду с эмоционально-концептуальной, обозначающей и оценочной информацией. Она формируется, с одной стороны, за счет механизмов внутренней текстовой коммуникации, а с другой − различных видов интертекстуального взаимодействия.
Каждое литературно-художественное произведение представляет собой жанр сложной речи, представляющий собой своеобразную структуру, компонентами которой являются жанры простой речи, совокупность которых обладает определенным композиционным единством. Это целое можно обозначить как внутреннюю жанровую структуру. При его анализе необходимо учитывать диалогизм литературных и художественных произведений, их полифонию, обусловленную тем, что множество точек зрения сформировалось в основном за счет наличия двух глобальных антропоцентричностей художественного текста: образа автора и образов персонажей.
Жанры простой речи, представленные в репликах персонажей и в авторском повествовании, трансформируются как часть целого литературного произведения в сложные речевые жанры и представляют собой совокупность речевых жанров, выполняющих различные текстовые функции.
Выбор жанра речи и его сочетание в условиях литературно-художественного общения определяют содержание литературно-художественного произведения, особенности сюжета и стиль речи каждого автора.
В ходе выполнения данной дипломной работы были решены следующие задачи:
1. Изучалась идейно-тематическая обусловленность речевых жанров и лагерной прозы. Это исследование включало:
1) Сущность и понятия речевых жанров;
2) Проблема речевых жанров по М. М. Бахтину;
3) Коммуникативное пространство художественного текста в свете теории речевых жанров;
4) Лагерная проза 1950 – 1990-х годов.
5) Полифонизм романа Захара Прилепина «Обитель».
2. Изучен мир романа Захара Прилепина «Обитель» в аспектах смысловых центров, идейной структуры и речевых жанров. Данное изучение включало в себя:
1) Творчество Захара Прилепина в социально-культурном контексте истории и современности;
2) Анализ взаимосвязи речевой характеристики и социального статуса героев;
3) Речевые жанры героев романа «Обитель» Захара Прилепина.
3. Изучены исповедь и проповедь в художественной структуре романа – функциональность библейского интертекста в романе Захара Прилепина «Обитель».
Все задачи данного дипломного проекта выполнены, следовательно, цель данного проекта достигнута.
1. Алпатов В.М. Проблема речевых жанров в работах М.М. Бахтина// Жанры речи: Сборник научн. статей. Саратов: Изд-во ГосУНЦ «Колледж», 2002. Вып.3. С. 92-104.
2. Андреева О. История проигравших. [Электронный ресурс]: Эксперт. – Режим доступа: http://expert.ru/expert/2017/08/istoriya-proigravshih/ (дата обращения: 02.02.2022)
3. Арутюнова Н.Д. Аксиология в механизмах жизни и языка // Проблемы структурной лингвистики - 1982. М.: Наука, 1984. С. 5-23.
4. Арутюнова Н.Д. Жанры общения // Человеческий фактор в языке: Коммуникация, модальность, дейксис. М.: Наука, 1992. С. 52-56.
5. Батый Д. Интервью с Захаром Прилепиным [Электронный ресурс]:– Режим доступа http://theoryandpractice.ru/posts/9800-zakhar-prilepin (дата обращения: 02.02.2022)
6. Бахтин М.М. Проблема речевых жанров// Эстетика словесного творчества. – 2-е изд. - М.: Искусство, 1986. С. 250-296.
7. Богданова О.В. Лагерная проза 1950 – 1990-х годов: учебное пособие. – СПб., 2004.
8. Борисова И.Н. Категория цели и аспекты текстового анализа // Жанры речи: Сборник научных статей. – Саратов: Изд-во ГосУнц «Колледж», 1999. Вып.2. С. 81-96.
9. Булыгина Т.В., Шмелев А.Д. Оценочные речевые жанры извне и изнутри // Логический анализ языка: Язык речевых действий. М., 1994.
10. Бушуев С. Роман Захара Прилепина «Обитель» [Электронный ресурс]: РГБлог. – Режим доступа: http://www.zaharprilepin.ru/ru/pressa/pressao-romane-obitel/rgblog.html/ (дата обращения: 02.02.2022)
11. Васильев Л.М. Семантические классы глаголов чувства, мысли и речи// Очерки по семантике русского глагола. Уфа, 1971. Ученые записки. Выпуск 43. Серия филологических наук, №16 (20). – 312с. С. 38-310.
12. Вежбицка А. Речевые жанры // Жанры речи. Саратов: Изд-во ГосУНЦ «Колледж», 1997. С. 99-111.
13. Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. В поисках новых путей развития лингвострановедения: концепция рече - поведенческих тактик. М.: Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина, 1999. – 84с.
