ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
1.1 Сущность проектной деятельности 6
1.2 Умения проектной деятельности 11
1.3 Виды и структура проектной деятельности 16
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ 22
2.1 Проектирование в системе образования при реализации ФГОС 22
2.2 Особенности проектной деятельности учащихся 5 классов 29
2.3 Содержание проектной деятельности учащихся по математике 37
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПО ФАКУЛЬТАТИВНОМУ КУРСУ «ОСНОВЫ ПРОЕКТНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» 52
3.1 Особенности программы 52
3.2 Содержание факультативного курса «Основы проектной и
исследовательской деятельности» 56
3.3 Педагогический эксперимент и его результаты 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 72
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
1.1 Сущность проектной деятельности 6
1.2 Умения проектной деятельности 11
1.3 Виды и структура проектной деятельности 16
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ 22
2.1 Проектирование в системе образования при реализации ФГОС 22
2.2 Особенности проектной деятельности учащихся 5 классов 29
2.3 Содержание проектной деятельности учащихся по математике 37
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПО ФАКУЛЬТАТИВНОМУ КУРСУ «ОСНОВЫ ПРОЕКТНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» 52
3.1 Особенности программы 52
3.2 Содержание факультативного курса «Основы проектной и
исследовательской деятельности» 56
3.3 Педагогический эксперимент и его результаты 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 72
В наше время перед образованием стоит новая задача: «не научить» на всю жизнь, а научить учиться всю жизнь. Именно это сейчас диктует нам современное информационное общество. Вместо того чтобы просто давать знания учащимся, нынешний педагог должен ориентировать их на развитее способности приобретать эти знания и формировать умения использовать полученные знания на практике. Как раз здесь на помощь педагогу приходит проектная деятельность. Основное предназначение проектной деятельности заключается в предоставлении обучающимся возможности самостоятельно приобрести необходимые знания для решения насущных проблем и задач, которые зачастую требуют интеграцию знаний из различных предметных областей школьной программы.
Актуальность проектной деятельности в нынешнем образовании понимается всеми. Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения уделяет особое внимание необходимости использования в образовательном процессе технологий деятельностного подхода, методы проектной деятельности определены как одно из значимых условий реализации основной образовательной программы.
Метод проектов был разработан еще в начале ХХ века. Его целью являлось ориентирование обучения на целесообразную деятельность школьников с учетом их личных интересов. Первоначально метод проектов называли методом проблем. Он связывался с идеями гуманистического направления в философии и образования, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком. Именно Дьюи говорил, что школа должна не просто учить, а учить жить. Сейчас же главной идеей проектной деятельности является развитие познавательных интересов у учеников, навыков самостоятельно проектировать свои знания и ориентироваться в современном информационном обществе, а также развивать критическое мышление [1].
Выполнение учащимся проектной работы позволяет сформировать у них мотивацию к познавательной деятельности, которая нацеливает школьников на поиск новых необходимых знаний, помогает не только сформировать опыт, выработать навыки и умения, так необходимые для решения жизненно важных проблем, но и построить собственную жизнь более успешной и значимой для общества. Учебное проектирование способствует формированию у учащихся способностей к планированию своей деятельности, построению жизненных планов во временной перспективе. Проектная деятельность учащегося способствует развитию его ответственности и самостоятельности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности. Она главным образом предоставляет ученику возможность сформировать в себе умение выбирать реальные средства для решения стоящей задачи, принимать разумные решения. Проектная деятельность влияет на формирование личностных качеств учащихся: требует проявления личностных ценностных смыслов, показывает реальное отношение к делу, людям, к результатам труда и др. Важно помнить, интерес к проектной деятельности и посильность во многом определяют успех.
Стало быть, создание условий для организации и реализации проектной деятельности неотложная и актуальная задача современной образовательной системы, потому как именно проектная деятельность позволяет учащимся не только формировать предметные и метапредметные умения и навыки, но и эффективно применять их на практике.
Из-за того что проектная деятельность не так давно получила широкое распространение в образовательном процессе, многие педагоги допускают серьезные ошибки, недооценивая метод проектов и значительно снижая его потенциал. Проблема недостаточно эффективной организации проектной деятельности в школе определила тему исследования.
Объектом исследования в работе является образовательный процесс в системе основного общего образования.
Предметом исследования в работе является организация проектной деятельности обучающихся.
Цель выпускной квалификационной работы - разработка методики организации проектной деятельности учащихся в школе.
Выдвигается гипотеза, предполагающая, что организация проектной деятельности в школе на основе факультативного курса позволит улучшить достижения личностных образовательных результатов.
