Коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи у
младших школьников с дизартрией
во взаимодействии в работе учителя-логопеда
и педагога дополнительного образования
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ КОРРЕНЦИИ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ 8
1.1. Онтогенез фонетико-фонематической системы речи у детей с
нормативным развитием 8
1.2. Психолого-педагогическая характеристика младших школьников с
дизартрией 12
1.3. Характеристика фонетико-фонематической системы речи у младших
школьников с дизартрией 16
1.4. Взаимодействие учителя-логопеда и педагога дополнительного
образования в процессе коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у младших школьников с дизартрией 18
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ 22
2.1. Принципы, организация и методика логопедического обследования детей
младшего школьного возраста 22
2.2. Анализ результатов логопедического обследования детей младшего
школьного возраста 26
2.3. Изучение компетенций педагогов дополнительного образования по
вопросам логопедического сопровождения детей младшего школьного возраста с дизартрией 30
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИЯ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО
НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 37
3.1. Теоретическое обоснование и принципы работы учителя-логопеда по
коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у младших школьников с дизартрией 37
3.2. Содержание логопедической работы учителя-логопеда по коррекции
фонетико-фонематического недоразвития речи у младших школьников с дизартрией 41
3.3. Содержание работы педагога дополнительного образования и программа взаимодействия с учителем-логопедом по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у младших школьников с дизартрией 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 61
Успешное усвоение школьной программы, полноценное и своевременное овладение чтением и письмом является одним из приоритетных направлений развития детей младшего школьного возраста в условиях реализации основных общеобразовательных программ начального общего образования. В соответствии с текущими требованиями ФГОС НОО, обучающиеся должны «овладеть навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах» [39].
Таким образом, мы можем сделать вывод о зависимости успешного обучения в начальной школе от наличия либо отсутствия проблем и отклонений в речи обучающихся. Именно речь является основным фактором в психическом развитии личности, социальной адаптации и интеграции ребенка в обществе. Знания, которые даются детям в младшей школе с помощью устной и письменной речи, требуют от него умения не только понимать учителя, но и в той или иной мере уметь оперировать всеми системами речи. И. П. Павлов и Л. С. Выготский в своих работах утверждают, что речь является «высшим регулятором человеческого поведения» и «ведущим средством всестороннего развития ребенка».
Развитие мышления, памяти, внимания ребенка, его кругозора, постоянное и систематическое познание окружающего мира и получение нового жизненного опыта стимулируют формирование и развитие его речи не только в количественных, но и в качественных показателях.
Большинство детей к началу обучения в школе на достаточном уровне владеют правилами речевого общения, верно и четко произносят звуки, имеют сравнительно обширный словарный запас, неплохо умеют формулировать свои мысли и грамотно строить предложения. Тем не менее, О. Н. Жовницкая отмечает, что в школе наблюдается увеличение количества детей, не способных в букварный период овладеть процессом письма и чтения. Это обусловлено тем, что у них недостаточно развиты фонематический слух и восприятие. Что ведет к снижению общей чувствительности к звуковой составляющей родного языка. Иными словами, он страдает фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Актуальность нашей работы связана с необходимостью подбора эффективных средств и методов коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи для младших школьников с дизартрией, с формированием системы взаимосвязанного воздействия учителя-логопеда и педагога дополнительного образования с целью повышения успеваемости и успешного усвоения обучающимся программы начального общего образования.
Исходя из исследований О. В. Правдиной мы можем констатировать, что наиболее распространенным речевым расстройством в среде детей младшего школьного возраста является дизартрия. Дизартрия затрагивает не только звукопроизношение, но и просодическую, мелодико-интонационную окраску речи. Ольга Владимировна уточняет, что именно нарушение просодической и звукопроизносительной сторон речи является ведущим дефектом при дизартрии.
