Введение 3
Глава 1 Теоретико-методологические основы исследования культурной компетентности личности в современной культурной
психологии 10
1.1 Понятие и парадигма транзитивности в современной культурной
психологии 10
1.2 Понятие и структура культурной компетентности личности 25
1.3 Культурная компетентность и культурная осведомлённость:
компетентностный подход в профессиографии 32
1.4 Культурная компетентность в практике консультирования 37
Выводы по главе 1 42
Глава 2 Методические основы исследования культурной компетентности личности в современной культурно-исторической психологии 45
2.1 План, методы и дизайн эмпирического исследования 45
2.2 Описание, анализ и обсуждение экспериментальной статистики 51
Выводы по главе 2 58
Заключение 61
Список используемой литературы 63
Приложения
Современному человеку все сложнее поддерживать внутреннюю целостность и самотождественность в условиях транзитивности мира. Изменчивость, множественность социальных контекстов и неопределенность ценностных систем и ориентиров являются вызовами современного общества. Именно культура, выступая как единое целое и как часть социальной, этнической и личностной ценности, является «точкой опоры», которая даёт устойчивость в изменяющейся действительности и восстанавливает целостность восприятия мира и себя. В связи с этим, особую актуальность в транзитивном обществе обретает проблема культурной компетенции личности, а процесс инкультурации (присвоения и принятия культуры) является сегодня одним из факторов успешной социализации. Актуальность темы. Работа посвящена проблеме культурной компетентности личности психолога в условиях транзитивности и повседневности.
Современные вызовы транзитивности в социальной и культурной практике предъявляют новые требования к профессиональным качествам специалиста. Среди личностно-профессиональных качеств психолога- практика, помимо таких как аутентичность, открытость, эмпатийность, толерантность к неопределённости, и т.д., немаловажной является способность ориентироваться на социокультурные особенности клиента, что означает не только принятие, но и понимание и учёт того, как конкретные социокультурные факторы влияют на формирование мировоззрения клиента, его взгляды, убеждения, потребности (А.Ф.Бондаренко, С.Л.Федько.,2017).. Последнее можно определить как культурную компетентность в узкопрофессиональном смысле. В широком же смысле культурная компетентность определяется как всестороннее овладение, принятие и понимание культурно-исторического наследия. Культурная компетентность функционирует как нормативно-ориентировочная структура поведения, как коммуникативная матрица, посредством которой поведение интерпретируется (как собственное, так и другого), интегрируется, координируется и санкционируется, и как репертуар активностей, позволяющий эффективно реализовывать на практике актуальные поведенческие задачи (В.А. Янчук, 2014). Основу культурной компетентности составляет культурная осведомлённость. Культурная осведомлённость предполагает восприятие и интерес к собственной культуре, а также позитивный интерес к схожим и различным характеристикам других культур. Культурная осведомлённость включает в себя внутрикультурные, межкультурные, кросскультурные структурные компоненты: знания и умения интерпретации культур, анализ культурных отношений, ценностей и продуктов, навыки освоения культуры языка и языка культур.
Степень изученности проблемы: Методологический ориентир в разработке данной проблемы составляет концепция культурно -исторического развития Л.С. Выготского. Концепция акцентирует принцип социальной природы человека, во всём её многообразии, и подчёркивает, что главным условием развития личности является присвоение культуры.
