Культурная компетентность психолога в условиях транзитивности и повседневности: профессиографическое исследование
|
Введение 3
Глава 1 Теоретико-методологические основы исследования культурной компетентности личности в современной культурной
психологии 10
1.1 Понятие и парадигма транзитивности в современной культурной
психологии 10
1.2 Понятие и структура культурной компетентности личности 25
1.3 Культурная компетентность и культурная осведомлённость:
компетентностный подход в профессиографии 32
1.4 Культурная компетентность в практике консультирования 37
Выводы по главе 1 42
Глава 2 Методические основы исследования культурной компетентности личности в современной культурно-исторической психологии 45
2.1 План, методы и дизайн эмпирического исследования 45
2.2 Описание, анализ и обсуждение экспериментальной статистики 51
Выводы по главе 2 58
Заключение 61
Список используемой литературы 63
Приложения
Глава 1 Теоретико-методологические основы исследования культурной компетентности личности в современной культурной
психологии 10
1.1 Понятие и парадигма транзитивности в современной культурной
психологии 10
1.2 Понятие и структура культурной компетентности личности 25
1.3 Культурная компетентность и культурная осведомлённость:
компетентностный подход в профессиографии 32
1.4 Культурная компетентность в практике консультирования 37
Выводы по главе 1 42
Глава 2 Методические основы исследования культурной компетентности личности в современной культурно-исторической психологии 45
2.1 План, методы и дизайн эмпирического исследования 45
2.2 Описание, анализ и обсуждение экспериментальной статистики 51
Выводы по главе 2 58
Заключение 61
Список используемой литературы 63
Приложения
Современному человеку все сложнее поддерживать внутреннюю целостность и самотождественность в условиях транзитивности мира. Изменчивость, множественность социальных контекстов и неопределенность ценностных систем и ориентиров являются вызовами современного общества. Именно культура, выступая как единое целое и как часть социальной, этнической и личностной ценности, является «точкой опоры», которая даёт устойчивость в изменяющейся действительности и восстанавливает целостность восприятия мира и себя. В связи с этим, особую актуальность в транзитивном обществе обретает проблема культурной компетенции личности, а процесс инкультурации (присвоения и принятия культуры) является сегодня одним из факторов успешной социализации. Актуальность темы. Работа посвящена проблеме культурной компетентности личности психолога в условиях транзитивности и повседневности.
Современные вызовы транзитивности в социальной и культурной практике предъявляют новые требования к профессиональным качествам специалиста. Среди личностно-профессиональных качеств психолога- практика, помимо таких как аутентичность, открытость, эмпатийность, толерантность к неопределённости, и т.д., немаловажной является способность ориентироваться на социокультурные особенности клиента, что означает не только принятие, но и понимание и учёт того, как конкретные социокультурные факторы влияют на формирование мировоззрения клиента, его взгляды, убеждения, потребности (А.Ф.Бондаренко, С.Л.Федько.,2017).. Последнее можно определить как культурную компетентность в узкопрофессиональном смысле. В широком же смысле культурная компетентность определяется как всестороннее овладение, принятие и понимание культурно-исторического наследия. Культурная компетентность функционирует как нормативно-ориентировочная структура поведения, как коммуникативная матрица, посредством которой поведение интерпретируется (как собственное, так и другого), интегрируется, координируется и санкционируется, и как репертуар активностей, позволяющий эффективно реализовывать на практике актуальные поведенческие задачи (В.А. Янчук, 2014). Основу культурной компетентности составляет культурная осведомлённость. Культурная осведомлённость предполагает восприятие и интерес к собственной культуре, а также позитивный интерес к схожим и различным характеристикам других культур. Культурная осведомлённость включает в себя внутрикультурные, межкультурные, кросскультурные структурные компоненты: знания и умения интерпретации культур, анализ культурных отношений, ценностей и продуктов, навыки освоения культуры языка и языка культур.
Степень изученности проблемы: Методологический ориентир в разработке данной проблемы составляет концепция культурно -исторического развития Л.С. Выготского. Концепция акцентирует принцип социальной природы человека, во всём её многообразии, и подчёркивает, что главным условием развития личности является присвоение культуры.
