Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование навыков осознанного чтения задач по математике в процессе абилитации обучающихся с легкой умственной отсталостью с опорой на личностно-ориентированный и индивидуально-дифференцированный подходы

Работа №93463

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы182
Год сдачи2021
Стоимость4210 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
184
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОСОЗНАННОГО ЧТЕНИЯ 8
1.1. Особенности навыков осознанного чтения у обучающихся с
легкой умственной отсталостью 8
1.2. Абилитация обучающихся с легкой умственной
отсталостью 18
1.3. Значение использования личностно-ориентированного и
индивидуально-дифференцированного подходов на уроках математики 21
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ НАВЫКОВ ОСОЗНАННОГО ЧТЕНИЯ ЗАДАЧ ПО МАТЕМАТИКЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ 51
2.1. Анализ диагностического материала для исследования навыков
осознанного чтения 51
2.2. Характеристика базы исследования и контингента детей,
участвовавших в экспериментальном исследовании 58
2.3. Анализ результатов констатирующего этапа
экспериментального исследования 72
ГЛАВА 3. ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ ЗАДАЧ ПО МАТЕМАТИКЕ В ПРОЦЕССЕ АБИЛИТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ С ОПОРОЙ НА ЛИЧНОСТНО¬ОРИЕНТИРОВАННЫЙ И ИНДИВИДУАЛЬНО-ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОДЫ 92
3.1. Организация коррекционной работы по формированию навыков осознанного чтения задач по математике в процессе абилитации обучающихся с легкой степенью умственной отсталости 92
3.2. Обучающий эксперимент 107
3.3. Контрольный эксперимент 109
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 123
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 128
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 139
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 144
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 145
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 150
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 157
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 168

Актуальность исследования. Проблема обучения математике в образовательной организации, реализующей адаптированную основную общеобразовательную программу (АООП), остается сложной, поскольку связана с одним из важнейших предметов, преподаваемых в школе. Умение решать арифметические задачи играет большую роль в развитии психических процессов у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), а также положительно сказывается на формировании их личности в целом.
Проблема формирования навыка решать задачи на уроках математики обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) раскрывается в исследованиях Г. М. Дульнева, М. Н. Перовой, И. М. Соловьева, Ж. И. Шиф, В. В. Эк и другие. В ходе различных исследований было выявлено, что при решении задач на уроке математики у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) развивается интерес к учебному предмету и образовательному процессу в целом, формируется мышление, память, внимание, а также развивается фонематический слух, речь, словарный запас, мелкая моторика рук, социально-бытовые навыки, самоконтроль, настойчивость и многое другое.
Арифметические текстовые задачи являются моделью реальных явлений, поэтому обучающиеся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) при их решении опираются на свой жизненный опыт. Прежде чем приступить к решению задачи, необходимо прочесть ее условие и понять его смысл, что не всегда доступно обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), поэтому осознанное чтение является немаловажной ступенью для формирования навыка решать арифметические текстовые задачи.
Арифметические задачи выполняют ряд важных функций. Например, развивающая активизирует процессы анализа, синтеза, обобщения. Познавательная функция формирует навык понимания текста, установление связей между данным и искомым задачи, запись решения. В результате арифметические текстовые задачи выполняет развивающую функцию. Обучающая функция заключается в том, что при решении задач формируются математические знания и навыка.
Воспитательная функция задач реализуется через их содержание и организацию работы педагогом посредством применения различных подходов в обучении (личностно-ориентированный и индивидуально - дифференцированный подходы). Часто содержание задачи раскрывает перед обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) новые интересные факты, тем самым расширяет их кругозор и формирует мировоззрение. Текстовые арифметические задачи способствуют углублению и расширению формируемых математических знаний и умений, закреплению вычислительных навыков.
