Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности стиля воспитания у матерей детей с энурезом

Работа №93509

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы79
Год сдачи2020
Стоимость5680 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
16
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основания изучения особенностей стиля воспитания матерей детей с энурезом 9
1.1. Научно-психологические подходы к изучению особенностей стиля
воспитания 9
1.2. Энурез у детей, психологические факторы его развития 24
1.3 Психология семьи детей с проявлениями энуреза 28
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей стиля воспитания матерей
детей с энурезом и детей без энуреза 31
2.1. Организация и обоснование методов исследования 31
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 35
2.3. Практическое использование результатов исследования 47
Заключение 55
Список использованной литературы 57
ПРИЛОЖЕНИЕ

В настоящее время энурез является одной из самых распространенных патологий у детей и подростков (согласно современным исследованиям и опросам энурез наблюдается у 20% детей в возрасте от 5 до 14 лет). Кроме того, эта негативная тенденция всё больше усугубляется с каждым годом [4, 7, 10, 25, 45].
Определение истинных причин возникновения любого заболевания, в том числе и энуреза, является основополагающим фактором достижения положительного результата в терапии патологии.
Поиском причин возникновения энуреза занимаются как отечественные, так и зарубежные учёные, применяя, чаще всего, полиэтиологичный подход. Это означает то, что в большинстве случаев патологические механизмы действуют в комплексе. Таких взглядов придерживаются современные отечественные учёные: Божиндаев Т.Л., Гусева Н.Б., Игнатьев Р.О., Никитин С.С., Петрова Ю.Ф., Пахомова С.А. [7, 20, 45].
При выявлении причин возникновения недержания мочи
исследователи чаще всего отмечают корреляцию с психологическими трудностями в жизни детей - прежде всего, это сложности во внутрисемейных отношениях, проблемы в общении со сверстниками, смена обстановки (к примеру, поступление в детский сад, начало обучения в школе или переезд, чрезмерная строгость, контроль или, напротив, излишняя свобода в воспитании и прочие ситуации, которые воспринимаются ребенком как стрессовые. Чаще всего, недержание мочи, вызванное подобными причинами, приводит к тому, что дети в конечном итоге становятся неуверенными в себе, пугливыми, подозрительными, закрытыми, а иногда и вовсе становятся агрессивными, раздражительными и вспыльчивыми [16, 21, 24, 39, 43, 47, 48, 55, 62].
Таким образом можно сделать вывод, что одним из определяющим фактором в развитии данной патологии имеет обстановка в семье и родительское отношение к ребенку.
Родительские позиции (установки) в настоящее время являются наиболее изученными аспектами родительских отношений. Под данным термином принимаем совокупность или систему эмоционального родительского отношения к ребенку, восприятие ребенка родителем и способов поведения с ним [42]. Понятие «родительский стиль» или «стиль воспитания», но целесообразнее употреблять термин «стиль» для обозначения установок и соответствующего поведения, которые характеризуют отношение к детям в целом и не связаны именно с данным ребенком [1,8, 42].
В настоящее время исследователи в области стиля семейного воспитания используют разные подходы к изучению данного вопроса (Эйдемиллер Э. Г., Соколова Е. Т., Варга А.Я., Венгер А.Л., Карабанов О.А. и пр.).
Известно также влияние стиля воспитания на психическое развитие детей (Захаров А.И., Эйдемиллер Э.Г., Личко А.Е., Варга А.Я. и пр.).
Кроме того существует описание неблагоприятных черт личности родителей, которые приводят к тому или ином нарушению в воспитании (Захаров А.И., Варга А.Я., Адлер А. А и пр.) [1,8,48].
В доступной литературе практически отсутствуют исследования взаимосвязи стилей воспитания и развития энуреза у детей, в связи с чем было принято решение проводить исследования в данном направлении.
С детьми больше времени проводят матери, чем отцы; первые больше занимаются воспитанием ребенка, поэтому у общества возникает соблазн именно мать обвинять тогда, когда у ребенка возникают какие-либо проблемы. Отсюда образ идеальной матери — ответственной, заботливой, любящей, много времени уделяющей ребенку, неагрессивной, невластной, сотрудничающей, альтруистичной [42,65].
