Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Логопедическая работа по преодолению фонетико- фонематического недоразвития речи у старших дошкольников с дизартрией с использованием дидактических игр

Работа №93494

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы53
Год сдачи2022
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
197
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ
ИССЛЕДОВАНИЯ 6
1.1. Закономерности становления и развития произносительной и
фонематической сторон речи в онтогенезе 6
1.2. Клинико-психолого-педагогическая характеристика дошкольников с
дизартрией 12
1.3. Характеристика фонетико-фонематического недоразвития речи у
дошкольников с дизартрией 15
1.4. Роль дидактической игры в системе логопедической работы с
дошкольниками 17
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ ЕГО
РЕЗУЛЬТАТОВ 23
2.1. Организация и методология логопедического обследования 23
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 25
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ ПО СРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ 33
3.1. Теоретическое обоснование и основные принципы логопедической
работы по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей с дизартрией 33
3.2. Содержание логопедической работы по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у дошкольников с дизартрией с
использованием дидактических игр 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 47


Одной из самых важных особенностей человека является речь. Высшие психические функции формируются параллельно с речевым развитием и напрямую зависят от уровня его сформированности. Но правильное и своевременное развитие речи возможно только при наличии определенных условий. К ним относятся психическое и соматическое здоровье ребенка, нормальные умственные способности, хорошие слух и зрение, достаточная психическая активность, полноценное речевое окружение.
Своевременное развитие у детей правильной речи помогает им более успешно социализироваться в обществе и подготавливает к обучению в школе. Дети дошкольного возраста с высоким уровнем развития речи легко вступают в контакт с окружающими, свободно могут задавать вопросы, формулировать и выражать свои мысли и желания. Невнятная речь, наоборот препятствует взаимоотношениям ребенка с окружающим его миром. К старшему дошкольному возрасту, а иногда и раньше, дети с речевыми нарушениями начинают осознавать свои дефекты и могут стать молчаливыми, раздражительными и стеснительными [33].
В настоящее время наблюдается тенденция к увеличению детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями. Несформированность фонетической и фонематической сторон речи являются одним из распространенных дефектов у этой группы детей и выделяются как ведущие в структуре нарушений при дизартрии.
В разное время вопросами коррекции дизартрии занимались многие специалисты: О. В. Правдина, Е. М. Мастюкова, Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова, Г. В. Чиркина, Т. Б. Филичева и др. И все они пришли к выводу, что если не проводить коррекционную работу, то в будущем дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи будут иметь трудности в усвоении школьной программы, медленно читать, допускать дисграфические ошибки. Также это будет оказывать негативное влияние на весь процесс психического развития ребенка, и отражаться в его действиях, поведении и построении межличностных отношений со сверстниками и взрослыми.
Исходя из этого можно сделать вывод, что проблема изучения и коррекции фонетико-фонематических нарушений речи у дошкольников с дизартрией является актуальной и занимает особое место в сфере медико- психолого-педагогической реабилитации. Также актуальность этой темы подтверждает то, что она довольно часто освещается в научных статьях. Например, в статье Л.С. Заркеновой «Определение уровня сформированности фонематических процессов у дошкольников с фонетико¬фонематическим недоразвитием речи» для Международного журнала экспериментального образования.
Для эффективности коррекционной работы требуется создание специальных условий, также должны учитываться возможности и индивидуальные особенности ребенка. В основе логопедической работы с дошкольниками должен лежать комплексный подход. Который предполагает сочетание коррекционно-логопедической и психолого-педагогической работы.
Для достижения положительного результата коррекционный процесс должен строится с учетом ведущего вида деятельности дошкольников - игры [1]. Игровой сюжет, предъявление учебных или любых других задач в игровой форме, позволяют активизировать познавательную деятельность детей, сформировать у них положительную мотивацию, облегчают принятие ребенком учебной деятельности и обеспечивают оптимальные условия ее реализации.
Данная работа будет направлена на решение вопросов коррекции звукопроизношения и просодической стороны речи, а также на формирование фонематических процессов: слуха и восприятия у дошкольников с дизартрией с использованием дидактических игр, так как игра является ведущим видом деятельности у дошкольников, и включена в учебно-воспитательный и коррекционно-развивающий процесс.
Объект исследования - фонетическая и фонематическая стороны речи у дошкольников с дизартрией.
Предмет исследования - содержание работы по коррекции фонетико-фонематических нарушений речи у дошкольников с дизартрией с использованием дидактических игр.
Цель исследования - определить содержание логопедической работы с использованием дидактических игр по коррекции фонетико-фонематических нарушений речи у дошкольников с дизартрией.
Задачи исследования:
1. Изучить литературу по вопросам формирования произносительной стороны речи и фонематических процессов у детей в норме и с речевыми нарушениями.
2. Изучить методическую литературу по вопросу использования дидактических игр в логопедической работе с дошкольниками с дизартрией.
3. Провести констатирующий эксперимент и проанализировать полученные результаты.
4. Разработать направление и содержание логопедической работы по коррекции фонетико-фонематических нарушений речи у дошкольников, с дизартрией с использованием дидактических игр.
Реализация цели и задач исследования осуществлялись с помощью следующих методов:
1. Теоретический метод. Изучение специальной педагогической, логопедической и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирический метод. Проведение констатирующего эксперимента, сбор данных.
3. Качественный и количественный анализ полученных данных.
Данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Данная работа была посвящена актуальной в настоящее время проблеме коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей дизартрией. Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в настоящее время увеличивается количество дошкольников с речевыми нарушениями. Целью проведенного исследования было определить содержание логопедической работы по коррекции нарушений фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников с дизартрией.
Для достижения цели исследования, был решен ряд задач.
Первым этапом работы было изучение специальной литературы, в ходе которого было выявлено, что фонетико-фонематические нарушения речи достаточно распространены, и являются ведущими в структуре речевого дефекта у дошкольников с дизартрией. Также были раскрыты понятия и определены основные закономерности формирования фонетической и фонематической сторон речи в онтогенезе у детей с нормальным речевым развитием.
Была изучена психолого-педагогическая характеристика детей с дизартрией, что позволило сделать вывод, что наряду с нарушениями звукопроизносительной и звукоразличительной сторон речи у дошкольников отмечаются нарушения высших психических функций. Таких как память, внимание, мышление и нарушения эмоционально-волевой сферы. Все эти нарушения влияют на дальнейшее развитие ребенка и если отсутствует своевременная коррекция, то такие дети испытывают трудности в усвоении школьной программы и в коммуникации с окружающими.
Так как ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра были изучены и описаны принципы включения дидактических игр в логопедическую работу.
В экспериментальной части исследования была проведена диагностика уровня речевого развития с помощью методики Н. М. Трубниковой. Была обследована общая и мелкая моторика, состояние артикуляционного аппарата, звукопроизношение и просодическая сторона речи и фонематические процессы.
В логопедическом обследовании принимало участие 5 детей дошкольного возраста. Анализ результатов констатирующего эксперимента выявил у всех обследуемых нарушения моторной сферы, полиморфные нарушения произношения звуков позднего онтогенеза, нарушения фонематического слуха и восприятия. По каждому ребенку было составлено логопедическое заключение и составлен перспективный план коррекционной работы.
Было определено содержание логопедической работы, которое включало в себя следующие направления: развитие общей и мелкой моторики; развитие артикуляционной моторики и формирование артикуляционных укладов; постановка звуков и автоматизация из в слогах, словах и предложениях; формирование фонематического слуха и развитие навыков звукового анализа.
Согласно теме работы для каждого направления были подобраны специальные дидактические игры и упражнения, которые были подробно описаны.
Таким образом, поставленные в начале работы цель и задачи были реализованы в процессе исследования.