Объект исследования - навык осознанного чтения, как компонент чтения задач по математике обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Предмет исследования - процесс формирования навыка осознанного чтения задач по математике с опорой на личностно-ориентированный и индивидуально-дифференцированный подходы к обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Гипотезы исследования: формирование навыка решать задачи на уроках математики с опорой на личностно-ориентированный и индивидуально-дифференцированный подходы к обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) будет эффективным при следующих условиях:
1) реализация рабочей программы олигофренопедагога по обучению математике и чтению на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с учебно-тематическим планом;
2) включение в рабочую программу по обучению математике и чтению специальных коррекционно-развивающих методов и приемов для формирования навыков осознанного чтения (комплекс упражнений);
3) составление практических рекомендаций для педагогов по
реализации личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов на уроках математики в процессе абилитации.
Цель исследования - создание условий для формирования навыка осознанного чтения задач по математике в процессе абилитации с применением личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Задачи:
1. Изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Анализ особенностей формирования навыка осознанного чтения у обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
3. Разработка, реализация и апробация коррекционной программы по формированию навыка осознанного чтения, на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
4. Анализ эффективности апробированной коррекционной программы
на формирование навыка решать задачи на уроках математики на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к обучающимся с (интеллектуальными нарушениями).
Методы исследования.
Теоретические методы:
1. Анализ научной литературы по проблеме исследования.
2. Изучение методических рекомендаций.
3. Анализ характеристик, обучающихся и мониторингов освоения предметной области - чтение и математика, создание дифференцированных групп.
4. Проведение констатирующего эксперимента.
5. Анализ констатирующего эксперимента.
6. Разработка комплекса упражнений, с учетом созданных
дифференцированных групп обучающихся.
7. Разработка рабочей программы учителя-олигофренопедагога по предметам математика и чтение для 4 классов.
8. Анализ контрольного эксперимента.
Эмпирические методы:
1. Наблюдение за обучающимися во время образовательного процесса во время урочной и внеурочной деятельности.
2. Реализация условия для формирования необходимых умений и навыков на уроках математики для решения задач.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проблема обучения математике в образовательных организациях, реализующих основные адаптированные общеобразовательные программы для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), является актуальной, так как благодаря данной предметной области закладывается фундамент, необходимый для успешной адаптации и социализации обучающихся в обществе, а также для формирования социально-бытовых навыков и познания окружающего мира.
В процессе обучения математике развивается память, внимание, мышление. Речь обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обогащается новыми понятиями и специальными математическими терминами. Обучение математике организует и дисциплинирует детей, способствует формированию таких черт личности, как самоконтроль, внимательность, аккуратность, настойчивость, воля, воспитывает привычку к труду, желание трудиться, мотивацию к познанию окружающей действительности, умение доводить любое начатое дело до конца.
На уроках математики одновременно с получением новых математических представлений и знаний у обучающимися формируются разнообразные умения и навыки (вычислительные, измерительные, графические, логические, связанные с решением задач). Образовательный процесс данной предметной области взаимосвязан с другими предметами образовательной программы и способствует коррекции недостатков познавательной деятельности и личности обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), а также способствует образованию связи с реальной жизнью и с профессионально-трудовой подготовкой.
Проблема данного исследования направлена на изучение формирования навыков осознанного чтения задач по математике в процессе абилитации обучающихся с легкой умственной отсталостью с опорой на личностно-ориентированный и индивидуально-дифференцированный подходы.
Большую роль в формировании математических знаний и умений, а также базовых учебных действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) играют именно арифметические задачи. В связи с этим в работе над формированием умения решать арифметические задачи на уроках математики отводится значительное количество учебного времени. Как упоминалось ранее, работа над задачей позволяет связать математику с жизнью, способствует выработке у обучающихся умения применять имеющиеся у них математические знания для решения различных жизненных ситуаций (при работе над задачей такая ситуация описана в условии задачи). Личностно-ориентированный и индивидуально-дифференцированный подходы способствуют лучшему формированию умения решать арифметические задачи обучающимися с легкой умственна отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Но самой большой проблемой при работе с задачей оказались не сами арифметические действия, а понимания текста задачи. Отсюда вытекает вывод, что навык осознанного чтения особенно важен на уроках математики.
