Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Тьюторское сопровождение детей в коррекционной школе-интернате

Работа №93479

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

специальное дефектологическое образование

Объем работы74
Год сдачи2020
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
164
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЬЮТОРСКОГО
СОПРОВОЖДЕНИЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ-
ИНТЕРНАТЕ 7
1) Проблемы и потребности детей с ОВЗ 7
2) Нормативно-правовое обеспечение тьюторской деятельности 21
3) Индивидуальное тьюторское сопровождение понятие, сущность
этапы 25
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ТЬЮТОРСКОМУ
СОПРОВОЖДЕНИЮ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ-
ИНТЕРНАТЕ 40
1) Из опыта работы ГБОУ СО ЕШИ № 11 по тьюторскому
сопровождению 40
1) Комплекс тьюториалов по индивидуальному тьюторскому
сопровождению слабослышащего младшего школьника 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЯ 72

Современная Российская система образования постоянно модернизируется, это обусловлено общественной потребностью в качественном создании условий для получения образования на всех его ступенях всеми субъектами. На сегодняшний день от системы образования требуется не только получение знаний в различных предметных областях и достижение обучающимися метапредметных результатов обучения и воспитания, но и выстраивание индивидуальных путей получения этих знаний, необходимо научить выбирать, совершать пробы, развивать интересы и способности. Следовательно, расширяется список квалифицированных педагогических специалистов работающих с образом будущего, личным интересом, ресурсом и потенциалом обучающихся.
В 2008 году благодаря группе ученых под руководством Т.М. Ковалевой - доктор педагогических наук, профессор, закреплена новая профессия в образовании - тьютор, это говорит о том, что появился специалист готовый работать с новым типом образовательных результатов, создавать дополнительные пространства для социальных проб и осуществлять деятельность согласно принципу индивидуализации.
С каждым годом в стране увеличивается количество успешных тьюторских практик. Сегодня тьюторское сопровождение выходит за рамки общеобразовательных школ, становясь ресурсом и для специальных (коррекционных) образовательных учреждений, в которых есть острая потребность в выстраивании индивидуальных образовательных программ обучающихся с ОВЗ, в работе с родителями и координации всех участников образовательной среды. Это связано с тем, что:
1. С каждым годом растет число детей с ОВЗ. По данным Росстата, общая численность детей с ОВЗ и/ или инвалидностью в России неуклонно увеличивается
2. Растет поступление детей с ОВЗ в коррекционные образовательные учреждения.
3. Заключения психолого-медико-педагогических комиссий, которые требуют тьюторскую работу с обучающимися.
Тьютор, ориентируясь на индивидуализацию в своей работе, опирается на внутренний потенциал обучающихся, стремиться к тому, чтобы научить обучающихся, выбирать, осознавать свои цели и быть самостоятельным, в первую очередь осознать себя как индивида с личностными характеристиками, качествами и особенностями. Для того, чтобы процесс тьюторского сопровождения был продуктивен, тьютору необходимо учесть большой спектр особенностей обучающихся, возрастных, интеллектуальных, особенностей здоровья и многое другое. В условиях коррекционной школы- интернат деятельность тьютора приобретает своеобразный оттенок, отличный от того, что существует в сопровождении в других образовательных учреждениях. Например, в работе со слабослышащими детьми, следует представлять информацию зрительно-визуально, так как ребенок должен видеть лицо говорящего, не забывать, что слабослышащий многое слышит, но необязательно правильно понимает все услышанное. Поэтому здесь в большей степени акцент смещается на работу с родителями, педагогами и другими специалистами, совместно с которыми происходит постоянное соотнесение достижений конкретного ребёнка с его имеющимися интересами и сопособностями, выработка основных задач и механизмов - составляющих индивидуальную образовательную программу.
Теоретико-методологическую основу исследования составили труды современных отечественных педагогов, посвященные обследованию проблемы тьюторского сопровождения детей с ОВЗ (С.В. Дудчик, Т.М. Ковалева А.А. Теров).
В результате изучения литературных источников, нормативно - правовых документов, практики работы образовательных учреждений, мы пришли к выводу, что объективно существуют противоречия:
1. Между общественной потребностью в создании условий воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, включая тьюторское сопровождение, и недостаточной разработанностью тьюторского сопровождения детей с ОВЗ в образовательных организациях.
2. Между существующими научными исследованиями по проблеме тьюторского сопровождения детей с ОВЗ и недостаточным уровнем использования практических разработок этих исследований в коррекционных школах.
Проблема исследования: как осуществить индивидуальное
тьюторское сопровождение обучающихся в коррекционной школе-интернате.
В работе введено ограничение: тьюторское сопровождение в коррекционной школе-интернате будет рассмотрено на примере обучащихся с нарушением слуха.
Объект исследования: тьюторское сопровождение детей
с ограниченными возможностями здоровья .
Предмет исследования: индивидуальное тьюторское сопровождение слабослышащих детей младшего школьного возраста в коррекционной школе-интернате.
Цель исследования: теоретически и практически обосновать, содержание тьюторского сопровождения слабослышащего обучающегося младшего школьного возраста в коррекционной школе-интернате.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что продвижение в развитии детей с ОВЗ будет продуктивным при правильно спланированном индивидуальном тьюторском сопровождении
в образовательной организации, с использованием разнообразных инструментов тьюторской деятельности: ресурсная схема тьюторского действия, выявление образовательного запроса, карта интереса, метод рефлексии «чемодан, мясорубка, корзина», составление таблицы «достоинства и недостатки техник», организация образовательного события и пробы.
Задачи исследования:
1. Проанализировать проблемы и потребности детей с ОВЗ.
2. Определить нормативно-правовое обеспечение тьюторской деятельности.
3. Рассмотреть понятие, сущность, этапы индивидуального тьюторского сопровождения.
4. Раскрыть опыт работы ГБОУ СО ЕШИ№ 11 по тьюторскому сопровождению.
Теоретическую значимость представляет уточненное понятие:
Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ - это педагогическая деятельность по созданию специальных условий индивидуализации образования, направленная на выявление проблем и потребностей детей с ОВЗ, развитие образовательных мотивов и интересов обучающихся, направленных на поиск образовательных ресурсов для создания индивидуальной образовательной программы, работу с образовательным запросом семьи, формирование учебной и образовательной рефлексии обучающихся.
Практическая значимость: разработанные и апробированные
индивидуальные тьюториалы, могут быть использованы тьюторами для выявления запроса и самоопределения младших школьников, с нарушениями слуха в коррекционных школах-интернатах.
Для решения поставленных цели и задач были применены следующие методы исследования:
⦁ Теоретические: анализ, обобщение, систематизация, сравнение.
⦁ Эмпирические: анализ документов, наблюдение, анкетирование,
обработка данных.
База исследования: государственное казенное общеобразовательное учереждение свердловской области «Екатеринбургская школа-интернат № 11»
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе нашей работы была изучена и выявлена степень разработанности проблемы осуществления индивидуального тьюторского сопровождения обучающихся в коррекционной школе-интернате. Данная проблема является одной из актуальных в педагогической теории и образовательной практике. Это определено модернизацией стратегии обучения, ее направленностью на индивидцализацию, ростом детей с ОВЗ и общественной потребность в создании условий тьюторского сопровождения детей с ОВЗ в коррекционных школах-интернатах.
Рассмотрели разные подходы к понятию тьюторского сопровождения, но в свой работе придерживались определения автора С.В. Алещенко, где под тьюторским сопровождением понимается педагогическая деятельность по индивидуализации образования, направленная на выявление и развитие образовательных мотивов и интересов обучающегося, на поиск образовательных ресурсов для создания индивидуальной образовательной программы, работу с образовательным запросом семьи.
Данное определение мы дополнили своими состовляющими в рамках нашего исследования, что доказывает ее теоретическую значимость:
Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ - это педагогическая деятельность по созданию специальных условий индивидуализации образования, направленная на выявление проблем и потребностей детей с ОВЗ, развитие образовательных мотивов и интересов обучающихся, на поиск образовательных ресурсов для создания индивидуальной образовательной программы, работу с образовательным запросом семьи, формирование учебной и образовательной рефлексии обучающихся.
Выявили, что самыми распространенными проблемами у детей с ОВЗ являются: заниженная самооценка, проблема детско-родительских
отношений, проблема социальной адаптации, низкий уровень интеллекта, взаимоотношения с окружающими, повышенная утомляемость
Определили, что в зависимости от специфики нарушения и проблем у детей с ОВЗ определяются их особые образовательные потребности: применение специального (коррекционного) обучения, индивидуализация обучения и воспитания, использование педагогами специальных методических материалов, обеспечение и организация особой пространственно-временной образовательной среды и другие условия без которых невозможно освоение образовательной программы.
В нашей работе введено ограничение, тьюторское сопровождение в коррекционной школе-интернате рассмотрено на примере обучащихся с нарушением слуха, поэтому нами были даны психолого -педагогические характеристики слабослышащих обучающихся младшего школьного возраста: нарушение разнообразных сторон и функций психики ребенка, речевое недоразвитие, замедление развития речи ребенка, приобретение им замедленного поступательного характера, подчиненного особым закономерностям.
Мы описали нормативно-правовые документы, которые регламентируют деятельность тьютора и какими нормативно-правовыми документами тьютор руководствуется в процессе своей деятельности. Еще раз отметим, что должность «Тьютор» официально закреплена в числе должностей работников общего, высшего и дополнительного профессионального образования, что подтверждают Приказы № 216-н и 217- н Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 5 мая 2008 года.
Проанализировав разные подходы к пониманию индивидуального тьюторского сопровождения его структуризации в педагогической литературе, пришли к выводу, что для того, чтобы реализовать индивидуальное тьюторского сопровождение необходимо не только подобрать новые методы обучения, научиться сотрудничать, но и иметь в руках методический комплекс, помогающий достичь высоких результатов в индивидуализации обучения. Обозначили, что принципиальным ориентиром в тьюторской деятельности служит ресурсная схема общего тьюторского действия. Выбор конкретных форм, методов и технологий самой тьюторской работы является строго индивидуальным выбором тьютора и зависит как от возрастных и личностных особенностей обучающегося, так и от личностных и профессиональных предпочтений самого тьютора. Из предлагаемых форм тьюторского сопровождения, применяемых сегодня в практике тьюторской деятельности по отношению к обучающимся с ОВЗ мы выбрали для своей работы индивидуальные тьюториалы.
Рассмотрев опыт работы по тьюторскому сопровождению ГБОУ СО ЕШИ № 11, мы пришли к выводу, что хоть и ставка тьютора введена в образовательном учреждении ее замещают другие специалисты, которые не могут обеспечить качественное тьюторское сопровождение.
Провели тематическое родительское собрание, которое было направлено на просвещение родителей в тьюторской деятельности и выявление запроса на индивидуальное тьюторское сопровождение. В результате, мы получили реальный запрос от одной семьи обучающегося с нарушением слуха с сохранным интеллектом .
Мы наметили план работы и разработали комплекс из пяти индивидуальных тьюториалов, направленных на развитие художественного интереса обучающегося. Индивидуальное тьюторское сопровождение началось в ноябре 2019 года и завершилось в марте 2020 года. Погрузив обучающегося. в открытую, избыточную и вариативную образовательную среду, мы увидели пробуждение интереса тьюторанта к себе, к своей жизни, к художественной деятельности и искусству. Мама Рашита. отметила, что её сын стал более организованным, настойчивым, ответственным. Таким образом, мы пришли к выводу, что интерес у обучающегося устойчивый, это подтверждает тот факт, что Рашит продолжил развиваться в художественном направлении и активно с удовольствием посещает «Камнерезный кружок».


