ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 7
1.1. Развитие графомоторных навыков в период подготовки к обучению
грамоте 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего
дошкольного возраста сзадержкой психического развития 12
1.3. Особенности формирования графомоторных навыков у детей
старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 17
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ УДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 21
2.1. Анализ программы по подготовке детей старшего дошкольного
возраста с задержкой психического развития к письму 21
2.2 Организация и проведение констатирующего
эксперимента 25
2.3. Анализ результатов констатирующего эксперимента 30
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 35
3.1. Обзор методик по формированию графомоторных навыков 35
3.2. Обучающий эксперимент 39
3.3 Контрольный эксперимент 43
Заключение 49
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 72
Вопросы воспитания, обучения и развития дошкольников с задержкой психического развития остаются актуальными в современном обществе, поскольку наблюдается существенная негативная тенденция роста числа детей данной категории, что во многом обусловлено как неблагоприятной ситуацией в микросреде развития ребенка с задержкой психического развития, так и внешними причинами, связанными с необходимостью разработки новых методик коррекции развития детей с ограниченными возможностями здоровья, подготовки их к школьному обучению.
Одним из основных качеств, входящих в структуру готовности ребенка к школе, является графическая способность[5]. Благодаря этому умению дошкольник может овладеть особой формой письменной речи. Могут возникать трудности с обучением школьников с задержкой психического развития письму: таким детям сложно держать карандаш, у них снижен или повышен мышечный тонус рук, что приводит к сложностям в развитии графических навыков.
Детям с задержкой психического развития сложно осваивать процессы письма, т.к. это связано с незрелостью уровня активации нервной системы - слабой способностью нервных клеток выдерживать концентрированное возбуждение и торможение на длительный или короткий период. У этой группы детей очень важно развивать графомоторные навыки, поскольку в процессе письма активируются физиологические процессы головного мозга ребенка, помимо умения овладевать письмом, развиваются различные сферы психики: познавательная, эмоциональная.
Графомоторные навыки необходимы ребенку и вповседневной жизни для выполнения различных бытовых и образовательных мероприятий, чтобы ребенок мог самостоятельно одеваться, играть, рисовать, конструировать.
На современном этапе уже накоплен определенный опыт организации коррекционно-педагогической помощи дошкольникам с задержкой психического развития. Изучением графомоторных навыков занимались Н. Н. Волоскова, О. А. Карабанова, Т. С. Комарова, Б. Ф. Ломов, Г. Г. Мисаренко, М. Г. Храковская.
Развитие графомоторных навыков ребёнка - это сложный процесс как физиологически, так и психологически. Связанно это в первую очередь с тем, что помимо коры головного мозга, задействуются все анализаторы. Существует немало работ, посвящённых данной проблеме у таких авторов как: М. М. Безруких, Г. А. Каше, А. Н. Корнева, Р. И. Лалаевой, Р. Е. Левиной, Е. Н. Российской, О. А. Токаревой, Р. Д. Тригер, М. Е. Хватцева, Г. В. Чиркиной и др.
В связи с указанным выше, тему исследования «Формирование графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития» можно считать актуальной.
Объект исследования - графомоторные навыки у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития .
Предмет исследования - процесс формирования графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Цель работы - определить и реализовать содержание коррекционной работы по формированию графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития .
Задачи:
- изучить содержание и задачи формирования графомоторных навыков у детей с задержкой психического развития;
- рассмотреть психолого-педагогическую характеристику задержки психического развития;
- проанализировать особенности усвоения письма дошкольниками с задержкой психического развития;
- определить методы диагностики графомоторных навыков у детей с задержкой психического развития;
- проанализировать методики формирования графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Методы исследования: констатирующий эксперимент, теоретический анализ литературы, анкетирование, педагогическое наблюдение, количественный и качественный анализ, структурный метод.
У дошкольников с задержкой психического развития формирование графомоторных навыков имеет особенности, которые связаны с отставанием в психическом развитии (недостаточное развитие тонкой ручной моторики, задержка уровня развития психических функций, трудности межанализаторного взаимодействия и др.).
Графомоторные навыки являются автоматизированными элементами осознанных действий человека, вырабатывающиеся в ходе его выполнения. Появление навыка означает сознательное действие, которое выполняется автоматизировано. Поэтому можно заключить, таким образом, что графомоторные навыки - закрепленные в изобразительной деятельности, выработанные показатели действий, осуществляемые дошкольниками в процессе реализации акта письма.
Формирование графомоторных навыков - является длительным и сложным процессом, требующим от педагогов методической грамотности, знаний возрастных особенностей дошкольников с задержкой психического развития, личностной компетентности для работы с этой категорией детей. В связи с этим в данной работе были рассмотрены основные проблемы по развитию графомоторных навыков у старших дошкольников с задержкой психического развития.