Для достижения указанной цели в работе поставлены следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую, методическую литературу по проблемам организации проектной деятельности;
2. Выделить умения, формируемые у обучающихся при реализации проектной деятельности;
3. Показать специфику проектирования в системе образования при реализации ФГОС;
4. Охарактеризовать особенности проектной деятельности учащихся пятого класса;
5. Разработать содержание проектов учащихся основной школы по математике;
6. Разработать факультативный курс «Основы проектной и исследовательской деятельности».
Методология выпускной квалификационной работы. Для решения поставленных в работе задач были использованы частичные и общенаучные методы исследования: анализ и синтез психолого-педагогической литературы, обобщение, педагогическое наблюдение.
Структура дипломной работы включает в себя: введение, три раздела, заключение, список использованной литературы.
Актуальность проектной деятельности в нынешнем образовании понимается всеми. Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения уделяет особое внимание необходимости использования в образовательном процессе технологий деятельностного подхода, методы проектной деятельности определены как одно из значимых условий реализации основной образовательной программы.
Метод проектов был разработан еще в начале ХХ века. Его целью являлось ориентирование обучения на целесообразную деятельность школьников с учетом их личных интересов. Первоначально метод проектов называли методом проблем. Он связывался с идеями гуманистического направления в философии и образования, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком. Именно Дьюи говорил, что школа должна не просто учить, а учить жить. Сейчас же главной идеей проектной деятельности является развитие познавательных интересов у учеников, навыков самостоятельно проектировать свои знания и ориентироваться в современном информационном обществе, а также развивать критическое мышление [1].
Выполнение учащимся проектной работы позволяет сформировать у них мотивацию к познавательной деятельности, которая нацеливает школьников на поиск новых необходимых знаний, помогает не только сформировать опыт, выработать навыки и умения, так необходимые для решения жизненно важных проблем, но и построить собственную жизнь более успешной и значимой для общества. Учебное проектирование способствует формированию у учащихся способностей к планированию своей деятельности, построению жизненных планов во временной перспективе. Проектная деятельность учащегося способствует развитию его ответственности и самостоятельности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности. Она главным образом предоставляет ученику возможность сформировать в себе умение выбирать реальные средства для решения стоящей задачи, принимать разумные решения. Проектная деятельность влияет на формирование личностных качеств учащихся: требует проявления личностных ценностных смыслов, показывает реальное отношение к делу, людям, к результатам труда и др. Важно помнить, интерес к проектной деятельности и посильность во многом определяют успех.
Стало быть, создание условий для организации и реализации проектной деятельности неотложная и актуальная задача современной образовательной системы, потому как именно проектная деятельность позволяет учащимся не только формировать предметные и метапредметные умения и навыки, но и эффективно применять их на практике.
Из-за того что проектная деятельность не так давно получила широкое распространение в образовательном процессе, многие педагоги допускают серьезные ошибки, недооценивая метод проектов и значительно снижая его потенциал. Проблема недостаточно эффективной организации проектной деятельности в школе определила тему исследования.
Объектом исследования в работе является образовательный процесс в системе основного общего образования.
Предметом исследования в работе является организация проектной деятельности обучающихся.
Цель выпускной квалификационной работы - разработка методики организации проектной деятельности учащихся в школе.
Выдвигается гипотеза, предполагающая, что организация проектной деятельности в школе на основе факультативного курса позволит улучшить достижения личностных образовательных результатов.
Для достижения указанной цели в работе поставлены следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую, методическую литературу по проблемам организации проектной деятельности;
2. Выделить умения, формируемые у обучающихся при реализации проектной деятельности;
3. Показать специфику проектирования в системе образования при реализации ФГОС;
4. Охарактеризовать особенности проектной деятельности учащихся пятого класса;
5. Разработать содержание проектов учащихся основной школы по математике;
6. Разработать факультативный курс «Основы проектной и исследовательской деятельности».
Методология выпускной квалификационной работы. Для решения поставленных в работе задач были использованы частичные и общенаучные методы исследования: анализ и синтез психолого-педагогической литературы, обобщение, педагогическое наблюдение.
Структура дипломной работы включает в себя: введение, три раздела, заключение, список использованной литературы.
Проектная деятельность позволяет научить школьников решать практические, жизненные задачи. Обучение превосходит над учением, а проектная деятельность дает учащимся больше самостоятельности, приучая их к ответственности. В настоящее время, проектная деятельность только входит в образовательный процесс, поэтому многие педагоги допускают ошибки в ее использовании, недооценивают, и зачастую снижают ее потенциал. Проблема недостаточно эффективной организации проектной деятельности в школе послужила основой для исследования данной работы.
