Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Коррекция фонетики у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией в условиях логопедического пункта

Работа №93533

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы56
Год сдачи2021
Стоимость4285 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
41
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО КОРРЕКЦИИ ФОНЕТИКИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИЕЙ 5
1.1. Онтогенез речевого развития детей дошкольного возраста 5
1.2. Психолого-педагогическая характеристика старших дошкольников с
псевдобульбарной дизартрией 8
1.3. Характеристика речи у старших дошкольников с псевдобульбарной
дизартрией 12
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ 16
2.1. Организация и методика констатирующего эксперимента по обследованию фонетики у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией 16
2.2. Анализ результатов обследования старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией в условиях логопедического пункта 17
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ ФОНЕТИКИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПСЕВДОБУЛЬВАРНОЙ ДИЗАРТРИЕЙ В УСЛОВИЯХ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПУНКТА 27
3.1. Теоретическое обоснование, принципы и организация обучающего
эксперимента по коррекции фонетики у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией 27
3.2. Содержание логопедической работы по коррекции фонетики у старших
дошкольников с псевдобульбарной дизартрией 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 50


Тема коррекции фонетики у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией является актуальной в связи с тем, что основной проблемой таких детей является нарушение фонетической стороны речи.
Среди всех патологий речи псевдобульбарная дизартрия является наиболее распространенной и часто встречающейся формой дизартрии у детей дошкольного возраста.
Это связано с тем, что в дородовой, родовой и послеродовой период наблюдается высокий процент различных органических патологий нервной системы (в результате энцефалита, родовых травм, опухолей, отравлений и т.д.). Во время беременности часто возникает патология беременности, а во время родов - родовые травмы.
Исследование псевдобульбарной дизартрии проводилось такими учеными, как: О.В. Правдина, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина.
Методики коррекции псевдобульбарной дизартрии у детей старшего дошкольного возраста описаны в работах таких ученых как: А. Г. Ипполитова, О. В. Правдина, Е. М. Мастюкова, Г. В. Чиркина, И. И. Панченко.
Недостаточное развитие фонематических процессов является вторичным нарушением в структуре дефекта псевдобульбарной дизартрии.
Объект исследования - фонетика у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией.
Предмет исследования - содержание логопедической работы по коррекции фонетики у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией в условиях логопедического пункта.
Цель исследования - определить основные направления и содержание логопедической работы по коррекции фонетики у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией, провести обучающий эксперимент и проанализировать эффективность проделанной работы.
Задачи:
1. Изучение научной и методической литературы по вопросу коррекции фонетики у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией.
2. Проведение констатирующего эксперимента, направленного на обследование фонетики у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией.
3. Проведение формирующего эксперимента, направленного на осуществление коррекции фонетики у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией.
4. Проведение контрольного эксперимента, с целью изучения эффективности логопедической работы по коррекции фонетики у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией.
База исследования: Муниципальное автономное дошкольное учреждение - Детский сад №39 г. Екатеринбурга.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, три главы, заключение, список литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Исследование научной и методической литературы по запросу изменения у детей старшего дошкольного возраста псевдобульбарной дизартрии показал, что псевдобульбарная дизартрия - это нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.
По своим клиническим, психологическим и педагогическим характеристикам дети с дизартрией являются чрезвычайно разнообразной группой. Причины дизартрии могут быть как экзогенные, так и эндогенные. В то же время нет никакой связи как серьезность дефекта и серьезность психопатологических расхождений. Дизартрия, включая самые жесткие ее формы, может обнаруживаться у детей с неповрежденным интеллектом, а легкие «стертые» симптомы могут возникать и у детей с неповрежденным интеллектом, и у детей с олигофренией.
Нарушение речи у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией зависит от степени выраженности (от невнятной речи до полной анартрии) и обусловлено спастическим парезом мышц речевого аппарата.
Был проведен констатирующий эксперимент с целью выявления особенностей моторной сферы и речевых функций у детей с псевдобульбарной дизартрии. В нем принимало участие 10 детей, в возрасте 5 - 6 лет, с диагнозом: псевдобульбарная дизартрия. У обследуемых детей с псевдобульбарной дизартрией был отягощен анамнез, раннее речевое и психомоторное развитие у большинства протекало без особенностей. Наблюдались нарушения общей и мелкой моторики, нарушения динамической организации движений артикуляционного аппарата, сложности произношения свистящих и сонорных звуков, нарушение фонематического слуха и восприятия.