Результаты анализа на констатирующем этапе эксперимента позволили определить проблемы, имеющиеся у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития:
- несформированность навыка точного копирования заданного образца;
- недостаточное развитие внимания, тонкой ручной моторики, сенсомоторной координации, пространственного восприятия;
- низкий уровень степени подготовленности руки ребёнка к овладению письмом, развития точности движений;
- низкий уровень контроля за действиями своей руки, отсутствие взаимосвязи между зрительным анализатором и движением руки;
- низкая уровень умений ребёнка в области моторной и перцептивной организации пространства.
С целью преодоления выявленных проблем у детей с задержкой психического развития была организована коррекционная работа на основе применения комплекса коррекционно-развивающих занятий с использованием широкого спектра специальных упражнений. В течение месяца эти занятия проводились с группой обследуемых старших дошкольников с задержкой психического развития.
Проведенное контрольное экспериментальное исследование, направленное на изучение степени сформированности графомоторных навыков, показало нам следующие результаты:
- увеличилась способность детей с задержкой психического развития к синтезу, анализу зрительно-визуальной информации и дифференциации зрительного восприятия;
- дети улучшили навык точного копирования заданного образца;
- несколько улучшились показатели сенсомоторной координации, пространственного восприятия, и тонкой ручной моторики;
- движения руки стали более точными, уровень контроля своих действий у детей стал выше относительно констатирующего этапа эксперимента;
- улучшилась взаимосвязь относительно зрительного анализатора и действий руки.
Таким образом, организованная коррекционная работа для детей с задержкой психического развития явилась эффективным средством по развитию графомоторных навыков. Говорить о полной реализации целей коррекционно-развивающей деятельности сложно, за короткое время нельзя добиться значительных улучшений в развитии графомоторных навыков. Но даже небольшая положительная динамика в результатах, позволяет говорить о продуктивном влиянии и коррекционной работы на основе комплекса занятий с использованием специальных упражнений на развитие основных компонентов графомоторной функции.
1. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания Б. Г. Ананьев. - СПб. : Питер, 2001. - 354 с.
2. Ахметова, Г. Понятие и сущность логического мышления в психологии и педагогике / Г. Ахметова, М. Е. Бекболганова, А. Мухаева// Евразийский союз ученых. - 2016. - № 1-3. - С. 9-11.
3. Безруких, М. М. Трудности обучения в начальной школе: Причины, диагностика, комплексная помощь / М. М. Безруких. - М.:Эксмо, 2017. - 464 с.
4. Быкова, И. А. Обучение детей грамоте в игровой форме : методическое пособие / И. А. Быкова. - СПб. : Детство-Пресс, 2016. - 94 с.
5. Венгер, Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребёнка от рождения до 6 лет / Л. А. Венгер. - М. : Просвещение, 1987. -202 с.
6. Глуханюк, Н. С. Общая психология : учебное пособие / Н. С. Глуханюк. - М. : Академия, 2017. - 272 с.
7. Григорьева, Е. Л. Формирование интеллектуальной готовности к обучению грамоте детей / Е. Л. Григорьева // Молодой ученый. - 2016. - № 8.
- С. 920-922.
8. Гуткина, Н. И. Психологическая готовность к школе /
Н. И. Гуткина. - СПб., 2004. - 208 с.
9. Дети с задержкой психического развития / под ред.
В. И. Лубовского [и др.]. - М., 2015.
10. Дмитриева, Е. Е. Психолого-педагогические проблемы инклюзивного образования старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья / Е. Е. Дмитриева // Приволжский научный журнал.
- 2017. - № 4. - С. 255-258.
11. Дурова, Н. В. Обучение дошкольников грамоте / Н. В. Дурова. - М. : Школьная Пресса, 2016. - 216 с.
12. Екжанова, Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта / Е. А. Екжанова, Е. А. стребелева. - М. : Просвещение, 2015. - 272 с.
13. Ефименкова, Л. Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей : методическое пособие / Л. Н. Ефименкова, И. Н. Садовникова. - М. : Просвещение, 2015. - 206 с.
14. Журова, Л. Е. Обучение грамоте детей в детском саду / Л. Е. Журова. - М. : Академия, 2015. - 118 с.
15. Иншакова, О. Б. Развитие и коррекция графомоторных навыков у детей 5-7 лет : пособие для логопеда: В 2-х ч. Ч. 1 : Формирование зрительно- предметного гнозиса и зрительно-моторной координации / О. Б. Иншакова. - М. : Владос, 2003.
16. Иншакова, О. Б. Развитие и коррекция графомоторных навыков у
детей 5-7 лет : пособие для логопеда: В 2-х ч. Ч. 2 : Формирование
элементарного графического навыка / О. Б. Иншакова. - М. : Владос, 2003.
