Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Организация процесса по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста во взаимодействии с родителями

Работа №93590

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

методика преподавания

Объем работы100
Год сдачи2020
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
200
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ХУДОЖЕСТВЕННО­ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 8
1.1. Художественно-эстетическое развитие детей как педагогическая
проблема 8
1.2. Особенности художественно-эстетического развития детей старшего
дошкольного возраста 14
1.3. Взаимодействие с родителями как эффективное условие
художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста 20
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С РОДИТЕЛЯМ 31
2.1. Диагностическое исследование исходного уровня художественно­эстетического развития детей старшего дошкольного возраста 31
2.2. Организация работы по художественно-эстетическому развитию детей
старшего дошкольного возраста во взаимодействии с родителями 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 88
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 97

В соответствии с Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) художественно­эстетическое развитие предполагает «развитие предпосылок ценностно­смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной,
музыкальной и др.)» [37]. Перечисленные целевые ориентиры
образовательной области говорят и о направлениях художественно- эстетического развития детей дошкольного возраста. Также в ФГОС ДО говорится о необходимости взаимодействия «с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи» [Там же].
Художественно-эстетическое развитие способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность, раскрывает творческий потенциал ребенка. Художественно- эстетическое развитие ребенка является результатом целенаправленного и систематического художественно-эстетического воспитания. Определяющим этого процесса становится художественное образование - процесс усвоения искусствоведческих знаний, развития практических умений и навыков изобразительной деятельности, способностей к художественному творчеству. Отметим, что важным институтом воспитания является семья, так как в ней 3
ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. Поэтому, задачи художественно-эстетического развития ребенка должны стать приоритетными и для семьи.
Признание приоритета участия родителей в художественно­эстетическом воспитании детей в условиях ДОО требует совершенно иных отношений и направлений. Новизна этих отношений определяется такими понятиями как «сотрудничество», «взаимодействие», «сотворчество». Основными принципами при организации работы по художественно - эстетическому развитию и воспитанию детей старшего дошкольного возраста во взаимодействии с родителями выступают:
• открытость ДОО для родителей;
• творческое взаимодействие педагогов и родителей в условиях единого образовательного пространства;
• создание активной развивающей среды, которая обеспечивает единые подходы к развитию личности ребенка в семье и детском коллективе.
К сожалению, сегодня педагоги дошкольного образования отмечают снижение родительской активности в области взаимодействия с дошкольной образовательной организацией (далее - ДОО) в направлении решения задач художественно-эстетического развития детей, анализ состояния исследуемой проблемы позволяет выделить противоречие между востребованностью и необходимостью создания методических разработок по художественно - эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста во взаимодействии с родителями и недостаточностью методического обеспечения организации данного процесса.
Выявленное противоречие обусловило постановку проблемы исследования, которая выражается в поиске путей организации процесса по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста во взаимодействии с родителями.
Всё вышесказанное определило выбор темы исследования: «Организация процесса по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста во взаимодействии с родителями».
Объектом исследования является процесс художественно­эстетического развития детей старшего дошкольного возраста.
Предметом исследования является комплекс мероприятий по изобразительной деятельности с участием родителей, направленный на художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать комплекс мероприятий по изобразительной деятельности с участием родителей, направленный на художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста.
Для реализации поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
1. Провести анализ литературы по проблеме художественно­эстетического развития детей старшего дошкольного возраста.
2. Проанализировать особенности художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста.
3. Рассмотреть возможности взаимодействия с родителями в процессе художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста.
4. Провести диагностическое исследование исходного уровня художественно-эстетического развития, проанализировать результаты и сделать выводы.
5. Разработать содержание комплекса мероприятий по изобразительной деятельности с участием родителей, направленный на художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста.
Теоретико-методологическую основу исследования составили труды авторов:
• изучающих сущность понятия «художественно-эстетическое развитие» (Н.Н. Леонова, Е.Н. Махотина, Н.И. Киященко, Т.С. Комарова, В.Т. Кудрявцев, И.А. Лыкова, Т.В. Волосовец, В.Н. Шацкая, Е.Ю. Гусев,
A. М. Вербенец и др.);
• раскрывающих особенности художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста (А.В. Лысенко, А.О. Малыхин, А.В. Хуторской, В.Н. Введенский, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова,
B. А. Петровский, С.Л. Новоселова и др.);
• изучающих взаимодействие с родителями как эффективное условие художественно-эстетического развития детей (Г.И. Любезных, Г.Т. Хохлова, Е.В. Круглова, Л.В. Коломийченко, Н.В. Бутенко, Н.А. Дунаева и др.)...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


