Формирование графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 7
1.1. Развитие графомоторных навыков в период подготовки к обучению
грамоте 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего
дошкольного возраста сзадержкой психического развития 12
1.3. Особенности формирования графомоторных навыков у детей
старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 17
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ УДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 21
2.1. Анализ программы по подготовке детей старшего дошкольного
возраста с задержкой психического развития к письму 21
2.2 Организация и проведение констатирующего
эксперимента 25
2.3. Анализ результатов констатирующего эксперимента 30
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 35
3.1. Обзор методик по формированию графомоторных навыков 35
3.2. Обучающий эксперимент 39
3.3 Контрольный эксперимент 43
Заключение 49
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 72
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 7
1.1. Развитие графомоторных навыков в период подготовки к обучению
грамоте 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего
дошкольного возраста сзадержкой психического развития 12
1.3. Особенности формирования графомоторных навыков у детей
старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 17
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ УДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 21
2.1. Анализ программы по подготовке детей старшего дошкольного
возраста с задержкой психического развития к письму 21
2.2 Организация и проведение констатирующего
эксперимента 25
2.3. Анализ результатов констатирующего эксперимента 30
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 35
3.1. Обзор методик по формированию графомоторных навыков 35
3.2. Обучающий эксперимент 39
3.3 Контрольный эксперимент 43
Заключение 49
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 72
Вопросы воспитания, обучения и развития дошкольников с задержкой психического развития остаются актуальными в современном обществе, поскольку наблюдается существенная негативная тенденция роста числа детей данной категории, что во многом обусловлено как неблагоприятной ситуацией в микросреде развития ребенка с задержкой психического развития, так и внешними причинами, связанными с необходимостью разработки новых методик коррекции развития детей с ограниченными возможностями здоровья, подготовки их к школьному обучению.
Одним из основных качеств, входящих в структуру готовности ребенка к школе, является графическая способность[5]. Благодаря этому умению дошкольник может овладеть особой формой письменной речи. Могут возникать трудности с обучением школьников с задержкой психического развития письму: таким детям сложно держать карандаш, у них снижен или повышен мышечный тонус рук, что приводит к сложностям в развитии графических навыков.
Детям с задержкой психического развития сложно осваивать процессы письма, т.к. это связано с незрелостью уровня активации нервной системы - слабой способностью нервных клеток выдерживать концентрированное возбуждение и торможение на длительный или короткий период. У этой группы детей очень важно развивать графомоторные навыки, поскольку в процессе письма активируются физиологические процессы головного мозга ребенка, помимо умения овладевать письмом, развиваются различные сферы психики: познавательная, эмоциональная.
Графомоторные навыки необходимы ребенку и вповседневной жизни для выполнения различных бытовых и образовательных мероприятий, чтобы ребенок мог самостоятельно одеваться, играть, рисовать, конструировать.
На современном этапе уже накоплен определенный опыт организации коррекционно-педагогической помощи дошкольникам с задержкой психического развития. Изучением графомоторных навыков занимались Н. Н. Волоскова, О. А. Карабанова, Т. С. Комарова, Б. Ф. Ломов, Г. Г. Мисаренко, М. Г. Храковская.
Развитие графомоторных навыков ребёнка - это сложный процесс как физиологически, так и психологически. Связанно это в первую очередь с тем, что помимо коры головного мозга, задействуются все анализаторы. Существует немало работ, посвящённых данной проблеме у таких авторов как: М. М. Безруких, Г. А. Каше, А. Н. Корнева, Р. И. Лалаевой, Р. Е. Левиной, Е. Н. Российской, О. А. Токаревой, Р. Д. Тригер, М. Е. Хватцева, Г. В. Чиркиной и др.
В связи с указанным выше, тему исследования «Формирование графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития» можно считать актуальной.
Объект исследования - графомоторные навыки у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития .
Предмет исследования - процесс формирования графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Цель работы - определить и реализовать содержание коррекционной работы по формированию графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития .
Задачи:
- изучить содержание и задачи формирования графомоторных навыков у детей с задержкой психического развития;
- рассмотреть психолого-педагогическую характеристику задержки психического развития;
- проанализировать особенности усвоения письма дошкольниками с задержкой психического развития;
- определить методы диагностики графомоторных навыков у детей с задержкой психического развития;
- проанализировать методики формирования графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Методы исследования: констатирующий эксперимент, теоретический анализ литературы, анкетирование, педагогическое наблюдение, количественный и качественный анализ, структурный метод.
