ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО
ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
НА ЗАНЯТИЯХ ПЛАСТИЛИНОГРАФИЕЙ 8
1.1. Развитие творческого воображения у детей как педагогическая
проблема 8
1.2. Психолого-педагогические особенности развития творческого
воображения у детей старшего дошкольного возраста 14
1.3. Возможности занятий пластилинографией в развитии
творческого воображения у детей 22
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ
ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ
ПЛАСТИЛИНОГРАФИЕЙ 31
2.1. Диагностическое исследование исходного уровня развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста 31
2.2. Содержание работы по развитию творческого воображения у
детей старшего дошкольного возраста на занятиях
пластилинографией 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 87
Сегодня педагогика и психология рассматривают развитие воображения детей дошкольного возраста как одну из важнейших задач развития личности, что также отражено в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее - ФГОС ДО), где формирование творческой деятельности ребенка является одним из направлений образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».
Актуальность развития творческих способностей человека также сформулирована в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [55].
В целевых ориентирах процесса образования наряду с интеллектуальными, духовно-нравственными говорится и о творческом развитии личности. Творческое воображение выступает как познавательный процесс, необходимость развития которого заключена в том, что к началу обучения в школе ребенок должен быть способен ориентироваться в окружающей ситуации, в которых происходят преобразования знаков и образов (либо быть к этому готовым).
Проблема о развитии творческого воображения детей является одной из основных в дошкольной педагогике, так как до сих пор до конца не изучен «феномен детского творчества», а вопросы, связанные творческими возможностями дошкольника, остаются открытыми. Вместе с тем, изобразительная деятельность рассматривается как одна из эффективных форм развития воображения в процессе художественного освоения детьми окружающей действительности.
Одним из сравнительно недавно появившихся видов изобразительной деятельности является пластилинография. Суть ее заключается в создании лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности с применением различных материалов [7].
Занятия пластилинографией развивают творческое воображение ребенка, формируют в его сознании представления об окружающем мире красочнее и ярче. Занятия пластилинографией способствуют развитию таких психических процессов: внимания, памяти, мышления, восприятия пространственной ориентации, сенсомоторной координации. Все это, обуславливает особое значение платилинографии для развития творческого воображения у детей дошкольного возраста.
Однако, несмотря на то, что занятия пластилинографией обладают большими возможностями в развитии творческого воображения у детей, в практике работы с детьми эта разновидность изобразительной деятельности еще недостаточно освоена, не подкреплена методическими разработками. Также, не в полной мере разработано содержание данного вида изобразительной деятельности, учитывающее задачи развития творческого воображения у старших дошкольников.
Отсюда вытекает противоречие между необходимостью развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по пластилинографии и недостаточной разработанностью методического обеспечения организации данного процесса.
Указанное противоречие обозначило проблему исследования: каковы особенности организации процесса развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в дошкольных образовательных организациях на занятиях по пластилинографии.
Актуальность исследования и выявленное противоречие обусловили выбор темы выпускной квалификационной работы: «Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста на занятиях пластилинографией».
Объект исследования - процесс развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - комплекс занятий по развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста на занятиях пластилинографией...
Таким образом, на основании изученной литературы по проблеме развития творческого воображения, можно сделать следующие выводы.
Творческое воображение - это самостоятельное создание «новых образов, которые реализуются в оригинальных продуктах деятельности; это продуцирование оригинального образа без опоры на готовое описание или условное изображение (В.И. Слободчиков).
Развитие творческого воображения - это процесс, направленный на формирование способности самостоятельно создавать новые образы и идеи, представляющие ценность для себя и других людей которые воплощаются в конкретные оригинальные продукты деятельности» (по Л.Д. Столяренко), заключающихся в способностях самостоятельно создавать новые образы и идеи; уметь воплощать свои идеи в конкретные оригинальные продукты деятельности (А.В. Петровский, Л.Д. Столяренко).
В связи с активным развитием различных психических процессов, для детей старшего дошкольного возраста характерно появление творческой деятельности. Воображение детей старшего дошкольного возраста как целенаправленная деятельность развивается в процессе создания замысла, представления схемы воображаемого образа, явления, события. Старший дошкольник начинает контролировать и определять характер своего воображения, воссоздающего или творческого. А также ребенок способен произвольно планировать свой замысел, продумывать и подбирать необходимые средства его реализации.
Детям старшего дошкольного возраста присуще активизация функции воображения: сначала - воссоздающего, затем - творческого. Этот период называется сенситивным для формирования фантазии - деятельности, созидающей образы, являющейся необходимым условием всякого художественного творчества. Благодаря фантазии, рождаются идеи, которые выходят за пределы окружающего реального мира. Воображение с помощью деталей превращает идею в зримый, ощущаемый образ. Мотивы фантазии в принципе совпадают с мотивами творческой деятельности и отражаются в потребности в поисковой деятельности, стремлении к новизне, необычному, непредсказуемому, оригинальному.
