ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ОРГАНИЗАЦИИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 9
1) Возрастные особенности обучающихся первого курса 9
2) Особенности адаптации обучающихся в организации среднего
профессионального образования 15
1) Содержание социально-педагогического сопровождения 22
ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНОПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ОРГАНИЗАЦИИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 38
1) Оценка эффективности действующей программы адаптации
первого курса и обоснование необходимости социальнопедагогического сопровождения обучающихся первого курса 38
1) Проект программы социально-педагогического сопровождения
обучающихся в период адаптации к организации среднего профессионального образования 45
1) Апробация программы социально-педагогического
сопровождения обучающихся в период адаптации к организации среднего профессионального образования 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 69
ПРИЛОЖЕНИЯ 80
В соответствии с Законом РФ «Об образовании» статья 68, среднее профессиональное образование направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и имеет целью подготовку квалифицированных рабочих или служащих и специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, а также удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования [73].
По данным выборочного исследования Росстата, проведенного в 2019 году, 43% (389,3 тыс. чел.), окончивших колледжи в 2016-2018 годах, не работают по специальности. Уровень безработицы среди выпускников с дипломом о среднем профессиональном образовании безработных уже в первом квартале 2020 года 17,9% [74].
Современному обществу нужны специалисты с высокой профессиональной и личной квалификацией, способные профессионально адаптироваться к постоянно меняющимся социально-экономическим условиям. Проблема адаптации первокурсников в системе среднего профессионального образования - одна из ключевых проблем современных исследований. В настоящее время проведено множество исследований, свидетельствующих о влиянии факторов на активность и функциональное состояние первокурсников, в связи с возникающим несоответствием условий их возможностей объективным требованиям новых видов деятельности [2].
Отечественными и зарубежными педагогами и психологами разных времен накоплен опыт по изучению проблемы адаптации. Так в концепциях отечественных ученых Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова,
А.В. Петровского, С.Л. Рубинштейна, Е.В. Шороховой и др., раскрывается сущность процесса адаптации, способы взаимодействия, дающие возможность приспособления к изменившимся социальным условиям [3].
В научных трудах Е.А. Александровой, М.Р. Битяновой, И.Н. Грушецкой, Н.Л. Коноваловой, Н.Б. Крыловой, М.И. Рожковым, Т.Н. Сапожниковой, Ю.В. Слюсарев, раскрывают содержание социальнопедагогического сопровождения, определяют условия в которых данный процесс помогает формировать качества, направленные на самоактуализацию, самореализацию, самоорганизацию личности [71].
Проблема индивидуализации описаны в трудах Е.А. Александровой, О.С. Газмана, Л.В. Мардахеаева, Н.В. Савинской. Подготовка специалиста, адаптированного к профессиональной деятельности должна учитывать личностные особенности студентов. Они исследованы А. Адлером, А. Бандурой, А. Маслоу, К. Роджерсом, С.Л. Рубинштейном [8,20,43].
Актуальность исследования обусловлена тем, что программа сопровождения обучающихся первого курса в период адаптации к организации среднего профессионально образования должна быть реализована с учетом индивидуальных запросов обучающихся и индивидуального подхода, что поспособствует скорейшей адаптации личности и быстрому переходу с одного уровня образования на другой.
Таким образом, анализ возрастных особенностей личности и программ адаптации обучающихся к организации среднего профессионального образования позволяет выделить противоречия:
⦁ между потребностью обучающихся первого курса в социально
педагогическом сопровождении в период адаптации к организации среднего профессионального образования и дефицитом индивидуального подхода в существующих программах адаптации;
⦁ между необходимостью социально-педагогического сопровождения обучающихся первого курса в период адаптации и дефицитом методологической разработки и кадровой подготовки организации среднего профессионального образования к его осуществлению.
Актуальность темы, выявленные противоречия позволили сформулировать проблему исследования: как реализовать социальнопедагогическое сопровождение обучающихся в период адаптации к организации среднего профессионального образования.