Современной перспективой культурно-исторического подхода является культурная психология (Л.Анолли, М.Коул,Дж.Верч, А.Грамши). Объектом ее изучения стала инкультурация, а предметом исследования в области психологии личности - культурная компетентность. В монографии «Психология культуры» Л.Анолли, вслед за Л.С.Выготским отстаивает роль культуры как главного принципа развития, поскольку «культура несёт огромную ответственность в жизни людей, представляя в их распоряжение системы убеждений и значений, созвездия ценностей и совокупность практик, которые придают их существованию форму и смысл». Культура, по его мнению, это самый важный процесс и результат человеческой деятельности, а любое общество транслирует свою культуру через содержание повседневной жизни. Повседневность для Л.Анолли представляет собой не только жизненный мир человека (Ю.Хабермас) или его субъективное бытие (М.Фуко), но и отражает текущую социокультурную реальность. Обустраивая свой повседневный жизненный мир, люди создают своеобразную стабильную среду, которая противостоит транзитивности. Психология транзитивности и повседневности как новая парадигма культурной психологии широко освещена в работах Т.Д. Марцинковской и М.С. Гусельцевой. Особую актуальность в обществе транзитивности и повседневности обретает проблема социокультурной компетенции личности. Несмотря на популяризацию компетентностного подхода в психологии, педагогике и образовании (И.А.Зимняя, Д.А.Иванов, А.В Хуторской, В.Д.Шадриков), в психологии нет единой трактовки понятия «социокультурная/культурная» компетентность личности. Так, М.В. Болина определяет социокультурную компетентность как способность мобилизовать ключевые компетенции, необходимые для поиска, обработки и применения социокультурной информации, в конкретной ситуации для решения конкретных проблем межкультурного общения (М.В.Болина, 2000).
Е.А. Жежера понимает под социокультурной компетентностью интегративно интеллектуально и личностно обусловленную характеристику, включающую совокупность приобретения знаний, умений, ценностных ориентаций, социально значимых и профессионально важных личностных качеств, достаточных для полноценного включения в социально - профессиональную среду (Е.А.Жежера, 2008).
Н.В. Хорошилова видит понимание культурной компетентности как интегративное качество личности, проявляющееся в общей способности и готовности к разнообразной деятельности, основанной на знаниях и опыте, которые приобретаются в процессе образования и социально ориентируют личность на самостоятельную и успешную жизнедеятельность (Н.В.Хорошилова, 2018).
За проблемой культурной компетентности, по мнению большинства отечественных и зарубежных исследователей, скрывается проблема культурной осведомлённости. Их роль в формировании культурного интеллекта подчеркивают такие отечественные учёные как Т.Н. Альмухометова, М.М. Данина, Е.А. Куминская, Е.А. Жежера, Н.Н. Клеменцова, С.М. Колова, Н.Е. Королёва, Ю.А. Кустова, Ю.А. Лившиц, С.В. Стацук и др. Среди зарубежных адептов тезиса выделяют работы Early P.C., Marlowe H.A., Ang S., исследующих связи когнитивных и эмоциональных факторов культурного интеллекта.
Цель: анализ структуры и детерминант культурной компетентности
личности психолога в условиях транзитивности и повседневности межкультурной коммуникации.
Объект: культурная компетентность личности.
Предмет: культурная компетентность личности как профессиональная компетентность психолога в практике межкультурного консультирования. Задачи:
1 провести диагностику уровня и структуры культурной компетентности психолога в межкультурном консультировании;
2 исследовать связи культурной компетентности и культурной осведомленности в межкультурном консультировании;
3 провести диагностику ключевых профессиональных компетенций и определить их связь с культурной компетентностью;
4 выявить когнитивные и эмоциональные предикторы культурной компетентности психолога, связанные:
4.1. с типом эмоциональной направленности и типом эмоциональной регуляции;
4.2. с когнитивной способностью личности к транзитивности.
Гипотезы:
Взаимосвязи культурных профессиональных компетентностей личности психолога отражают когнитивный и эмоциональный тип межкультурного консультирования:
1. Культурная осведомленность является детерминантой культурной компетентности.
2. Профиль ключевых профессиональных компетенций личности психолога
отличается в группе с высоким и низким уровнем культурной
компетентности.
3. Уровень культурной компетентности связан с уровнем когнитивной
способности к решению задач на транзитивность.
4. Уровень культурной компетентности связан с типологическими параметрами эмоциональной направленности и эмоциональной регуляции.
Теоретико-методологические основания исследования:
-культурно-исторический подход в психологии е(Л.С.Выготский); -современная психология культуры (Л.Анолли, М.Коул, Дж.Верч);
-парадигма транзитивности и ^повседневности в (культурной психологии (Т.Д. Марцинковская, Гусельцева М.С.);
-компетентностный подход в культурной Идсихологии личности
(И.А.Зимняя);
- концепция мультикультурного подхода в консультировании (П.Педерсон, Дж.Кори, КРидлей).