Проанализировав научно-методическую литературу по проблеме исследования, были сформулированы выводы, которые помогли в определении целей и задач констатирующего и контрольного этапов экспериментального исследования и способствовали дальнейшей разработке программы коррекционного курса по предметным областям «чтение и математика:
- учитывать особенности образовательного процесса и некоторые трудности при организации этого процесса в обучении математики и чтения;
- включать в образовательный процесс личностно-ориентированный и индивидуально-дифференцированный подходы;
- учитывать возрастные и психофизические особенности обучающихся экспериментальной и контрольной групп при создании дифференцированных подгрупп;
- учитывать основные приемы формирования умения осознанного чтения.
В рамках констатирующего эксперимента были подобраны методики, которые способствовали выявлению уровня осознанного чтения у обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и определены основные направления дальнейшей работы. Перед проведением диагностики были расписаны условия ее проведения, обучающиеся были разделены на две группы: экспериментальную и контрольную. Экспериментальная группа в дальнейшем была поделена на дифференцированные подгруппы для реализации комплекса упражнений с учетом психофизиологических особенностей и результатов диагностики, выявленных в ходе образовательного процесса.
По результатам диагностики констатирующего эксперимента средний балл обеих групп обучающихся оказался средний. Из чего можно сделать вывод, что перед началом реализации образовательных программ, обучающиеся обеих групп, приступают к образовательному процессу на равных условиях.
В результате исследования было выявлено, что у обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) плохо сформированы следующие умения: понимать прочитанный текст, правильно и бегло читать, использовать при чтении навыки выразительности и паузы, также анализировать изображения, составлять рассказ по сюжету, отвечать на вопросы развернутыми предложениями.
Целью коррекционной работы являлась создание условий для формирования умения осознанно читать задачи на уроках математики обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основе личностно-ориентированного и индивидуально - дифференцированного подходов, были определены условия, подтверждающие выдвинутую гипотезу. Коррекционная работа будет эффективной при соблюдении следующих условий:
1) реализация рабочей программы олигофренопедагога по обучению математике и чтению у обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с учебно-тематическим планированием;
2) включение в рабочую программу по обучению математике и чтению специальных коррекционно-развивающих методов и приемов для развития навыков осознанного чтения;
3) составление практических рекомендаций для педагогов по реализации личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов при формировании умений решать задачи у обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках математики;
По окончании исследовательской работы была проведена идентичная констатирующему эксперименту диагностика (контрольный этап), по результатам которой сделаны выводы:
- личностно-ориентированный и индивидуально-дифференцированный подходы имеют положительное влияние на образовательный процесс в целом и на формирование умения осознанно читать обучающимися с легкой умственной отсталостью;
- наблюдаются улучшения в концентрации внимания при выполнении заданий;
- улучшилось понимание текста при решении арифметических задач на уроках математики;
- уменьшилось число обучающихся, которым требуется контроль со стороны педагога во время чтения;
- улучшился навык самоконтроля.
Таким образом, можно сделать вывод, что положительная динамика будет наблюдаться при реализации полного курса коррекционной программы по формированию умения осознанно читать задачи на уроках математики обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основе личностно-ориентированного и индивидуально - дифференцированного подходов на доступном уровне.
Внедрение в образовательную программу по математике и чтению коррекционного курса будет иметь положительную динамику только при условии реализации личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов во время образовательного процесса. Об этом свидетельствует динамика обучения и контрольный этап экспериментального исследования. Это свидетельствует о том, что гипотеза исследования были подтверждена.
Материалы ВКР были реализованы в публикациях:
- «Диагностика и изучение навыков осознанного чтения у обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)», всероссийская научно-практическая конференция памяти профессора В. В. Коркунова «Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза» г. Екатеринбург, апрель 2020.
