Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №93550

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы73
Год сдачи2020
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
76
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНЕ­ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬ- 10 НОГО ВОЗРАСТА
1.1 Понятие «безопасное поведение» 10
1.2. Психологическая характеристика поведенческих особенностей обучающихся младшего школьного возраста 12
1.3. Психолого-педагогические условия формирования безопасного
... ______ 17
поведения в повседневной жизнедеятельности
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВА­НИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕ­ДЕНИЯ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ОБУ­ЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 24
2.1. Диагностика уровня сформированности безопасного поведения в повседневной жизнедеятельности у обучающихся младшего школь-
24 ного возраста
2.2. Разработка и реализация программы дополнительного образова-
48
ния «Безопасное поведение везде и во всем!»
2.3. Анализ полученных результатов 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЯ 62

Актуальность исследования. Обеспечение сохранения здоровья и жизни подрастающего поколения является основной целью и главной зада­чей общества. Жизненной необходимостью и гарантией сохранения здоровья и жизни ребенка в условиях мегаполиса и современного образа жизни явля­ется ознакомление обучающихся младшего школьного возраста с основными и значимыми правилами безопасного поведения в повседневной жизнедея­тельности в младшем школьном возрасте. Наибольшая и значимая часть трудной для восприятия информации, которую учителям нужно доносить до детей, является обучение основной осведомленности и компетенции в облас­ти безопасного поведения в повседневной жизнедеятельности у обучающих­ся младшего школьного возраста, так как использование полученной инфор­мации и способность применить полученные знания для повседневной жиз­недеятельности тесно связаны с сохранностью жизни и здоровья обучаю­щихся.
Также в условиях современных тенденций можно назвать несколько причин растущего каждым годом количества происшествий в повседневной жизнедеятельности. Например, количество автомобилей во дворах, на улицах мегаполисов и автомагистралях; количественное увеличение пожаров в до­машних условиях; рост чрезвычайных ситуаций криминального характера; стабильное количество чрезвычайных ситуаций, связанных с электричест­вом, бытовым газом и водой.
Актуальность данной проблемы заключается именно в увеличиваю­щейся ежегодно статистике чрезвычайных ситуаций в повседневной жизне­деятельности в настоящее время в нашей стране в целом и каждого населен­ного пункта в отдельности.
Особенно актуальна эта проблема для обучающихся младшего школь­ного возраста в рамках повседневной жизнедеятельности. Статистические данные говорят о высоком проценте среди пострадавших детей - а именно детей в возрасте 7-11 лет. В общеобразовательных учреждениях происходит наработка и проработка вопроса по теме нашего исследования. Выбор верной оценки и принятия правильного и единственно верного решения в жизненной ситуации - залог сохранения здоровья и жизни ребенка.
Методическая деятельность в процессе обучения основным знаниям безопасного поведения в повседневной жизнедеятельности требует систем­ного подхода и выстраивания ее необходимо именно целостно, с учетом воз­растных и индивидуальных особенностей обучающегося младшего школьно­го возраста. Обучающиеся намного быстрее, продуктивнее, активнее и эф­фективнее воспринимают сложнейшую информацию в процессе игровой и творческой деятельности. Обучающиеся младшего школьного возраста с большой заинтересованностью играют, принимают участие в викторинах и олимпиадах, активно участвуют в эстафетах, рисуют, наблюдают, придумы­вают, конструируют, участвуют в создании проектной деятельности, участ­вуют в викторинах, интерактивных играх и т. д. При ознакомлении с основ­ными правилами безопасного поведения в повседневной жизнедеятельности в творческой форме, осознавая значимость и возможность их применения в повседневной жизни обучающиеся младшего школьного возраста достигнут высоких показателей уровня сформированности безопасного поведения в по­вседневной жизнедеятельности. При совместной деятельности с учителем, пользуясь полученными знаниями, личной устойчивость и переключением внимания, обладая терпением и тактичностью предоставляется возможность:
• расширить представления, обучающихся младшего школьного воз­раста о правилах безопасного поведения в повседневной жизнедеятельности, в социально значимых местах, в обществе через деятельностный подход и развивающиеся формы познания: участвуя в проектной деятельности и соз­давая проекты, конструируя, моделируя множество разнообразных ситуации и проигрывая их.
• дать обучающимся младшего школьного возраста возможность отра­жать значимость и результативность в процессе творческой деятельности (постановка ситуации, игра, рисунок) представления знаний о правилах безо­пасного поведения в повседневной жизнедеятельности и делиться своим на­копленным опытом с окружающими людьми;
Для успешного обучения детей правилам безопасного поведения в по­вседневной жизнедеятельности является важнейший фактор создания разви­вающей среды. для обучения основ безопасного поведения в повседневной жизнедеятельности В рамках образовательного учреждения развивающая среда включает в себя энциклопедии, памятки, планы и алгоритмы действий, макеты улиц города, наборы для оказания первой медицинской помощи, ин­формативные карточки, дидактические игры.
