ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ 7
ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Развитие творческого воображения детей как педагогическая 7
проблема
1.2. Особенности развития творческого воображения детей 17
старшего дошкольного возраста
1.3. Методические основы развития творческого воображения у 24 детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО 35 РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В
ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Диагностическое исследование исходного уровня развитости 35
творческого воображения детей старшего дошкольного возраста
2.2. Содержание работы по развитию творческого воображения 48 детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 78
В современном мире происходят сложные, многогранные процессы в социальной, экономической и духовной жизни стран, наций, этносов, народов. Перед человечеством все чаще встают задачи творчески постичь тайны мира, природы, бытия, творчески решить проблемы как личностного, так и планетарного масштаба, что актуализирует необходимость в активном развитии творческого потенциала каждой личности, нации, общества в целом. Это, в свою очередь, требует переосмысления содержания деятельности всех социальных институтов, которые отвечают за готовность молодого поколения к творческому созиданию в жизни.
Идея необходимости развития творческого воображения ребенка получила отражение в Федеральном Законе «Об образовании в РФ», Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) и других государственных нормативных документах. Так, в соответствии со ФГОС ДО одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования является: «ребенок должен обладать развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре...» [54].
Дошкольный возраст является наиболее ответственным этапом дошкольного детства. Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка. Возможность создавать что-либо новое, необычное, закладывается в детстве, через развитие высших психических функций, таких, как мышление и воображение. Именно их развитию необходимо уделить наибольшее внимание в воспитании ребенка старшего дошкольного возраста. Этот период ученые (Д.Б. Богоявленская, Л.К. Балацкая, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, В.В. Клименко, Б.П. Никитин) называют сензитивным, т. е. наиболее благоприятным для развития образного мышления и воображения.
Проблема творчества детей, развития их творческого воображения, является предметом целенаправленного научного поиска ученых в области психологии и педагогики. Так, раскрытию и характеристике специфических особенностей творческого воображения посвящены исследования Д.Б. Богоявленской, В.Н. Дружинина, Н.А. Козырева; зарубежных ученых - Дж. Гилфорда, П. Торренса и др. В работах В.В. Давыдова, И. Лернера, Л.Н. Занкова, А.М.Матюшкина и др. разработаны и апробированы практические методы развития творческих способностей в процессе обучения.
Исследованию детского творчества и определению критериев оценки его результатов посвящены труды Л.В. Артемовой, А. Богуш, Н.А. Ветлугиной, Н. Гавриш, и др. Однако, несмотря на повышенное внимание к вопросам развития творческого потенциала детей дошкольного возраста, и в частности, развития творческого воображения как его основы, следует отметить, что в основном достаточно полно разработаны психологические аспекты творчества, педагогические же основы этого процесса представлены недостаточно подробно.
Большой потенциал в развитии творческого воображения содержит театрализованная деятельность. Театр - это волшебный мир, в котором ребенок радуется, играя, а играя, познает окружающее. Театрализованные игры способствуют развитию детской фантазии, воображения, эмпатии, эстетического вкуса, творческой активности. Однако, потенциал театрализованной деятельности используется не в полной мере. В настоящее время в практике работы дошкольных учебных заведений театральноигровая деятельность в основном сводится к подготовке и показу спектаклей, во время которых дети репродуктивно воспроизводят заранее заученные реплики.
Таким образом, возникает противоречие между необходимостью развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста, как компонента творчески развитой личности и недостаточной разработанностью содержания педагогической работы на основе театрализованной деятельности для его развития.
Проблема исследования: поиск теоретических оснований и
практических направлений развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности.
Выявленные актуальность проблемы и противоречия позволили определить тему исследования: «Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности».
Объект исследования - процесс развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - комплекс занятий по развитию творческого воображения детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности.
Цель исследования - теоретически обосновать и разработать комплекс занятий по развитию творческого воображения у старших дошкольников в процессе театрализованной деятельности.
В соответствии с объектом, предметом, целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. На основе анализа литературы раскрыть содержание понятия «творческое воображение» применительно к старшему дошкольному возрасту.
2. Выявить особенности развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.
3. Раскрыть возможности театрализованной деятельности в развитии творческого воображение детей старшего дошкольного возраста.
4. Провести диагностическое исследование по выявлению уровней развитости творческого воображения детей старшего дошкольного возраста на начальном этапе практического исследования.
5. Разработать комплекс занятий по развитию творческого воображения детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности.
