ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ СТРАТЕГИЯМ ОБЩЕНИЯ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ В ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВЕ В РАМКАХ ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА 7
1.1. Интернет-коммуникация и ее особенности. Стратегии общения в
Интернет-пространстве, их виды 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика учащихся 10-11 классов 18
1.3. Методика обучения стратегиям общения на английском языке в
Интернет-пространстве 22
1.4. Компоненты содержания факультативного курса в старшей школе 33
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 41
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ «ОБУЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ СТРАТЕГИЯМ ОБЩЕНИЯ В ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВЕ». 46
2.1. Описание факультативного курса по английскому языку «Обучение учащихся старших классов стратегиям общения в Интернет-пространстве» 46
2.2. Анализ результатов апробации факультативного курса по английскому языку «Обучение учащихся старших классов стратегиям общения в
Интернет-пространстве» 69
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 83
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 88
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 92
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 101
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 102
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 105
В настоящее время в мире существует довольно много средств, форм и способов общения, и немалая часть из них так или иначе связана с современными техническими возможностями, которые, в частности, представлены использованием глобальной компьютерной сети Интернет.
Особенности влияния Интернет-реальности на пользователей изучаются не в достаточной степени, и существует несколько проблем, которыми интересуются ученые. Наиболее перспективной из их является проблема изучения особенностей общения в Интернете.
Прежде всего, стоит отметить, что общение в Сети осуществляется в условиях массовой коммуникации, поскольку количество Интернет- пользователей в мире исчисляется миллионами, и, следовательно, имеет свои особенности в отличие от традиционного прямого общения в жизни.
Использование традиционных механизмов коммуникаций сегодня быстро замещаются новыми технологиями - обмен мгновенными сообщениями, электронная почта, передача голоса и видео через Интернет и др.
Веб-пространство необходимо рассматривать как новую сферу функционирования английского языка во всей его многоаспектности. Эта сфера, будучи полифункциональной, имеет ряд специфических характеристик, которые нужно учитывать при обучении учащихся английскому языку.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что Интернет является основным современным технологическим каналом взаимодействия людей (в том числе и многих школьников), он распространен и доступен во всем мире. Под влиянием Интернета (и не только) меняется язык и сам стиль общения людей во Всемирной паутине. Многие старшеклассники предпочитают виртуальное общение реальному.
Объектом данного исследования является процесс обучения учащихся старших классов стратегиям общения на английском языке в Интернет- пространстве.
Предметом данного исследования является использование факультативного курса для обучения стратегиям общения на английском языке в Интернет-пространстве.
Цель работы - разработка и апробация теоретически обоснованного факультативного курса для обучения стратегиям общения на английском языке в Интернет-пространстве учащихся старших классов.
Задачи:
1) рассмотреть особенности Интернет-коммуникации, стратегий общения и их видов;
2) раскрыть психолого-педагогические особенности учащихся старших классов;
3) изучить методику обучения стратегиям общения на английском языке в Интернет-пространстве;
4) рассмотреть компоненты содержания факультативного курса и принципы его разработки;
5) разработать факультативный курс по английскому языку для обучения стратегиям общения в Интернет-пространстве учащихся старших классов;
6) апробировать разработанный факультативный курс по английскому языку в общеобразовательной организации.
Для реализации поставленных задач использовался комплекс эмпирических и теоретических методов исследования: анализ литературы, синтез, обобщение, моделирование, классификация, тестирование, анкетирование.
Теоретическая значимость работы заключается в раскрытии специфики речевых стратегий общения на английском языке в Интернет- пространстве, обосновании и разработке факультативного курса для обучения стратегиям общения на английском языке в Интернет- пространстве.
Практическая значимость работы связана с возможностью использования разработанного факультативного курса, а также дидактических материалов на занятиях в школе в рамках факультативных и элективных курсов, посвященных специфике Интернет-коммуникации.
Новизна работы заключается в разработке дидактических материалов для работы на факультативах по английскому языку.