1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология. Учебное пособие для вузов / Г.С. Абрамова - Москва : Академпроект, 2000. - 624 с.
2. Александровская, Э.М. Психологическое сопровождение школьников. Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Э.М. Александровская - Москва : МГУ, 2002. - 206 с.
3. Алехина, С.В. Инклюзивное образование: практика, исследования, методология / С.В. Алехина - Москва : МГППУ, 2013. - 120 с.
4. Алещенко, С.В. Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ. Методические рекомендации для тьюторов, педагогов, специалистов образовательных учреждений / С.В. Алещенко - Томск : ПМСС, 2014. - 40 с.
5. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. - СПб : ВЛАДОС, 2002. - 288 с.
6. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева - Москва : МГУ, 1994. - 375 с.
7. Багаева, Г.Н. Социальная работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями / Г.Н. Багаева. - Москва : ВЛАДОС, 2005. - 451 с.
8. Бардиер, Г.Л. Социальная психология / Г.Л. Бардиер - Санкт- Петербург : СПбГУ, 2005. - 118 с.
9. Беспалова, А.Г. Тьюторское сопровождение : организационные формы и образовательные эффекты / А.Г. Беспалова // Управление образованием. - 2008. - № 4. - С. 83-92.
10. Бим-Бад, Б.М.. Педагогический энциклопедический словарь / Б.М. Бим-Бад - Москва : Большая энциклопедия, 2009 - 527 с.
11. Богданова, Т.Г. Сурдопсихология / Т.Г. Богданова - Москва : Академия, 2002. - 200 с.
12. Боскис, Р.М. Глухие и слабослышащие дети / Р.М. Боскис - Москва : Советский спорт, 2004. - 304 с.
13. Власенко, В.А. Тьюторы вышли на тропу познаний. / В.А. Власенко // Народное образование. - 2013. - № 3. - С. 140-146.
14. Всеобщая декларация прав человека : [принята и провозглашена Генер. Ассамблеей ООН 10 дек. 1948 г.] // Российская газета. - 1998. - 10 дек. - С. 4.
15. Выготский, Л.С. Проблемы развития психики / Л.С. Выготский. - Москва : Педагогика, 1983. - 368 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