Одним из основных качеств, входящих в структуру готовности ребенка к школе, является графическая способность[5]. Благодаря этому умению дошкольник может овладеть особой формой письменной речи. Могут возникать трудности с обучением школьников с задержкой психического развития письму: таким детям сложно держать карандаш, у них снижен или повышен мышечный тонус рук, что приводит к сложностям в развитии графических навыков.
Детям с задержкой психического развития сложно осваивать процессы письма, т.к. это связано с незрелостью уровня активации нервной системы - слабой способностью нервных клеток выдерживать концентрированное возбуждение и торможение на длительный или короткий период. У этой группы детей очень важно развивать графомоторные навыки, поскольку в процессе письма активируются физиологические процессы головного мозга ребенка, помимо умения овладевать письмом, развиваются различные сферы психики: познавательная, эмоциональная.
Графомоторные навыки необходимы ребенку и вповседневной жизни для выполнения различных бытовых и образовательных мероприятий, чтобы ребенок мог самостоятельно одеваться, играть, рисовать, конструировать.
На современном этапе уже накоплен определенный опыт организации коррекционно-педагогической помощи дошкольникам с задержкой психического развития. Изучением графомоторных навыков занимались Н. Н. Волоскова, О. А. Карабанова, Т. С. Комарова, Б. Ф. Ломов, Г. Г. Мисаренко, М. Г. Храковская.
Развитие графомоторных навыков ребёнка - это сложный процесс как физиологически, так и психологически. Связанно это в первую очередь с тем, что помимо коры головного мозга, задействуются все анализаторы. Существует немало работ, посвящённых данной проблеме у таких авторов как: М. М. Безруких, Г. А. Каше, А. Н. Корнева, Р. И. Лалаевой, Р. Е. Левиной, Е. Н. Российской, О. А. Токаревой, Р. Д. Тригер, М. Е. Хватцева, Г. В. Чиркиной и др.
В связи с указанным выше, тему исследования «Формирование графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития» можно считать актуальной.
Объект исследования - графомоторные навыки у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития .
Предмет исследования - процесс формирования графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Цель работы - определить и реализовать содержание коррекционной работы по формированию графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития .
Задачи:
- изучить содержание и задачи формирования графомоторных навыков у детей с задержкой психического развития;
- рассмотреть психолого-педагогическую характеристику задержки психического развития;
- проанализировать особенности усвоения письма дошкольниками с задержкой психического развития;
- определить методы диагностики графомоторных навыков у детей с задержкой психического развития;
- проанализировать методики формирования графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Методы исследования: констатирующий эксперимент, теоретический анализ литературы, анкетирование, педагогическое наблюдение, количественный и качественный анализ, структурный метод.
У дошкольников с задержкой психического развития формирование графомоторных навыков имеет особенности, которые связаны с отставанием в психическом развитии (недостаточное развитие тонкой ручной моторики, задержка уровня развития психических функций, трудности межанализаторного взаимодействия и др.).
Графомоторные навыки являются автоматизированными элементами осознанных действий человека, вырабатывающиеся в ходе его выполнения. Появление навыка означает сознательное действие, которое выполняется автоматизировано. Поэтому можно заключить, таким образом, что графомоторные навыки - закрепленные в изобразительной деятельности, выработанные показатели действий, осуществляемые дошкольниками в процессе реализации акта письма.
Формирование графомоторных навыков - является длительным и сложным процессом, требующим от педагогов методической грамотности, знаний возрастных особенностей дошкольников с задержкой психического развития, личностной компетентности для работы с этой категорией детей. В связи с этим в данной работе были рассмотрены основные проблемы по развитию графомоторных навыков у старших дошкольников с задержкой психического развития.
Результаты анализа на констатирующем этапе эксперимента позволили определить проблемы, имеющиеся у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития:
- несформированность навыка точного копирования заданного образца;
- недостаточное развитие внимания, тонкой ручной моторики, сенсомоторной координации, пространственного восприятия;
- низкий уровень степени подготовленности руки ребёнка к овладению письмом, развития точности движений;
- низкий уровень контроля за действиями своей руки, отсутствие взаимосвязи между зрительным анализатором и движением руки;
- низкая уровень умений ребёнка в области моторной и перцептивной организации пространства.
С целью преодоления выявленных проблем у детей с задержкой психического развития была организована коррекционная работа на основе применения комплекса коррекционно-развивающих занятий с использованием широкого спектра специальных упражнений. В течение месяца эти занятия проводились с группой обследуемых старших дошкольников с задержкой психического развития.
