Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Социально-педагогическое сопровождение детей в организации отдыха и оздоровления

Работа №93480

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы85
Год сдачи2020
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
143
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ ДЕТСКОГО ОТДЫХА И ОЗДОРОВЛЕНИЯ 9
1) Основные подходы к понятию «социально-педагогическое
сопровождение» в организации детского отдыха и оздоровления 9
1) Социально-возрастная характеристика младших подростков пребывающих в организации детского отдыха и оздоровления... 21
2) Образовательное путешествие как технология социальнопедагогического сопровождения 28
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПУТЕШЕСТВИЯ КАК ФОРМАТА СОЦИАЛЬНО
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ В
ОРГАНИЗАЦИИ ДЕТСКОГО ОТДЫХА И
ОЗДОРОВЛЕНИЯ 36
1) Основания для проектирования образовательного путешествия.. 36
2) Программа социально-педагогического сопровождения
младших подростков в формате образовательного путешествия.. 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЯ 67

Приоритетным направлением современного российского образования является оздоровление и организация полноценного отдыха детей и подростков в каникулярный период. В настоящее время это направление реализуется в рамках деятельности детских оздоровительных лагерей, ставящих перед собой не только задачу организации досуговой деятельности, но и задачу позитивной социализации, развития личности ребенка во временном детском коллективе. В детских оздоровительных лагерях развитие личности ребенка выступает как взаимный процесс: с одной стороны, дети усваивают новый социальный опыт: принятие социальных ролей и моделей поведения; с другой стороны, они сами повторяют социальные связи в своей деятельности.
Прибывающие в лагерь отдыха и оздоровления дети и подростки активно познают и изучают себя, что обнаруживается в утверждении среди окружающих, в принятии социально-психологического статуса в группе, во внутренней гармонии и самовыражении.
Короткий период нахождения ребят в лагере обуславливает насыщенность процессов социальной адаптации и становление личности детей.
Наиболее важны, с одной стороны, социальная адаптация, восприятие социального опыта, освоение социальных ролей, с другой стороны, возможность самореализации, через развитие познавательного интереса и креативности, осуществление замыслов и притязаний, осуществимость самовыражения.
В лагере отдыха и оздоровления идет изменение образа жизни детей, увеличивается энергичность жизнедеятельности и насыщенность в коммуникации, в сопоставлении с обычными школьными и домашними делами, особое значение приобретает целесообразная поддержка или социально-педагогическое сопровождение.
Термин сопровождение обозначает «действие, сопутствующее какому- либо явлению». В словаре С.И. Ожегова термин «сопровождать» означает - идти рядом, быть рядом, вместе с кем-нибудь, вести куда-нибудь или идти за кем-нибудь. Анализ научной литературы показывает, что понятие «социально - педагогическое сопровождение» имеет многочисленные трактовки и разноплановость - разнообразие видов и форм, которые различаются по направленности, предмету и объекту: сопровождение родительства,
сопровождение ребенка (одаренного, гиперактивного, с трудностями в обучении, в критической ситуации), сопровождение ребенка педагогом в процессе учебно-воспитательной деятельности, сопровождение детско- родительских отношений.
Социально-педагогическое сопровождение, прежде всего, обращено на содействие ребенку в выстраивании им общественных связей и отношений, на обучение его новым образцам взаимодействия с собой и миром, на преодолевании сложностей в социализации. Оно обязательно подразумевает сотрудничество педагога и ребенка, создающее успешность его обучения и воспитания.
Социально-педагогическое сопровождение определяется нами как принятие значимости растущей личности, важности ее интересов и потребностей, планов и направлений развития, формирование структуры педагогических и корректирующих воздействий, социально-педагогической поддержки ребенку на основании мониторинга личностного развития.
В 2014 году Правительство Российской Федерации одобрило Концепцию развития дополнительного образования детей, конкретизировав долгосрочные цели важных изменений в настоящем сегменте образовательной системы. Утвержденная концепция определила значение дополнительного образования как уникальной социальной практики, в процессе которой наращивается мотивационный потенциал личности и создаются условия для реализации инновационного потенциала общества. Дополнительное образование рассматривается как основное средство стимулирования саморазвития личности, приобщения его к активным видам деятельности и ценностям, формирования мотивирующего жизненного пространства ребенка. Познавательная активность, творчество, игра и труд как взаимосвязанные формы дополнительного образования стимулируют социальное и личностное развитие детей и позволяют сформировать социокультурный стержень личности.