Современной перспективой культурно-исторического подхода является культурная психология (Л.Анолли, М.Коул,Дж.Верч, А.Грамши). Объектом ее изучения стала инкультурация, а предметом исследования в области психологии личности - культурная компетентность. В монографии «Психология культуры» Л.Анолли, вслед за Л.С.Выготским отстаивает роль культуры как главного принципа развития, поскольку «культура несёт огромную ответственность в жизни людей, представляя в их распоряжение системы убеждений и значений, созвездия ценностей и совокупность практик, которые придают их существованию форму и смысл». Культура, по его мнению, это самый важный процесс и результат человеческой деятельности, а любое общество транслирует свою культуру через содержание повседневной жизни. Повседневность для Л.Анолли представляет собой не только жизненный мир человека (Ю.Хабермас) или его субъективное бытие (М.Фуко), но и отражает текущую социокультурную реальность. Обустраивая свой повседневный жизненный мир, люди создают своеобразную стабильную среду, которая противостоит транзитивности. Психология транзитивности и повседневности как новая парадигма культурной психологии широко освещена в работах Т.Д. Марцинковской и М.С. Гусельцевой. Особую актуальность в обществе транзитивности и повседневности обретает проблема социокультурной компетенции личности. Несмотря на популяризацию компетентностного подхода в психологии, педагогике и образовании (И.А.Зимняя, Д.А.Иванов, А.В Хуторской, В.Д.Шадриков), в психологии нет единой трактовки понятия «социокультурная/культурная» компетентность личности. Так, М.В. Болина определяет социокультурную компетентность как способность мобилизовать ключевые компетенции, необходимые для поиска, обработки и применения социокультурной информации, в конкретной ситуации для решения конкретных проблем межкультурного общения (М.В.Болина, 2000).
Е.А. Жежера понимает под социокультурной компетентностью интегративно интеллектуально и личностно обусловленную характеристику, включающую совокупность приобретения знаний, умений, ценностных ориентаций, социально значимых и профессионально важных личностных качеств, достаточных для полноценного включения в социально - профессиональную среду (Е.А.Жежера, 2008).
Н.В. Хорошилова видит понимание культурной компетентности как интегративное качество личности, проявляющееся в общей способности и готовности к разнообразной деятельности, основанной на знаниях и опыте, которые приобретаются в процессе образования и социально ориентируют личность на самостоятельную и успешную жизнедеятельность (Н.В.Хорошилова, 2018).
За проблемой культурной компетентности, по мнению большинства отечественных и зарубежных исследователей, скрывается проблема культурной осведомлённости. Их роль в формировании культурного интеллекта подчеркивают такие отечественные учёные как Т.Н. Альмухометова, М.М. Данина, Е.А. Куминская, Е.А. Жежера, Н.Н. Клеменцова, С.М. Колова, Н.Е. Королёва, Ю.А. Кустова, Ю.А. Лившиц, С.В. Стацук и др. Среди зарубежных адептов тезиса выделяют работы Early P.C., Marlowe H.A., Ang S., исследующих связи когнитивных и эмоциональных факторов культурного интеллекта.
Цель: анализ структуры и детерминант культурной компетентности
личности психолога в условиях транзитивности и повседневности межкультурной коммуникации.
Объект: культурная компетентность личности.
Предмет: культурная компетентность личности как профессиональная компетентность психолога в практике межкультурного консультирования. Задачи:
1 провести диагностику уровня и структуры культурной компетентности психолога в межкультурном консультировании;
2 исследовать связи культурной компетентности и культурной осведомленности в межкультурном консультировании;
3 провести диагностику ключевых профессиональных компетенций и определить их связь с культурной компетентностью;
4 выявить когнитивные и эмоциональные предикторы культурной компетентности психолога, связанные:
4.1. с типом эмоциональной направленности и типом эмоциональной регуляции;
4.2. с когнитивной способностью личности к транзитивности.
Гипотезы:
Взаимосвязи культурных профессиональных компетентностей личности психолога отражают когнитивный и эмоциональный тип межкультурного консультирования:
1. Культурная осведомленность является детерминантой культурной компетентности.
2. Профиль ключевых профессиональных компетенций личности психолога
отличается в группе с высоким и низким уровнем культурной
компетентности.
3. Уровень культурной компетентности связан с уровнем когнитивной
способности к решению задач на транзитивность.
4. Уровень культурной компетентности связан с типологическими параметрами эмоциональной направленности и эмоциональной регуляции.