Цель исследования: теоретически обосновать и определить
технологию социально-педагогического сопровождения обучающихся первого курса в программе адаптации к организации среднего профессионального образования.
Объект исследования: адаптация обучающихся первого курса к организации среднего профессионального образования.
Предмет исследования: социально-педагогическое сопровождение обучающихся первого курса в период адаптации.
Гипотеза исследования. Адаптация обучающихся первого курса будет наиболее результативно, если:
⦁ проводится мониторинг адаптации обучающихся первого курса для оценивания и корректировки программы адаптации;
⦁ определены показатели адаптированного обучающегося, на основании которых предложены уровни адаптации;
⦁ при проектировании программы социально-педагогического
сопровождения учтены дефициты действующей программы адаптации;
⦁ при работе с группой лиц низким уровнем адаптации учтены индивидуальные запросы.
В соответствии с целью, объектом, предметом и выдвинутой гипотезой определены следующие задачи исследования:
1. Изучить возрастные особенности обучающихся первого курса.
2. Изучить особенности адаптации в организации среднего профессионального образования.
3. Изучить содержание социально-педагогического сопровождения.
4. Оценить эффективность действующей программы адаптации первого курса и обосновать необходимость социально-педагогического сопровождения обучающихся в период адаптации.
5. Спроектировать программу социально-педагогического сопровождения обучающихся первого курса в период адаптации к организации среднего профессионального образования.
6. Апробировать программу социально-педагогического сопровождения обучающихся первого курса в период адаптации к организации среднего профессионального образования .
Методологическая основа исследования: теории личностно
ориентированного подхода в воспитании, позволяющие определить сущность социально-педагогического сопровождения обучающихся в период адаптации (Е.В. Бондаревская, И.С. Якиманская и др.); концептуальные положения деятельностного подхода, определяющие основы формирования субъектности участников социально-педагогического сопровождения
(Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, С.Л. Рубинштейн и др.); личностно-деятельностный подход (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн); концепции гуманистической и личностно-ориентированной педагогики (И.Н. Никитина, Н.Е. Щуркова, И.С. Якиманская).
Теоретическая основа исследования: педагогические, положения сущности адаптации и ее видах (А.Н. Леонтьев, А. Маслоу, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, К.А. Абульхановой-Славской и др.); положения концепции социальной педагогики и активного взаимодействия человека и среды (В.Г. Бочарова,
В.И. Загвязинский, И.А. Зимняя, А.Ю. Киселева, М.А. Пахмутова и др.); исследования проблем социализации (Г.М. Андреева, Н.М. Воловской, О. С. Гребенюк, И.С. Кон, А.В. Мудрик, Н.Г. Ярошенко); исследования педагогической позиции в процессе воспитания (Е.В. Бондаревская,
О.С. Газман, А.И. Григорьева, И.Д. Демакова, Н.К. Сергеев,
B. И. Слободчиков и др.).
Теоретическая значимость: уточнено содержание социально
педагогического сопровождения; составлена программа социальнопедагогического сопровождения обучающихся первого курса в период адаптации к организации среднего профессионального образования; определены критерии и уровни адаптированного обучающегося среднего профессионального образования, обоснован диагностический
инструментарий.
Практическая значимость состоит в том, что разработанная программа социально-педагогического сопровождения обучающихся первого курса в период адаптации к организации среднего профессионального образования получила внедрение в ГБПОУ Октябрьский нефтяной колледжа им. С.И. Кувыкина, что способствовало повышению уровня адаптации обучающихся.
Тема, гипотеза и задачи исследования обусловили выбор методов исследования:
⦁ Теоретические: анализ и обобщение педагогической, психологической, методической литературы, нормативных документов; анализ педагогических исследований, систематизация, классификация, обобщение опыта социально-педагогического сопровождения в профессиональной организации.
⦁ Эмпирические: гуманитарные (интервьюирование, наблюдение, беседа),
опросно-диагностические (анкетирование), диагностика и самодиагностика.
База исследования: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Октябрьский нефтяной колледж им.
