МЕТОДИКА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
|
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ 7
ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ 7
ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ 7
1.1 Понятие патриотизма в педагогической деятельности 7
1.2 Сущность патриотического воспитания 16
1.3 Методика занятий по военно - патриотическому воспитанию. 20
Выводы по первой главе 27
ГЛАВА 2. ОПЫТНО -ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА 29
2.1 Конспект классного часа на тему «Что означает быть патриотом
сегодня?» для учащихся с 8 по 11 класс 30
2.2 Конспект классного часа на тему «Конституция - основной закон
государства» для учащихся с 5 по 7 класс 39
2.3 Исследование сформированности патриотизма у обучающихся 8-х
классов МАОУ СОШ №132 44
2.4 Исследование сформированности отношения к главному закону страны- Конституции РФ у обучающихся 7-х классов МАОУ СОШ
№132
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
Приложения
ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ 7
ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ 7
1.1 Понятие патриотизма в педагогической деятельности 7
1.2 Сущность патриотического воспитания 16
1.3 Методика занятий по военно - патриотическому воспитанию. 20
Выводы по первой главе 27
ГЛАВА 2. ОПЫТНО -ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА 29
2.1 Конспект классного часа на тему «Что означает быть патриотом
сегодня?» для учащихся с 8 по 11 класс 30
2.2 Конспект классного часа на тему «Конституция - основной закон
государства» для учащихся с 5 по 7 класс 39
2.3 Исследование сформированности патриотизма у обучающихся 8-х
классов МАОУ СОШ №132 44
2.4 Исследование сформированности отношения к главному закону страны- Конституции РФ у обучающихся 7-х классов МАОУ СОШ
№132
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
Приложения
В современном мире люди думают о нестабильной экономи- ке,налаживанием рыночных связей, политические катаклизмы, которые возникают постоянно. Это свойственно и разрушением всех социальных связей, падение нравственных устоев. И здесь же главная проблема - это патриотическое воспитание современной молодежи [24].
Актуальность: Идея патриотизма во все времена имела значимое место не только в духовной жизни общества, но и во всех важнейших сферах его деятельности - в культурной, идеологической, политической, экономической, военной и других. Суть этого понятияотражается, в первую очередь, духовным и нравственным климатом общества, его историческими корнями, которые питают общественную жизнь поколений. Роль и значение патриотизма возрастают на крутых поворотах истории, когда объективные тенденции развития общества сопровождаются повышением напряжения сил его граждан[18].
В постановлении о государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016-2020 годы» главными задачами является развитие исследований, направленных на разработку новых программ, методических подходов и технологий патриотического воспитания; подготовка научно - обоснованных учебно-методических пособий и рекомендаций в области патриотического воспитания для всех социально-возрастных категорий граждан; апробация и внедрение современных программ, методик технологий в деятельность по патриотическому воспитанию; совершенствование нормативно-правовой базы патриотического воспитания, регламентирующей взаимодействие федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных, общественных и некоммерческих организаций, в том числе образовательных организаций всех типов, учреждений и организаций культуры, спорта и туризма, средств массовой информации, организаций, занимающихся рекламой и издательской деятельностью, отдельных граждан и групп граждан в сфере патриотического воспитания[22].
Также одним из главных документов является Конституция РФ, в которой отмечено, что главными являются: а) Ценности российской государственности: сохранение исторически сложившегося государственного единства, возрождение суверенной государственности, утверждение её незыблемости. б) Ценности патриотизма и интернационализма: любовь и уважение к Отечеству, ответственность за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, осознание общей судьбы у народов многонациональной России, её причастности к мировому сообществу[11].
Были проанализированы труды некоторых авторов по проблеме патриотического воспитания (В.Д.Ширшов[29], Е.С. Матушкин[15], И.А.Агапова[1]), можно сделать вывод о том, что патриотизм - это синтез духовно-нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личности, которые проявляются в любви к Родине, к своему дому, в стремлении и умении беречь и приумножать лучшие традиции, ценности своего народа, своей культуры.
