Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие эмпатии у детей младшего школьного возраста в художественно-эстетической деятельности

Работа №93595

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы81
Год сдачи2020
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
229
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ЭМПАТИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 6
1.1 Сущность понятия эмпатии как качества личности 6
1.2 Особенности развития эмпатии у детей младшего школьного возраста .. 11
1.3 Педагогические условия развития эмпатии у детей младшего школьного
возраста в художественно-эстетической деятельности 17
Выводы по первой главе 23
ГЛАВА 2. ОПЫТНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ЭМПАТИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 25
2.1 Диагностика уровня развития эмпатии у детей младшего школьного
возраста 25
2.2 Цикл занятий, направленных на развитие эмпатии у детей младшего
школьного возраста художественно-эстетическими средствами в учебной и внеучебной деятельности 37
Выводы по второй главе 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЯ 6

Актуальность проблемы исследования. Одной из главных проблем современного общества является создание перспективной системы образования, которая способна подготовить ребенка к жизни в новых условиях современной цивилизации. Согласно Конституции Российской Федерации, а так же Закону Российской Федерации «Об образовании» система образования является социальным институтом, и призвана обеспечить воспитание молодого поколения в духе высокой нравственности и уважения. Только человек, творческий, способный критически мыслить, а так же правильно и активно действующий в разнообразных ситуациях, способен принести весомую пользу обществу, сможет восполнить духовный потенциал России. Таким образом, одной из основополагающих целей современного образования является развитие личности, имеющей развитую духовность и нравственность, основы которой закладываются в детстве. Эмпатия - одна из главных социальных эмоций человека и ключевое качество личности, позволяющее человеку создавать эффективные социальные контакты. Феномен эмпатии занимает очень важное место в понимании человеком другого человека, социальной природы личности, приобретения личностью коммуникативных компетенций. Развитие эмпатии - актуальная педагогическая проблема, которая приобретает особый смысл в свете усвоения ребенком в начальной школе духовных и нравственных ценностей, которые трансформируются в свойства личности и проявляются в отношениях с другими людьми.
Младший школьный возраст в силу особенностей психологического и физического развития выступает сенситивным этапом развития эмпатии. Поэтому задача современного педагога начальной школы - создать условия в учебной и внеучебной деятельности, способствующие развитию эмпатии у обучающихся. Огромным потенциалом развития эмпатии у детей младшего школьного возраста обладают художественно-эстетические средства, 3
которые оказывают непосредственное влияние на эмоционально- чувственную сферу личности, к которой относится и качество эмпатии, активизируя процессы ее развития.
Анализ научной литературы показал, что психологические аспекты развития эмпатии личности освещены в трудах Е.П. Ильина [32], Н.Л. Кряжевой [36], М.А. Нгуен [42], О.А. Прусакова [45], К. Роджерса [47] и других. В работах таких известных исследователей нравственного воспитания, как Н.В. Архангельского [6], Ю.Б. Гиппенрейтера [19], Т.А. Даниловой [22], В.Н. Дружинина [26], М.И. Мироновой [41] показано, что младший школьный возраст выступает сенситивным периодом развития эмпатии. Методические аспекты развития эмпатии в начальной школе раскрыты в научных трудах таких педагогов, как: М.А. Нгуен [43], Д.П. Неводовой [44], П.М. Якобсон [56]. Однако, несмотря на наличие широкого круга исследований в области развития эмпатии у детей младшего школьного возраста в урочной и внеурочной деятельности, практически неисследованной остается проблема развития эмпатии у младших школьников в художественно-эстетической деятельности, что подчеркивает актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы.
Актуальность проблемы развития эмпатии у детей младшего школьного возраста в художественно-эстетической деятельности делает необходимым проведение ее специального изучения в рамках данного исследования.
Объект исследования: процесс развития эмпатии у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия развития эмпатии у детей младшего школьного возраста средствами художестве нно- эстетической деятельности.
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать цикл занятий, направленных на развитие эмпатии у детей младшего школьного возраста художественно-эстетическими средствами в учебной и внеучебной деятельности.
Задачи исследования:
1) Раскрыть сущность понятия эмпатии как качества личности.