B. И. Кувыкина.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из 6 рисунков, 8 таблиц, 5 приложений. Список литературы включает 89 литературных источника.
Современному обществу необходимы специалисты, обладающие высоким уровнем профессиональных и личностных качеств, способных профессионально адаптироваться в постоянно меняющихся социально - экономических условиях. В период модернизации экономики основным требованием к профессиональному образованию является формирование специалиста, умеющий самостоятельно выполнять профессиональные задачи, критически мыслить, вырабатывать и отстаивать свою точку зрения. По статистике уровень безработицы среди выпускников с дипломом о среднем профессиональном образовании безработных в первом квартале 2020 года составил 17,9% (от числа опрошенных), в связи с этим необходимо уделять повышенное внимание качеству подготовки образовательного процесса на начальном и конечном этапе.
Общий анализ педагогической литературы показал, что проблема адаптации личности в образовательном процессе является чрезвычайно важной. Новый период жизни человека начинается с фазы адаптации в результате, которой происходит усвоение общественных норм в обществе и овладение соответственными формами и средствами деятельности.
Теоретический анализ отечественной литературы определил, что студенческий возраст совпадает с новым возрастным этапом личности - юношеский период. Характерным для данного периода является освоение новых социальных ролей, повышается уровень умственной активности, поведение ориентировано на взрослых, уровень притязания и мотивы значительно отличаются. Следовательно, в период адаптации в процессе перехода с одного уровня образования на другой необходима педагогическая поддержка обучающихся.
Овладение профессиональных навыков напрямую зависит от того, как ребенок адаптируется на разных этапах обучения. Для повышения уровня адаптации необходимо учитывать индивидуальные запросы и при возможности выстраивать индивидуальную работу. Такую проблему решает проектирование программы социально-педагогического сопровождения обучающихся первого курса в период адаптации к организации среднего профессионального образования. Цель, которой является создание социально-педагогических условий, осуществление работы с индивидуальными запросами и построение индивидуального маршрута.
В работе нами сформулирована совокупность условий для реализации программы социально-педагогического сопровождения. Создание комфортной среды, формирование положительного отношения к деятельности, организация самореализации обучающихся, посредством комплекса мероприятий. Систематический мониторинг уровня адаптации, позволяющий выявить группу обучающихся с низким уровнем адаптации. Выявление трудностей в период адаптации к организации ГБПОУ Октябрьский нефтяной колледж им. С.И. Кувыкина. Определение критериев адаптированного обучающего, позволяющие проектировать индивидуальную работу. Работа в группах позволяет повысить уровень самоорганизации и самоактуализации, овладевать навыками межличностного взаимодействия, отрабатывает умение анализировать и оценивать продукты своей деятельности. Комплекс мероприятий социально-педагогического сопровождения способствует определению векторов для направления работы субъектов сопровождения и подготовить к предстоящей деятельности.
Совокупность заявленных социально-педагогических условий, апробированы и проанализированы, благодаря начальному и итоговому мониторингу уровня адаптации, мониторингу сохранности контингента и академической успеваемости.
Внедрение проекта системы наставничества по форме «студент- студент» позволил охватит большой контингент обучающихся и повысить уровень адаптации всех обучающихся в начале их обучения в системе среднего профессионального образования.
Таким образом, в работе проанализированы следующие аспекты, подтверждающие гипотезу: на основе теоретического анализа психолого- педагогической литературы по проблеме исследования раскрыто содержание возрастных особенностей обучающихся первого курса, особенностей адаптации в организации среднего профессионального образования, социально-педагогического сопровождения. Оценка эффективности действующей программы адаптации первого курса и обосновала необходимость социально-педагогического сопровождения обучающихся в период адаптации и позволило спроектировать программу социальнопедагогического сопровождения обучающихся первого курса в период адаптации к организации среднего профессионального образования. Выделены и обоснованы показатели адаптации студентов первокурсников в образовательном процессе колледжа. Апробирована программа социальнопедагогического сопровождения обучающихся первого курса в период адаптации к организации среднего профессионального образования.
