Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Организационно-педагогические условия развития изобразительных способностей у детей старшего дошкольного возраста в художественно-игровой деятельности

Работа №93576

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы121
Год сдачи2020
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
190
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИТИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ХУДОЖЕСТВЕННО-ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 8
1.1. Развитие изобразительных способностей у детей как
педагогическая проблема 8
1.2. Особенности развития изобразительных способностей у детей
старшего дошкольного возраста 15
1.3. Художественно-игровая деятельность как средство развития
изобразительных способностей у детей старшего дошкольного возраста.. .24 ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО РАЗВИТИЮ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 38
2.1. Диагностика по выявлению исходного уровня развитости изобразительных способностей у детей старшего дошкольного возраста.38
2.2. Содержание работы по развитию изобразительных способностей детей старшего дошкольного возраста в художественно-игровой деятельности 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 85
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 88
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 104

Согласно документу «Закон об образовании 2012 год» целью образования является: «Интеллектуальное, духовно-нравственное, творческое, физическое и (или) профессиональное развитие человека». Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России своей целью имеет базовые национальные ценности: человечество, искусство и литература, труд и творчество, природа. Согласно документу «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», приоритетными задачами современной образовательной политики, является формирование у детей высокого уровня духовно-нравственного развития, чувства причастности к историко­культурной общности российского народа и судьбе России. Основным направлением развития воспитания является развитие форм включения детей в интеллектуально-познавательную, творческую, трудовую, общественно­полезную, художественно-эстетическую, физкультурно-спортивную, игровую деятельность. Приобщение детей к культурному наследию.
Старший дошкольный возраст является важным возрастом в становлении личности и сензитивным для развития изобразительных способностей. Художественно-игровая деятельность является эффективным средством развития изобразительных способностей детей старшего дошкольного возраста. Необходимость использования художественно­игровой деятельности в развитии изобразительных способностей детей дошкольного возраста - неоспоримая истина. То, что детей легче обучить «в игре» отмечают и доказывают в своих работах известные педагоги: К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.Н. Водовозова, А.П. Усова. Психологические исследования, проведенные под руководством А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца, З.М. Богуславской, Л.С. Выготского подтверждают, что все психические процессы ребенка наиболее успешно развиваются в игре. Тема взаимосвязи изобразительной деятельности с разными видами художественно-игровой деятельности, включенные в педагогический процесс детского сада, подробно описана в трудах Н.П. Сакулиной, Е.А. Флериной; опытно-экспериментальных исследованиях под руководством Г.Г. Григорьевой, Т.С. Комаровой, А.И. Савенкова, Е.Л. Трусовой, И.А. Лыковой, Н.А. Ветлугиной, Г.А. Урунтаевой, С.В. Погодиной. Педагоги, и психологи, и воспитатели, и родители солидарны в том, что у детей дошкольного возраста ярко выражен интерес к игре.
Однако художественно-игровая деятельность в развитии изобразительных способностей не всегда дает хороший обучающий эффект. Ошибки в применении художественно-игровой деятельности в занятиях приводят к тому, что у детей пропадает интерес, а у воспитателей возникает впечатление бесполезности, ненужности данных методов на занятиях по изобразительной деятельности, неправильное убеждение, что дети «переросли» игру. Эти ошибки появляются вследствие недостаточной теоретической и практической подготовленности педагогов дошкольной образовательной организации.
Вместе с тем, анализ состояния исследуемой проблемы позволяет выделить противоречие между востребованностью и необходимостью использования художественно-игровой деятельности способствующей развитию изобразительных способностей детей старшего дошкольного возраста и недостаточностью методического обеспечения организации данного процесса.
Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: как организовать процесс развития изобразительных
способностей у детей старшего дошкольного возраста в дошкольных образовательных организациях на занятиях с использованием художественно-игровой деятельности.
Актуальность проблемы, а также вышеизложенное противоречие определили выбор темы выпускной квалификационной работы: «Организационно-педагогические условия развития изобразительных способностей у детей старшего дошкольного возраста в художественно- игровой деятельности».