Цель исследования - особенности стиля воспитания матери в семьях детей с энурезом.
Объект исследования - стиль родительского воспитания.
Предмет исследования - стиль воспитания матери как фактор развития энуреза у детей.
Реализация поставленной цели предполагает решение ряда задач исследования:
1. Осуществить теоретический анализ научно-психологической литературы по проблеме стиля родительского воспитания как фактора развития энуреза у детей.
2. Разработать программу и методику эмпирического исследования по изучаемой проблеме.
3. Провести исследование особенностей стиля родительского воспитания в семьях детей с энурезом и без энуреза .
4. Провести групповую и индивидуальную работу с матерями детей с диагнозом «энурез».
Гипотезы:
На основании изученных источников были сформулированы следующие гипотезы:
Общая: стили материнского воспитания различаются в группах детей с энурезом и без энуреза.
Частные:
- вероятно, авторитарный стиль воспитания в большей степени представлен в семьях детей с диагнозом «энурез».
- вероятно материнское отношение к ребенку с диагнозом «энурез» характеризуется в основном отрицательными чувствами (злость, раздражение, ненависть), неверием в его будущее, низкой оценкой его способностей, отсутствием интереса к тому, что интересует ребенка, отсутствием поощрения самостоятельности и инициативы ребенка.
- по-видимому, длительное ношение подгузников, которое является фактором риска развития энуреза, связано с отношением матери к ребенку.
Теоретическо - методологической основой исследования стали работы отечественных и зарубежных учёных: методологические основы стиля родительского воспитания, заложенные Адлером А.А., Венгером А.Л., Варга А.Я. и др.; представления о родительстве и стиле воспитания Р.В.Овчаровой, современные представления о факторах развития, включая психологические, энуреза у детей Ариной Г.А., Квашнера К., Маттеята Ф., Петровой Ю.Ф., Пахомовой С. А.
Методы исследования:
1. Теоретические методы анализа текста: системный анализ,
синтез, метод обобщения и моделирования, сравнительный анализ, а также методы социологических исследований.
2. Эмпирические методики исследования:
- методика выявления стиля родительского воспитания Р.В.
Овчаровой (модификация теста);
- методика оценки биосоциального анамнеза;
- тест-опросник родительского отношения Варги-Столина;
- рисунок семьи;
- диагностика интеллекта с помощью теста Гудинаф-Харриса.
3. Статистический анализ (параметрический t-критерий сравнения средних Стьюдента для ненормированных и нормированных выборок; ранговая корреляция Спирмена; факторный анализ методом главных компонент).
4. Качественный анализ и содержательная интерпретация результатов.
Статистические методы использовались с применением пакета прикладных компьютерных программ обработки данных Microsoft Excel ХР и пакета статистического анализа SPSS 20.0.
Эмпирическая база исследования:
В исследовании приняли участие матери детей в возрасте 5-7 лет. Размер выборки составил 50 человек (42 % девочки, 58 % мальчики). Сбор эмпирического материала проводился в амбулаторный прием педиатра на базе ООО Центр Консультативно - диагностический центр для детей «Малыш».
Научная новизна полученных результатов:
Получены эмпирические доказательства того, что авторитарный стиль воспитания является фактором риска развития энуреза у детей.Показано , что чем более отрицательно отношение к ребенку со стороны матери, чем меньше она проявляет интерес к ребенку, чем выше контроль со стороны родителей, чем больше ребенка считают неудачником , тем больше длительность ношения подгузников.
Теоретическое значение полученных результатов:
Состоит в том, что дополнены представления о психологических факторах развития энуреза у детей, о роли семейных отношений в этом процессе.
Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что результаты его могут быть использованы в практической деятельности педагогов и педиатров для выявления и предупреждения энуреза у детей.
Положения, выносимые на защиту:
1. Авторитарный стиль воспитания в большей степени представлен в семьях, где дети имеют диагноз «энурез», а демократический - в семьях, где дети не имеют данного диагноза.
