ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ 7
ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ 7
ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ 7
1.1 Понятие патриотизма в педагогической деятельности 7
1.2 Сущность патриотического воспитания 16
1.3 Методика занятий по военно - патриотическому воспитанию. 20
Выводы по первой главе 27
ГЛАВА 2. ОПЫТНО -ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА 29
2.1 Конспект классного часа на тему «Что означает быть патриотом
сегодня?» для учащихся с 8 по 11 класс 30
2.2 Конспект классного часа на тему «Конституция - основной закон
государства» для учащихся с 5 по 7 класс 39
2.3 Исследование сформированности патриотизма у обучающихся 8-х
классов МАОУ СОШ №132 44
2.4 Исследование сформированности отношения к главному закону страны- Конституции РФ у обучающихся 7-х классов МАОУ СОШ
№132
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
Приложения
В современном мире люди думают о нестабильной экономи- ке,налаживанием рыночных связей, политические катаклизмы, которые возникают постоянно. Это свойственно и разрушением всех социальных связей, падение нравственных устоев. И здесь же главная проблема - это патриотическое воспитание современной молодежи [24].
Актуальность: Идея патриотизма во все времена имела значимое место не только в духовной жизни общества, но и во всех важнейших сферах его деятельности - в культурной, идеологической, политической, экономической, военной и других. Суть этого понятияотражается, в первую очередь, духовным и нравственным климатом общества, его историческими корнями, которые питают общественную жизнь поколений. Роль и значение патриотизма возрастают на крутых поворотах истории, когда объективные тенденции развития общества сопровождаются повышением напряжения сил его граждан[18].
В постановлении о государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016-2020 годы» главными задачами является развитие исследований, направленных на разработку новых программ, методических подходов и технологий патриотического воспитания; подготовка научно - обоснованных учебно-методических пособий и рекомендаций в области патриотического воспитания для всех социально-возрастных категорий граждан; апробация и внедрение современных программ, методик технологий в деятельность по патриотическому воспитанию; совершенствование нормативно-правовой базы патриотического воспитания, регламентирующей взаимодействие федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных, общественных и некоммерческих организаций, в том числе образовательных организаций всех типов, учреждений и организаций культуры, спорта и туризма, средств массовой информации, организаций, занимающихся рекламой и издательской деятельностью, отдельных граждан и групп граждан в сфере патриотического воспитания[22].
Также одним из главных документов является Конституция РФ, в которой отмечено, что главными являются: а) Ценности российской государственности: сохранение исторически сложившегося государственного единства, возрождение суверенной государственности, утверждение её незыблемости. б) Ценности патриотизма и интернационализма: любовь и уважение к Отечеству, ответственность за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, осознание общей судьбы у народов многонациональной России, её причастности к мировому сообществу[11].
Были проанализированы труды некоторых авторов по проблеме патриотического воспитания (В.Д.Ширшов[29], Е.С. Матушкин[15], И.А.Агапова[1]), можно сделать вывод о том, что патриотизм - это синтез духовно-нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личности, которые проявляются в любви к Родине, к своему дому, в стремлении и умении беречь и приумножать лучшие традиции, ценности своего народа, своей культуры.
Несмотря на актуальность данной проблемы, при ее решении возникает противоречие между необходимостью патриотического воспитания подрастающих поколений и недостаточностью современных методических пособий для педагогов, учителей ОБЖ практически реализующих основы патриотического воспитания обучающихся средней школы. Материалы, которые доступны педагогам сегодня, созданы в годы советской власти и требуют определённой переработки.
Проблемой исследования является поиск эффективных форм патриотического воспитания в урочной и внеурочной деятельности учителя ОБЖ.
Объектом исследования является процесс патриотического воспитания обучающихся основного общего образования.
Предмет исследования - организация урочной и внеурочной деятельности по патриотическому воспитанию в средней школе
Целью исследования является разработка методики патриотического воспитания учащихся основного общего образования для 5-11 классов.
Задачи исследования:
1) Изучить и проанализировать психолого-педагогическую, методическую и специальную литературу по исследуемой теме;
2) Проанализировать имеющиеся методики;
3) Разработать методику патриотического воспитания обучающихся.
Методы исследования: теоретический и ретроспективный анализ социологической, психологической и педагогической литературы; диагностические методы: анкетирование, наблюдение, опрос; изучение и обобщение опыта, эксперимент и др.
В моей работе для достижения цели и выполнения задач используются следующие методы: изучение различных источников информации по выбранной мною теме, анализ полученной информации, проведение анкетирования, анализ анкет. Также используется метод изучения понятий такие как «метод», «методика», «патриотизм», «патриотическое воспитание».
Новизна разработки заключается в создании системы военнопатриотического воспитания подрастающего поколения через взаимодействие обучающихся, педагогов-предметников, классных руководителей.
