ПОВЫШЕНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
|
Введение 3
ГЛАВА 1 Психолого-педагогические особенности учебной мотивации обучающихся в начальной школе 6
1.1 Психологические аспекты развития мотивации у обучающихся в
начальной школе 6
1.2 Виды и теории мотивации 11
1.3 Формирование и развитие учебной мотивации в процессе обучения
математике 17
ГЛАВА 2 Методика повышения учебной мотивации обучающихся на уроках математики в начальной школе 22
2.1 Программа методов и тренингов, направленная на развитие мотивации
успешного обучения 22
2.2 Балльно-рейтинговая система оценивания знаний в начальной школе .... 24
2.3 Педагогический эксперимент и его результаты 32
Заключение 58
Список используемых источников 60
ГЛАВА 1 Психолого-педагогические особенности учебной мотивации обучающихся в начальной школе 6
1.1 Психологические аспекты развития мотивации у обучающихся в
начальной школе 6
1.2 Виды и теории мотивации 11
1.3 Формирование и развитие учебной мотивации в процессе обучения
математике 17
ГЛАВА 2 Методика повышения учебной мотивации обучающихся на уроках математики в начальной школе 22
2.1 Программа методов и тренингов, направленная на развитие мотивации
успешного обучения 22
2.2 Балльно-рейтинговая система оценивания знаний в начальной школе .... 24
2.3 Педагогический эксперимент и его результаты 32
Заключение 58
Список используемых источников 60
Школа является местом получения знаний и общего образования. Начальная школа — уровень среднего или общего образования, на котором учащемуся даются самые необходимые и поверхностные знания, а также прививается пристрастие, любовь и уважение ко всему духовному, нравственному, кроме того, умение логически мыслить. Термин «начальная школа» появился во Франции в 1802 году. В России продолжительность начального образования составляет 4 года (с 1 по 4 класс) [46].
В результате обучения в начальной школе обучающиеся приобретают умения и навыки, а также осваивают различные способы деятельности, такие как: познавательная деятельность, речевая деятельность и работа с информацией, а также организация деятельности. А.Н. Леонтьев считал, что решение поставленных целей обучения достигается быстрее, если различные способы деятельности пересекаются между собой. Обучение в начальной школе является базой для дальнейшего получения образования, развития и становления личностных качеств человека[22].
Мотивация — это внутреннее состояние, которое активизирует, направляет и поддерживает поведение, направленное на достижение определённых целей. Мотивация влияет на различные характеристики человека: усилие, старание, направленность, настойчивость, дисциплинированность, и другие. Мотивация взаимосвязана с поведением, активностью, деятельностью личности.
В настоящее время, существуют проблемы формирования и развития мотивации у обучающихся в начальной школе. Стремительное развитие информационных технологий повлияло на снижение уровня мотивации к обучению у школьников младших классов. Многие школьники отвлекаются на уроках и не всегда выполняют домашние задания своевременно. Такие школьники скорее предпочтут компьютерные игры или мобильный телефон, чем выполнение домашних заданий или занятие образовательной деятельностью.
Педагогические технологии также не стоят на месте. Программа Федерального государственного образовательного стандарта предполагает внесение существенных изменений в структуре содержания, целях и задачах школьного образования. Усовершенствуются методики и образовательные программы, направленные на повышения качества образования и уровня мотивации к обучению. Активно разрабатываются и используются тренинги, направленные на решение различных задач. Увеличивается разнообразие культурно-познавательной, научно-исследовательской и творческой деятельности для обучения школьников начальных классов.
Формирование и развитие положительной мотивации обучающихся - одна из главных задач педагога. Как известно, из программы обучения, предусмотренной для начальных классов средней общеобразовательной школы наиболее трудной для восприятия умом младших школьников является математика. В большинстве своем дети находят данную учебную дисциплину скучной и трудной для обучения. И поэтому особенно важно, чтобы на уроках математики преподаватель смог в полной мере завладеть вниманием учеников и направить его на изучение материала, предусмотренного на данный урок. Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность образовательной деятельности. Педагогическое взаимодействие с учеником становится эффективным только с учетом особенностей его мотивации. Правильное стимулирование мотивации к обучению у обучающихся является важным фактором эффективного обучения и воспитания.
Учебная деятельность в младшем школьном возрасте обуславливает развитие всех психических функций ученика: мышления, внимания, памяти, воображения, восприятия и других.
Актуальность исследования связана с необходимостью повышения мотивации обучающихся в начальной школе. Наличие мотивации к обучению повышает эффективность учебного процесса.