Цель магистерской диссертации достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
1. Агаева, А. Э. Особенности адаптации студентов первого курса к обучению в вузе / А. Э. Агаева - Текст: электронный // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 11. - С. 1221-1225. - URL: http://e-koncept.ru/2016/86264.htm (дата обращения: 25.09.2020).
2. Абульханова, К. А. Психосоциальный и субъектный подходы к исследованию личности в условиях социальных изменений / К. А. Абульханова // Психологический журнал. - 2007. - Т. 28. - № 5. - С. 5-14.
3. Аксенова, Г. К. Проблема адаптации личности в отечественной психологии / Г. К. Аксенова, П. Ю. Аксенова // Прикладная юридическая психология. - 2012. - № 4. - С. 28-36.
4. Андреев, В. И. Педагогика творческого саморазвития: учебный курс / В. И. Андреев. - Казань: Казанский университет, 2012. - 608 с.
5. Андриенко, О. А. Воспитательная деятельность куратора в период адаптации студентов-первокурсников вуза / О. А. Андриенко, Т. А. Безенкова, Е. В. Олейник // Перспективы науки и образования. - 2019. - № 2 (38). - С. 95-107.
6. Андриенко, О. А. Психологические особенности студентов первого курса колледжа / О. А. Андриенко // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2018. - Т. 7. - № 3(24). - С. 255-258.
7. Антипов, С. А. Социально-возрастные особенности обучающихся в
учреждениях СПО / С. А. Антипов, И. В. Полухина, С. В. Сафонов // Вестник Воронежского государственного технического университета. - 2011. -
Т. 7. - №9. - С. 24-28.
1. Александрова, Е.А. Виды педагогической поддержки и сопровождения индивидуального образования / Е.А. Александрова - Текст: электронный // Институт системных исследований и координации социальных процессов. — URL:http://isiksp.ru/library/aleksandrova_ea/aleks- 000001.html. (дата обращения: 30.09.2020).
2. Александрова, Е. А. Педагогическое сопровождение старшеклассников в процессе разработки и реализации индивидуальных образовательных траекторий / Е. А. Александрова // Ученые записки. Сер. Психология. Педагогика. - 2008. - Т. 1. - С. 74-78.
3. Афанасьева, Н.А. Самоорганизация - фактор успешности учебной деятельности / Н. А. Афанасьева // Фундаментальные исследования. - 2008. - №2. - С. 60-61.
4. Ахмадуллина, Э. А. Особенности и динамика самоактуализации личности в процессе социокультурной адаптации / Э.А. Ахмадуллина, Г.Ш. Габдреева // Ученые записки казанского государственного университета. - 2008. - Т. 150. - С. 15-27.
5. Багина, В. А. Современные образовательные технологии / В. А. Барыгина, О. А. Боровкова, О. В. Гудеева [и др.] - Новосибирск: Центр развития научного сотрудничества, 2017. - Кн. 6. - 186 с.
6. Басов, Н.Ф. Социально-педагогическое сопровождение
маломобильных категорий детей и молодежи / Н.Ф. Басов, О.Н. Веричева // Вестник КГУ. - 2017. - С. 184-188.
1. Бесчасная, А. А. Проблема возрастной периодизации в социологии
детства / А. А. Бесчасная // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2007. -
№ 12 (33). - С. 151-157.
1. Беличева, С.А. Психологическое обеспечение социальной работы и превентивной практики в России / С. А. Беличева. - Москва: Редакционноиздательский центр Консорциума. Социальное здоровье России, 2004. - 129с.
2. Бирюкова, М.В. Адаптация студентов к обучению в среднем профессиональном учебном заведении: трудности, проблемы, пути решения / М. В. Бирюкова // Научный журнал. - 2008. - №12 (88). - С. 158-162.
3. Бондаренко, С. Н. Тьюторское сопровождение студентов: опыт российских университетов / С. Н. Бондаренко, А. В. Дмитрова. // Международный журнал экономики и образования. - 2019. - Т. 5. - № 2. - С. 77-85...