Введение 3
Глава 1. Теоретические основы подготовки борцов вольного стиля Аналитический обзор литературы по проблеме исследования 10
1.1. Характеристика вольной борьбы как вида спорта 10
1.2. Физиологические особенности подросткового возраста 18
1.3. Педагогическая технология использования средств физической
подготовки борцов вольного стиля в подростковом возрасте 22
Глава 2. Организация и методы исследования 45
2.1. Организация исследования 45
2.2. Методы исследования 46
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение 52
Заключение 67
Список используемой литературы 71
Вольная борьба - один из наиболее древних и популярных видов спорта в истории человечества. Она является универсальным средством физического воспитания подростков и укрепления их здоровья. Во время тренировок и соревнований особенно ярко проявляются и воспитываются физические, психологические и морально-волевые качества подростков: сила, выносливость, быстрота, решительность, смелость и т.п.
Одним из наиболее важных критериев высокого спортивного мастерства спортсмена является высокий уровень физической подготовки. Благодаря всесторонней физической подготовке, борец способен в совершенстве выполнять различные технико-тактические движения и комбинации, вести в высоком темпе схватку на ковре и добиться высоких спортивных результатов.
Многие авторы, специализирующиеся на спортивной борьбе, считают, что физические способности спортсменов являются основным элементом, влияющим на рост спортивного мастерства. Широко в своих работах этот вопрос освещали такие специалисты, как: Ю. Шахмурадов, А. И. Замогильнов, П. Ф. Матущак, Г. С. Султанахмедов, А. П. Остриков. Что еще раз подтверждает важное место качественной физической подготовки в тренировочном процессе борцов вольного стиля [49, 11, 21, 37, 29].
Физическая подготовка - это процесс, направленный на развитие физических качеств и развитие функциональных возможностей, создающих благоприятные условия для совершенствования всех сторон подготовки.
В своих работах Н. М. Костихина отмечает, что преподаватель должен подавать учебный материал в устной форме, а затем демонстрировать его. Устная подача учебного материала заключается в лекциях, сообщениях об тренировочных упражнениях и детальном описании алгоритма их выполнения. Демонстрация выполняется в следующей форме. Вначале выполняется демонстрация упражнения посредством схематических изображений, чертежей, фильмов, а затем производится демонстрация упражнения учителем, его помощником или спортсменом, в результате чего, учащийся воспринимает предлагаемый материал вначале слуховым и зрительным, а затем комбинированным путём [14, с. 101].
Г. А. Акопян и Г. С. Туманян считают, что ведущая роль в построении тренировочного процесса принадлежит тренеру-преподавателю. В процессе выполнения учебно-тренировочной работы он располагает всеми средствами, необходимыми для воспитания как физических, так и моральных качеств [3, 45].
Ж. В. Никулина и И. А. Письменский для построения учебнотренировочного процесса предлагают блочный метод обучения. Его актуальность связанна с тем, что в большинстве педагогических ВУЗов программы и методические пособия по обучению спортивной борьбе устарели, не учитывают современных тенденций развития вольной борьбы и новых требований, возникающих вместе с ними [28, 30].
В настоящее время в тренировочном процессе активно создается возможность применения современных педагогических технологий, в основе которых лежат достижения научно-технического прогресса. Обучение спортивной борьбе является формированием системы знаний, навыков и умений, являющихся основой специфической деятельности. Обучение и тренировка по борьбе осуществляются в соответствии с программами, утвержденными спорткомитетом России. Главная задача тренера состоит в рациональном и правильном построении тренировочного процесса, умелом применении различных педагогических технологий, средств и методов физической и технико-тактической подготовки, направленных на решение поставленных перед ними задач.
В своих работах В. К. Райков отмечает, что анализ учебных пособий, применяемых в настоящее время, показывает, что во всех изданиях, связанных с теорией построения тренировочного процесса, имеется раздел, регламентирующий физическую подготовку [44, с. 37].