2. Дети сравниваемых групп (с энурезом и без энуреза) не
различаются существенно биосоциальным анамнезом и уровнем
интеллекта.
3. У матерей детей с энурезом отношение к детям характеризуется высоким уровнем по шкале принятие-отвержение и средним уровнем таких шкал как кооперация, симбиоз, контроль, отношение к неудачам.
4. В группе детей с энурезом родители используют подгузники достоверно более длительное время по сравнению с контрольной группой, что коррелирует с особенностями его биосоциального анамнеза, со стилем воспитания, с такими особенностями материнского отношения к ребенку как контроль, отношение к неудачам, с кооперацией, с его принятием.
5. Индивидуальная работа с матерями дает положительные результаты в изменении их отношения к своим детям.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Анализ научной литературы показал, что среди факторов, влияющих на развитие энуреза у детей большое значение, наряду с наследственностью, сопутствующими заболеваниями, имеем психологический климат в семье, отношения взрослых к детям, что было подтверждено и результатами данного исследования.
Так было показано, что существенное влияние на развитие энуреза и, по-видимому, на течение данной патологии, оказывает стиль материнского воспитания. При этом, чем меньше возраст ребенка, тем более выражено это влияние. Фактором риска развития энуреза является авторитарный стиль материнского воспитания, когда она не пpoявляeт внимание к интересам ребенка, не высоко оценивает их способности, не приветствует их самостоятельность и инициативу, не старается быть с ребёнком на равных, считает ребенка неудачником, несмышленым существом.
Для любого больного ребенка, в том числе и страдающего энурезом, очень важен благоприятный психологический климат в семье, который является для него дополнительной эмоциональной поддержкой. Поэтому необходимо психологическую поддержку оказывалась не только ребенку, но и всей семье, в первую очередь, матери.
Необходимо отметить следующие важные аспекты помощи при энурезе.
При появлении признаков энуреза неэффективным является рассмотрение одного ребенка как пациента; к работе необходимо подключать хотя бы одного взрослого, а именно того, кто больше общается с ребенком . Чаще всего это мать. Когда специалист и родители совместно борются за здоровье ребенка, и за гармоничные отношения в семье, то это увеличивает вероятность положительных результатов работы.
Помимо лекарственной терапии при энурезе, не следует пренебрегать и психологическим сопровождением как ребенка, так и близких. В этом ключе можно использовать самые различные методики. Положительно влияет на психику ребенка рисование. Дети любят рисовать кончиками пальцев или всей ладонью, это расслабляет его тело и раскрепощает мышление, позволяет наиболее полно отражать свое эмоциональное состояние.
Аутогенная тренировка, которая направлена на снятие напряжения ребенка (как мышечного, так и нервного), и на создание атмосферы спокойствия и расслабленности, позволяет настроить ребенка на снятие проблемы энуреза.
У родителей необходимо формировать навыки разумного использования подгузников, чтобы не пропустить критический возраст развития произвольного контроля мочеиспускания.
В целом можно отметить, что, если исключены медицинские причины, то эффективность психотерапевтического сопровождения больных энурезом достаточно высока.
Многие считают, что лучше не заострять внимание ребенка на его проблеме, чтобы не травмировать психику. Это не верная позиция. Нельзя ругать ребенка, но обязательно нужно объяснить, что его проблему родители готовы решать с ним вместе. Он должен понимать, что родители не осуждают его. Ведь когда он утром просыпается мокрый, появляется сначала страх, потом стыд, а там уже недалеко до серьезной психологической патологии.
Родителям необходимо помнить, что навык самостоятельно контролировать мочеиспускание формируется у детей в разном возрасте .
В целом сформулированные гипотезы были доказаны полученными результатами.



1. Адлер А.А. Воспитание детей . Взаимодействие полов /Пер с англ.А.А.Валеева и Р.А. Валеевой - Ростов н//Д .Феникс,1998. - 448с.
2. Алексеева, Е. Е. Что делать, если ребенок....: психол. помощь семье с детьми от 1 до 7 лет / Е. Е. Алексеева. - Санкт-Петербург : Речь, 2008. - 222 с. - (Психология детства).
