Методы формативного обучения на уроках математики
|
Введение 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРУЮЩЕГО
ОЦЕНИВАНИЯ 6
1.1. Сущностная характеристика формирующего оценивания 6
1.2. Сравнительный анализ формирующего и суммативного
оценивания 12
1.3. Стратегии формирующего оценивания 16
1.4. Технология формирующего оценивания 18
1.5. Преимущества и ограничения формирующего оценивания 22
Выводы по главе 1 25
Глава 2. МЕТОДИКА ФОРМИРУЮЩЕГО ОЦЕНИВАНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ 26
2.1. Методы и приемы формирующего оценивания 28
2.2. Приемы формирующего оценивания с помощью обратной связи 38
2.3. Формирующее оценивание с помощью критериев 44
2.4. Приемы оценивания «Кулак до 5», «Речевой образец», самооценка с
выбором дифференцированного домашнего задания на уроке математики в 8 классе 47
2.5. Организация опытно - поисковой работы и анализ полученных
результатов 54
Выводы по главе 2 57
Заключение 59
Список использованной литературы 61
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРУЮЩЕГО
ОЦЕНИВАНИЯ 6
1.1. Сущностная характеристика формирующего оценивания 6
1.2. Сравнительный анализ формирующего и суммативного
оценивания 12
1.3. Стратегии формирующего оценивания 16
1.4. Технология формирующего оценивания 18
1.5. Преимущества и ограничения формирующего оценивания 22
Выводы по главе 1 25
Глава 2. МЕТОДИКА ФОРМИРУЮЩЕГО ОЦЕНИВАНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ 26
2.1. Методы и приемы формирующего оценивания 28
2.2. Приемы формирующего оценивания с помощью обратной связи 38
2.3. Формирующее оценивание с помощью критериев 44
2.4. Приемы оценивания «Кулак до 5», «Речевой образец», самооценка с
выбором дифференцированного домашнего задания на уроке математики в 8 классе 47
2.5. Организация опытно - поисковой работы и анализ полученных
результатов 54
Выводы по главе 2 57
Заключение 59
Список использованной литературы 61
Применяемая в настоящее время традиционная система оценивания не способствует ориентации на личность учащегося, так как знания обучающихся измеряются относительно определенной шкалы или «эталона», который является субъективным и в большинстве случаев неявным. Традиционное обучение не позволяет ученикам проследить свою динамику усвоения материала, своей учебной успешности, не происходит осознания собственного обучения.
К сожалению, в школе оценкам зачастую придаются «карательноуправленческие» функции, что приводит к снижению у учащихся мотивации к обучению, к появлению страха или неприязни к школе и к самому процессу образования. Использование оценивания, не имеющего четких критериев, отсутствие целостной системы оценивания отрицательно влияют на весь образовательный процесс.
На данный момент оцениванию придается гипертрофированная функция, в результате чего оценивание начинает заменять собой обучение, происходит оценивание ради оценивания. Оно занимает много времени, тогда как оценивание должно не просто давать нам информацию о состоянии каких-либо формируемых качеств ученика, но оно прежде всего должно повышать образовательные результаты, стимулировать и мотивировать самого обучающегося. В мировой образовательной практике появилось такое обучение, оно называется формирующее оценивание.
Исходя из вышесказанного сформулируем цель и задачи исследования.
Цель исследования. Разработка методики формирующего оценивания в процессе обучения математике.
Объект исследования. Процесс формирующего оценивания на уроках математики в школе.
Предмет исследования. Использование формирующего оценивания в учебном процессе по математике.
Гипотеза исследования.
В результате использования на уроках математики приемов формирующего оценивания повысятся предметные результаты учащихся.
В соответствии с гипотезой, целью, объектом и предметом исследования в работе поставлены следующие задачи:
1. В результате анализа научной и методической литературы определить преимущества и возможности формирующего оценивания при обучении математике.
2. Разработать методику формирующего оценивания, позволяющую повышать предметные и метапредметные образовательные результаты при обучении математике.