Материалами исследования послужили идеи и теоретические положения речевых стратегий и тактик общения в Интернет-пространстве (О.С. Иссерс, Н.Н. Кириллова, Р.А. Внебрачных, И.В. Ксенофонтова, А.В. Радюк, И.Н. Борисова, Е.М. Верещагин, Д.И. Семенов), Интернет- коммуникации (И.И. Шабшин, О.Ю. Усачева, Л.Ф. Компанцева, Л.М. Чулкова, С.Н. Михайлов, Т.Ю. Виноградова, О.А. Гулевич, Л.Н. Мун, М.М. Самелюк, Г.Н. Трофимова), возрастной психологии (Б.С. Волков, И.С. Кон, В.С. Мухина, Л.Ф. Обухова, И.А. Зимняя), методики обучения иностранным языкам (И.Л. Бим, В.А. Бухбиндер, М.Л. Вайсбурд, Г.В. Елизарова, Е.И. Пассов, Г.В. Рогова, В.В. Сафонова, Е.Н. Соловова, В.М. Филатов, В.П. Фурманова), стилистики (М.Н. Кожина, Л.М. Майданова, Е.А. Маслыко, В.И. Максимов).
Апробация разработанного факультативного курса осуществлялась на базе 10-11 классов МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 31» г. Каменска-Уральского.
Результаты исследований данной работы были представлены на XXXII международной научно-практической конференции «Российская наука в современном мире» и опубликованы в сборнике статей данной конференции Научно-издательским центром «Актуальность.РФ» (ISBN 978-5-6044774-65). Сборник статей загружен на сайте научной электронной библиотеки eLIBRARY.RU.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
На сегодняшний день Интернет является неотъемлемой частью нашей жизни. Это не только способ получения самой актуальной информации, это еще и средство общения. При помощи сети Интернет можно связаться с любым человеком, находящимся в любой точке мира, имея под рукой планшет, телефон или другой гаджет, у которого есть доступ к Интернету.
Для школьников 21 века Интернет - основное средство связи с друзьями, основной источник получения информации и основной “помощник” в учебе. Согласно проведенному опросу, в среднем, школьник старших классов проводит 2-4 часа в день в сети Интернет.
В настоящем исследовании рассмотрены особенности Интернет- коммуникации, как особого вида общения в глобальной сети Интернет. Выявлены особенности кооперативных и некооперативных (провокативных) стратегий общения и их видов. Так, кооперативные речевые стратегии направлены на гармонизацию общения, а некооперативные (провокативные), наоборот, нацелены на дестабилизацию эмоционального состояния партнера и нарушение норм речевого взаимодействия.
В научной работе раскрыты психолого-педагогические особенности учащихся старших классов, среди которых можно отдельно отметить расширение круга общения, а также предпочтение виртуального общения реальному, поскольку эти особенности являются ключевыми для данной работы.
В рамках исследования изучена методика обучения стратегиям общения на английском языке в Интернет-пространстве. Рассмотрено также содержание обучения стратегиям общения, система принципов, методы и средства обучения стратегиям общения в сети Интернет.
В настоящей работе рассмотрены компоненты содержания факультативного курса и принципы его разработки. Учитывая основные теоретические положения, а также требования Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, разработан факультативный курс по английскому языку «Обучение учащихся старших классов стратегиям общения в Интернет-пространстве» и рабочая программа к нему, рассчитанная на 17 часов (полугодие). Следует отметить, что данный факультатив не готовит учащихся к сдаче Единого Государственного Экзамена (ЕГЭ) по английскому языку.
