ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ
СФОРМИРОВАННОСТИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ 7
1.1. Определения понятия связная речь, развитие связной речи у старших
дошкольников в норме 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика старших дошкольников с
общим недоразвитием речи III уровня 12
1.3. Характеристика связной речи у старших дошкольников с общим
недоразвитием речи III уровня 18
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ СФОРМИРОВАННОСТИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 24
2.1. Организация констатирующего эксперимента и методика
логопедического обследования детей старшего дошкольного возраста 24
2.2. Анализ результатов логопедического обследования детей старшего
дошкольного возраста 26
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ НА МАТЕРИАЛЕ РАССКАЗА ОПИСАНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ 38
3.1. Принципы и анализ методик коррекционной работы по формированию
связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня 38
3.2. Содержание логопедической работы по формированию связной речи на
материале рассказа описания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня 42
3.3. Контрольный эксперимент и анализ результатов работы по формированию связной речи на материале рассказа описания у старших
дошкольников с общим недоразвитием III уровня 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 65
В настоящее время, мы наблюдаем большое количество детей, словарный запас, которых беден, речь находится на низком уровне сформированности.
К сожалению, все эти недостатки в устной речи, в дальнейшем отразятся в нарушении письменной речи, особенно у детей с ОНР.
Связная речь - это инструмент развития высших психических функций дошкольника. Развивая речь дошкольника, параллельно развивается интеллект.
Общее недоразвитие речи на сегодняшний день характеризуется, как системное нарушение речи, которое охватывает все компоненты и механизмы речевой деятельности.
Общее недоразвитие речи (ОНР) - это сложное речевое расстройство, у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом, но при котором, есть нарушения основных компонентов языковой системы: грамматики, лексики, фонетики, связной речи.
Для выявления, каких-либо нарушений у ребенка, в детских садах, школах, проводится диагностика ребенка на начальном этапе занятий. После диагностики и выявлений причин нарушения речи у ребенка, проводится коррекционная и профилактическая работа с детьми и их родителями.
Для хорошего результата в работе с детьми, с общим недоразвитием речи, процесс коррекционных занятий должен начинаться с трех или четырехлетнего возраста. Единственное, что будет сложным, это определить отклонения в речевом развитии ребенка, так как процесс формирования речи, не подошел к своему завершению. Для этого логопеду необходимо знать онтогенез речевого развития ребенка, в норме ли он протекал или были определенные отклонения.
На начальном этапе формирования устной речи у детей с ОНР, лежит единица речи - предложение. Для выражения и понимания смысла, слова связываются в предложения, именно поэтому главная задача в предложении - это построить его грамматически правильно, что является сложным аспектом в процессе формирования речи.
Формирование, развитие, коррекция связной речи у детей с общим недоразвитием речи описаны в работах: А. М. Бородич, Е. М. Мастюковой, Т. А. Ткаченко, К. Д. Ушинским, Н. С. Жуковой и многими другими авторами. Они делают акцент на значимости развития связной речи, в системе коррекционной логопедической работы, приводя факты того, что развитие связной речи, становится целью всего коррекционного процесса. Данный процесс требует не только длительной работы логопеда, но и желание ребенка, а также помощь воспитателя и родителей.
Все вышесказанное объясняет актуальность выбранной темы: «Формирование навыка составления рассказа описания у старших дошкольников с ОНР III уровня».
Объект исследования: состояние связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Предмет исследования: формирование связной речи на материале рассказов описания у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Цель: спланировать работу по формированию навыка составления рассказа описания у старших дошкольников с ОНР III уровня.
Задачи:
1. Изучить литературные источники по проблеме исследования, состояние связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
2. Раскрыть понятия: «связная речь», дать характеристику связной речи у детей старшего дошкольного возраста, с общим недоразвитием речи III уровня.
3. Провести констатирующий эксперимент, анализ сформированности связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
4. Подобрать содержание логопедической работы по коррекции нарушения и формированию навыков связных высказываний на материале рассказов описательного типа у детей с общим недоразвитием речи III уровня.
Методы исследования:
- анализ педагогической и научно - методической литературы;
- проведение педагогического констатирующего эксперимента;
- анализ данных, полученных в ходе педагогического констатирующего эксперимента.
База исследования: Березовское муниципальное автономное
дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №5 Жемчужина».
Структура и объем работы: Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы, приложения.
Данная работа была посвящена актуальной в настоящее время проблеме. Изучению и формированию описательного рассказа у старших дошкольников с общим недоразвитием речи и работе по ее коррекции.
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что в настоящее время большое количество детей сталкиваются с данной проблемой.
Целью проведенного экспериментального и констатирующего эксперимента, была спланирована и проведена работа по формированию описательного рассказа у старших дошкольников с ОНР III уровня.