Методы и методики исследования:
Профессиографическое исследование включает метод ^Итестовой психодиагностики с использованием следующих методик:
- Опросник кросскультурного консультирования CCCI-R (LaFromboise, Coleman, Hernandez);
- Опросник мультикультурной осведомлённости МКО / MCT (D.Andrea, D.Heck);
- Опросник мультикультурного консультирования MCI (Sodowsky, Taffe, Gutkin, Wise);
- Опросник компетентностей OPQ32 (Peter Saville, Roger Holdsworth);
- Опросник ERQ (Emotion Regulation Questionnaire) на когнитивные и эмоциональные ¡стратегии регуляции (Gross J.J., & John O.P.);
- Опросник типа эмоциональной направленности (эстетическая/когнитивная) Б.И.Додонова;
- Методика изучения представлений транзитивности/интранзитивности (Подъяков бА.Н.);
Методы обработки: методы статистического анализа данных: ¡Т-критерий и Стьюдента, корреляционный, ¡факторный, регрессионный анализ.
Эмпирическая база: Профессиографическая выборка (психологи-
консультанты, психотерапевты, клинические Ибрсихологи, Ицедагоги- психологи) с ¡опытом межкультурного консультирвоания, 40 человек.
Новизна: Результатом постановки и исследования проблемы культурной компетентности Иличности Ибрсихолога в условиях «транзитивности и повседневности межкультурной коммуникации является:
1. Исследование транзитивности когнитивной и эмоциональной структуры культурной компетентности личности психолога.
2. Адаптация зарубежных Вопросников культурной компетентности
психолога-консультанта.
Теоретический и эмпирический анализ проблемы показал, что культурная компетентность в профессиональной деятельности психолога выступает и как профессиональная и как личностная компетентность психолога-консультанта. В широком смысле культурная компетентность включает: межкультурную, кроскультурную, поликультурную и
социокультурную компетентность, представленных диагностической моделью общих параметров осведомленности, знаний и навыков. В узком профессиональном смысле это способность психолога ориентироваться на социокультурные особенности клиента, которая резко возрастает в условиях общества транзитивности и повседневности и выражается в практике мультикультурного консультирования.
Структура культурной компетентности как профессиональной компетентности психолога-консультанта включает такие параметры как: культурная сензитивность, культурная осведомленность, культурная эмпатийность, культурная поддержка, культурное смирение, культурный потенциал, культурный комфорт.
Характеристиками культурно-компетентного психолога являются метакогнитивные культурные способности, примеры измерения которых представлены в тестовых инструментах по оценке культурной компетентности и осведомленности консультирующих психологов. Структурные параметры измерителей различны: типологические включают факторы (осведомленность, знания, навыки, отношения).
Феноменологические указывают на культурный интеллект, понимание консультантом культурного фона, различий коллективной и индивидуальной культуры, отсутствие стереотипов, страхов и комплексов, использование когнитвных и эмоциональных копингов в условиях транзитивности, неопределенности, повседневности.
Основой культурной компетентности является культурная осведомлённость. Достоверность оценки как предиктора подтверждается линейной регрессией, как детерминанты -критерием Стьюдента по группирующему признаку. Культурная осведомлённость, как теоретический конструкт, предполагает восприятие и интерес к собственной культуре, а также позитивный интерес к другим культурам. Культурная осведомлённость включает в себя: межкультурные знания и умения интерпретации культур, анализ культурных отношений, ценностей, продуктов, понимание культуры языка и языка культур. Экспериментальный анализ показывает, что межкультурная осведомленность задействует когнитивную, а не эстетическую эмоциональную направленность личности и копинг эмоциональной регуляции, связанный с когнитивной переоценкой ситуации, а не эмоциональным подавлением. Внутрикультурная осведомленность задействует больше эстетическую эмоциональную направленность, чем когнитивную, и опирается на способность к транзитивным представлениям.