Т. Б. Филичева и Т. В. Туманова уточняют, что нарушение звуковой стороны речи при дизартрии может сопровождаться незаконченностью формирования фонематического восприятия. А недостатки речи при этом сопровождаются сложностями различения звуков и трудностями в звуковом анализе речи.
Изучение дизартрии и в настоящее время является предметом исследования не только медицинских, но и педагогических, лингвистических дисциплин. В рамках изучения фонетико-фонематического недоразвития речи и составления плана коррекции нарушений при дизартрических расстройствах нами изучены работы Е. Ф. Архиповой, Т. В. Волосовец, Р. Е. Левиной, О. В. Правдиной, Т. В. Тумановой, Т. Б. Филичевой, М. Ф. Фомичевой. Ими установлено, что своевременное определение нарушения речи ребенка является необходимым условием для продуктивной коррекции и успешного овладения им грамотой.
Т. В. Волосовец, О. А. Денисова, Е. Н. Кутепова, М. А. Поваляева, М. Ф. Фомичева предлагают рассматривать процесс коррекции нарушений речевого развития детей любого возраста неразрывно и во взаимодействии всех педагогов образовательного процесса с целью создания общей модели интегрированного педагогического воздействия, индивидуализации процесса коррекционно-развивающей направленности. Педагог дополнительного образования под руководством учителя-логопеда, организующего и направляющего коррекционную работу, имеет возможность интегрировать логопедические цели в структуру занятия кружка, в индивидуальную работу по дополнительному образованию ребенка-логопата.
Объект исследования: моторика, фонетико-фонематическая система речи у младших школьников с дизартрией; компетенции педагога дополнительного образования по вопросам логопедического сопровождения детей младшего школьного возраста с дизартрией.
Предмет исследования: содержание логопедической работы учителя- логопеда и педагога дополнительного образования по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у младших школьников с дизартрией.
Цель исследования: теоретическое изучение и практическое
применение методов диагностики фонетико-фонематического недоразвития речи у младших школьников с дизартрией, определение основных направлений и содержания логопедической работы с ними, составление программы взаимодействия учителя-логопеда с педагогом дополнительного образования по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у младших школьников с дизартрией.
Для достижения цели нами сформулированы задачи:
1. Изучить специальную литературу по дизартрии у младших школьников, по фонетико-фонематическому недоразвитию в частности.
2. Провести констатирующий эксперимент, количественный и качественный анализ результатов логопедического обследования, изучить компетенции педагогов дополнительного образования.
3. Составить план логопедической работы учителя-логопеда и программу его взаимодействия с педагогом дополнительного образования по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у младших школьников с дизартрией.
В ходе исследования использовались методы, необходимые для достижения поставленной цели:
1. Была изучена и проанализирована специальная логопедическая и психолого-педагогическая литература.
2. Проведен констатирующий эксперимент. Заключающийся в практическом применении знаний по методике проведения логопедического обследования и анализе полученных данных.
3. С помощью метода анкетирования определены компетенции педагогов дополнительного образования учреждения по вопросам коррекционной педагогики и логопедии.
4. Моделирование приемов и способов логопедического воздействия и программы взаимодействия с педагогом дополнительного образования.
Структура исследования включает в себя введение, три главы, заключение, список источников и литературы, приложения.
База исследования. Констатирующий эксперимент был проведен в Введенском филиале Государственного бюджетного учреждения для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей №1», который расположен по адресу Курганская область, Кетовский район, село Введенское, улица 9 Мая, дом 1.
Уровень подготовленности к чтению и письму является основным для успешного обучения детей младшего школьного возраста. Формирование этих навыков зависит от уровня сформированности фонематического слуха, восприятия и правильного звукопроизношения. Благодаря правильному произношению звуков речь ребенка понятна окружающим, а развитые фонематические процессы дают возможность понимать смысл и дифференцировать услышанные слова, сопоставлять их с предметами и действиями в окружающем мире, правильно понимать фразы других людей. От этих умений зависит успех учебной деятельности ребенка.
