Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Использование метода кейс-стади при обучении английскому языку студентов педагогического вуза для формирования навыков критического мышления

Работа №93557

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы112
Год сдачи2020
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
96
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. МЕТОД КЕЙС-СТАДИ И КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ 8
1.1. Определение и основные характеристики метода кейс-стади при
обучении английскому языку 8
1.2. Использование метода кейс-стади для формирования навыков
критического мышления 18
1.3. Психолого-педагогические характеристики студентов 25
ГЛАВА 2. ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА
ОСНОВЕ МЕТОДА КЕЙС-СТАДИ ПРИ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ
АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ 30
2.1. Описание технологии развития навыков критического мышления на
основе метода кейс-стади 30
2.2. Анализ результатов апробации технологии развития навыков
критического мышления на основе метода кейс-стади при обучении студентов английскому языку 39
2.3. Методические рекомендации по применению технологии развития
навыков критического мышления на основе метода кейс-стади 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 69

Межкультурная коммуникация играет ведущую роль в современном мире и оказывает большое влияние на сферу образования, в том числе и в России. Потребность общества в развитии межкультурных отношений определяет принципы и методы обучения, что в свою очередь требует использования инновационных и активных методов обучения.
Одним из наиболее известных методов современного обучения является метод кейс-стади. В отличие от традиционных методов преподавания иностранного языка в вузах, в основе которых лежит чтение лекций, а участие студентов в занятии минимально, метод кейс-стади требует активного участия студента в процессе обучения. В своём исследовании мы определяем «кейс-стади» как деятельность, ориентированную на студента, основанную на описании реальной ситуации, которая обычно включает проблему и её решение.
Критическое мышление является одним из главных условий использования метода кейс-стади. Критичность мышления помогает выдвинуть разные подходы, варианты решения, рассмотреть предмет с разных сторон, предполагает придумывание оригинального способа решения.
Использование метода кейс-стади при обучении студентов педагогического вуза способно помочь формированию положительной мотивации к учёбе, повышению познавательной активности, активному вовлечению учащихся в процесс образования, стимулированию самостоятельной деятельности, развитию творческих способностей и нестандартности мышления.
Проблемами метода кейс-стади занимались такие исследователи как С.М. Гасс, Л. Селинкер, А.Л. Джордж, Э. Беннетт, М.В. Куимова, В.В. Филонова и другие учёные, благодаря которым были достигнуты большие успехи в данной области. Тем не менее, проблема эффективного использования кейс-стади при обучении студентов вузов продолжает оставаться открытой. Критическое мышление в своих работах рассматривали Е.А. Мухина, И.А. Мороченкова, Д. Халперн и другие. В связи с этим наше исследование направлено на разработку комплекса основанных на методе кейс-стади упражнений, формирующих навыки критического мышления.
Таким образом, актуальность данного исследования обусловлена необходимостью разработки эффективных упражнений по иностранному языку для формирования навыков критического мышления у студентов педагогического вуза. Эффективность обучения критическому мышлению студентов педагогического вуза по специальности «иностранный язык» обусловлена выбором средств для поддержания их интереса к выполняемой деятельности. Также актуальность исследования связана с недостаточной изученностью проблемы выбора наиболее результативных приёмов обучения иностранному языку с использованием кейс-стади на ступени высшего образования.
В рамках данной работы мы обратимся к исследованию влияния метода кейс-стади на формирование критического мышления студентов и способов их формирования.
Объект нашего исследования - процесс формирования навыков критического мышления при обучении иностранному языку студентов педагогического вуза.
Предмет исследования - использование метода кейс-стади для формирования навыков критического мышления у студентов педагогического вуза при обучении иностранному языку.
Цель данного исследования: разработать комплекс упражнений на основе метода кейс-стади, направленный на формирование навыков критического мышления при обучении иностранному языку студентов педагогического вуза.
