Реабилитация младших школьников с тяжелыми и множественными нарушениями развития посредством психолого-педагогической коррекции нежелательного поведения
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ 8 НЕЖЕЛАТЕЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ...
1.1. Содержание понятия «нежелательное поведение» и его классификации 8
в научной литературе
1.2. Реабилитация как психолого-педагогический феномен 12
1.3. Содержание понятия «тяжелые и множественные нарушения 14
развития» в научной литературе
1.4. Анализ подходов к психолого-педагогической коррекции 17
нежелательного поведения младших школьников с тяжелыми и множественными нарушениями развития
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ НЕЖЕЛАТЕЛЬНОГО 25 ПОВЕДЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ
2.1. Методика проведения констатирующего этапа эксперимента 25
2.2. Организация проведения констатирующего этапа эксперимента 28
2.3. Анализ результатов констатирующего этапа эксперимента 32
ГЛАВА 3. АПРОБАЦИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ, 40
НАПРАВЛЕННОЙ НА РЕАБИЛИТАЦИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
С ТЯЖЕЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ
3.1. Содержание коррекционной программы 40
3.2. Реализация коррекционной программы 48
3.3. Анализ результатов проведения контрольного этапа эксперимента 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 83
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 102
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 107
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 112
Актуальность исследования.
В последнее время отмечается значительный рост младших школьников, имеющих тяжелые и множественные нарушения развития (ТМНР). По данным Федеральной службы государственной статистики, общая численность детей с инвалидностью в России с каждым годом увеличивается. Так, если в 2016 году она составляла 617 тыс. человек, в 2017 году она равнялась 636 тыс. детей, в 2018 году - 651 тыс. детей, а к 1 января 2019 года - 670 тыс. детей [52]. Статистические данные свидетельствуют, что приведенные показатели являются стабильно растущими на протяжении трех лет. Особое место среди этих детей занимают именно дети с ТМНР, в том числе обучающиеся с сочетанными нарушениями , такими как расстройства аутистического спектра и интеллектуального развития, причем год от года наблюдается тенденция роста их численности. Данная категория детей предполагает значительные проблемы в развитии, которые могут проявляться в нарушениях интеллектуальной сферы, эмоционально-волевой сферы, а также поведения. Устойчивый интерес к проблеме коррекции нежелательного поведения у детей с ТМНР нашёл отражение в работах многих отечественных и зарубежных учёных, таких как: И. М. Бгажнокова, К. Гиллберг, М. В. Жигарева, Л. Каннер К. С. Лебединская А. Р. Лурия, О. С. Никольская и других, что нередко рассматривается в качестве доказательства степени ее разработанности.
Младший школьный возраст при данной патологии является сензитивным периодом для реабилитации посредством психолого-педагогической коррекции недостатков в поведении и эмоционально-волевой сфере, поэтому коррекция нежелательного поведения - является одной из актуальных задач психологии и требует постоянного изучения и исследования. Особо важным в этом ключе является поиск эффективных
Расстройства аутистического спектра (РАС) в настоящее время все чаще рассматриваются как психолого-педагогическая проблема. Научные исследования Е. Р. Баенской, В. М. Башиной, В. В. Лебединского, М. М. Либлинга и других показывают, что это особый тип нарушения психического развития, возникающий на основе биологической дефицитарности нервной системы. По международной классификации РАС относится к первазивным нарушениям, охватывающим все стороны психического развития ребенка.
Проблемой нежелательного поведения занимались следующие ученые: Л. Каннер, К. С. Лебединская, И. Ловаас О. С. Никольская, Б. Ф. Скиннер и другие. Они отмечали, что поведенческие трудности обнаруживаются именно в младшем школьном возрасте, прежде всего в организации их учебной деятельности. Большинство детей указанной категории не владеют приемами саморегуляции, а так же не обучены социально приемлемым и альтернативным формам поведения.
