Организация процесса по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста во взаимодействии с родителями
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ХУДОЖЕСТВЕННОЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 8
1.1. Художественно-эстетическое развитие детей как педагогическая
проблема 8
1.2. Особенности художественно-эстетического развития детей старшего
дошкольного возраста 14
1.3. Взаимодействие с родителями как эффективное условие
художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста 20
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С РОДИТЕЛЯМ 31
2.1. Диагностическое исследование исходного уровня художественноэстетического развития детей старшего дошкольного возраста 31
2.2. Организация работы по художественно-эстетическому развитию детей
старшего дошкольного возраста во взаимодействии с родителями 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 88
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 97
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ХУДОЖЕСТВЕННОЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 8
1.1. Художественно-эстетическое развитие детей как педагогическая
проблема 8
1.2. Особенности художественно-эстетического развития детей старшего
дошкольного возраста 14
1.3. Взаимодействие с родителями как эффективное условие
художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста 20
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С РОДИТЕЛЯМ 31
2.1. Диагностическое исследование исходного уровня художественноэстетического развития детей старшего дошкольного возраста 31
2.2. Организация работы по художественно-эстетическому развитию детей
старшего дошкольного возраста во взаимодействии с родителями 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 88
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 97
В соответствии с Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) художественноэстетическое развитие предполагает «развитие предпосылок ценностносмыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной,
музыкальной и др.)» [37]. Перечисленные целевые ориентиры
образовательной области говорят и о направлениях художественно- эстетического развития детей дошкольного возраста. Также в ФГОС ДО говорится о необходимости взаимодействия «с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи» [Там же].
Художественно-эстетическое развитие способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность, раскрывает творческий потенциал ребенка. Художественно- эстетическое развитие ребенка является результатом целенаправленного и систематического художественно-эстетического воспитания. Определяющим этого процесса становится художественное образование - процесс усвоения искусствоведческих знаний, развития практических умений и навыков изобразительной деятельности, способностей к художественному творчеству. Отметим, что важным институтом воспитания является семья, так как в ней 3
ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. Поэтому, задачи художественно-эстетического развития ребенка должны стать приоритетными и для семьи.
Признание приоритета участия родителей в художественноэстетическом воспитании детей в условиях ДОО требует совершенно иных отношений и направлений. Новизна этих отношений определяется такими понятиями как «сотрудничество», «взаимодействие», «сотворчество». Основными принципами при организации работы по художественно - эстетическому развитию и воспитанию детей старшего дошкольного возраста во взаимодействии с родителями выступают:
• открытость ДОО для родителей;
• творческое взаимодействие педагогов и родителей в условиях единого образовательного пространства;
• создание активной развивающей среды, которая обеспечивает единые подходы к развитию личности ребенка в семье и детском коллективе.
К сожалению, сегодня педагоги дошкольного образования отмечают снижение родительской активности в области взаимодействия с дошкольной образовательной организацией (далее - ДОО) в направлении решения задач художественно-эстетического развития детей, анализ состояния исследуемой проблемы позволяет выделить противоречие между востребованностью и необходимостью создания методических разработок по художественно - эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста во взаимодействии с родителями и недостаточностью методического обеспечения организации данного процесса.
Выявленное противоречие обусловило постановку проблемы исследования, которая выражается в поиске путей организации процесса по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста во взаимодействии с родителями.
Всё вышесказанное определило выбор темы исследования: «Организация процесса по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста во взаимодействии с родителями».
Объектом исследования является процесс художественноэстетического развития детей старшего дошкольного возраста.
Предметом исследования является комплекс мероприятий по изобразительной деятельности с участием родителей, направленный на художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать комплекс мероприятий по изобразительной деятельности с участием родителей, направленный на художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста.
Для реализации поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
1. Провести анализ литературы по проблеме художественноэстетического развития детей старшего дошкольного возраста.
2. Проанализировать особенности художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста.
3. Рассмотреть возможности взаимодействия с родителями в процессе художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста.
4. Провести диагностическое исследование исходного уровня художественно-эстетического развития, проанализировать результаты и сделать выводы.
5. Разработать содержание комплекса мероприятий по изобразительной деятельности с участием родителей, направленный на художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста.
Теоретико-методологическую основу исследования составили труды авторов:
• изучающих сущность понятия «художественно-эстетическое развитие» (Н.Н. Леонова, Е.Н. Махотина, Н.И. Киященко, Т.С. Комарова, В.Т. Кудрявцев, И.А. Лыкова, Т.В. Волосовец, В.Н. Шацкая, Е.Ю. Гусев,
A. М. Вербенец и др.);
• раскрывающих особенности художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста (А.В. Лысенко, А.О. Малыхин, А.В. Хуторской, В.Н. Введенский, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова,
B. А. Петровский, С.Л. Новоселова и др.);
• изучающих взаимодействие с родителями как эффективное условие художественно-эстетического развития детей (Г.И. Любезных, Г.Т. Хохлова, Е.В. Круглова, Л.В. Коломийченко, Н.В. Бутенко, Н.А. Дунаева и др.)...