14. Винокур Т.Г. Говорящий и слушающий: Варианты речевого поведения. М.: Наука, 1993. – 171с.
15. Винокурова О.С. Репертуар речевых жанров в прозе Л. Петрушевской как отражение культурного состояния общества // Культурно-речевая ситуация в современной России: вопросы теории и образовательных технологий. Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2000. С. 42-44.
16. Вольф Е.М. Функциональная семантика оценки. М.: Наука, 1985. – 228с.
17. Воробьев Ю.К. Теория речевых жанров М.М. Бахтина и документ// Диалог о диалоге. Межвузовский сборник научных трудов. Саранск: Изд-во Мордовского университета, 1991. С. 111-116.
18. Гайда Ст. Жанры разговорных высказываний // Жанры речи: Сборник научных статей. – Саратов: Изд-во ГосУнц «Колледж», 1999. Вып.2. С. 103-111.
19. Гайда Ст. Проблемы жанра // Функциональная стилистика: теория стилей и их языковая реализация. Пермь: Изд-во Пермского ун-та, 1986. С. 22-28.
20. Гайда Ст. Стилистика и генология // Статус стилистики в современном языкознании. Пермь: Изд-во Пермского ун-та, 1992.
21. Гловинская М.Я. Семантика глаголов речи с точки зрения теории речевых актов // Русский язык в его функционировании. Коммуникативно-прагматический аспект. М.: Наука, 1993. С. 158-213.
22. Гольдин В.Е. Имена речевых событий, поступков и жанры русской речи // Жанры речи. Саратов: Изд-во ГосУНЦ «Колледж», 1997. С. 23-34.
23. Гольдин В.Е. Проблемы жанроведения // Жанры речи: Сборник научных статей. – Саратов: Изд-во ГосУнц «Колледж», 1999. Вып.2. С. 4-6.
24. Дементьев В.В. Изучение речевых жанров. Обзор работ в современной русистике // Вопросы языкознания. 1997а, № 1. С. 109-121.
25. Дементьев В.В., Седов К.Ф. Социопрагматический аспект теории речевых жанров: Уч. пособие. – Саратов: Изд-во Саратовского педагогического института, 1998. – 107с.
26. Деннингхаус С. Теория речевых жанров М.М. Бахтина в тени прагмалингвистики// Жанры речи: Сборник научн. статей. Саратов: Изд-во ГосУНЦ «Колледж», 2002. Вып.3. С. 104-117.
27. Долинин К.А. Речевые жанры как средство организации социального взаимодействия // Жанры речи: Сборник научных статей. – Саратов: Изд-во ГосУнц «Колледж», 1999. Вып.2. С. 7-13.
28. Жанры речи. Саратов: Изд-во ГосУНЦ «Колледж», 1997. – 212с.
29. Жанры речи: Сборник научных статей. – Саратов: Изд-во ГосУнц «Колледж», 1999. Вып.2. – 287с.
30. Жанры речи: Сборник научн. статей. – Саратов: Изд-во ГосУНЦ «Колледж», 2002. Вып.3. – 318с.
31. Иванчикова Е.А. О дифференциации жанровых форм речи // Структура лингвостилистики и ее основные категории. Межвузовский сборник научных трудов. Пермский университет, 1983. С. 10-15.
32. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. – Волгоград: Перемена, 2002. – 477с.
33. Кобозева И.М. Лингвистическая семантика: Учебник. – М.: Эдиториал УРСС, 2000. – 352с.
34. Кобозева И.М. «Теория речевых актов» как один из вариантов теории речевой деятельности// Новое в зарубежной лингвистике. Вып.17. Теория речевых актов. М.: Прогресс, 1986. С. 7-21.
35. Кожевникова Кв. Об аспектах связности в тексте как целом // Синтаксис текста. Сборник статей. М.: Наука, 1979. С. 49-67.
36. Кожина М.Н. Речевой жанр и речевой акт (некоторые аспекты проблемы // Жанры речи: Сборник научных статей. – Саратов: Изд-во ГосУнц «Колледж», 1999. Вып.2.С. 52-61.
37. Кожина М.Н. К основаниям функциональной стилистики. Пермь, [Кн. изд.], 1968. – 251с.
38. Лагерная проза в русской литературе второй половины ХХ века [Электронный ресурс]– Режим доступа: https://www.stud24.ru/literature/lagernaya-proza/460693-1744558-page1.html (дата обращения: 02.02.2022)
39. Лингвистическая теория Гумбольта [Электронный ресурс]– Режим доступа: https://studwood.ru/1431062/literatura/lingvisticheskaya_teoriya_gumboldta (дата обращения: 02.02.2022)
40. Ляпон М.В. Оценочная ситуация и словесное самомоделирование // Язык и личность. М.: Наука, 1989. С. 24-33.
