Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Роль концепта TOWN в формировании концептуальной картины мира в сборнике рассказов Д. Джойса «Dubliners»

Работа №93568

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

литература

Объем работы96
Год сдачи2020
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
96
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОНЦЕПТУАЛЬНОЙ КАРТИНЫ МИРА 6
1.1. Компоненты концептуальной картины
мира 6
1.2. Структура, типология и средства выражения
концептов 21
1.3. Методика изучения концептуальной картины мира художественного
текста 28
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 33
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ КОНЦЕПТУАЛЬНОЙ КАРТИНЫ МИРА СБОРНИКА
РАССКАЗОВ «DUBLINERS» 35
2.1. Когнитивные признаки концепта TOWN в произведении Д. Джойса
«Dubliners» 35
2.2. Анализ концепта TOWN как основы концептуальной картины мира в
произведении «Dubliners» 76
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 87
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 88
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 90

Последние десятилетия интерес современной лингвистики сосредоточен на подробном изучении когнитивных исследований, приоритетом которых является работа с базовыми единицами ментальности человека, концептами.
Изучением концептов занимается когнитивная лингвистика, которая является относительно новым направлением в языкознании, однако уже прочно утвердившим себя. Несмотря на наличие множества дискуссионных моментов, связанных с теоретическими вопросами и методами исследования, сомнений не возникает - дальнейшее развитие данного лингвистического направления необходимо современному обществу. Это объясняется тем, что антропологический аспект является приоритетным на данном этапе развития науки. В свою очередь, когнитивная лингвистика дает ключ к сознанию человека и может объяснить связи и взаимодействия между мыслительными процессами и языком.
Многие лингвисты продолжают активно обращаться к вопросам концептологии в художественной литературе. Подобный интерес связан в первую очередь с тем, что методы, применяемые языковедами в данном сегменте когнитивной лингвистики, позволяют осуществить анализ конкретных ментальных единиц, включающих в себя культурологические особенности и их языковое выражение в тексте.
Одновременно с этим сам концепт способен раскрыть и продемонстрировать содержание идеи, определенного образа, принадлежащего отдельно взятому индивидууму, определенной социальной категории людей, нации, жителям какого-либо города или страны. С нашей точки зрения, наибольший интерес вызывают авторские концепты, реализующие себя через концептуальное пространство произведения, созданное автором.
На данном этапе изучения когнитивной лингвистики был накоплен значительный теоретический материал, раскрывающий базовые понятия или же вопросы, связанные с ними. В своем исследовании мы обратились к работам следующих авторов: Масловой Валентины Авраамовны, Карасика Владимира Ильича, Поповой Зинаиды Даниловны, Стернина Иосифа Абрамовича, Кубряковой Елены Самуиловны, Прохорова Юрия Евгеньевича, Потебни Александра Афанасьевича, Пименовой Марины Васильевны, Лихачева Дмитрия Сергеевича и т.д.
Объектом нашего исследования стала концептуальная картина мира представленная в сборнике рассказов Д. Джойса «Dubliners».
Предметом данного исследования послужил концепт TOWN реализованный в сборнике рассказов Д. Джойса «Dubliners».
Цель работы заключается в выявлении роли концепта TOWN в формировании концептуальной картины мира в сборнике рассказов Джеймса Джойса «Dubliners».
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. Провести сбор и анализ теоретических аспектов вопроса, связанного с компонентами концептуальной картины мира и способами ее формирования.
2. Раскрыть понятие концепта и его влияния на концептуальное пространство в произведении.
3. Осуществить анализ текстового материала сборника рассказов «Dubliners», собрав необходимые данные по поставленной проблеме, на базе которых можно будет сделать вывод о содержании концептуальной картины мира и роли концепта TOWN в ней.
Базовым элементом представленного исследования послужила следующая гипотеза: роль изучаемого лингвокультурного концепта, который представляет собой комплексную ментальную единицу и включает в себя образный, понятийный и ценностный компоненты, является определяющим в рамках концептуальной картины мира сборника рассказов «Dubliners».
Теоретической значимостью исследования является результат изучения лингвистических явлений, представляющих собой базу когнитивной лингвистики. Данный опыт, который будет получен с опорой на концептуальный анализ текстового материала, будет способствовать выявлению особенностей авторских концептов в рамках изучаемых произведений.
Практической значимостью данного исследования может быть названа возможность его дальнейшего использования в качестве материала для изучения английского языка с опорой на лингвокультурологический аспект, также полученные материалы могут быть задействованы при интерпретации художественного текста и изучении его концептуального пространства.
Методика исследования представляет собой следующие компоненты: анализ теоретических работ и эмпирического материала, изучение и обобщение отечественной и зарубежной практики, сравнение и классификация найденных вариантов существования изучаемых феноменов; метод семантического анализа, метод концептуального анализа.
Работа состоит из следующих частей: содержание, введение, теоретическая часть, практическая часть, разбитые на параграфы, выводы по главам, заключение, библиографический список.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В процессе достижения ранее поставленной цели мы смогли решить следующие задачи теоретического аспекта данной работы. Во-первых, в процессе изучения такого явления, как концептуальная картина мира, нам удалось определить, что в качестве компонентов данного лингвистического явления могут выступать: концепт, концептосфера, концептуальное
пространство. При этом концепты выступают базовыми единицами рассматриваемого явления, упорядоченная система которых может отражать реалии действительности посредством комплексных образов внешнего мира, формируя концептосферы. Более глобальным понятием является концептуальное пространство, выраженное исторически сложившимися элементами организации человеческого бытия, которые закреплены в наборе семиотических сфер. Совокупность перечисленных компонентов входит в состав концептуальной картины мира, которая будет формироваться посредством прямого эмпирического и сознательного рефлексивного отражения действительности.
Во-вторых, мы пришли к выводу о том, что лингвокогнитивный подход в полной мере раскрывает вопросы структуры, типологии и средств выражения концептов. В случае определения концепта как лингвокогнитивного явления, речь идет об отражении в данной ментальной единице знаний и опыта человека с лингвистической, перцептивной, эмоциональной и социальной точек зрения. Будучи ментальной единицей концепт обладает образом, информационным содержанием и интерпретационным полем, включающим в себя когнитивные признаки концепта, объединенные по принципу содержательного родства.
Основное внимание в работе было обращено к художественному концепту, к свойствам которого относится выражение тех фрагментов мировоззрения, которые представляют собой результат когнитивно­эмоционального освоения действительности. Еще одной особенностью данного типа концептов является сочетание индивидуально-авторских и национально-культурных признаков. Наиболее полное объяснение художественного концепта становится возможным лишь при условии анализа его контекстуальных характеристик.
В-третьих, при работе с текстовым материалом сборника рассказов «Dubliners» нами был выявлен ряд когнитивных признаков концепта TOWN, влияние которых способствовало трансформации и искажению других компонентов концептуальной картины мира произведения. В качестве примеров реализации рассматриваемого концепта были обнаружены следующие когнитивные категории: religion, corruption, paralysis, death, poverty, public places, weather, friendship, family, marriage, escape, work, alcohol, mother. Перечисленные когнитивные категории являются ключевыми составляющими в формировании ряда других концептов в рамках изучаемой картины мира. Это объясняется тем, что именно город создает условия, которые служат причиной деформации мировосприятия и мироощущения дублинцев. Городской уклад жизни Дублина формирует отрицание духовных ценностей, искажение моральных устоев и обесценивание разного рода межличностных отношений, к которым относится любовь, брак, родство и т.д. Совокупность перечисленных выше факторов влияния на концептуальную картину мира дублинцев позволяет сделать вывод о том, что городская социализация персонажей приводит их к эмоциональному параличу и ряду привычек, которые приводят не только к психологически негативным последствиям, но также отрицательно сказываются на физическом здоровье жителей города.
В заключение мы можем подтвердить гипотезу о том, что рассмотренный нами лингвокультурный концепт TOWN обладает ключевой ролью в рамках концептуальной картины мира сборника рассказов «Dubliners», поскольку именно он оказывает определяющее влияние на формирование других компонентов концептуальной картины мира дублинцев.