3. Авдеева Н.Н., Кочетова Ю.А. Влияние стиля детско - родительских отношений на возникновение страхов у детей //Психологическая наука и образование . - 2008 . - №4 - с.35 - 47
4. Арина Г.А. Психосоматический онтогенез : закономерности становления и аномалий 1 -я Всерос .научн.конф.по психологии «Психология сегодня » Ежегодник Рос .психол.общества М.,1996;2(4):32 - 35
5. Ахмедова, С. В. Энурез у детей: методические рекомендации / С. В. Ахмедова, А. В. Патрушев. - Новосибирск, 2008. - 63 с. (32)
6. Брязгунов, И. П. Психосоматика у детей / И. П. Брязгунов [и др.]. - Москва: Психотерапия, 2009. - 477 с.
7. Божиндаев Т.Л., Гусева Н.Б., Игнатьев Р.О., Никитин С.С. Дисфункциональное мочеиспускание как маркер нейрогенных расстройств мочевого пузыря у детей.
8. Варга А.Я. Структура и типы родительских отношений. М.: Педагогика, 2006. 258 с
9. Володина, Ю. О. Психосоматический статус и его коррекция у детей с энурезом : автореф. дис. на соискание учен. степени канд. мед. наук / Ю. О. Володина. - Тула, 2003. - 153 с. (Электронная библиотека диссертаций)
10. Гаврилина, А. А. Психосоматические аспекты ночного энуреза у
детей : автореф. дис. на соискание учен. степени канд. мед. наук / А. А. Гаврилина. - Санкт-Петербург, 2001. - 20 с.
(ййр://хп--90ах2с.хп--р1а1/са1а1од/00020^0000.18=Ки=ЫЕН=Ь1Ь1=414214у1е^. ег/)
11. Гаврюшова, Л. П. Энурез в детском возрасте / Л. П. Гаврюшова, Н. А. Коровина, И. Н. Захарова. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва, 2008. - 39 с. (11)
12. Григорьев, К. И. Энурез : ответы на актуальные вопросы медицинской практики // Медицинская сестра. - 2009. - № 8. - С.16-19. (5)
13. Гусарова Т.Н. и др. Современный взгляд на проблему ночного недержания мочи у детей // Вопросы современной педиатрии. - 2012. - № 3. - С. 116-119. (36)
14. Дубина, С. П. Диагностика и терапия энуреза у детей (научный обзор и личные наблюдения) / С. П. Дубина, О. С. Евтушенко, С. К. Евтушенко // Международный неврологический журнал. - 2013. - № 6. - С. 114-120. (35)
15. Елисеев В.А. Восстановительное лечение энуреза у детей с использованием физиобальнео -, фармако, психотерапии и методов мануального воздействия : учеб. - метод. Пособие /Гос. Гос. образоват. учреждение выш. проф. образования Алт. гос. мед. ун-т М-ва здравоохранения и социал. развития; [сост. В. А. Елисеев]. - Барнаул : Изд-во АГМУ, 2011. - 18 с.
16. Еремина, Н. Ю. Психосоматические расстройства у детей в семьях с различными стилями семейного воспитания / Н. Ю. Еремина // Поволжский педагогический вестник. - 2015. - № 4. - С. 115-121. (44)
17. Заваденко, Н. Н. Энурез у детей: поиск новых подходов к проблеме / Н. Н. Заваденко, Н. М. Колобова // Вопросы современной педиатрии. - 2004. - № 5. - С. 96-100. (6)
18. Захарова, И. Н. Энурез в практике педиатра / И. Н. Захарова, Э. Б. Мумладзе, И. И. Пшеничникова // Медицинский совет. - 2017. - № 1. - С. 172-179. (9)
19. Зоркин, С. Н. Моносимптомный энурез у детей / С. Н. Зоркин // Эффективная фармакотерапия. - 2012. - № 14. - С. 26-33. (33)
20. Игнатьев, Р О. Алгоритм диагностики гиперактивного мочевого пузыря у детей / Р. О. Игнатьев, А. П. Панин // Российский вестник перинатологии и педиатрии. - 2008. - № 6. - С. 81-87. (38)
21. Илларионова, И. В. Исследование проявлений тревожности у детей дошкольного возраста в аспекте детско-родительских отношений / И. В. Илларионова // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2011. - № 3-2. - С. 100-107. (23)
22. Исаев Д.Н.Психосоматические расстройства у детей . Руководство для врачей . СПб: Питер.2000.
