Логопедическая работа по преодолению фонетико-
фонематического недоразвития речи у старших дошкольников с
дизартрией с использованием дидактических игр
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ
ИССЛЕДОВАНИЯ 6
1.1. Закономерности становления и развития произносительной и
фонематической сторон речи в онтогенезе 6
1.2. Клинико-психолого-педагогическая характеристика дошкольников с
дизартрией 12
1.3. Характеристика фонетико-фонематического недоразвития речи у
дошкольников с дизартрией 15
1.4. Роль дидактической игры в системе логопедической работы с
дошкольниками 17
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ ЕГО
РЕЗУЛЬТАТОВ 23
2.1. Организация и методология логопедического обследования 23
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 25
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ ПО СРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ 33
3.1. Теоретическое обоснование и основные принципы логопедической
работы по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей с дизартрией 33
3.2. Содержание логопедической работы по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у дошкольников с дизартрией с
использованием дидактических игр 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 47
Одной из самых важных особенностей человека является речь. Высшие психические функции формируются параллельно с речевым развитием и напрямую зависят от уровня его сформированности. Но правильное и своевременное развитие речи возможно только при наличии определенных условий. К ним относятся психическое и соматическое здоровье ребенка, нормальные умственные способности, хорошие слух и зрение, достаточная психическая активность, полноценное речевое окружение.
Своевременное развитие у детей правильной речи помогает им более успешно социализироваться в обществе и подготавливает к обучению в школе. Дети дошкольного возраста с высоким уровнем развития речи легко вступают в контакт с окружающими, свободно могут задавать вопросы, формулировать и выражать свои мысли и желания. Невнятная речь, наоборот препятствует взаимоотношениям ребенка с окружающим его миром. К старшему дошкольному возрасту, а иногда и раньше, дети с речевыми нарушениями начинают осознавать свои дефекты и могут стать молчаливыми, раздражительными и стеснительными [33].
В настоящее время наблюдается тенденция к увеличению детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями. Несформированность фонетической и фонематической сторон речи являются одним из распространенных дефектов у этой группы детей и выделяются как ведущие в структуре нарушений при дизартрии.
В разное время вопросами коррекции дизартрии занимались многие специалисты: О. В. Правдина, Е. М. Мастюкова, Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова, Г. В. Чиркина, Т. Б. Филичева и др. И все они пришли к выводу, что если не проводить коррекционную работу, то в будущем дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи будут иметь трудности в усвоении школьной программы, медленно читать, допускать дисграфические ошибки. Также это будет оказывать негативное влияние на весь процесс психического развития ребенка, и отражаться в его действиях, поведении и построении межличностных отношений со сверстниками и взрослыми.
Исходя из этого можно сделать вывод, что проблема изучения и коррекции фонетико-фонематических нарушений речи у дошкольников с дизартрией является актуальной и занимает особое место в сфере медико- психолого-педагогической реабилитации. Также актуальность этой темы подтверждает то, что она довольно часто освещается в научных статьях. Например, в статье Л.С. Заркеновой «Определение уровня сформированности фонематических процессов у дошкольников с фонетико¬фонематическим недоразвитием речи» для Международного журнала экспериментального образования.
Для эффективности коррекционной работы требуется создание специальных условий, также должны учитываться возможности и индивидуальные особенности ребенка. В основе логопедической работы с дошкольниками должен лежать комплексный подход. Который предполагает сочетание коррекционно-логопедической и психолого-педагогической работы.
Для достижения положительного результата коррекционный процесс должен строится с учетом ведущего вида деятельности дошкольников - игры [1]. Игровой сюжет, предъявление учебных или любых других задач в игровой форме, позволяют активизировать познавательную деятельность детей, сформировать у них положительную мотивацию, облегчают принятие ребенком учебной деятельности и обеспечивают оптимальные условия ее реализации.
Данная работа будет направлена на решение вопросов коррекции звукопроизношения и просодической стороны речи, а также на формирование фонематических процессов: слуха и восприятия у дошкольников с дизартрией с использованием дидактических игр, так как игра является ведущим видом деятельности у дошкольников, и включена в учебно-воспитательный и коррекционно-развивающий процесс.
Объект исследования - фонетическая и фонематическая стороны речи у дошкольников с дизартрией.
Предмет исследования - содержание работы по коррекции фонетико-фонематических нарушений речи у дошкольников с дизартрией с использованием дидактических игр.
Цель исследования - определить содержание логопедической работы с использованием дидактических игр по коррекции фонетико-фонематических нарушений речи у дошкольников с дизартрией.
Задачи исследования:
1. Изучить литературу по вопросам формирования произносительной стороны речи и фонематических процессов у детей в норме и с речевыми нарушениями.
2. Изучить методическую литературу по вопросу использования дидактических игр в логопедической работе с дошкольниками с дизартрией.
3. Провести констатирующий эксперимент и проанализировать полученные результаты.
4. Разработать направление и содержание логопедической работы по коррекции фонетико-фонематических нарушений речи у дошкольников, с дизартрией с использованием дидактических игр.
Реализация цели и задач исследования осуществлялись с помощью следующих методов:
1. Теоретический метод. Изучение специальной педагогической, логопедической и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирический метод. Проведение констатирующего эксперимента, сбор данных.