Оценка уровня культурной компетентности полностью подтверждает гипотезу о его когнитивных и эмоциональных детерминантах. Культурные профессионалы имеют более высокий уровень эстетической, когнитивной направленности, обладают сильной когнитивной способностью к транзитивным отношениям, предпочитают т когнитивный копинг позитивной переоценки. Способность к транзитивности является достоверным предиктором культурной чувствительности.
Факторизация структуры культурной компетентности указывает на две равноправных стратегии интервенций в мультикультурном
консультировании. Мотивационно-целевую (1 фактор) и тактико-инструментальную (2 фактор). Первая имеет высокий вклад в уровень культурной компетенции и определяется как «когнитивная» стратегия , так как связана с культурным интеллектом (кругозор , осведомленность, культурные возможности), когнитивными способностями к транзитивности, навыками концептуализации (релевантность, смирение). Вторая включает коммуникативный стиль интервенций, направленных на комфортные взаимные отношения «клиент-консультант и определяется как «эмоциональная», так как включает механизмы эмпатии (чувствительность, комфорт, эстетическую эмоциональную направленность, переработку, а не подавление эмоций).
Культурная компетентность является важной характеристикой эффективной и этичной практики психологического консультирования, но в научной и практической литературе отмечается недостаточная согласованность и ясность данного конструкта и данных о его связи с другими компетенциями психолога-практика.
1. Арпетьева М.Р. Мультикультурное психологическое консультирование:
особенности взаимопонимания ПРЕ: https://docplayer.ru/60691881-
МиШкикигпое-рзШоЬихсЬезкое-копзиШгоуате-озоЬеппозй- vzaimoponimaniva.html
2. Авходеева Е.А. Культурная компетентность личности в условиях
открытого культурного пространства // Волгоградский государственный медицинский университет. 2015. № 2 (17). ПРЕ:
https://eliЬrary.ru/item.asp?id=25101133&
3. Агранович В.Б. Транзитивный период развития общества и качество образовательных процессов. Инженерное образование, 2005, No. 3, 158-163.
4. Акопов Г.В. Социально-психологические последствия и факторы современной глобализации // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Философия. Психология. Педагогика. 2014.Т.14. № 1. ПРЕ: https://cyЬerleninka.ru/article/v/sotsialno-psihologicheskie-posledstviya-i-faktory- sovremennoy- gloЬalizatsii
5. Альмухаметова Т.Н., Данина М.М., Куминская Е.А., Лаврова Е.В., Кисельникова Н.В. Мультикультурные компетенции в профессиональном образовании психолога-консультанта: измерения и оценка // Международная конференция по консультативной психологии и психиатрии, посвящённая памяти Ф.Е. Василюка. Сборник материалов. Москва.2018.
6. Анолли Л. Психология культуры. Харьков: Гуманитарный центр, 2016
— 480 с.
7. Бережная Н.А. Перечень ключевых компетенций психолога-консультанта ПРЕ:
https://kafedrapsihologii.ru/%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B5%D1%87%D0 %В5%В0%ВВ%В1%8С%В0%ВА%В0%ВВ%В1%8Е%В1%87%В0%В5%В0 %В2%В1%8В%В1%85%В0%ВА%В0%ВЕ%В0%ВС%В0%ВЕ%В0%В5%В1 %82%В0%В5%В0%ВВ%В1%86%В0%В8%В0%В9%В0%ВЕ%В1 %81 %И0% В8%И1 %85%И0%ВЕ/
8. Берри Дж. У. Экокультурная психология // Культурно-историческая
психология. 2019. Т. 15. № 4. ИВЕ:
https://psviournals.ru/files/111433/chp 2019 п4 Веггу.рдГ
9. Бозаджиев В.Л. Имидж психолога. - М.: Издательство «Академия
Естествознания», 2009.-219 с.
10. Болина М.В. Формирование социокультурной компетентности будущего
учителя: дисс... канд. пед. наук.: 13.00.08 - теория и методика проф.