- «Реализация личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов на уроках математики к обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)», Всероссийская научно-практическая конференция памяти профессора В. В. Коркунова «Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза» г. Екатеринбург, апрель-май 2020.



1. Азимов, Э. Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. - М. : ИКАР, 2009. - 458 с.
2. Аксенова, А. К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе / А. К. Аксенова. - М. : ВЛАДОС, 2004. - 316 с.
3. Аксёнова, А. К. Методика преподавания русского языка для детей с нарушением интеллекта / А. К. Аксенова, С. Ю. Ильина. - М. : Просвещение, 2011.
4. Аксенова, А. К. Обучение грамоте. Методические рекомендации по обучению чтению и письму учащихся 1 класса. (VIII вид) / А. К. Аксенова, С. В. Комарова, М. И. Шишкова. - М. : Просвещение, 2016. - 134 с.
5. Аксенова, А. К. Подготовка детей с трудностями в обучении к овладению навыком беглого чтения / А. К. Аксенова, Н. Г Галунчикова. - М. : 1987.
6. Аксенова, А. К. Развитие связной устной речи у умственно отсталых учащихся на специальных уроках / А. К. Аксенова,
3. В. Якубовская // Дефектология. - 1987. - № 6. - С. 33-37.
7. Аксенова, А. К. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы / А. К. Аксенова, Э. В. Якубовская. - М. : Просвещение, 1991. - 176 с.
8. Алышева, Т. В. Математика, 7 класс специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида : учебник / Т. В. Алышева - М. : Просвещение, 2005. - 245 с.
9. Алышева, Т. В. Математика. 2 класс : учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. В 2
4. Ч. 2 / Т. В. Алышева - М. : Просвещение, 2018.
10. Алышева, Т. В. Математика. 3 класс : учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. В 2 ч. Ч. 1-2 / Т. В. Алышева. - М. : Просвещение, 2018.
11. Алышева, Т. В. Математика. 4 класс : учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. В 2 ч. Ч. 1-2 / Т. В. Алышева. - М. : Просвещение, 2018.
12. Алышева, Т. В. Математика. Методические рекомендации. 1 - 4 классы: учеб. пособие для общеобразовательной организаций, реализующих адаптированную основные общеобразовательную программы / Т. В. Алышева. - М. : Просвещение, 2017. - 362 с.
13. Алышева, Т. В. Олигофренопедагогика : учеб. пособие для вузов / Т.В. Алышева, Г.В. Васенков, В.В. Воронкова. - М. : Дрофа; 2009. - 193 с.
14. Ананьев, Б. Г. Известия Академии педагогических наук / Б. Г. Ананьев. - М. : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1950. - 128 с.
15. Антропов, А. П. Математика во вспомогательной школе : учеб. пособие для вузов / А. П. Антропов. - СПб. : Образование, 1992. - 271 с.
16. Афанасьева, Ю. А. Анализ контингента обучающихся специальных (коррекционных) учреждений VIII вида / Ю. А. Афанасьева, И. М. Яковлева // Коррекционная педагогика: теория и практика. - 2014. - № 1 . - С. 59-62.
17. Бадалян, Л. О. Невропатология / Л. О. Бадалян. - 7-е изд., испр. - М. : издательский центр «Академия», 2012. - 400 с.
18. Безруких, М. М. Проблемные дети / М. М. Безруких. - М. : УРАО, 2000. - 127 с.
19. Белошистая, А. В. О коррекционно-развивающем обучении математике в начальной школе / А. В. Белошистая // Вопросы психологии. - 2002. - № 6. - С. 31-34.
20. Блинова, Л. Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития : учеб. пособ. / Л. Н. Блинова. - М. : Издательство НЦ ЭНАС, 2004. - 131 с.
21. Быков, А. К. Большая Российская Энциклопедия медицинских терминов / А. К. Быков [и др.]. - М. : Советская энциклопедия, 1982. - 416 с.