Теоретико-методологические основания исследования:
-культурно-исторический подход в психологии е(Л.С.Выготский); -современная психология культуры (Л.Анолли, М.Коул, Дж.Верч);
-парадигма транзитивности и ^повседневности в (культурной психологии (Т.Д. Марцинковская, Гусельцева М.С.);
-компетентностный подход в культурной Идсихологии личности
(И.А.Зимняя);
- концепция мультикультурного подхода в консультировании (П.Педерсон, Дж.Кори, КРидлей).
Методы и методики исследования:
Профессиографическое исследование включает метод ^Итестовой психодиагностики с использованием следующих методик:
- Опросник кросскультурного консультирования CCCI-R (LaFromboise, Coleman, Hernandez);
- Опросник мультикультурной осведомлённости МКО / MCT (D.Andrea, D.Heck);
- Опросник мультикультурного консультирования MCI (Sodowsky, Taffe, Gutkin, Wise);
- Опросник компетентностей OPQ32 (Peter Saville, Roger Holdsworth);
- Опросник ERQ (Emotion Regulation Questionnaire) на когнитивные и эмоциональные ¡стратегии регуляции (Gross J.J., & John O.P.);
- Опросник типа эмоциональной направленности (эстетическая/когнитивная) Б.И.Додонова;
- Методика изучения представлений транзитивности/интранзитивности (Подъяков бА.Н.);
Методы обработки: методы статистического анализа данных: ¡Т-критерий и Стьюдента, корреляционный, ¡факторный, регрессионный анализ.
Эмпирическая база: Профессиографическая выборка (психологи-
консультанты, психотерапевты, клинические Ибрсихологи, Ицедагоги- психологи) с ¡опытом межкультурного консультирвоания, 40 человек.
Новизна: Результатом постановки и исследования проблемы культурной компетентности Иличности Ибрсихолога в условиях «транзитивности и повседневности межкультурной коммуникации является:
1. Исследование транзитивности когнитивной и эмоциональной структуры культурной компетентности личности психолога.
2. Адаптация зарубежных Вопросников культурной компетентности
психолога-консультанта.
Современные вызовы транзитивности в социальной и культурной практике предъявляют новые требования к профессиональным качествам специалиста. Среди личностно-профессиональных качеств психолога- практика, помимо таких как аутентичность, открытость, эмпатийность, толерантность к неопределённости, и т.д., немаловажной является способность ориентироваться на социокультурные особенности клиента, что означает не только принятие, но и понимание и учёт того, как конкретные социокультурные факторы влияют на формирование мировоззрения клиента, его взгляды, убеждения, потребности (А.Ф.Бондаренко, С.Л.Федько.,2017).. Последнее можно определить как культурную компетентность в узкопрофессиональном смысле. В широком же смысле культурная компетентность определяется как всестороннее овладение, принятие и понимание культурно-исторического наследия. Культурная компетентность функционирует как нормативно-ориентировочная структура поведения, как коммуникативная матрица, посредством которой поведение интерпретируется (как собственное, так и другого), интегрируется, координируется и санкционируется, и как репертуар активностей, позволяющий эффективно реализовывать на практике актуальные поведенческие задачи (В.А. Янчук, 2014). Основу культурной компетентности составляет культурная осведомлённость. Культурная осведомлённость предполагает восприятие и интерес к собственной культуре, а также позитивный интерес к схожим и различным характеристикам других культур. Культурная осведомлённость включает в себя внутрикультурные, межкультурные, кросскультурные структурные компоненты: знания и умения интерпретации культур, анализ культурных отношений, ценностей и продуктов, навыки освоения культуры языка и языка культур.
Степень изученности проблемы: Методологический ориентир в разработке данной проблемы составляет концепция культурно -исторического развития Л.С. Выготского. Концепция акцентирует принцип социальной природы человека, во всём её многообразии, и подчёркивает, что главным условием развития личности является присвоение культуры.