А. М. Максименко подчеркивает, что технология обучения - это совокупность научных методов, способов, приемов, форм и средств, реализуемая определенным образом и в определенной последовательности в интересах повышения эффективности дидактического процесса. Он отмечает, что технология обучения является системной категорией, структура которой состоит из целей и содержания обучения, средств педагогического взаимодействия, организации учебного процесса, результатов деятельности. Таким образом, с одной стороны, - это совокупность методов и средств обработки, представления и изложения учебной информации, а с другой стороны, - это наука о способах воздействия преподавателя на учеников в процессе обучения с использованием необходимых технических и информационных средств, помогающих наиболее эффективно достигнуть поставленных целей [20, с. 54].
Понятие «технология» в спорте рассматривается достаточно широко - как совокупность процессов, правил, навыков, последовательно направленных на разработку различных методик тренировки и обучения, как особая форма функционального и прикладного научного знания, переходящего от естественно-научных исследований к методическим разработками в цепи «наука - технология - методика». Основу педагогической технологии составляет взаимодействие двух начал: теория - предполагает изучение общих закономерностей функционирования и развития в обществе физической культуры как целостного многогранного явления, а также формирования личностных и воспитания физических качеств у людей, занимающихся физической культурой и спортом; опыт непосредственного педагогического взаимодействия - понимание уникальности каждой личности [20, с. 56].
Понятие «педагогическая технология» в вольной борьбе рассматривается достаточно объёмно. Прежде всего, - это совокупность процессов, правил, навыков, последовательно направленных на разработку различных методик тренировки и обучения. Вместе с тем, - это и особая форма функционального и прикладного научного знания, переходящего от естественно-научных исследований и методических разработок к практике построения тренировочного процесса, направленного на достижение конкретных целей. Основу применения педагогических технологий в спорте в целом, и в вольной борьбе, в частности, составляет взаимодействие двух начал. В первую очередь, - теории, как основы общих закономерностей функционирования и развития данного спорта как целостного многогранного явления, формирующего личностные и физические качества спортсменов. Во-вторых, - сам процесс непосредственного педагогического взаимодействия тренера и ученика, учитывающий уникальности каждого спортсмена как личности [51, с. 98].
Реализация педагогической технологии в практике спортивной подготовки в вольной борьбе учитывает ряд требований:
• концептуальность - наличие научно-педагогического обоснования и его концептуальной интерпретации тренером с учетом условий реального тренировочного процесса, представленного многообразием педагогических условий и ситуаций;
• антропоцентризм - обеспечение непрерывного физического и психического развития спортсмена в процессе спортивной подготовки через его непрерывное познание тренером;
• ситуативность - проявление тренером творческих способностей, позволяющих реализовать идеальную теоретическую тренировочную схему в условиях реального тренировочного процесса в педагогических ситуациях;
• контекстуальность, или встроенность педагогической технологии в реальный учебно-тренировочный и воспитательный процесс с конкретно обозначенными целями, задачами и сроками их выполнения [49, с. 28].
В настоящее время в связи с реформированием системы подготовки в вольной борьбе, усилением спортивной конкуренции и поиском наиболее оптимальных и эффективных подходов к достижению наивысших результатов, значительно актуализировалась проблема технологического подхода к учебно-тренировочному процессу подрастающего поколения в вольной борьбе...
Вольная борьба - это вид спорта, заключающийся в единоборстве двух спортсменов и проводимый по строго утвержденным правилам, с применением различных захватов, бросков, переворотов, подсечек, в котором каждый из соперников стремится выполнить максимальное количество бросков или положить другого на лопатки. Родиной вольной борьбы считается Англия, где она появилась немного позже греко-римской и отличалась от неё более жестокими приемами ведения схватки, так в ней были разрешены захваты и вывертывания суставов и другие болевые приемы. Главным отличием вольной борьбы от греко-римской является возможность выполнения захвата ног противника для выполнения какого- либо приема.