Во всем многообразии учреждений дополнительного образования детей особое место отводится детским оздоровительным лагерям загородного типа, основная миссия которых оздоровление детей, развитие их потребности к творчеству и самопознанию.
Создание программы социально-педагогического сопровождения детей в период отдыха и оздоровления влечет реализацию новых форм и содержания жизнедеятельности детей, через разработку индивидуально-ориентированного сотрудничества педагога с подростками.
При всем многообразии и продуктивности проведенных исследований в области сопровождения до сих пор остается нерешенной проблема социально-педагогического сопровождения подростков в период летнего отдыха и оздоровления.
В отечественной педагогике исследованием социально-педагогического сопровождения подростков в летнем лагере занимались: В.П. Бедерханова, О.С. Газман, В.П. Ижицкий, А.Г. Кирпичник, Б.В. Куприянов, Н.Б. Крылова, В.А. Лазарев, М.И. Рожков, Ю.Н. Таран.
Вопросами активизации познавательной деятельности школьников занимались: Л.И. Божович, Б.П. Есипов, П.И. Пидкасистый, В.Г. Разумовский, И.Ф. Харламов, Т.И. Шамова, Г.И. Щукина.
Возрастные особенности младших подростков исследовали: К.А. Абульханова-Славская, Д.И. Фельдштейн, Г.А. Цукерман, Д.Б. Эльконин.
Образовательное путешествие как технологию изучали: Л.М. Ванюшкина, Т.М. Ковалева, Е.Н. Коробкова, Н.В. Рыбалкина...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Изучив литературу, нормативно -правовые документы и практику детских лагерей, можно сделать вывод, что социально-педагогическое сопровождение является важнейшей составной частью жизнедеятельности в организации отдыха и оздоровления детей.
Мы рассмотрели социально-педагогическое сопровождение младших подростков в детском оздоровительном лагере, под которым мы понимаем процесс взаимодействия педагогов с подростком или группой подростков с целью определения траектории и последующего развития одаренности подростков в специально созданных для этого условиях.
В рамках социально-педагогического сопровождения мы выявили условия для реализации программы социально-педагогического сопровождения детей в организации отдыха и оздоровления, а именно: создание развивающей образовательной среды, развитие индивидуальных интересов через реализацию программы социально-педагогического сопровождения в формате образовательного путешествия, выявление и формирование групп младших подростков со схожими образовательными интересами и мотивацией.
В свою очередь, организация данного сопровождения реализовывалась в формате образовательного путешествия.
На констатирующем этапе диагностики нами были выбраны следующие методики: анкета для подростков по выявлению интереса к изучению истории Урала; анкета «Диагностика уровня познавательной активности обучающихся» (по Т.И. Шамовой, Г.И. Щукиной); тест-опросник «Коммуникативные и организаторские склонности».
На основе анализа работы ЗОЛ «Лесная сказка» по социальнопедагогическому сопровождению, а также проведенного констатирующего эксперимента на выявление интереса к изучению истории Урала было выявлено 15 детей, из них 9 мальчиков (60%) и 6 девочек (40%) интересующихся историей Урала и пожелавших ее изучать в условиях лагеря.
Программа социально-педагогического сопровождения в детском лагере строилась по трем направлениям: культурно-предметное - развитие
познавательного интереса к изучению истории родного края; личностное (антропологическое) - развитие индивидуальных способностей и навыков; социальное - развитие коммуникативных навыков, умение работать в группах.
Диагностика уровня познавательной активности обучающихся показала, что 20% (3 человека) младших подростков, интересующихся историей Урала, это дети с высоким уровнем познавательной активности, 80% (12 человек) со средним уровнем познавательной активности.
Диагностика коммуникативных и организаторских склонностей показала, что у 27 % опрошенных (4 человека) выявился низкий уровень, 60 % (9 человек) - средний уровень, у 13% опрошенных (2 человека) высокий уровень коммуникативных и организаторских склонностей.