23. Казанская, И. В. Энурез: классификация, причины, диагностика и лечение / И. В. Казанская, Т. В. Отпущенникова // Вопросы современной педиатрии. - 2003. - № 6. - С. 58-66. (7)
24. Капланская, И. Л. Влияние внутрисемейных отношений на течение тревожно-фобического расстройства у детей 7-10 лет / И. Л. Капланская // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина . - 2011. - № 1. - С. 84-95. (19 назв.)
25. Квашнер К., Маттеят Ф. Энурез и энкопрез. В кн.: Психотерапия у детей и подростков .Подред.Х.Ремшмидта.Пер .с англ.М.:Мир, 2000: 408 - 428.
26. Кованова, Н. Н. Выработка туалетных навыков и гигиеническое воспитание ребенка / Н. Н. Кованова // Педиатрия. Журнал им. Г. Н. Сперанского - 2007. - № 3. - С.143-144 (29)
27. Корабельникова, Е. А. Детский сон: зеркало развития ребенка : пособие для родителей и педагогов / Е. А. Корабельникова. - Москва : ВЛАДОС-пресс, 2009. - 400 с.
28. Косилов, К. В. Энурез у детей : (аспекты патогенеза и терапии) :
автореф. дис. на соискание учен. степени д-ра мед. наук / К. В. Косилов. - Хабаровск, 2003. - 44 с.
(ййр://хп--90ах2е.хп--р1а1/еа1а1од/000200_000018_Ки_ЫЕК_ЫЬ1_444290/у1е’№ ег/?раде=46)
29. Красникова, Т. С. Влияние типов семейного воспитания на эмоциональную сферу личности младшего школьника / Т. С. Красникова, Е. М. Семёнова // Психологическое благополучие современной семьи : материалы межрегиональной научно-практической конференции с международным участием. - Ярославль, 2016. - С. 63-65. (26)
30. Кузнецова, А. А. Ночной энурез у детей / А. А. Кузнецова // Нефрология. - 2012. - № 3. - С. 16-24. (16)
31. Кузнецова, Н. И. Клинико-психологические особенности детей с
нейрогенной дисфункцией мочевого пузыря : автореф. дис. на соискание учен. степени канд. мед. наук / Н. И. Кузнецова. - Москва, 2007. - 18 с. (Электронная библиотека диссертаций или
http://www.dissercat.com/content/kliniko-psikhologicheskie-osobennosti-detei-s-n eirogennoi-disfunktsiei-mochevogo-puzyrya)
32. Лапшина Е.А., Дуда И.В. Характеристика стилей семейного воспитания // Universum: Психология и образование : электрон. научн. журн. 2017. № 9(39). URL: http://7universum.com/ru/psy/archive/item/5113.
33. Ласков, В. Б. Основы детской неврологии : учеб. пособие / В. Б. Ласков. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2008. - 286 с.
34. Лохов, М. И. Плохой хороший ребенок: проблемы развития, нарушения поведения, внимания, письма и речи / М. И. Лохов, Ю. А. Фесенко, М. Ю. Рубин. - Санкт-Петербург : ЭЛБИ-СПб, 2003. - 319 с.
35. Мазурова, Н. В. Взаимосвязь тревожности детей дошкольного возраста и стиля семейного воспитания / Н. В. Мазурова, Ю. А. Трофимова // Вопросы современной педиатрии. - 2013. - № 3. - С. 82-88. (20)
36. Мамайчук, И. И. Психологическая помощь детям и подросткам с соматическими заболеваниями / И. И. Мамайчук // Педиатр. - 2014. - № 1. - С. 107-118. (24)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