ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ
ИССЛЕДОВАНИЯ 8
1.1. Характеристика волейбола как вида спорта 8
1.2. Анатомо-физиологические особенности волейболисток 13-14 лет . 14
1.3. Методика развития координационных способностей у
волейболисток 13-14 лет 19
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 49
2.1. Организация исследования 49
2.2. Методы исследования 50
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 80
Волейбол становится все более динамичным видом спорта и характеризуется высокой двигательной активностью спортсмена. Эффективные и близкие к идеальной реализации игровые действия на площадке, технические приемы и различные тактические комбинации, выполняемые на протяжении всей игры, основаны на высоком уровне развития основных физических качеств, в том числе и координационных способностей.
Современные требования к игре волейбол значительно увеличили объем двигательной деятельности, осуществляемой в вероятностных и неожиданно возникающих ситуациях, которая требует проявления находчивости, быстроты реакции, пространственной, временной, динамической точности движений и их биомеханической рациональности. Все эти качества и способности связывают с понятием «ловкость». Неотъемлемую основу ловкости составляют координационные способности [16].
Выполнение любого технического приема в волейболе строится на основе уже освоенных координационных связок. Чем больше запас разнообразных двигательных умений и навыков имеет волейболист, тем успешнее идут овладение техникой игры и использование различных приемов в постоянно изменяющихся ситуациях. В связи с этим, основной путь развития координационных способностей - это овладение спортсменами новых разнообразных навыков и умений.
Хорошо развитые координационные способности волейболиста являются необходимыми предпосылками для успешного овладения техническим приемам игры и соревновательной деятельности. От них зависят технические особенности игрока, темп и характеристики ведения игры и их ситуационно-адекватное применение. Координационные способности создают большую плотность и вариативность процессов управления движениями, основу для роста двигательного опыта [28].
Развитые координационные качества способствуют экономному расходу энергетических ресурсов спортсмена, помогают точно выбрать время для выполнения технического действия, создают оптимальные условия для применения сложных тактико-технических действий в процессе игры. Поэтому развитие и совершенствование координационных способностей, помимо других физических качеств, в волейболе является одной из самых важных и актуальных задачей тренировочного процесса.
В методической литературе проблема развития координационных способностей спортсменов достаточно широко освещена. Так, в своих работах Д. Б. Варламов, В. Б. Иссурин и И. Ю. Горская отмечают огромное значение координационной подготовки юных волейболистов [16, 28, 18], а известные тренеры Е. Н. Шпитальная и А. А. Харин в своих методических разработках отводят особое место координационной подготовке волейболистов в учебно-тренировочном процессе [62, 58]. Однако, не смотря на достаточно большое количество публикаций , посвященных данному вопросу, проблема развития координационных способностей волейболисток подросткового возраста в современных условиях роста спортивных результатов, а, значит, и возросших требованиях к спортсменкам , нуждается в дальнейшем изучении и разработке, требует новых подходов и совершенствования системы координационной подготовки волейболисток 13-14 лет.
Актуальность исследования на социально-педагогическом уровне обусловлена возникшим противоречием между возрастающей значимостью развития координационных качеств волейболисток 13-14 лет, как одного из приоритетных направлений повышения общей и специальной физической подготовки, и недостаточной модернизацией тренировочного процесса подготовки юных волейболисток. Мировая практика содержит богатый опыт координационной подготовки спортсменов разного уровня, однако, он не всегда учитывается в тренировочном процессе подростков.
Актуальность исследования на научно-теоретическом уровне определяется возникшими противоречиями между необходимостью повышения уровня координационной подготовки в подростковом возрасте и отсутствием современных теоретически обоснованных средств и методов развития координационных способностей волейболисток 13-14 лет.
Актуальность исследования на научно-методическом уровне обусловлена возникшими противоречиями между необходимостью совершенствования средств и методов, способствующих развитию координационных способностей волейболисток 13-14 лет, и устаревшим программно-методическим обеспечением для решения этой задачи.
Проблема исследования определяется противоречиями, сложившимися в теории и практике применения педагогических технологий в тренировочном процессе, направленных на развитие координационных способностей волейболисток 13-14 лет.
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс, направленный на развитие координационных способностей волейболисток 13-14 лет.
Предмет исследования: средства координационной подготовки юных волейболисток 13-14 лет.
Цель исследования: совершенствование методики развития
координационных способностей волейболисток 13-14 лет.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи исследования:
1. Провести анализ литературы по проблеме исследования.