2) Выявить особенности развития эмпатии у детей младшего школьного возраста.
3) Выделить педагогические условия развития эмпатии у детей младшего школьного возраста в художественно-эстетической деятельности.
4) Провести диагностику уровня развития эмпатии у детей младшего школьного возраста.
5) Разработать цикл занятий, направленных на развитие эмпатии у детей младшего школьного возраста художественно-эстетическими средствами в учебной и внеучебной деятельности.
Новизна исследования: выявлены педагогические условия развития эмпатии у детей младшего школьного возраста в художественно­эстетической деятельности. Разработан цикл занятий, направленных на развитие эмпатии у детей младшего школьного возраста художественно­эстетическими средствами в учебной и внеучебной деятельности
База исследования: МБОУ ПГО «СОШ № 17».
Методы исследования: теоретический синтез и анализ; конкретизация и абстрагирование; изучение документов и литературы; аналогия; изучение и обобщение педагогического опыта; изучение результатов деятельности педагогов; анкетирование.
Структура работы отражает логику исследования и включает: введение, две главы, заключение, список литературы, приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В выпускной квалификационной работе были рассмотрены особенности развития эмпатии у детей младшего школьного возраста в художественно-эстетической деятельности. Сделаем обобщающие выводы.
Эмпатия - интегральное личностное образование, которое является особой способностью субъекта к отражению внутреннего мира другого человека; которое позволяет достичь взаимосогласованных позиций в процессе общения и реализовать субъект-субъектное межличностное взаимодействие. Эмпатические способности личности включают в себя эмоциональную восприимчивость, способность к состраданию, сопереживанию, умению правильно оценить эмоциональное состояние другого человека, оказать ему эмоциональную поддержку, умение выразить свои чувства, наладить эмоциональный контакт с ним.
Эмпатия - одна из важнейших социальных эмоций, она помогает человеку эффективно взаимодействовать с окружающими людьми, понимать их психологическое состояние, а также играет важную роль в формировании личности ребенка и его жизни в целом. С помощью эмпатии дети учатся понимать других людей, их переживания, а также ценность другого человека. Ребенок проявляет желание помочь и заботится о благополучии других.
Эмпатия развивается с раннего детства, но активное развитие получает в младшем школьном возрасте, где за ее развитие отвечает уже не только семья, но и школа. Ребенок попадает в новый коллектив, новую среду, постепенно приобретая навыки общения.
Младший школьный возраст является сенситивным периодом развития эмпатии. Это обуславливается развитием рефлексии и операционного интеллекта; высокой чувствительностью младших школьников к воздействиям окружающей среды; формированием системных личностных образований (самооценка, образ «Я»); интенсивным развитием эмоционально-чувственной сферы личности.
На проявление эмпатии влияют установки человека. Так, эффективность эмпатии снижается, если человек избегает личного контакта с окружающими и убеждает себя спокойно относиться к их проблемам и переживаниям. Установки, привитые с детства, так же как и эгоцентризм и испытываемый ребенком психологический дискомфорт, могут мешать формированию и проявлению эмпатии. Эмпатия позволяет детям понимать других людей, их переживания, а также ценность другого человека. Ее развитие происходит непосредственно через взаимодействие с взрослыми. К концу обучения в начальной школе во время общения у детей увеличивается число эмпатийных актов, что способствует повышению уровня эмпатии.
Педагогическими условиями развития эмпатии у младших школьников в художественно-эстетической деятельности выступают: учет
индивидуальных особенностей обучающихся; учет возрастных особенностей развития эмоционально-чувственной сферы обучающихся младшего школьного возраста; организация художественно-эстетической деятельности младших школьников на уроках и внеклассных занятиях; использование на занятиях современных педагогических технологий; взаимодействие с семьей обучающихся.
По результатам проведенного диагностического исследования, можно сделать следующие выводы. У большинства обучающихся, принявших участие в исследовании средний уровень развития эмпатии. Эти дети не всегда умеет поставить себя на место другого и прочувствовать ситуацию. Не всегда могут увидеть неприятное положение, проблему другого человека и проявить эмоциональный отклик. Не всегда проявляют желание помочь. В классе 6 школьников, имеющих низкий уровень развития эмпатии. Ребенок с низким уровнем развития эмпатии не замечает или не хочет замечать тяжелого положения другого, воспринимает проблему как чужую и не готов к эмоциональному отклику, отсутствует желание помочь или пожалеть. Высокий уровень развития эмпатии имеют лишь трое школьников из 20.