музыкальной и др.)» [37]. Перечисленные целевые ориентиры
образовательной области говорят и о направлениях художественно- эстетического развития детей дошкольного возраста. Также в ФГОС ДО говорится о необходимости взаимодействия «с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи» [Там же].
Художественно-эстетическое развитие способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность, раскрывает творческий потенциал ребенка. Художественно- эстетическое развитие ребенка является результатом целенаправленного и систематического художественно-эстетического воспитания. Определяющим этого процесса становится художественное образование - процесс усвоения искусствоведческих знаний, развития практических умений и навыков изобразительной деятельности, способностей к художественному творчеству. Отметим, что важным институтом воспитания является семья, так как в ней 3
ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. Поэтому, задачи художественно-эстетического развития ребенка должны стать приоритетными и для семьи.
Признание приоритета участия родителей в художественноэстетическом воспитании детей в условиях ДОО требует совершенно иных отношений и направлений. Новизна этих отношений определяется такими понятиями как «сотрудничество», «взаимодействие», «сотворчество». Основными принципами при организации работы по художественно - эстетическому развитию и воспитанию детей старшего дошкольного возраста во взаимодействии с родителями выступают:
• открытость ДОО для родителей;
• творческое взаимодействие педагогов и родителей в условиях единого образовательного пространства;
• создание активной развивающей среды, которая обеспечивает единые подходы к развитию личности ребенка в семье и детском коллективе.
К сожалению, сегодня педагоги дошкольного образования отмечают снижение родительской активности в области взаимодействия с дошкольной образовательной организацией (далее - ДОО) в направлении решения задач художественно-эстетического развития детей, анализ состояния исследуемой проблемы позволяет выделить противоречие между востребованностью и необходимостью создания методических разработок по художественно - эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста во взаимодействии с родителями и недостаточностью методического обеспечения организации данного процесса.
Выявленное противоречие обусловило постановку проблемы исследования, которая выражается в поиске путей организации процесса по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста во взаимодействии с родителями.
Всё вышесказанное определило выбор темы исследования: «Организация процесса по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста во взаимодействии с родителями».
Объектом исследования является процесс художественноэстетического развития детей старшего дошкольного возраста.
Предметом исследования является комплекс мероприятий по изобразительной деятельности с участием родителей, направленный на художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать комплекс мероприятий по изобразительной деятельности с участием родителей, направленный на художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста.
Для реализации поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
1. Провести анализ литературы по проблеме художественноэстетического развития детей старшего дошкольного возраста.
2. Проанализировать особенности художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста.
3. Рассмотреть возможности взаимодействия с родителями в процессе художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста.
4. Провести диагностическое исследование исходного уровня художественно-эстетического развития, проанализировать результаты и сделать выводы.
5. Разработать содержание комплекса мероприятий по изобразительной деятельности с участием родителей, направленный на художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста.
Теоретико-методологическую основу исследования составили труды авторов:
• изучающих сущность понятия «художественно-эстетическое развитие» (Н.Н. Леонова, Е.Н. Махотина, Н.И. Киященко, Т.С. Комарова, В.Т. Кудрявцев, И.А. Лыкова, Т.В. Волосовец, В.Н. Шацкая, Е.Ю. Гусев,
A. М. Вербенец и др.);
• раскрывающих особенности художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста (А.В. Лысенко, А.О. Малыхин, А.В. Хуторской, В.Н. Введенский, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова,
B. А. Петровский, С.Л. Новоселова и др.);
• изучающих взаимодействие с родителями как эффективное условие художественно-эстетического развития детей (Г.И. Любезных, Г.Т. Хохлова, Е.В. Круглова, Л.В. Коломийченко, Н.В. Бутенко, Н.А. Дунаева и др.)...
1. На основании изученной литературы ряда авторов: Н.Н. Леонова, Е.Н. Махотина, Т.С. Комарова, Н.В. Шацкая, И.А. Лыкова, Т.В. Волосовец и других ученых, сделаем следующие выводы:
Художественно-эстетическое развитие - это целенаправленный процесс формирования способности активного эстетического отношения к произведениям искусства, а также посильного участия в создании прекрасного в искусстве, труде, в творчестве по законам красоты (по В.Н. Шацкой).
