Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие связной устной речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития на материале сюжетных картин

Работа №93518

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы151
Год сдачи2021
Стоимость4240 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
199
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ УСТНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 9
1.1. Психолого-педагогические особенности детей дошкольного
возраста с задержкой психического развития 9
1.2. Развитие связной устной речи у детей дошкольного возраста в
онтогенезе 28
1.3. Особенности формирования связной устной речи у детей
дошкольного возраста с задержкой психического развития 35
1.4. Пересказ по серии сюжетных картин как средство развития
связной устной речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 41
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 49
2.1. Обзор диагностических методик связной устной речи
дошкольников с задержкой психического развития 49
2.2. Констатирующий эксперимент. Цели, задачи, условия
эксперимента. Определение уровня развития связной устной речи у старших дошкольников с задержкой психического развития 57
2.3. Анализ результатов обследования уровня развития связной устной
речи у старших дошкольников с задержкой психического развития 61
ГЛАВА 3. СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ УСТНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ... 71
3.1. Организация формирующего эксперимента. Перспективный план работы по развитию связной устной речи на год 71
3.2. Коррекционная работа по развитию связной устной речи у детей
старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития по серии сюжетных картин 88
3.3. Сравнительный анализ данных констатирующего и контрольного
этапов эксперимента 98
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 107
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 110
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 116
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 117
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 119
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 120
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 121
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 123
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 124
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 125

Речь включает операции, связанные с построением высказывания, его пониманием. Речь необходимо рассматривать в качестве особой деятельности, характеризующейся иерархической организацией. Речь влияет на процесс формирования высших психических функций. Реализуемые речью функции - регулятивная, коммуникативная и познавательная. Аналогично иным видам деятельности, речи присуща определенная структура, мотивация и целеустремленность.
Связная речь - это развернутое, последовательное, логическое изложение какого-либо содержания. Связное высказывание является показателем уровня умственного, речевого, эмоционального развития ребёнка и свидетельствует о том, насколько ребёнок обладает словарным запасом родного языка, его грамматическим оформлением, нормами языка [52].
Общее развитие ребёнка происходит в дошкольный период. Известно, что большое значение на развитие речи детей данного возраста оказывает в достаточной степени сформированность когнитивных функций. Негативное влияние на весь процесс развития речи оказывают и нарушения познавательной деятельности.
Формирование речи оказывает влияние на развитие когнитивных процессов и на совершенствование устной речи детей старшего дошкольного возраста, что повышает их уровень общего развития [22].
При задержке психического развития через общее недоразвитие психики обогащение словарного опыта протекает замедленно и искаженно. Дети с задержкой психического развития не чувствуют надобности в речевом общении с окружающими. У детей с задержкой психического развития отмечается, прежде всего, позднее появление первых слов и фраз, как следствие отмечается замедленное обогащение словаря и овладение грамматическим строем, в результате отстаёт формирование эмпирических языковых обобщений. Отмечаются недостатки произношения и различения отдельных звуков [12].
Таким образом, развитие связной устной речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития - актуальная проблема современного специального образования.
Наблюдения показывают, что в пределах повседневных нужд и проблем устная речь у детей старшего дошкольного возраста этой категории удовлетворяет их потребности в общении. При повседневном общении недостатки словаря, грамматического оформления и произношения заметно не выступают. Несмотря на это, отмечается недостаточная отчётливость речи у большей части детей данной категории. Крайне низкая речевая активность, обусловливает нечёткость речи, которая связана с недостаточной подвижностью артикуляционного аппарата [14].
Самостоятельно связная устная речь у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития формируется с существенными нарушениями. Следовательно, необходима точно спланированная систематическая коррекционная работа логопеда, дефектолога, воспитателей и родителей, которая предполагает специальные коррекционно-развивающие занятия по осознанному формированию у детей связной устной речи, её развитию в разных видах деятельности при непосредственном участии педагогов.
Особое внимание в современном дошкольном образовании уделяется индивидуальному подходу и разным вариантам образования, в связи с этим пристальное внимание следует обратить на обучение старших дошкольников с задержкой психического развития. При этом значимость качества образования, а именно особенность педагогической деятельности логопеда, дефектолога, воспитателя с детьми с задержкой психического развития в системе дошкольного образования существенно возрастает.