2. Разработать методику развития координационных способностей волейболисток 13-14 лет.
3. Выявить эффективность предложенной методики.
База исследования: Спортивный комплекс «Олимп», г. Ирбит.
Научная новизна исследования: выявлена и экспериментально доказана эффективность применения экспериментальной методики развития координационных способностей волейболисток 13-14 лет, заключающаяся в возможности применения не стандартных методов координационной подготовки в тренировочном процессе и индивидуализации нагрузки в процессе тренировок.
Теоретическая значимость исследования: в ходе работы выявлено, что для повышения уровня развития координационных способностей волейболисток 13-14 лет необходимо применение тренировочных методик координационной подготовки из других видов спорта, способствующих эффективному достижению поставленной цели.
Практическая значимость исследования: разработан комплекс
упражнений, направленный на увеличение уровня развития координационных способностей волейболисток 13-14 лет.
Гипотеза исследования. Предполагается, что совершенствование тренировочных методов и приемов, направленных на повышение уровня координационной подготовки подростков, положительно скажется на развитии координационных способностей волейболисток 13-14 лет, что, в дальнейшем, окажет положительное влияние и на дальнейший рост техникотактического и спортивного мастерства. Основное направление совершенствования методики развития координационных способностей - это применение тренировочных упражнений из художественной гимнастики, легкой атлетики, баскетбола, футбола и, как следствие, - обогащение арсенала двигательных действий юных волейболисток все новыми разнообразными навыками и умениями.
В работе использованы следующие методы исследования: анализ и обобщение научно-методической литературы; педагогическое тестирование; педагогический эксперимент; метод математико-статистической обработки данных.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа изложена на 80 страницах, состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 69 источников, и приложений. Текст ВКР снабжён таблицами, иллюстрирован рисунками.
Волейбол - один из наиболее популярных и распространённых игровых видов спорта. Появился волейбол в американском городе Холиока в 1895 году. Отцом этой игры можно считать учителя по физическому воспитанию У. Моргана. Волейбол изначально был задуман, как игра для пожилых людей. Центральным органом, осуществляющим управление волейболом как видом международного спорта и регламентирующим правила игры, является FIVB - Международная федерация волейбола. С 2006 года в состав FIVB входят 220 национальных федераций волейбола, количество которых регулярно увеличивается.
Соревнования по волейболу проводятся на площадке размером 18х9 метров, разделенной на два равных квадрата сеткой шириной в метр. Высота, на которой расположена сетка зависит от пола игроков, на мужских соревнованиях сетка расположена на высоте 2,43 м, а на женских - 2,24 м. Приём в секции волейбола разрешен с 8 лет. Время игры в волейбол не регламентировано, игра длится до того момента, пока одна из команд не наберет 25 очков. Для игры в волейбол используют специальный мяч, утвержденный Международная федерация волейбола.
Возраст 13-14 лет относится к среднему школьному возрасту. Данный возрастной период в организме девочек сопровождается более выраженными физиологическими изменениями и начинается на 1-2 года раньше, чем аналогичный у юношей. В первую очередь, он отмечает резкий рост тела в длину и изменения в структуре мышечной массы. Увеличение роста происходит за счет роста трубчатых костей конечностей, при этом кости грудной клетки отстают в развитии, что затрудняет дыхание. Вместе с ростом тела увеличивается и его масса. В этом возрасте масса тела у девочек увеличивается на 4-8 кг в год, но темпы роста скелета значительно опережают процесс набора массы, что проявляется в особенностях подросткового телосложения, вытянутости и некоторой нескладности.
Заметное отставание в темпах роста туловища, наблюдающееся в начале подросткового периода, вызывает глубокие физиологические последствия, оказывающие негативное влияние на развитие всех внутренних органов.
Изменения в сердечно-сосудистой системе провоцируют временные расстройства кровообращения, приводят к повышению кровяного давления, вызывают головокружения, учащённое сердцебиение, мигрени, общую физическую слабость и быструю утомляемость. В связи с возросшей мощностью работы сердца растут показатели артериального давления и жизненной емкости легких. В возрасте 13 лет подростков значительно возрастает способность к усвоению новой информации и растет эффективность тактического мышления. Любая деятельность подростка характеризуется повышенной эмоциональностью поведения. Возрастает роль процессов возбуждения, заметно снижается дифференцированное торможение, тормозятся рефлекторные реакции, а двигательные действия подростков отличаются заметно большим числом дополнительных движений.