3. Качественный и количественный анализ полученных данных.
Данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы и приложений.
Данная работа была посвящена актуальной в настоящее время проблеме коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей дизартрией. Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в настоящее время увеличивается количество дошкольников с речевыми нарушениями. Целью проведенного исследования было определить содержание логопедической работы по коррекции нарушений фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников с дизартрией.
Для достижения цели исследования, был решен ряд задач.
Первым этапом работы было изучение специальной литературы, в ходе которого было выявлено, что фонетико-фонематические нарушения речи достаточно распространены, и являются ведущими в структуре речевого дефекта у дошкольников с дизартрией. Также были раскрыты понятия и определены основные закономерности формирования фонетической и фонематической сторон речи в онтогенезе у детей с нормальным речевым развитием.
Была изучена психолого-педагогическая характеристика детей с дизартрией, что позволило сделать вывод, что наряду с нарушениями звукопроизносительной и звукоразличительной сторон речи у дошкольников отмечаются нарушения высших психических функций. Таких как память, внимание, мышление и нарушения эмоционально-волевой сферы. Все эти нарушения влияют на дальнейшее развитие ребенка и если отсутствует своевременная коррекция, то такие дети испытывают трудности в усвоении школьной программы и в коммуникации с окружающими.
Так как ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра были изучены и описаны принципы включения дидактических игр в логопедическую работу.
В экспериментальной части исследования была проведена диагностика уровня речевого развития с помощью методики Н. М. Трубниковой. Была обследована общая и мелкая моторика, состояние артикуляционного аппарата, звукопроизношение и просодическая сторона речи и фонематические процессы.
В логопедическом обследовании принимало участие 5 детей дошкольного возраста. Анализ результатов констатирующего эксперимента выявил у всех обследуемых нарушения моторной сферы, полиморфные нарушения произношения звуков позднего онтогенеза, нарушения фонематического слуха и восприятия. По каждому ребенку было составлено логопедическое заключение и составлен перспективный план коррекционной работы.
Было определено содержание логопедической работы, которое включало в себя следующие направления: развитие общей и мелкой моторики; развитие артикуляционной моторики и формирование артикуляционных укладов; постановка звуков и автоматизация из в слогах, словах и предложениях; формирование фонематического слуха и развитие навыков звукового анализа.
Согласно теме работы для каждого направления были подобраны специальные дидактические игры и упражнения, которые были подробно описаны.
Таким образом, поставленные в начале работы цель и задачи были реализованы в процессе исследования.
1. Адаптированная примерная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Л. Б. Баряева, Т. В. Волосовец, О. П. Гаврилушкина [и др.] ; под ред. А. А. Борзенкова. - Москва : Просвещение, 2021. - 336 с.
2. Акименко, В. М. Новые логопедические технологии : учеб.-метод.
пособие / В. М. Акименко. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2009. - 105 с.
3. Алябьева, Е. А. Логоритмические упражнения без музыкального
сопровождения : метод. пособие / Е. А. Алябьева. - Москва : Сфера, 2006. - 64 с.
4. Аманатова, М. М. Справочник школьного логопеда / М. М. Аманатова, Н. Г. Андреева, О. М. Тосуниди. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2010. - 318 с.
5. Архипова, Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей / Е. Ф. Архипова. - Москва : АСТ : Астрель, 2008. - 254 с.
6. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей : учеб. пособие для студентов вузов / Е. Ф. Архипова. - Москва : АСТ : Астрель, 2007. - 343 с.
7. Бельтюков, В. И. Об усвоении детьми звуков речи / В. И. Бельтюков. - Москва : Просвещение, 1964. - 91 с.
8. Борисенко, М. Г. Ползаем, ходим, бегаем, прыгаем : (развитие общ. моторики) / М. Г. Борисенко, Н. А. Лукина. - Санкт-Петербург : Паритет, 2003. - 160 с.
9. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. - Москва : Лабиринт, 2009. - 352 с.
10. Выготский, Л. С. Психология развития ребенка / Л. С. Выготский. - Москва : Эксмо, 2006. - 512 с.
11. Гаркуша, Ю. Ф. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи : учеб. пособие для студентов пед. вузов / Ю. Ф. Гаркуша. - Москва : ВЛАДОС, 2001. - 158 с.
12. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. - Санкт- Петербург : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. - 472 с.
13. Глухов, В. П. Основы психолингвистики : учеб. пособие для студентов пед. вузов / В. П. Глухов. - Москва : АСТ : Астрель, 2005. - 344 с.
14. Глухов, В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием / В. П. Глухов. - Москва : АРКТИ, 2002. - 144 с.
15. Жукова, Н. С. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. - Москва : КнигоМир, 2011. - 320 с.
16. Иншакова, О. Б. Альбом для логопеда / О. Б. Иншакова. - Москва : ВЛАДОС, 2012. - 279 с.
17. Калягин, В. А. Логопсихология : учеб. пособие для студентов вузов /
B. А. Калягин, Т. С. Овчинникова. - Москва. : Академия, 2006. - 320 с.
...