Задачей логопеда и дефектолога является всестороннее развитие дошкольников, а именно формирование и развитие высших психических функций. Индивидуальный подход предполагает, что необходимо «выстраивать» взаимодействие с каждым ребёнком с задержкой психического развития, опираясь на его особенности [58].
Развитие связной речи является одной из задач профилактики и коррекции речевых нарушений дошкольников с задержкой психического развития с учётом того, что у всех отмечается системное недоразвитие речи различной степени.
Е. В. Крылова выделяет проблему развития связной устной речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, которой занимались доктор педагогических наук Р. И. Лалаева, кандидат психологических наук, доцент Н. Ю. Борякова, доктор психологических наук Е. С. Слепович. Исследования свидетельствуют о значительных нарушениях внутреннего программирования и языкового оформления связных высказываний этой категории детей [19].
Следовательно, появляется проблема, как нам использовать сюжетные картины для развития связной устной речи у старших дошкольников с задержкой психического развития.
Объектом исследования - связная устная речь у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Предмет исследования - развитие связной устной речи на материале сюжетных картин у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Цель исследования - теоретически обосновать, разработать и экспериментально апробировать программу развития связной устной речи детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития на материале сюжетных картин.
В основу исследования была положена следующая гипотеза: связная устная речь у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития будет формироваться быстрее если:
- учтены возрастные особенности детей;
- использована целенаправленная коррекционная работа с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, которая способствует совершенствованию их связной устной речи;
- применены эффективные формы и приёмы работы, активизирующие мотивацию дошкольников.
В соответствии с целью и гипотезой нашего исследования были поставлены следующие задачи:
Задачи исследования:
- проанализировать психолого-педагогические информационные источники по проблеме исследования;
- рассмотреть высшие психические функции у детей дошкольного возраста в онтогенезе и с задержкой психического развития;
- выявить уровень сформированности связной устной речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития;
- составить и апробировать перспективный план работы по развитию связной устной речи на материале сюжетных картин.
Методы исследования:
В ходе исследования применялись теоретические методы:
- анализ психолого-педагогической, логопедической, психолингвистической, нейропсихологической литературы по проблеме исследования.
А также применялись эмпирические методы:
- педагогический эксперимент, анализ результатов обследования связной устной речи, формирующий эксперимент.
База исследования: автономное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида ДОУ № 14 города Красноуфимск.
Структура работы: выпускная квалификационная работа содержит введение, три главы, 9 таблиц, 5 рисунков, заключение, список использованной литературы, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Итак, изучив и проанализировав учебную и специальную литературу по данной теме, можно сделать определённые выводы. Самым главным и действенным способом предотвращения задержки психического развития станут профилактика и своевременный диагноз.
Диагностирование задержки психического развития в раннем детстве действительно является проблематичным, а поэтому необходимо внимательное наблюдение за развитием ребенка. Главное - уделять ребёнку должное внимание, заниматься с ним, разговаривать и поддерживать постоянный контакт.
Проанализировав психолого-педагогические особенности старших дошкольников с задержкой психического развития, мы пришли к выводу, что у детей этой группы наблюдается низкий и средний (по сравнению с нормально развивающимися сверстниками) уровни развития связной устной речи, восприятия, внимания, мышления, памяти, поведения в игре.
Проанализировав особенности формирования связной устной речи у старших дошкольников с задержкой психического развития, отметим, что их речь имеет ряд особенностей. Её характеризует малый объем словарного запаса, излишняя вербализация, несформированность грамматического строя речи, бедность словаря, недостаточность словообразовательных и словоизменительных процессов.
Проблема коррекции связной устной речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития на данный момент сохраняется, так как она недостаточно изучена.
Важным условием коррекционной работы по развитию связной речи у детей с задержкой психического развития является ранняя помощь и мотивация ребёнка к самостоятельной речевой деятельности.
Для эффективной коррекционной работы по формированию связной устной речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР необходимо правильно провести диагностику речевого развития ребёнка.
