ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ
ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме
ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
1.2. Теоретические подходы к созданию и функционированию малых
групп 6
1.3. Анализ возможностей интернет-сервисов с функцией «онлайн-
доски» 24
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОСКОВАЯ РАБОТА ПО ЭФФЕКТИВНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В МАЛЫХ ГРУППАХ СРЕДСТВАМИ “CONCEPTBOARD” 32
2.1. Методика применения сервиса «Conceptboard» в организации
проектной деятельности 32
2.2. Анализ результатов опытно-поисковой работы 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
ЛИТЕРАТУРА 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. «ИНСТРУКЦИИ ПО РАБОТЕ С СЕРВИСОМ “CONCEPTBOARD”» 60
Актуальность исследования. Эффективно организованная проектная деятельность обеспечивает готовность обучающихся к осуществлению самостоятельной деятельности, способствует подготовке личностей, обладающих специфическими компетенциями поиска, компонентами критического мышления. В настоящее время к системе образования предъявляется ряд новых требований, основным из которых является наличие у обучающихся проектных компетентностей. Организация проектной деятельности обучающихся требует особого внимания и специального педагогического воздействия, направленного на развитие способности мыслить творчески.
В условиях вирусной пандемии, самоизоляции граждан, в том числе обучающихся и педагогов, в Российской Федерации, как и по всему миру на смену традиционному аудиторному образованию пришли различные формы организации учебного процесса. Проектная деятельность, как важная часть образовательного процесса, также должна быть организована дистанционно. Это определяет актуальность исследования проблемы организации проектной деятельности обучающихся с применением сервиса “Conceptboard”.
В последнее время появился опыт организации проектной деятельности с применением сетевых технологий в самых различных областях образования. Но, недостаточно изученным остается вопрос организации проектной деятельности в системе дистанционного обучения.
Проблема исследования: какой должна быть методика организации проектной деятельности с применением средств сервиса «Conceptboard»?
Актуальность и сформулированная проблема исследования обусловили выбор темы диссертационного исследования: «Организация проектной деятельности в малых группах средствами “Conceptboard”».
Цель исследования - теоретическое обоснование и опытно-поисковая проверка методики эффективной организации проектной деятельности с применением средств сервиса «Conceptboard».
Объект исследования - процесс организации проектной деятельности обучающихся.
Предмет исследования - организация проектной деятельности обучающихся с применением средств сервиса «Conceptboard».
Гипотеза исследования состоит в следующем: проектная деятельность будет более эффективна, если педагоги получат подробные инструкции по освоению сервиса «Conceptboard» и будут применять его для обучения в малых группах.
Исходя из цели, объекта, предмета и гипотезы были определены следующие задачи исследования:
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме организации проектной деятельности.
2. Рассмотреть подходы к формированию и функционированию малых групп.
3. Произвести анализ возможностей интернет-сервисов с функциями онлайн-доски.
4. Разработать методику применения сервиса «Conceptboard» в проектной деятельности.
5. Провести опытно-поисковую проверку методики организации проектной деятельности обучающихся с применением средств сервиса “ConceptBoard”.
Теоретико-методологическую основу исследования составили работы:
в сфере организации проектной деятельности обучающихся в системе основного и дополнительного образования (Е. С. Полат, И. А. Зимняя [55], Н. В. Матяш [55], Н. Ю. Пахомова [31], И. С. Сергеев [37], В. Д. Симоненко [31], Г.Б. Голуб [23] и др.), А. С. Белкин [23], Э. Ф. Зеер [36], и др.. В значительной степени диссертационная работа опирается на результаты исследований по проблеме развития проектной деятельности обучающихся на основе сетевого взаимодействия, представленные в трудах Н. Д. Никандрова [12], С. З. Гончарова [48], Н. В. Мартишиной [23] и др.
При определении теоретических подходов к разработке технологических аспектов организации проектной деятельности обучающихся исследование ориентировано на труды Е. С. Полат [29], М. Б. Романовской [49], В. В. Копылова [49], и др. Теоретической основой для разработки мотивационного компонента исследуемого в диссертации процесса стали закономерности формирования мотивационной активности и ее влияния на результативность деятельности (А. А. Реан [48], Д. В. Колесов [48], А. К. Маркова [23 и др.),
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической и специальной литературы по изучаемой проблеме, педагогическое наблюдение, анкетирование, анализ результатов проектной деятельности обучающихся, метод экспертных оценок. База исследования. Опытно-поисковая работа выполнялась на базе МБУ ДО «Центр дополнительного образования г. Каменска-Уральского».
Практическая значимость работы заключается в том, что полученные в ходе диссертационного исследования результаты, выделенные условия, разработанная образовательная методика, применены в практике работы Центра дополнительного образования и могут быть использованы в дистанционном обучении другими образовательными организациями.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Разработанные инструкции и шаблоны помогут педагогу на каждом этапе реализации учебного проекта.
2. Если применить разработанную методику организации проектной деятельности, то повысится ее эффективность.
4. Использование ресурсной поддержки (технической, методической, информационной и пр.), которая предполагает взаимодействие педагога и обучающихся, обеспечивает расширение направлений проектной деятельности в сфере образования.
Структура и объем диссертации. Диссертация изложена на 59 страницах, состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, включающего 56 источников.
Сопоставление результатов работы с поставленными задачами позволяет заключить следующее:
1. Проведен анализ информационных источников по вопросам организации проектной деятельности. Рассмотрена история возникновения проектной деятельности, основные понятия, связанные с проектной деятельностью: проект, метод проектов, проектирование и исследовательская деятельность. Рассмотрена классификация проектов. Перечислены основные требования к учебному проекту, этапы работы над проектом.