Таким образом для обучающихся младшего школьного возраста с ТМНР формирование навыков социально приемлемого поведения является приоритетным. Их можно сформировать в рамках коррекционных мероприятий, а так же в рамках работы психолога, который сможет организовать целенаправленный, систематический процесс.
Цель работы - разработка и экспериментальная апробация программы психолого-педагогической коррекции нежелательного поведения как средства реабилитации младших школьников с ТМНР.
Объект исследования - проявления нежелательного поведения у младших школьников с ТМНР.
Предмет исследования - процесс психолого-педагогической коррекции проявлений нежелательного поведения как средство реабилитации младших школьников с ТМНР.
Задачи:
1. Проанализировать литературные источники по изучаемой проблеме.
2. Подобрать диагностические методики для изучения нежелательного поведения младших школьников с ТМНР.
3. Провести экспериментальное исследование проявлений
нежелательного поведения младших школьников с ТМНР.
4. Разработать и апробировать коррекционную программу, направленную на реабилитацию младших школьников с ТМНР посредством психолого - педагогической коррекции нежелательного поведения.
5. Оценить эффективность коррекционной программы, путем проведения контрольного этапа эксперимента.
Гипотеза - реабилитация младших школьников с ТМНР будет эффективнее, если внедрять психолого-педагогическую коррекцию нежелательного поведения.
Методы исследования, определенные в соответствии с целью и задачами:
- изучение научной литературы;
- обобщение практического опыта отечественных и зарубежных
исследователей через изучение научно-практических работ;
- проведение психолого-педагогического эксперимента;
- анализ результатов исследования;
- разработка системы мероприятий по психолого-педагогической
коррекции нежелательного у младших школьников с ТМНР;
- практическая (коррекционная) работа по реабилитации младших школьников с ТМНР.
База исследования - Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области « Екатеринбургская школа №3, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы».
Структура исследования: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложения.
В последнее время наблюдается тенденция роста численности детей младшего школьного возраста с ТМНР. Изучение данного феномена имеет огромное социально-психологическое значение, что подтверждается большим количеством работ, как отечественных, так и зарубежных авторов, таких как: И. М. Бгажнокова, М. В. Жигарева, А. Р. Лурия, К. С. Лебединская, О. С. Никольская, Л. Каннер, К. Гиллберг и других. Для детей данной категории характерны значительные проблемы в развитии, которые могут проявляться в нарушениях интеллектуальной сферы, эмоционально-волевой сферы, а также поведения. Младший школьный возраст при ТМНР является сензитивным периодом для реабилитации посредством психолого-педагогической коррекции недостатков в поведении и эмоционально-волевой сфере, поэтому коррекция нежелательного поведения - является одной из актуальных задач психологии и требует постоянного изучения и исследования. Особо важным в этом ключе является поиск эффективных методов коррекции и оптимизации развития навыков. Поэтому существует потребность в коррекционных мероприятия.
Расстройства аутистического спектра (РАС) в настоящее время все чаще рассматриваются как психолого-педагогическая проблема. Научные исследования Е. Р. Баенской, В. М. Башиной, В. В. Лебединского, М. М. Либлинга и других показывают, что это особый тип нарушения психического развития, возникающий на основе биологической дефицитарности нервной системы. По международной классификации РАС относится к первазивным нарушениям, охватывающим все стороны психического развития ребенка.
Интерес к проблеме феномена поведения, в том числе, и нежелательного у детей с РАС нашел отражение в работах многих отечественных и зарубежных ученых, таких как: Л. Каннер, К. С. Лебединская, И. Ловаас, О. С. Никольская, Б. Ф. Скиннер, и других. Они отмечали, что поведенческие трудности обнаруживаются именно в младшем школьном возрасте, прежде всего в организации их учебной деятельности. Большинство детей указанной категории не владеют приемами саморегуляции, а так же не обучены социально приемлемым и альтернативным формам поведения.
