ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
1) Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с
легкой умственной отсталостью на уровне начального образования
1) Сущность и содержание социально-педагогического
сопровождения обучающихся с легкой умственной
отсталостью
1) Формы и методы социально-педагогического сопровождения обучающихся с легкой умственной отсталостью в период адаптации к образовательной организации
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО СОЦИАЛЬНОПЕДАГОГИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
1) База исследования и характеристика контингента обучающихся, принявших участие в
исследовании
1) Диагностика адаптации обучающихся с легкой умственной отсталостью к образовательной организации как результата
социально-педагогического сопровождения
1) Разработка и реализация программы по социальнопедагогическому сопровождению обучающихся с легкой
умственной отсталостью в период адаптации к образовательной
организации 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 78
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность исследования. В настоящее время одним из базовых принципов образования является инклюзивный подход, который предполагает создание в образовательной организации условий, способствующих реализации образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Особо актуальной является проблема адаптации обучающихся с умственной отсталостью. На данный момент разработан и принят ряд документов на международном, федеральном и региональном уровне: конвенции, декларации, федеральные законы РФ в области образования, социальной защиты и равенства прав всех граждан. Введён ФГОС образования обучающихся с умственной
отсталостью, АООП для обучающихся с умственной отсталостью. В соответствии с принципами, целями и задачами данных документов, лица с умственной отсталостью имеют право пользоваться всем комплексом экономических, политических, социальных, культурных прав и осуществлять их на равных условиях со всеми людьми.
В связи с изменением общественной позиции по отношению к лицам с умственной отсталостью, появляются тенденции к их интеграции в общество, достижение ими максимально возможной самостоятельности, независимой жизни, как показателя высокого уровня адаптации и социализации. При этом одним из средств адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) к образовательной организации является социальнопедагогическое сопровождение.
Степень научной разработанности. На значимость вопросов социально-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ в период адаптации к образовательной организации указывает и большое количество работ, посвященных данной проблеме.
Проблема исследования социально-педагогического сопровождения освещена в трудах ученых в области педагогики и психологии (Э.М. Александровская, М.Е. Битянова, Е.И. Казакова).
Большой вклад в разработку проблемы сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья внесли учёные в области коррекционной педагогики (Н.Н. Малафеев, Л.В. Мардахаев, Н.М. Назарова, Б.П. Пузанов).
Вопросы адаптации и сопровождения обучающихся с умственной отсталостью рассмотрены в трудах ученых в области коррекционной педагогики (В.В. Воронкова, С.Д. Забрамная, А.Н. Исаев, Е.А. Стребелева, Л.М. Шипицына).
Исходя из этого, в качестве ограничения исследования выступает социально-педагогическое сопровождение обучающихся с легкой умственной отсталостью.
Однако, несмотря на значительный объём исследовательских работ, проблема адаптации обучающихся с легкой умственной отсталостью к образовательной организации разработана недостаточно. Отсутствует как необходимое методическое обоснование, так и комплексная программа социально-педагогического сопровождения обучающихся с умственной отсталостью в период адаптации к образовательной организации.
Таким образом, актуальность темы исследования подтверждается наличием противоречия между необходимостью реализации процесса социально-педагогического сопровождения обучающихся с легкой умственной отсталостью в образовательной организации и недостаточной разработанностью содержания данной деятельности в процессе их адаптации к образовательной организации.
Из актуальности и выявленного противоречия можно определить проблему исследования: каково содержание социально-педагогического сопровождения обучающихся с легкой умственной отсталостью в период их адаптации к образовательной организации.
сопровождения обучающихся с легкой умственной отсталостью.
Предмет исследования: содержание социально-педагогического сопровождения обучающихся с легкой умственной отсталостью в процессе адаптации к образовательной организации, реализующей АООП.
Цель исследования: на основе теоретического и эмпирического исследования разработать и реализовать программу социальнопедагогического сопровождения адаптации обучающихся с легкой умственной отсталостью к образовательной организации, реализующей АООП.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую характеристику обучающихся с легкой умственной отсталостью.