Таким образом, проведенная диагностика позволила выделить группу младших подростков, в количестве 15 человек у которых имеется высокий и средний познавательный интерес к изучению истории Урала, они заинтересованы в углублении своих знаний об истории Урала, и наблюдаются средние и низкие оценки по коммуникативным и организаторским склонностям.
Исходя из всего вышесказанного, мы сделали вывод, что данная группа детей нуждается в целенаправленной, совместной, грамотной помощи педагогов, что обуславливает создание программы по социальнопедагогическому сопровождению детей в организации отдыха и оздоровления.
Программа по социально-педагогическому сопровождению детей в организации отдыха и оздоровления реализовалась в формате образовательного путешествия.
Подвергнув анализу научную литературу по проблеме исследования, можно сделать вывод о том, что в социально-педагогическом сопровождении нуждаются, прежде всего, те дети, которые испытывают потребность в социально-педагогической помощи и поддержке.
Программа социально-педагогического сопровождения в формате образовательного путешествия состояла из четырех основных блоков. Каждый блок посвящен развитию познавательного интереса младших подростков, улучшению социальной адаптации и формированию коммуникативных навыков. Блоки соотносятся с этапами социально-педагогического сопровождения: «Я изучаю», «Я планирую», «Я делаю», «Я делюсь». Каждый блок образовательного путешествия помимо познавательного контента посвященного изучению истории Урала, был насыщен социально - коммуникативным содержанием в виде тренингов.
Педагогом заранее было подготовлено несколько тем для образовательного путешествия: история г. Верхотурье, история г. Екатеринбург, история г. Каменск-Уральский, история г. Нижний Тагил, история г. Невьянск, история г. Верхняя Салда.
Обсуждая тему образовательного путешествия, ребята, сами предложили и выбрали изучение истории появления на карте Урала средневекового города Верхотурье. Они определили для себя следующий круг вопросов: каковы причины стремления русского государства на Урал и в Сибирь? Зачем и почему Ермак присоединил Сибирь? Для чего нужна была в Верхотурье таможня?
Таким образом, подростки, определили тему образовательного путешествия: «Верхотурье - город таможня».
Время, отведенное на путешествие - одна неделя. Состав группы - младшие подростки 10-12 лет, интересующиеся краеведением, изучением истории Урала. Во время путешествия команды совершили сначала виртуальное путешествие по книгам и Интернет-ресурсам, а затем поездку в Верхотурье на один день, для ознакомления с экспозициями Верхотурског о государственного историко-архитектурного музея-заповедника.
Более детально нами представлены результаты работы одной команды при путешествии в Верхотурье. Участники команды «Знатоки» самостоятельно обозначили интересующие их вопросы: изучить на вещественных источниках строительство Бабиновской дороги. Кто такой Артемий Бабинов? Через какие населенные пункты проходила дорога? Зачем нужна была Бабиновская дорога, с какой целью строилась? Какие товары везли по этой дороге?
После проведения образовательного путешествия нами была проведена повторная диагностика детей.
На контрольном этапе диагностики мы повторно провели методику «Диагностика уровня познавательной активности обучающихся» (по Т.И. Шамовой, Г.И. Щукиной) по предмету история. Увеличилась доля детей с высоким уровнем познавательной активности к истории Урала - 60% (9 человек), сократилось количество детей со средним уровнем познавательной активности - 40% (6 человек).
«Диагностика коммуникативных и организаторских склонностей» показала, 53% (8 человека) опрошенных имеют средний уровень, высокий уровень выявился у 47% опрошенных (7 человек).
Проанализировав результаты проведения диагностик на констатирующем и контрольном этапе, мы увидели положительную динамику: уровень познавательной активности увеличился на 40%, уровень коммуникативных и организаторских склонностей - на 34%.
Таким образом, организация образовательного путешествия для обучающихся, на наш взгляд, имеет важное образовательное и воспитательное значение поскольку развивает познавательный интерес, за счет развивающей образовательной среды; способствует развитию навыков коммуникативного общения в группе; развивает навык получения, обработки и анализа информации, полученной из разных источников; способствует развитию навыков ориентации в пространстве и получении опыта освоения нового незнакомого пространства за счет самостоятельного выполнения исследовательских заданий; формирует субъективное отношение к себе и окружающей действительности за счет обмена впечатлениями, выражения собственных мыслей и идей.