Таким образом для обучающихся младшего школьного возраста с ТМНР формирование навыков социально приемлемого поведения является приоритетным. Их можно сформировать в рамках коррекционных мероприятий, а так же в рамках работы психолога, который сможет организовать целенаправленный, систематический процесс.
Была поставлена цель - разработка и экспериментальная апробация программы психолого-педагогической коррекции нежелательного поведения как средства реабилитации младших школьников с ТМНР.
В ходе исследования на констатирующем этапе эксперимента была выявлена функция нежелательного поведения каждого обучающегося, было определено количество и частота проявления эпизодов проблемного поведения, а также с помощью опроса для родителей был выявлен уровень нежелательного поведения в виде агрессивных реакций. По результатам исследования выяснилось, что самостимулятивная функция поведения констатирована у 3 испытуемых, а функция избегания у 2 из 5 младших школьников. Такие функции поведения, как: социальное внимание и получение желаемого не диагностированы у участников констатирующего этапа эксперимента. Результаты исследования количества и частоты проявления эпизодов нежелательного поведения за 2 дня наблюдений свидетельствует о том, что у 3 испытуемых количество эпизодов поведения не превышает 10, у остальных двух участников эксперимента количество эпизодов составляет 12. Средняя частота проявления эпизодов нежелательного поведения за 2 дня наблюдений на констатирующем этапе эксперимента - 2 эпизода в час у всех обучающихся. При исследовании уровня нежелательного поведения в виде агрессивных реакций получены следующие результаты: у всех испытуемых диагностируется 1 уровень агрессивных реакций, который свидетельствует о том, что у ребенка нет опасности закрепления ситуативно-личностных реакций агрессии как патохарактерологических, но профилактическая психолого-педагогическая помощь обучающемуся в овладении нежелательным поведением в виде агрессивных реакций необходима.
В ходе исследования на контрольном этапе эксперимента после частичной апробации коррекционной программы сравнивались результаты экспериментальной группы (5 человек) на констатирующем и контрольном этапах эксперимента.
1. При сравнении результатов функциональной оценки поведения
получен следующий результат: 3 испытуемых продемонстрировали
альтернативное более социально приемлемое поведение с той же функцией, что и на констатирующем этапе эксперимента. Остальные участники экспериментальной группы продемонстрировали равнозначные результаты и на контрольном и на констатирующем этапах эксперимента.
2. По результатам вторичной диагностики у всех испытуемых снизилось количество эпизодов проявления нежелательного поведения. Все участники эксперимента продемонстрировали снижение частоты проявления эпизодов проблемного поведения.
3. При сравнении результатов уровня проявление нежелательного поведения в виде агрессивных реакций все испытуемые продемонстрировали положительную динамику. У 1 обучающегося зафиксирован результат на 5 баллов выше по сравнению с результатом первичной диагностики, у 2 младших школьников результат выше на 3 балла. Остальные испытуемые продемонстрировали результат на 1 и 2 балла выше.
Подытожив все результаты контрольного этапа эксперимента можно отметить, что реабилитация младших школьников с ТМНР посредством психолого-педагогической коррекции оказалась наиболее эффективной, когда основной функцией нежелательного поведения ребенка является самостимуляция, а наименее эффективной, когда у обучающихся преобладает поведение с функцией избегания.
Результаты данного исследования могут быть использованы в работе специального психолога для реабилитации младших школьников с ТМНР посредством психолого-педагогической коррекции нежелательного
поведения.
1. Аутизм: методические рекомендации по психолого-педагогической коррекции : сборник методических работ /
М. К. Бардышевская, Н. В. Бардышевский [и др.] ; под ред. С. А. Морозова. - М. : Сигналь, 2001. - С. 183-186.
2. Ахутина, Т. В. Нейропсихологический анализ диагностики развития высших психических функций : учеб. для студентов вузов / Т. В. Ахутина, С. Ю. Игнатьева, М. Ю. Максименко, Н. Н. Полонская. - М. : Академия, 1992. - 440 с.
