Введение 8
1 Теоретические основы учета нематериальных активов 11
1.1 Понятие, виды, классификации и оценка нематериальных активов в МСФО и
бухгалтерском учете 11
1.2 Нормативные регулирование учета нематериальных активов в государственных
учреждениях 26
1.3 Особенности бухгалтерского и налогового учета нематериальных активов в
бюджетных организациях 31
2 Учет нематериальных активов в бюджетной организации на примере ТУСУР 42
2.1 Характеристика хозяйственной деятельности ТУСУР 42
2.2 Документальное оформление операций по движению нематериальных активов 52
2.3 Бухгалтерский учет нематериальных активов 56
3 Аудит нематериальных активов 59
3.1 Составление плана и программы для аудита нематериальных активов 59
3.2 Аудит поступлений нематериальных активов в организацию 71
3.3 Аудит учета амортизации и выбытия нематериальных активов из организации 75
4 Социальная ответственность учреждения 83
4.1 Анализ эффективности программ КСО в учреждении 83
4.2 Определение стейкхолдеров организации 85
4.3 Определение структуры программ КСО в ТУСУРе 88
4.4 Оценка эффективности и выработка рекомендаций для учреждения 91
Заключение 94
Список используемых источников 97
Приложение А (справочное) Акт о приеме передачи НФА ф.0504101 102
Приложение Б (справочное) Инвентарная карточка НФА ф.0504031 103
Приложение В (справочное) Таблица В.1 - счета бюджетного учета, которыми сопровождается приобретение объектов НМА 104
Приложение Г (справочное) Накладная на внутреннее перемещение НФА ф.0504102 107
Приложение Д (справочное) Оборотная ведомость по НФА 108
Приложение Е (справочное) Журнал операций ф.0504071 109
Приложение Ж (справочное) Акт о списании объектов НФА (кроме транспортных средств) ф.0504104 111
Приложение О (справочное) План хозяйственной деятельности на 2013-2014 ТУСУР 112
Приложение И (справочное) Баланс государственного(муниципального) учреждения ТУСУР на 01.01.2015 ф.0503730 116
Приложение К (справочное) Таблица К.1 - Частный уровень существенности 122
Актуальность настоящего исследования обусловлена тем, что развитие рыночных отношений, углубление международного разделения труда, совершенствование и распространение информационных технологий, быстрое развитие научно-технического прогресса увеличивает роль нематериальных активов в производственной, управленческой и торговой деятельности организаций. В последнее время ни одно предприятие не обходится без использования в производственной деятельности различных объектов нематериальных активов. Включение интеллектуальной собственности в состав нематериальных активов позволяет получить ряд преимуществ: выпуск конкурентоспособной продукции, усиление возможности контроля за долей рынка и защиты против недобросовестных конкурентов и "пиратов", получение дополнительных доходов от передачи этих активов и другие преимущества.
В этой связи исследование вопросов методики отнесения объектов к нематериальным активам приобретает большое научное и практическое значение.
Учет нематериальных активов, а именно его теоретические аспекты, рассматривались отечественными и зарубежными авторами такими как: Жуклинец И.И., Казин А.В., Захарьин В.Р., Барух Лев, Аксенов А.П., Бельских И.Е., Авдеев В. Несмотря на большой интерес исследователей к учету нематериальных активов, остается много вопросов, связанных с этой темой.
Основной целью выпускной квалификационной работы, является изучение учета нематериальных активов, их виды, счета учета, порядок формирования стоимости нематериальных активов при их приобретении и создании в учреждении. А также рассмотрение операций по начислению амортизации и списанию нематериальных активов.
Для достижения указанной цели, необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть понятие нематериальных активов на примере Международного стандарта финансовой отчетности и Положения по бухгалтерскому учету Российской Федерации;
- изучить нормативное регулирование в бюджетном учреждении;
- рассмотреть особенности отнесения объектов к нематериальным активам в бюджетном учете;
- изучить бухгалтерский и налоговый учет в бюджетных учреждениях;
- изучить общий порядок документального оформления нематериальных активов в бюджетном учреждении;
- рассмотреть бухгалтерский учет при поступлении нематериальных активов в бюджетное учреждение;
- рассмотреть начисление амортизации и операции по выбытию нематериальных активов из бюджетного учреждения.