На основе позиции автора А.М. Вербенец мы выдели следующие критерии и показатели художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста:
• образно-содержательный критерий и его показатели - наличие эстетических интересов и элементов эстетического отношения к окружающему миру, предпочтений, наличие начальных эстетических оценок и некоторых эстетических категорий («безобразно», «прекрасно» и др.);
• эмоционально-мотивационный критерий и его показатели - эмоционально-эстетические способности (эмоциональная отзывчивость, восприятие сюжета, выразительности цвета, форм и др.), как основы художественной деятельности;
• действенно-практический критерий и его показатели - наличие практических навыков изобразительной деятельности и творческой работы совместно с родителями.
2. Дети старшего дошкольного возраста уже способны проявлять инициативу, самостоятельность и индивидуальность в процессе освоения искусства, восприятия эстетически привлекательных объектов, а также в собственной художественно-эстетической деятельности. Результатом художественно-эстетического развития ребенка является способность понимать и воспринимать ценности и смыслы произведений искусства,
реализовать увиденный и прожитый опыт созерцания красоты в продуктах изобразительного творчества. Для изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста характерны: самостоятельность в
определении замысла работы (придумывание, фантазирование),
сознательный выбор изобразительных средств выразительности, достаточно развитые изобразительно-выразительные и технические умения, повышение требовательности дошкольников к результату изобразительной собственной деятельности - рисунку, аппликации, лепке.
3. Признание приоритета участия родителей в художественно - эстетическом воспитании детей в условиях ДОО требует совершенно иных отношений и направлений. Новизна этих отношений определяется такими понятиями как «сотрудничество», «взаимодействие», «сотворчество». Основными принципами при организации работы по художественноэстетическому развитию и воспитанию детей старшего дошкольного возраста во взаимодействии с родителями выступают:
• открытость ДОО для родителей;
• творческое взаимодействие педагогов и родителей в условиях единого образовательного пространства;
• создание активной развивающей среды, которая обеспечивает единые подходы к развитию личности ребенка в семье и детском коллективе.
Важными условиями организации эффективного взаимодействия ДОО и семьи в направлении художественно-эстетического развития детей выступают: готовность педагогов к сотрудничеству с родителями и
готовность родителей к совместному с педагогами художественноэстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста, понимание основных задач художественно-эстетического развития детей и стремление и готовность их решать в условиях творческого взаимодействия.
4. Делаем вывод о том, что на высоком уровне развитие художественно-эстетическое развитие у троих детей, на среднем уровне у 10 детей, на низком уровне у 7 детей, в процентном соотношении: высокий уровень - 15 %; средний уровень - 45 %; низкий уровень - 40 %.
Подытоживая вышеизложенные результаты, можно констатировать следующее: у детей старшего дошкольного возраста преобладает
недостаточно высокий уровень развития творческих способностей. У основной части детей уровень развития творческих способностей соответствовал среднему или низкому уровням. Представим результаты диагностики по показателям:
• по образно-содержательному критерию - у большинства детей наблюдалось частичное наличие эстетических интересов и элементов эстетического отношения к окружающему миру, предпочтений, частичное освоение начальных эстетических оценок и некоторых эстетических категорий («безобразно», «прекрасно» и др.). У семи детей не наблюдалось наличие эстетических интересов и элементов эстетического отношения к окружающему миру, предпочтений, ребенок не освоил начальные эстетические оценки и некоторые эстетические категории. Лишь у троих детей наблюдалось наличие эстетических интересов и элементов эстетического отношения к окружающему миру, предпочтений, освоение начальных эстетических оценок и некоторых эстетических категорий («безобразно», «прекрасно» и др.);
• по эмоционально-мотивационному критерию - у 10 детей
частично проявлялись эмоционально-эстетические способности
(эмоциональная отзывчивость, восприятие сюжета, выразительности цвета, форм и др.), как основы художественной деятельности, остальная часть детей не проявляли эмоционально-эстетические способности (эмоциональная отзывчивость, восприятие сюжета, выразительности цвета, форм и др.), трое детей проявляли эмоционально-эстетические способности (эмоциональная отзывчивость, восприятие сюжета, выразительности цвета, форм и др.), как основы художественной деятельности;
- по действенно-практическому критерию - у большей части детей наблюдалось частичное владение практическими навыками изобразительной деятельности и творческой работы совместно с родителями, семь детей не владели практическими навыками изобразительной деятельности и творческой работы совместно с родителями и лишь трое детей обладали практическими навыками изобразительной деятельности и творческой работы совместно с родителями...
Художественно-эстетическое развитие - это целенаправленный процесс формирования способности активного эстетического отношения к произведениям искусства, а также посильного участия в создании прекрасного в искусстве, труде, в творчестве по законам красоты (по В.Н. Шацкой).
