ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ
ПО ОКАЗАНИЮ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ ПОСТРАДАВШИМ 6
1.1 «Умение» как педагогическая категория 6
1.2 Нормативно-правовые аспекты оказания первой помощи пострадав
шим 18
1.3 Модель формирования у обучающихся умений оказывать первую помощь
пострадавшим 28
ГЛАВА 2 МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ УМЕ
НИЙ ОКАЗЫВАТЬ ПЕРВУЮ ПОМОЩЬ ПОСТРАДАВШИМ 42
2.1 Разработка методических рекомендаций по формированию у обучающих
ся умений оказывать первую помощь пострадавшим 42
2.2 Результаты исследования, анализ и сравнение
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Умение оказать первую помощь пострадавшему - элементарный, но очень важный момент, который в экстренной ситуации может спасти человеческую жизнь. Базовые умения по оказанию первой помощи пострадавшим жизненно необходимы, ведь каждый человек за свою жизнь неоднократно нуждается в оказании первой помощи и сам ее оказывает. Следует помнить, что во время оказания первой помощи пострадавшему определяющим фактором является наличие у «спасателя» знаний в области ОБЖ и умение правильно их применять в экстренной ситуации при ограниченном запасе времени.
Актуальность исследования состоит, на наш взгляд, в том, что непосредственно умения по оказанию первой помощи — это, прежде всего, элементарные действия, не требующие от человека специализированной медицинской подготовки. Алгоритмами этих действий может овладеть любой человек независимо от возраста и образования. Именно поэтому мы считаем, что важнейшая задача уроков ОБЖ в школе — это формирование у обучающихся определенных свойств личности, позволяющих в случае чрезвычайной ситуации совершать грамотные действия по оказанию первой помощи пострадавшему. Задача же педагога дать обучающимся квалифицированные и современные знания и умения в сфере ОБЖ, помочь им в овладении этими умениями, сформировать у обучающихся внутреннюю готовность к четким действиям в экстренной ситуации.
Проблемой исследования является недостаточное владение обучающимися умениями по оказанию первой помощи пострадавшим.
Степень разработанности проблемы по формированию у обучающихся умений по оказанию первой помощи пострадавшим и ее значение в науке и практике отражена в работах таких авторов как: Костецкая Г. А., Киселева Э. М., Абрамов В.Ю., Попова Р. И., Силакова О. В., Гараева М. В., Есипова А. А., Степанова И. А., Кулагин А. С., Сухов Г. В. и других.
Учитывая современные жизненные реалии перед дисциплиной ОБЖ так же ставится задача сформировать у обучающихся определенную культуру в сфере безопасности жизнедеятельности, основы которой изложены в работах Топорова И. К., Гориной Л. Н., Станкевича П. В., Девисилова В. А., Петрова С. В., Михайлова Л. А., Сапронова В. В., Русака О. Н., Мошкина В. Н. и др.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в образовательной организации.
Предмет исследования: формирование у обучающихся умений по оказанию первой помощи пострадавшим.
Цель исследования: разработка методических рекомендаций по формированию у обучающихся умений по оказанию первой помощи пострадавшим.
Задачи исследования:
1. Провести анализ литературы с целью выявления теоретических основ обучения оказанию первой помощи пострадавшим, раскрыть понятие «умение».
2. Разработать модель формирования у обучающихся умений оказывать первую помощь пострадавшим.
3. Разработать методические рекомендации по формированию у обучающихся умений оказывать первую помощь пострадавшим и проверить их эффективность.
Гипотеза исследования согласуется с целью исследования и заключается в предположении, что если в процессе обучения использовать адекватные формы и методы обучения, основу которых составляет практикоориентированная направленность, то эффективность процесса формирования умений по оказанию первой помощи у обучающихся может быть повышена.
Методика исследования: в ходе исследования применялись следующие методы:
• теоретические: анализ теоретической литературы, синтез и обобщение полученной информации;
• эмпирические: проведение опытно-поисковых действий, включающих в себя искусственно созданные для этого условия, а также наблюдение за обучающимися с целью сбора информации для дальнейшего анализа;
• сравнительный анализ полученных результатов.
Научная новизна исследования состоит в разработке методических рекомендаций, предназначенных для использования педагогами ОБЖ на уроках по формированию у обучающихся умений по оказанию первой помощи пострадавшим.