22. Быков, А. К. Психолого-педагогический практикум : учеб. пособие / А. К. Быков. - М. : ТЦ «Сфера», 2006. - 128 с.
23. Власова, Т. А. О детях с отклонениями в развитии / Т. А. Власова, М. С. Певзнер. - М. : Академия, 2002. - 207 с.
24. Власова, Т. А. Учителю о детях с отклонениями в развитии / Т. А. Власова, М. С. Певзнер. - М. : Академия, 2002. - 207 с.
25. Воронкова, В. В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе / В. В. Воронковой. - М. : Школа-Пресс, 1994. - 320 с.
26. Воронкова, В. В. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе : пособие для учителей и студентов дефектолог. ф- тов пед. ин-тов / В. В. Воронкова. - М. : Школа-Пресс, 1994. - 416 с.
27. Воронкова, В. В. Программы специальной (коррекционной)
образовательной школы VIII вида для 5-9 классов : сборник № 1 /
В. В. Воронкова, М. Н. Перова, В. В. Эк. - М. : Владос, 2001. - 365 с.
28. Воронкова, В. В. Обучение грамоте и правописанию в 1 - 4 классах вспомогательной школы / В. В. Воронкова. - М. : Просвещение, 1998. - 102 с.
29. Выготский, Л. С. Основы дефектологии / Л. С. Выготский. - СПб. : Лань, 2003. - 654 с.
30. Гаврилушкина, О. П. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников / О. П. Гаврилушкина, Н. Д. Соколова. - М. : Просвещение, 1985. - 72 с.
31. Гнездилов, М. Ф. Методика русского языка во вспомогательной школе / М. Ф. Гнездилов. - М., 1965. - 101 с.
32. Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Свердловской области «Екатеринбургская школа-интернет № 12,
реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы».
- URL:http://екбинтернат12.рф(дата обращения: 01.03.2018).
33. Гусонкова, В. В. Воспитание и обучение детей во
вспомогательной школе / В. В. Воронкова. - М. : Школа-Пресс, 1994. - 416 с.
34. Давидчук, А. Н. Индивидуально-ориентированное обучение : метод. пособ. / А. Н. Давидчук. - М. : Мозаика-Синтез, 2000. - 149 с.
а. Дорофеев, Г. В. Математика, 4 класс. Часть 1: рабочая тетрадь / Г. В. Дорофеев. - М. : Просвещение, 2018. - 96 с.
35. Дорофеев, Г. В. Математика, 4 класс. Часть 2 : рабочая тетрадь / Г. В. Дорофеев. - М. : Просвещение, 2018. - 96 с.
36. Дорофеев, Г. В. Математика, 5 класс : учебник / Г. В. Дорофеев, И. Ф. Шарыгин, С. Б. Суворова. - М. : Просвещение, 2018. - 288 с.
37. Забрамная, С. Д. Диагностический материал для занятий с детьми, испытывающими трудности в усвоении математики и чтения / С. Д. Забрамная. - М. : Владос, 2014. - 128 с.
38. Забрамная, С. Д. Методические рекомендации к пособию «Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей» / С. Д. Забрамная, О. В. Боровик. - М. : ВЛАДОС, 2003.
- 31 с.
39. Забрамная, С. Д. Отбор умственно отсталых детей в специальные учреждения / С. Д. Забрамная. - М. : Просвещение, 1988. - 96 с.
40. Забрамная, С. Д. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей / С. Д. Забрамная, О. В. Боровик. - М. : ВЛАДОС, 2003. - 115 с.
41. Забрамная, С. Д. Психолого-педагогическая диагностика
умственного развития детей / С. Д. Забрамная. - М. : ВЛАДОС, 1995. - 319 с.
42. Загвязинский, В. И. Методология и методы психолого- педагогического исследования / В. И. Загвязинский. - М. : Издательский центр «Академия», 2005. - 208 с.
43. Занков, Л. В. Психология умственно отсталого ребенка / Л. В. Закнов. - М. : Феникс, 1988. - 124 с.