образования - Челябинск, 2000 - 176 с.
11. Бондаренко А.Ф. Личностное и профессиональное самоопределение отечественного психолога-практика // Московский психотерапевтический журнал. 1993. № 1.
12. Бондаренко А.Ф., Федько С.Л. Социокультурные и психотехнические вопросы консультирования // Перспективы психологической науки и практики. Сборник статей Международной научно-практической конференции. 2017.
13. Васильева И.В. К вопросу о соотношении социально-личностных и общекультурных компетенций // ЧЕЛОВЕК: преступление и наказание. 2010. № 3 (70). ИВЕ: https://cvberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-sootnoshenii- sotsialno-lichnostnvh-i-obschekulturnvh-kompetentsiv/viewer
14. Володина К.А. Изучение образа профессии у студентов -психологов //
Концепт. 2013. № 7. иВБ: Ы1^://суЬег1ептка.ги/агЬс1е/пД7и^ете-оЬга7а-
professii-u-studentov-psiho1ogov/viewer
15. Верч Дж. Социокультурный подход к опрсредованному действию ИВЕ: https://psуjourna1s.ru/fi1es/2490/psуedu 1997 n3 Verch.pdf
16. Выготский Л.С. Психология развития человека. Лекции по психологии.
— М.: Изд-во Смысл; Эксмо, 2005 — 1136 с.
17. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.3 Проблемы развития
психики/Под ред. А. М. Матюшкина URL:
http://pedlib.ru/Books/1/0175/1 0175-170.shtml
18. Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр URL: http://pedlib.ru/Books/1/0162/1 0162-225.shtml
19. Глазунов О.Н. Особенности культуры радикальных трансформаций в эпоху социальных транзитивов. М.: - 2009.
20. Григорьева А.А. Социокультурная компетентность и осведомлённость в контексте парадигмы транзитивности и повседневности URL: https://novainfo.ru/article/17419
21. Григорьева Е.Я., Рыжова Л.П. Французский этикет: норма и узус //
Преподаватель XXI век. 2019. № 2. URL:
https://cvberleninka.ru/article/n7frantsuzskiy-etiket-norma-i-uzus/viewer
22. Гусельцева М.С. Культурная психология: методология, история, перспективы. - М.: Издательство «Прометей», 2007 - 292 с.
23. Гусельцева М.С. Текучая повседневность: маркеры изменений //
Психологические исследования. 2017. Т.10, № 56. URL:
http://psystudy.ru/index.php/num/2017v10n56/1496-guseltseva56.html
24. Гусельцева М.С. Психология повседневности: методология, история, перспективы // Психологические исследования. 2017. Т. 10, № 51. URL: http ://psystudy.ru/ index.php/num/2017v10n51/1387
25. Гусельцева М.С., Хузеева Г.Р. Особенности представлений о
повседневности у девушек и женщин в условиях транзитивного общества // Психологические исследования. 2019. Т. 12. №63. URL:
http://psystudy.ru/index.php/num/2019v12n63/1671-huzeeva63.html
26. Гусельцева М.С. Трансформации современности в зеркале искусства:
новые горизонты эпистемологических поворотов // Психологические исследования. 218. Т.11. № 59. URL:
http://psystudy.ru/index.php/num/2018v11n59/1582-guseltseva59.html
27. Гусельцева М.С. Изучение идентичности в контексте культуры:
методология латентных изменений // Психологические исследования. 2018 Т.11. № 58.ИРЕ: http://psvstudv.ru/index.php/num/2018v11n58/1547-
guseltseva58.html
28. Донских О.А. Дело о кмопетентностном подходе // Высшее образование в
России. 2013. № 5. иРБ: https://cvberleninka.ru/article/n/delo-o-
kompetentnostnom-podhode/viewer
29. Дубовская Е.М. Транзитивность общества как фактор социализации
личности // Психологические исследования. 2014. Т. 7. № 30. ИРБ:
http://psvstudv.ru/index.php/num/2014v7n36/1018
30. Емельянова Я. Б. Готовность и способность к переключению лингвокультурных кодов как комплексная характеристика переводческого владения языками // Вестник ТГУП. 2019. № 7 (204). С. 148 - 157.