На констатирующем эксперименте в качестве диагностического инструментария по выявлению параметров уровня сформированности связной устной речи нами была выбрана и адаптирована методика В. П. Глухова по обследованию связной речи. Констатирующий эксперимент показал нам, что у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в основном средний уровень сформированности связной устной речи.
Обучающий эксперимент проводился на базе автономного дошкольного образовательного учреждения комбинированного вида в детском саду № 14 города Красноуфимска, в котором участвовали пятеро детей в возрасте от шести до семи лет c диагнозом задержка психического развития. Нами был разработан перспективный план по развитию связной устной речи на материале сюжетных картин, который был реализован частично с 13 января по 5 марта 2020 года. В индивидуальных и фронтальных подгрупповых формах было проведено 10 занятий.
Нами была проведена коррекционная работа по развитию связной устной речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР по перспективному плану развития связной устной речи на материале сюжетных картин.
Анализ результатов показал, что из пяти детей, участвовавших в эксперименте, у Димы С. отсутствует динамика по причине частых пропусков занятий по болезни, отсутствия заинтересованности родителей в развитии ребёнка, пропуска родительских собраний и мастер - классов, пропуска медикаментозного лечения.
Также отсутствует динамика у Коли Ю. из-за наличия у него синдрома дефицита внимания и гиперактивности, а также частых пропусков занятий по болезни.
Это привело к отсутствию положительных результатов в целом в развитии ребёнка, что в первую очередь отражается на связной устной речи.
Важно отметить, что достижение положительной динамики зависит от триединства - это приём медикаментозного лечения, коррекционная педагогическая работа с ребёнком и работа с ребёнком дома.
Результаты сравнения констатирующего и контрольного экспериментов показали верность выбранной нами коррекционной работы и её продуктивность. В будущем мы планируем полностью реализовать перспективный план по развитию связной устной речи на материале сюжетных картин. Необходимо организовывать коррекционную работу с учётом индивидуальных особенностей каждого дошкольника, подбирать дифференцированные задания, исходя из структуры дефекта.
Итак, поставленные задачи были полностью решены, и проведённая коррекционная работа по развитию связной устой речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР произвела положительный эффект на многих детей.


1. Аксенова, А. К. Развитие связной устной речи у умственно отсталых учащихся на специальных уроках / А. К. Аксенова // Дефектология. - 1987. - № 6. - С. 21-90.
2. Астапов, В. М. Введение в дефектологию с основами нейропатопсихологии : учебник / В. М. Астапов. - М. : Международная педагогическая академия, 1994. - 216 с.
3. Борякова, Н. Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и
коррекция задержки психического развития : учебное пособие /
Н. Ю. Борякова. - М. : Гном-Пресс, 2002. - 64 с.
4. Власова, Т. А. О детях с отклонениями в развитии : учебное пособие / Т. А. Власова, М. С. Певзнер. - М., 1973. - 189 с.
5. Власова, Т. А. Дети с задержкой психического развития : учеб. пособие / Т. А. Власова. - М. : Мозаика-Синтез, 1984. - 205 с.
6. Выготский, Л. С. Мышление и речь : Психологические исследования : учебник / Л. С. Выготский. - М. : Лабиринт, 1996. - 461 с.
7. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский, В. В. Давыдова ; под ред. В. В. Давыдова. - М. : Педагогика, 1991. - 480 с.
8. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. - М. : Астрель, 2006. - 200 с.
9. Выготский, Л. С. Развитие высших психических функций : учебник / Л. С. Выготский. - М. : Изд-во АПН РСФСР, 1960. - 488 с.
10. Выготский, Л. С. Психология развития человека : учебное пособие / Л. С. Выготский. - М. : Смысл ; Эксмо, 2006. - 130 с.
11. Глухов, В. П. Методика формирования связной монологической речи дошкольников с ОНР речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / В. П. Глухов. - М. : АРКТИ, 1996. - 200 с.
12. Глухов, В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / В. П. Глухов. - М. : АРКТИ, 2004. - 168 с.