Целью нашей работы являлось теоретическое изучение и практическое применение методов диагностики фонетико-фонематического недоразвития речи у младших школьников с дизартрией, определение основных направлений и содержания логопедической работы с ними, составление программы эффективного взаимодействия учителя-логопеда с педагогом дополнительного образования по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у младших школьников с дизартрией.
Нами были изучены работы таких авторов, как Е. Ф. Архипова, Л. И. Белякова, А. Н. Гвоздев, Р. Е. Левина, О. В. Правдина, Т. Б. Филичева. В их трудах определены основные этапы развития речи ребенка, в частности, определены закономерности формирования фонетико-фонематической системы речи. Е. М. Мастюкова и М. Ф. Фомичева определили последовательность появления звуковой составляющей речи ребенка в норме развития, а Р. И. Лалаева и Т. Б. Филичева выявили взаимосвязь между качеством произнесения звуков и способностью их различения в речи и на письме. О. Г. Приходько, Е. Ф. Архипова и О. В. Правдина отмечают у детей с дизартрией отклонения от нормального развития в общей и речевой моторике, нарушения просодической стороны и фонетического компонента их речи, специфичность формирования памяти и мышления, неустойчивость восприятия и внимания.
Учитывая комплексный принцип логопедического воздействия нами были изучены возможности, условия, формы и приемы формирования процесса взаимодействия учителя-логопеда и педагога дополнительного образования в процессе коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у младших школьников с дизартрией.
В процессе логопедического обследования детей был определен уровень формирования их моторной сферы, фонематических процессов и особенности произношения звуков, грамматической и лексической сторон речи, состояние сформированности чтения и письма.
При анализе данных мы сделали вывод, нарушения произношения присутствуют у всех обследованных детей, фонематический слух и восприятие затруднены в разной степени у каждого из них. Это отражается на сложности проведения детьми звукового анализа и синтеза. На основе анализа результатов проведенного констатирующего эксперимента нами установлено наличие у всех детей фонетико-фонематического недоразвития речи, обусловленного псевдобульбарной дизартрией. Эти нарушения отразились в письменной речи детей, у всех присутствуют специфические повторяющиеся ошибки, у них можно отметить нарушение формирования процесса письма и дисграфию.
Перед тем, как планировать процесс коррекционной работы учителя- логопеда, с целью грамотного и продуктивного проектирования взаимодействия нами было проведено анкетирование педагогов дополнительного образования учреждения, были изучены их компетенции по вопросам логопедического сопровождения детей младшего школьного возраста с дизартрией. Нами был сделан вывод, что взаимодействие нескольких специалистов возможно. При тесном сотрудничестве, программа взаимодействия учителя-логопеда и педагогов дополнительного образования может интегрировать специфические задачи логопедической коррекции в занятия кружков на протяжении всего учебного года.
Итогом анализа результатов логопедического обследования детей, анкет педагогов дополнительного образования и определения направлений взаимодействия специалистов стала разработка перспективных планов, примерного содержания коррекционной работы учителя-логопеда и перспективного плана его взаимодействия с педагогами дополнительного образования учреждения. При выборе заданий для коррекции нарушений речи у детей нами были использованы методические рекомендации и примерные упражнения О. Г. Приходько, Е. Ф Архиповой, И. Н. Садовниковой, Н. А. Никашиной, Т. В. Беловой, М. Ю. Картушиной, Л. В. Лопатиной, М. Ф. Фомичевой. Авторы подчеркивают, логопедическое воздействие должно носить комплексный, системный и
дифференцированный характер.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что цель и задачи выпускной квалификационной работы выполнены.
