Логопедическая работа по преодолению фонетико- фонематического недоразвития речи у старших дошкольников с дизартрией с использованием дидактических игр
|
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ
ИССЛЕДОВАНИЯ 6
1.1. Закономерности становления и развития произносительной и
фонематической сторон речи в онтогенезе 6
1.2. Клинико-психолого-педагогическая характеристика дошкольников с
дизартрией 12
1.3. Характеристика фонетико-фонематического недоразвития речи у
дошкольников с дизартрией 15
1.4. Роль дидактической игры в системе логопедической работы с
дошкольниками 17
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ ЕГО
РЕЗУЛЬТАТОВ 23
2.1. Организация и методология логопедического обследования 23
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 25
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ ПО СРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ 33
3.1. Теоретическое обоснование и основные принципы логопедической
работы по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей с дизартрией 33
3.2. Содержание логопедической работы по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у дошкольников с дизартрией с
использованием дидактических игр 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 47
ИССЛЕДОВАНИЯ 6
1.1. Закономерности становления и развития произносительной и
фонематической сторон речи в онтогенезе 6
1.2. Клинико-психолого-педагогическая характеристика дошкольников с
дизартрией 12
1.3. Характеристика фонетико-фонематического недоразвития речи у
дошкольников с дизартрией 15
1.4. Роль дидактической игры в системе логопедической работы с
дошкольниками 17
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ ЕГО
РЕЗУЛЬТАТОВ 23
2.1. Организация и методология логопедического обследования 23
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 25
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ ПО СРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ 33
3.1. Теоретическое обоснование и основные принципы логопедической
работы по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей с дизартрией 33
3.2. Содержание логопедической работы по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у дошкольников с дизартрией с
использованием дидактических игр 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 47
Одной из самых важных особенностей человека является речь. Высшие психические функции формируются параллельно с речевым развитием и напрямую зависят от уровня его сформированности. Но правильное и своевременное развитие речи возможно только при наличии определенных условий. К ним относятся психическое и соматическое здоровье ребенка, нормальные умственные способности, хорошие слух и зрение, достаточная психическая активность, полноценное речевое окружение.
Своевременное развитие у детей правильной речи помогает им более успешно социализироваться в обществе и подготавливает к обучению в школе. Дети дошкольного возраста с высоким уровнем развития речи легко вступают в контакт с окружающими, свободно могут задавать вопросы, формулировать и выражать свои мысли и желания. Невнятная речь, наоборот препятствует взаимоотношениям ребенка с окружающим его миром. К старшему дошкольному возрасту, а иногда и раньше, дети с речевыми нарушениями начинают осознавать свои дефекты и могут стать молчаливыми, раздражительными и стеснительными [33].
В настоящее время наблюдается тенденция к увеличению детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями. Несформированность фонетической и фонематической сторон речи являются одним из распространенных дефектов у этой группы детей и выделяются как ведущие в структуре нарушений при дизартрии.
В разное время вопросами коррекции дизартрии занимались многие специалисты: О. В. Правдина, Е. М. Мастюкова, Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова, Г. В. Чиркина, Т. Б. Филичева и др. И все они пришли к выводу, что если не проводить коррекционную работу, то в будущем дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи будут иметь трудности в усвоении школьной программы, медленно читать, допускать дисграфические ошибки. Также это будет оказывать негативное влияние на весь процесс психического развития ребенка, и отражаться в его действиях, поведении и построении межличностных отношений со сверстниками и взрослыми.
Исходя из этого можно сделать вывод, что проблема изучения и коррекции фонетико-фонематических нарушений речи у дошкольников с дизартрией является актуальной и занимает особое место в сфере медико- психолого-педагогической реабилитации. Также актуальность этой темы подтверждает то, что она довольно часто освещается в научных статьях. Например, в статье Л.С. Заркеновой «Определение уровня сформированности фонематических процессов у дошкольников с фонетико¬фонематическим недоразвитием речи» для Международного журнала экспериментального образования.
