Формирование предикативной лексики у старших дошкольников
с общим недоразвитием речи III уровня и дизартрией с
использованием технологии развития семантических полей
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИЗУЧЕНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДИКАТИВНОЙ ЛЕКСИКИ У
ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ И ДИЗАРТРИЕЙ 8
1.1. Развитие предикативной лексики у детей в норме 8
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с общим
недоразвитием речи III уровня и дизартрией 17
1.3. Характеристика состояния предикативного словаря у старших
дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня и дизартрией 24
ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ КОНСТАТИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА 31
2.1. Основные принципы, цели, задачи, методика и организация
констатирующего эксперимента 31
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 35
ГЛАВА 3. СОДЕРЖАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДИКАТИВНОЙ ЛЕКСИКИ У
ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ
И ДИЗАРТРИЕЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ СЕМАНТИЧЕСКИХ ПОЛЕЙ 45
3.1. Принципы логопедической работы и обзор методик формирования
предикативного словаря у старших дошкольников при помощи семантических полей 45
3.2. Содержание работы логопеда по формированию предикативного
словаря у детей с общим недоразвитием речи третьего уровня при помощи технологии развития семантических полей 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 81
В последние годы, многие исследователи в своих научных работах, изучая детскую речевую сферу, ориентируются именно на общие языковые категории. Главенствующую роль среди которых занимает анализ семантико¬синтаксических конструкций.
Проводя работу по определению, что именно играет ведущую роль в организации синтаксических единиц, большинство как отечественных, так и зарубежных лингвистов склоняются к предикативному словарю. Именно предикативному словарю отводят составляющих базу речевой коммуникации (такое мнение высказывают: Ю. Д. Апресян, К. Бюлер, В. В. Виноградов, A. A. Пешковский, Э. Сепир, L. Bellert и другие исследователи).
Проводя различные психолингвистические исследования, авторы данных исследований приходят к выводу, что главенствующей категорией формирования и развития синтаксиса речи детей можно назвать психологическую предикативность. Психологическую предикативность тут рассматривают как соотнесение содержания высказывания с действительностью (данного мнения придерживались такие авторы, как: Л. С. Выготский, A. A. Леонтьев, Л. В. Сахарный, A. M. Шахнарович и др.).
Проводя аналитическую работу по исследованию речевой деятельности обучающихся дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР) различной этиологии, исследователи приходят к выводу о весьма серьёзных сложностях в применении лексических единиц. Данные сложности проявляются в частых стереотипных ответах, в неадекватных семантических заменах, а также в устойчивом аграмматизме. Необходимо отметить, что специфика нарушений лексики определяется структурой речевого дефекта, возрастными особенностями, социально-культурными факторами и т. д.
Исследователи неоднократно поднимали в своих трудах проблему особенностей словаря (в том числе и предикативного) у обучающихся с различными речевыми нарушениями, такими как: алалия, дизартрия, а также ринолалией (P. E. Левина, Л. В. Лопатина, Г. В. Чиркина и др.). Так, например, изучая структуру речевой деятельности обучающихся с алалией, такие исследователи, как: Т. Д. Барменкова, В. П. Глухов, В. А. Ковшиков, Л. Ф. Спирова указывают на неблагоприятное влияние несформированности языковых знаков и ограниченного объёма языковых средств на предикативные процессы. Малый объём словарного запаса у обучающихся дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и дизартрией обусловлен сложностями реализации операций номинации и предикации, а также слабым развитием парадигматических и синтагматических отношений (Л. В. Лопатина, Н. B. Серебрякова и др.).
Большое количество исследователей говорили (Н. С. Жукова, Т. Б. Филичева, С. Н. Шаховская и др.) говорили, что фундаментальным направлением коррекционной работы с детьми с ОНР можно назвать увеличение и активизацию предикативного (глагольного) словаря. Необходимо акцентировать внимание на том, что в логопедии создана и активно используется методическая система приёмов коррекционной работы с обучающимися, у которых выявлено ОНР (III уровень). Также стоит отметить, что специальные приёмы и упражнения, которые направленные на формирование и развитие предикативного словаря у дошкольников с более низким уровнем речевого развития, представлены в научно-методических источниках недостаточно. Так, общее недоразвитие речи второго уровня описано Р. Е. Левиной как «зачатки общеупотребительной речи», как раз в этом случае коррекционная работа логопеда должна быть направлена на овладение семантически целым высказыванием, механизм которого прямым образом связан с формированием и развитием предикативных структур.
Помимо этого, необходимо отметить, что словарь обучающегося с общим недоразвитием речи часто имеет «разрозненный» характер, иначе говоря у таких детей не происходит развития взаимосвязей слов друг с другом в словаре, что и приводит к видимым сложностям в подборе адекватного слова при формировании словосочетания. Исходя из этого, при коррекционной работе по развитию предикативного словаря необходимо также использовать разные методики по формированию и развитию семантических полей.