44. Зелялединова, Ф. Р. Нестандартные уроки математики в коррекционной школе. 5 - 9 классы / Ф. Р. Зелялединова. - М. : Вако, 2007. - 158 с.
45. Зыгманова, И. В. Повышение эффективности обучения решению арифметических задач в младших классах вспомогательной школы : автореф. дис. канд. пед. наук / И. В. Зыгманова. - М. : [б. и.] 1993. - 183 с.
46. Зыгманова, И. В. Приемы обучения решению арифметических задач, учащихся младших классов вспомогательной школы / И. В. Зыгманова // Дефектология. - 1996. - № 3. - С. 3.
47. Зыгманова, И. В. Умение учащихся вспомогательной школы решать арифметические задачи с опорой на предметные действия / И. В. Зыгманова // Дефектология. - 1993. - № 3. - С. 15.
48. Инфоурок : Ведущий образовательный портал России. Электрон. сайт - URL:http://infourok.ru/(дата обращения: 24.02.2018).
49. Исаев, Д. Н. Психопатология детского возраста : учебник для вузов / Д. Н. Исаев. - СПб. : Речь, 2003. - 391 с.
50. Каленникова, Т. Г. Словарь психолого-педагогических понятий / Т. Г. Каленникова, Т. Г. Борисевич. - М. : Минфина, 2006. - 82 с.
51. Катаева, А. А. Дошкольная олигофренопедагогика : учеб. для студ. высш. учеб, заведений / А. А. Катаева, Е. А. Стребелева. - М. : ВЛАДОС, 2001. - 208 с.
52. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. - М. : Издательский центр «Академия», 2000. - 176.
53. Коджаспирова, Г. М. Словарь по педагогике / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. - М. : ИКЦ «МарТ» 2005. - 448 с.
54. Колоскова, О. П. Формирование учебных умений младших школьников в процессе обучения решению текстовых задач / О. П. Колоскова // Начальная школа. - 2008. - № 9. - С. 28.
55. Корнев, А. Н. Нарушения чтения и письма у детей. Диагностика, коррекция, предупреждение / А. Н. Корнев. - СПб. : Изд. Дом «МиМ», 1997. 286 с.
56. Королько, Н. М. Формирование у умственно отсталых школьников умения решать простые арифметические задачи / Н. М. Королько // Дефектология. - 2006. - № 2. - С. 21.
57. Кузнецова, С. В. К вопросу о личностно ориентированном образовании / С. В. Кузнецова // Вестник Томского гос. Ун-та № 2. - Томск, 2004. - С. 82.
58. Лалаева, Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах / Р. И. Лалаева. - М. : ВЛАДОС, 2001. - 224 с.
59. Лалаева, Р. И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников / Р. И. Лалаева. - СПб. : Союз, 2004. - 136 с.
60. Лебединский, В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте : учеб. пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений / В. В. Лебединский. - М. : Издат. центр «Академия», 2003. - 144 с.
61. Лукьянова, М. И. Теоретико-методологические основы
организации личностно ориентированного урока / М. И. Лукьянова // Завуч. - 2006. - № 2. - С. 23-25.
62. Лурия, А. Р. Мозг человека и психические процессы /
А. Р. Лурия. - М. : Педагогика, 1970. - 212 с.
63. Лурия, А. Р. Умственно отсталый ребенок / А. Р. Лурия. - М. : Изд. АПН РСФСР, 1960. - 203 с.
64. Малова, И. Е. Как «увидеть» на уроке математики личностно ориентированное обучение? / И. Е. Малова, Н. М. Руденкова // Математика в школе. - 2007. - № 4. - С. 51-59.
65. Министерство науки и высшего образования Российской
Федерации. - URL:https://minobrnauki.gov.rug(дата обращения: 25.02.2018).