Для эффективности коррекционной работы требуется создание специальных условий, также должны учитываться возможности и индивидуальные особенности ребенка. В основе логопедической работы с дошкольниками должен лежать комплексный подход. Который предполагает сочетание коррекционно-логопедической и психолого-педагогической работы.
Для достижения положительного результата коррекционный процесс должен строится с учетом ведущего вида деятельности дошкольников - игры [1]. Игровой сюжет, предъявление учебных или любых других задач в игровой форме, позволяют активизировать познавательную деятельность детей, сформировать у них положительную мотивацию, облегчают принятие ребенком учебной деятельности и обеспечивают оптимальные условия ее реализации.
Данная работа будет направлена на решение вопросов коррекции звукопроизношения и просодической стороны речи, а также на формирование фонематических процессов: слуха и восприятия у дошкольников с дизартрией с использованием дидактических игр, так как игра является ведущим видом деятельности у дошкольников, и включена в учебно-воспитательный и коррекционно-развивающий процесс.
Объект исследования - фонетическая и фонематическая стороны речи у дошкольников с дизартрией.
Предмет исследования - содержание работы по коррекции фонетико-фонематических нарушений речи у дошкольников с дизартрией с использованием дидактических игр.
Цель исследования - определить содержание логопедической работы с использованием дидактических игр по коррекции фонетико-фонематических нарушений речи у дошкольников с дизартрией.
Задачи исследования:
1. Изучить литературу по вопросам формирования произносительной стороны речи и фонематических процессов у детей в норме и с речевыми нарушениями.
2. Изучить методическую литературу по вопросу использования дидактических игр в логопедической работе с дошкольниками с дизартрией.
3. Провести констатирующий эксперимент и проанализировать полученные результаты.
4. Разработать направление и содержание логопедической работы по коррекции фонетико-фонематических нарушений речи у дошкольников, с дизартрией с использованием дидактических игр.
Реализация цели и задач исследования осуществлялись с помощью следующих методов:
1. Теоретический метод. Изучение специальной педагогической, логопедической и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирический метод. Проведение констатирующего эксперимента, сбор данных.
3. Качественный и количественный анализ полученных данных.
Данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы и приложений.
Своевременное развитие у детей правильной речи помогает им более успешно социализироваться в обществе и подготавливает к обучению в школе. Дети дошкольного возраста с высоким уровнем развития речи легко вступают в контакт с окружающими, свободно могут задавать вопросы, формулировать и выражать свои мысли и желания. Невнятная речь, наоборот препятствует взаимоотношениям ребенка с окружающим его миром. К старшему дошкольному возрасту, а иногда и раньше, дети с речевыми нарушениями начинают осознавать свои дефекты и могут стать молчаливыми, раздражительными и стеснительными [33].
В настоящее время наблюдается тенденция к увеличению детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями. Несформированность фонетической и фонематической сторон речи являются одним из распространенных дефектов у этой группы детей и выделяются как ведущие в структуре нарушений при дизартрии.
В разное время вопросами коррекции дизартрии занимались многие специалисты: О. В. Правдина, Е. М. Мастюкова, Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова, Г. В. Чиркина, Т. Б. Филичева и др. И все они пришли к выводу, что если не проводить коррекционную работу, то в будущем дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи будут иметь трудности в усвоении школьной программы, медленно читать, допускать дисграфические ошибки. Также это будет оказывать негативное влияние на весь процесс психического развития ребенка, и отражаться в его действиях, поведении и построении межличностных отношений со сверстниками и взрослыми.
Исходя из этого можно сделать вывод, что проблема изучения и коррекции фонетико-фонематических нарушений речи у дошкольников с дизартрией является актуальной и занимает особое место в сфере медико- психолого-педагогической реабилитации. Также актуальность этой темы подтверждает то, что она довольно часто освещается в научных статьях. Например, в статье Л.С. Заркеновой «Определение уровня сформированности фонематических процессов у дошкольников с фонетико¬фонематическим недоразвитием речи» для Международного журнала экспериментального образования.