В дошкольных образовательных программах также отражены основные направления работы в развитии творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с критериями и показателями развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по пластилинографии были подобраны и применены такие методики как:
• методика Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькина (на выявление оригинальности);
• методика Л.Ю. Субботиной (на выявление гибкости);
• методика Р.С. Немова (на выявление разработанности).
В целом по группе были получены следующие результаты: у 70% (7 детей) творческое воображение находится на среднем уровне. Низкий уровень творческого воображения имеют 30% (3 детей).
Данные показатели обусловили потребность в разработке комплекса занятий по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста на занятиях по пластилинографии.
С учетом выявленных проблем и на основе результатов диагностического исследования нами была спроектирована работа по развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по пластилинографии.
В ходе образовательной деятельности детям предлагались творческие задания. Для развития у детей показателя «оригинальность» применялись задания на фантазирование (например, задание «Как бы выглядел цветок подсолнечника на других планетах»).
Развитие гибкости осуществлялось с помощью заданий на ассоциирование (например, задание на придумывание чудо-дерева в виде бабочки, цветка, кувшина и пр.).
Разработанность развивалась с помощью заданий с проблемными ситуациями, где детям нужно было дополнить рисунок различными деталями (например, задание: «Как помочь цветочным феям расколдовать сказочные цветы»).
Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьми дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний. Деятельность пластилинографией позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют в другой деятельности (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, и т.д.) Все это позволяет обогащать эмоциональный, образный опыт детей, что является основой творческого воображения.
Подводя итоги вышеизложенному, можно сказать следующее: пластилинография предоставляет широкие возможности для развития творческого воображения у детей дошкольного возраста. Это объясняется тем, что специфика занятий пластилинографией требует творческой активности, включенности в процесс деятельности, стабильной работой мысли, воображения, самостоятельности, инициативы.
1. Андреев, В. И. Педагогика творческого саморазвития / В. И. Андреев. - Москва : Казанский университет, 2014. - 567 с.
2. Аристотель Этика. Эстетика. Поэтика / Аристотель. - Москва : Астрель, 2017. - 1280 с.
3. Бахтин, М. М. Вопросы литературы и эстетики: исследования разных лет / М. М. Бахтин. - Москва : Художественная литература, 2018. - 504 с.
4. Бердяев, Н. А. Смысл творчества: Опыт оправдании человека / Н. А. Бердяев. - Москва : Г. А. Леман и С. И. Сахаров, 1989. - 200 с.
5. Богоявленская, Д. Б. Пути к творчеству / Д. Б. Богоявленская - М.: Знание, 2013. - 350 с.
6. Брушлинский, А. В. Субъект: мышление, учение, воображение /
A. В. Брушлинский. - Воронеж : МОДЕК, 1996. - 392 с.
7. Бухарова, И. С. Диагностика и развитие творческих способностейдетей младшего школьного возраста: учеб.-метод / И. С. Бухарова. - Москва : Юрайт, 2018. - 119 с.
8. Ван'т Хал, Д Творческое воспитание: искусство и творчество ввашей семье / Д. Ван'т Хал; пер. с англ. Е. Куприяновой. - Москва : Манн, Иванов и Фербер, 2017. - 320 с.
9. Венгер, Л. А. Педагогика способностей / Л. А. Венгер. - Москва : Педагогика, 2017. - 96 с.
10. Ветлугина, Н. А. Художественное творчество и ребенок /
B. А. Ветлугина. - Москва : Педагогика, 1972. - 287 с.
11. Волынкин, В. И. Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников / В. И. Волынкин. - Ростов на Дону : Феникс, 2017. - 441 с.
12. Вудворте, Р. Этапы творческого мышления // Хрестоматия пообщей психологии. Психология мышления / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и В. В. Петухова / Р. Вудвортс - Москва : Просвещение, 2009. - 255 с.
13. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: психологический очерк / Л. С. Выготский - Москва : Просвещение, 2012. - 93 с.
14. Голованова, И. Л. Активизация творческих способностей дошкольников и младших школьников в процессе работы различными художественными материалами: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. 13.00.02 / И. Л. Голованова. - Москва : [б.и.], 1995. - 16 с.
15. Гоми, Т. Истории: альбом для развития креативности / Т. Гоми; пер.с англ.Т. Беляевой. - Москва : Манн, Иванов и Фербер, 2017. - 368 с...