Психолого-педагогическая абилитация детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья посредством составления и реализации индивидуальной программы ранней помощи в естественных жизненных ситуациях
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РАЗРАБОТКИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ 9
1.1. Основные линии развития детей раннего возраста с
ограниченными возможностями здоровья 9
1.2. Психолого-педагогическая абилитация детей раннего возраста с
ограниченными возможностями здоровья 17
1.3. Индивидуальная программа развития ребёнка раннего возраста
с ограниченными возможностями здоровья как одно из средств психолого-педагогической абилитации детей раннего возраста с ОВЗ 23
1.4. Естественные жизненные ситуации: содержание, значение,
особенности, типология 29
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И ЕГО АНАЛИЗ 36
2.1. Организация исследования 36
2.2. Психолого-педагогическая характеристика экспериментальной
группы 67
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРОГРАММ РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ 73
3.1. Основные направления, принципы абилитации детей раннего
возраста с ограниченными возможностями здоровья 73
3.2. Содержание индивидуальных программ развития ребёнка
раннего возраста с ОВЗ 75
3.3. Анализ эффективности разработанных и реализованных
программ развития ребёнка раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья 85
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 104
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 106
Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют
Исходя из данных Федеральной службы государственной статистики, за последние пять лет количество детей с ОВЗ в возрасте от 0 до 7 лет остаётся стабильно высоким. По сравнению с 1 января 2016 года, где общее количество детей-инвалидов составляло 212000, из которых 118000 - мальчики и 94000 - девочки, на 1 января 2020 года эта цифра составляет 213000 детей, из которых мальчиков 119000, девочек - 95000 [54].
Положения, принятые во Всеобщей Декларации о правах ребёнка, в части создания комфортной и доброжелательной для жизни среды, обеспечения доступности и качества образования для детей-инвалидов, детей с ограничениями жизнедеятельности, не имеющих статуса ребёнка-инвалида, детей из группы риска и т.п. привели к объединению Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (далее РФ), Министерства образования и науки РФ и Министерства здравоохранения РФ в вопросе о необходимости развития ранней помощи детям группы риска, детям - инвалидам, детям с генетическими нарушениями и сопровождения их семей. В соответствии с этим Правительство РФ дало распоряжение от 31 августа 2016 года №1839-р об утверждении прилагающей Концепции развития ранней помощи в РФ на период до 2020 года.
Почти 30 лет назад, в 1992 году отечественная научная школа специальной психологии и педагогики выделила раннюю помощь как одно из важнейших направлений психолого-педагогической абилитации детей раннего возраста с ОВЗ.
Вопросами, затрагивающими теорию и практику ранней диагностики и психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста с ОВЗ занимались такие выдающиеся личности: А. И. Ахметзянова,
Л. С. Выгодский, Е. М. Мастюкова, М. Монтессори, Н. Н. Печора, Л. М. Самарина, Е. А. Стребелева, А. А. Твардовская, Э. Л. Фрухт, Д. Б. Эльконин, и др.
В настоящее время вопрос абилитации детей раннего возраста с ОВЗ и разработки индивидуальных программ развития ребёнка раннего возраста остаётся открытым и недостаточно изученным, т. к. существует необходимость:
- научного обоснования введения нового уровня образования детей с ОВЗ в возрасте от рождения до 3 лет;
- научного обоснования направлений развития существующей образовательной системы (на всех действующих уровнях), продуктивного для семьи, ребёнка, специалистов;
- понимания того, что формирование жизненной компетенции является неотъемлемым компонентом как специального, так и инклюзивного образования детей с ОВЗ раннего возраста [2].
Наличие проблем исследования определило выбор темы: «Психолого-педагогическая абилитация детей раннего возраста с ОВЗ посредством составления и реализации индивидуальной программы ранней помощи в естественных жизненных ситуациях».
Объект - индивидуальная программа ранней помощи детей с ОВЗ.
Субъект - дети с ОВЗ от 0 до 3 лет.
Предмет - психолого-педагогическая абилитация посредством реализации индивидуальной программы ранней помощи в естественной жизненных ситуациях (далее ЕЖС).
