Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПОВЫШЕНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Работа №93584

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы64
Год сдачи2020
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
216
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
ГЛАВА 1 Психолого-педагогические особенности учебной мотивации обучающихся в начальной школе 6
1.1 Психологические аспекты развития мотивации у обучающихся в
начальной школе 6
1.2 Виды и теории мотивации 11
1.3 Формирование и развитие учебной мотивации в процессе обучения
математике 17
ГЛАВА 2 Методика повышения учебной мотивации обучающихся на уроках математики в начальной школе 22
2.1 Программа методов и тренингов, направленная на развитие мотивации
успешного обучения 22
2.2 Балльно-рейтинговая система оценивания знаний в начальной школе .... 24
2.3 Педагогический эксперимент и его результаты 32
Заключение 58
Список используемых источников 60

Школа является местом получения знаний и общего образования. Начальная школа — уровень среднего или общего образования, на котором учащемуся даются самые необходимые и поверхностные знания, а также прививается пристрастие, любовь и уважение ко всему духовному, нравственному, кроме того, умение логически мыслить. Термин «начальная школа» появился во Франции в 1802 году. В России продолжительность начального образования составляет 4 года (с 1 по 4 класс) [46].
В результате обучения в начальной школе обучающиеся приобретают умения и навыки, а также осваивают различные способы деятельности, такие как: познавательная деятельность, речевая деятельность и работа с информацией, а также организация деятельности. А.Н. Леонтьев считал, что решение поставленных целей обучения достигается быстрее, если различные способы деятельности пересекаются между собой. Обучение в начальной школе является базой для дальнейшего получения образования, развития и становления личностных качеств человека[22].
Мотивация — это внутреннее состояние, которое активизирует, направляет и поддерживает поведение, направленное на достижение определённых целей. Мотивация влияет на различные характеристики человека: усилие, старание, направленность, настойчивость, дисциплинированность, и другие. Мотивация взаимосвязана с поведением, активностью, деятельностью личности.
В настоящее время, существуют проблемы формирования и развития мотивации у обучающихся в начальной школе. Стремительное развитие информационных технологий повлияло на снижение уровня мотивации к обучению у школьников младших классов. Многие школьники отвлекаются на уроках и не всегда выполняют домашние задания своевременно. Такие школьники скорее предпочтут компьютерные игры или мобильный телефон, чем выполнение домашних заданий или занятие образовательной деятельностью.
Педагогические технологии также не стоят на месте. Программа Федерального государственного образовательного стандарта предполагает внесение существенных изменений в структуре содержания, целях и задачах школьного образования. Усовершенствуются методики и образовательные программы, направленные на повышения качества образования и уровня мотивации к обучению. Активно разрабатываются и используются тренинги, направленные на решение различных задач. Увеличивается разнообразие культурно-познавательной, научно-исследовательской и творческой деятельности для обучения школьников начальных классов.
Формирование и развитие положительной мотивации обучающихся - одна из главных задач педагога. Как известно, из программы обучения, предусмотренной для начальных классов средней общеобразовательной школы наиболее трудной для восприятия умом младших школьников является математика. В большинстве своем дети находят данную учебную дисциплину скучной и трудной для обучения. И поэтому особенно важно, чтобы на уроках математики преподаватель смог в полной мере завладеть вниманием учеников и направить его на изучение материала, предусмотренного на данный урок. Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность образовательной деятельности. Педагогическое взаимодействие с учеником становится эффективным только с учетом особенностей его мотивации. Правильное стимулирование мотивации к обучению у обучающихся является важным фактором эффективного обучения и воспитания.
Учебная деятельность в младшем школьном возрасте обуславливает развитие всех психических функций ученика: мышления, внимания, памяти, воображения, восприятия и других.
Актуальность исследования связана с необходимостью повышения мотивации обучающихся в начальной школе. Наличие мотивации к обучению повышает эффективность учебного процесса.
Объектом исследования является процесс обучения математике.
Предмет исследования: учебная мотивация младших школьников к математике.
Цель: разработка методики повышения учебной мотивации
обучающихся на уроках математики в начальной школе.
Для достижения цели автором поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть психологические аспекты развития мотивации у обучающихся в начальной школе, а также виды и теории мотивации.
2. Создать методику повышения учебной мотивации обучающихся на уроках математики в начальной школе на основе балльно-рейтинговой системы.
3. Проверить эффективность разработанной методики.
Гипотеза: повышение мотивации к изучению математики у младших школьников будет результативным, если разработать и использовать методику обучения математике, основанную на балльно-рейтинговом подходе к оценке учебных достижений школьников.
Методы исследования: изучение и теоретический анализ научной литературы, наблюдение деятельности обучающихся в учебном процессе, применение методики повышения учебной мотивации обучающихся, анкетирование, постановка и проведение педагогического эксперимента, подведение результатов исследования.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В процессе диссертационного исследования были решены все поставленные задачи: изучены психолого-педагогические особенности учебной мотивации обучающихся в начальной школе, рассмотрены психологические аспекты развития мотивации, виды и теории мотивации, разработана программа методов и тренингов, направленная на развитие мотивации успешного обучения, сформирована методика повышения учебной мотивации обучающихся на уроках математики в начальной школе, выявлен уровень мотивации обучающихся, разработана методика обучения математике на основе балльно-рейтинговой системы, изучена результативность и сделаны выводы.
На основании изучения психолого-педагогической и методической литературы в ходе работы была проанализирована проблема формирования и развития учебной мотивации обучающихся начальной школы. Выявлены основные причины: слабый интерес многих обучающихся к дисциплине математика, или отсутствие интереса вовсе (многие школьники считают математику скучной наукой), качество учебной работы на уроке, слабая внеурочная деятельность.
В диссертационном исследовании подробно рассмотрены цели и задачи педагога для повышения уровня мотивации к обучению младших школьников на уроках математики, конкретизированы формы и методы обучения для формирования и развития учебной мотивации. Разработана программа методов и тренингов, направленная на развитие мотивации успешного обучения, целью которой является сплочение коллектива, развитие интереса к различным видам образовательной деятельности, создание благоприятных педагогических условий во время учебной деятельности.
Во время опытно-поисковой работы практической части диссертационного исследования, были разработаны три тестирования :
1. Тест «Диагностика школьной мотивации обучающихся начальных классов». Направлен на выявление уровня мотивации к обучению.
2. Тест для учеников 4 «В» класса Ачитской СОШ. Направлен на
выявление отношения к выполнению дополнительных работ по математике (работы, выполняемые по желанию).
3. Тест для родителей 4 «В» класса Ачитской СОШ. Направлен на выявление отношения к повышению мотивации детей и введения балльно-рейтинговой системы оценивания знаний.
На основании результатов тестирования и других наблюдений, была разработана балльно-рейтинговая система оценивания знаний.
Предлагаемая нами система оценивания знаний, ориентированная на формирование и развитие мотивации к обучению на уроках математики, является результативной. Использование этой методики позволило эффективно повысить уровень учебной мотивации обучающихся.
В ходе исследования гипотеза была апробирована и подтверждена.