3. Проверить результативность разработанной методики на практике.
Теоретико-методологическую основу работы составили:
Учебная и методическая литература по технологии формирующего оценивания, представленная в работах Крыловой О. Н., Бойцовой Е.Г., Кохаевой Е.Н., Пинской М.А., Фишман И.С.; методы формативного обучения в работах Кили П. (Keeley P.), Тоби К.Р (Tobey C.R); работа Логвиной И. «Инструменты формирующего оценивания в деятельности учителя-предметника: учебное пособие».
Методы исследования, применявшиеся в работе:
Теоретические методы: анализ учебной литературы по предмету исследования, цитирование информационных источников по
рассматриваемой проблеме, изучение и реферирование международного опыта и лучших практик в образовании.
Эмпирические методы: проведение опытно - поисковой работы по использованию методов формативного оценивания на уроках математики в школе.
Обоснованность и достоверность результатов исследования на основе выводов обеспечивается положительными результатами практического использования результатов работы.
Практическая значимость исследования заключается в следующем:
1. Разработаны методы и приемы формирующего оценивания по следующим темам: «Кратные натуральных чисел», «Круг и окружность», «Решение задач с помощью квадратных уравнений».
2. При использовании различных форм и методов контроля предметные результаты обучающихся по математике повышаются.
Апробация и внедрение основных идей, получение результатов представленного исследования осуществлялись на базе МБОУ СОШ № 40, г. Сатка, Челябинская область.
Структура и содержание работа представлена объемом 66 страниц, без учета приложений. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 50 источников.
К сожалению, в школе оценкам зачастую придаются «карательноуправленческие» функции, что приводит к снижению у учащихся мотивации к обучению, к появлению страха или неприязни к школе и к самому процессу образования. Использование оценивания, не имеющего четких критериев, отсутствие целостной системы оценивания отрицательно влияют на весь образовательный процесс.
На данный момент оцениванию придается гипертрофированная функция, в результате чего оценивание начинает заменять собой обучение, происходит оценивание ради оценивания. Оно занимает много времени, тогда как оценивание должно не просто давать нам информацию о состоянии каких-либо формируемых качеств ученика, но оно прежде всего должно повышать образовательные результаты, стимулировать и мотивировать самого обучающегося. В мировой образовательной практике появилось такое обучение, оно называется формирующее оценивание.
Исходя из вышесказанного сформулируем цель и задачи исследования.
Цель исследования. Разработка методики формирующего оценивания в процессе обучения математике.
Объект исследования. Процесс формирующего оценивания на уроках математики в школе.
Предмет исследования. Использование формирующего оценивания в учебном процессе по математике.
Гипотеза исследования.
В результате использования на уроках математики приемов формирующего оценивания повысятся предметные результаты учащихся.
В соответствии с гипотезой, целью, объектом и предметом исследования в работе поставлены следующие задачи:
1. В результате анализа научной и методической литературы определить преимущества и возможности формирующего оценивания при обучении математике.
2. Разработать методику формирующего оценивания, позволяющую повышать предметные и метапредметные образовательные результаты при обучении математике.
3. Проверить результативность разработанной методики на практике.
Теоретико-методологическую основу работы составили:
Учебная и методическая литература по технологии формирующего оценивания, представленная в работах Крыловой О. Н., Бойцовой Е.Г., Кохаевой Е.Н., Пинской М.А., Фишман И.С.; методы формативного обучения в работах Кили П. (Keeley P.), Тоби К.Р (Tobey C.R); работа Логвиной И. «Инструменты формирующего оценивания в деятельности учителя-предметника: учебное пособие».
Методы исследования, применявшиеся в работе:
Теоретические методы: анализ учебной литературы по предмету исследования, цитирование информационных источников по
рассматриваемой проблеме, изучение и реферирование международного опыта и лучших практик в образовании.
Эмпирические методы: проведение опытно - поисковой работы по использованию методов формативного оценивания на уроках математики в школе.