31. Жежера Е.А. Формирование социокультурной компетентности курсантов высших военно-учебных заведений в процессе изучения гуманитарных дисциплин: автореф. на соиск. ученой степ. канд. пед. наук: 13.00.08 - теория и методика проф. образования - Челябинск, 2008 - 25 с.
32. Зволейко Е.В. Реализация компетентностного подхода в
профессиональной подготовке бакалавров специальных психологов // Гуманитарный вектор. Серия: Педагогика, психология. 2013. иРБ:
https://cvberleninka.ru/article/n/realizatsiva-kompetentnostnogo-podhoda-v- professionalnov-podgotovke-bakalavrov-spetsialnvh-psihologov1/viewer
33. Зеер Э.Ф. Компетентностный подход к образованию // Образование и наука. 2005. № 3(33). ИРБ: https://cvberleninka.ru/article/n/kompetentnostnvv- podhod-k-obrazovanivu/viewer
34. Зимняя И.А. Компетентности и компетентность в контексте
компетентностного подхода в образовании // Ученые записки национального общества прикладной лингвистики. 2013. № 4. иРБ:
https://elibrarv.ru/item.asp?id=21611467
35. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно -целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. □ М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004
36. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Эксперимент и инновации в школе. 2009. № 2. С.7-14.
37. Кайлер П. «Культурно-историческая теория» и «культурно-историческая школа»: От мифа (обратно) к реальности URL: https://docplayer.ru/36937660- Kulturno-istoricheskaya-teoriya-i-kulturno-istoricheskaya-shkola-ot-mifa-obratno- k-realnosti.html
38. Клеменцова Н.Н. Возможности текста в формировании культурной осведомленности // Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2016. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vozmozhnosti- teksta-v-formirovanii-kulturnoy-osvedomlennosti/viewer
39. Колмогорова Л.С. Возростные возможности становления психологической культуры школьников // Сибирский психологический журнал. 2004. № 19. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vozrastnye- vozmozhnosti-stanovleniya-psihologicheskoy-kultury-shkolnikov
40. Колмогорова Л.С. Повышение психологической культуры учащихся как проблема современного среднего образования URL: http://www.school- russia.prosv.ru/metod/egorova/2.html
41. Колова С.М. Формирование социокультурной компетентности будущих специалистов: дис. канд. пед.наук. : 13.00.08 - теория и методика проф. образования - Челябинск, 2002. - 190 с.
42. Кондаков И.М. Психологический словарь URL:
http://psi.webzone.ru/st/338600.htm
43. Кори Д. Теория и практика группового консультирования / Пер. с англ. Е. Рачковой. - М.: Изд-во Эксмо, 2003
44. Королёва Н.Е. Исследование проблем межкультурной адаптации в контексте культурного интеллекта и социально-культурных ценностных ориентаций // Ценности ЮНЕСКО как основа формирования кросс - культурного пространства. Сборник статей международной научной конференции. 2018. С.38 - 41.
45. Костригин А.А. Личность психолога консультанта: теоретико¬
эмпирическая модель ключевых компетенций // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобочевского. 2014. № 1. НВЬ:
й11р8://суЬег1етпка.ги/агйс1е/п/11сйпо81-р81йо1ода-коп8и11ап1а-1еогейко- empiricheskaya-mode1-k1yuchevyh-kompetentsiy/viewer
46. Коул М. Культурно-историческая психология: наука будущего. НКЬ: й11р8://гЬоок.ше/Ьоок/926226/геай/раде/1/
47. Крупнов А.И., Новикова И.А., Шляхта Д.А. Этнопсихологические и
кросс-культурные исследования свойств личности: системно¬
функциональный подход // Психология образования в поликультурном пространстве. 2016. № 35 (3). иВН: ййрз://е11Ьгагу.ги/соп1еп1д.азр?1й=34260490