Цель - научное обоснование психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста с ОВЗ в процессе составления и реализации индивидуальной программы ранней помощи в естественно жизненных ситуациях; теоретически обосновать, разработать и апробировать методики составления индивидуальных программ ранней помощи.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что разработанные и реализованные ИПРР раннего возраста с ОВЗ с подобранными и адаптированными методами, приёмами, оборудованием будут продуктивнее и приблизят детей раннего развития с ОВЗ к возрастной норме, если:
- будут созданы специальные условия для максимального развития детей раннего возраста с ОВЗ в ЕЖС;
- подобрано и апробировано инструментальное обеспечение индивидуальных программ развития ребёнка раннего возраста с ОВЗ;
- формирование жизненных компетенций в ЕЖС - одно из приоритетных направлений в развитии детей раннего возраста с ОВЗ.
Объект, предмет, цель и гипотеза исследования обусловили постановку следующих задач:
- проанализировать психологические и педагогические труды с целью выявления особенностей организации ранней помощи детям с ОВЗ различных нозологических групп;
- определить методическое основание разработки индивидуальной программы ранней помощи;
- выявить педагогические условия, необходимые для реализации индивидуальной программы ранней помощи детям с ОВЗ;
- подобрать и апробировать диагностический инструментарий, позволяющий исследовать эффективность разработанных индивидуальных программ ранней помощи.
Теоретическо - методологическую основу исследования составляют:
- концепция раннего выявления и ранней коррекции отклонений в развитии, разработанная НИИКП РАО (Н. Н. Малофеев, Ю. А. Разенкова, Е. А. Стребелева, Н. М. Шматко и др.);
- научные положения Л. С. Выготского о «зоне актуального развития» и о профилактике вторичных дефектов, «социальных вывихов»;
- И. П. Павлова и И. М. Сеченова о рефлекторной природе высшей нервной деятельности;
- учение А. Р. Лурия о мозговой организации психических процессов;
- научные положения Л. С. Выготского, М. Монтессори, Д. Б. Эльконина и др. о важности диагностики и развития в сенситивные периоды.
В исследовании использовался комплекс следующих методов: теоретических: анализ психолого-педагогической литературы, нормативных документов; базовых дефиниций; количественного и качественного анализа фактического материала.
Кроме того, использовались эмпирические методы: опрос, наблюдение и обобщение педагогического опыта: методы математической статистики для обработки и интерпретации полученных данных.
Опытно-поисковая работа проводилась на базе МБДОУ детский сад компенсирующего вида «Центр «Радуга» с сентября 2018 года по ноябрь 2020 года и состояла из трёх взаимосвязанных этапов.
На первом этапе изучалась психологическая, педагогическая и методическая литература по проблеме исследования, были сформулированы проблема и цель работы, поставлены задачи и выработаны методы научно-поисковой работы, определён научный аппарат.
На втором этапе была определена и апробирована методика констатирующего эксперимента, подобран диагностический инструментарий, разработаны критерии оценивания полученных результатов.
На третьем этапе проводился обучающийся эксперимент, была разработана система абилитационных мероприятий, включенных в индивидуальные программы развития ребёнка раннего возраста, проведена необходимая коррекционная работа и осуществлен контрольный эксперимент, систематизированы и обобщены материалы опытно-экспертной работы.
Научная новизна исследования выражена в следующем:
- обоснована методика разработки индивидуальной программы развития детей с ОВЗ;
- разработано содержание индивидуальной программы ранней помощи детям с ОВЗ;
- предложены и апробированы индивидуальные программы ранней помощи детям с ОВЗ.
Практическая значимость состоит в методических рекомендациях, позволяющих создать специальные условия для эффективного развития детей раннего возраста с ОВЗ в ЕЖС и в выявлении сведений, расширяющих представления о возможных индивидуальных программах ранней помощи детям с различными нозологиями, в методическом комплексе, который может быть использован специалистами служб ранней помощи и родителями детей раннего возраста с ОВЗ.
Апробация результатов исследования: результаты исследования прошли апробацию в следующих публикациях: сборник «Специальное образование» на темы: «Развитие функционирования ребёнка раннего возраста в повседневных жизненных ситуациях как одно из средств абилитации детей раннего возраста с ОВЗ» и «Содействие коммуникативному развитию ребёнка с ТМНР как условие нормализации его жизнедеятельности».
В выпускной квалификационной работе, согласно цели и задачам исследования, представлено научное обоснование психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста с ОВЗ в процессе составления и реализации индивидуальной программы ранней помощи в естественно жизненных ситуациях.