Для эффективности коррекционной работы требуется создание специальных условий, также должны учитываться возможности и индивидуальные особенности ребенка. В основе логопедической работы с дошкольниками должен лежать комплексный подход. Который предполагает сочетание коррекционно-логопедической и психолого-педагогической работы.
Для достижения положительного результата коррекционный процесс должен строится с учетом ведущего вида деятельности дошкольников - игры [1]. Игровой сюжет, предъявление учебных или любых других задач в игровой форме, позволяют активизировать познавательную деятельность детей, сформировать у них положительную мотивацию, облегчают принятие ребенком учебной деятельности и обеспечивают оптимальные условия ее реализации.
Данная работа будет направлена на решение вопросов коррекции звукопроизношения и просодической стороны речи, а также на формирование фонематических процессов: слуха и восприятия у дошкольников с дизартрией с использованием дидактических игр, так как игра является ведущим видом деятельности у дошкольников, и включена в учебно-воспитательный и коррекционно-развивающий процесс.
Объект исследования - фонетическая и фонематическая стороны речи у дошкольников с дизартрией.
Предмет исследования - содержание работы по коррекции фонетико-фонематических нарушений речи у дошкольников с дизартрией с использованием дидактических игр.
Цель исследования - определить содержание логопедической работы с использованием дидактических игр по коррекции фонетико-фонематических нарушений речи у дошкольников с дизартрией.
Задачи исследования:
1. Изучить литературу по вопросам формирования произносительной стороны речи и фонематических процессов у детей в норме и с речевыми нарушениями.
2. Изучить методическую литературу по вопросу использования дидактических игр в логопедической работе с дошкольниками с дизартрией.
3. Провести констатирующий эксперимент и проанализировать полученные результаты.
4. Разработать направление и содержание логопедической работы по коррекции фонетико-фонематических нарушений речи у дошкольников, с дизартрией с использованием дидактических игр.
Реализация цели и задач исследования осуществлялись с помощью следующих методов:
1. Теоретический метод. Изучение специальной педагогической, логопедической и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирический метод. Проведение констатирующего эксперимента, сбор данных.
3. Качественный и количественный анализ полученных данных.
Данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы и приложений.
Данная работа была посвящена актуальной в настоящее время проблеме коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей дизартрией. Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в настоящее время увеличивается количество дошкольников с речевыми нарушениями. Целью проведенного исследования было определить содержание логопедической работы по коррекции нарушений фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников с дизартрией.
Для достижения цели исследования, был решен ряд задач.
Первым этапом работы было изучение специальной литературы, в ходе которого было выявлено, что фонетико-фонематические нарушения речи достаточно распространены, и являются ведущими в структуре речевого дефекта у дошкольников с дизартрией. Также были раскрыты понятия и определены основные закономерности формирования фонетической и фонематической сторон речи в онтогенезе у детей с нормальным речевым развитием.
Была изучена психолого-педагогическая характеристика детей с дизартрией, что позволило сделать вывод, что наряду с нарушениями звукопроизносительной и звукоразличительной сторон речи у дошкольников отмечаются нарушения высших психических функций. Таких как память, внимание, мышление и нарушения эмоционально-волевой сферы. Все эти нарушения влияют на дальнейшее развитие ребенка и если отсутствует своевременная коррекция, то такие дети испытывают трудности в усвоении школьной программы и в коммуникации с окружающими.
Так как ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра были изучены и описаны принципы включения дидактических игр в логопедическую работу.
В экспериментальной части исследования была проведена диагностика уровня речевого развития с помощью методики Н. М. Трубниковой. Была обследована общая и мелкая моторика, состояние артикуляционного аппарата, звукопроизношение и просодическая сторона речи и фонематические процессы.