Современный волейбол характеризуется высокой физической активностью волейболистов. Эффективное выполнение игровых действий, находясь в безопорном положении, технических приемов и большинства тактических комбинаций в течение одной игры или нескольких игровых дней основано на высоком уровне развития физических качеств, в том числе способностей координации.
Координационные способности - это способность спортсмена контролировать свои движения и динамически восстанавливать свою двигательную активность в изменяющейся среде. Координационные способности в волейболе наиболее часто проявляются при выполнении всех технических и тактических действий, а также тесно связаны с другими физическими качествами (сила, скорость, выносливость, гибкость).
Основным средством развития координационных способностей в волейболе используются разнообразные упражнения, в которых спортсмен должен выйти из неожиданно сложившейся ситуации с помощью нестандартных, быстрых и эффективных двигательных действий. Методы развития координационных способностей следующие: усложнение ранее усвоенных упражнений; метод двустороннего освоения упражнений; изменение (усиление) противодействия тех спортсменов, у кого присутствуют парные и групповые упражнения; метод изменения пространственных границ; выполнение знакомых двигательных действий в неизвестных заранее комбинациях (в ответ на сигналы, по заданию и т.д.); упражнения для переключения технических приемов и тактических действий.
Педагогическое исследование проводилось с сентября 2019 года по апрель 2020 года на базе секции по волейболу спортивного комплекса «Олимп» г. Ирбит. В исследовании принимали участие 18 девочек 13-14 лет, которые были разделены на две группы по 9 человек (экспериментальная и контрольная). Все спортсменки на начало исследования имели одинаковый уровень подготовки, предварительно прошли медицинский осмотр и противопоказаний к учебно-тренировочным занятиям не имели. Исследование проводилось в III этапа.
Для решения поставленных в работе задач применялись следующие педагогические и математические методы исследования: анализ и обобщение научно-методической литературы; педагогическое тестирование;
педагогический эксперимент; метод математико-статистической обработки данных. С целью определения уровня развития координационных способностей у волейболисток 13-14 лет СК «Олимп» были использованы следующие тесты: челночный бег 3 x 10 м.; прыжки через скакалку; передачи мяча над головой, с движением между стойками и кувырки.
Целью педагогического эксперимента было обосновать на практике и экспериментально проверить эффективность специально разработанной программы координационной подготовки, направленной на развитие координационных способностей волейболисток старшего школьного возраста, которая включает в себя элементы подготовки юных гимнастов, футболистов, баскетболистов и легкоатлетов.
Считаем, что основной путь развития координационных способностей - это применение тренировочных упражнений из легкой атлетики, баскетбола, футбола и, как следствие, - обогащение арсенала двигательных действий юных волейболисток все новыми разнообразными навыками и умениями.
Таким образом, в учебно-тренировочный процесс волейболисток, входящих в экспериментальную группу, были введены дополнительные упражнения, направленные на развитие координационных качеств. Контрольная группа тренировалась без изменений по стандартному тренировочному плану, рекомендованному для специализированных ДЮСШ по волейболу.
В подготовительную часть тренировки экспериментальной группы был введен комплекс общеразвивающих упражнений (ОРУ) на различные группы мышц. В содержание основной части тренировочного занятия включали комплексы упражнений, взятых из подготовки спортсменок в художественной гимнастике. В заключительную часть включались упражнения, направленные на равновесие и подвижные игры с мячами.
В начале педагогического эксперимента было проведено исходное тестирование уровня развития координационных способностей волейболисток обеих групп. Результаты позволяют судить о том, что обе тренировочные группы имеют примерно одинаковый начальный уровень развития координационных качеств. Это дает возможность точно и объективно судить об эффективности применения в учебно-тренировочном процессе экспериментальной программы, направленной на повышение координационной подготовки волейболисток, а также более точно выявить прирост тестовых показателей и установить их достоверность.
В конце педагогического эксперимента также было проведено контрольное тестирование по тем же тестам. Оценивая полученные результаты, в экспериментальной группе прирост результатов более очевиден, в том числе: по первому тесту (челночный бег 3х10) прирост составил 0,6 сек или 7,3 %; по второму тесту (прыжки со скакалкой за 30 сек, количество повторений) прирост составил 3,0 раз или 9,3 %; по третьему тесту (передачи над головой с преодолением стоек, сек.) прирост составил 1,0 сек или 10,0 %; по четвертому тесту (три кувырка, сек.) прирост составил прирост 0,5 сек или 11,62 %.
