ВВЕДЕНИЕ с. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ
ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ с. 6
1.1. Организация инклюзивного образования детей с низкой
познавательной активностью в России и за рубежом с. 6
1.2. Психолого-педагогическая сравнительная характеристика
учащихся начальной школы и учащихся с задержкой психического развития с. 12
1.3. Методика обучения говорению на иностранном языке в начальной
школе с. 20
1.4. Личностно-поддерживающая технология обучения говорению на
иностранном языке с. 26
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ с. 34
ГЛАВА 2. ЛИЧНОСТНО-ПОДДЕРЖИВАЮЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ ГОВОРЕНИЮ ДЕТЕЙ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ с. 36
2.1. Описание личностно-поддерживающей технологии обучения
говорению на иностранном языке учащихся третьего класса в условиях инклюзивного образования с. 36
2.2. Апробация личностно-поддерживающей технологии обучения
говорению на иностранном языке учащихся третьего класса в условиях инклюзивного обучения с. 45
2.3. Анализ результатов и методические рекомендации по применению
личностно-поддерживающей технологии обучения говорению на иностранном языке учащихся третьего класса в условиях инклюзивного обучения с 62
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ с. 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ с. 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ с. 75
ПРИЛОЖЕНИЯ с. 80
На современном этапе развития общества в образовании наблюдается тенденция к гуманизации. Внимание школы и педагогов направленно к личности обучающегося, его интересам, потребностям, индивидуальным особенностям. Подвергается изменениям процесс изучения предметов. В связи с данными изменениями меняются и методы и технологии преподавания обучающимся учебного материала. Возникла острая необходимость в грамотных, подготовленных специалистах в совершенстве владеющих не только иностранными языками, но и владеющие навыками психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, особенно это касается работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
В своей работе образовательные учреждения и учителя часто сталкиваются с такими проблемами как: обучающиеся с низкой познавательной активностью, проходящие обучение в общеобразовательных школах на основании инклюзивного подхода к обучению, ставшего приоритетным в нашей стране, зачастую игнорируется нашей школьной системой и специальные программы, разработанные для данной категории детей, не работают. Учителя либо не знакомы с методами и приемами инклюзивного образования, либо в плане учебной работы не предполагаются дополнительные часы для работы с детьми, имеющими особенности развития. Данные проблемы очень остро стоят перед современными образовательными учреждениями и педагогами, что делает написание данной работы наиболее актуальным.
Актуальность данного исследования связана со значительным распространением исследуемого явления в школах. В соответствии с программой инклюзивного образования в классы приходят дети с ОВЗ, под них меняется сама структура построения урока в зависимости от настроения 3
и психологического состояния данных детей на занятии. От поведения таких детей зависит многое и порой в течение урока приходиться менять задания или повторять одно и то же по несколько раз, чтобы каждый ребенок смог понять материал. Для достижения данного результата порой приходиться применять в работе нетрадиционные методики и технологии: увеличивать количество наглядного материала, добавлять видео и аудио разработки.
Объектом исследования данной работы является процесс обучения говорению на иностранном языке обучающихся с низкой познавательной активностью в условиях инклюзивного образования.
Предметом исследования выступает использование личностно- поддерживающей технологии обучения говорению на иностранном языке обучающихся начальных классов в условиях инклюзивного обучения.
Целью исследования является теоретическое обоснование, разработка и апробация личностно-поддерживающей технологии обучения говорению на иностранном языке обучающихся начальных классов в условиях инклюзивного образования.
Для написания данной работы обозначены задачи исследования:
1) проанализировать способы организации инклюзивного образования детей с низкой познавательной активностью в России и за рубежом;
2) описать психолого-педагогические характеристики обучающихся начальной школы и учащихся начальной школы с низкой познавательной активностью;
3) охарактеризовать методику обучения говорению на иностранном языке в начальной школе. Проанализировать различия между монологической и диалогической речью;
4) описать личностно-поддерживающую технологию обучения говорению на иностранном языке обучающихся третьего класса в условиях инклюзивного образования;
5) апробировать личностно-поддерживающую технологию обучения говорению на иностранном языке обучающихся третьего класса в условиях инклюзивного обучения;
6) проанализировать полученные результаты опытно-экспериментальной работы по внедрению личностно-поддерживающей технологии при обучении говорению на иностранном языке обучающихся третьего класса в условиях инклюзивного обучения.