3. Бабкина, Н. В. Особенности познавательной деятельности и ее саморегуляция у младших школьников / Н. В. Бабкина // Дефектология. - 2002. - № 5. - С. 40-46.
4. Банди, А. Сенсорная интеграция. Теория и практика / А. Банди. - М. : Теревинф, 2017. - 117 с.
5. Башина, В. М. Ранний детский аутизм. Исцеление / В. М. Башина. - М., 1993. - С. 154-165.
6. Бгажнокова, И. М. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития: Программно- методические материалы / И. М. Бгажнокова. - М. : ВЛАДОС, 2007. - 203 с.
7. Бейкер, Б. Путь к независимости. Обучение детей с особенностями развития бытовым навыкам / Б. Бейкер. - М. : Теревинф, 2006. - 497 с.
8. Белопольская, Н. Л. Проблемы психологической диагностики и коррекции нарушений поведения у детей. Материалы I Всероссийской научнопрактической конференции / Н. Л. Белопольская. - М. : МГППУ, 2011. - 115 с.
9. Беткер, Л. М. Психолого-педагогическое сопровождение детей с расстройством аутистического спектра / Л.М. Беткер. - Ханты-Мансийск: РИО ИРО, 2013. - 82 с.
10. Блейлер, Э. Аутистическое мышление / Э. Блейлер. - М. : Одесса, 1927. - 81 с.
11. Блюмина, М. Г. Распространенность, этиология и некоторые особенности клинических проявлений сложных дефектов / М. Г. Блюмина // Дефектология. - 1989. - № 3. - С. 3-10.
12. Бородина, Л. Г. О книге Ивара Ловааса «Обучение детей с нарушениями развития» / Л. Г. Бородина // Аутизм и нарушения развития. - 2005. - № 3. - С. 7-22.
13. Веденина М. Ю. Использование поведенческой терапии аутичных детей для формирования навыков бытовой адаптации / М. Ю. Веденина // Дефектология. - 1997. - № 2. - С. 31-40.
14. Вопрос-ответ. Что такое структурированное обучение для детей с аутизмом? : Наиболее известный метод для организации учебы детей с аутизмом. - URL : https://outfund.ru/strukturirovannoe-obuchenie-dlya-detej-s- autizmom/(дата обращения: 26.10.2019).
15. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. - М. : Педагогика, 1991. - 672 с.
16. Гилберг, К. Аутизм: медицинские и педагогические аспекты / К. Гилберг. -М. : Т. Питерс, 1998. -280 с.
17. Головчиц, Л. А. К проблеме терминологии: «сложные,
множественные, комплексные...» нарушения развития / Л. А. Головчиц // Дефектология. - 2011. - № 3. - С. 3-11.
18. Дерманова, И. Б. Диагностика эмоционально-нравственного развития: практикум по психодиагностике / И. Б. Дерманова. - СПб. : Речь, 2002. - 172 с.
19. Детский аутизм / InMinds журнал о психологии. - URL : http://www.inminds.ru/fmad-650.html(дата обращения: 17.10.2019).
20. Дмитриева, И. Ю. Работа с детьми в группе семейного типа с использованием элементов АВА-терапии / И. Ю. Дмитриева // Молодой ученый. - 2018. - №47. - С. 301-304.
21. Дробинская, А. О. Дифференцированный подход к коррекции агрессивного поведения у детей с расстройствами аутистического спектра /
А. О. Дробинская // Коррекция и профилактика нарушений поведения у детей с ограниченными возможностями здоровья. - 2011. -№2. - С. 20-23.
22. Ениколопов, С. Н. Понятие агрессии в современной психологии / С. Н. Ениколопов // Прикладная психология. - 2001. - № 1. - С. 60-71.