Методика формирования и развития предикативного словаря необходимо выстраивать дифференцированно для обучающихся с ОНР III уровня. Помимо этого, методика также должна быть налажена с точки зрения использования методики формирования семантических полей в соответствии с программными требованиями, которые предъявляются к коррекционной работе в специальных дошкольных учреждениях, что несомненно можно назвать актуальной проблемой для теории и практики логопедии. По этой причине можно утверждать, что данное исследование является актуальным.
Объект исследования - уровень сформированности предикативного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня и дизартрией.
Предмет исследования - содержание коррекционной работы по формированию предикативного словаря у дошкольников с ОНР III уровня с использованием технологии развития семантических полей.
Цель исследования - теоретическое изучение и разработка содержания логопедической работы по развитию предикативного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня с использованием технологии развития семантических полей.
В соответствии с целью исследования нами были определены следующие задачи:
1. Провести работу, направленную на изучение теоретических аспектов проблемы исследования посредством анализа специальной научной теоретической и практической литературы.
2. Провести работу по исследованию уровня сформированности предикативного словаря дошкольников с ОНР III уровня и дизартрией, провести количественный и качественный анализ полученных данных.
3. Разработать содержание логопедической работы по развитию предикативного словаря у детей с ОНР III уровня с использованием технологии развития семантических полей.
Для решения поставленных задач нами применялись ниже перечисленные методы:
- анализ специальной педагогической, психологической и
медицинской литературы по теме исследования;
- методы математической обработки данных;
- анализ и сравнение методик исследования лексической стороны
речи у дошкольников с ОНР III уровня.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка источников и литературы.
Во введении представлена актуальность исследования, раскрыты цель, задачи, объект, предмет, методы исследования, теоретическая и практическая значимость исследования.
В первой главе раскрывается теоретическое обоснование проблемы исследования формирования предикативного словаря у дошкольников с ОНР III уровня (вопросы онтогенеза предикативной лексики, психолого-педагогические особенности дошкольников с ОНР III уровня, характеристика состояния предикативного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня и дизартрией).
Во второй главе представлены основные принципы, цель, задачи, алгоритм констатирующего исследования и анализ его результатов.
В третьей главе представлены основные целевые установки, содержание логопедической работы по формированию активного словарного запаса у дошкольников с ОНР III уровня и дизартрией, которые участвовали в констатирующем эксперименте.
В заключении представлены основные выводы по теме исследования.
Заключительная часть выпускной квалификационной работы представлена списком источников и литературы.
Формирование словарного запаса у обучающихся - это достаточно сложный и длительный процесс, который начинается в период младенчества и продолжается вплоть до школьного возраста. Предикативный словарь является одним из основных среди всего словарного запаса. Он формирует основу и обеспечивает коммуникацию и правильное выражение внутренней речи у обучающихся.
У детей с общим недоразвитием речи помимо нарушений высших психических функций имеются сложности формирования импрессивной и экспрессивной сторон речи. Особенно это касается предикативного словаря, т.к. именно предикативный словарь страдает у такой категории обучающихся в первую очередь. Следовательно, необходимо как в логопедическом обследовании, так и в коррекционной работе особое внимание обращать именно на формирование и развитие предикативного словаря обучающихся с общим недоразвитием речи.
На основании теоретического обзора научной и научно-методической литературы были определены цели, задачи и направления обследования обучающихся. В констатирующем эксперименте приняли участие 5 обучающихся с общим недоразвитием речи III уровня и дизартрией, что подтверждают изученные ранее психолого-медико-педагогические документы.
В качестве основных направлений исследования предикативной лексики были отобраны изучение словаря глаголов, прилагательных и наречий. На каждого из обучающихся была заведена и заполнена речевая карта, предложенная Н. М. Трубниковой. Для количественного анализа была введена пятибалльная система оценивания.
Проведенное исследования сформированности предикативного словаря у обучающихся с общим недоразвитием речи III уровня и дизартрией свидетельствует о необходимости проведения дополнительной коррекционной логопедической работы. Всех обучающихся можно разделить на 2 группы в зависимости от трудностей в том или ином направлении. К среднему уровню можно отнести следующих обучающихся: Игнат П., Михаил П. и Олег И. К низкому уровню можно отнести следующих обучающихся: Павел Ф., Артем П.
Полученные данные также позволяют дифференцированно подойти к построению и планированию коррекционной работы.
Коррекционно-логопедическую работу, направленную на развитие активного словаря, при помощи семантических полей необходимо проводить, ориентируясь на важнейший принцип очередности от простого к сложному, необходимо также применять специально подобранные игровые упражнения.
