Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией в условиях логопункта

Работа №93490

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы67
Год сдачи2022
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
216
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ВОПРОСАМ СТАНОВЛЕНИЯ УСТНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ В НОРМЕ И С ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИЕЙ 7
1.1. Развитие устной речи у детей в норме 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с
псевдобульбарной дизартрией 13
1.3. Характеристика устной речи у детей с фонетико-фонематическим
недоразвитием речи и псевдобульбарной дизартрией 18
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ 26
2.1. Организация, принципы и методика констатирующего
эксперимента 26
2.2. Анализ результатов изучения моторики, звукопроизношения,
просодики, фонематических процессов у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и псевдобульбарной дизартрией 31
2.3. Взаимосвязь выявленных нарушений моторики,
звукопроизношения, просодики, фонематических процессов у обследованных детей 39
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИЕЙ В УСЛОВИЯХ ЛОГОПУНКТА 43
3.1. Теоретическое обоснование, организация, принципы логопедической работы по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей с псевдобульбарной дизартрией в условиях
логопункта 43
3.2. Содержание логопедической работы по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей с псевдобульбарной дизартрией в условиях логопункта 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 61

Одним из наиболее важных направлений развития дошкольников является речевое развитие. Овладение правильной связной диалогической и монологической речью является необходимым условием для успешного интеллектуального, познавательного, коммуникативного развития дошкольников.
Данная тема является актуальной. В последнее время растет количество детей, имеющих нарушения речи. Среди наблюдаемых нарушений распространено фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Среди нарушений часто встречается псевдобульбарная дизартрия. При данном нарушении в структуре речевого дефекта ведущими являются нарушения фонетической стороны речи. Отклонения фонематического восприятия могут оказаться производными, то есть носить вторичный характер.
Ранее коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи осуществлялась в группах для детей с тяжелыми нарушениями речи, а в настоящее время на логопедических пунктах образовательных учреждений.
Изучение литературы по данной теме дает возможность провести оценку степени разработанности проблемы. Вопросы фонетико-фонематического недоразвития речи исследовали Г. А. Каше, Т. В. Туманова, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина и другие.
Фонетические нарушения речи имеют стойкий характер и не поддаются самостоятельному исправлению. Данные нарушения отрицательно влияют на формирование и развитие таких сторон речи, как фонематическая, лексическая и грамматическая. К тому же, как отмечают Е. Ф. Архипова, Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова, данные нарушения отрицательно влияют на результативность школьного обучения [4, 25].
Исследования этих авторов показывают, что раннее выявление детей с ФФНР и своевременная логопедическая работа позволяют полностью устранить недостатки звукового произношения, развить фонематическое восприятие, то есть способность воспринимать и различать звуки речи, а так же создать предпосылки для успешного обучения детей в школе.
Одним из распространенных в детском возрасте расстройств речи является дизартрия. При дизартрии характерны стойкие нарушения звукопроизношения. Дизартрия является нарушением произносительной стороны речи. Она возникает в результате поражения центральной нервной системы [31].
В научной литературе представлены вопросы о симптомах и проявлениях дизартрии, предложены направления работы по преодолению дизартрии. Исследованиями дизартрии занимались Е. Ф. Архипова, Е. Н. Винарская, Л. В. Лопатина, О. В. Правдина и другие. В то же время вопросы осуществления работы по коррекции данного нарушения в условиях логопункта изучены недостаточно. В связи с этим тема выпускной квалификационной работы «Коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией в условиях логопункта» является актуальной.
Проблема исследования: большинство логопедических технологий преодоления фонетико-фонематического недоразвития речи у детей с псевдобульбарной дизартрией разработаны с учетом применения в логопедических группах ДОУ. Однако в настоящее время таких групп нет, поэтому необходима адаптация имеющихся разработок для применения в условиях логопункта.
Объект исследования: состояние моторики, звукопроизношения, фонематических процессов у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и псевдобульбарной дизартрией.
Предмет исследования: процесс логопедической работы по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией в условиях логопункта.
Цель исследования: теоретически и экспериментально обосновать содержание логопедической работы по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией в условиях логопункта.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать научно-методическую литературу, посвященную коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией.
2. Провести констатирующий эксперимент и проанализировать полученные результаты.
3. Определить направления и содержание логопедической работы по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией в условиях логопункта.
Для решения поставленных задач применялись следующие методы: теоретические (анализ специальной литературы), эмпирические (констатирующий эксперимент).
Экспериментальная база исследования: БМАДОУ «Детский сад №17». В исследовании принимали участие дети старшего дошкольного возраста (5 детей по 5,2-6 лет) с логопедическим заключением «фонетико-фонематическое недоразвитие речи, псевдобульбарная дизартрия».
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы, приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Данная выпускная квалификационная работа была посвящена актуальной в настоящее время проблеме изучения и коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией.
В ходе написания работы достигнута поставленная во введении цель - определено содержание логопедической работы по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией.
Решены следующие задачи:
1. Проанализирована научно-методическая литература,
посвященная коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией.
2. Проведен констатирующий эксперимент и проанализированы полученные результаты обследования детей с псевдобульбарной дизартрией.
3. Определены направления и содержание логопедической работы по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией в условиях логопункта.
Для реализации первой задачи были изучены работы таких авторов, как Г. А. Каше, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова, Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова, Е. Ф. Архипова.
При изучении специальной литературы по проблеме исследования были выделены закономерности развития устной речи у детей в норме, психолого-педагогическая характеристика детей с псевдобульбарной дизартрией и особенности становления устной речи у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и псевдобульбарной дизартрией. Было установлено, что становление звукопроизношения и формирование фонематических процессов у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией не происходит без соответствующей коррекционно-логопедической работы. Это описано в работах Т. Б. Филичевой, Л. В. Лопатиной, Е. Ф. Архиповой, А. Н. Гвоздева.
При проведении констатирующего эксперимента были изучены состояние моторной сферы, звукопроизношения, просодики, фонематического слуха и восприятия. Анализ результатов констатирующего эксперимента показал, что у исследуемых детей нарушены общая, мелкая и артикуляционная моторика, звукопроизношение, фонематический слух и восприятие. Нарушения звукопроизношения в большинстве случаев носят полиморфный характер. При обследовании фонематического слуха наиболее затруднительным для детей является различение свистящих и шипящих звуков, различение звуков по звонкости-глухости. Навыки звукового анализа не сформированы в достаточной степени.
Исходя из вышеизложенного, были определены направление и содержание логопедической работы по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией. На каждого ребенка был составлен перспективный план индивидуальной коррекционной работы. Работа велась по следующим направлениям: развитие общей, мелкой, артикуляционной моторики, формирование правильных артикуляционных укладов, постановка, автоматизация и дифференциация звуков, формирование фонематических процессов (развитие фонематического слуха и восприятия).