Таким образом, и в контрольной, и в экспериментальной группах произошли изменения в тестовых показателях координационной подготовки волейболисток 13-14 лет, что подтверждает эффективность стандартной программы, рекомендованной в ДЮСШ по волейболу. Однако, достоверных различий как в контрольной, так и в экспериментальной группах не выявлено. Но необходимо отметить, что дополнительное применение в экспериментальной группе разработанного комплекса упражнений, включающего в себя элементы подготовки юных гимнастов, футболистов, баскетболистов и легкоатлетов и направленного на развитие координационных качеств, исходя из результатов тестирования, дает больший прирост показателей координационной подготовки. Это касается таких форм проявления координационных способностей волейболисток, как ориентация в пространстве, дифференциация мышечных усилий и способность к согласованию параметров движения. В дальнейшем это, несомненно, окажет положительное влияние и на рост их техникотактического и спортивного мастерства.
1. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 04.12.2007 № 329-ФЗ (последняя редакция). - Режим доступа: http: //www.consultant .ru.
2. Приказ Минспорта России от 30.08.2013 № 680 (ред. от 15.07.2015) «Об утверждении Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта волейбол» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.10.2013 № 30162).
• Режим доступа: http://www.consultant.ru.
3. Абрашина, И. В. Вопросы применения инновационных технологий в области физической культуры / И. В. Ибрашина, Е. В. Попова, М. А. Солдатова // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. - 2018. - № 37. - С. 243-247.
4. Аксенов, М. О. Основы планирования нагрузок в спорте / М. О. Аксенов. - Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2015. - 64 с.
5. Актуальные проблемы теории и практики физической культуры, спорта и туризма. Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов, магистрантов и студентов с международным участием «Актуальные проблемы теории и практики физической культуры, спорта и туризма». В 3 т. (26 апреля 2019 года). - Казань: Поволжская ГАФКСиТ, 2019. - том 2 - 844 с.
6. Акулова, В. Ю. Основы правил соревнований пляжного и классического волейбола / В. Ю. Акулова, А. В. Скворцова. - Павлодар: Кереку, 2014. - 70 с.
7. Арансон, М. В. Анализ современных тенденций научных исследований в спорте высших достижений / М. В. Арансон, Л. Н. Овчаренко, Э. С. Озолин, Б. Н. Шустин // Вестник спортивной науки. - 2016.
• № 5. - С. 55-59.
8. Бабайкина, Е. П. Акробатические упражнения как средство развития координационных способностей обучающихся волейболу / Е. П. Бабайкина, Г. А. Федотова // Тенденции развития науки и образования. - 2018. - № 10. - С. 7-13.
9. Беляева, А. Р. Методика совершенствования координационных способностей / А. Р. Беляева // Электронный научный журнал. - 2016. - № 9 (12). - С. 445-447.
10. Беспалова, Т.А. Роль физической культуры в воспитании подрастающего поколения: учебно-методическое пособие для студентов Института физической культуры и спорта / Т. А. Беспалова, Н. М. Царева, О. В. Ларина и др. - Саратов: СГУ имени Н.Г. Чернышевского, 2016. - 62 с.
11. Болотин, А. Э. Условия повышения специальной физической и технической подготовленности волейболисток / А. Э. Болотин, А. Б. Тинюков // Здоровье-основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. - 2018. - № 3. - С. 580-589.
12. Ботова, Л. И. Методика развития физических качеств волейболиста / Л. И. Ботова // Электронный журнал Экстернат РФ. - 2015. - № 7. - С. 1519.
13. Ботяев, В. Л. Научно-методическое обеспечение отбора в спорте на основе оценки координационных способностей: дис. ... д-ра. пед. наук / В. Л. Ботяев. - Москва, 2015. - 404 с.
14. Бриленок, Н. Б. Педагогический контроль и тестирование в спортивной деятельности: учебно-методическое пособие / Н. Б. Бриленок. - Саратов: Саратовский источник, 2019. - 51 с.
15. Булыкина, Л. В. Технико-тактическая подготовка волейболистов: учебно-методическое пособие / Л. В. Булыкина, Е. В. Фомин, А. В. Суханов. - М.: РГУФКСМиТ, 2014. - 95 с...