Проведенное контрольное экспериментальное исследование, направленное на изучение степени сформированности графомоторных навыков, показало нам следующие результаты:
- увеличилась способность детей с задержкой психического развития к синтезу, анализу зрительно-визуальной информации и дифференциации зрительного восприятия;
- дети улучшили навык точного копирования заданного образца;
- несколько улучшились показатели сенсомоторной координации, пространственного восприятия, и тонкой ручной моторики;
- движения руки стали более точными, уровень контроля своих действий у детей стал выше относительно констатирующего этапа эксперимента;
- улучшилась взаимосвязь относительно зрительного анализатора и действий руки.
Таким образом, организованная коррекционная работа для детей с задержкой психического развития явилась эффективным средством по развитию графомоторных навыков. Говорить о полной реализации целей коррекционно-развивающей деятельности сложно, за короткое время нельзя добиться значительных улучшений в развитии графомоторных навыков. Но даже небольшая положительная динамика в результатах, позволяет говорить о продуктивном влиянии и коррекционной работы на основе комплекса занятий с использованием специальных упражнений на развитие основных компонентов графомоторной функции.
Графомоторные навыки являются автоматизированными элементами осознанных действий человека, вырабатывающиеся в ходе его выполнения. Появление навыка означает сознательное действие, которое выполняется автоматизировано. Поэтому можно заключить, таким образом, что графомоторные навыки - закрепленные в изобразительной деятельности, выработанные показатели действий, осуществляемые дошкольниками в процессе реализации акта письма.
Формирование графомоторных навыков - является длительным и сложным процессом, требующим от педагогов методической грамотности, знаний возрастных особенностей дошкольников с задержкой психического развития, личностной компетентности для работы с этой категорией детей. В связи с этим в данной работе были рассмотрены основные проблемы по развитию графомоторных навыков у старших дошкольников с задержкой психического развития.
Результаты анализа на констатирующем этапе эксперимента позволили определить проблемы, имеющиеся у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития:
- несформированность навыка точного копирования заданного образца;
- недостаточное развитие внимания, тонкой ручной моторики, сенсомоторной координации, пространственного восприятия;
- низкий уровень степени подготовленности руки ребёнка к овладению письмом, развития точности движений;
- низкий уровень контроля за действиями своей руки, отсутствие взаимосвязи между зрительным анализатором и движением руки;
- низкая уровень умений ребёнка в области моторной и перцептивной организации пространства.
С целью преодоления выявленных проблем у детей с задержкой психического развития была организована коррекционная работа на основе применения комплекса коррекционно-развивающих занятий с использованием широкого спектра специальных упражнений. В течение месяца эти занятия проводились с группой обследуемых старших дошкольников с задержкой психического развития.
Проведенное контрольное экспериментальное исследование, направленное на изучение степени сформированности графомоторных навыков, показало нам следующие результаты:
- увеличилась способность детей с задержкой психического развития к синтезу, анализу зрительно-визуальной информации и дифференциации зрительного восприятия;
- дети улучшили навык точного копирования заданного образца;
- несколько улучшились показатели сенсомоторной координации, пространственного восприятия, и тонкой ручной моторики;
- движения руки стали более точными, уровень контроля своих действий у детей стал выше относительно констатирующего этапа эксперимента;
- улучшилась взаимосвязь относительно зрительного анализатора и действий руки.
Таким образом, организованная коррекционная работа для детей с задержкой психического развития явилась эффективным средством по развитию графомоторных навыков. Говорить о полной реализации целей коррекционно-развивающей деятельности сложно, за короткое время нельзя добиться значительных улучшений в развитии графомоторных навыков. Но даже небольшая положительная динамика в результатах, позволяет говорить о продуктивном влиянии и коррекционной работы на основе комплекса занятий с использованием специальных упражнений на развитие основных компонентов графомоторной функции.
Подобные работы
- Формирование графомоторных навыков у детей старшего дошкольного
возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - ОСОБЕННОСТИ СФОРМИРОВАННОСТИ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2020 - РАЗВИТИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПОСРЕДСТВОМ КНИЖЕК-РАСКРАСОК
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2018 - Развитие у старших дошкольников с задержкой психического развития мелкой моторики посредством конструирования (Дошкольная дефектология, Омский государственный педагогический университет)
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2024 - Особенности психомоторного развития дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР) (Омский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2021 - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИЗМЕНЕНИЕ СХЕМЫ ТЕЛА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2020 - ОСОБЕННОСТИ СФОРМИРОВАННОСТИ ГРАФОМОТОРНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2020 - Психолого-педагогические условия подготовки руки к письму у детей дошкольного возраста (Московский Финансово-Промышленный Университет «Синергия»)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2400 р. Год сдачи: 2024 - Сравнительное изучение сформированности моторики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня и задержкой психического развития
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2021