23. Жигорева, М. В. Дети с комплексными нарушениями развития: Диагностика и сопровождение / М. В. Жигорева - М. : Национальный книжный центр, 2016. - 208 с.
24. Интервью. Лечение аутизма - настоящее и будущее. - URL : https://outfund.ru/lechenie-autizma-nastoyashhee-i-budushhee/(дата обращения: 17.09.2019).
25. Использование зарубежных программ в коррекции безречевых детей с аутизмом / О. В. Скробкина-Курманова // Аутизм и нарушения развития. - 2006. - № 3. - С. 12-17.
26. Использование стандартизированных тестов для оценки первоначальных навыков // Аутизм. АВА-терапия. Прикладной анализ поведения АВА. URL:http: //www. autism-ABA. blogspot. ru/2010/02/bl o g-post 09.html (дата обращения 12.11.2019).
27. Каган, В. Е. Аутизм у детей / В. Е. Каган. - М. : Медицина, 1981. - 208 с.
28. Кислинг У. Сенсорная интеграция в диалоге: понять ребенка, распознать проблему, помочь обрести равновесие / У. Кислинг. - М. : Теревинф, 2011. - 54 с.
29. Комплексный подход к работе с детьми с ранним детским аутизмом и вопросы подготовки специалистов: сборник научных трудов/под
30. Костин И. А. Поведенческий подход к коррекции детского аутизма: основные понятия / И. А. Костин // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. - 2009. - № 1. - С. 54-60.
31. Краткий психологический словарь / Под общ. ред.
A. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. - Ростов н/Д. : Феникс, 1999. - 494 с.
32. Купер, Д. Прикладной анализ поведения. / Д. Купер. - М. :
Практика, 2016. - 826 с.
33. Кухарчук, О. В. Использование прикладного анализа поведения в работе с аутичными детьми / О. В. Кухарчук // Социокультурная интеграция и специальное образование. - 2015. - С. 316-320.
34. Лебединская, К. С. Диагностика раннего детского аутизма / К. С. Лебединская, О. С. Никольская. - М. : Просвещение, 1991. - 96 с.
35. Лебединский, В. В. Нарушения психического развития у детей /
B. В. Лебединский. - М. : МГУ, 1985. - 168 с.
36. Лебединский, В. В. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция / В. В. Лебединский, О. С. Никольская, Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. - 197 с.
37. Лечение аутизма у детей и взрослых. Аутизм: теория и практика.
- URL: https://aba-kurs.com/lechenie-autizma-u-detej-i-yzroslyh/(дата
обращения: 26.01.2019).
38. Либлинг, М. М. Подготовка к обучению детей с ранним детским аутизмом / М. М. Либлинг // Дефектология. - 1997. - №4. - C. 80-85.
39. Ловаас, О. И. Поведенческая терапия и нормальное образовательное и интеллектуальное функционирование детей младшего возраста с аутизмом / О. И. Ловаас // Журнал консультаций и клинической психологии. - 1987. - №55. - С. 3-9.
40. Лурия, А. Р. Высшие корковые функции человека / А. Р. Лурия. - М. : Питер, 2018. - 768 с.
41. МакКланнахан, Л. Расписания для детей с аутизмом /
Л. МакКланнахан. - М. : ОП Добро, 2013. - 124 с.
42. Маллер, А. Р. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью / А. Р. Маллер, Г. В. Цикото. - М. : Академия, 2003. - 156 с.
43. Мелешкевич, О. В. Особые дети. Введение в прикладной анализ поведения (АВА): принципы коррекции проблемного поведения и стратегии обучения детей с расстройствами аутического спектра и другими особенностями развития. - Самара: Бахрах-М, 2014. - 208 с.
44. Морозова С. С. Аутизм: коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах / С. С. Морозова. - М. : ВЛАДОС, 2007. - 176 с.
45. Морозова, С. С. Основные аспекты использования АВА при аутизме / С. С. Морозова. - М.: ВЛАДОС, 2013. - 363 с.