Для проведения исследовательской работы, направленной на изучение активного словаря, его численного и качественного состава, эффективным вариантом можно назвать ассоциативный эксперимент.
Организовывая коррекционно-логопедическую работу, на каждого обучающегося требуется составить план работы. Такой план позволяет максимально эффективно развивать каждого ребёнка, так план всегда учитывает сильные и слабые стороны развития дошкольника.
Применения разной символики, использование наглядного метода даёт возможность повысить эффективность деятельности по формированию и развитию лексики у дошкольников с ОНР III уровня.
При грамотно организованном и постоянном коррекционно-логопедическом воздействии, у дошкольников с ОНР III уровня увеличивается количественная и качественная структура словарного запаса. Это в свою очередь позволяет развивать положительную базу для последующего развития коммуникативных способностей и в будущем эффективной социализации обучающегося.
Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня и дизартрией позволит более точно и целенаправленно вести коррекционное воздействие. Включение детей в игровую деятельность также будет способствовать более эффективной работе.
Развитие предикативного словаря у обучающихся с общим недоразвитием речи III уровня и дизартрией через семантические поля позволит не только обогатить словарь глаголов, прилагательных и наречий, но и расширить общий словарный запас, а также способствует развитию грамматического строя речи. Применение данной методики в логопедической работе значительно ускорит процесс коррекционной работы.
1. Агранович, З. Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям / З. Е. Агранович. - Санкт-Петербург : Детство, 2001. - 112 с.
2. Азова, О. И. Диагностический комплект / О. И. Азова. - Москва : Сфера, 2018. - 48 с.
3. Акименко, В. М. Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями / В. М. Акименко. - Москва : Феникс, 2015. - 45 с.
4. Аленькина, Т. Н. Формирование «семантических полей» у детей старшего дошкольного возраста с ОНР / Т. Н. Аленькина // Дошкольная педагогика. - № 5. - 2006. - С. 34 - 37.
5. Баринова, Е. А. Лингвистические основы методики развития связной речи / Е. А. Баринова. - Санкт-Петербург : Уч. зап. ЛГПИ им. Герцена, 1971. - 221 с.
6. Безрукова, О. А. Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста / О. А. Безрукова, О. Н. Каленкова. - Москва : Рус. речь, 2013. - 70 с.
7. Безрукова, О. А. Методические рекомендации по ведению речевой карты ребенка дошкольного возраста / О. А. Безрукова, О. Г. Приходько, О. И. Служакова, Н. С. Челей. - Москва : Русская речь, 2014. - 100 с.
8. Бородич, А. М. Система развития речи детей / А. М. Бородич. - Москва : Просвещение, 2011. - 126 с.
9. Ванюхина, Г. А. Особенности организации лексико-грамматических игр в структуре «семантического поля» / Г. А. Ванюхина // Логопед. - № 4. - 2006. - С. 4-8.
10. Волкова, Г. А. Методика обследования нарушений речи у детей / Г. А. Волкова. - Санкт-Петербург : Изд-во РГПУ, 1993. - 45 с.
11. Волкова, Л. С. Хрестоматия по логопедии / Л. С. Волкова, В. И. Селиверстов. - Москва : ВЛАДОС, 1997. - 500 с.
12. Ворошина, О. Р. Изучение языковой способности детей дошкольного возраста с комплексными нарушениями развития / О. Р. Ворошина, Н. С. Рожнева // Логопед. - 2010. - № 4. - С. 13-18.
13. Вохринцева, С. В. Окружающий мир: Цветная палитра. Животные / С. В. Вохринцева. - Екатеринбург : Страна фантазий, 2014. - 20 с.
14. Глухов, В. П. Основы психолингвистики: учебно-методическое пособие для студентов факультетов специальной педагогики и психологии и коррекционных педагогов-практиков / В. П. Глухов. - Москва : АСТ, 2012. - 365 с.
15. Глухов, В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи/ В. П. Глухов. - Москва : АРКТИ, 2014. - 168 с.
16. Грибова, Н. И. Предупреждение отклонений в лексическом развитии / Н. И. Грибова. - Москва : Чистые пруды, 2013. - 32 с.
17. Громова, О. Е. Методика формирования начального детского лексикона / О. Е. Громова. - Москва : Сфера, 2017. - 176 с.
18. Гуров, И. Н. Словарь антонимов русского языка / И. Н. Гуров. - Москва : Громова, 2004. - 240 с.
19. Жукова, Н. С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. - Москва : Просвещение, 1990. - 239 с.
20. Каше, Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи / Г. А. Каше. - Подольск : Литер, 2007. - 207 с.
21. Козырева, Л. М. Развитие речи. Дети от 5 до 7 лет / Л. М. Козырева. - Ярославль : Академия, 2001. - 132 с.
...