Абилитация несформированности педагогической компетентности у родителей детей с ограниченными возможностями здоровья
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. СЕМЬЯ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ 7
1.1. Понятие семьи, типы семейного воспитания и их влияние наличность
ребенка 7
1.2. Значение семьи в концепции закона «Об образовании в РФ» 17
1.3. Значение семьи в формировании личности ребенка с ограниченными
возможностями здоровья 20
1.4. Проблемы современной семьи 24
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ 27
2.1. Исследование влияния других субъектов образования на создание
условий для успешного обучения и воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья 27
2.2. Характеристика базы и контингента исследования для изучения
уровня сформированности педагогической компетентности родителей детей с ограниченными возможностями здоровья 29
2.3. Констатирующий эксперимент по определению уровня
сформированности педагогической компетентности у родителей детей с ограниченными возможностями здоровья 32
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО АБИЛИТАЦИИ НЕСФОРМИРОВАННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ 41
3.1. Направление коррекционной работы по абилитации
несформированности педагогической компетентности у родителей детей с ограниченными возможностями здоровья 41
3.2. Анализ результатов контрольного этапа экспериментального
исследования 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 10 80
ГЛАВА 1. СЕМЬЯ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ 7
1.1. Понятие семьи, типы семейного воспитания и их влияние наличность
ребенка 7
1.2. Значение семьи в концепции закона «Об образовании в РФ» 17
1.3. Значение семьи в формировании личности ребенка с ограниченными
возможностями здоровья 20
1.4. Проблемы современной семьи 24
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ 27
2.1. Исследование влияния других субъектов образования на создание
условий для успешного обучения и воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья 27
2.2. Характеристика базы и контингента исследования для изучения
уровня сформированности педагогической компетентности родителей детей с ограниченными возможностями здоровья 29
2.3. Констатирующий эксперимент по определению уровня
сформированности педагогической компетентности у родителей детей с ограниченными возможностями здоровья 32
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО АБИЛИТАЦИИ НЕСФОРМИРОВАННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ 41
3.1. Направление коррекционной работы по абилитации
несформированности педагогической компетентности у родителей детей с ограниченными возможностями здоровья 41
3.2. Анализ результатов контрольного этапа экспериментального
исследования 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 10 80
С распространением и популяризацией инклюзивного образования семейному воспитанию стало отводиться меньше внимания. Те черты личности, которые прежде формировались в семье, теперь являются компетенцией образовательной организации, которую посещает обучающийся, и Федерального государственного образовательного стандарта, который регулирует их взаимодействие. Тем не менее, согласно п.1 ст. 44 гл. 4 закона «Об образовании в РФ», родитель имеет преимущественное право на воспитание ребенка. Несмотря на это, роль родителя в образовательном процессе на сегодняшний день изучена недостаточно. В связи с этим все большую актуальность приобретает изучение педагогической компетентности родителя, и ее влияние на межличностные отношения родителя и ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Некоторые исследователи, такие как Г. И. Захарова, Н. Н. Посысоева, В. М. Целуйко, Л. Б. Шнейдер, изучают семью с точки зрения психологии и социологии: определяют типы семей, стилей воспитания, мотивации при выборе партнера и т.д. Однако, гораздо меньше внимания в современных исследованиях института семьи уделяется непосредственно влиянию семейного воспитания на эффективность реабилитации ребенка с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ).
Проблема исследования - необходимость абилитации несформированности педагогической компетентности у родителей детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ).
Объект исследования - педагогическая компетентность родителей детей с ОВЗ.
Предмет исследования - формирование педагогической компетентности родителей детей с ОВЗ.
Цель работы - изучение путей формирования педагогической компетентности родителей для определения значения семейного воспитания в процессе социализации и воспитания детей с ОВЗ.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить особенности семьи как средства социализации и воспитания детей.
2. Исследовать влияние других субъектов образования на создание условий для успешного обучения и воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
3. Определить степень сформированности педагогической компетентности у родителей детей с ограниченными возможностями здоровья.
4. Подобрать и адаптировать методики для проведения констатирующего и контрольного этапов эксперимента; обозначить направления, содержание и форму коррекционной работы.
5. Оформить и представить систему мероприятий по абилитации несформированности педагогической компетентности родителей детей с ограниченными возможностями здоровья.
Гипотеза: специальная система мероприятий образовательной организации поможет сформировать и развить педагогическую компетентность родителей.
Методы исследования, определенные в соответствии с целью и задачами:
- анализ нормативно-правовой базы;
- изучение научной литературы;
- обобщение практического опыта отечественных и зарубежных исследователей через изучение научно-практических работ;
- проведение педагогического эксперимента;
- анализ результатов исследования;
- разработка системы мероприятий по формированию педагогической компетентности у родителей детей с ОВЗ;
- практическая (коррекционная) работа по абилитации несформированности педагогической компетентности родителей детей с ОВЗ.