17. Кирейчева, Е. В. Диагностика и формирование психологической готовности детей к обучению в школе : методическое пособие / Е. В. Кирейчева, А. В. Кирейчев. - Киев : Педагогическая пресса, 2000. - 96 с.
18. Колесникова, Е. В. Программа «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты» / Е. В. Колесникова. - М. : Педагогика, 2016. - 120 с.
19. Колесникова, Е. В. Развитие звукобуквенного анализа у детей 5-6 лет : учеб.-метод. пособие к рабочей тетради «От А до Я» / Е. В. Колесникова. - М. : Педагогика, 2017. - 116 с.
20. Крупенчук, О. И. Система работы по развитию мелкой моторики у детей с речевой патологией / О. И. Крупенчук // Дошкольная педагогика. - 2005. - № 6.
21. Лебединская, К. С. Нарушения психического развития в детском и подростковом возрасте: моногр. / К. С. Лебединская, В. В. Лебединский. - М. : Академический Проект, 2015. - 304 с.
22. Нижегородцева, Н. В. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе / Н. В. Нижегородцева, В. Д. Шадриков. - М. : ВЛАДОС, 2016. - 256 с.
23. Певзнер, М. С. Психические особенности детей-олигофренов с выраженным недоразвитием передних отделов полушарий мозга / М. С. Певзнер // Проблемы психического развития аномального ребенка. - М., 1966.
24. Певзнер, М. С. О детях с отклонениями в развитии /
М. С. Певзнер, Т. А. Власова. - М., 1985.
25. Переслени, Л. И. Особенности внимания и восприятия / Л. И. Перелесни, П. В. Шохин // Обучение детей с задержкой психического развития. - М. : Просвещение, 2015. - 250 с.
26. Подрезова, И. А. Школа умелого карандаша. Перспективное планирование и конспекты занятий по развитию графических навыков у детей 5-7 лет с речевыми нарушениями / И. А. Подрезова. - М. : Издательство ГНОМ и Д, 2007.
27. Рамендик, Д. М. Общая психология и психологический
практикум / Д. М. Рамендик. - М. : Форум, 2016. - 304 с.
28. Садовникова, И. Н. Дисграфия, дислексия. Технология
преодоления / И. Н. Садовникова. - М., 2015. - 159 с.
29. Слепович, Е. С. Психологическая структура задержки психического развития в дошкольном возрасте / Е. С. Слепович. - М. : Владос, 2014. - 124 с.
30. Сухарева, Г. Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста (клиника олигофрении) / Г. Е. Сухарева. - М. : Медицина, 1965. - 337 с.
31. Тимощенко, Е. Г. Развитие графомоторного навыка у детей (консультация для родителей) / Е. Г. Тимощенко // Логопед. - 2012. - № 5.
32. Тригер, Р. Д. Программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида (1-4 классы, подготовительный класс) / Р. Д. Тригер. - М., 2015. - 145 с.
33. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015). - URL :http://www.consultant.ru/document/cons doc law 140174/(дата обращения: 20.09.2020).
34. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (приказ Минобрнауки № 1155 от 17.10.2013, зарегистрирован в минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384), вступил в силу с 1 января 2014 г. - URL :http://www.firo.ru/?page id=11003/(дата обращения: 13.09.2020).
35. Филиппова, С. О. Подготовка дошкольников к обучению письму / С. О. Филиппова. - СПб. : Питер, 2015. - 94 с.
36. Хозяинова, М. А. Учимся штриховать (семинар-практикум для родителей детей 5 - 6 лет) / М. А. Хозяинова // Логопед. - 2012.
37. Шадриков, В. Д. Общая психология / В. Д. Шадриков, В. А. Мазилов. - Люберцы : Юрайт, 2016. - 411 c.
38. Шевченко, С. Г. Диагностика и коррекция ЗПР у детей : пособие для уч. и спец. коррекц.-развив. обуч. / С. Г. Шевченко. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : АРКТИ, 2004. - 224 с.
39. Шевченко, С. Г. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей : пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения / С. Г. Шевченко. - М. : Аркти, 2015. - 250 с.
40. Штейнмец, А. Э. Общая психология : учебное пособие / А. Э. Штейнмец. - М. : Академия, 2018. - 496 c.
41. Эльконин, Д. Б. Некоторые вопросы диагностики психического развития детей / Д. Б. Эльконин // Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. - М., 1981.
42. Эльконин, Д. Б. Развитие устной и письменной речи учащихся / Д. Б. Эльконин ; под ред. В. В. Давыдова, Т. А. Нежновой. - М. : ИНТОР, 2015. - 112 с.
43. Ястребова, А. В. Обучаем читать и писать без ошибок / А. В. Ястребова, Т. П. Бессонова. - М. : АРКТИ, 2017. - 87 с.