Подростковый период в развитии ребенка один самых трудных, не зря его называют «переходный» и «переломный», «трудный» или даже «критический». Эти названия в полной мере отражают всю сложность и важность процессов, происходящих в этот возрастной период. Переход из детства во взрослую жизнь составляет основное содержание этого периода. В этом возрасте происходят качественно разительные перемены, появляются психические и физические элементы взросления. Специфика развития в подростковом возрасте в большей степени зависит от одного из важнейших биологических факторов - полового созревания, начало которого приходится на возраст 12-13 лет. Процесс полового созревания сопровождается значительными изменениями в деятельности всех физиологических систем и, в первую очередь, - центральной нервной системы. Для этого возрастного периода характерно замедление роста сердца, и, соответственно, снижение его функциональных возможностей, не отвечающих потребностям быстро растущего тела. Снижается рост легочных объемов, что уменьшает функциональные возможности всей дыхательной системы и негативно сказывается на снабжении кислородом работающих мышц. Скелетные мышцы конечностей в этом возрастном периоде интенсивно растут, но заметных изменений в структуре мышечных волокон не происходит, однако, их биохимический состав существенно меняется. Энергетический обмен в клетках становится более напряженным и менее устойчивым, большую нагрузку берут на себя митохондрии, от их работы зависит необходимый резерв АТФ, возникающий за счет окисления углеводов и жиров.
При планировании тренировочных занятий в подростковом возрасте обязательно необходимо учитывать, что возможности спортсменов в этом возрастном периоде более ограничены, даже по сравнению с более младшими спортсменами. Организация ЮНЕСКО рассматривает педагогическую технологию как системный метод создания, применения и определения всей системы усвоения знаний и образовательного процесса, проводимого с учетом технических и человеческих ресурсов и их полного взаимодействия, необходимых для оптимизации всех форм образования.
Обучение вольной борьбе носит воспитывающий характер. Оно неразрывно связано с формированием личностных характеристик подростка, его мировоззрением, нравственным воспитанием, развитием основных физических качеств. В спортивной педагогике применяются следующие методические приёмы: обязательное использование предыдущего
двигательного опыта обучающихся; четкая актуализация образных выражений, применяемых для устного описания движения. Во время тренировочного занятия необходимо ставить не более одной-двух основных задач и мобилизовать на их решения все средства. Для повышения уровня физического развития в вольной борьбе в подростковом возрасте наиболее предпочтительными являются повторный и интервальный тренировочные методы.
Исследование проводилось в МБУДО «Детско-юношеская спортивная школа единоборств» г. Лесной. В данном педагогическом эксперименте принимали участие 20 борцов подросткового возраста группы начальной подготовки. Все спортсмены имеют одинаковый уровень подготовки. Все участники исследования предварительно прошли медицинский осмотр и противопоказаний к учебно-тренировочным занятиям не имели. Занятия в контрольной группе проводились 3 раза в неделю по 90 минут в день, в экспериментальной группе тренировки длились на 30 минут дольше. Педагогическое исследование проводилось в III этапа.
Для решения поставленных в работе задач применялись следующие педагогические и математические методы исследования: анализ научнометодической литературы; анкетирование; педагогическое наблюдение; педагогическое тестирование; педагогический эксперимент; метод математической статистики. Контрольные испытания осуществлялись в форме тестов, которые рекомендованы как контрольные и контрольнопереводные нормативы на этапе спортивной специализации для третьего года обучения, что соответствует подростковому возрасту. Целью тестирования было определение уровня развития общей физической подготовки спортсменов подросткового возраста, занимающихся вольной борьбой. Для этого использовались следующие тесты: 1) челночный бег 3х10; 2) сгибание, разгибание рук в упоре лежа; 3) 6-и минутный бег; 4) подъем туловища из положения лежа на спине за 20 сек.
Для изучения состояния проблемы использования средств физической подготовки борцов вольного стиля в подростковом возрасте была разработана анкета, которая позволила провести социологический опрос детских тренеров, представляющих ДЮСШ и спортивные секции по вольной борьбе города Лесной в количестве 10 человек. Так, 88% тренеров выделили наличие проблемы применения на практике педагогических технологий использования средств физической подготовки борцов вольного стиля; выносливость, силу и координированность как наиболее приоритетные физические качества выделили большее количество тренеров; 67% тренеров отмечают необходимость общей физической подготовки; повторный и интервальный методы, по мнению тренеров, наиболее часто применяются для развития физических качеств.
Далее, с целью изучения влияния на развитие наиболее приоритетных физических качеств у борцов вольного стиля подросткового возраста, был проведен педагогический эксперимент. Для проведения эксперимента были сформированы две группы - контрольная и экспериментальная. В контрольной группе тренировочные занятия проходили по заранее составленному, в соответствии со стандартной государственной тренировочной программой по вольной борьбе, плану. В тренировочную программу экспериментальной группы были включены дополнительные комплексы упражнений, направленные на развитие физических способностей. Перед началом педагогического эксперимента было проведено тестирование уровня развития физических способностей. В тестировании приняли участие 20 борцов, которые были разделены на 2 группы по 10 спортсменов в каждой.
