ГЛАВА 1 НАУЧНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕХНИЧЕСКОЙ
ПОДГОТОВКИ ЛЫЖНИКОВ ГОНЩИКОВ 5
1.1 Техника поворотов и спусков в лыжных гонках 6
1.2 Возрастные особенности детей 9-10 лет 22
1.3 Методики обучения спускам и поворотам в лыжных гонках 29
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕПО
ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ СПУСКОВ И ПОВОРОТОВ 44
ЛЫЖНИКОВ ГОНЩИКОВ 9-10 ЛЕТ 44
2.1 Организация исследования 44
2.2 Методы исследования 45
2.3 Описание экспериментальной методики 48
ГЛАВА 3 Результаты исследования и их обсуждение 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 62
ПРИЛОЖЕНИЯ 66
Приложение А 66
Приложение В 68
Обучение технике спусков и поворотов на этапе начальной подготовки лыжников гонщиков очень важна, так как в данном возрасте 9-10 лет закладываются основы техники движения. При правильном подборе методов и средств и разнообразие упражнений, и проведение их в разных частях занятия будут наиболее эффективными.
Актуальность темы: Период 9-10 лет очень важен, так как здесь закладывается основа будущих успехов лыжников гонщиков. В этом возрасте в соответствии с возрастными особенностями организма, решаются конкретные задачи по развитию физических качеств, по обучению технике и тактике лыжных гонок. Необходимо учитывать, что отдельные элементы техники передвижения на лыжах не всегда доступны этому возрасту в силу недостаточного уровня развития каких-либо качеств (равновесия, силы отдельных групп мышц). В таком случае овладевают несколько упрощенным вариантом способа передвижения.
Однако при этом очень важно, чтобы не искажалась основа способа, с тем, чтобы при повышении уровня развития необходимых качеств можно было освоить и другие элементы без переучивания всего способа передвижения.
Передвижение на лыжах в условиях равнинной и пересеченной местности с преодолением подъемов и спусков различной крутизны вовлекает в работу большие группы мышц и оказывает положительное воздействие на развитие и укрепление функциональных систем организма и в первую очередь на сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную.
Основной задачей технической подготовки на этапе начальной подготовки является формирование рациональной временной, пространственной и динамической структуры движений.
Особое значение имеет изучение техники спусков и поворотов (обучение стойкам (низкой, средней, высокой), поворотам переступанием, плугом, упором). Так как это способствует воспитанию смелости и устойчивости, а также проработка координации, ориентирование в пространстве. В этом возрасте важно научить детей прежде свободному спуску на высокой скорости со склонов различной крутизны, и повороты различной крутизны. Юные спортсмены, хорошо овладевшие элементами технике спусков и поворотов, значительно легче овладевают лыжными ходами.
С этой целью применяется широкий круг традиционных методов и средств, направленных на обучение техники спусков и поворотов, поэтому необходимо подобрать такие средства, которые позволили бы обучить этому техническому элементу детей 9-10 лет.
Проблема исследования: проблема исследования заключается в поиске эффективным методов и средств обучение технике спусков и поворотов лыжников гонщиков 9-10 лет
Объект исследования: техническая подготовка лыжников гонщиков 910 лет.
Предмет исследования: методика обучения технике спусков и поворотов лыжников гонщиков 9-10 лет.
Цель исследования: обучить технике спусков и поворотов лыжников гонщиков 9-10 лет.
Для достижения этой цели нужно решить следующее задачи:
1. Изучить технику поворотов и спусков в лыжных гонках.
2. Изучить возрастные особенности детей 9-10 лет.
3. Проанализировать методики обучения технике спусков и поворотов лыжников гонщиков.
4. Разработать экспериментальную методику обучения технике спусков и поворотов лыжников гонщиков 9-10 лет.
5. Дать практические рекомендации.
Гипотеза: Мы предполагаем, что разработанный комплекс упражнений, реализуемый в подготовительной и в основной части учебнотренировочного занятия, позволит эффективнее обучить технике спусков и поворотов с помощью разработанного комплекса упражнений для спусков и поворотов лыжников гонщиков 9-10 лет.