База исследования - Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида № 369» г. Екатеринбурга.
Структура исследования: 3 главы, заключение, список литературы, 10 приложений.
Некоторые исследователи, такие как Г. И. Захарова, Н. Н. Посысоева, В. М. Целуйко, Л. Б. Шнейдер, изучают семью с точки зрения психологии и социологии: определяют типы семей, стилей воспитания, мотивации при выборе партнера и т.д. Однако, гораздо меньше внимания в современных исследованиях института семьи уделяется непосредственно влиянию семейного воспитания на эффективность реабилитации ребенка с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ).
Проблема исследования - необходимость абилитации несформированности педагогической компетентности у родителей детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ).
Объект исследования - педагогическая компетентность родителей детей с ОВЗ.
Предмет исследования - формирование педагогической компетентности родителей детей с ОВЗ.
Цель работы - изучение путей формирования педагогической компетентности родителей для определения значения семейного воспитания в процессе социализации и воспитания детей с ОВЗ.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить особенности семьи как средства социализации и воспитания детей.
2. Исследовать влияние других субъектов образования на создание условий для успешного обучения и воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
3. Определить степень сформированности педагогической компетентности у родителей детей с ограниченными возможностями здоровья.
4. Подобрать и адаптировать методики для проведения констатирующего и контрольного этапов эксперимента; обозначить направления, содержание и форму коррекционной работы.
5. Оформить и представить систему мероприятий по абилитации несформированности педагогической компетентности родителей детей с ограниченными возможностями здоровья.
Гипотеза: специальная система мероприятий образовательной организации поможет сформировать и развить педагогическую компетентность родителей.
Методы исследования, определенные в соответствии с целью и задачами:
- анализ нормативно-правовой базы;
- изучение научной литературы;
- обобщение практического опыта отечественных и зарубежных исследователей через изучение научно-практических работ;
- проведение педагогического эксперимента;
- анализ результатов исследования;
- разработка системы мероприятий по формированию педагогической компетентности у родителей детей с ОВЗ;
- практическая (коррекционная) работа по абилитации несформированности педагогической компетентности родителей детей с ОВЗ.
База исследования - Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида № 369» г. Екатеринбурга.
Структура исследования: 3 главы, заключение, список литературы, 10 приложений.
В процессе работы были изучены теоретические аспекты психологии семьи как средства социализации и воспитания детей. Были разобраны понятие семьи, типы семейного воспитания и их влияние на личность ребенка. Введено и проанализировано понятие «семейное воспитание» и его влияние на возникновение самовоспитания в процессе становления личности ребенка.
В концепции закона «Об образовании в РФ» семья имеет ключевое значение - «заложить основы физического, нравственного, и интеллектуального развития личности ребенка». А обязанность родителей к заботе и воспитанию детей закреплена в Конституции РФ.
Значение семьи в формировании личности ребенка с ОВЗ очень велико: в основном, именно выстроенные в семье отношения и особенности их реализации будут влиять на эффективность реабилитации и абилитации ребенка. Перечисленные проблемы содержатся и в современной семье, несмотря на изменение ее структуры и социальных установок.
В процессе проведения констатирующего эксперимента было установлено влияние других субъектов образования на создание условий для успешного обучения и воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья: в образовательной организации важно обеспечить методические условия для воспитания и образования детей с ОВЗ. Также, обнаружилось, что родители имеют недостаточные представления о физиологических и психологических особенностях детей с ОВЗ, что затрудняет процесс успешной абилитации и реабилитации ребенка в условиях дошкольной образовательной организации. В целях формирования педагогической компетентности родителей была разработана система мероприятий, проводимая в рамках взаимодействия родителей с дошкольной образовательной организацией:
1. Проведение тренингов, творческой деятельности с родителями в формате «Клуба родителей 369».
2. Индивидуальный разбор бытовых ситуаций.
3. Индивидуальные консультации.
4. Информационное сопровождение.
5. Интернет-сопровождение для родителей.
Разделение системы на такое количество видов деятельности было мотивировано обеспечением индивидуального подхода к родителям детей с ОВЗ, а также, более спокойному и вдумчивому изучению и обсуждению необходимых вопросов.
Гибкость системы позволила организовывать различные виды взаимодействия с родителями, не «перегружая» их информацией и поддерживая их заинтересованность в получении знаний об особенностях своего ребенка. Также, работая по отдельным «сегментам» системы, получилось обеспечить наиболее комфортное погружение родителя в актуальные темы дефектологии, специальной психологии и педагогики, дошкольной психологии и других наук.