13. Грибова, О. Е. Прием научного моделирования как средство изучения речевых нарушений / О. Е. Грибова // Дефектология. - 2001. - № 1. - С. 45-90.
14. Егорова, Т. В. Особенности памяти и мышления младших школьников отстающих в развитии / Т. В. Егорова. - М. : Педагогика, 1973. - 150 с.
15. Дмитриева, Е. Е. Об особенностях общения со взрослым 6¬летних детей с ЗПР / Е. Е. Дмитриева // Дефектология. - 1988. - № 1. - С. 11-40.
16. Забрамная, С. Д. Практический материал для проведения психолого-педагогического исследования детей / С. Д. Забрамная. - М. : Издательский центр «Академия», 2003. - 321 с.
17. Забрамная, С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей / С. Д. Забрамная. - М. : Просвещение, 1995. - 67 с.
18. Карпова, С. Н. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 6-7 лет / С. Н. Карпова. - СПб. : ПИТЕР, 2007. - 144 с.
19. Крылова, Е. В. Развитие связной речи у учащихся с задержкой
психического развития в условиях общего образования : автореф. дис. канд. пед. наук / Е. В. Крылова. - М., 2008.- URL :
https://www.dissercat.com/content/razvitie-svyaznoi-rechi-u-uchashchikhsya-s-zaderzhkoi-psikhicheskogo-razvitiya-v-usloviyakh(дата обращения: 11.12.2019).
20. Лалаева, Р. И. Нарушения устной речи и система их коррекции у умственно отсталых школьников / Р. И. Лалаева. - М., 1988. - 150 с.
21. Лебединская, К. С. Задержка психического развития и ее причины возникновения и пути профилактики аномалий развития у детей : учебник / К. С. Лебединская. - М., 1985. - 486 с.
22. Лебединский, В. В. Нарушения психического развития у детей : учебное пособие / В. В. Лебединский. - М. : Издательство Московского университета, 1985. - 148 с.
23. Лебединский, В. В. Общие закономерности психического дизонтогенеза. Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития : учебник / В. В. Лебединский. - СПб. : ПИТЕР, 2002.-148 с.
24. Лубовский, В. И. Принципы диагностики психического дизонтогенеза и клиническая систематика задержки психического развития : учебник / В. И. Лубовский, Г. Р. Новикова ; под ред. Г. Р. Новикова. - М. : Дефектология, 1989. - 104 с.
25. Лубовский, В. И. Развитие словесной регуляции действий у детей (в норме и патологии) / В. И. Лубовский. - М. : Педагогика, 1978. - 224 с.
26. Лурия, А. Р. Внимание и память : учебное пособие / А. Р. Лурия.
-М., 1975. - 106 с.
27. Лурия, А. Р. Высшие корковые функции человека /: учебное пособие / А. Р. Лурия. - М., 1969. - 178 с.
28. Лурия, А. Р. Основы нейропсихологии / А. Р. Лурия. - М., 2002.-250 с.
29. Лурия, А. Р. Роль речи в регуляции временных связей и в регуляции поведения у детей олигофренов : учебное пособие / А. Р. Лурия. - М., 1960. - 300 с.
30. Лурия, А. Р. Письмо и речь / А. Р. Лурия. - М., 2002. - 200 с.
31. Лурия, А. Р. Язык и мышление / А. Р. Лурия. - М., 1979. - 180 с.
32. Лурия, А. Р. Язык и сознание / А. Р. Лурия. - М., 1998. - 250 с.
33. Максимова, Н. Ю. Основы патопсихологии / Н. Ю. Милютина. - М. : Главник, 2008. - 463 с.
34. Маркова, А. К. Психология усвоения языка как средства общения / А. К. Маркова. - М., 1972. - 200 с.
35. Мастюкова, Е. М. Лечебная педагогика ранний и дошкольный возраст : учебник / Е. М. Мастюкова. - М. : ВЛАДОС,1997. - 304 с.
36. Методы обследования речи у детей : учеб. для студентов вузов / Г. В. Чиркина [и др.] ; под ред. И. Т. Власенко.- М. : Академия, 1996. - 300 с.