66. Мишанова, О. Г. Личностно ориентированный подход как общенаучная основа концепции педагогического управления коммуникативным образованием обучающихся / О. Г. Мишанова // Вестник Челябинского пед. Ун- та. - Челябинск, 2001. - № 5. - С. 107-116.
67. Мозговой, В. М. Основы олигофренопедагогики : учебное пособие для студ. сред. учеб. заведений / В. М. Мозговой, И. М. Яковлева,
А. А. Еремина. - М. : Просвещение, 1991. - 157 с.
68. Новоторцева, Н. В. Коррекционная педагогика и специальная
психология : учеб. пособие / Н. В. Новоторцева. - СПб. : Каро, 2006.
69. Новоторцева, Н. В. Коррекционная педагогика и специальная
психология: словарь / Н. В. Новоторцева. - СПб. : КАРО, 2006. - 496 с.
70. Оморокова, М. И. Преодоление трудностей. Из опыта обучения
чтению: книга для учителя / М. И. Оморокова, И. А. Рапопорт,
И. З. Постоловский. - М. : Просвещение, 1990. - 128 с.
71. Певзнер, М. С. Динамика развития детей / М. С. Певзнер,
В. И. Лубовский. - М. : Просвещение, 1963. - 297 с.
72. Перевознюк, Е. С. Уроки математики в рамках концепции личностно ориентированного обучения / Е. С. Перевознюк // Математика в школе. - 2006. - № 4. . - С. 34-37.
73. Перова, М. Н. Математика, 4 класс специальных
(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида : учебник / Н. М. Перова ; под ред. Г. М. Капустиной. - М. : Просвещение, 2001. - 231 с.
74. Перова, М. Н. Математика, 5 класс специальных
(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида : учебник / Н. М. Перова, Г. М. Капустина. - М. : Просвещение, 2001. - 224 с.
75. Перова, М. Н. Дидактические игры и занимательные упражнения по математике / М. Н. Перова - М. : Просвещение, 1997. - 158 с.
76. Перова, М. Н. Методика преподавания математики во вспомогательной школе / М. Н. Перова. - М. : Владос, 2001. - 408 с.
77. Петрова, В. Г. Психология умственно отсталого школьника /
B. Г. Петрова, И. В. Белякова. - М. : Академия, 2002. - 415 с.
78. Петровский, А. В Психология: словарь / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. - М. : Политиздат,1990. - 494 с.
79. Подласый, И. П. Педагогика. Новый курс / И. П. Подласый. - М. : ВЛАДОС-пресс, 2004. - 365 с.
80. Попова, Е. А. Работа с таблицами при обучении младших школьников решению задач на процессы / Е. А. Попова // Начальная школа. - 2009. - № 10. - С. 35-36.
81. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) / Министерство образования и науки Рос. Федерации. - М. : Просвещение, 2017. - 365 с.
82. Рамзаева, Т. Г. Методика обучения русскому языку в начальных классах / Т. Г. Рамзаева, М. Р. Львов. - М. : Просвещение, 1979. - 320 с.
83. Рачковская, Н. А. Социальная абилитация школьников с
ограниченными возможностями здоровья. - URL: http://vestnik-
mgou.ru/articles/doc/8423(дата обращения: 19.02.2020).
84. Рубинштейн, С. Я. Психология умственно отсталого школьника /
C. Я. Рубинштейн. - М. : Просвешение, 1979. - 192 с.
85. Семаго, Н. Я. Сравнительный анализ структуры познавательной деятельности детей с вариантами отклоняющегося развития / Н. Я. Семаго // Сб. трудов Академии, посв.75-летию АКП и ПРО: - М. : Изд-во АКП и ПРО РФ, 2003. - 93 с.
86. Тишин, П. Г. Решение некоторых видов арифметических задач во
вспомогательной школе / П. Г. Тишин // Дефектология. - 1974. - № 4. -
С. 62-66.
87. Топор, М. М. Наглядность при решении задач в начальных классах / М. М. Топор ; под ред. Л. Н. Скаткина. - М. : Учпедгиз, 1995. - 132 с.