1. Письмо Минпросвещения России от 5 сентября 2018 г. № 03-ПГ-МП- 42216 «Об участии учеников муниципальных и государственных школ РФ во внеурочной деятельности»
2. Распоряжение Правительства России от 24 декабря 2013 года № 2506-р о Концепции развития математического образования в Российской Федерации
3. Федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373). Приказ Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. N 1576 Изменения в пункт 12
4. Федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373)
5. Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. - Спб.Питер, 2003 (Серия эффективный тренинг).
6. Аскарова Д. К. Творческие задания на уроках математики в начальных
классах и предъявляемые к ним требования / Д. К. Аскарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 9 (247). — 181­
183 с.
7. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1996. - . 222 с.
8. Божович Л.И. Проблемы развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л.И.Божович, Л.В.Благонадежиной.-М., 1972.- 7-44 с.
9. Гонина О.О. Психология младшего школьного возраста: Учебное пособие / О.О. Гонина. - М.: Флинта, 2016. - 272 с.
10. Жуков Г.Н. Общая и профессиональная педагогика: Учебник / Г.Н. Жуков, П.Г. Матросов. - М.: Альфа-М, 2018. - 448 с.
11. Загвязинский В.И. Педагогика: Учебник / В.И. Загвязинский. - М.: Academia, 2017. - 160 с.
12. Зайцев Г.Г. Управление кадрами на предприятии: персональный менеджмент / Г. Зайцев, С. Файбушевич. — СПб.: Питер, 2008. — 248 с.
13. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы — СПб.: Питер, 2011. — 512 с.
14. Казанская В.Г. Подросток. Трудности взросления: книга для психологов, педагогов, родителей. - СПб.: Питер, 2006. - 240 с.: ил. (Серия «Практическая психология»).
15. Калужская М.В. Рейтинговая система как интегративная модель оценки параметров образования / М.В. Калужская, О.С. Уколова, И.Г. Каменских // Педагогический вестник. - 2004. - №23-24. - 36-40 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