Обоснованность и достоверность результатов исследования на основе выводов обеспечивается положительными результатами практического использования результатов работы.
Практическая значимость исследования заключается в следующем:
1. Разработаны методы и приемы формирующего оценивания по следующим темам: «Кратные натуральных чисел», «Круг и окружность», «Решение задач с помощью квадратных уравнений».
2. При использовании различных форм и методов контроля предметные результаты обучающихся по математике повышаются.
Апробация и внедрение основных идей, получение результатов представленного исследования осуществлялись на базе МБОУ СОШ № 40, г. Сатка, Челябинская область.
Структура и содержание работа представлена объемом 66 страниц, без учета приложений. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 50 источников.
Будучи новым феноменом в образовательной практике, формирующее оценивание требует разъяснение целей, стратегий, составляющих, отличительных характеристик и методов. С помощью данного вида оценивания определяются предметные, метапредметные и редко личностные результаты.
В результате анализа научной и методической литературы определили преимущества и возможности формирующего оценивания при обучении математике.
В работе исследовано несколько технологий формирующего оценивания и их влияние на формирование предметных образовательных результатов учащихся. Рассмотрены формы и методы, которые используют зарубежные и отечественные учебные заведения.
Разработана методика формирующего оценивания, которая включает в себя постановку целей и планирование достижений на уроках математики через метод «Мозговой штурм»; подведению учеников к осознанию своих возможностей и умений, через проведение самооценки, используемый метод «Кулак до 5» и обратной связи «Обратная связь только в виде комментариев». В результате анализа полученных результатов убедились, что предложенная схема с применением формирующего оценивания позволяет повышать предметные и частично метапредметные образовательные результаты при обучении математике.
Мы не утверждаем, что предложенные методы формирующего оценивания не имеют аналогов по эффективности достижения поставленных результатов в работе, что они должны применяться в каждом учебном заведении, а именно в школах. Но так как показанные в части «результаты», тенденции к росту уровня предметных результатов у учащихся на уроках математики, имеют место быть.
Перспективность данной опытно-поисковой работы заключается в возможности дальнейшей разработки методов и приёмов технологий формирующего оценивания на уроках математики.
В результате анализа научной и методической литературы определили преимущества и возможности формирующего оценивания при обучении математике.
В работе исследовано несколько технологий формирующего оценивания и их влияние на формирование предметных образовательных результатов учащихся. Рассмотрены формы и методы, которые используют зарубежные и отечественные учебные заведения.
Разработана методика формирующего оценивания, которая включает в себя постановку целей и планирование достижений на уроках математики через метод «Мозговой штурм»; подведению учеников к осознанию своих возможностей и умений, через проведение самооценки, используемый метод «Кулак до 5» и обратной связи «Обратная связь только в виде комментариев». В результате анализа полученных результатов убедились, что предложенная схема с применением формирующего оценивания позволяет повышать предметные и частично метапредметные образовательные результаты при обучении математике.
Мы не утверждаем, что предложенные методы формирующего оценивания не имеют аналогов по эффективности достижения поставленных результатов в работе, что они должны применяться в каждом учебном заведении, а именно в школах. Но так как показанные в части «результаты», тенденции к росту уровня предметных результатов у учащихся на уроках математики, имеют место быть.
Перспективность данной опытно-поисковой работы заключается в возможности дальнейшей разработки методов и приёмов технологий формирующего оценивания на уроках математики.
Подобные работы
- ФОРМИРУЮЩЕЕ ОЦЕНИВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2020 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРУЮЩЕГО
ОЦЕНИВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ
ОБУЧАЮЩИХСЯ 7-8 КЛАССОВ
Дипломные работы, ВКР, математика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2022 - ФОРМИРУЮЩЕЕ ОЦЕНИВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-6 КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2021 - Развитие мотивации учебно-познавательной деятельности учащихся 5-х классов в процессе подготовки к изучению систематического курса геометрии
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - Методика реализации междисциплинарного подхода в формировании иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся 8 классов
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2025