Объектом исследования является процесс организации развития изобразительных способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Предметом исследования являются организационно-педагогические условия развития изобразительных способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: теоретическое обоснование и разработка организационно-педагогических условий направленных на развитие изобразительных способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Для реализации поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, на основании изученной литературы уточнить понятие «развитие изобразительных способностей», применительно к детям старшего дошкольного возраста.
2. Проанализировать особенности развития изобразительных способностей у детей старшего дошкольного возраста.
3. Выявить потенциал художественно-игровой деятельности, направленный на развитие изобразительных способностей у детей старшего дошкольного возраста.
4. Подобрать диагностические задания и провести диагностику по выявлению исходного уровня развитости изобразительных способностей у детей старшего дошкольного возраста на начальном этапе исследования.
5. Разработать комплекс занятий по изобразительной деятельности направленный на развитие изобразительных способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Теоретико-методологической основой исследования служат идеи группы ученых занимающихся проблемой развития изобразительных
способностей: Н.П. Сакулиной, Е.А. Флериной, Г.Г. Григорьевой,
Т.С. Комаровой, А.И. Савенкова, Е.Л. Трусовой, И.А. Лыковой, Н.А. Ветлугиной, Г.А. Урунтаевой, С.В. Погодиной. А также ученые, исследующие художественно-игровую деятельность: К.Д. Ушинский,
А.С. Макаренко, Г.В. Плеханов, П.Ф. Лесгафт.
Сочетание теоретического и практического характера исследования обусловило выбор методов исследования:
Теоретические методы: анализ нормативно-правовых документов, теоретико-методологический и понятийно-терминологический анализ литературы по проблеме исследования...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В современном мире, когда остро стоит проблема организационно- педагогических условий развития изобразительных способностей, одним из центральных направлений работы является, использование для этой цели художественно-игровой деятельности.
Теоретический анализ литературы таких ученых, как К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.Н. Водовозова, А.П.Усова, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, З.М. Богуславская, Л.С. Выготский, Н.П. Сакулина, Е.А. Флерина, Г.Г. Григорьева, Т.С. Комарова, А.И. Савенков, Е.Л. Трусова, И.А. Лыкова, Н.А. Ветлугина, Г.А. Урунтаева, С.В. Погодина и др., подтвердил значимость проблемы и темы исследования и позволил сделать следующие выводы.
1. Изобразительные способности - это комплекс качеств (врожденные задатки и способности), которые обеспечивают успешное художественное творчество на достаточно высоком уровне. Это способности позволяющие передавать форму предмета, его цвет, строение и другие качества, создавать узор с учетом украшаемой формы. Изобразительные способности связаны с техническими навыками и заключаются в том, что для изображения любого предмета надо уметь свободно и легко пользоваться инструментом (И.А. Лыкова).
Развитие изобразительных способностей - это процесс, направленный на формирование у детей способностей передавать форму предмета, его цвет, строение и другие качества, создавать узор с учетом украшаемой формы; совершенствование технических умений в использовании средств выразительности и самостоятельности в изобразительной деятельности (рабочее определение по Т.С. Комаровой).
Развитие изобразительных способностей мы рассматриваем в единстве трех критериев, опираясь на диагностику Т.С. Комаровой:
1. Технические умения: умение пользоваться карандашом, кистью, красками; владение формообразующими движениями.
2. Умение перевода реального объекта в графический образ: умение правильно передавать форму предмета, его пропорции, строение, пространственное положение предмета и его частей.
3. Самостоятельность замысла: умение самостоятельно воплотить свой собственный замысел и получить результат.
2. Старший дошкольный возраст является наиболее сензитивным этапом для развития изобразительных способностей. В этом возрасте необходимо учитывать особенности восприятия, внимания, памяти, мышления. Потому что в этот период закладываются знания, представления понимание сути деятельности, изобразительных способностей, происходит овладение техническими знаниями и умениями: (умение пользоваться карандашом, кистью, красками; владение формообразующими движениями), знаниями о методах, способах, материалах, с помощью которых ребенок осваивает изобразительную деятельность.