Предполагаем, что применение разработанного комплекса упражнений (специальные упражнения в движении и имитационные упражнения на месте), включающих в подготовительную и основную часть учебнотренировочного занятия позволят эффективнее обучить технической подготовке лыжников-гонщиков 9-10 лет. Что в свою очередь будет способствовать эффективности прохождения спусков и поворотов и сложных рельефных трасс за короткий промежуток времени.
Научная новизна исследования:
• Определены статистические верные результаты, используемых методов и средств, которые позволяют эффективнее обучить технической подготовке лыжников-гонщиков 9-10 лет.
• Разработана структура занятия по обучению технике спусков и поворотов лыжников гонщиков, в процессе, который еще и повышается мотивация обучающихся к занятиям лыжными видами спорта.
Теоретическая значимость исследования:
Разработан комплекс упражнений по обучению спускам и поворотам в лыжных гонках, контрольные испытания в виде контрольных упражнений и прохождения отдельных отрезков дистанции.
Структура выпускной квалификационной работы (ВКР). ВКР изложена на 56 страницах, состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы, включающего 39 источников и приложений. Текст ВКР снабжен таблицами, иллюстрированными рисунками.
1. В лыжных гонках применяют повороты на месте и в движении. Повороты в движении используют на всех разновидностях рельефа: равнине, спуске, реже на подъемах.
Для изменения направления движения на равнинных участках и спусках используют поворот переступанием. Поворот в движении «плугом» и упором используют на крутых склонах с достаточно широким и плотным снежным полотном он выполняют из положения «торможение плугом». Поворот на параллельных лыжах используется на виражах с хорошо прорезанной и накатанной лыжней.
2. Способность к запоминанию у детей весьма быстро растет в период от 7до 12 лет. В возрасте 9-10 лет возрастает контролирующая роль коры головного мозга. Быстрее происходит образование условных рефлексов. Динамические стереотипы двигательных навыков, закрепленные в младшем школьном возрасте, обладают значительной устойчивостью и способны сохраняться в течение многих лет. Возраст 7-10 лет является новым этапом в формировании акта ходьбы. Показатели структуры шага и ходьбы близки к показателям взрослых. Лишь к возрасту 9-10 лет инновационная структура двигательной координации становится устойчивой к влиянию дополнительных нагрузок и различных «шумов», мешающих реализации движения. Мозговое обеспечение произвольных тошнотных движений интенсивно формируется к 9-10 годам.
3. Анализ методики технике спусков и поворотов показывает, что, успешное овладение техникой спусков и поворотов позволяет быстро и безопасно передвигаться по пересеченной местности во время прогулок, туристических походов и соревнований по лыжным гонкам. Максимальная скорость движения на склоне во многом зависит от стойки спуска. Большое влияние оказывают крутизна и длина склона, условия . Наиболее часто применяется при спусках основная (средняя стойка). Она наименее утомительная и позволяет выполнить при спуске любые повороты, торможения. Обучение всем видам стоек начинается на ровном месте. Затем после показа учителя выполняется спуск. Постепенно крутизна поворотов должна увеличиваться. Постепенность усложнения задания позволит освоить стойки спусков, избежать падения и травм и уверенно преодолеть чувство страха перед скоростью и крутизной поворотов.
4. Экспериментальная методика заключалась в разработке комплекса упражнений для обучения техники спусков и поворотов лыжников гонщиков 9-10 лет. Использовались в данной экспериментальной методике специальные средства тренировки - подготовительные, имитационные и специальные упражнения. Данный комплекс упражнений был разработан для подготовительной и основной части учебно-тренировочного занятия. В результате применения экспериментально методики был получен статистически достоверный прирост результатов участников экспериментальной группы, а в контрольной прирост был менее значительный и статистически не достоверный.
Прирост в процентном соотношении в тесте «Прохождение дистанции 1 км» в экспериментальной группе составил 10%, в контрольной 4,74%.
Прирост в процентном соотношении в тесте « прохождения спуска 90 м» в экспериментальной группе составил 23,91%, в контрольной 20,38%.
Прирост в процентном соотношении в тесте «Прохождения поворотов радиусом 20 м на равнине вправо, влево» в экспериментальной группе составил 25,58%, в контрольной 23,35%.
5. По результатам проведённого эксперимента были разработаны практические рекомендации...