Одной из сложностей, возникших во время реализации системы, оказалась пандемия COVID-19. Работать с родителями на самоизоляции оказалось непросто ввиду повысившейся из-за новизны обстановки тревожности. Участникам исследования было сложно формулировать запросы для консультаций, а разбор бытовых ситуаций затрагивал, в основном, лишь вопросы оказания досуга ребенка на карантине.
Контрольный эксперимент показал, что такой способ работы с родителями более эффективен, но на успешность проводимых мероприятий, кроме стараний педагога, влияет личная мотивация родителей. Так, предложенная система абилитации несформированности педагогической компетентности оказалась эффективна. Это позволяет предположить, что при систематической совместной работе семьи и дошкольной образовательной организации можно повысить педагогическую компетентность родителей и, тем самым, повлиять на скорость и качество реабилитации детей с ОВЗ.
Таким образом, обозначенные задачи были достигнуты, гипотеза подтвердилась.
В концепции закона «Об образовании в РФ» семья имеет ключевое значение - «заложить основы физического, нравственного, и интеллектуального развития личности ребенка». А обязанность родителей к заботе и воспитанию детей закреплена в Конституции РФ.
Значение семьи в формировании личности ребенка с ОВЗ очень велико: в основном, именно выстроенные в семье отношения и особенности их реализации будут влиять на эффективность реабилитации и абилитации ребенка. Перечисленные проблемы содержатся и в современной семье, несмотря на изменение ее структуры и социальных установок.
В процессе проведения констатирующего эксперимента было установлено влияние других субъектов образования на создание условий для успешного обучения и воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья: в образовательной организации важно обеспечить методические условия для воспитания и образования детей с ОВЗ. Также, обнаружилось, что родители имеют недостаточные представления о физиологических и психологических особенностях детей с ОВЗ, что затрудняет процесс успешной абилитации и реабилитации ребенка в условиях дошкольной образовательной организации. В целях формирования педагогической компетентности родителей была разработана система мероприятий, проводимая в рамках взаимодействия родителей с дошкольной образовательной организацией:
1. Проведение тренингов, творческой деятельности с родителями в формате «Клуба родителей 369».
2. Индивидуальный разбор бытовых ситуаций.
3. Индивидуальные консультации.
4. Информационное сопровождение.
5. Интернет-сопровождение для родителей.
Разделение системы на такое количество видов деятельности было мотивировано обеспечением индивидуального подхода к родителям детей с ОВЗ, а также, более спокойному и вдумчивому изучению и обсуждению необходимых вопросов.
Гибкость системы позволила организовывать различные виды взаимодействия с родителями, не «перегружая» их информацией и поддерживая их заинтересованность в получении знаний об особенностях своего ребенка. Также, работая по отдельным «сегментам» системы, получилось обеспечить наиболее комфортное погружение родителя в актуальные темы дефектологии, специальной психологии и педагогики, дошкольной психологии и других наук.
Одной из сложностей, возникших во время реализации системы, оказалась пандемия COVID-19. Работать с родителями на самоизоляции оказалось непросто ввиду повысившейся из-за новизны обстановки тревожности. Участникам исследования было сложно формулировать запросы для консультаций, а разбор бытовых ситуаций затрагивал, в основном, лишь вопросы оказания досуга ребенка на карантине.
Контрольный эксперимент показал, что такой способ работы с родителями более эффективен, но на успешность проводимых мероприятий, кроме стараний педагога, влияет личная мотивация родителей. Так, предложенная система абилитации несформированности педагогической компетентности оказалась эффективна. Это позволяет предположить, что при систематической совместной работе семьи и дошкольной образовательной организации можно повысить педагогическую компетентность родителей и, тем самым, повлиять на скорость и качество реабилитации детей с ОВЗ.
Таким образом, обозначенные задачи были достигнуты, гипотеза подтвердилась.
Подобные работы
- Абилитация несформированности педагогической компетентности у
родителей детей с ограниченными возможностями здоровья
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Организационно-педагогические условия развития слухоречевого восприятия и устной речи у старших дошкольников с кохлеарными имплантами в ДОУ комбинированного вида
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4895 р. Год сдачи: 2016 - Разработка программ сопровождения детей с расстройством аутистического спектра с учётом физиологического и психического развития
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4965 р. Год сдачи: 2019 - ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С КОХЛЕАРНЫМИ ИМ ПЛАН ГАМ И В УСЛОВИЯХ РАЗНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МАРШРУТОВ
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2018