В логопедическом обследовании принимало участие 5 детей дошкольного возраста. Анализ результатов констатирующего эксперимента выявил у всех обследуемых нарушения моторной сферы, полиморфные нарушения произношения звуков позднего онтогенеза, нарушения фонематического слуха и восприятия. По каждому ребенку было составлено логопедическое заключение и составлен перспективный план коррекционной работы.
Было определено содержание логопедической работы, которое включало в себя следующие направления: развитие общей и мелкой моторики; развитие артикуляционной моторики и формирование артикуляционных укладов; постановка звуков и автоматизация из в слогах, словах и предложениях; формирование фонематического слуха и развитие навыков звукового анализа.
Согласно теме работы для каждого направления были подобраны специальные дидактические игры и упражнения, которые были подробно описаны.
Таким образом, поставленные в начале работы цель и задачи были реализованы в процессе исследования.
Для достижения цели исследования, был решен ряд задач.
Первым этапом работы было изучение специальной литературы, в ходе которого было выявлено, что фонетико-фонематические нарушения речи достаточно распространены, и являются ведущими в структуре речевого дефекта у дошкольников с дизартрией. Также были раскрыты понятия и определены основные закономерности формирования фонетической и фонематической сторон речи в онтогенезе у детей с нормальным речевым развитием.
Была изучена психолого-педагогическая характеристика детей с дизартрией, что позволило сделать вывод, что наряду с нарушениями звукопроизносительной и звукоразличительной сторон речи у дошкольников отмечаются нарушения высших психических функций. Таких как память, внимание, мышление и нарушения эмоционально-волевой сферы. Все эти нарушения влияют на дальнейшее развитие ребенка и если отсутствует своевременная коррекция, то такие дети испытывают трудности в усвоении школьной программы и в коммуникации с окружающими.
Так как ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра были изучены и описаны принципы включения дидактических игр в логопедическую работу.
В экспериментальной части исследования была проведена диагностика уровня речевого развития с помощью методики Н. М. Трубниковой. Была обследована общая и мелкая моторика, состояние артикуляционного аппарата, звукопроизношение и просодическая сторона речи и фонематические процессы.
В логопедическом обследовании принимало участие 5 детей дошкольного возраста. Анализ результатов констатирующего эксперимента выявил у всех обследуемых нарушения моторной сферы, полиморфные нарушения произношения звуков позднего онтогенеза, нарушения фонематического слуха и восприятия. По каждому ребенку было составлено логопедическое заключение и составлен перспективный план коррекционной работы.
Было определено содержание логопедической работы, которое включало в себя следующие направления: развитие общей и мелкой моторики; развитие артикуляционной моторики и формирование артикуляционных укладов; постановка звуков и автоматизация из в слогах, словах и предложениях; формирование фонематического слуха и развитие навыков звукового анализа.
Согласно теме работы для каждого направления были подобраны специальные дидактические игры и упражнения, которые были подробно описаны.
Таким образом, поставленные в начале работы цель и задачи были реализованы в процессе исследования.
Подобные работы
- Использование дидактических игр в логопедической работе по
коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у старших
дошкольников с псевдобульбарной дизартрией
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - Использование дидактических игр в логопедической работе по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2022 - Логопедическая работа по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у старших дошкольников с дизартрией с использованием дидактических игр
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2022 - Коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи у старших
дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Использование дидактических игр при коррекции нарушений
произносительной системы речи у старших дошкольников с дизартрией
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - Использование дидактических игр при коррекции нарушений произносительной системы речи у старших дошкольников с дизартрией
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2022 - Коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи у младших
школьников с дизартрией, как основа предупреждения дисграфии
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - Коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи у младших школьников с дизартрией, как основа предупреждения дисграфии
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2022 - Коррекция нарушений звукопроизношений у старших дошкольников с
легкой степенью псевдобульбарной дизартрии в структуре преодоления
фонетико-фонематического недоразвития речи
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022