1. Адаптированная примерная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Л. Б. Баряева, Т. В. Волосовец, О. П. Гаврилушкина [и др.] ; под ред. А. А. Борзенкова. - Москва : Просвещение, 2021. - 336 с.
2. Акименко, В. М. Новые логопедические технологии : учеб.-метод.
пособие / В. М. Акименко. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2009. - 105 с.
3. Алябьева, Е. А. Логоритмические упражнения без музыкального
сопровождения : метод. пособие / Е. А. Алябьева. - Москва : Сфера, 2006. - 64 с.
4. Аманатова, М. М. Справочник школьного логопеда / М. М. Аманатова, Н. Г. Андреева, О. М. Тосуниди. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2010. - 318 с.
5. Архипова, Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей / Е. Ф. Архипова. - Москва : АСТ : Астрель, 2008. - 254 с.
6. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей : учеб. пособие для студентов вузов / Е. Ф. Архипова. - Москва : АСТ : Астрель, 2007. - 343 с.
7. Бельтюков, В. И. Об усвоении детьми звуков речи / В. И. Бельтюков. - Москва : Просвещение, 1964. - 91 с.
8. Борисенко, М. Г. Ползаем, ходим, бегаем, прыгаем : (развитие общ. моторики) / М. Г. Борисенко, Н. А. Лукина. - Санкт-Петербург : Паритет, 2003. - 160 с.
9. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. - Москва : Лабиринт, 2009. - 352 с.
10. Выготский, Л. С. Психология развития ребенка / Л. С. Выготский. - Москва : Эксмо, 2006. - 512 с.
11. Гаркуша, Ю. Ф. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи : учеб. пособие для студентов пед. вузов / Ю. Ф. Гаркуша. - Москва : ВЛАДОС, 2001. - 158 с.
12. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. - Санкт- Петербург : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. - 472 с.
13. Глухов, В. П. Основы психолингвистики : учеб. пособие для студентов пед. вузов / В. П. Глухов. - Москва : АСТ : Астрель, 2005. - 344 с.
14. Глухов, В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием / В. П. Глухов. - Москва : АРКТИ, 2002. - 144 с.
15. Жукова, Н. С. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. - Москва : КнигоМир, 2011. - 320 с.
16. Иншакова, О. Б. Альбом для логопеда / О. Б. Иншакова. - Москва : ВЛАДОС, 2012. - 279 с.
17. Калягин, В. А. Логопсихология : учеб. пособие для студентов вузов /
B. А. Калягин, Т. С. Овчинникова. - Москва. : Академия, 2006. - 320 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