Результаты первичного тестирования показали, что обе тренировочные группы имеют примерно одинаковый начальный уровень развития физических качеств. По результатам повторного тестирования и в контрольной, и в экспериментальной группах произошли изменения во всех четырех контрольных тестах физической подготовки борцов вольного стиля подросткового возраста, что, в первую очередь, свидетельствует об эффективности стандартной программы физической подготовки в вольной борьбе. Но дополнительное применение разработанного комплекса упражнений, направленного на развитие основных физических качеств, судя по результатам тестирования, дает больший прирост показателей физического развития (в экспериментальной группе прирост результатов более очевиден и значителен). Между результатами исследования обнаружены статистически достоверные различия. Таким образом, рассмотренная педагогическая технология использования средств физической подготовки борцов вольного стиля позволила обеспечить преимущественное повышение как силового потенциала, так и выносливости, координированности.
1. Приказ Минспорта России от 27.03.2013 № 145 «Об утверждении Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта спортивная борьба» (Зарегистрировано в Минюсте России 10.06.2013 № 28760). - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
2. Приказ Минспорта России от 05.10.2019 № 906 «Правила вида спорта «Спортивная борьба»». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
3. Акопян, Г. А. Физическая подготовленность квалифицированных борцов / Г. А. Акопян, В. А. Панков, М. А. Гаджимагомедов // Вестник спортивной науки. - 2012. - № 3. - С. 3-6.
4. Арансон, М. В. Актуальные направления анализа соревновательной деятельности единоборцев / М. В. Арансон, Б. Н. Шустин // Международный научно-исследовательский журнал. - 2018. - № 9 (75). - C. 99-101.
5. Арансон, М. В. Анализ современных тенденций научных исследований в спорте высших достижений / М. В. Арансон, Л. Н. Овчаренко, Э. С. Озолин, Б. Н. Шустин // Вестник спортивной науки. - 2016. - № 5. - С. 55-59.
6. Бойченко, Н. В. Подвижные игры в подготовке юных борцов / Н. В. Бойченко, П. О. Машкевич // в сб.: Проблемы и перспективы спортивных игр и единоборств в высших учебных заведениях. IX Международная научная конференция; 2013 Февр. 8-9. Белгород-Харьков-Красноярск- Москва: ХГАДИ, 2013, С. 59-61.
7. Бомин, В. А. Основы подготовки борцов вольного стиля / В. А. Бомин, Б. П. Ильин. - Изд-во «Мегапринт», 2015. - 71 с.
8. Губа, Д. В. Спортивная морфология / Г. В. Дуба, В. Н. Чернова. - М.: Советский спорт, 2020. - 353 с.
9. Дисько, Е. Н. Основы теории и методики спортивной тренировки / Е. Н. Дисько, Е. М. Якуш. - Минск: РИПО, 2018. - 252 с.
10. Дворкин, Л. С. Спортивно-ориентированная физическая подготовка детей и подростков: монография / Л. С. Дворкин. - Краснодар: Экоинвест, 2018. - 458 с.
11. Замогильнов, А. И. Современные аспекты теории и методики детско-юношеского спорта: учебное пособие / А. И. Замогильнов. - Из-во: Шуйского филиала ИвГУ, 2014. - 143 с.
12. Занько, Н. Г. Физиология человека: учебное пособие / Н. Г. Занько. - М.: Академия, 2018. - 304 с.
13. Зациорский, В. М. Физические качества спортсмена: основы теории и методики воспитания / В. М. Зациорский. - 4-е изд. - М.: Спорт, 2019. - 200 с.
14. Костихина, Н.М. Педагогика физической культуры: учебник / Н.М. Костихина, О.Ю. Гаврикова; Министерство спорта Российской Федерации, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта. - Изд. 2-е. - Омск: Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, 2015. - 296 с.
15. Крупник, Е. Я. Игровые комплексы в оптимизации мастерства борцов: учебно-методическое пособие / Е. Я. Крупник, В. Л. Щербакова. - Из-во: Советский спорт, 2014. - 176 с...