Реализация поставленной цели требует решения следующих задач:
1) проанализировать определения и основные характеристики метода кейс-стади;
2) охарактеризовать главные преимущества метода кейс-стади как активного метода обучения иностранному языку;
3) описать принципы и закономерности критического мышления;
4) проанализировать основные психолого-педагогические
характеристики студентов;
5) описать главные принципы технологии использования метода кейс-стади при обучении английскому языку студентов педагогического вуза;
6) на основе полученной информации разработать упражнения на основе метода кейс-стади, способствующие формированию навыков критического мышления и соответствующие темам учебного пособия «Практика устной речи (коммуникативное обучение)» для студентов 1 курса: «Family», «House and flat» и дать методические рекомендации по их использованию;
7) апробировать комплекс упражнений на практике и сделать выводы.
Материалом исследования послужил материал для формирования навыков критического мышления в учебном пособии по английскому языку для студентов 1 курса УрГПУ, отобранный методом поиска по заданному критерию.
Методологическая база исследования строится на теоретических и методологических принципах кейс-метода, использующегося для обучения иностранному языку, разработанных в трудах С.М. Гасса, Л. Селинкера, А.Л. Джорджа, Э. Беннетта, М.В. Куимовой и др., а также теоретических положениях о критическом мышлении, разработанных в исследованиях Е.А. Мухиной, И.А. Мороченковой, Д. Халперн и др.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нём систематизированы основные теоретические положения о методе кейс-стади при обучении студентов педагогического вуза, а также разработаны теоретически обоснованные и опытно проверенные упражнения на основе данного метода для формирования навыков критического мышления.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанный комплекс упражнений на основе метода кейс-стади может применяться в учебном процессе в педагогических вузах.
В работе использовались следующие методы теоретического исследования: анализ методической и психолого-педагогической
литературы при описании специфики метода кейс-стади и психологических характеристик студентов, обобщение информации о принципах и закономерностях критического мышления. Методы практического исследования были использованы следующие: эксперимент, с помощью которого были внедрены упражнения на основе кейс-стади, тестирование уровня навыков критического мышления, а также методы статистической обработки данных (графическое представление результатов исследования).
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, апробации, заключения, библиографического списка и приложения. Упражнения были апробированы со студентами 1 курса института иностранных языков УрГПУ с помощью эмпирического исследования. Практический этап исследования представлял собой эксперимент, состоящий из трёх этапов: констатирующего, формирующего и контрольного.
Во введении определяется актуальность работы, её объект, предмет, цель и задачи, материал, методологическая база, а также теоретическая и практическая значимость исследования. Первая глава изучает основные характеристики и главные преимущества метода кейс-стади как активного метода обучения иностранному языку, принципы и закономерности критического мышления, основные психолого-педагогические характеристики студентов. Вторая глава содержит методические рекомендации по применению разработанных упражнений по темам учебного пособия для студентов 1 курса «Практика устной речи (коммуникативное обучение)». Также в данной главе выделяются главные принципы технологии использования метода кейс-стади при обучении английскому языку студентов педагогического вуза и описывается проведение апробации разработанного комплекса упражнений. В заключении даны общие выводы исследования.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В своей работе мы исследовали процесс формирования навыков критического мышления у студентов педагогического вуза. Предметом исследования было использование метода кейс-стади, применяемого для формирования навыков критического мышления у студентов педагогического вуза при обучении иностранному языку. В ходе работы нами был разработан комплекс упражнений на основе метода кейс-стади, направленных на формирование навыков критического мышления и сделан ряд выводов.
Проанализировав определения и основные характеристики метода кейс-стади, мы пришли к выводу, что данный метод имеет ряд преимуществ. Так как метод кейс-стади основан на групповом анализе ситуации и предложениях её решения, преимуществом является полное погружение в проблему и действия учителя: его знание ситуации и организация дискуссии. Также данный метод позволяет ученикам перенести свои теоретические знания на практику. Кейс может включать в себя непосредственно сам кейс, методические рекомендации по его выполнению, информационные и дидактические материалы, вопросы для дискуссии, а также задания для учеников.