На основе данных констатирующего эксперимента была выявлена специфика нарушений моторной сферы у детей с псевдобульбарной дизартрией и разработаны перспективные планы по коррекции фонетики на каждого ребенка.
По окончанию формирующего эксперимента был проведен контрольный эксперимент, целью которого явилось определение эффективности подобранной логопедической работы, направленной на коррекцию псевдобульбарной дизартрии у детей старшего дошкольного возраста. По его итогам видно, что показатели развития моторной сферы, а так же речевых функций увеличились. Результаты контрольного исследования показали, что подобранная логопедическая работа эффективна, повышает динамику развития и моторной сферы, и речевых функций.



1. Акименко, В. М. Новые логопедические технологии : уч.-метод. пособие / В. М. Акименко. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2009. - 105 с.
2. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей : учеб. пособие для студентов вузов / Е. Ф. Архипова. - Москва : АСТ : Астрель, 2008. - 320 с.
3. Архипова, Е. Ф. Логопедический массаж при дизартрии / Е. Ф. Архипова. - Москва : Астрель, 2008. - 128 с.
4. Архипова, Е. Ф. Ранняя диагностика и коррекция проблем развития. Первый год жизни ребенка / Е. Ф. Архипова. - Москва : «МОЗАИКАСИНТЕЗ», 2012. - 34 с.
5. Беккер, К. П. Логопедия : пер. с нем. / К. П. Беккер, М. Совак. - Москва : Медицина, 1981. - 288 с.
6. Белякова, Л. И. Логопедия. Дизартрия / Л. И. Белякова, Н. Н. Волоскова. - Москва : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2009. - 287 с.
7. Борозинец, Н. М. Логопедические технологии : учебно-методическое пособие / Н. М. Борозинец, Т. С. Шеховцева. - Ставрополь, 2008. - 224 с.
8. Вакуленко, Л. С. Коррекция нарушений звукопроизношения у детей : справочник начинающего логопеда : учебно-методическое пособие / Л. С. Вакуленко. - Санкт-Петербург : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2012. - 120 с.
9. Волкова, Л. С. Логопедия / Л. С. Волкова. - Москва : ВЛАДОС, 2008. - 703 с.
10. Волосовец, Т. В. Основы логопедии : уч. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Т. В. Волосовец, Н. В. Горина, Н. И. Зверева. - Москва : Издательский центр «Академия», 2002. - 200 с.
11. Выготский, Л. С. Проблемы дефектологии / Л. С. Выготский. - Москва : Просвещение, 1995. - 126 с.
12. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. - Санкт-Петербург : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. - 472 с.
13. Герасимова, А. С. Популярная логопедия. Занятия с дошкольниками / А. С. Герасимова. - Москва : Айрис-пресс, 2009. - 219 с.
14. Горшенева, С. В. Проблемы диагностики дизартрических расстройств в детском возрасте / С. В. Горшенева, О. Ю. Федосова ; Логопед в дет. саду. - Москва : ОБРАЗОВАНИЕ ПЛЮС. - 2009. - № 8. - С. 34-42.
15. Дьякова, Е. А. Логопедический массаж / Е. А. Дьякова. - Москва : Наука, 2015. - 104 с.
16. Иншакова, О. Б. Альбом для логопеда / О. Б. Иншакова. - Москва : Владос, 2019. - 279 с.
17. Кондратенко, И. Ю. Произносим звуки правильно. Логопедические упражнения / И. Ю. Кондратенко. - Москва : Айрис-пресс, 2010. - 58 с.
18. Коноваленко, В. В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения : Приложение к комплекту тетрадей для закрепления произношения звуков у дошкольников. 2-ое издание дополненное / В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. - Москва : «Издательство ГНОМ и Д», 2001. - 16 с.
19. Крупенчук, О. И. Логопедические упражнения : Артикуляционная гимнастика / О. И. Крупенчук, Т. А. Воробьева. - Санкт- Петербург : Литера, 2020. - 64 с.
20. Лазаренко, О. И. Артикуляционно-пальчиковая гимнастика : Комплекс упражнений / О. И. Лазаренко. - Москва : Айрис-пресс, 2015. - 32 с.
21. Лубовский, В. И. Развитие словесной регуляции действий у детей (в норме и патологии) / В. И. Лубовский. - Москва : Синтез, 2008. - 190 с.
22. Максакова, А. О. Развитие речевого дыхания / А. О. Максакова. - Москва : Просвещение, 2012. - 167 с.