Теоретико-методологическая основа исследования: проблеме
развития творческого воображения детей дошкольного возраста посвящены исследования А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, О.М. Дьяченко, Л.С, Выготского, И.М. Белой, Т.Г. Казаковой и др. Театрализованная деятельность как средство развития творческого воображения детей дошкольного возраста рассматривается в работах А. Акулова, А.П. Аматьевой, Л.В. Артемовой, Л.А. Грицук, М.Д. Махневой, М.В. Охлопковой, С.Н. Томчиковой, Л.В. Яковенко и др.
В соответствии с поставленными задачами использовался комплекс методов исследования: теоретический анализ психологической и
педагогической литературы по проблеме, изучение педагогического опыта, анализ продуктов детского творчества, проектировочная работа.
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что выделены методы, приемы, средства, содержание занятий по театральной деятельности, как одного из видов продуктивной деятельности, способствующего развитию творческого воображения детей, повышению качества уровня их развития.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение детский сад «Детство» №3 г. Екатеринбург. В проектировочной работе приняли участие 20 детей старшей группы, в возрасте 5-6 лет, обучающихся по программе Н.Е. Веракса «От рождения до школы».
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы, содержащего 74 наименований изданий, приложений.
В настоящее время проблема развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста актуальна и значима, в связи с тем, что творческое воображение в жизни ребенка играет важную роль в его развитии. Эта задача отражается во ФГОС ДО, где отражается, что в основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: «разнообразие организационных форм и учёт индивидуальных особенностей каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала».
В результате сопоставления позиций разных авторов мы остановились на позиции А.А. Мелик-Пашаева, и его определении понятия «творческое воображение»: способность ребенка представить свои внутренние впечатления в виде образа, «вообразить» их и создать чувственно воспринимаемый выразительный образ (словесный, звуковой, живописный, пластический) в материале и языке того или иного вида искусства. Определены особенности, структура и содержание творческого воображения детей старшего дошкольного возраста. Компонентами творческого воображения являются: эмоционально-чувственный опыт ребенка,
включающий в себя эмпатию и выразительность; кругозор ребенка, образующий художественно-эстетический опыт ребенка; комбинаторные механизмы воображения, включающие в себя умения находить оптимальную комбинацию средств выразительности с целью создания художественного образа, а также видеть все разнообразие возможных вариантов для создания оригинального художественного образа.
На основе определения понятия «творческое воображение» и выделенных структурных компонентов, нами были определены компоненты и показатели творческого воображения: Художественно-эстетический опыт, эмпатия, эмоциональная отзывчивость, вариативность и оригинальность.
Для выявления уровня развитости творческого воображения старших дошкольников в процессе практического исследования были использованы следующие методики: 1. Диагностическая методика А.Г. Гогоберидзе «Творчество». 2.Методика «Представь и изобрази характер сказочного персонажа в интонации, движениях и жестах» (Г.Л. Урунтаева, Ю.Л. Афонькина). 3.Методика «Сочини сказку (рассказ) и разыграй ее» (Г.А. Урунтаева). 4-5. Методика «Дорисовывание фигур» (О.М. Дьяченко). Результаты проведения данных диагностических методик позволили определить начальный уровень развития творческого воображения старших дошкольников: низкий уровень развития творческого воображения был выявлен у 4 детей - 20% старших дошкольников, средний уровень у 11 детей - 55% дошкольников, высокий уровень был выявлен у 5 детей - 25% дошкольников. Полученные результаты показали необходимость разработки содержания педагогической работы по развитию творческого воображения в творческой деятельности.
Нами был разработан комплекс занятий, по развитию творческого воображения старших дошкольников в процессе театрализованной деятельности. Содержание деятельности включало в себя развитие творческого воображения старших дошкольников в совокупности выделенных компонентов. Использовались такие методы и приемы, как чтение сказок, инсценировка сказок, рассматривание иллюстраций, беседа по сказке, обсуждение, были проведены игры-драматизации, игровые театрализованные упражнения, театрализованные этюды, рассказ героев о себе, пантомимические упражнения, сказкотерапия и пр.
Художественно-эстетический опыт детей расширялся посредством использования разнообразных художественных произведений, чтения литературных произведений, сочинения сказок и рассказов, посредством участия в развивающих играх «Грустно-весело», «Художественный образ», «Изобрази настроение», «Я могу», «Красота», «Такой разный Колобок», проигрывании пантомим и пр. Активно внедряли метод создания художественного контекста, Л.В. Горюновой, с помощью данного метода дети вживались в образ, что в дальнейшем накладывало отпечаток на характер деятельности детей, которые в процессе творчества сравнивали, соотносили, выбирали то, что наилучшим образом может выразить его слышание и видение того или иного явления или художественного процесса.