Объектом исследования является процесс обучения математике.
Предмет исследования: учебная мотивация младших школьников к математике.
Цель: разработка методики повышения учебной мотивации
обучающихся на уроках математики в начальной школе.
Для достижения цели автором поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть психологические аспекты развития мотивации у обучающихся в начальной школе, а также виды и теории мотивации.
2. Создать методику повышения учебной мотивации обучающихся на уроках математики в начальной школе на основе балльно-рейтинговой системы.
3. Проверить эффективность разработанной методики.
Гипотеза: повышение мотивации к изучению математики у младших школьников будет результативным, если разработать и использовать методику обучения математике, основанную на балльно-рейтинговом подходе к оценке учебных достижений школьников.
Методы исследования: изучение и теоретический анализ научной литературы, наблюдение деятельности обучающихся в учебном процессе, применение методики повышения учебной мотивации обучающихся, анкетирование, постановка и проведение педагогического эксперимента, подведение результатов исследования.
В результате обучения в начальной школе обучающиеся приобретают умения и навыки, а также осваивают различные способы деятельности, такие как: познавательная деятельность, речевая деятельность и работа с информацией, а также организация деятельности. А.Н. Леонтьев считал, что решение поставленных целей обучения достигается быстрее, если различные способы деятельности пересекаются между собой. Обучение в начальной школе является базой для дальнейшего получения образования, развития и становления личностных качеств человека[22].
Мотивация — это внутреннее состояние, которое активизирует, направляет и поддерживает поведение, направленное на достижение определённых целей. Мотивация влияет на различные характеристики человека: усилие, старание, направленность, настойчивость, дисциплинированность, и другие. Мотивация взаимосвязана с поведением, активностью, деятельностью личности.
В настоящее время, существуют проблемы формирования и развития мотивации у обучающихся в начальной школе. Стремительное развитие информационных технологий повлияло на снижение уровня мотивации к обучению у школьников младших классов. Многие школьники отвлекаются на уроках и не всегда выполняют домашние задания своевременно. Такие школьники скорее предпочтут компьютерные игры или мобильный телефон, чем выполнение домашних заданий или занятие образовательной деятельностью.
Педагогические технологии также не стоят на месте. Программа Федерального государственного образовательного стандарта предполагает внесение существенных изменений в структуре содержания, целях и задачах школьного образования. Усовершенствуются методики и образовательные программы, направленные на повышения качества образования и уровня мотивации к обучению. Активно разрабатываются и используются тренинги, направленные на решение различных задач. Увеличивается разнообразие культурно-познавательной, научно-исследовательской и творческой деятельности для обучения школьников начальных классов.
Формирование и развитие положительной мотивации обучающихся - одна из главных задач педагога. Как известно, из программы обучения, предусмотренной для начальных классов средней общеобразовательной школы наиболее трудной для восприятия умом младших школьников является математика. В большинстве своем дети находят данную учебную дисциплину скучной и трудной для обучения. И поэтому особенно важно, чтобы на уроках математики преподаватель смог в полной мере завладеть вниманием учеников и направить его на изучение материала, предусмотренного на данный урок. Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность образовательной деятельности. Педагогическое взаимодействие с учеником становится эффективным только с учетом особенностей его мотивации. Правильное стимулирование мотивации к обучению у обучающихся является важным фактором эффективного обучения и воспитания.
Учебная деятельность в младшем школьном возрасте обуславливает развитие всех психических функций ученика: мышления, внимания, памяти, воображения, восприятия и других.
Актуальность исследования связана с необходимостью повышения мотивации обучающихся в начальной школе. Наличие мотивации к обучению повышает эффективность учебного процесса.
Объектом исследования является процесс обучения математике.
Предмет исследования: учебная мотивация младших школьников к математике.
Цель: разработка методики повышения учебной мотивации
обучающихся на уроках математики в начальной школе.
Для достижения цели автором поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть психологические аспекты развития мотивации у обучающихся в начальной школе, а также виды и теории мотивации.
2. Создать методику повышения учебной мотивации обучающихся на уроках математики в начальной школе на основе балльно-рейтинговой системы.
3. Проверить эффективность разработанной методики.
Гипотеза: повышение мотивации к изучению математики у младших школьников будет результативным, если разработать и использовать методику обучения математике, основанную на балльно-рейтинговом подходе к оценке учебных достижений школьников.
Методы исследования: изучение и теоретический анализ научной литературы, наблюдение деятельности обучающихся в учебном процессе, применение методики повышения учебной мотивации обучающихся, анкетирование, постановка и проведение педагогического эксперимента, подведение результатов исследования.