Для работы на занятиях факультативного курса был разработан сборник разноуровневых (от Pre-Intermediate до Upper-Intermediate) дидактических материалов, тематическое содержание которого было отобрано на основе интересов учащихся 10-11 классов МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 31» г. Каменска-Уральского. Вошедшие в сборник материалы и задания к ним разработаны в соответствии с современными требованиями и методиками обучения иностранному языку. Сборник состоит из 2 разделов “Music” и “Cinema”, каждый из которых содержит 10 блоков упражнений, они, в свою очередь, включают в себя 3 задания: дотекстового, собственно текстового и послетекстового этапов. Помимо основных тем (“Music” и “Cinema”) в сборник включены задания, затрагивающие следующие темы: “Copyright and its protection”, “Job choice, career”, “Quarrels, relationships”, “Open air”, “Equality between men and women”, “Tolerance”, “Political correctness”, “Healthy diet and Fast Food”, “Stereotypes”, “Superhero movies”, “Music album review”, “Film review”. Большинство представленных тем являются обязательными при обучении английскому языку учащихся старших классов.
Для каждого блока упражнений сборника подобран текстовый материал, содержащий некооперативные (провокативные) речевые стратегии. Текстовый материал представлен в виде скриншотов комментариев на сайте американского молодежного журнала Rolling Stone (www.rollingstone.com), а также в их официальной группе в социальной сети Facebook (www.facebook.com/RollingStone). В рамках дотекстового этапа учащимся предлагаются упражнения, нацеленные на усиление мотивации к чтению, снятие возможных языковых трудностей, т.к. при общении в Интернете часто используется разговорная и сленговая лексика, незнакомая учащимся. Задания текстового этапа предполагают анализ и стилистическую правку подобранных текстовых материалов, содержащих провокативное общение, по разработанным алгоритмам. Цель данной работы - на примерах показать учащимся четкую разницу между некооперативными (провокативными) и кооперативными речевыми стратегиями, при этом некооперативные (провокативные) речевые стратегии служат примером того, как не следует общаться на английском языке в сети Интернет. В рамках послетекстового этапа учащиеся выполняют задания для развития навыков говорения (монологической и диалогической речи) и письма, поскольку именно данные виды речевой деятельности реализуются в Интернет-коммуникации. Большая часть заданий послетекстового этапа направлена на обучение кооперативной речевой стратегии “Близость” (открытое общение), поскольку данная стратегия наиболее удобна для парных или групповых работ. Мы также обучаем другим кооперативным речевым стратегиям: “Сотрудничество”, “Компромисс”, “Вежливость, искренность и доверие”. Все упражнения послетекстового этапа содержат опору, модель, что облегчает выполнение задания и помогает учащимся, которые испытывают трудности в говорении и письме на английском языке. В конце сборника представлены ключи, содержащие полные ответы на все задания, таким образом, сборник дидактических материалов может быть использован для самостоятельной работы. Следует отметить, что общее количество упражнений в сборнике достаточно для полной реализации программы факультатива.
В рамках данного исследования факультативный курс был апробирован на базе МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 31» г. Каменска- Уральского. Апробация проходила в несколько этапов и предполагала проведение входного анонимного анкетирования, входного тестирования и пробных занятий. Для определения эффективности разработанного факультативного курса необходимо было также проведение итогового контрольного тестирования с использованием упражнений из сборника дидактических материалов. В конце апробации, во время итогового тестирования, получены следующие результаты: с заданием дотекстового этапа полностью справились 32% учащихся 10 класса (начало апробации: 14%) и 42% учеников 11 класса (начало апробации: 21%); частично справились (имеют менее 50% правильных ответов) 45% учащихся 10 класса (начало апробации: 23%) и 50% учеников 11 класса (начало апробации: также 50%); не справились с заданием - 23% учащихся 10 класса (начало апробации: 63%) и 8% учеников 11 класса (начало апробации: 29%). С заданием собственно текстового этапа полностью справились 27% учащихся
10 класса (начало апробации: 0%) и 38% учеников 11 класса (начало апробации: 0%), частично справились (имеют менее 50% правильно выполненного задания) 50% учащихся 10 класса (начало апробации: 9%) и 50% учеников 11 класса (начало апробации: 17%), не справились с заданием 23% учащихся 10 класса (начало апробации: 91%) и 12% учеников 11 класса (начало апробации: 83%). С заданием послетекстового этапа полностью справились 82% учащихся 10 класса (начало апробации: 23%) и 83% учеников 11 класса (начало апробации: 42%), частично справились с заданием 18% учащихся 10 класса (начало апробации: 32%) и 17% учеников
11 класса (начало апробации: 33%), в 10 и 11 классе отсутствуют учащиеся, которые не справились с заданием (начало апробации: 10 класс - 45%, 11 класс - 25%).
