ВВЕДЕНИЕ 3-5
ГЛАВА 1. Обзор литературы по проблеме исследования 6
1.1 Определения основных понятий 6-11
1.2. Возможности использования круговой тренировки 11-17
1.3. Методика развития силовых способностей у самбистов 15-16 лет . 18-35
ГЛАВА 2. Организация и методы исследования 36
2.1.Организацияисследования 36-37
2.2. Методы исследования 37-41
ГЛАВА 3. Результаты исследования и их обсуждение 42-48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49-51
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 52-55
Приложения 56-61
Самбо — наука побеждать!
Самбо — уникальное отечественное единоборство, популярное во всем мире.
Самбо — это интернациональный вид спорта, достойный стать олимпийским.
Самбо — единственный в мире вид спорта, где русский язык признан официальным языком международного общения.
Традиции и философия самбо
Самбо — не только вид спортивного единоборства, это система воспитания, способствующая развитию морально-волевых качеств человека, патриотизма и гражданственности.
Самбо — это наука обороны, а не нападения. Самбо не только учит самозащите, но и дает богатый жизненный опыт, формирующий твердый мужской характер, стойкость и выносливость, которые необходимы в работе и общественной деятельности.
Достижение спортивных успехов в самбо зависит от достаточно большого числа требований, предъявляемых к борцу в ходе соревновательной и тренировочной деятельности, в том числе и от развития такого главного качества как сила. В силовой подготовке юных самбистов, в основном используются средства и методы, развивающие взрывную и скоростную силу. Тем не менее, применение максимальных и продолжительных силовых нагрузок, их ограниченность и кратковременность должны соответствовать возрастным особенностям организма спортсмена. Больше всего это относится к юношам.
В данной работе была произведена попытка анализа средств и методов силовой подготовки посредством круговой тренировки, в добавок было рассмотрено и изучено их взаимодействия с другими средствами методами при учете психофизиологических и возрастных особенностей юношей занимающихся борьбой самбо. Совершенствование тренировочного процесса спортсмена зависит от выбора наилучших путей повышения техникотактического мастерства, что способствует реализации индивидуальных способностей и потенциальных возможностей каждого юного самбиста в отдельности. Специалисты считают, что практические вопросы, решающие проблемы развития силы у самбистов, очень важны, что делает тему данной работы актуальной для теории и методики борьбы самбо.
В спорте необходимы все физические качества, и для достижения высоких результатов в каждом отдельном виде следует развивать несколько физических качеств. Все это относится в полной мере к борьбе самбо. В основе улучшения физических качеств находится умение организма человека отвечать на повторные физические нагрузки повышением начального уровня своей работоспособности. За счет постоянного преодоления тренировочных нагрузок в человеческом организме происходит серия преобразований, конкретный сдвиг в сторону повышения его физических способностей. Систематические занятия борьбой самбо не только укрепляют мышцы, увеличивают функциональные возможности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, но и развивают и укрепляют нервную систему.
Основная задача в процессе многолетнего воспитания силы как физического качества у самбистов состоит в том, чтобы всесторонне развить и ее обеспечить возможность высоких проявлений в спортивной и трудовой деятельности.
Объект исследования - учебно-тренировочный процесс борцов самбо 15-17 лет.
Предмет исследования - методика развития силовых способностей у самбистов 15-17 лет.
Цель работы - повышение уровня развития силы у самбистов 15-17 лет.
Задачи работы:
1. Проанализировать литературу по проблеме исследования.
2. Составить комплекс упражнений круговой тренировки для развития силы у борцов самбо 15-17 лет.
3. Экспериментально обосновать эффективность предложенного комплекса круговых тренировок в процессе развития силы у самбистов.
Гипотеза исследования. Предполагается, что использование нового, экспериментального комплекса упражнений для развития силы в учебно - тренировочном процессе борцов на этапе начальной подготовки, повысит уровень развития силы у данной группы.
Теоретическая значимость исследования: разработаны комплексы круговой тренировки для развития силы у борцов самбо 15-17 лет.
Практическая значимость исследования: отчеты исследования включены в деятельность физкультурных организаций, для достижения высоких спортивных результатов.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа изложена на 61 странице, состоит из введения, 3 глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 69 источников, и приложений. Текст ВКР снабжён таблицами, иллюстрирован рисунками.
В системе тренировочного процесса спортсмена наряду с решением различных задач технической, теоретической, тактической, психологической подготовки, важнейшую роль играет физическая подготовка. Установлено, что к пятиминутным соревновательным нагрузкам субмаксимальной мощности и переменной интенсивности, самбистам необходимы не только хорошие скоростные качества и выносливость к мышечным нагрузкам, но и отлично развитые силовые способности. Сила является одним из ведущих и определяющих результативность показателем в соревновательной деятельности самбистов. В процессе изучения научно-методической литературы выявлено, что актуальность развития силовых качеств у борцов самбо 15-17 лет и наличие большого количества инновационных и классических комплексов упражнений является составной частью в подготовке борцов.