Практическая новизна исследования заключена в том, что разработанные нами рекомендации будут практически полезны педагогам ОБЖ для оптимизации уроков, посвященных формированию у обучающихся умений по оказанию первой помощи пострадавшим.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
В настоящее время умения и знания основ оказания первой помощи должны стать значимыми для каждого человека. Любой может оказаться на месте происшествия раньше специалистов медицинской помощи или стать очевидцем. Следовательно, жизнь пострадавшего будет полностью завесить от этого человека. Важно не растеряться в критической ситуации, суметь предпринять действия по спасению пострадавшего. Оказать не только первую помощь, но и моральную и психологическую поддержку. По этим причинам роль человека, оказывающего первую, чрезвычайно велика.
В процессе работы мы изучили теоретическую составляющую предмета ОБЖ, его нормативно-правовую базу, непосредственно касающуюся темы оказания первой помощи пострадавшим и провели сравнение примерных программ ОБЖ основного общего образования, где выявили их слабые места.
Так же мы обозначили определение понятий «умение», «первая помощи», выявили причины недостаточной подготовки обучающихся в данной области, дали описание и схематическое представление модели формирования у обучающихся умений оказывать первую помощь пострадавшим.
По результатам исследования нами составлены примерные методические рекомендации по формированию у обучающихся умений оказывать первую помощь пострадавшим, которые рекомендованы к использованию педагогами ОБЖ.
Для подкрепления результатов исследования нами была проведена диагностика начального и повторного уровней сформированности знаний и практических умений обучающихся с целью выявить насколько успешны в применении разработанные методические рекомендации.
Результаты диагностики представлены в сравнительных диаграммах, подтверждающих успешность предложенных рекомендаций.
Таким образом, цель нашей работы достигнута, задачи решены.
1. Абаскалова, Н.П. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности. - Москва: Просвещение, 2018. -134с.
2. Абрамова, В. Ю. Осуществление профессионально-методической подготовки магистров при изучении курса по выбору «Организация внеклассной работы по безопасности жизнедеятельности» / Молодой ученый, 2015. — № 9. — С.260-263.
3. Алексеенко, И. А., Байдова, М. И. Современное состояние проблемы формирования знаний и умений здорового образа жизни учащихся при изучении курса «Основы безопасности жизнедеятельности» // Молодой ученый. — 2016. — №14. — С. 255-258.
4. Байбородова, Л.В. Методика обучения основам безопасности жизнедеятельности. - Москва : Просвещение, 2015. - 271с.
5. Боген, М. М. Обучение двигательным действиям. — Москва : Физкультура и спорт, 1985. — 192 с.
6. Бубнов, В. Г., Бубнова Н.В. Атлас добровольного спасателя. - Москва : ГАЛО БУБНОВ, 2015. - с. 49.
7. Бубнов, В.Г. Научные и практические основы повышения эффективности системы оказания первой помощи очевидцами на месте происшествия. - Москва : ГАЛО БУБНОВ, 2012. - 62с.
8. Бубнов, В.Г., Бубнова, Н.В. Памятка учителя по оказанию первой помощи. - Москва : МПГУ, 2017 - 64 с.
9. Гараева, М. В. Обучение школьников основам безопасности жизнедеятельности: формирование умений оказания первой помощи пострадавшим / М. В. Гараева. // Молодой ученый. — 2016. — № 4 (63). — С. 32-34.
10. Гаряева, М. В. Обучение школьников основам безопасности жизнедеятельности: формирование умений оказания первой помощи пострадавшим / М. В. Гаряева // Молодой ученый. —2014. — No4. —С. 932-934
11. Гафнер, В.В. Основы безопасности жизнедеятельности : понятийно-терминологический словарь / В.В. Гафнер. — Москва : ФЛИНТА : Наука, 2016. — 280 с.
12. Главное управление МЧС по свердловской области. Официальный сайт. - https://66.mchs.gov.ru/
13. Грани педагогики безопасности. Материалы всероссийской научной студенческой конференции с международным участием. Урал. гос. пед. ун-т ; сост. В. В. Гафнер. - Екатеринбург : [б. и.], 2016. - 107с.
14. Десмургия: Обучение технике наложения мягких повязок: учебно-методическое пособие для студентов педагогических вузов / Урал. гос. пед. ун-т; сост. Д. Е. Чернов. - Екатеринбург : [б. и.], 2017. - 88 с.
15. Евич, Ю.Ю. Тактическая медицина современной иррегулярной войны (СИ). - Москва : [б. и], - 2015. - 39с...