В современном городе важным и главным условием для учителя, обу­чающего детей младшего школьного возраста безопасному поведению в по­вседневной жизнедеятельности обязана быть необходимость овладения со­временными научно-педагогическими рекомендациями и знаниями. Незави­симо от актуальности вопроса исследования, на данный момент он недоста­точно изучен именно в теоретическом плане. Психолого-педагогические ус­ловия недостаточно раскрыты создание которых нужно для формирования безопасного поведения в повседневной жизнедеятельности у обучающихся младшего школьного возраста. Руководствуясь изученными данными анали­за теоретических исследований и изучением практических данных образова­тельных учреждений начального общего звена, нами были выявлены сле­дующие противоречия:
• между реальными знаниями обучающихся о правилах безопасного поведения в повседневной жизнедеятельности и актуальностью вопроса безопасности жизнедеятельности, обучающихся младшего школьного воз­раста;
• между выбранной темой и наполненностью реально реализованных занятий и мероприятий по существующим программам и содержанием про­граммного обеспечения в образовательных учреждениях;
- между недостаточно сформированным чувствам собственной ответст­венности у обучающихся за собственную жизнь и здоровье, которые они по­лучают в образовательных учреждениях и требованиями социума к знаниям у обучающихся младшего школьного возраста о правилах безопасного пове­дения в повседневной жизнедеятельности.
Данные противоречия позволили нам сформулировать проблему ис­следования: каковы приемлемые условия формирования безопасного пове­дения в повседневной жизнедеятельности у обучающихся младшего школь­ного возраста?
Актуальность данной проблемы определила выбор темы исследования: «Формирование безопасного поведения в повседневной жизнедеятельности у обучающихся младшего школьного возраста».
Объект исследования - учебно-воспитательный процесс на уровне начального общего образования.
Предмет исследования - процесс формирования безопасного поведе­ния в повседневной жизнедеятельности у обучающихся младшего школьного возраста.
Цель - разработка программы безопасного поведения в повседневной жизнедеятельности у обучающихся младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить литературу по проблеме исследования.
2. Изучить основные методы работы по формированию безопасного поведения в повседневной жизнедеятельности у обучающихся младшего школьного возраста.
3. Разработать программу по формированию безопасного поведения в по­вседневной жизнедеятельности у обучающихся младшего школьного возраста.
Гипотеза. Процесс формирования безопасного поведения в повседнев­ной жизнедеятельности у обучающихся младшего школьного возраста будет эффективным, при таких условиях как:
• работа по формированию безопасного поведения в повседневной жизнедеятельности у обучающихся младшего школьного возраста будет ор­ганизована в системе с учетом возрастных особенностей;
• будут созданы необходимые психолого-педагогические условия для формирования безопасного поведения в повседневной жизнедеятельности у обучающихся младшего школьного возраста;
Методы исследования:
1. Анализ теоретических источников по проблеме исследования.
2. Анкетирование.
3. Тестирование.
4. Эксперимент (констатирующий этап, формирующий этап и кон­трольный этап).
5. Метод обработки результатов.
Теоретическую основу исследования составляют:
• научные труды, посвященные изучению психологии обучающихся младшего школьного возраста (Л.С. Выготский, Н. В. Волкова, Д. Б. Элько- нин, А. Н. Леонтьев, Л. Ф. Обухова);
• работы в области изучения безопасного поведения (В. Н. Мошкин, Т. В. Мельникова, Н. В. Перфильева);
• исследования, посвященные работе с обучающимися младшего школьного возраста (Л.М. Гончарова, Е.А. Воронова, Н. М. Кузнецова, В. В. Гафнер).
База исследования. Исследовательская деятельность проводилась на базе МАОУ Лицей № 109. В исследовательской работе участвовало всего 24 обучающихся младшего школьного возраста.
Данное исследование проводилось в три этапа.
Первый этап (теоретический) проводился в октябре 2018 - май 2019г. и заключался в изучении психолого-педагогической литературы, норматив­ных документов, педагогического опыта, анализа понятия «безопасное пове­дение». По итогам данной работы были написаны и опубликованы научные статьи. В процессе данного этапа была выбрана и теоретически обоснована тема, сформулирована проблема, цель, задачи, объект, предмет и гипотеза исследования. В процессе данного этапа применялись такие методы исследо­вания как, изучение нормативных документов, анализ педагогической лите­ратуры.