В теоретической части исследования рассмотрены такие аспекты заявленной темы как основные лини развития детей раннего возраста с ОВЗ, принципы и направления психолого-педагогической абилитации детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья, индивидуальная программа развития ребёнка раннего возраста с ОВЗ как одно из средств психолого-педагогической абилитации детей раннего возраста с ОВЗ, естественные жизненные ситуации, их содержание, значение, особенности, типология.
Анализ литературных источников по проблеме исследования показал, что психолого-педагогическая абилитация детей раннего возраста с ОВЗ является достаточно новым направлением в системе ранней помощи данной категории детей и определяется как система различных мероприятий, направленных на развитие детей раннего возраста (от рождения до трёх лет) с нарушениями развития или риском появления таких нарушений, и мероприятий, ориентированных на поддержку родителей таких детей.
Период раннего возраста очень важен для всестороннего развития детей (особенно детей с ОВЗ), их дальнейшей социализации. Значительное количество современных детей в возрасте до 3-х лет находятся в зоне риска (дети с перинатальной недоношенностью, с генетическими заболеваниями, дети родителей с отягощённой беременностью, осложнениями в родах и т. п.). В основном нарушения в онтогенезе проявляется в период интенсивного формирования высших психических функций, и влияют на дальнейшую социальную адаптацию ребёнка, а значит на качество его жизни в целом.
Для раннего выявления проблем и абилитации детей с ОВЗ, необходимо иметь достаточные знания о развитии всех сфер ребёнка в онтогенезе и возможных причинах их нарушения.
Целью ИПРР раннего возраста с ОВЗ является раннее выявление проблемы или нарушения в развитии ребёнка и оказание соответствующей помощи ребёнку и его семье. Программы разрабатываются исходя из оценки потребностей ребёнка и его семьи, их возможностей и направлены на развитие всех базовых навыков, а также любых навыков, которые ребёнок осваивает в течение первых трёх лет жизни. Всё психолого-педагогическое сопровождение ребёнка раннего возраста с ОВЗ должно быть направлено на улучшение повседневной жизни ребенка и семьи и включены в их естественную повседневную жизнь.
Исходя из гипотезы исследования, что разработанные и реализованные ИПРР раннего возраста с ОВЗ будут продуктивнее и способствовать приближению детей к возрастной норме, были проведены констатирующий и контрольный эксперименты.
Результаты контрольного эксперимента, которые описаны выше, подтвердили исходную гипотезу исследования. Созданные условия, подобранный и апробированный инструментарий обеспечения ИПРР раннего возраста с ОВЗ, формирование жизненных компетенций в ЕЖС как одно из главных направлений разработанных ИПРР способствовали максимальному развитию детей данной группы, улучшению рутин в ЕЖС и приближению уровня развития к возрастной норме.
1. Авдеева, Н. Развитие личности в раннем детстве / Н. Авдеева // Дошкол. воспитание. - 2010. - № 3. - С. 103-110.
2. Аксенова, Л. И. Ранняя помощь детям с ограниченными
возможностями здоровья / Л. И. Аксенова. - М. : Юрайт, 2018. - 377 с.
3. Архипова, Е. Ф. Ранняя диагностика и коррекция проблем развития. Первый год жизни ребенка: пособие для специалистов Службы ранней помощи детям и родителям / Е. Ф. Архипова. - Москва : Мозаика- Синтез, 2012. - 156 с.
4. Архипова, Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа с детьми первых трёх лет жизни / Е. Ф. Архипова. - М. : Астрель, 2007. - 224 с.
5. Ахметзянова, А. И. Становление и развитие ранней помощи детям с нарушениями в развитии в России и за рубежом / А. И. Ахметзянова // Неврологический вестник. - 2015. - Т. XLVII, вып. 1. - С. 73-79.
6. Бадалян, Л. О. Невропатология : учебник / Л. О. Бадалян. - 2-е изд. - М. : Академия, 2003. - 368 с.
7. Богданова, Л. С. Полный курс раннего развития ребенка : 200 игр для развития памяти, внимания, восприятия, речи, мышления / Л. Богданова, Н. Диманис. - Санкт-Петербург : Лев и Сова, 2007. - 351 с.
8. Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду / А. К. Бондаренко. - М., 1990. - 186 с.
9. Венгер, Л. А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Л. А. Венгер. - М. : Просвещение, 2008. - 315 с.
10. Винарская, Е. Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка / Е. Н. Винарская. - М. : Просвещение, 2011. - 24 с.
11. Волосовец, Т. В. Состояние и перспективы развития системы ранней помощи детям России / Т. В. Волосовец // Дефектология. - 2003. - № 4. - С. 4-6.