Несмотря на актуальность данной проблемы, при ее решении возникает противоречие между необходимостью патриотического воспитания подрастающих поколений и недостаточностью современных методических пособий для педагогов, учителей ОБЖ практически реализующих основы патриотического воспитания обучающихся средней школы. Материалы, которые доступны педагогам сегодня, созданы в годы советской власти и требуют определённой переработки.
Проблемой исследования является поиск эффективных форм патриотического воспитания в урочной и внеурочной деятельности учителя ОБЖ.
Объектом исследования является процесс патриотического воспитания обучающихся основного общего образования.
Предмет исследования - организация урочной и внеурочной деятельности по патриотическому воспитанию в средней школе
Целью исследования является разработка методики патриотического воспитания учащихся основного общего образования для 5-11 классов.
Задачи исследования:
1) Изучить и проанализировать психолого-педагогическую, методическую и специальную литературу по исследуемой теме;
2) Проанализировать имеющиеся методики;
3) Разработать методику патриотического воспитания обучающихся.
Методы исследования: теоретический и ретроспективный анализ социологической, психологической и педагогической литературы; диагностические методы: анкетирование, наблюдение, опрос; изучение и обобщение опыта, эксперимент и др.
В моей работе для достижения цели и выполнения задач используются следующие методы: изучение различных источников информации по выбранной мною теме, анализ полученной информации, проведение анкетирования, анализ анкет. Также используется метод изучения понятий такие как «метод», «методика», «патриотизм», «патриотическое воспитание».
Новизна разработки заключается в создании системы военнопатриотического воспитания подрастающего поколения через взаимодействие обучающихся, педагогов-предметников, классных руководителей.
Разработанная методика патриотического воспитания может использоваться при работе с детьми с 5 по 11 класс.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, три главы, список литературы, заключение и приложений. Первая глава «Психологопедагогические основы патриотического воспитания подрастающего поколения» раскрывает теоретические основы исследования педагогических условий патриотического воспитания детей основного общего образования. В ней раскрываются сущность патриотизма и особенности патриотического воспитания в нашей стране на современном этапе, и основные направления патриотического воспитания подрастающего поколения.
Вторая глава. «Экспериментальное исследование формирования патриотизма обучающихся основного общего образования» посвящена экспериментальному исследованию педагогических условий патриотического воспитания обучающихся с 5 по 11 класс. В данной главе выпускной квалификационной работы содержится описание организации и методик исследования патриотизма, программа создания педагогических условий патриотического воспитания детей, анализ и описание результатов исследования.
В заключении подведены общие итоги исследования, сформулированы выводы по проделанной работе.
Актуальность: Идея патриотизма во все времена имела значимое место не только в духовной жизни общества, но и во всех важнейших сферах его деятельности - в культурной, идеологической, политической, экономической, военной и других. Суть этого понятияотражается, в первую очередь, духовным и нравственным климатом общества, его историческими корнями, которые питают общественную жизнь поколений. Роль и значение патриотизма возрастают на крутых поворотах истории, когда объективные тенденции развития общества сопровождаются повышением напряжения сил его граждан[18].
В постановлении о государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016-2020 годы» главными задачами является развитие исследований, направленных на разработку новых программ, методических подходов и технологий патриотического воспитания; подготовка научно - обоснованных учебно-методических пособий и рекомендаций в области патриотического воспитания для всех социально-возрастных категорий граждан; апробация и внедрение современных программ, методик технологий в деятельность по патриотическому воспитанию; совершенствование нормативно-правовой базы патриотического воспитания, регламентирующей взаимодействие федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных, общественных и некоммерческих организаций, в том числе образовательных организаций всех типов, учреждений и организаций культуры, спорта и туризма, средств массовой информации, организаций, занимающихся рекламой и издательской деятельностью, отдельных граждан и групп граждан в сфере патриотического воспитания[22].
Также одним из главных документов является Конституция РФ, в которой отмечено, что главными являются: а) Ценности российской государственности: сохранение исторически сложившегося государственного единства, возрождение суверенной государственности, утверждение её незыблемости. б) Ценности патриотизма и интернационализма: любовь и уважение к Отечеству, ответственность за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, осознание общей судьбы у народов многонациональной России, её причастности к мировому сообществу[11].
