Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование профессиональных компетенций будущих учителей на основе курса «STEM-технологии в образовании»

Работа №93578

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы107
Год сдачи2020
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
318
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ STEM - ТЕХНОЛОГИЙ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ STEM-ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ
1.1 Возникновение и развитие STEM-технологий 6
1.2 Реализация STEM-технологии в современном образовании в
Российской Федерации 11
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ПО STEM-ТЕХНОЛОГИЯМ
2.1 Подготовка педагогов STEM образования в России 19
2.2Профессиональный стандарт педагога 31
2.3 Формирование профессиональных компетенций будущих учителей в
процессе изучения образовательной программы «STEM-технологии в образовании» 33
2.4 Курс по выбору «Реализация STEM-технологий в образовании»
как средство формирования профессиональных
компетенций 44
2.5 Примерная рабочая программа курса «Реализация STEM-технологий в образовании» 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 82
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 91

Современный этап развития российского общества выдвигает новые требования к содержанию и качеству высшего педагогического образования, что обуславливает необходимость поиска новых путей подготовки конкурентоспособных выпускников, способных эффективно решать комплекс задач профессионально-педагогической деятельности.
Реализация Федерального государственного стандарта высшего образования третьего поколения по направлению подготовки «44.03.01 - Педагогическое образование» предполагает компетентностную модель подготовки магистров, ориентированную на развитие у обучающихся широкого спектра общекультурных и профессиональных компетенций в различных видах будущей профессиональной деятельности.
В настоящее время в педагогической науке ведется активный поиск путей и средств формирования профессиональных компетенций обучающихся (И.А. Зимняя, А.К. Маркова, А.В. Хуторской и др.).
Выявлению условий развития профессиональных компетенций будущего педагога посвящены исследования А.А. Петрова, С.Л. Троянской и др.
Практика обучения студентов педагогического вуза по профилю «STEM-технологии в образовании»свидетельствует о том, что в настоящее время при формировании профессиональных компетенций при подготовке по программе «STEM-технологии в образовании» не уделяется достаточно внимания формированию такой части ПК, как практический опыт. Что в целом негативно сказывается на качестве образования магистрантов.
Это свидетельствует о необходимости более глубокой разработки проблемы формирования профессиональных компетенций у студентов профиля «STEM-технологии в образовании».
Все вышесказанное позволило выявить следующее противоречие:
- между нормативным закреплением задач формирования профессиональных компетенций на уровне ФГОС ВО 3 ++ и недостаточной разработанностью вопросов формирования профессиональных компетенций у студентов профилж^ТЕМ-технологии в образовании».
Выделенное противоречие позволило сформулировать проблему
исследования: как повысить эффективность процесса формирования
профессиональных компетенций у «STEM-технологии в образовании»?
Актуальность данной проблемы и ее недостаточная разработанность определили выбор темы исследования: Формирование
профессиональных компетенций будущих учителей на основе курса «STEM- технологии в образовании».
Цель исследования: разработать и теоретически обосновать курс направленный на формирование профессиональных компетенций у
студентов профиля «STEM-технологии в образовании».
Объект исследования: процесс обучения магистров профилж^ТЕМ- технологии в образовании».
Предмет исследования: процесс формирования профессиональных компетенций у студентов профиля «STEM-технологии в образовании».
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что процесс формирования профессиональных компетенций у студентов профиля «STEM-технологии в образовании будет результативным, если:
• профессиональные компетенции будут формироваться не только в процессе учебной деятельности, но и в практическом опыте реализации этих знаний в виде выполнения STEM проекта со школьниками в течение научно - исследовательской практики;
• будет реализован курс, включающий практическую деятельность, формирующую такую часть ПК как профессиональный опыт.
Для проверки выдвинутой гипотезы и достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по формированию профессиональных компетенций у студентов профиля «STEM-технологии в образовании».
2. Рассмотреть профессиональные компетенции как комплекс состоящий из нескольких структурных компонентов.
3. Разработать курс для студентов «STEM-технологии в образовании».
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
• теоретические положения компетентностного подхода в высшем образовании (В.А. Адольф, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, А.В. Хуторской и др.).
В исследовании использовались следующие методы:
• теоретические: анализ научной литературы по проблеме и теме исследования, анализ нормативных документов, сравнение, сопоставление, структурирование, систематизация;
• эмпирические: педагогическое наблюдение, анкетирование, анализ учебной документации, опытно-поисковая работа.
Опытная работа проводилась в период с октября 2018 года по октябрь 2020 года на базе ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет», Институт математики, физики, информатики и технологий.
Структура и объем диссертации. Магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате проведённого исследования были сделаны следующие выводы.
Вовлеченность в создание STEM-центров представителей крупного и транснационального бизнеса, говорит о его большой заинтересованности в получении специалистов, обученных именно в системе STEM-образования.
Система дополнительного и внеурочного образования и развивается сегодня очень динамично и остро встает вопрос о подготовке педагогов, получивших специальную подготовку или прошедших дополнительное профессиональное обучение и готовых работать в единой системе естественнонаучных учебных дисциплин и технологий.
Поскольку в нашей стране нет единой концепции STEM-образования, и это направление не является приоритетным, то есть только четыре вуза реализующих программы STEM-образования. Из них два готовят преподавателей только для дополнительного образования и два для общеобразовательных школ и дополнительного образования. И УрГПУ единственный в России педагогический вуз, осуществляющий подготовку магистров по направлению STEM. Очевидно, что программ STEM - образования недостаточно, чтобы оно могло реализовать свои
потенциальные возможности в образовательном пространстве Российской Федерации. Но даже из тех немногих вузов, что ведут подготовку по программам которые называются STEM, часть программ STEM только декларирует, и в реальности программы не соответствуют STEM - образованию и мало с ним связаны.
Каждый выпускник вуза, прошедший полный курс обучения должен обладать компетенциями, которые составляют основу действующих федеральных образовательных стандартов. Компетенции состоят из структурных компонентов. Это знания, умения, мотивация и профессиональный опыт. Мотивацию у тех, кто идет учиться в магистратуру можно считать сформированной. Знания и умения формируются в процессе изучения дисциплины. Опыт профессиональной деятельности (в виде применения полученных в процессе обучения знаний на практике) в нашей системе обучения практически отсутствует. Поэтому профессиональную компетенцию нельзя считать полностью сформированной.
Для того, чтобы это устранить была разработана программа дисциплины «STEM-технологии в образовании», которая позволит хотя бы частично решить эту проблему.
Лучший способ формирования профессиональных компетенций это практическая деятельность педагога, и курс построен таким образом, чтобы конечным результатом стала именно практическая работа по реализации STEMпроекта.
Получив и освоив знания обучающийся, для получения промежуточной аттестации должен предоставить в виде отчета STEM проект своих учеников на ежегодном конкурсе школьных инновационных проектов УралИннова. Таким образом, именно в практической работе с учениками по реализации STEM-технологий будут формироваться профессиональные компетенции будущих и настоящих педагогов.
Включение в дисциплину «Реализация STEM-технологий в образовании» практическую реализацию STEM-проекта со школьниками дают опыт профессиональной деятельности, как составляющую ПК, и поэтому улучшают формирование профессиональных компетенций.
Дисциплина «Реализация STEM-технологий в образовании» может быть использована в любой магистерской программе по STEM-образованию.