1. На основании изученной литературы ряда авторов: Н.Н. Леонова, Е.Н. Махотина, Т.С. Комарова, Н.В. Шацкая, И.А. Лыкова, Т.В. Волосовец и других ученых, сделаем следующие выводы:
Художественно-эстетическое развитие - это целенаправленный процесс формирования способности активного эстетического отношения к произведениям искусства, а также посильного участия в создании прекрасного в искусстве, труде, в творчестве по законам красоты (по В.Н. Шацкой).
На основе позиции автора А.М. Вербенец мы выдели следующие критерии и показатели художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста:
• образно-содержательный критерий и его показатели - наличие эстетических интересов и элементов эстетического отношения к окружающему миру, предпочтений, наличие начальных эстетических оценок и некоторых эстетических категорий («безобразно», «прекрасно» и др.);
• эмоционально-мотивационный критерий и его показатели - эмоционально-эстетические способности (эмоциональная отзывчивость, восприятие сюжета, выразительности цвета, форм и др.), как основы художественной деятельности;
• действенно-практический критерий и его показатели - наличие практических навыков изобразительной деятельности и творческой работы совместно с родителями.
2. Дети старшего дошкольного возраста уже способны проявлять инициативу, самостоятельность и индивидуальность в процессе освоения искусства, восприятия эстетически привлекательных объектов, а также в собственной художественно-эстетической деятельности. Результатом художественно-эстетического развития ребенка является способность понимать и воспринимать ценности и смыслы произведений искусства,
реализовать увиденный и прожитый опыт созерцания красоты в продуктах изобразительного творчества. Для изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста характерны: самостоятельность в
определении замысла работы (придумывание, фантазирование),
сознательный выбор изобразительных средств выразительности, достаточно развитые изобразительно-выразительные и технические умения, повышение требовательности дошкольников к результату изобразительной собственной деятельности - рисунку, аппликации, лепке.
3. Признание приоритета участия родителей в художественно - эстетическом воспитании детей в условиях ДОО требует совершенно иных отношений и направлений. Новизна этих отношений определяется такими понятиями как «сотрудничество», «взаимодействие», «сотворчество». Основными принципами при организации работы по художественно­эстетическому развитию и воспитанию детей старшего дошкольного возраста во взаимодействии с родителями выступают:
• открытость ДОО для родителей;
• творческое взаимодействие педагогов и родителей в условиях единого образовательного пространства;
• создание активной развивающей среды, которая обеспечивает единые подходы к развитию личности ребенка в семье и детском коллективе.
Важными условиями организации эффективного взаимодействия ДОО и семьи в направлении художественно-эстетического развития детей выступают: готовность педагогов к сотрудничеству с родителями и
готовность родителей к совместному с педагогами художественно­эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста, понимание основных задач художественно-эстетического развития детей и стремление и готовность их решать в условиях творческого взаимодействия.
4. Делаем вывод о том, что на высоком уровне развитие художественно-эстетическое развитие у троих детей, на среднем уровне у 10 детей, на низком уровне у 7 детей, в процентном соотношении: высокий уровень - 15 %; средний уровень - 45 %; низкий уровень - 40 %.
Подытоживая вышеизложенные результаты, можно констатировать следующее: у детей старшего дошкольного возраста преобладает
недостаточно высокий уровень развития творческих способностей. У основной части детей уровень развития творческих способностей соответствовал среднему или низкому уровням. Представим результаты диагностики по показателям:
• по образно-содержательному критерию - у большинства детей наблюдалось частичное наличие эстетических интересов и элементов эстетического отношения к окружающему миру, предпочтений, частичное освоение начальных эстетических оценок и некоторых эстетических категорий («безобразно», «прекрасно» и др.). У семи детей не наблюдалось наличие эстетических интересов и элементов эстетического отношения к окружающему миру, предпочтений, ребенок не освоил начальные эстетические оценки и некоторые эстетические категории. Лишь у троих детей наблюдалось наличие эстетических интересов и элементов эстетического отношения к окружающему миру, предпочтений, освоение начальных эстетических оценок и некоторых эстетических категорий («безобразно», «прекрасно» и др.);
• по эмоционально-мотивационному критерию - у 10 детей
частично проявлялись эмоционально-эстетические способности
(эмоциональная отзывчивость, восприятие сюжета, выразительности цвета, форм и др.), как основы художественной деятельности, остальная часть детей не проявляли эмоционально-эстетические способности (эмоциональная отзывчивость, восприятие сюжета, выразительности цвета, форм и др.), трое детей проявляли эмоционально-эстетические способности (эмоциональная отзывчивость, восприятие сюжета, выразительности цвета, форм и др.), как основы художественной деятельности;
- по действенно-практическому критерию - у большей части детей наблюдалось частичное владение практическими навыками изобразительной деятельности и творческой работы совместно с родителями, семь детей не владели практическими навыками изобразительной деятельности и творческой работы совместно с родителями и лишь трое детей обладали практическими навыками изобразительной деятельности и творческой работы совместно с родителями...