Были проанализированы труды некоторых авторов по проблеме патриотического воспитания (В.Д.Ширшов[29], Е.С. Матушкин[15], И.А.Агапова[1]), можно сделать вывод о том, что патриотизм - это синтез духовно-нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личности, которые проявляются в любви к Родине, к своему дому, в стремлении и умении беречь и приумножать лучшие традиции, ценности своего народа, своей культуры.
Несмотря на актуальность данной проблемы, при ее решении возникает противоречие между необходимостью патриотического воспитания подрастающих поколений и недостаточностью современных методических пособий для педагогов, учителей ОБЖ практически реализующих основы патриотического воспитания обучающихся средней школы. Материалы, которые доступны педагогам сегодня, созданы в годы советской власти и требуют определённой переработки.
Проблемой исследования является поиск эффективных форм патриотического воспитания в урочной и внеурочной деятельности учителя ОБЖ.
Объектом исследования является процесс патриотического воспитания обучающихся основного общего образования.
Предмет исследования - организация урочной и внеурочной деятельности по патриотическому воспитанию в средней школе
Целью исследования является разработка методики патриотического воспитания учащихся основного общего образования для 5-11 классов.
Задачи исследования:
1) Изучить и проанализировать психолого-педагогическую, методическую и специальную литературу по исследуемой теме;
2) Проанализировать имеющиеся методики;
3) Разработать методику патриотического воспитания обучающихся.
Методы исследования: теоретический и ретроспективный анализ социологической, психологической и педагогической литературы; диагностические методы: анкетирование, наблюдение, опрос; изучение и обобщение опыта, эксперимент и др.
В моей работе для достижения цели и выполнения задач используются следующие методы: изучение различных источников информации по выбранной мною теме, анализ полученной информации, проведение анкетирования, анализ анкет. Также используется метод изучения понятий такие как «метод», «методика», «патриотизм», «патриотическое воспитание».
Новизна разработки заключается в создании системы военнопатриотического воспитания подрастающего поколения через взаимодействие обучающихся, педагогов-предметников, классных руководителей.
Разработанная методика патриотического воспитания может использоваться при работе с детьми с 5 по 11 класс.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, три главы, список литературы, заключение и приложений. Первая глава «Психологопедагогические основы патриотического воспитания подрастающего поколения» раскрывает теоретические основы исследования педагогических условий патриотического воспитания детей основного общего образования. В ней раскрываются сущность патриотизма и особенности патриотического воспитания в нашей стране на современном этапе, и основные направления патриотического воспитания подрастающего поколения.
Вторая глава. «Экспериментальное исследование формирования патриотизма обучающихся основного общего образования» посвящена экспериментальному исследованию педагогических условий патриотического воспитания обучающихся с 5 по 11 класс. В данной главе выпускной квалификационной работы содержится описание организации и методик исследования патриотизма, программа создания педагогических условий патриотического воспитания детей, анализ и описание результатов исследования.
В заключении подведены общие итоги исследования, сформулированы выводы по проделанной работе.
В первой главе освещены вопросы психолого - педагогического воспитания. Освещены понятия патриотизма, приведены примеры авторов. Также были рассмотрены нормативно-правовые акты законодательства РФ в данной сфере. Рассмотрены вопросы о роли предмета ОБЖ и учителя ОБЖ в патриотическом воспитании в средней школе.
Во второй главе представлены результаты анкетирования учащихся основного общего образования и сделаны выводы по его результатам. Представлены разработки классных часов по темам «Что означает быть патриотом сегодня?» для учащихся 8-11 классов и «Конституция - основной закон государства» для учащихся с 5 по 7 класс. Проведение классных часов по данным темам повысили интерес учащихся к теме патриотизма, патриотического воспитания. Учащиеся 8-х классов оптимизмом смотрят на службу в армии, несмотря на негативные высказывания об армии в СМИ, готовы постоять за свое государство. Учащиеся 7 классов усвоили, что Конституция РФ - главный закон нашей страны и его важно соблюдать.