Особенности эмоциональности детей старшего дошкольного возраста необходимо использовать в развитии эмоциональной отзывчивости на образы художественного, изобразительного творчества, желании заниматься изобразительной деятельностью, сформированности интереса и желания проявлять себя в изобразительной деятельности, наличие интереса к деятельности. Умение перевода реального объекта в графический образ: умение правильно передавать форму предмета, его пропорции, строение, пространственное положение предмета и его частей.
Особенности характера, темперамента, свойств личности, сформированности психических процессов детей старшего дошкольного возраста необходимо учитывать при вовлечении их в самостоятельную изобразительную деятельность, при выполнении действий связанных с изобразительной деятельностью используя имеющиеся знания, умения, навыки, умение выполнять деятельность самостоятельно.
(Самостоятельность замысла: умение самостоятельно воплотить свой собственный замысел и получить результат). Все это необходимо учитывать при выборе художественно-игровой деятельности.
3. Художественно-игровая деятельность является эффективным средством развития изобразительных способностей. Художественно-игровая деятельность - это особый вид игровой деятельности ребенка, непосредственно связанный с различными видами искусства. Это деятельность, в процессе которой создается и воспринимается произведение искусства, благодаря эмоциональным, интеллектуальным и физическим условиям, направленным на достижение игровой задачи. Она имеет большое значение в процессе воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста. Ведь полноценное освоение учебного материала осуществляется не только на занятиях, но и в самостоятельной игровой деятельности детей, когда ребенок вновь проигрывает одну и ту, же ситуацию, применяя на практике знания и умения, полученные на занятиях. Работа с использованием художественно-игровой деятельности дает возможность задействовать не только мышление, воображение, сознание ребенка, но и чувства, эмоции, качества личности, оказывается содействие «погружению» в игровую ситуацию...


1. Бернштейн, Н.А. О построении движений / Н.А. Бернштейн - М.: Книга по Требованию, 2012. - 253 с.
2. Богуславская, З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1991. - 207 с.
3. Ветлугина Н.А. Развитие художественного творчества детей //
Художественное творчество и ребенок: Монография / Под ред.
Н.А. Ветлугиной - М.: Педагогика, 1972. - С. 37-50.
4. Водовозова Е.Н. Избранные педагогические сочинения. - М.: Педагогика, 1986. - 480 с.
5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - СПб.: СОЮЗ, 1997. - 96 с.
6. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1991. - 253 с.
7. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: учебное пособие для студентов пед. вузов. - М.: Кафедра - М: ACADEMIA, 2000. - 344 с.
8. «Детство» Программа развития и воспитания детей в детском саду / и др.; Под ред.: Изд. 3-е, перераб. - СПб.: Детство-Пресс, 2004. - 244 с.
9. Доронова Т.Н. Развитие детей в изобразительной деятельности // Ребенок в детском саду. - 2004. - №4. - С. 21-29.
10. Доронова Т.Н. Художественное творчество детей 2-8 лет. Методическое пособие для воспитателей / Т.Н. Доронова - М.: Просвещение, 2015. - 192 с.: ил. - (Радуга). - [ISBN 978-5-09-033688-8]
11. Запорожец Л.В. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т.1. Психологическое развитие ребенка. - М.: Педагогика, 1986. - 320 с.
12. Истомина З.М. К вопросу о развитии произвольной памяти у детей дошкольного возраста. [Текст] / З.М. Истомина // Дошкольное воспитание. - 1983. - №4. - 45 с.
13. Казакова Т.Г., Белякова Л.Г. Детская одаренность: Программа детской студии изобразительного искусства: Изд. 2-е - М.: 2004. - 93 с.
14. Казакова Т.Г. Детское творчество - мир ярких удивительных образов // Дошкольное воспитание. - 1993. - №4. С. 58.
15. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. - М.: Педагогика, 1990. - 142 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