Для выполнения поставленных задач в работе использованы такие методы исследования объекта как: 1) анализ нормативной документации и психолого-педагогической литературы, 2) синтез существующих технологии обучения говорению, 3) наблюдение за объектом исследования, 4) обобщение основных результатов в общем положении, 5) тестирование уровня знаний и умений учащихся, 6) экспериментальное подтверждение теоретических положений.
Научная новизна данной работы состоит в том, что теоретически обосновано и экспериментально проверено использование личностно- поддерживающей технологии обучения говорению на иностранном языке в условиях инклюзивного образования в начальной школе. Практической значимостью использования данной технологии явилось повышение эффективности усвоения знаний по предмету и улучшение оценочных показателей у обучающихся, принимающих участие в апробации данной технологии.
Данные полученные в результате апробации личностно- поддерживающей технологии были представлены на десятой международной научно-практической конференции. Материалы данной конференции были опубликованы в сборнике «Новое слово в методике» Уральский государственный педагогический университет, 2020г.
Структура исследования: магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
В соответствии с задачами исследования, в первой главе магистерской диссертации были проанализированы способы организации инклюзивного образования детей с низкой познавательной активностью в России и за рубежом. Было определено, что на современном этапе развития общества, многие страны признают и поддерживают идею того, что все дети равны в своих возможностях и необходимо обеспечить равное отношение ко всем учащимся, однако они так же отмечают необходимость создания специальных условий для детей, имеющих особенные образовательные потребности. В России, несмотря на широкую пропаганду инклюзивного образования, существование множества технологий и подходов в работе с подобными детьми, до сих пор многие педагоги не умеют работать в рамках инклюзии. Все дети индивидуальны, и необходимо подготовить педагогов для более гибкого удовлетворения различных потребностей их в образовании.
Описаны психолого-педагогические характеристики обучающихся начальной школы и учащихся начальной школы с низкой познавательной активностью. Выявлено, что дети с задержкой психического развития постоянно нуждаются в психолого-педагогической помощи. У них наблюдается низкая работоспособность и повышенная утомляемость. На фоне ограниченного словарного запаса у них проявляется ограниченность в общих сведениях и представлениях. Педагоги, в своей деятельности, часто сталкиваются с тем, что такие обучающиеся плохо себя контролируют, не умеют планировать свою деятельность.
В связи с этим, в помощь учителям и родителям, в работе с подобными детьми, разработано большое количество разнообразных технологий и способов их обучения.
На этапе обучения детей в начальной школе положительными моментами будут: четкая и слаженная работа всей педагогической системы, помощь и поддержка родителей и создание оптимальной среды для получения знаний не только обычными детьми, но и учащимися с особенностями развития.
Согласно задачам магистерской диссертации охарактеризована методика обучения говорению на иностранном языке в начальной школе. Так же были проанализированы различия между монологической и диалогической речью.
С целью реализации поставленных задач в представленной работе была разработана личностно-поддерживающая технология обучения говорению на иностранном языке для обучающихся младших классов в условиях инклюзивного образования.
Подчеркивалось, что данная технология возникла на стыке двух уже существующих технологий: дифференцированного подхода в обучении и здоровье-сберегающей технологии. Личностно-поддерживающая технология не просто повторяет данные технологии, она расширяет и модернизирует основные их принципы и подходы.
Личностно-поддерживающая технология позволяет развивать ребёнка при сохранении его здоровья, чередовать периоды интенсивного интеллектуального напряжения у обучающихся с периодами эмоциональной разгрузки, при этом учитываются их склонности, интересы, проявившиеся способности.
Основной задачей личностно-поддерживающей технологии обучения говорению на иностранном языке в условиях инклюзивного обучения является вовлечение в процесс обучения каждого ученика, помощь тем, кто нуждается в поддержке и развитие способностей тех, кто более успешно справляется с программой.