Эффективность использования метода зависит от уровня подготовки учеников к анализу кейса - это происходит на первом этапе индивидуальной подготовки. Следующие два этапа осуществляются на занятии - это небольшие дискуссии в группах, а после - обсуждение всей группой. Также важно учитывать размер группы, который должен предусматривать свободный обмен мнениями между всеми участниками, и объективное оценивание учеников. При оценивании должны учитываться вклад в работу в группах, индивидуальная работа, включая виды определяемых проблем и предлагаемые решения при анализе кейсов.
После описания основных принципов и закономерностей критического мышления можно сделать заключение, что метод кейс-стади хорошо подходит для развития критичности мышления у студентов. Основные навыки критического мышления включают целеполагание, навыки анализа и обобщения материала, поиск оригинального способа решения, способность конструктивно вести дискуссию и подвергать сомнению мнения окружающих, способность выводить заключения, оценивать результаты собственной деятельности. Метод кейс-стади помогает ученикам развивать критическое мышление, улучшает их организационные и коммуникативные навыки, навыки командной работы. Анализ кейса даёт студентам уверенность в решении реальных задач.
Анализируя основные психолого-педагогические характеристики студентов, можно сделать вывод о важности учёта особенностей студенческого возраста при формировании навыков критического мышления. Главные особенности данного возраста - это устойчивое внимание, развитое воображение, стремление к самообразованию и воспитанию, рефлексия, особый стиль поведения в процессе близких межличностных отношений со сверстниками.
Важно помнить, что при выборе методов обучения следует учитывать особенности студентов. Именно поэтому, по нашему мнению, метод кейс- стади является одним из самых эффективных интерактивных методов, позволяющих вступать в дискуссии со сверстниками, применять воображение, тренировать внимание, удовлетворять потребности в саморазвитии и самовоспитании, а также формировать навыки критического мышления.
Описав главные принципы технологии использования метода кейс- стади при обучении английскому языку, мы пришли к заключению о том, что данная технология делает возможным развитие ряда навыков критического мышления: целеполагание и выведение заключений; анализ и обобщение ситуации; аргументированное ведение дискуссии и поиск оригинальных решений. Урок с применением данной технологии начинается с постановки проблемного кейса, который студенты должны проанализировать на протяжении занятия, закрепляя знания с предыдущих занятий и отрабатывая лексику. Занятия проходят три этапа, на которых актуализируется материал, затем происходит осмысление проблемы, её обсуждение и анализ, а после - предложение возможных решений.
На основе полученной информации нами были разработаны упражнения на основе метода кейс-стади, способствующие формированию навыков критического мышления и соответствующие темам учебного пособия «Практика устной речи (коммуникативное обучение)» для студентов 1 курса: «Family», «House and flat» и даны некоторые методические
рекомендации по использованию упражнений. Комплекс упражнений состоит из 6 уроков, каждый из которых состоит из 6 упражнений, направленных на развития навыков критического мышления.
В разработанных упражнениях используются следующие приёмы: мозговой штурм; дебаты; приём «кластер», при котором информация организуется таким образом, чтобы обозначить все связи между предметами и систематизировать знания; приём «инсёрт», подразумевающий чтение текста с маркировкой определённой информации, а также дискуссия.
Учитель должен контролировать процесс выполнения упражнений, не высказывая напрямую своего мнения, задавать наводящие вопросы, следить за тем, чтобы все ученики были задействованы. В начале уроков ученики получают свои роли и кейс на следующее занятие в конце предыдущего занятия, чтобы подготовиться. Путём дискуссии к концу занятия студенты должны прийти к единому решению кейса.
Комплекс упражнений был апробирован в течение производственной практики у студентов 1 курса института иностранных языков УрГПУ города Екатеринбурга в группе из 11 студентов. Всего было проведено 6 пар по методу кейс-стади, которые чередовались с обычными занятиями. На первом занятии был определён уровень навыков критического мышления: многие ученики испытывали трудности при ведении дискуссии, при поиске оригинального решения. Каждый урок состоял из 6 упражнений, направленных на развитие вышеперечисленных навыков критического мышления. Некоторые упражнения направлены на развитие одного навыка, некоторые - на развитие нескольких навыков.