1. Агранович, З. Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей / З. Е. Агранович. - Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2001. - 48 с.
2. Алябьева, Е. А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения : Методическое пособие. / Е. А. Алябьева. - Москва : ТЦ Сфера, 2006. - 64 с.
3. Архипова, Е. Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста : учеб. пособие для студентов педвузов / Е. Ф. Архипова. - Москва : Астрель,
2007. - 224 с.
4. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей : учебное пособие / Е. Ф. Архипова. - Москва.: Астрель, 2006. - 319 с.
5. Беккер, К. П. Логопедия / К. П. Беккер, М. Совак. - Москва : Медицина, 1981. - 288 с.
6. Бельтюков, В. И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи (в норме и патологии) / В. И. Бельтюков. - Москва : Педагогика, 1977. - 176 с.
7. Белякова, Л. И. Логопедия. Дизартрия / Л. И. Белякова, Н. Н. Волоскова. - Москва : Гуманитар. изд. ценр ВЛАДОС, 2009. - 287 с.
8. Борозинец, Н. М. Логопедические технологии : учеб.-метод. пособие / Н. М. Борозинец, Т. С. Шеховцова ; Ставропол. гос. пед ин-т. - Ставрополь,
2008. - 224 с.
9. Винарская, Е. Н. Дизартрия / Е. Н. Винарская. - Москва : Астрель, Хранитель, 2006. - 142 с.
10. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. - Москва : АСТ, 2021. - 576 с.
11. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. - Москва : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1961. - 472 с.
12. Ефименкова, Л. Н. Формирование речи у дошкольников / Л. Н. Ефименкова. - Москва : Национальный книжный центр, 2015. - 221 с.
13. Жинкин, Н. И. Речь как проводник информации / Н. И. Жинкин. - Москва : Наука, 1982. - 159 с.
14. Жукова, Н. С. Отклонения в развитии детской речи / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. - Екатеринбург, 2006. - 316 с.
15. Жукова, Н. С. Логопедия / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. - Москва : ЭКСМО, 2020. - 288 с.
16. Калягин, В. А. Логопсихология / В. А. Калягин, Т. С. Овчинникова. - Москва : Академия, 2014. - 352 с.
17. Касаткина, И. О. Логопедическая работа по развитию фонематических процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи / И. О. Касаткина // Молодой ученый. - 2021. - №3 (345). - С.370-371.
18. Каше, Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи : пособие для логопеда / Г. А. Каше. - Москва : Просвещение, 1985. - 207 с.
19. Каше, Г. А. Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (7 год жизни) / Г. А. Каше, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина - Москва : М-во Просвещения СССР науч.-исслед. ин-т дефектологии АПН СССР, 1986. - 81 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