Таким образом, в классе необходимо проводить педагогическую работу по развитию эмпатии у обучающихся.
Нами разработан цикл занятий по развитию эмпатии у обучающихся средствами художественно-эстетической деятельности. Цель цикла занятий - способствовать развитию эмпатии у детей младшего школьного возраста художественно-эстетическими средствами.
Цикл занятий содействует развитию всех компонентов эмпатии по таким элементам:
1. Эмотивный: эмоциональный отклик на любые проявления чувств со стороны других; восприятие эмоциогенной ситуации; заражение эмоциями другого человека; способность чувствовать его эмоциональное благополучие или неблагополучие.
2. Познавательный: понимание эмоциональных переживаний,
осмысление внутреннего состояния другого человека.
3. Предикативный: способность предсказывать эмоциональные реакции других людей.
4. Конативный: содействие, эмоциональная поддержка, помощь другому человеку.
Цикл занятий разработан в соответствии с выделенными нами педагогическими условиями развития эмпатии младших школьников в художественно-эстетической деятельности: учтены индивидуальные и возрастные особенностей обучающихся; предусмотрена организация художественно-эстетической деятельности младших школьников на уроках и внеклассных занятиях; на занятиях используются средства современных педагогических технологий (проектного, проблемного обучения, сказкотерапии, изотерапии и пр.); занятия предусматривают взаимодействие с семьей обучающихся.
Предлагаемый цикл занятий включает 3 урока в классе, 5 творческих занятий во внеучебное время, в качестве внеклассной работы, 2 классных часа с детьми. Занятия соответствуют текущим темам и учебному плану. За 55
основу была взята программа внеурочной деятельности основной образовательной программы начального общего образования «Школа России». Предлагаемый цикл занятий содержит такие приемы организации художественно-эстетической деятельности обучающихся, как: изотерапия, сказкотерапия, театральные постановки, декоративно -прикладное творчество (изготовление декораций, коллажей, смайлов, лепка из пластилина и пр.).


1. Агаркова Н. Г. Основная образовательная программа начального общего образования «Школа России» / Н. Г. Агаркова. - М. : Академкнига, 2015. - 224 с.
2. Алавидзе Т. А. Социальная психология в современном мире / Т. А. Алавидзе. - М. : Издательство АСТ, 2002. - 277 с.
3. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности / В. И. Андреев. - Казань : Изд-во КГУ, 2005. - 238 с.
4. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития: Инновационный курс / В. И. Андреев. - Казань : Изд-во КГУ, 2008. - 318 с.
5. Андреева Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. - М. : Изд-во МГУ, 1998. - 432 с.
6. Архангельский Н. В. Нравственное воспитание / Н. В. Архангельский. - М. : Изд-во Просвещение, 1979. - 236 с.
7. Бадамен Л.О. Эмоции и характер детей / Л. Бадамен, А. Миронов // Дошкольное воспитание. - 2012. - №1 - С. 27.
8. Бодалев А.А. Общая психодиагностика: учебник [Текст] / А.А. Бодалев, В.В. Столин. - СПб.: Речь, 2014. - 440 с.
9. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: психологическое исследование / Л.И. Божович. - М.: Инфра-М, 2018. - 464 с.
10. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении. Взгляд на себя и на других / В.В. Бойко. - М.: Филинъ, 1996. - 472 с.
11. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения / Г.М. Бреслав. - М.: Педагогика, 2013. - 654 с.
12. Васильева Е.Н. К проблеме возрастных особенностей проявления эмпатии у детей младшего школьного возраста / Е.Н. Васильева. - М.: Международная педагогическая академия, 2009. - С. 15-27.
13. Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку / И.В. Вачков. - М.: Ось - 89, 2007. - 144 с.
14. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособ. / под ред. проф. А.В. Петровского. - М.: Инфра-М, 2013. - 288 с.
15. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология: логические схемы / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. - М.: ВЛАДОС, 2002. - 256 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