Предмет исследования - Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники».
Объект исследования - особенности учёта нематериальных активов в государственном учреждении.
При написании дипломной работы были использованы такие источники информации как справочно-правовая система «Консультант Плюс», «Гарант», законодательная база Российской Федерации, учебная- методическая литература.
В первой главе - раскроем понятие нематериальных активов, принятых в Международном стандарте финансовой отчетности и Положении по бухгалтерскому учету Российской Федерации, исследуем общие положения по учету НМА в бюджетных организациях, а также налоговый и бухгалтерский учет НМА в бюджетных учреждениях.
Во второй главе - ознакомимся с хозяйственной деятельностью ФГБО- УПО «ТУСУР», рассмотрим документальное оформление операций по учету НМА в бюджетном учреждении.
В третьей главе- проведен аудит основных операций по учету НМА в бюджетном учреждении на примере ФГБОУПО «ТУСУР», составлена программа , найден уровень существенности и аудиторский риск.
В четвертой главе- рассмотрим социальную ответственность в ФГБОУПО «ТУСУР», определим стейкхолдеров организации и проведем анализ эффективности КСО в университете.
В ходе проведенного исследования были рассмотрены вопросы, связанные с организацией ведения учета нематериальных активов в государственном учреждении. Нематериальные активы в бухгалтерском учете классифицируются по разнообразному составу и назначению. При учете НМА учреждение обязано руководствоваться соответствующими законодательными и нормативными документами.
На примере Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники» были рассмотрены особенности учета нематериальных активов в государственных учреждениях:
-нематериальные активы в учреждении принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости на дату принятия в соответствии с Инструкциями №157н и 174н [10,11];
-хозяйственные операции в ВУЗе оформляются согласно унифицированными формами первичной учетной документации, утвержденными Приказом Минфина РФ № 52н[12] и ;
-инвентарный объект является единицей бухгалтерского учета нематериальных активов, аналитический учет НМА ведется в инвентарных карточках учета нефинансовых активов по каждому объекту Приложение Б;
-учет нематериальных активов в учреждении осуществляется на счете 0 102 00 000 «Нематериальные активы», предназначение которого, обобщение информации о движении и учете нематериальных активов, существующих в учреждении на правах собственности;
-основные причины выбытия нематериальных активов из учреждения: безвозмездная передача НМА физическим или юридическим лицам, на основании договора доверительного управления, мены, дарения; продажа НМА физи-
-начисление амортизации на нематериальные активы в учреждении ведется линейным способом;
-к деятельности, приносящей доход, относятся выполнение научноисследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР);
-не включаются в налоговую базу доходы в виде безвозмездно полученного НМА;
— налоговый учет в бюджетном учреждении организован отдельно от бухгалтерского.
Привлечение аудиторов к проверке нематериальных активов становится все более популярным явлением. Специфика учета, сложность ведения бухгалтерского и налогового учета по данным объектам, ошибки учета объектов НМА способствует к вовлечению услуг сторонних организаций при проверке именно этого раздела учета.
В ходе проведенного внутреннего аудита ВУЗа, были выражены следующие мнения аудитора по операциям с нематериальными активами:
— учреждение осуществляет свою деятельность на основании устава, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;
— операции с нематериальными активами осуществляются в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;
—начисление амортизация нематериальных активов отражается в соответствии с учетной политикой учреждения;
— документооборот по операциям начисления и учета амортизации составлен в соответствии Приказом Минфина РФ № 52н[12].
На основании проверенных данных об учете нематериальных активов в ФГБОУВПО «ТУСУР», можно сделать вывод, что учет в данной организации ведется согласно законодательству Российской Федерации, операции по учету
нематериальных активов ведутся согласно «Учетной политике ТУСУРа» и отражены документально верно.
Таким образом поставленная цель данной работы: изучение учета нематериальных активов, порядок формирования стоимости нематериальных активов при их приобретении и создании в учреждении, а также операции по начислению амортизации и списанию нематериальных активов в государственном учреждении была достигнута. Основные задачи для достижения указанной цели - выполнены.