1. Авдеева Н. В. Методические аспекты формирования общекультурных компетенци у бакалавров безопасности жизнедеятельности/ Н.В. Авдеева // Молодой ученый. - 2012. - №10. - С. 306-308.
2. Адольф В.А. Профессиональная компетеность современного учителя/В.А. Адольф; М-во общ. и проф. образования РФ. Краснояр.гор.ун-т. - Красноярск, 1998. - 309 с.
3. Айзенберг А. Я. Самообразование: история, теория и современные проблемы / А. Я. Айзенберг. - М.: Высшая школа, 2006. - 126 с.
4. Активные и интерактивные образовательные технологии (формы проведения занятий) в высшей школе: учебное пособие / сост. Т.Г. Мухина. - Н. Новгород: ННГАСУ, 2013. - 97 с.
5. Байденко В.И. Болонский процесс: Глоссарий (на основе опыта мониторингового исследования) Авт. сост.: В.И. Байденко, О.Л. Ворожейкина, Н.Е. Карачарова, Н.А. Селезнева, Л.Н. Тарасюк Под научн. ред. д-ра пежд. наук, профессора В.И. Байденко и д-ра техн. наук, профессора Н.А. Селезневой. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2009. - 148с.
6. Бермус, А. Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании [Электронный ресурс] / А. Г. Бермус. Интернет-журн. - Эйдос, 2005. - 10 сентября.
7. 25. Веденина В.В. Мастерство само не приходит. // Учитель. 2000. № 1.С.77-78.
8. Внеурочная деятельность: содержание и технологии реализации /
науч. ред. И.В. Муштавинская, Т.С. Кузнецова. - Санкт-Петербург : КАРО,
2016. - 256 с. - (Петербургский вектор внедрения ФГОС ООО). - Режим доступа: по подписке. -
URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=462868 (дата обращения: 04.02.2020). - ISBN 978-5-9925-1121-5. - Текст : электронный.
9. Волосовец Т.В., Маркова В.А., Аверин СА. «STEM образование для детей дошкольного и младшего школьного возраста» парциальная модульная программа развития интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно-техническое творче­ство. - М.: [б.и.], 2017. - 112 с.
10. Громыко Ю. В. Метапредмет «Проблема». / Учебное пособие для учащихся старших клас-сов. — М., 1998.
11. Громыко Ю. В. Мыследеятельностная педагогика (теоретико­практическое руководство по ос-воению высших образцов педагогического искусства). — Минск, 2000.
12. Громыко Н. В. Обучение схематизации: Сборник сценариев для проведения уроков и тренингов. /Учебно-методическое пособие для учащихся 10-11 классов. — М., 2005.
13. Давыдов, В.В. Виды обобщения в обучении. [Текст] / В.В. Давыдов. - М.: Педагогика, 1972.- 423 с. (5 экз.).
14. Дума Е.А. и др. Уровни сформированности инженерного мышления // Успехи современного естествознания. 2013. No 10. С.143-14
15. Заседание Совета по науке и образованию от 23 июня 2014 года [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru/ (дата обращения: 15.01.17)...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