37. Морозова, Н. Г. Развитие понимания смысловой стороны речи у аномальных детей дошкольного возраста / Н. Г. Морозова. - М., 1982. - 200 с.
38. Мудрик, А. В. Общение в процессе воспитания / А. В. Мудрик. - М. : Педагогическое общество России, 2011. - 320 с.
39. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В. С. Мухина. - М. : Академия, 2004. - 456 с.
40. Немов, Р. С. Психология / Р. С. Немов. - М. : Просвещение, 1995.
-200 с.
41. Немов, Р. С. Психология / Р. С. Немов - М. : Просвещение, 2000.
-250 с.
42. Певзнер, М. С. Дети с временной задержкой развития/
М. С. Певзнер ; под ред. Т. А. Власовой. - М. : Педагогика, 1971. - 189 с.
43. Певзнер, М. С. Клиническая характеристика детей с
нарушениями темпа развития / М. С. Певзнер. - М., 1995. - 55 с.
44. Психологический справочник учителя / авт.-сост. Л. М. Фридман.
-М. : Совершенство, 1998. - 432 с.
45. Рахмакова, Г. Н. Формирование умений построения предложений
в речи детей с задержкой психического развития : автореф. дис. канд. пед. наук / Г. Н. Рахмакова. - М., 1985. - URL :
https://search.rsl.ru/ru/record/01008688112(дата обращения: 25.10.2019).
46. Репина, Т. А. Деятельность и взаимоотношения дошкольников / Т. А. Репина. - М. : Педагогика, 1987. - 192 с.
47. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн.
-М. : Питер-2004. - 460 с.
48. Серебрякова, Н. В. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития / Н. В. Серебрякова. - М. : Педагогика, 2005. - 300 с.
49. Слепович, Е. С. Игровая деятельность дошкольников с задержкой психического развития / Е. С. Слепович. - М. : Педагогика, 1990. - 96 с.
50. Слепович, Е. С. Формирование речи у дошкольников с задержкой психического развития / Е. С. Слепович. - Минск. : Изд-во Народная Асвета, 1989. - 64 с.
51. Сорокин, В. М. Специальная психология / В. М. Сорокин, Л. М. Шипицына ; под ред. Л. М. Шипицыной. - СПб. : Речь, 2003. - 216 с.
52. Сохин, Ф. А. Развитие речи детей дошкольного возраста : пособие для воспитателя дет. сада. / Ф. А. Сохин. - М. : Просвещение, 1979. - 223 с.
53. Ульенкова, У. В. Шестилетние дети с задержкой психического развития / У. В. Ульенкова. - М. : Педагогика, 1990. - 184 с.
54. Ушакова, О. С. Работа по развитию связной речи / О. С. Ушакова. - М. : Вопросы педагогики. - 2004. - 171 с.
55. Фомичева, М. Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: Практикум по логопедии / М. Ф. Фомичева. - М. : Просвещение, 1989. - 239 с.
56. Фридман, Л. М. Наглядность и моделирование в обучении : учебное пособие / Л. М. Фридман. - М. : Педагогика, 1984. - 200 с.
57. Чиркина, Г. В. Нарушения речи у детей. : пособие для воспитателей дошкольных учреждений / Г. В. Чиркина. - М. :Просвещение, 1993. -232 с.
58. Чредниченко, В. В. Методические рекомендации педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития / В. В. Чредниченко. - Б., 2013. - URL :https://dohcolonoc.ru(дата обращения: 21.03.2020)
59. Чуковский, К. И. От двух до пяти : кн. Для воспитателей дет. сада и родителей / К. И. Чуковский. - М. : Просвещение, 1928. - 192 с.
60. Шевченко, С. Г. Ознакомление с окружающим миром и развитие речи дошкольников с ЗПР : учебное пособие / С. Г. Шевченко. - М., 2013. - 137 с.
61. Шошин, П. Б. Нарушения речи и письма у детей : учебное пособие / П. Б. Шошин. - М. : АКРТИ, 2005. - 224 с.
62. Эльконин, Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте / Д. Б. Эльконин //Вопросы писхологии. - 1971. - №4 - С. 6-20.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