На основе позиции автора А.М. Вербенец мы выдели следующие критерии и показатели художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста:
• образно-содержательный критерий и его показатели - наличие эстетических интересов и элементов эстетического отношения к окружающему миру, предпочтений, наличие начальных эстетических оценок и некоторых эстетических категорий («безобразно», «прекрасно» и др.);
• эмоционально-мотивационный критерий и его показатели - эмоционально-эстетические способности (эмоциональная отзывчивость, восприятие сюжета, выразительности цвета, форм и др.), как основы художественной деятельности;
• действенно-практический критерий и его показатели - наличие практических навыков изобразительной деятельности и творческой работы совместно с родителями.
2. Дети старшего дошкольного возраста уже способны проявлять инициативу, самостоятельность и индивидуальность в процессе освоения искусства, восприятия эстетически привлекательных объектов, а также в собственной художественно-эстетической деятельности. Результатом художественно-эстетического развития ребенка является способность понимать и воспринимать ценности и смыслы произведений искусства,
реализовать увиденный и прожитый опыт созерцания красоты в продуктах изобразительного творчества. Для изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста характерны: самостоятельность в
определении замысла работы (придумывание, фантазирование),
сознательный выбор изобразительных средств выразительности, достаточно развитые изобразительно-выразительные и технические умения, повышение требовательности дошкольников к результату изобразительной собственной деятельности - рисунку, аппликации, лепке.
3. Признание приоритета участия родителей в художественно - эстетическом воспитании детей в условиях ДОО требует совершенно иных отношений и направлений. Новизна этих отношений определяется такими понятиями как «сотрудничество», «взаимодействие», «сотворчество». Основными принципами при организации работы по художественноэстетическому развитию и воспитанию детей старшего дошкольного возраста во взаимодействии с родителями выступают:
• открытость ДОО для родителей;
• творческое взаимодействие педагогов и родителей в условиях единого образовательного пространства;
• создание активной развивающей среды, которая обеспечивает единые подходы к развитию личности ребенка в семье и детском коллективе.
Важными условиями организации эффективного взаимодействия ДОО и семьи в направлении художественно-эстетического развития детей выступают: готовность педагогов к сотрудничеству с родителями и
готовность родителей к совместному с педагогами художественноэстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста, понимание основных задач художественно-эстетического развития детей и стремление и готовность их решать в условиях творческого взаимодействия.
4. Делаем вывод о том, что на высоком уровне развитие художественно-эстетическое развитие у троих детей, на среднем уровне у 10 детей, на низком уровне у 7 детей, в процентном соотношении: высокий уровень - 15 %; средний уровень - 45 %; низкий уровень - 40 %.
Подытоживая вышеизложенные результаты, можно констатировать следующее: у детей старшего дошкольного возраста преобладает
недостаточно высокий уровень развития творческих способностей. У основной части детей уровень развития творческих способностей соответствовал среднему или низкому уровням. Представим результаты диагностики по показателям:
• по образно-содержательному критерию - у большинства детей наблюдалось частичное наличие эстетических интересов и элементов эстетического отношения к окружающему миру, предпочтений, частичное освоение начальных эстетических оценок и некоторых эстетических категорий («безобразно», «прекрасно» и др.). У семи детей не наблюдалось наличие эстетических интересов и элементов эстетического отношения к окружающему миру, предпочтений, ребенок не освоил начальные эстетические оценки и некоторые эстетические категории. Лишь у троих детей наблюдалось наличие эстетических интересов и элементов эстетического отношения к окружающему миру, предпочтений, освоение начальных эстетических оценок и некоторых эстетических категорий («безобразно», «прекрасно» и др.);
• по эмоционально-мотивационному критерию - у 10 детей
частично проявлялись эмоционально-эстетические способности
(эмоциональная отзывчивость, восприятие сюжета, выразительности цвета, форм и др.), как основы художественной деятельности, остальная часть детей не проявляли эмоционально-эстетические способности (эмоциональная отзывчивость, восприятие сюжета, выразительности цвета, форм и др.), трое детей проявляли эмоционально-эстетические способности (эмоциональная отзывчивость, восприятие сюжета, выразительности цвета, форм и др.), как основы художественной деятельности;
- по действенно-практическому критерию - у большей части детей наблюдалось частичное владение практическими навыками изобразительной деятельности и творческой работы совместно с родителями, семь детей не владели практическими навыками изобразительной деятельности и творческой работы совместно с родителями и лишь трое детей обладали практическими навыками изобразительной деятельности и творческой работы совместно с родителями...
Подобные работы
- Художественно-эстетическое воспитание детей
старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2017 - Взаимодействие дошкольной образовательной организации с учреждениями муниципального образования по художественно-эстетическому развитию дошкольников
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2017 - ЭМОЦИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4880 р. Год сдачи: 2020 - Организационно-педагогические условия развития
ценностно-смыслового восприятия произведений живописи
у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Организационно-педагогические условия развития ценностно-смыслового восприятия произведений живописи у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2021 - Воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в художественно-игровой деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в ДОУ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2023