Сравнив две разработки которые представлены во второй главе, можно сделать вывод, что патриотизм - это не только готовность встать на защиту своего государства, но и уважительно относится к законам своего государства и соблюдать их.
Проанализировав результаты исследования можно сделать вывод, что патриотическое воспитание представляет собой целенаправленный процесс, который начинается с раннего детства, а далее поддреживается детскими садами и школами.
Патриотическое воспитание ребенка проходит с раннего возраста, когда ему родители должны прививать чувство верности своему Отечеству, , говорить о том, что у каждого гражданина есть свои права и обязанности, которые он должен знать.
Школе отведена огромная роль в развитии качеств патриота. Одним из главных приоритетов воспитательной работы в школы, является патриотическое воспитание. Развитие патриотических чувств должно проходить не только на уроках, но во всевозможных видах внеурочной деятельности.
Задача перед системой образования стоит не простая - сделать молодое поколение россиян, которое готово жить в правовом демократическом государстве, готовое постоять за свою Родину. Чтобы решить эту задачу, нужна новая идеология, в которой одним из главных направлений будет воспитание патриотизма
Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что задачи работы решены, цель достигнута.
Во второй главе представлены результаты анкетирования учащихся основного общего образования и сделаны выводы по его результатам. Представлены разработки классных часов по темам «Что означает быть патриотом сегодня?» для учащихся 8-11 классов и «Конституция - основной закон государства» для учащихся с 5 по 7 класс. Проведение классных часов по данным темам повысили интерес учащихся к теме патриотизма, патриотического воспитания. Учащиеся 8-х классов оптимизмом смотрят на службу в армии, несмотря на негативные высказывания об армии в СМИ, готовы постоять за свое государство. Учащиеся 7 классов усвоили, что Конституция РФ - главный закон нашей страны и его важно соблюдать.
Сравнив две разработки которые представлены во второй главе, можно сделать вывод, что патриотизм - это не только готовность встать на защиту своего государства, но и уважительно относится к законам своего государства и соблюдать их.
Проанализировав результаты исследования можно сделать вывод, что патриотическое воспитание представляет собой целенаправленный процесс, который начинается с раннего детства, а далее поддреживается детскими садами и школами.
Патриотическое воспитание ребенка проходит с раннего возраста, когда ему родители должны прививать чувство верности своему Отечеству, , говорить о том, что у каждого гражданина есть свои права и обязанности, которые он должен знать.
Школе отведена огромная роль в развитии качеств патриота. Одним из главных приоритетов воспитательной работы в школы, является патриотическое воспитание. Развитие патриотических чувств должно проходить не только на уроках, но во всевозможных видах внеурочной деятельности.
Задача перед системой образования стоит не простая - сделать молодое поколение россиян, которое готово жить в правовом демократическом государстве, готовое постоять за свою Родину. Чтобы решить эту задачу, нужна новая идеология, в которой одним из главных направлений будет воспитание патриотизма
Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что задачи работы решены, цель достигнута.
Подобные работы
- Метод учебных троп природы в учебно- воспитательной деятельности по патриотическому воспитанию в средней общеобразовательной школе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2018 - Патриотическое воспитание обучающихся при изучении географии родного края
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2017 - Военно-патриотическое воспитание обучающихся средствами
культурно-досуговой работы в общеобразовательной школе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2023 - Патриотическое воспитание обучающихся младшего школьного возраста во внеурочной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2023 - Клуб «Десантник» как форма патриотического воспитания школьников в образовательной организации
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017 - Патриотическое воспитание обучающихся 8-9х классов во внеклассной работе (на примере создания видеороликов)
Бакалаврская работа, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - Клуб «Десантник» как форма патриотического воспитания школьников в образовательной организации
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Гражданско-патриотическое воспитание обучающихся 10 классов на примере исторических деятелей
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4970 р. Год сдачи: 2020 - ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, безопасность жизнедеятельности (БЖД). Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2017