В процессе изучения выбранной темы в каждой главе были сформулированы выводы, которые позволили подвести итоги и выделить основные моменты работы.
В ходе проведенного исследования:
• была изучена психолого-педагогическая и методическая литература по проблемам проектной деятельности и был сделан вывод, что проектная деятельность способствует развитию самостоятельных исследовательских умений, творческих способностей учащихся и логического мышления. Также она интегрирует знания, приобщает школьников к решению конкретных жизненно важных проблем, способствует повышению качества образования. Проектные формы работы способствуют формированию коммуникативных навыков и навыков коллективной работы, усвоению социальных знаний и культурных норм, грамотному и выразительному выполнению работ;
• проектная деятельность была охарактеризована как форма обучения учащихся;
• были описаны следующие умения и навыки, формируемые у обучающихся при реализации проектной деятельности: рефлексивные, исследовательские, умение оценочной самостоятельности, менеджерские, коммуникативные, презентационные, информационные умения и навыки;
• была представлена специфика проектирования в системе образования при реализации ФГОС. В итоге проектная деятельность обучающихся в условиях реализации ФГОС в школе должна быть организована как неотъемлемая часть образования, способствующая повышению мотивации и эффективности учебной деятельности;
• были охарактеризованы особенности проектной деятельности учащихся основной школы, а именно: их возрастные особенности и психологическое развитие возрасте, и как оно отражается на проектной деятельности;
• разработаны содержание и рекомендации по организации проектной деятельности учащихся по математике;
• представлен факультативный курс «Основы проектной и исследовательской деятельности», а также форма работы над проектом с обучающимися. Был сделан вывод, что предложенная форма помогла учителю и обучающимся скорректировать план работы над проектом, позволила учащимся достигнуть большей самостоятельности при написании проектной работы.
• акцент курса переносится на формирование у учащихся способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать, быть открытыми для новых контактов и культурных связей; развивать творческий потенциал и природные способности учащихся; создавать условия для обретения каждым учащимся универсальных умений и навыков деятельности; созданию ситуацию «успеха»; подготовить ребят к жизни в современном мире, которому свойственно наличие проблемных ситуаций в различных сферах деятельности человека.
Таким образом, задачи выполнены, цель достигнута, гипотеза доказана.
В процессе изучения выбранной темы в каждой главе были сформулированы выводы, которые позволили подвести итоги и выделить основные моменты работы.
В ходе проведенного исследования:
• была изучена психолого-педагогическая и методическая литература по проблемам проектной деятельности и был сделан вывод, что проектная деятельность способствует развитию самостоятельных исследовательских умений, творческих способностей учащихся и логического мышления. Также она интегрирует знания, приобщает школьников к решению конкретных жизненно важных проблем, способствует повышению качества образования. Проектные формы работы способствуют формированию коммуникативных навыков и навыков коллективной работы, усвоению социальных знаний и культурных норм, грамотному и выразительному выполнению работ;
• проектная деятельность была охарактеризована как форма обучения учащихся;
• были описаны следующие умения и навыки, формируемые у обучающихся при реализации проектной деятельности: рефлексивные, исследовательские, умение оценочной самостоятельности, менеджерские, коммуникативные, презентационные, информационные умения и навыки;
• была представлена специфика проектирования в системе образования при реализации ФГОС. В итоге проектная деятельность обучающихся в условиях реализации ФГОС в школе должна быть организована как неотъемлемая часть образования, способствующая повышению мотивации и эффективности учебной деятельности;
• были охарактеризованы особенности проектной деятельности учащихся основной школы, а именно: их возрастные особенности и психологическое развитие возрасте, и как оно отражается на проектной деятельности;
• разработаны содержание и рекомендации по организации проектной деятельности учащихся по математике;
• представлен факультативный курс «Основы проектной и исследовательской деятельности», а также форма работы над проектом с обучающимися. Был сделан вывод, что предложенная форма помогла учителю и обучающимся скорректировать план работы над проектом, позволила учащимся достигнуть большей самостоятельности при написании проектной работы.
• акцент курса переносится на формирование у учащихся способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать, быть открытыми для новых контактов и культурных связей; развивать творческий потенциал и природные способности учащихся; создавать условия для обретения каждым учащимся универсальных умений и навыков деятельности; созданию ситуацию «успеха»; подготовить ребят к жизни в современном мире, которому свойственно наличие проблемных ситуаций в различных сферах деятельности человека.
Таким образом, задачи выполнены, цель достигнута, гипотеза доказана.