2. Специально организованная целенаправленная совместная работа обучающихся даёт высокий педагогический результат. При организации проектной деятельности следует учитывать закономерности активности коллектива, соблюдать численность групп (не более 12 человек).
3. Обзор сетевых сервисов показал, что они раскрывают широкие возможности перед участниками образовательного процесса. Среди сервисов, позволяющих работать с онлайн-досками, самым большим набором инструментов обладает «Conceptbord».
«Conceptboard» позволяет организовать взаимодействие людей, направленное на решение совместных задач. Его главной особенностью является возможность размещения информации на виртуальной доске, пространство которой расширяется по мере добавления контента. На пространстве виртуальной доски может быть размещена информация разного типа. Это могут быть текстовые документы, ссылки и фотографии. Могут быть использованы заметки в виде стикеров. Их можно добавить на любую часть доски, тем самым привлечь внимание к важной информации. Текстовый комментарий можно добавить, чтобы поделиться своими мыслями в любом месте документа. “Conceptboard” позволяет сделать информацию визуально привлекательной и понятной, облегчает общение в режиме реального времени. Пользователи могут открыть окно чата и начать обсуждение. Живая модерация этого приложения позволяет следить за разноцветными стрелками-указателями других пользователей с их именами, чтобы указать местоположение каждого участника проекта на пространстве виртуальной доски.
4. Разработанная методика применения «Conceptboard» позволит педагогам повысить эффективность проведения учебных проектов, сделать процесс обучения интересным и творческим. Методика состоит из четырех модулей. Целевой модуль предполагает описание цели и задач методики. Цель методики - описание методов и средств использования сервиса «Conceptboard» для организации проектной деятельности в обучении. Диагностический модуль необходим для диагностики обучающихся, по результатам которой можно судить о готовности к работе с сервисом «Conceptboard». На начальном этапе работы педагогу необходимо ознакомиться с возможными вариантами использования сервиса в проектной деятельности. Подробно изучить инструкцию по работе с сервисом. Ознакомиться с правовыми особенностями применения он- лайн-технологий в обучении, работы с учетными записями, настройкой прав доступа. Деятельностный модуль включает себя описание средств, методов и форм организации деятельности педагога и обучающихся при подготовке и реализации проекта. Разработаны специальные шаблоны, такие как: «Матрица приоритетов», «Диаграмма Ганта», «Фишбоун», «Шесть шляп мышления», «Умные цели», «Лента времени», «Голосование», «Интеллект-карта». Разработаны инструкции по работе с сервисом “Conceptboard”.
5. Проведена опытно-поисковая работа по проверке результативности и разработанной методики экспертами. Апробация результатов работы проводилась на территории Центра дополнительного образования г. Каменска- Уральского и показала высокую оценку экспертов. На основании полученных результатов опытно-поисковой работы можно сделать следующие выводы: Итоговые баллы показывают высокую экспертную оценку, так как 90% преподавателей положительно оценили возможности сервиса. Большинство преподавателей отметили, что разработанные инструкции и шаблоны, методические рекомендации были полезны, что также говорит о положительном отзыве экспертов.
1. Аккасынова Ж.К., Даутова Т.К. Международный мега-урок на платформе "Zoom" // Эйдос. 2020. №2. С. 14.
2. Бехтерев В. М. Коллективная рефлексология. Спб.: Колос, 1921.
3. Бугрова О. В. Развитие информационной компетентности учителя в условиях дополнительного профессионального образования: перспективы исследования // Педагогическое образование в России.
2018. №1. С. 166-170.
4. Бухаркина М.Ю. Разработка учебного проекта. M.: 2008.
5. Давыдов В. П. Методология и методика психологопедагогического исследования. М.: 2006. 127 с.
6. Дамарад Н.В. Использование сервисов WEB 2.0 в образовательном процессе // Система методических ресурсов процесса развития методологической культуры учащихся. М.: 2019. С. 34-36.
7. Дахин, А. Н. Педагогическое моделирование: сущность, эффективность и неопределенность // Педагогика. 2003. №4. С. 21-26.
8. Донцов А. И. О понятии «группа» в социальной психологии // Вестник Московского университета. Психология. 1997. №4.
9. Ермаков, С. С. Диссертация: как избежать ошибок при ее подготовке : метод. рекомендации. Харьков: ХГАДИ, 2002. 36 с.
10. Иващенко Ф. И. Практикум по методологии психологического исследования. Минск: ФУАинформ, 2003. 138 с.
11. Информационные технологии в школе // sterkl32.wordpress.com URL: https://sterkl32.wordpress.com/2019/02/28/conceptboard (дата обращения: 18.06.2019).
12. Исследовательская деятельность - основа развития творческой личности // cyberleninka.ru URL:
http:ZZcyberleninka.ru/articleZn/issledovatelskaya-deyatelnost-osnova- razvitiyatvorcheskoy-lichnosti#ixzz4BXur8CkI (дата обращения: 11.12.2019).
13. Камалидинова Э. Р., Сардак Л. В. Особенности подготовки электронных образовательных ресурсов для использования при реализации мобильного обучения // Педагогическое образование в России. 2017. № 6.
14. Камалидинова Э. Р., Сардак Л. В. Эргономика электронных образовательных ресурсов для реализации мобильного обучения // Актуальные вопросы преподавания математики, информатики и информационных технологий. 2017. № 2. С. 34-42.
15. Капустина Е. В., Гавриков И. В. Технология дополненной реальности в обучении и воспитании // Новые технологии в образовании. М.: Перо, 2015. С. 77-80...