1. Анохина, Е. Ю. Взаимосвязь на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста изобразительной деятельности и детской художественной литературы как условие эстетического воспитания детей // Наука и современность. - 2014. - № 32-1. - С. 76-83.
2. Ануфриев, А. А. Психология творчества / А.А. Ануфриев. - Москва: Инфра-М, 2013. - 456 с.
3. Бабанский, Ю. К. Педагогика / Ю. К. Бабанский. - Москва: Просвещение, 2012. - 479 с.
4. Богоявленская, Д. Б. Психология творческих способностей / Д. Б. Богоявленская. - Москва: Академия, 2002. - 320 с.
5. Брушлинский, А. В. Воображение и творчество / А. В. Брушлинский.
• Москва: Эксмо, 2014. - 145 с.
6. Бутенко, Н. В. Концептуальная модель художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста // Сибирский педагогический журнал. - 2015. - № 1. - С. 36-41.
7. Введенский, В. Н. Профессиональная компетентность педагога: пособие для учителя / В. Н Введенский. - Санкт-Петербург: Просвещение,
2004. - 159 с.
8. Вербенец, А. М. Образовательная область «Художественное творчество». Как работать по программе «Детство»: Учебно-методическое пособие / научный Редакции А. Г. Гогоберидзе. - Санкт-Петербург: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», Москва: ТЦ «СФЕРА», 2012. - 352 с.
9. Ветлугина, Н. А. Художественное творчество и ребенок / Н. А. Ветлугина. - Москва: Педагогика, 1972. - 288 с.
10. Волосовец, Т. В. Художественно-эстетическое развитие дошкольников. Теоретические основы и новые технологии / Т. В. Волосовец.
• Москва: Русское слово, 2015. - 216 с.
11. Григорович, Л. А. Развитие творческого воображения / Л. А. Григорович. - Москва, 2007. - 175 с.
12. Гусев, Е. О. Творческий процесс и художественное восприятие / Е. О. Гусев. - Москва, 2008. - 94 с.
13. Домогацкая, И. Е. Методика диагностики эстетических способностей детей 3-5 лет / И. Е. Домогацкая. - Москва: Классика-XXI, 2004 (ПИК ВИНИТИ). - 16 с.
14. Дубровская, Н. В. Игры с цветом. Знакомство дошкольников 5-7 лет с основами цветоведения: Методическое пособие / Н. В. Дубровская. - Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2005. - 48 с.
15. Дунаева, Н. А. Современные подходы к взаимодействию с родителями в условиях дошкольных образовательных организаций // Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки. - 2015. - С. 350-353...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