Современной перспективой культурно-исторического подхода является культурная психология (Л.Анолли, М.Коул,Дж.Верч, А.Грамши). Объектом ее изучения стала инкультурация, а предметом исследования в области психологии личности - культурная компетентность. В монографии «Психология культуры» Л.Анолли, вслед за Л.С.Выготским отстаивает роль культуры как главного принципа развития, поскольку «культура несёт огромную ответственность в жизни людей, представляя в их распоряжение системы убеждений и значений, созвездия ценностей и совокупность практик, которые придают их существованию форму и смысл». Культура, по его мнению, это самый важный процесс и результат человеческой деятельности, а любое общество транслирует свою культуру через содержание повседневной жизни. Повседневность для Л.Анолли представляет собой не только жизненный мир человека (Ю.Хабермас) или его субъективное бытие (М.Фуко), но и отражает текущую социокультурную реальность. Обустраивая свой повседневный жизненный мир, люди создают своеобразную стабильную среду, которая противостоит транзитивности. Психология транзитивности и повседневности как новая парадигма культурной психологии широко освещена в работах Т.Д. Марцинковской и М.С. Гусельцевой. Особую актуальность в обществе транзитивности и повседневности обретает проблема социокультурной компетенции личности. Несмотря на популяризацию компетентностного подхода в психологии, педагогике и образовании (И.А.Зимняя, Д.А.Иванов, А.В Хуторской, В.Д.Шадриков), в психологии нет единой трактовки понятия «социокультурная/культурная» компетентность личности. Так, М.В. Болина определяет социокультурную компетентность как способность мобилизовать ключевые компетенции, необходимые для поиска, обработки и применения социокультурной информации, в конкретной ситуации для решения конкретных проблем межкультурного общения (М.В.Болина, 2000).
Е.А. Жежера понимает под социокультурной компетентностью интегративно интеллектуально и личностно обусловленную характеристику, включающую совокупность приобретения знаний, умений, ценностных ориентаций, социально значимых и профессионально важных личностных качеств, достаточных для полноценного включения в социально - профессиональную среду (Е.А.Жежера, 2008).
Н.В. Хорошилова видит понимание культурной компетентности как интегративное качество личности, проявляющееся в общей способности и готовности к разнообразной деятельности, основанной на знаниях и опыте, которые приобретаются в процессе образования и социально ориентируют личность на самостоятельную и успешную жизнедеятельность (Н.В.Хорошилова, 2018).
За проблемой культурной компетентности, по мнению большинства отечественных и зарубежных исследователей, скрывается проблема культурной осведомлённости. Их роль в формировании культурного интеллекта подчеркивают такие отечественные учёные как Т.Н. Альмухометова, М.М. Данина, Е.А. Куминская, Е.А. Жежера, Н.Н. Клеменцова, С.М. Колова, Н.Е. Королёва, Ю.А. Кустова, Ю.А. Лившиц, С.В. Стацук и др. Среди зарубежных адептов тезиса выделяют работы Early P.C., Marlowe H.A., Ang S., исследующих связи когнитивных и эмоциональных факторов культурного интеллекта.
Цель: анализ структуры и детерминант культурной компетентности
личности психолога в условиях транзитивности и повседневности межкультурной коммуникации.
Объект: культурная компетентность личности.
Предмет: культурная компетентность личности как профессиональная компетентность психолога в практике межкультурного консультирования. Задачи:
1 провести диагностику уровня и структуры культурной компетентности психолога в межкультурном консультировании;
2 исследовать связи культурной компетентности и культурной осведомленности в межкультурном консультировании;
3 провести диагностику ключевых профессиональных компетенций и определить их связь с культурной компетентностью;
4 выявить когнитивные и эмоциональные предикторы культурной компетентности психолога, связанные:
4.1. с типом эмоциональной направленности и типом эмоциональной регуляции;
4.2. с когнитивной способностью личности к транзитивности.
Гипотезы:
Взаимосвязи культурных профессиональных компетентностей личности психолога отражают когнитивный и эмоциональный тип межкультурного консультирования:
1. Культурная осведомленность является детерминантой культурной компетентности.
2. Профиль ключевых профессиональных компетенций личности психолога
отличается в группе с высоким и низким уровнем культурной
компетентности.
3. Уровень культурной компетентности связан с уровнем когнитивной
способности к решению задач на транзитивность.
4. Уровень культурной компетентности связан с типологическими параметрами эмоциональной направленности и эмоциональной регуляции.
Теоретико-методологические основания исследования:
-культурно-исторический подход в психологии е(Л.С.Выготский); -современная психология культуры (Л.Анолли, М.Коул, Дж.Верч);
-парадигма транзитивности и ^повседневности в (культурной психологии (Т.Д. Марцинковская, Гусельцева М.С.);
-компетентностный подход в культурной Идсихологии личности
(И.А.Зимняя);
- концепция мультикультурного подхода в консультировании (П.Педерсон, Дж.Кори, КРидлей).