Уровень подготовленности к чтению и письму является основным для успешного обучения детей младшего школьного возраста. Формирование этих навыков зависит от уровня сформированности фонематического слуха, восприятия и правильного звукопроизношения. Благодаря правильному произношению звуков речь ребенка понятна окружающим, а развитые фонематические процессы дают возможность понимать смысл и дифференцировать услышанные слова, сопоставлять их с предметами и действиями в окружающем мире, правильно понимать фразы других людей. От этих умений зависит успех учебной деятельности ребенка.
Целью нашей работы являлось теоретическое изучение и практическое применение методов диагностики фонетико-фонематического недоразвития речи у младших школьников с дизартрией, определение основных направлений и содержания логопедической работы с ними, составление программы эффективного взаимодействия учителя-логопеда с педагогом дополнительного образования по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у младших школьников с дизартрией.
Нами были изучены работы таких авторов, как Е. Ф. Архипова, Л. И. Белякова, А. Н. Гвоздев, Р. Е. Левина, О. В. Правдина, Т. Б. Филичева. В их трудах определены основные этапы развития речи ребенка, в частности, определены закономерности формирования фонетико-фонематической системы речи. Е. М. Мастюкова и М. Ф. Фомичева определили последовательность появления звуковой составляющей речи ребенка в норме развития, а Р. И. Лалаева и Т. Б. Филичева выявили взаимосвязь между качеством произнесения звуков и способностью их различения в речи и на письме. О. Г. Приходько, Е. Ф. Архипова и О. В. Правдина отмечают у детей с дизартрией отклонения от нормального развития в общей и речевой моторике, нарушения просодической стороны и фонетического компонента их речи, специфичность формирования памяти и мышления, неустойчивость восприятия и внимания.
Учитывая комплексный принцип логопедического воздействия нами были изучены возможности, условия, формы и приемы формирования процесса взаимодействия учителя-логопеда и педагога дополнительного образования в процессе коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у младших школьников с дизартрией.
В процессе логопедического обследования детей был определен уровень формирования их моторной сферы, фонематических процессов и особенности произношения звуков, грамматической и лексической сторон речи, состояние сформированности чтения и письма.
При анализе данных мы сделали вывод, нарушения произношения присутствуют у всех обследованных детей, фонематический слух и восприятие затруднены в разной степени у каждого из них. Это отражается на сложности проведения детьми звукового анализа и синтеза. На основе анализа результатов проведенного констатирующего эксперимента нами установлено наличие у всех детей фонетико-фонематического недоразвития речи, обусловленного псевдобульбарной дизартрией. Эти нарушения отразились в письменной речи детей, у всех присутствуют специфические повторяющиеся ошибки, у них можно отметить нарушение формирования процесса письма и дисграфию.
Перед тем, как планировать процесс коррекционной работы учителя- логопеда, с целью грамотного и продуктивного проектирования взаимодействия нами было проведено анкетирование педагогов дополнительного образования учреждения, были изучены их компетенции по вопросам логопедического сопровождения детей младшего школьного возраста с дизартрией. Нами был сделан вывод, что взаимодействие нескольких специалистов возможно. При тесном сотрудничестве, программа взаимодействия учителя-логопеда и педагогов дополнительного образования может интегрировать специфические задачи логопедической коррекции в занятия кружков на протяжении всего учебного года.
Итогом анализа результатов логопедического обследования детей, анкет педагогов дополнительного образования и определения направлений взаимодействия специалистов стала разработка перспективных планов, примерного содержания коррекционной работы учителя-логопеда и перспективного плана его взаимодействия с педагогами дополнительного образования учреждения. При выборе заданий для коррекции нарушений речи у детей нами были использованы методические рекомендации и примерные упражнения О. Г. Приходько, Е. Ф Архиповой, И. Н. Садовниковой, Н. А. Никашиной, Т. В. Беловой, М. Ю. Картушиной, Л. В. Лопатиной, М. Ф. Фомичевой. Авторы подчеркивают, логопедическое воздействие должно носить комплексный, системный и
дифференцированный характер.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что цель и задачи выпускной квалификационной работы выполнены.
...