В процессе диссертационного исследования были решены все поставленные задачи: изучены психолого-педагогические особенности учебной мотивации обучающихся в начальной школе, рассмотрены психологические аспекты развития мотивации, виды и теории мотивации, разработана программа методов и тренингов, направленная на развитие мотивации успешного обучения, сформирована методика повышения учебной мотивации обучающихся на уроках математики в начальной школе, выявлен уровень мотивации обучающихся, разработана методика обучения математике на основе балльно-рейтинговой системы, изучена результативность и сделаны выводы.
На основании изучения психолого-педагогической и методической литературы в ходе работы была проанализирована проблема формирования и развития учебной мотивации обучающихся начальной школы. Выявлены основные причины: слабый интерес многих обучающихся к дисциплине математика, или отсутствие интереса вовсе (многие школьники считают математику скучной наукой), качество учебной работы на уроке, слабая внеурочная деятельность.
В диссертационном исследовании подробно рассмотрены цели и задачи педагога для повышения уровня мотивации к обучению младших школьников на уроках математики, конкретизированы формы и методы обучения для формирования и развития учебной мотивации. Разработана программа методов и тренингов, направленная на развитие мотивации успешного обучения, целью которой является сплочение коллектива, развитие интереса к различным видам образовательной деятельности, создание благоприятных педагогических условий во время учебной деятельности.
Во время опытно-поисковой работы практической части диссертационного исследования, были разработаны три тестирования :
1. Тест «Диагностика школьной мотивации обучающихся начальных классов». Направлен на выявление уровня мотивации к обучению.
2. Тест для учеников 4 «В» класса Ачитской СОШ. Направлен на
выявление отношения к выполнению дополнительных работ по математике (работы, выполняемые по желанию).
3. Тест для родителей 4 «В» класса Ачитской СОШ. Направлен на выявление отношения к повышению мотивации детей и введения балльно-рейтинговой системы оценивания знаний.
На основании результатов тестирования и других наблюдений, была разработана балльно-рейтинговая система оценивания знаний.
Предлагаемая нами система оценивания знаний, ориентированная на формирование и развитие мотивации к обучению на уроках математики, является результативной. Использование этой методики позволило эффективно повысить уровень учебной мотивации обучающихся.
В ходе исследования гипотеза была апробирована и подтверждена.
На основании изучения психолого-педагогической и методической литературы в ходе работы была проанализирована проблема формирования и развития учебной мотивации обучающихся начальной школы. Выявлены основные причины: слабый интерес многих обучающихся к дисциплине математика, или отсутствие интереса вовсе (многие школьники считают математику скучной наукой), качество учебной работы на уроке, слабая внеурочная деятельность.
В диссертационном исследовании подробно рассмотрены цели и задачи педагога для повышения уровня мотивации к обучению младших школьников на уроках математики, конкретизированы формы и методы обучения для формирования и развития учебной мотивации. Разработана программа методов и тренингов, направленная на развитие мотивации успешного обучения, целью которой является сплочение коллектива, развитие интереса к различным видам образовательной деятельности, создание благоприятных педагогических условий во время учебной деятельности.
Во время опытно-поисковой работы практической части диссертационного исследования, были разработаны три тестирования :
1. Тест «Диагностика школьной мотивации обучающихся начальных классов». Направлен на выявление уровня мотивации к обучению.
2. Тест для учеников 4 «В» класса Ачитской СОШ. Направлен на
выявление отношения к выполнению дополнительных работ по математике (работы, выполняемые по желанию).
3. Тест для родителей 4 «В» класса Ачитской СОШ. Направлен на выявление отношения к повышению мотивации детей и введения балльно-рейтинговой системы оценивания знаний.
На основании результатов тестирования и других наблюдений, была разработана балльно-рейтинговая система оценивания знаний.
Предлагаемая нами система оценивания знаний, ориентированная на формирование и развитие мотивации к обучению на уроках математики, является результативной. Использование этой методики позволило эффективно повысить уровень учебной мотивации обучающихся.
В ходе исследования гипотеза была апробирована и подтверждена.
Подобные работы
- ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2023 - Методика использования тестовых заданий при проведении урока математики в начальной школе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ
ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2017 - ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2020 - ПРИМЕНЕНИЕ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - ПРИМЕНЕНИЕ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - Средства активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках математики в сельской школе
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ
ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2020 - ФОРМИРОВАНИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2022