В данной исследовательской работе был разработан и подобран комплекс упражнений, в который включены специально-подготовительные упражнения, выполняемые в форме круговой тренировки. В качестве таких упражнений были выбраны броски манекена через бедро, спину и передняя подножка, также имитациях этих бросков с использованием резинового жгута, "восьмерка" с блином, лазание по канату, сгибания и разгибания рук в упоре лежа и на брусьях и другие, вдобавок тесты и задания на общую и специальную физическую подготовку.
На основании проделанного нами исследования, можно сделать вывод о достоверном изменении в экспериментальной группе, где применялся разработанный комплекс упражнений по сравнению с контрольной группой. Данный вывод подтверждается ростом показателей и достоверно значимыми различиями между контрольной и экспериментальной группами после педагогического эксперимента. Достоверность и однородность результатов определялась с помощью средних арифметических показателей и среднего квадратического отклонения.
В нашем исследовании мы выявили прирост, в процентном соотношении, по тестам специальной подготовки в экспериментальной группе:
1. бросок через спину - 14,7%;
2. бросок через бедро - 16,1%;
3. бросок передняя подножка - 19,7%.
В тестах по общей физической подготовке, в соответствии полученным результатам, наблюдается прирост показателей:
1. сгибание и разгибание рук в упоре лежа - 16,6%;
2. подтягивание на высокой перекладине - 14,3%;
3. подъем туловища из положения лежа на спине - 15,6%.
На основе данных полученных в результате исследования, можно сделать вывод об эффективности разработанного комплекса, направленного на развитие силовых способностей самбистов 15-17 лет.
При решении задачи анализа литературы по проблеме исследования в работе показана характеристика физического качества "сила", изучены и показаны особенности ее развития у юных самбистов.
При решении задачи разработки комплекса упражнений круговой тренировки с целью развития силовых способностей у самбистов, в работе показан разработанный комплекс упражнений, с учетом возрастных анатомофизиологических особенностей юношей 15-17 лет.
При решении задачи экспериментального обоснования эффективности предложенного комплекса круговых тренировок в процессе развития силовых способностей у самбистов, в работе проведен педагогический эксперимент и показаны результаты свидетельствующие об эффективности разработанного комплекса. С помощью тестирования и математической обработки данных определена динамика развития силы.
Таким образом, задачи решены в полном объеме, цель достигнута - разработан комплекс упражнений, направленный на развитие силовых способностей у самбистов 15-17 лет.
1. Бартош, О.В. «Сила и основы методики ее воспитания», методические рекомендации / О.В. Бартош. - Владивосток: Мор. гос. ун-т, 2009. - С. 47.
2. Боген, М.М. Обучение двигательным действиям: учебник для студентов, преподавателей университетов физической культуры/М.М. Боген. - Москва: Физическая культура и спорт, 1985. - 192 с.
5. Бондарчук, А.П. Основы силовой подготовки в спорте / А.П. Бондарчук. - Издательство «Спорт», 2019. - 2 с.
6. Вавилова, Е.Н. «Укрепляйте здоровье детей».- М.:
Просвещение,1986. 128 с.
7. Ваисов, К.М. Кудрявцев Д.В. «Борьба Самбо. Техника и методика обучения», 2010 . - 56 с.
8. Вайцеховский, С.М. Книга тренера. - Москва: Физкультура и спорт,1971. 312 с.
9. Верхошанский, Ю.В. Основы специальной силовой подготовки в спорте. - 3-е изд. - М.: Советский спорт, 2013. - 216с.: ил.
10. Волостных, В.В. Ишков, А.В. «Универсальные единоборства», 2009. - 125 с.
11. Гарник,В.С. Самбо:методикаучебно-тренировочных и
самостоятельных занятий: учебное пособие / В.С. Гарник; М-во образования и науки Росс. Федерации, ФГБОУ ВПО «Моск. гос. строит. ун-т». - Москва: МГСУ, 2012. - 191с.
12. Германов, Г.Н. Двигательные способности и физические качества. Разделы теории физической культуры 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры.
13. Дворкин, Л.С. Силовые единоборства. Атлетизм, культуризм, пауэрлифтинг, гиревой спорт. Серия «Хит сезона». - Ростов н/Д: Феникс,2001.
14. Долматов, А.И. Специальная физическая подготовка. М.: Книга по Требованию, 1989. - 144 с.
15. Евсеев, Ю.И. Физическая культура: учебное пособие для вузов. - Ростов н/Д: Феникс, 2002 - 382 с...