88. Трафимович, Э. Н. Особенности понимания предметной и математической сущности текстовой арифметической задачи учащимися младших классов вспомогательной школы / Э. Н. Трафимович // Дефектология. - 1999. - № 3.
89. Трошкова, Е. А. Особенности социальной абилитации детей с
ограниченными возможностями здоровья / Е. А. Трошкова // Актуальные вопросы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов: психолого- педагогические аспекты: материалы Всерос. науч.-практ. конф.
Екатеринбург, 5 декабря 2018 г. / отв. ред. И. А. Ершова, М. Е. Пермякова ; Урал. федер. ун-т. - Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2019. - 166 с.
90. Ульенкова, У. В. Особенности устойчивости и концентрации произвольного внимания и умственного отсталых учащихся младших классов / У. В. Ульенкова, Л. А. Метиева. - М. : Просвещение, 2003. - 145 с.
91. Усанова, О. Н. Специальная психология: система
психологического обучения аномальных детей / О. Н. Усанова. - М. : МГПУ, 1990. - 412 с.
92. Федеральный государственный образовательный стандарт
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). - URL:
http: //минобрнауки.рф/документы/5133/файл/4069/Prikaz№1599 ot 19.12.2 014.pdf(дата обращения: 17.02.2018).
93. Чепурышкин, И. П. К вопросу о сущности понятия абилитации как пед. феномен. Актуальные проблемы современной педагогики / И. П. Чепурышкин // личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. Ст. По матер. I междунар. Науч.-практ. Конф. № 1. - Новосибирск, 2010.
94. Чиркина, Г. В. Ринолалия / Г. В. Чиркина // Логопедия ; под ред. Г. В. Волковой. - М. : Просвещение, 1995. - С. 131-155.
95. Шалимов, В. Ф. Клиника интеллектуальных нарушений /
B. Ф. Шалимов. - М. : Академия, 2003. - 159 с.
96. Шевандрин, Н. И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности / Н. И. Шевандрин. - М. : ВЛАДОС, 2001. - 512 с.
97. Шиф, Ж. И. Некоторые особенности наглядного мышления детей-олигофренов / Ж. И Шиф // Умственное развитие учащихся вспомогательной школы. - М. : Изд.АПН РСФСР, 1961. - С. 14-40.
98. Шуплецова, Т. С. Комплексная реабилитация (абилитация) детей- инвалидов в условиях детской поликлиники / Т. С. Шуплецова, Л. П. Васильева, Ю. И. Гарус [и др.]. - Минск, 1998. - 81 с.
99. Эк, В. В. Дифференцированный подход к учащимся младших
классов в процессе решения арифметических задач : сб. науч. тр / В. В. Эк // Дифференцированный подход к учащимся младших классов
вспомогательной школы в процессе обучения. - М. : Изд.АПН СССР, 1984. -
C. 31-51.
100. Эк, В. В. Обучение математике учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 2-е изд. / В. В. Эк. - М. : Просвещение, 2005. - 221 с.
101. Юсупова, А. М. Особенности решения арифметических задач умственно отсталыми школьниками / А. М. Юсупова // Педагогика: традиции и инновации: материалы VI Междунар. науч. конф. - Челябинск: Два комсомольца, 2015. - С. 205-209.
102. Якиманская, И. С. Личностно ориентированное обучение в современной школе / И. С. Якиманская. - М. : Просвещение, 1996/ - 96с.
103. Якиманская, И. С. Развивающее обучение: воспитание и обучение: справочник учителя / И. С. Якиманская. - М. : Педагогика, 1979. - 144 с.
104. Idrisova, V. M. The idea of student-centered learning in math class in the modern school (Russian Federation): Идея личностно-ориентированого обучения на уроках математики в современной школе / V. M. Idrisova // EUROPEAN RESEARCH. - M. : 2015. - № 10 (11). - С. 122.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