Методы и методики исследования:
Профессиографическое исследование включает метод ^Итестовой психодиагностики с использованием следующих методик:
- Опросник кросскультурного консультирования CCCI-R (LaFromboise, Coleman, Hernandez);
- Опросник мультикультурной осведомлённости МКО / MCT (D.Andrea, D.Heck);
- Опросник мультикультурного консультирования MCI (Sodowsky, Taffe, Gutkin, Wise);
- Опросник компетентностей OPQ32 (Peter Saville, Roger Holdsworth);
- Опросник ERQ (Emotion Regulation Questionnaire) на когнитивные и эмоциональные ¡стратегии регуляции (Gross J.J., & John O.P.);
- Опросник типа эмоциональной направленности (эстетическая/когнитивная) Б.И.Додонова;
- Методика изучения представлений транзитивности/интранзитивности (Подъяков бА.Н.);
Методы обработки: методы статистического анализа данных: ¡Т-критерий и Стьюдента, корреляционный, ¡факторный, регрессионный анализ.
Эмпирическая база: Профессиографическая выборка (психологи-
консультанты, психотерапевты, клинические Ибрсихологи, Ицедагоги- психологи) с ¡опытом межкультурного консультирвоания, 40 человек.
Новизна: Результатом постановки и исследования проблемы культурной компетентности Иличности Ибрсихолога в условиях «транзитивности и повседневности межкультурной коммуникации является:
1. Исследование транзитивности когнитивной и эмоциональной структуры культурной компетентности личности психолога.
2. Адаптация зарубежных Вопросников культурной компетентности
психолога-консультанта.
Теоретический и эмпирический анализ проблемы показал, что культурная компетентность в профессиональной деятельности психолога выступает и как профессиональная и как личностная компетентность психолога-консультанта. В широком смысле культурная компетентность включает: межкультурную, кроскультурную, поликультурную и
социокультурную компетентность, представленных диагностической моделью общих параметров осведомленности, знаний и навыков. В узком профессиональном смысле это способность психолога ориентироваться на социокультурные особенности клиента, которая резко возрастает в условиях общества транзитивности и повседневности и выражается в практике мультикультурного консультирования.
Структура культурной компетентности как профессиональной компетентности психолога-консультанта включает такие параметры как: культурная сензитивность, культурная осведомленность, культурная эмпатийность, культурная поддержка, культурное смирение, культурный потенциал, культурный комфорт.
Характеристиками культурно-компетентного психолога являются метакогнитивные культурные способности, примеры измерения которых представлены в тестовых инструментах по оценке культурной компетентности и осведомленности консультирующих психологов. Структурные параметры измерителей различны: типологические включают факторы (осведомленность, знания, навыки, отношения).
Феноменологические указывают на культурный интеллект, понимание консультантом культурного фона, различий коллективной и индивидуальной культуры, отсутствие стереотипов, страхов и комплексов, использование когнитвных и эмоциональных копингов в условиях транзитивности, неопределенности, повседневности.
Основой культурной компетентности является культурная осведомлённость. Достоверность оценки как предиктора подтверждается линейной регрессией, как детерминанты -критерием Стьюдента по группирующему признаку. Культурная осведомлённость, как теоретический конструкт, предполагает восприятие и интерес к собственной культуре, а также позитивный интерес к другим культурам. Культурная осведомлённость включает в себя: межкультурные знания и умения интерпретации культур, анализ культурных отношений, ценностей, продуктов, понимание культуры языка и языка культур. Экспериментальный анализ показывает, что межкультурная осведомленность задействует когнитивную, а не эстетическую эмоциональную направленность личности и копинг эмоциональной регуляции, связанный с когнитивной переоценкой ситуации, а не эмоциональным подавлением. Внутрикультурная осведомленность задействует больше эстетическую эмоциональную направленность, чем когнитивную, и опирается на способность к транзитивным представлениям.
Оценка уровня культурной компетентности полностью подтверждает гипотезу о его когнитивных и эмоциональных детерминантах. Культурные профессионалы имеют более высокий уровень эстетической, когнитивной направленности, обладают сильной когнитивной способностью к транзитивным отношениям, предпочитают т когнитивный копинг позитивной переоценки. Способность к транзитивности является достоверным предиктором культурной чувствительности.