Таким образом, мы выполнили поставленные в данной работе задачи, доказали гипотезу и представили программу социально-педагогического сопровождения в формате образовательного путешествия.
Очевидно, что технология образовательного путешествия актуальна и популярна в современной педагогической ситуации, так как полностью соответствует современным подходам к задачам образования и воспитания.


1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов / Г.С. Абрамова. - Москва : Академический Проект, 2000. - 624 с.
2. Арапова, А.В. Образовательные путешествия для развития учебной самостоятельности школьников / А.В. Арапова, Т.В. Никонова // Научнометодический электронный журнал «Концепт». - 2017 - Т. 27 - С. 10-12.
3. Асмолов, А.Г. Психология личности: Принципы
общепсихологического анализа: Учеб. для студ. вузов, обучающихся по специальности / А.Г. Асмолов. - Москва : Академия, 2002. - 414с.
1. Байбородова, Л.В. Дополнительное образование детей. Психологопедагогическое сопровождение: учебное пособие / Л.В. Байбородова. - Москва : Изд-во Юрайт, 2017. - 363 с.
2. Байбородова, Л.В. Коллективный анализ жизни в лагере / Л.В. Байбородова, М.И. Рожков // Воспитательная работа в школе. - 2005. - № 2. - С.67-71.
3. Бедерханова, В.П. Педагогическая поддержка процесса индивидуализации человека в образовании / В.П. Бедерханова // Психологические проблемы самореализации личности. - 1998. - № 3. - С. 68-71.
4. Безверхий, А.А. Летний поисково-исследовательский лагерь «Крепкий орешек» / А.А. Безверхий, С.Н. Ценюга, Ю.С. Ценюга // Народное образование. - 2010. - № 3. - С. 187-195.
5. Битянова, М.Р. Работа с ребенком в образовательной среде: решение задач и проблем развития. Научно-методическое пособие для психологов и педагогов / М.Р. Битянова. - Москва: МГППУ, 2015. - 96 с.
6. Болотина, Т.В. Совершенствование работы с детьми через досуговую деятельность в оздоровительном лагере на основе государственно-частного партнерства / Т.В. Болотина, В.Р. Высоцкий, А.С. Прутченков // Воспитание школьников. - 2014. - № 4. - С. 59-66.
7. Бондаревская, Е.В. Смыслы и стратегии личностноориентированного воспитания / Е.В. Бондаревская // Педагогика. - 2001. - №1. - 24 с.
8. Ванюшкина, Л.М. Образование в пространстве культуры: монография / Л.М. Ванюшкина, Е.Н. Коробкова. - Санкт-Петербург : СПбАППО, 2012. - 184 с.
9. Вербицкий, А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход / А.А. Вербицкий. - Москва: Высшая школа, 1991. - 207 с.
10. Владимирова, Т.Н. Модели создания воспитывающей среды в
образовательных организациях, организациях отдыха детей и их оздоровления: наука, технологии, практики: сборник статей /
Т.Н. Владимирова, Н.Ю. Лесконог, Л.Ф. Шаламова. - Москва : МИГУ, 2018. - 454 с.
1. Волгунов, В.А. Воспитательная среда детского оздоровительного лагеря: модель, принципы и условия формирования / В.А. Волгунов, М.И. Зайкин. - Нижний Новгород : «Растр-НН», 2005. - 238 с.
2. Волгунов, В.В. Организация детского отдыха в оздоровительном лагере: социально-педагогический аспект / В.В. Волков // Вестник ВятГУ. - 2009. - № 4. - С. 35-40.
3. Волохов, А.В. Воспитательная направленность работы детского оздоровительного лагеря / А.В. Волохов, И.И. Фришман. - Москва : ГОУДОД ФЦРСДОД, 2006. - 126 с.
4. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 3. Проблемы развития психики / под ред. A.M. Матюшкин. - Москва: Педагогика, 1983. - 368 с.
5. Газман, О.С. Педагогика свободы: Путь в гуманистическую цивилизацию XXI века / О.С. Газман // Новые ценности образования: Забота - поддержка - консультирование. - 1996. - № 6. - С. 10-38...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