1. Бюджетный Кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145 ФЗ [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: справочно-правовая система. URL: http://base.consultant.ru. (дата обращения: 11.04.2016).
2. Гражданский кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: часть первая от 30 ноября 1994 г. N 51 ФЗ, часть вторая от 26 января 1996 г. N 14 ФЗ, часть третья от 26 ноября 2001 г. N 146 ФЗ и часть четвертая от 18 декабря 2006 г. N 230 ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) // КонсультантПлюс: справочно-правовая система. URL: http://base.consultant.ru. (дата обращения:
14.04.2016) .
3. Налоговый кодекс [Электронный ресурс]: Часть первая Налогового кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 146 ФЗ (Принята ГД ФС РФ 17.07.1998), часть вторая Налогового кодекса Российской Федерации от 5 августа 2000 г. N 117 ФЗ (Принята Государственной Думой 19.07.2000г. одобрена Советом Федерации 26.07.2000 г) // КонсультантПлюс: справочно-правовая система. URL: http://base.consultant.ru. (дата обращения: 18.04.2016).
4. «О требованиях к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения» [Электронный ресурс]: Приказ Минфина России от 28.07.2010 № 81н // КонсультантПлюс: справочноправовая система. URL: http://base.consultant.ru. (дата обращения: 18.04.2016).
5. «О бухгалтерском учете» [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 402 ФЗ (Принят Государственной Думой РФ 22.11.2011 г одобрен Советом Федерации 29.11. 2011 г) // КонсультантПлюс: справочноправовая система. URL: http://base.consultant.ru. (дата обращения: 21.04.2016).
6. «О некоммерческих организациях» [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7 ФЗ // КонсультантПлюс: справочно-правовая система. URL: http://base.consultant.ru. (дата обращения: 22.04.2016).
7. «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ // КонсультантПлюс: справочно-правовая система. URL: http://base.consultant.ru. (дата обращения: 15.04.2016).
8. «Учет нематериальных активов» [Электронный ресурс]: Положение по бухгалтерскому учету 14/2007. Утверждено приказом Минфина РФ от 27.12.2007г. (ред. От 24.12.2010г) №153н // КонсультантПлюс: справочноправовая система. URL: http://base.consultant.ru. (дата обращения: 22.04.2016).
9. «Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению» [Электронный ресурс]: Приказ Минфина РФ от 06.12.2010 N 162н (ред.от 30.11.2015) // КонсультантПлюс: справочно-правовая система. URL: http://base.consultant.ru. (дата обращения: 19.04.2016).
10. «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению» [Электронный ресурс]: Приказ Минфина РФ от 16.12.2010 N 174н // КонсультантПлюс: справочно-правовая система. URL: http://base.consultant.ru. (дата обращения: 20.04.2016).
11. «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» [Электронный ресурс]: Приказ Минфина РФ от 01.12.2010 N 157н. // КонсультантПлюс: справочно-правовая система. URL: http://base.consultant.ru. (дата обращения: 16.04.2016).
12. «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению". [Электронный ресурс] : Приказ Минфина РФ от 30.03.2015 N 52н // КонсультантПлюс: справочно-правовая система. URL: http://base.consultant.ru. (дата обращения: 16.04.2016).
13. «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учре
ждений и Инструкция по его применению» [Электронный ресурс] : Приказ Минфина РФ от 23.12.2010 N 183н (ред.от 31.12.2015) // КонсультантПлюс:
справочно-правовая система. URL: http://base.consultant.ru. (дата обращения:
20.04.2016) .
14. «Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской
Федерации» [Электронный ресурс] : Приказ Минфина РФ от 21.12.2011 N 180н. // КонсультантПлюс: справочно-правовая система. URL:
http://base.consultant.ru. (дата обращения: 22.04.2016).
15. «Об утверждении Унифицированных форм» [Электронный ресурс] : Постановление Госкомстата РФ от 05.01.2004 N 1// КонсультантПлюс: справочноправовая система. URL: http://base.consultant.ru. (дата обращения: 16.04.2016).