Разработанная методика патриотического воспитания может использоваться при работе с детьми с 5 по 11 класс.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, три главы, список литературы, заключение и приложений. Первая глава «Психологопедагогические основы патриотического воспитания подрастающего поколения» раскрывает теоретические основы исследования педагогических условий патриотического воспитания детей основного общего образования. В ней раскрываются сущность патриотизма и особенности патриотического воспитания в нашей стране на современном этапе, и основные направления патриотического воспитания подрастающего поколения.
Вторая глава. «Экспериментальное исследование формирования патриотизма обучающихся основного общего образования» посвящена экспериментальному исследованию педагогических условий патриотического воспитания обучающихся с 5 по 11 класс. В данной главе выпускной квалификационной работы содержится описание организации и методик исследования патриотизма, программа создания педагогических условий патриотического воспитания детей, анализ и описание результатов исследования.
В заключении подведены общие итоги исследования, сформулированы выводы по проделанной работе.
В первой главе освещены вопросы психолого - педагогического воспитания. Освещены понятия патриотизма, приведены примеры авторов. Также были рассмотрены нормативно-правовые акты законодательства РФ в данной сфере. Рассмотрены вопросы о роли предмета ОБЖ и учителя ОБЖ в патриотическом воспитании в средней школе.
Во второй главе представлены результаты анкетирования учащихся основного общего образования и сделаны выводы по его результатам. Представлены разработки классных часов по темам «Что означает быть патриотом сегодня?» для учащихся 8-11 классов и «Конституция - основной закон государства» для учащихся с 5 по 7 класс. Проведение классных часов по данным темам повысили интерес учащихся к теме патриотизма, патриотического воспитания. Учащиеся 8-х классов оптимизмом смотрят на службу в армии, несмотря на негативные высказывания об армии в СМИ, готовы постоять за свое государство. Учащиеся 7 классов усвоили, что Конституция РФ - главный закон нашей страны и его важно соблюдать.
Сравнив две разработки которые представлены во второй главе, можно сделать вывод, что патриотизм - это не только готовность встать на защиту своего государства, но и уважительно относится к законам своего государства и соблюдать их.
Проанализировав результаты исследования можно сделать вывод, что патриотическое воспитание представляет собой целенаправленный процесс, который начинается с раннего детства, а далее поддреживается детскими садами и школами.
Патриотическое воспитание ребенка проходит с раннего возраста, когда ему родители должны прививать чувство верности своему Отечеству, , говорить о том, что у каждого гражданина есть свои права и обязанности, которые он должен знать.
Школе отведена огромная роль в развитии качеств патриота. Одним из главных приоритетов воспитательной работы в школы, является патриотическое воспитание. Развитие патриотических чувств должно проходить не только на уроках, но во всевозможных видах внеурочной деятельности.
Задача перед системой образования стоит не простая - сделать молодое поколение россиян, которое готово жить в правовом демократическом государстве, готовое постоять за свою Родину. Чтобы решить эту задачу, нужна новая идеология, в которой одним из главных направлений будет воспитание патриотизма
Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что задачи работы решены, цель достигнута.
1. Агапова И.А, Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе. - М., Айрис- пресс, 2002 - С. 224.;
2. Адаменко С.С. Воспитываем патриотов России [Текст] // Народное образование. Вестник. 2016. №4. С. 23- 25.
3. Батурина Г. И. Кузина Т. Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе: пособие для воспитателей и учителей [Текст] // Серия Библиотека журнала «Воспитание школьников». М.: Школьная пресса, 2016. №6. С. 20- 25.
4. Буров А.И. Искусство и военно-патриотическое воспитание
школьников: сб. сочинений. [Текст] / М.: Просвещение, 2014. 400 с.
5. Военно-патриотическое воспитание молодежи в современных
условиях: сб.науч. трудов [Текст] // АН, 2013. 220 с
6. Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б., Лутовинов В.И. Военно
патриотическое воспитание молодежи. - Волгоград, 2008.;
7. Гаязов А.С. Формирование гражданина: теория,практика,проблемы: Монография. - :Челябинск Изд-во ЧГПУ «Факел», 1995. -238с.;
8. Губанов Н.И.. Советский патриотизм - патриотизм нового, высшего типа -М.: Госполитиздат, 1960. - 201 с.
9. Даль В.И. Толковый словарь великорусского языка: в 4 т. / В.И.Даль - М.: Рус. яз., 1998. - 1351 с.
10. Концепция духовно нравственного развития и воспитание личности гражданина России. М., 2009. - 24 с.
11. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс] Режим доступа: http: //www.constitution.ru/
12. Лихачев Б.Т Педагогика.- М., Юрайт, 2005-607с.
13. Лутовинов В.И. Патриотическое воспитание подрастающего
поколения новой России. [Текст] / М.: Педагогика, 2013. 180 с.
14. Минвалиев Р.Ф. Направления, формы и методы патриотического воспитания школьников, 2019 [Электронный ресурс] Режим доступа https://urok.1sept.ru/articles/675993
15. Матушкин Е.С. Воспитание патриотизма как педагогическая
проблема [Электронный ресурс] Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/vospitanie-patriotizma-kak-pedagogicheskaya- problema...