Факторизация структуры культурной компетентности указывает на две равноправных стратегии интервенций в мультикультурном
консультировании. Мотивационно-целевую (1 фактор) и тактико-инструментальную (2 фактор). Первая имеет высокий вклад в уровень культурной компетенции и определяется как «когнитивная» стратегия , так как связана с культурным интеллектом (кругозор , осведомленность, культурные возможности), когнитивными способностями к транзитивности, навыками концептуализации (релевантность, смирение). Вторая включает коммуникативный стиль интервенций, направленных на комфортные взаимные отношения «клиент-консультант и определяется как «эмоциональная», так как включает механизмы эмпатии (чувствительность, комфорт, эстетическую эмоциональную направленность, переработку, а не подавление эмоций).
Культурная компетентность является важной характеристикой эффективной и этичной практики психологического консультирования, но в научной и практической литературе отмечается недостаточная согласованность и ясность данного конструкта и данных о его связи с другими компетенциями психолога-практика.
социокультурную компетентность, представленных диагностической моделью общих параметров осведомленности, знаний и навыков. В узком профессиональном смысле это способность психолога ориентироваться на социокультурные особенности клиента, которая резко возрастает в условиях общества транзитивности и повседневности и выражается в практике мультикультурного консультирования.
Структура культурной компетентности как профессиональной компетентности психолога-консультанта включает такие параметры как: культурная сензитивность, культурная осведомленность, культурная эмпатийность, культурная поддержка, культурное смирение, культурный потенциал, культурный комфорт.
Характеристиками культурно-компетентного психолога являются метакогнитивные культурные способности, примеры измерения которых представлены в тестовых инструментах по оценке культурной компетентности и осведомленности консультирующих психологов. Структурные параметры измерителей различны: типологические включают факторы (осведомленность, знания, навыки, отношения).
Феноменологические указывают на культурный интеллект, понимание консультантом культурного фона, различий коллективной и индивидуальной культуры, отсутствие стереотипов, страхов и комплексов, использование когнитвных и эмоциональных копингов в условиях транзитивности, неопределенности, повседневности.
Основой культурной компетентности является культурная осведомлённость. Достоверность оценки как предиктора подтверждается линейной регрессией, как детерминанты -критерием Стьюдента по группирующему признаку. Культурная осведомлённость, как теоретический конструкт, предполагает восприятие и интерес к собственной культуре, а также позитивный интерес к другим культурам. Культурная осведомлённость включает в себя: межкультурные знания и умения интерпретации культур, анализ культурных отношений, ценностей, продуктов, понимание культуры языка и языка культур. Экспериментальный анализ показывает, что межкультурная осведомленность задействует когнитивную, а не эстетическую эмоциональную направленность личности и копинг эмоциональной регуляции, связанный с когнитивной переоценкой ситуации, а не эмоциональным подавлением. Внутрикультурная осведомленность задействует больше эстетическую эмоциональную направленность, чем когнитивную, и опирается на способность к транзитивным представлениям.
Оценка уровня культурной компетентности полностью подтверждает гипотезу о его когнитивных и эмоциональных детерминантах. Культурные профессионалы имеют более высокий уровень эстетической, когнитивной направленности, обладают сильной когнитивной способностью к транзитивным отношениям, предпочитают т когнитивный копинг позитивной переоценки. Способность к транзитивности является достоверным предиктором культурной чувствительности.
Факторизация структуры культурной компетентности указывает на две равноправных стратегии интервенций в мультикультурном
консультировании. Мотивационно-целевую (1 фактор) и тактико-инструментальную (2 фактор). Первая имеет высокий вклад в уровень культурной компетенции и определяется как «когнитивная» стратегия , так как связана с культурным интеллектом (кругозор , осведомленность, культурные возможности), когнитивными способностями к транзитивности, навыками концептуализации (релевантность, смирение). Вторая включает коммуникативный стиль интервенций, направленных на комфортные взаимные отношения «клиент-консультант и определяется как «эмоциональная», так как включает механизмы эмпатии (чувствительность, комфорт, эстетическую эмоциональную направленность, переработку, а не подавление эмоций).
Культурная компетентность является важной характеристикой эффективной и этичной практики психологического консультирования, но в научной и практической литературе отмечается недостаточная согласованность и ясность данного конструкта и данных о его связи с другими компетенциями психолога-практика.