12. Гамезо, М. В. Возрастная и педагогическая психология / М. В. Гамезо, Е. А. Петрова ; Л. М. Орлова. - М. : Пед. О-во России, 2011. - 512 с.
13. Гулина, М. А. Психология социальной работы : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии / под ред. М. А. Гулиной. - Санкт-Петербург : Питер, 2010. - 382 с.
14. Грозная, Н. С. Ранняя помощь. Современное состояние и перспективные направления развития / Н. С. Грозная // Синдром Дауна. XXI век. - 2010. - № 10. - С. 54-61.
15. Деривативное электронное издание на основе печатного аналога: Особый ребенок : Исследования и опыт помощи. Проблемы социализации и интеграции. - М. : Теревинф, 2000. - Вып. 3. - 172 с.
16. Дети в трудной жизненной ситуации : актуальные проблемы / Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. - М. : 2011. - 70 с.
17. Дименштейн, Р. П. Интеграция «особого» ребенка в России : законодательство, практика и перспективы // Особый ребенок : исследования и опыт помощи. - 2000. - Вып. 3. - С. 27-64.
18. Дмитриева, В. Р. Развитие интеллекта ребенка в раннем возрасте: Задания и упражнения на развитие внимания, моторики, памяти, мышления, речи / В. Дмитриева. - СПб : Учитель и ученик : Корона принт, 2013. - 160 с.
19. Дыкман, Л. Гармоничный ребенок. Как этого достичь? Взрослые и дети : воспитание в гармонии / Л. Дыкман. - Санкт-Петербург : Деметра, 2012. - 284 с.
20. Ермолаева, Е. Е. О ранней помощи детям и их семьям
Е. Е. Ермолаева // Аутизм и нарушения развития. - 2017. - Т. 15. - № 2. -
С. 4-18.
21. Жуковская, Р. И. Воспитание ребенка в игре / Р. И. Жуковская ; Акад. пед. наук РСФСР. Ин-т дошкольного воспитания. - Москва : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1963. - 319 с.
22. Закревская, О. В. Развивайся, малыш! Система работы по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста / О. В. Закревская. - М. : ГНОМ и Д, 2007. - 88 с.
23. Казьмин, А. М. Участие: теоретические аспекты и оценка в практике ранней помощи / А. М. Казьмин // Клиническая и специальная психология. - 2015. - Т. 4. - № 2. - С. 115-127.
24. Кожевникова, Е. В. «Абилитация Младенцев» первая в России программа раннего вмешательства / Е. В. Кожевникова, Р. Ж. Мухамедрахимов, Л. А. Чистович // Педиатрия. - 1995. - № 4. - С. 112-113.
25. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология : развитие ребенка от рождения до 17 лет / И. Ю. Кулагина; Ун-т Рос. акад. Образования. - М. : Изд-во УРАО, 1999. - 175 с.
26. Лалаева, Р. И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников / Р. И. Лалаева. - СПб. : Союз, 2011. - 128 с.
27. Ларечина, Е. В. Развитие эмоциональных отношений матери и ребенка / Е. В. Ларечина. - СПб. : Речь, 2004. - 160 с.
28. Левченко, И. Ю. Психологическая помощь семье,
воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии / И. Ю. Левченко. - М. : Просвещение, 2008. - 239 с.
29. Марусинец, М. Изучение познавательной активности / М. Маручинец // Дошкольное воспитание. - 1999. - № 12. - С. 7-9.
30. Методические рекомендации по созданию системы ранней помощи в структуре доступного и непрерывного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья. - М. : Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов ; Институт коррекционной педагогики Российской Академии образования, 2016. - 79 с.
31. Мухина, В. С. Психология дошкольника / В. С. Мухина ; под ред. Л. А. Венгера. - Москва : Просвещение, 1975. - 239 с.
32. Медникова, Л. С. Концептуальные основы развития элементарной ритмической способности детей раннего возраста / Л. С. Медникова // Дефектология. 2010. - № 4. - С. 3-10.
33. Назарова, Н. М. Специальная педагогика / Н. М. Назарова Л. И. Аксёнова, Б. А. Архипов, Л. И. Белякова [и др.] ; под ред. Н. М. Назаровой. - М. : Академия, 2010. - 400 с.
34. Павлова, Л. Н. Раннее детство: развитие речи и мышления / Л. Н. Павлова. - М. : Мозаика-Синтез, 2011. - 168 с.