2. Рассмотреть сущность и содержание социально-педагогического сопровождения обучающихся с легкой умственной отсталостью.
3. Рассмотреть формы и методы социально-педагогического сопровождения обучающихся с легкой умственной отсталостью в период адаптации к образовательной организации.
4. Проанализировать опыт ГБОУ СО «Екатеринбургская школа № 5» в аспекте социально-педагогического сопровождения обучающихся с легкой умственной отсталостью на уровне начального образования.
5. Провести первичную диагностику адаптации обучающихся с легкой умственной отсталостью на уровне начального образования.
6. Разработать и апробировать программу социально-педагогического сопровождения, провести вторичную диагностику, дать оценку результативности программы...
В выпускной квалификационной работе была изучена проблема социально-педагогического сопровождения обучающихся с умственной отсталостью в период адаптации к образовательной организации.
Анализ изучаемой проблемы приводит к следующим выводам:
В процессе решения первой задачи было выявлено:
Обучающиеся с умственной отсталостью имеют нарушения познавательной сферы, которые проявляются в нарушении словеснологического мышления, ограниченном словарном запасе, недостаточной сформированности мелкой моторики, недостаточном развитии эмоционально-волевой сферы, у многих обучающихся наблюдаются стойкие речевые нарушения и т.д. Все эти особенности формирования познавательной и речевой деятельности ведут к нарушениям познания окружающего мира, запас знаний и представлений ограничен. Такие свойства психики обучающихся увеличивают возможность возникновения проблем и отражаются на процессе адаптации к образовательной организации, чаще всего обучающиеся не готовы к обучению в школе. Возникает необходимость в специальной организации процесса адаптации обучающихся.
Решая вторую задачу, мы пришли к следующим выводам:
Социально-педагогическое сопровождение представляет собой
совместное взаимодействие педагога и обучающегося, его родителей, направленное на создание условий и обеспечение обучающемуся наиболее целесообразной помощи, осмысления возникших проблем.
Социально-педагогическое сопровождение в отношении обучающихся с умственной отсталостью представляет собой процесс оказания своевременной социальной, педагогической помощи и системы корректирующих воздействий на основе отслеживания изменений в процессе развития личности, с учетом степени нарушения познавательных процессов и психофизических возможностей обучающихся.
В процессе решения третьей задачи выявлено:
Начало обучения в школе является одним из наиболее сложных периодов в жизни в психологическом, эмоциональном и физиологическом плане. Успешность протекания процесса адаптации обучающихся с умственной отсталостью к образовательной организации зависит от организации сопровождения этого периода. Необходимо социальнопедагогическое сопровождение обучающихся.
Исследование было направлено на определение уровня адаптации обучающихся с умственной отсталостью, посредством исследования компонентов адаптированности. Можно выделить три компонента адаптированности, отражающие критерии и показатели:
Физиологическая адаптация (физическое самочувствие).
Деятельностная адаптация (усвоение программы обучения, учебная мотивация). Эмоциональная адаптация (эмоциональное принятие новой социальной ситуации - принятие новой роли обучающегося, отношение к одноклассникам, учителю).
Решая четвёртую задачу, получены следующие выводы:
В констатирующем этапе исследования анализ адаптированности обучающихся по критериям и показателям, позволил выявить недостаточность развития данного процесса. Следовательно, уровень адаптации обучающихся соответствует низкому, и требует необходимого социально-педагогического сопровождения.
Решая пятую задачу, получены следующие результаты:
На основе выявленного низкого уровня адаптации обучающихся , была составлена программа «Социально-педагогическое сопровождение первоклассников с легкой умственной отсталостью в период адаптации к образовательной организации». Программа направлена социальнопедагогическое сопровождение обучающихся в период адаптации, коррекцию и развитие адаптивных возможностей.