1. Арнольд И.В. Значение сильной позиции для интерпретации художественного текста // Иностранные языки в школе. - М.: Релод, 1978. №4. - с. 6-13.
2. Аскольдов С.А. Концепт и слово // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста. Антология. - М.: Баллас, 1997 - с. 267­279.
3. Бабенко Л.Г. Филологический анализ текста. Основы теории,
принципы и аспекты анализа [Текст]: учебник для студентов
филологических специальностей вузов / Л.Г. Бабенко. - Москва: Академ. Проект, 2004. - 462 с.
4. Бабушкин А.П. Типы концептов в лексико-фразеологической семантике языка. - Воронеж: Изд-во Воронеж. гос-го у-та, 1996. - 103 с.
5. Балбина Е.В. Специфика языковой картины мира [Текст] // Единицы языка и их функционирование. - Саратов: Приволж. кн. изд-во, 2002. - № 8. - с. 222-226.
6. Болдырев Н.Н. Концепт и значение слова / Н.Н. Болдырев // Методологические проблемы когнитивной лингвистики: научное издание. — Воронеж: Корифей, 2001. — с. 25-45.
7. Болдырев Н.Н. Концептуальное пространство когнитивной лингвистики / Вопросы когнитивной лингвистики. - Тамбов: Рос. Асс. Лингв., 2004. - № 1. - с. 18-36.
8. Болотнова Н.С. Художественный текст в коммуникативном аспекте и комплексный анализ единиц лексического уровня / Н.С. Болотнова; Под ред. С.В. Сыпченко; Том. гос. пед. ин-т. - Томск: Изд-во Том. ун­та, 1992. - 309 с.
9. Борисенко В.А. К вопросу о различиях в языковых картинах мира [Текст] // Личность, речь и юридическая практика: Междунар. науч. -
прак. конф. / Донской юрид. ин-т. - Ростов-на-Дону: Дон. юрид. ин-т,
2001. - № 4. - с. 20-24.
10. Вежбицкая А. Семантические универсалии и описание языков / Пер. с англ. А.Д. Шмелева под ред. Т.В. Булыгиной. - М.: Языки русской культуры, 1999. - 305 с.
11. Воркачев С.Г. Безразличие как этносемантическая характеристика
личности: опыт сопоставительной паремиологии // Вопросы
языкознания. - М.: ВЯ, 1997. - №4 - с. 115-124.
12. Воркачев С.Г. Концептуальный аспект в изучении языковых единиц. - М.: Прогресс, 2001. - 292 с.
13. Воркачев С.Г. Лингвокультурология, языковая личность, концепт: становление антропоцентрической парадигмы в языкознании // Филологические науки. - М.: Прогресс, 2004. № 1. - с. 64—72.
14. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования [Микроформа] / И.Р. Гальперин. - Москва: Наука, 1981. - 139 с.
15. Гарин И.И. Век Джойса. - М.: ТЕРРА-Книжный клуб, 2002. - 848 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