35. Першина, Л. А. Возрастная психология / Л. А. Першина. - М. : Академический проект, 2012. - 256 с.
36. Пилюгина, Э. Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста : пособие для воспитателя детского сада / Э. Г. Пилюгина. - М. : 2012. - 63 с.
37. Путляева, Л. О развитии мышления / Л. Путляева // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 5. - С. 35-38.
38. Печора, К. А. Дети раннего возраста в дошкольном учреждении / К. Печора. - М. : ВЛАДОС, 2010. - 172 с.
39. Питерси, М. Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. Книга 3: Навыки общения / М. Питерси. - М. : Ассоциация Даун Синдром, 2001. - 80 с.
40. Попова, Н. Т. Культурные механизмы развития человека // Теоретическая культурология / Н. Т. Попова. - М. : Академический проект, 2005. - 624 с.
41. Примерная парциальная образовательная программа для детей раннего возраста «Первые шаги» / под. общ. ред. Е. О. Смирновой. - М. : МГППУ, 2014. - 189 с.
42. Профилактическая работа с детьми раннего возраста в поликлинике : учебное пособие / Л. А. Жданова, Г. Н. Нуждина. - М. : ФГБОУ ВО ИвГМА Минздрава России, 2019. - 304 с.
43. Приходько, О. Г. Ранняя помощь детям с двигательной патологией первые годы жизни / О. Г. Приходько. - СПб. : КАРО, 2006. - 112 с.
44. Разенкова, Ю. А. Служба ранней помощи - как форма оказания психолого-педагогической и медико-социальной помощи семьям с проблемными детьми младенческого и раннего возрастов / Ю. А. Разенкова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2010. - № 2. - С. 35-44.
45. Ранняя диагностика отклонений в психофизическом развитии детей / Т. А. Григорьева, Т. И. Обухова. - Мн. : НИО, 2000. - 69 с.
46. Семенович, А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза / А. В. Семенович. - Москва : Генезис, 2007. - 474 с.
47. Смирнова, Е. О. Диагностика психического развития детей от рождения до трех лет / Е. О. Смирнова. - М. : МИНУ, 2002. - 128 с.
48. Сопровождение проблемного ребенка и его семьи в системе ранней помощи. Диагностика и коррекция развития / под общ. ред. Ю. А. Разенковой. - М. : Школьная Пресса, 2012. - 216 с.
49. Старобина, Е. М. Об оценке качества и эффективности предоставления услуг ранней помощи детям и их семьям / Е. М. Старобина // Детская и подростковая реабилитация. - 2017. - № 4. - С. 55-61.
50. Услуга «Организация психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в возрасте до 4-х лет (служба ранней помощи)» : книга 17 / под ред. М. О. Егоровой. - М. : Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, 2013. - 250 с.
51. Федорова, Г. П. Игра - путь воспитания и развития малыша / Г. П. Федорова. - СПб. : Паритет, 2007. - 77 с.
52. Цыганок, А. А. Развитие базовых познавательных функций с помощью адаптивно-игровых занятий / А. А. Цыганок, А. Л. Виноградова, И. С. Константинова. - М. : Теревинф, 2019. - 72 с.
53. Четвертаков, К. В. Развивающие игры для малышей : от года до трех лет / К. В. Четвертаков. - Москва : Айрис-пресс, 2006. - 104 с.
54. Чиркина, Г. В. К проблеме раннего распознавания и коррекции отклонений речевого развития у детей / Г. В. Чиркина // Альманах Института коррекционной педагогики РАО. - 2000. - Вып. № 2. - С. 27-34.
55. Человек и общество. Словарь-справочник. - Ростов-на-Дону : Издательство «Феникс», 1996. - 544 с.
56. Чепурышкин, И. П. Абилитация детей с ограниченными возможностями здоровья / И. П. Чепурышкин // Успехи современного естествознания. - 2010. - № 3. - С. 53-54.
57. Шаповаленко, И. В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) / И.В. Шаповаленко. - М. : Гардарики, 2009. - 349 с.
58. Эльконин, Д. Б. Детская психология / Д. Б. Эльконин. - Москва : Академия, 2007. - 194 с.
59. Янушко, Е. А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия / Е. А. Янушко. - М. : Теровипф, 2004. - 136 с.
60. Янушко, Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (1 - 3 года) / Е. А. Янушко. - М. : Мозаика-Синтез, 2007. - 56 с.