Для измерения уровня навыков критического мышления были разработаны следующие критерии: за каждый навык студент мог получить максимум 20 баллов (всего 100 баллов за пять навыков). От 15 баллов начинается высокий уровень владения навыком, от 8 до 14 - средний уровень, меньше 8 баллов - низкий. Уровень развития навыков критического студентов, набравших 80-100 баллов за занятие по всем пяти навыкам, были отнесены к высокому уровню; 61-79 баллов - к среднему уровню; менее 61 балла - к низкому уровню.
Проведение упражнений с использованием технологии развития критического мышления по методу кейс-стади заметно улучшило навыки нескольких студентов: три ученика со средним уровнем навыков достигли высокого уровня. Студентам с низким уровнем критического мышления не удалось достигнуть среднего уровня, хотя их навыки заметно улучшились. Возможная причина - низкий уровень английского языка. Боязнь критически мыслить может быть основана на страхе ошибок и неуверенности в своих способностях. Однако наблюдалось участие в дискуссии всех студентов, даже тех, кто раньше не проявлял инициативу. Итоговый результат свидетельствует об улучшении навыков критического мышления студентов.


1. Авдеева Т.И., Высокое М.И. Применение метода case-study в преподавании // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2015. - №10-2. - С. 81-83
2. Алексеева Е.В., Бахарева А.Н., Веселова Н.С., Виноградова Т.В., Юденкова Е.Ф., Skyrocket - Москва: Издательство «Новые технологии»,
2019. - 215 с.
3. Андрейчук Н.В. Университетское образование и критическое мышление // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Гуманитарные и общественные науки. - 2011. - №6. - С. 42-50
4. Асеева Л.А., Е.Л. Богуславская, Овешкова А.Н. Практика устной речи (коммуникативное обучение): метод. Пособие для обучающихся 1 курса / Урал. гос. пед. ун-т, Ин-т иностр. Яз. - Екатеринбург, 2010.
5. Батырханова Г.Б. Развитие критического мышления на уроках английского языка // Педагогическая наука и практика. - 2019. -№4 (26). - С. 72-76
6. Бортникова Т.Г. Использование case-study в ходе обучения основам межкультурной коммуникации // Социально-экономические явления и процессы. - 2014. - №4. - С. 145-149
7. Волков И.П. Цель одна - дорог много: проектирование процессов обучения: книга для учителя - Москва: Издательство «Просвещение», 1990. - 159 с.
8. Глазунов Ю.Т. Целеполагание и мотивация // Вестник МГТУ. -
2013. - №2. - С. 288-299
9. Диалог на тему: Жалоба на соседей (Complaining About The
Neighbours) на английском языке с переводом - URL:
https ://www.en365.ru/dialog_complaining_neighbours.htm (дата обращения: 08.03.2020).
10. Ермакова Ю.Д. Формирование профессиональных умений у студентов педагогического колледжа в процессе изучения иностранного языка как специальности. Дисс. канд. пед. наук. - Самара, 2003 - 274 с.
11. Жуматаева М.С. Психологические и психофизиологические особенности студентов // Современные инновации. - 2016. - №5 (7). - С. 76­78
12. Жуматова М.Г., Мырзабаева Н.А. Метод кейс-стади в обучении студентов в вузе // Вестник КазНМУ. - 2015. - №1. - С. 390-391
13. Зимняя И.А. Педагогическая психология: уч. для студентов по пед. и психол. направ. и спец. — Москва: Издательство «Логос», 2000. - с. 384.
14. Изучение английского языка. Сборник упражнений. - URL: https://www.en365.ru/ (дата обращения: 29.03.2020).
15. Исаева Е.Р. Новое поколение студентов: психологические
особенности, учебная мотивация и трудности в процессе обучения первого курса // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. - 2012. - №4...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