Второго этап посвящен диагностике. Этот этап проводился в период с октября 2019 по декабрь 2019 года и предполагал выявление уровня сформи- рованности знаний и представлений безопасного поведения в повседневной жизнедеятельности у обучающихся младшего школьного возраста. Были ис­пользованы такие методы, как анализ и синтез результатов тестирования.
Третий этап (формирующий), который проводился с сентября 2020 го­да по октябрь 2020 года, была реализована разработанная нами программа дополнительного образования «Безопасное поведение везде и во всем».
Достоверность, обоснованность и значимость результатов исследова­ния обеспечивается их согласованностью с методологическими положениями психолого-педагогических наук, обоснованной логикой исследования с пози­ций системного, деятельностного, личностно-ориентированного подходов; соответствующим целям и задачам исследования; применением комплекса форм и методов, внедрением полученных результатов исследования в обра­зовательный процесс муниципального образовательного учреждения Лицей № 109...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


1. В процессе проведенного исследования нами было отмечено, что проблема формирования безопасного поведения в повседневной жизнедея­тельности у обучающихся младшего школьного возраста является актуаль­ной для педагогической теории и педагогической практики в ней он пред­ставлен и разработан недостаточно обширно. Ее актуальность обусловлена многими факторами, указанными во введении к выпускной квалификацион­ной работе.
2. Анализ психолого-педагогической литературы позволил уточнить базовое понятие «безопасное поведение», а также нам удалось сформировать диагностический инструментарий, способствующий выявить уровень сфор- мированности безопасного поведения в повседневной жизнедеятельности у обучающихся младшего школьного возраста.
3. В процессе констатирующего этапа эксперимента были выделены критерии (когнитивный, эмоционально-ценностный, деятельностный), а так­же уровни (низкий, средний и высокий) сформированности безопасного по­ведения в повседневной жизнедеятельности у обучающихся младшего школьного возраста.
4. В процессе формирующего этапа эксперимента были реализованы различные мероприятия и занятия разработанной нами программы дополни­тельного образования «Безопасное поведение везде и во всем!»
5. Результаты контрольного этапа эксперимента подтвердили и обосно­вали нашу гипотезу о создании необходимых психолого-педагогических ус­ловий для формирования безопасного поведения в повседневной жизнедея­тельности, о необходимости проведения систематизированной работы по формированию безопасного поведения в повседневной жизнедеятельности в рамках программы дополнительного образования «Безопасное поведение везде и во всем!».


1. Ахмадиева Р.Ш. Формирование личностной компетенции участ­ника дорожного движения. Казанский педагогический журнал. 2010. № 5-6. С. 11- 18.
2. Беженцев А.А. Безопасность дорожного движения: учебное посо­бие. Москва: Вузовский учебник, 2017. 272 с.
3. Блинкин М.Я., Решетова Е.М. Безопасность дорожного движе­ния: история вопроса, международный опыт, базовые институции. Москва: Издательство Высшая школа экономики, 2013. 240 с.
4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Санкт-Петербург. 2009. 400с
5. Бочко А. Правила дорожного движения: для детей. Москва: Из­дательство «Питер», 2014. 16 с.
6. Булгакова Н.Ж. Педагогика. Москва: Инфра-М, 2016. 292 с.
7. Быструшкин С. Концепция преподавания курса ОБЖ // Основы Безопасности Жизнедеятельности. 2012 . - с. 50-51
8. Васильева Ц. Учим правила безопасности // школьное воспита­ние, переиздание 2013. №2. - с.65-66
9. Волков Б.С. Психология младшего школьника: Учебное пособие. Москва: Академический проект; 2005. 208с.
10. Воронова Е.А. Красный. Желтый. Зеленый. ПДД во внеклассной работе. Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. 177 с
11. Вдовиченко Л.А. Ребенок на улице. Правила поведения на доро­ге и ПДД. Детство-Пресс, 2011. 96c.
12. Газман О. С., Баянкина З. В., Григорьев В. Г. и др. Каникулы: иг­ра, воспитание: О педагогическом руководстве игровой деятельностью школьников: Кн. для учителя под ред. О. С. Газмана. Москва: Просвещение, 1988. 160 с.
13. Гафнер В. В. Предмет ОБЖ в свете ФГОС общего образования второго поколения // Вестник НЦБЖД, №4 (18), 2015. С. 32-38.
14. Гафнер В.В. Основы безопасности жизнедеятельности. Москва: Флинта, 2016. 280с.
15. Глухов А.К. Психологические аспекты безопасности дорожного движения в России. Москва: Логос, 2013. 64 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