В процессе решения шестой задачи, мы пришли к выводам, что:
Результаты контрольного этапа исследования показали результативность проведенной работы. Уровень адаптации обучающихся возрос до средних и высоких показателей.
При сравнении результатов констатирующего этапа исследования и контрольной диагностики можно сделать вывод, что наблюдаются изменения критериев адаптации. В связи с этим, разработанная и реализованная программа социально-педагогического сопровождения обучающихся с умственной отсталостью в период адаптации к образовательной организации, реализована успешно. После апробации комплекса мероприятий, которые включала в себя программа, обучающиеся больше узнали об особенностях обучения в школе и роли обучающегося, познакомились с особенностями личности других членов группы, коллектив класса стал более сплоченным. Об этом свидетельствуют результаты контрольного этапа исследования, которые улучшились по сравнению с результатами констатирующего этапа исследования. Таким образом, можно утверждать, что поставленные в исследовании цель и задачи решены, выдвинутая гипотеза подтверждена. Результаты исследовательской работы подтверждают эффективность программы социально-педагогического сопровождения обучающихся с легкой умственной отсталостью.
1. Аксенова, Л. И. Социальная педагогика в специальном образовании: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. И. Аксёнов. - Москва : Академия, 2001. - 192 с.
2. Александровская, Э. М. Психологическое сопровождение школьников : учеб пособ. для вузов / Э. М. Александровская, Н. И. Кокуркина, Н. В. Куренкова. - Москва : Академия, 2002. - 208 с.
3. Александровская, Э. М. Социально-психологические критерии адаптации к школе / Э. М. Александровская // Школа и психическое здоровье учащихся / под ред. С. М. Громбаха. - Москва: Медицина, - 1988. - С. 35-37.
4. Байбородова, Л. В. Социально-педагогическое сопровождение проблемных семей: учеб. пособие / Л. В. Байбородова, Т. С. Лебедева, И. Ю. Тарханова. - Москва : ВЛАДОС, 2017. - 199 с.
5. Безруких, М. М. Портрет будущего первоклассника / М. М. Безруких // Дошкольное воспитание. - 2003. - № 2. - С. 47.
6. Битянова, М. Р. Организация психологической работы в школе / М. Р. Битянова. - Москва : Просвещение, 2000. - 321 с.
7. Большой психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. - Москва : ОЛМА-ПРЕСС, 2004. - 666 с.
8. Власова, Т. А. О детях с отклонениями в развитии / Т. А. Власова, М. С. Певзнер. - Москва : Просвещение, 1973. - 173 с.
9. Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании / под ред. О. С. Газмана. - Москва : Просвещение, 1996. - 165 с.
10. Выготский, Л. С. Собрание сочинений : в 6-ти т. Т 5 / Л. С. Выготский ; под ред. Т. А. Власова. - Москва : Педагогика, 1983. - 368 с.
11. Гонеев, А. Д. Основы коррекционной педагогики: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / А. Д. Гонеев, Н. И. Лифинцева, Н. В. Ялпаева ; под ред В.А. Сластенина - 2-е изд., перераб. - Москва: Академия, 2002. - 272 с.
12. Грошенков, И. А. Уроки рисования в I-VI классах вспомогательной школы / И. А. Грошенков. - Москва : Просвещение, 1975. - 176 с.
13. Дубровинская, Н. В. Психофизиология ребенка:
Психофизиологические основы детской валеологии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Н. В. Дубровинская, Д. А. Фарбер, М. М. Безруких. - Москва: ВЛАДОС, 2000. - 144 с.: ил
1. Жизненные навыки. Уроки психологии в первом классе / под ред. С. В. Кривцовой. - Москва : Генезис, 2002. - 248 с.
2. Забрамная, С. Д. Методические рекомендации к пособию «Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей» : пособие для психолого-педагогических комиссий / С. Д. Забрамная, О. В. Боровик. - Москва : Владос, 2003. - 32 с...