23. Матросова, Т. А. Организация коррекционных занятий с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями / Т. А. Матросова. - Москва : Сфера, 2016. - 237 с.
24. Нищева, Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи / Н. В. Нищева. - Санкт- Петербург : Литера, 2014. - 116 с.
25. Пожиленко, Е. А. Артикуляционная гимнастика : методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста / Е. А. Пожиленко. - Москва : Просвещение, 2016. - 112 с.
26. Правдина, О. В. Логопедия / О. В. Правдина. - Москва : Просвещение, 2013. - 305 с.
27. Семенова, К. А. Дизартрии : хрестоматия по логопедии / К. А. Семенова ; под ред. Л. С. Волковой, В. И. Селиверстова. - Москва : Академия, 1997. - 680 с.
28. Сенкевич, В. И. Фонетика и фонология русского языка : учеб. пособие / В. И. Сенкевич. - Брест : Изд-во УО БрГУ им. А. С. Пушкина, 2014. - 172 с.
29. Степанова, О. А. Логопедическая работа в дошкольном образовательном учреждении. Организация и содержание / О. А. Степанова. - Москва : Сфера, 2019. - 128 с.
30. Тихеева, Е. И. Развитие речи детей / Е. И. Тихеева ; под ред. Ф. А. Сохина. - Москва : Педагогика, 2019. - 161 с.
31. Трубникова, Н. М. Логопедические технологии обследования речи : учеб.-метод. пособие / Н. М. Трубникова ; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург : [б. и.], 2005. - 96 с.
32. Трубникова, Н. М. Практическая логопедия : учеб.-метод. пособие / Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург : [б. и.], 2002. - 74 с.
33. Трубникова, Н. М. Структура и содержание речевой карты : учеб.-метод. пособие / Н. М. Трубникова ; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 1998. - 51 с.
34. Туманова, Т. В. Логопедия. Методическое наследие : пособие для логопедов и студентов дефектол. фак. пед. вузов : В 5 кн. Кн.5. Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи / Т. В. Туманова ; под ред. Л. С. Волковой. - Москва : ВЛАДОС, 2003. - 479 с.
35. Узорова, О. В. Игры с пальчиками / О. В. Узорова, Е. А. Нефедова. - Москва : АСТ : Астрель, 2006. - 124 с.
36. Ушакова, О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста : учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений / О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. - Москва : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 288 с.
37. Федосова, О. Ю. Особенности звукопроизношения детей с легкой степенью дизартрии / О. Ю. Федосова // Коррекционная педагогика. - 2014. - № 1. - С. 18-23.
38. Филичева, Т. Б. Нарушения речи у детей: пособие для воспитателей дошкольных учреждений / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. - Москва : Профессиональное образование, 2013. - 232 с.
39. Филичева, Т. Б. Развитие речи дошкольника : метод. пособие / Т. Б. Филичева, А. Р. Соболева. - Екатеринбург : Изд-во «АРГО», 2006. - 80 с.
40. Хватцев, М. Е. Как предупредить и устранить недостатки голоса и речи у детей / М. Е. Хватцев. - Москва : Просвещение, 1962. - 235 с.
41. Хватцев, М. Е. Логопедия : работа с дошкольниками : пособие для логопедов и родителей / М. Е. Хватцев. - Москва : Аквариум, 1996. - 384 с.
42. Чиркина, Г. В. Основы логопедической работы с детьми : учеб. пособие для логопедов, воспитателей дет. садов, учителей нач. кл., студентов пед. училищ / Г. В. Чиркина, Т. Б. Филичева, А. В. Ястребова ; под общ. ред. Г. В. Чиркиной. - Москва : АРКТИ, 2002. - 240 с.
43. Чиркина, Г. В. Методы обследования речи детей : пособие по диагностике речевых нарушений / Г. В. Чиркина, А. В. Ястребова, Л. Ф.
Спирова ; под ред. Г. В. Чиркиной. - 3-е изд., доп. - Москва : АРКТИ, 2003. - 240 с.
44. Шашкина, Г. Р. Логопедическая работа с дошкольниками : учеб. пособие для студентов дефектол. / М. фак. высш. пед. учеб. заведений / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И. А. Зимина. - Москва : Академия, 2003. - 240 с.
45. Швайко, Г. С. Игры и упражнения по развитию речи / Г. С. Швайко. - Москва : Айрис, 2015. - 220 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