Сравнительные данные входного и итогового тестирования позволяют сделать вывод о том, что разработанный в рамках данного исследования факультативный курс и сборник дидактических материалов к нему являются эффективными при обучении старшеклассников стратегиям общения на английском языке в Интернет-пространстве. Факультатив полностью готов к использованию и внедрению в учебное учреждение.
1. Азимов, Э.Г. Словарь методических терминов: теория и практика преподавания языков [Текст] / Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. - СПб.: Златоуст, 1999. - 472 с.
2. Антонов, В.П. О стилевых чертах Интернет-стиля [Текст] / В.П. Антонов // Коммуникативная лингвистика: вчера, сегодня, завтра: сб. материалов Международ. науч. конф. - Армавир, 2005. - С. 30-39.
3. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества [Текст] / Сост. С.Г. Бочаров, примеч. С.С. Аверинцев и С.Г. Бочаров. - М.: Искусство, 1979. - 423 с.
4. Белинская, Е.П. Современные исследования виртуальной коммуникации: проблемы, гипотезы, результаты [Текст] / Е.П. Белинская, А.Е. Жичкина // Образование и информационная культура. - М., 2000. - 163 с.
5. Бергельсон, М.Б. Языковые аспекты виртуальной коммуникации [Текст] / М.Б. Бергельсон. - Вестник МГУ, 2012. - С. 83-89.
6. Бим, И.Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и теория школьного учебника [Текст] / И.Л. Бим. - М.: Русский язык, 1977. - 288 с.
7. Бим, И.Л. Профильное обучение иностранным языкам на старшей ступени общеобразовательной школы: проблемы и перспективы [Текст] / И.Л. Бим. - М.: Просвещение, 2007. - 168 с.
8. Богомолова, Н.Н. Массовая коммуникация и общение [Текст] / Н. Н. Богомолова. - М.: Знание, 1988. - 80 с.
9. Бондаренко, С.В. Социальная структура виртуальных сетевых сообществ [Текст] / С.В. Бондаренко. - Ростов-на-Дону, 2004. - 399 с.
10. Борисова, И.Н. Дискурсивные стратегии в разговорном диалоге [Текст] / И.Н. Борисова // Русская разговорная речь как явление городской культуры. - Екатеринбург, 1996. - С. 21-48.
11. Борисова, И.Н. Русский разговорный диалог: структура и динамика [Текст] / И.Н. Борисова. - Екатеринбург, 2002. - С. 245-261.
12. Бухбиндер, В.А. Основы методики преподавания иностранных языков [Текст] / В.А. Бухбиндер, В. Штраус. - Киев: Вища школа, 1986. - 335 с.
13. Быков, И.А. Интернет как средство политической коммуникации: анализ российского опыта [Текст] / И.А. Быков. - СПб, 2005. - 203 с.
14. Вайсбурд, М.Л. Использование учебно-речевых ситуаций при обучении устной речи на иностранном языке: Учебное пособие для проведения спецкурса по обучению иноязычному общению в системе повышения квалификации учителей [Текст] / М.Л. Вайсбурд. - Обнинск: Титул, 2001. - 127 с.
15. Верещагин, Е.М. Речевые тактики «призыва к откровенности» [Текст] / Е.М. Верещагин, Р. Ротмайр, Т. Ройтер // Вопросы языкознания. - 1992. - № 6. - С. 82-94...