Для достижения данной цели исследования, было решено определенное количество задач:
- Сформировать умение широко использовать словарный запас у ребенка, быстро находить нужное слово, наиболее точно выражать свои мысли.
- Развивать умение верно употреблять грамматические конструкции родного языка.
- Формировать привычки говорить грамматически правильно.
- Формировать умения понимать и пересказывать рассказы описательного характера.
- Формировать умения составлять рассказы описательного типа.
При изучении методической литературы, по проблеме исследования, было установлено, что развитие связной речи осуществляется с использованием рассказа описания.
При обследовании и направлении способов коррекции связной речи у старших дошкольников, мы опирались на комплексную методику В. П. Глухова. В работе проводилось экспериментальное исследование особенностей связной речи у старших дошкольников с ОНР III уровня.
В занятия по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня, были включены, описательные рассказы, элементы игрового и творческого характера, что способствовало повышению интереса к занятиям у детей.
При проведении исследования связной речи на материале рассказа описания, а также логопедической работы по преодолению ее нарушений у старших дошкольников с ОНР III уровня было замечено, что использование методического материала для формирования связной речи, а в дальнейшем рассказа описания является эффективным.
Одним из главных показателей личностного развития ребенка является связная речь. Чем богаче и правильнее речь, тем легче ребенку высказывать свои мысли, тем шире его возможности и познания действительности.
Овладение связной речью позволяет ребенку воспринимать явления более осознанно и произвольно. Залог хорошего развития связной речи у ребенка, формируется в общении с окружающими его сверстниками и взрослыми.
Важным аспектом является своевременная забота в развитии всех сторон устной речи: активного и пассивного словаря, грамматической системы, связной речи.
Таким образом, цели и задачи выпускной квалификационной работы были выполнены.
1. Архипова, Е. В. Основы методики развития речи учащихся : учеб. пособие для студентов вузов / Е. В. Архипова. - Москва : Вербум-М, 2004. - 190 с.
2. Архипова, Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей / Е. Ф. Архипова. - Москва : АСТ : Астрель, 2008. - 224 с.
3. Бородич, А. М. Методика развития речи детей : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / А. М. Бородич. - Москва : Просвещение, 1981. - 256 с.
4. Бот, О. С. Формирование тонких движений пальцев рук у детей с общим недоразвитием речи / О. С. Бот // Дефектология. - 1983. - № 1. - С. 56-59.
5. Белякова, Л. И. Логопедия. Дизартрия : учеб. пособие для студентов вузов / Л. И. Белякова, Н. Н. Волоскова. - Москва : ВЛАДОС, 2009. - 286 с.
6. Буденная, Т. В. Логопедическая гимнастика : метод. пособие / Т. В. Буденная. - Санкт-Петербург : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003. - 415 с.
7. Винарская, Е. Н. Дизартрия / Е. Н. Винарская. - Москва : АСТ : Астрель, 2006. - 91 с.
8. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. - Москва : АСТ : Астрель, 2011. - 637 с.
9. Выготский, Л. С. Развитие высших психических функций / Л. С. Выготский. - Москва : АПН РСФСР, 1960. - 317 с.
10. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. - Санкт-Петербург : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. - 472 с.
11. Глухов, В. П. Основы психолингвистики ; учеб. пособие для студентов вузов / В. П. Глухов. - Москва : АСТ : Астрель, 2005. - 351 с.
12. Грибова, О. Е. Технология организации логопедического обследования : метод. пособие / О. Е. Грибова. - Москва : Айрес-Пресс, 2005. - 95 с.
13. Жулина, Е. В. Значение сказки в коррекции недостатков
построения связного речевого высказывания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня/ / Е. В. Жулина, С. Д. Дадашова // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 60-2. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/znachenie-skazki-v-
korrektsii-nedostatkov-postroeniya-svyaznogo-rechevogo-vyskazyvaniya-u-detey- starshego-doshkolnogo-vozrasta-s (дата обращения: 12.04.2021).
14. Карелина, И. Б. Логопедическая работа с детьми с минимальными дизартрическими расстройствами : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.03 / И. Б. Карелина ; Ин-т коррекцион. педагогики Рос. академии образования. - Москва, 2000. - 23 с.
15. Каше, Г. А. Формирование произношения у детей с общим недоразвитием речи / Г. А. Каше. - Москва : АПН РСФСР, 1962. - 107 с.
16. Лалаева, Р. И. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. - Санкт-Петербург : СОЮЗ, 2001. - 218 с.
17. Левина, Р. Е. Нарушения речи и письма у детей : избр. тр. / Р. Е. Левина. - Москва : АРКТИ, 2005. - 224 с.
...