46. Назарова, Н. М. Специальная педагогика / Н. М. Назарова. - М. : Академия, 2001. - 154 с.
47. Никольская, О. С. Аутичный ребенок. Пути помощи / О. С. Никольская, Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг. - М. : Теревинф, 2010. - 288 с.
48. Обзор основных зарубежных подходов к оказанию психолого-педагогической помощи детям с аутизмом. - URL:
http://alldef.ru/ru/articles/almanah-19/obzorosnovnyh-zarubezhnyh-podhodov-k/(дата обращения: 15.11.2019).
49. Осипова, А. А. Общая психокоррекция / А. А. Осипова. - М. : ТЦ Сфера, 2004. - 512 с.
50. Питерс, Т. Аутизм: от теоретического понимания к педагогическому воздействию / Т. Питерс. - СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1999. - 192 с.
51. Положение инвалидов. - URL: http://rosstat.gov.ru/folder/13964(дата обращения 20.12.2019).
52. Психолого-педагогическая абилитация и реабилитация детей-
инвалидов. - URL:https://7universum.com/ru/med/archive/item/3848(дата
обращения 16.10.2018).
53. Пути и методы реабилитации детей с множественными нарушениями развития. - М. : BICE, 2014. - 88 с.
54. Раттер, М. Помощь трудным детям / М. Раттер. - М., 1987. - 112 с.
55. Рихмаер, Е. А. Построение программы коррекции школьной дезадаптации (на примере случая из практики) / Е. А. Рихмаер // Психологическая наука и образование. - 2007. - № 5. - С. 62-70.
56. Рязанова, А. В. Модель психолого-педагогической помощи детям школьного возраста с тяжелыми и множественными нарушениями развития / А. В. Рязанова, Д. В. Ермолаев. - М. : Теревинф, 2011. - 77 с.
57. Сбор данных ABC. - URL: http://autism-
aba.blogspot.com/2012/10/abc-data-collection.html#ixzz5oglyarkp (дата
обращения: 6.04.2019).
58. Семаго, Н. Я. Теория и практика оценки психического развития ребенка / Н. Я. Семаго, М. М. Семаго. - СПб. : Речь, 2005. - 384 с.
59. Скиннер, Б.Ф. Поведение организмов / Б. Ф. Скиннер. - М. : Оперант, 2016. - 368 с.
60. Течнер, С. Введение в альтернативную и дополнительную коммуникацию: жесты и графические символы для людей с двигательными и интеллектуальными нарушениями, а также с расстройствами аутистического спектра / C. Течнер, Х. Мантинсер. - М. : Теревинф, 2017. - 432 с.
61. Фрост, Л. Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS) / Л. Фрост, Э. Бонди. - М. : Теревинф, 2011. - 416 с.
62. Хайдт, К. Школа: руководство по обучению детей с нарушениями зрения и множественными нарушениями развития / К. Хайдт. - М. : Теревинф, 2015. - 166 с.
63. Царев, А. М. Организация обучения и воспитания детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития в псковском центре лечебной педагогики / А. М. Царев // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2011. - № 4. - С. 12-22.
64. Шипицына, Л. М. Детский аутизм : хрестоматия / Л. М. Шипицына. - СПб. : Международный университет семьи и ребенка имени Р. Валленберга, 1997. - 254 с.
65. Шрамм, Р. Детский аутизм и АВА / Р. Шрамм науч. ред. - Екатеринбург : Рама Паблишинг, 2013. - 208 с.
66. Эрц-Нафтульева, Ю. М. Проведение процедуры
«функциональный анализ поведения» для определения причин аутоагрессии у ребенка с РАС / Ю. М. Эрц-Нафтульева, Е. Б. Жесткова // Аутизм и нарушения развития : научно-практический журнал. - 2014. - № 4 (45). -
С. 24-31.