41. Малышева А. И. «„Клинический реализм“ Захара Прилепина» канд. дис. Воронежский Государственный Унивеситет, канд. дис. Воронеж, 2016. – с. 161.
42. Матевосян Л.Б. Эмоционально-экспрессивные значения высказывания как отражение языкового сознания и культуры// Языковое сознание: содержание и функционирование. XII Международный симпозиум по психолингвистике и теории коммуникации. Тезисы докладов. Москва, 1-3 июня 2000г./ Редактор Е.Ф. Тарасов. – М., 2000. – 288с. С. 153.
43. Муратова К. Обитель заблудших душ [Электронный ресурс]: Пиши-читай, 2014 – Режим доступа: http://zaharprilepin.ru/ru/pressa/pressa-oromane-obitel/pishi-chitaj2.html (дата обращения: 04.02.2022)
44. Орлова Н.В. Жанры разговорной речи и их «стилистическая обработка»: К вопросу о соотношении стиля и жанра // Жанры речи. Саратов: Изд-во ГосУНЦ «Колледж», 1997. С. 51-56.
45. Прилепин З. Обитель: роман. – М: АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2015. – с. 158.
46. Прилепин З. Обитель: роман. – М: АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2015. – с. 184.
47. Прилепин З. Обитель: роман. – М: АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2015. – с. 186.
48. Прилепин З. Обитель: роман. – М: АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2015. – с. 268.
49. Прилепин З. Обитель: роман. – М: АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2015. – с. 379.
50. Прилепин З. Обитель: роман. – М: АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2015. – с. 462.
51. Прилепин З. Обитель: роман. – М: АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2015. – с. 486.
52. Салимовский В.А. Функционально-стилистическая традиция изучения жанров речи // Жанры речи: Сборник научных статей. – Саратов: Изд-во ГосУнц «Колледж», 1999. Вып.2. С. 61-75.
53. Седов К.Ф. О жанровой природе дискурсивного мышления языковой личности// Жанры речи: Сборник научных статей. – Саратов: Изд-во Государственного учебно-научного центра «Колледж», 1999. – 287с. С. 13-26.
54. Седов К.Ф. Психолингвистические аспекты изучения речевых жанров// Жанры речи: Сборник научн. статей. Саратов: Изд-во Гос УНЦ «Колледж», 2002. Вып.3. С. 40-52.
55. Сухих О. Роман З. Прилепина «Обитель»: поэтика художественного эксперимента / Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2015, № 1, с. 298.
56. Сухих О. Роман З. Прилепина «Обитель»: поэтика художественного эксперимента / Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского, 2015, № 1, с. 300.
57. Тарасенко Т.В. Этикетные речевые жанры: опыт описания (на примере описания жанра поздравления)// Жанры речи: Сборник научн. статей. - Саратов: Изд-во ГосУНЦ «Колледж», 2002. Вып.3. С. 282-289.
58. Федорова Л.Л. Типология речевого воздействия и его место в структуре общения// Вопросы языкознания. 1991, №6. С. 46-50.
59. Федосюк М.Ю. Исследование средств речевого воздействия и теория жанров речи // Жанры речи. Саратов: Изд-во ГосУНЦ «Колледж», 1997а. С. 66-88.
60. Федосюк М.Ю. Нерешенные вопросы теории речевых жанров // Вопросы языкознания. 1997б, №5. С. 102-120.
61. Федосюк М.Ю. Художественная проза как источник сведений о системе жанров русской речи // Русский язык в его функционировании. Тезисы докладов международной конференции. Третьи Шмелевские чтения, 22-24 февраля 1998г. М.: Изд-во «Русские словари», 1998. С. 107-109.
62. Хализев, В.Е. Теория литературы. 3-е изд., испр. и доп./ В.Е. Хализев – М.: Высшая школа, 2002. – с. 102.
63. Шмелева Т.В. Модель речевого жанра // Жанры речи. Саратов: Изд-во ГосУНЦ «Колледж», 1997. С. 88-98.
64. Шорина Л. Богословие Захара Прилепина [Электронный ресурс]:– Режим доступа: http://prichod.ru/orthodoxy-everywhere/15630/(дата обращения: 02.02.2022)
65. Электронная книга «Обитель» [Электронный ресурс]: - https://librebook.me/obitel_zahar_prilepin/vol1/3?mtr=1& (дата обращения: 02.02.2022)
66. Ягубова М.А. Культурно-речевой аспект оценочной деятельности // Проблемы речевой коммуникации: Межвуз. сб. науч. тр. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2000. С. 118-126.