Во второй главе магистерской диссертации, сообразно с задачами исследования, было дано описание и апробация личностно-поддерживающей технологии обучения говорению на иностранном языке на среди учащихся 3 «б» класса на базе МАОУ СОШ № 62. Анализ полученных результатов показал, что число обучающихся имеющих высокий уровень умения говорения на иностранном языке повысился с 7 человек до 9, средний с 5 до 10 человек, количество обучающихся с удовлетворительным уровнем владения данным умением осталось прежним и количество обучающихся неудовлетворительно владеющих данным умением снизилось с 5 до 2человек. Исследование, проведенное с целью апробации личностно- поддерживающей технологии, показало, что за время работы с обучающимися на базе МАОУ СОШ № 62 уровень развития монологической и диалогической речи у обучающихся стал значительно выше. Это стало возможно в результате проведения систематической работы в соответствии со всеми основополагающими принципами и по всем направлениям работы с учащимися, заложенными в данную технологию.
Таким образом, цель исследования: теоретическое обоснование, разработка и апробация личностно-поддерживающей технологии обучения говорению на иностранном языке обучающихся начальных классов в условиях инклюзивного образования достигнута. Технология прошла апробацию успешно и ее можно рекомендовать к использованию в системе образования в полной мере.
1. Ахметова Д.З., Нигматов З.Г., Челнокова Т.А., Юсупова Г.В. и др. Педагогика и психология инклюзивного образования: Учебное пособие. Казань: Издательство “Познание” Институт экономики, управления и права, 2013. - 204с.
2. Басова А.Г., Егоров С.Ф. История сурдопедагогики: Учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1984. — 295 с.
3. Беленкова Л.Ю. Инновационные подходы к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья: от интеграции к инклюзии // Научно-методический журнал «Инновация образования», 2011, № 1.
4. Брушлинский А.В., Тихомиров О.К. О тенденциях развития современной психологии мышления // Национальный психологический журнал - 2013, №2(10)
5. Брейгина М.Е. Проектная методика // Иностранные языки в школе. - 2004 № 2.
6. Выготский Л.С./ Источник: Стенограмма лекции, прочитанной в 1933 г. в ЛГПИ им. А.И. Герцена http://alldef.ru/ru/articles/almanac-28/
7. Гальскова Н.Д. О взаимодействии учителя и учащихся на уроке иностранного языка /Н. Д. Гальскова/ ИЯШ, 1991, с. 17.
8. Гальскова Н. Д., Гёз Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учеб. пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений - М.: Издательский центр “Академия”, 2007. - 336 с.
9. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам : пособие для учителя [текст] / Гальскова Н. Д.. - М.: АРКТИ, 2003. - 192 с. - ISBN: 5-89415-290-9. - С. 141.
10. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и
педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов всех
специальностей педагогических вузов. — М.: Педагогическое общество России, 2003. — 512 с.
11. Гез Н.И., Ляховицкий М.В., Миролюбов А.А., Фоломкина С. К.,. Шатилов С. Ф. Методика обучения иностранным языкам в средней школе: учебник - М.: Высшая школа, 1982. - 373с.
12. Грозная Н.С. Инклюзивное образование за рубежом от мечты к
реальности // Обзор материалов специального выпуска журнала «International Journal of Inclusive Education» 2011, № 1, Режим доступа: http://
http://www.docme.ru/doc/35169/inklyuzivnoe-obrazovanie-za-rubezhom.
13. Давыдов В.В. и др. Возрастная и педагогическая психология :
учеб. для студентов пед. ин-тов / Давыдов В.В., Драгунова Т.В., Ительсон Л.Б. и др.; под ред. Петровского А.В. - Изд. 2-е, исп. и доп. - М. :
Просвещение, 1979. - 287с.
14. Карпова Г.А. Основы сурдопедагогики: учеб. пособие для студ.
высш. пед. учеб. заведений / Карпова Г.А. - Екатеринбург: Издатель
Калинина Г.П., 2008. - 354с.
15. Кананыкина Е.С. Нормативно-правовое обеспечение обучения лиц c ограниченными возможностями в системах образования Франции и США // NB: Проблемы общества и политики. - 2013. - 3. - C. 74 - 103. URL: http: //www.e-notabene.ru/pr/article_455. html...