16. «Нематериальные активы» [Электронный ресурс] : Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 38 .Введен в действие на территории Российской Федерации Приказом Минфина РФ от 28.12.2015 №217н // КонсультантПлюс: справочно-правовая система. URL: http://base.consultant.ru. (дата обращения: 14.04.2016).
17. «Основные средства» [Электронный ресурс] : Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 16. Введен в действие на территории Российской Федерации Приказом Минфина РФ от 28.12.2015 №217н // КонсультантПлюс: справочно-правовая система. URL: http://base.consultant.ru. (дата обращения:
18.04.2016) .
18. «Об аудиторской деятельности» [Электронный ресурс] : Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ (ред.от 01.12.2014).// КонсультантПлюс: справочно-правовая система. URL: http://base.consultant.ru. (дата обращения:
26.04.2016) .
19. «Планирование аудита» [Электронный ресурс] : Федеральные правила (стандарты) об аудиторской деятельности №3 Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 №696 // КонсультантПлюс: справочно-правовая система. URL: http://base.consultant.ru. (дата обращения: 02.05.2016).
20. «Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности» [Электронный ресурс]: Федеральные правила (стандарты) об аудиторской деятельности №8 Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 №696 // КонсультантПлюс: справочно-правовая система. URL: http://base.consultant.ru. (дата обращения: 04.05.2016).
21. Положение «Учетная политика ТУСУР на 2014г» Приложение № 1 к приказу № 15334 от 30.12. 2013 г , ТУСУР.
22. УСТАВ федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники» утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ № 1794 от 25.11.2011, ТУСУР.
23. Авдеев В.В. Ноу-хау как нематериальный актив // Аудит и налогообложение 2013. N 8. С. 84.
24. Авдеев В.В. Расходы на НИОКР научных организаций для своих целей- учет и налогообложение // Аудиторские ведомости. 2015. N 9. С.57
25. Васильева Ю.А. Годовой отчёт для бюджетных организаций 2013 // Бухгалтерский учет в бюджетных организациях. 2014. № 3. С.21-24.
26. Воробьева И.П., Спесивцева А.Л., Барышева Г.А., Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях. Томск: ТПУ. 2013. 252 с.
27. Григорян Е.С., Юрасов И.А. Корпоративная социальная ответственность: учебник. М.: Дашков и К. 2016. С. 111
28. Жуклинец И.И. Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях: Учебник и практикум. М.: Юрайт, 2016. 504 с.
29. Казакова Н.А., Полисюк Г.Б. Аудит: учебник и практикум для академического бакалавриата. М.:Юрайт, 2015. 385с.
30. Ланина И.И., Бухгалтерский практикум. Что нового в законодательстве? // Финансовая газета. 2015. № 15. С.3,4.
31. Назарова А.Е., Комиссарова Д.Н., Ишемгулова К.Э. Репутация и бренд- Нематериальные активы предприятия // Новый университет. 2013. № 9. С.66-67
32. Прокопьева Ю.В. Аудит нематериальных активов // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2014. N 2.С.26-28
33. Рогуленко Т.М. Аудит: учебник для бакалавров. М.: Юрайт, 2015.541с.
34. Рогуленко Т.М., Пономарева С.В.,Бодяко А.В. Аудит: учебник М.: КНОРУС, 2014.432с.
35. Рожнова О.В.,Гирка Т.В. Проблемы признания нематериальных активов // Известия МГТУ «МАМИ».2013. № 1. С.77-81
36. Сыроватский Е.Ю. Существенность и её взаимосвязь с аудиторским риском: применение специализированных подходов к специфике деятельности предприятия // Экономика: вчера, сегодня, завтра.2012. №8. С.112-135
37. Саввинов В.М., Стрекаловский В.Н. Учет интересов стейкхолдеров в управлении развитием образования // Вестник международных организаций. 2013. № 1 (40). С. 87-99
38. Черепанова Н.В. Корпоративное гражданство и корпоративная социальная ответственность: особенности реализации // Молодой ученый: ежемесячный научный журнал. 2015.№ 12 (92). С. 519-521