Развитие эмпатии детей осуществлялось посредством создания сказочных образов «Колобок», «Снежная королева» и пр., в разных видах деятельности, в частности, театрализованной и музыкальной, инсценировках «Колобок», «Букет для принцессы», «Волк и семеро козлят», «Гадкий утенок», «Кто сказал Мяу». Применялся метод уподобления художественному образу, О.П. Родыновой, войти в образ, мимику, движения.
Эмоциональная отзывчивость развивалась благодаря чтению различных художественных произведений для детей дошкольного возраста, использованию эмоциональных игр «Добро и зло», «Хорошее и плохое», «Эмоциональный отклик», творческого рассказывания, а также применяли метод эмоциональной драматургии и метод пластического интонирования, Т.Е. Вендровой.
Оригинальность и вариативность творческого воображения детей развивались благодаря подготовке и осуществлению различных инсценировок «Колобок», «Букет для принцессы», «Волк и семеро козлят», «Гадкий утенок», «Кто сказал Мяу», работе над сценической выразительностью, игр на жестикуляцию «Утро», «Теплый дождик», «Наши роли», «Разные актеры», игр на развитие творчества, фантазии и воображения Снежинки летят», «Дует ветер», «Иголка с ниткой», «Напиши письмо», «Прятки». Также мы активно применяли методы контрастного сопоставления образов - злой-добрый, смелый-трусливый, создание композиций, моделирования художественного процесса (Л.В. Школяр) возникновение замысла, сочинение сочиненного (Л.В. Усачевой) придумай имена козлятам.
Значимость нашего исследования и разработанный комплекс занятий по развитию творческого воображения детей старшего дошкольного возраста можно рекомендовать для практического использования педагогами в дошкольных учреждениях.
1. Акулов, А. Театрализованные игры / А. Акулов // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 4. С. 41-45.
2. Аматьева, А. П. Театрально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста / А. П. Аматьева, Л. Макарова. - Москва : Просвещение, 2014. - 146 с.
3. Артемова, Л. В. Театр и игра / Л. В. Артемова. - М., 2002. - 148 с.
4. Артемова, Л. В. Театрализованные игры дошкольников / Л. В. Артемова. - Москва : «Просвещение», 1991.
5. Артемова, Л. В. Театрализованные игры дошкольников / Л. В. Артемова: Книга для воспитателя детского сада. - Москва : Просвещение, 1991. - 127 с.
6. Балацкая, Л. К. Воображение в жизни ребенка / Л. К. Балацкая. - Москва : Знание, 1974.- 46 с.
7. Барб-Галль, Ф. Ка к говорить с детьми об искусстве / Франсуаза Барб-Галль. Москва : Издательство: Арка, 2012. - 192 с.
8. Белая, И. М. К вершинам педагогического мастерства / И. М. Белая // Дошкольное воспитания. - 2010. - № 10. - С.3-5.
9. Белая, И. М. Развитие наблюдательности дошкольника как предпосылка развития его творческой деятельности / И. М. Белая // Актуальные проблемы психологии: Проблемы психологии творчества и одаренности: сб. науч. трудов / под ред. А. Моляко. - Житомир: Изд-во ЖДУ им. И. Франко, - 2007. - С. 58-64.
10. Белый, Б. И. Тест Роршаха: практика и теория / И.Б. Белый. - Санкт Петербург : Питер, 2013. - 200 с.
11. Берк, Л. Развитие ребенка / Л. Берк. - Шестое изд. - Санкт Петербург : Питер, 2006. - 1056 с.
12. Богоявленская, Д. Б. Психология творческих способностей / Д. Б. Богоявленская. - Москва: Академия, 2002. - 337 с.
13. Богуш, А. М. Методика организации художественно-речевой деятельности детей в дошкольных учебных заведениях / Богуш А. М., Гавриш Н., Котик Т. - Москва, 2006. - 304 с.
14. Богуш, А. М. Речевое развитие детей от рождения до семи лет /
А. М. Богуш. - Москва: ИД «Слово», 2004. - 376 с.
15. Вачков, И. В. Психология для малышей или сказка о самой «душевной» науке. / И. В. Вачков. - Москва, Педагогика-Пресс, 1996. - с. 6162...