Введение 12
1 Обзор литературы 14
1.1 Иерархическая концепция мотивацияА. Маслоу 15
1.2 Теория потребностей Д.МакКлелланда 16
1.3 Концепция теории мотивации Ф. Г ерцберга 18
1.4 Современные концепции мотивации 19
1.5 Основные методы отбора и набора персонала ООО «Ассорти» 23
2 Объект и методы исследования 25
3 Расчёты и аналитика 29
3.1 Анализ системы оплаты труда и мотивации сотрудников на примере
ООО «Ассорти» 29
3.2 Характеристика хозяйственно-экономической деятельности 31
3.3 Организационная структура организации «Ассорти» 37
3.4 Характеристика внешней и внутренней среды предприятия 39
3.5 Анализ и оценка системы мотивации персонала ООО «Ассорти» 44
3.5.1 Анализ материальной мотивации персонала на предприятии 44
3.5.2. Анализ нематериальной мотивации персонала на предприятии 48
3.5.3 Роль социальной политики организации 48
3.5.4Мероприятия по совершенствованию материальной системы мотивации для сотрудников «Ассорти» 50
3.5.5Мероприятия по совершенствованию нематериальной
системы мотивации для сотрудников «Ассорти» 53
4 Результаты проведённого исследования 56
5Финансовый менеджмент, ресурсоэффективность и ресурсосбережение 57 6 Социальная ответственность 61
6.1 Описание рабочего места 61
6.2 Выявление и анализ опасных и вредных производственных
факторов на данном рабочем месте 63
6.3 Анализ выявленных опасных факторов проектируемой
произведённой среды 64
6.4 Охрана окружающей среды 69
6.5 Защита в чрезвычайных ситуациях 70
6.6 Правовые и организационные вопросы обеспечения безопасности 71
6.7 Заключение по разделу «Социальная ответственность» 71
Заключение 73
Список использованных источников 75
Приложение А (справочное) - Основные звенья организационной структуры предприятия ООО «Ассорти» 78
Успех деятельности любой организации в значительной степени зависит от того, насколько сотрудники этой организации объединены общими целями и общим отношением к своему труду, насколько заинтересованы сотрудники в результате трудовой деятельности, чтобы достичь поставленной цели. Мощным стратегическим инструментом, позволяющим ориентировать все подразделения и отдельных лиц на единые цели, мобилизовать инициативу сотрудников, обеспечить и облегчить общение, труд,побудить к действиям, является мотивация. Именно она делает организацию уникальной, формирует ее историю и организационную структуру, правила коммуникации и принятия решений. Мотивация это одна из главных функций управления персоналом. По мнению многих теоретиков, путь к упрощению процесса управления лежит через решение проблемы мотивации труда. Успех предприятия зависит от эффективного труда персонала и от их способностей. Если хорошо понимать, что вдохновляет человека, побуждает его к действиям, качественно выполнять работу, то можно управление персоналом организации можно выстроить так, что люди сами будут стремиться, более плодотворно выполнять свою работу, а за это их трудовая деятельность будет вознаграждена достойным заработком.
Мотивация создаёт необходимые стимулы, которые побуждают человека к действиям. Это достигается, например, за счет включения в культурный контекст высоких целей, к достижению которых, стремится общество. Разные культуры отдают предпочтение различным методаммотивации (деньгам, власти, лидерству, повышению качества жизни).
В процессе трудовой деятельности, каждый руководитель должен знать и понимать, что же движет человеком, каких принципов он придерживается, что побуждает его к деятельности. Для этого необходимо знать, как возникают те или иные мотивы, как и какими способами, могут быть приведены в действие, как осуществляется мотивирование людей.Основной целью процесса мотивации является получение максимальной отдачи от использования
имеющихся человеческих ресурсов, что позволяет повысить общую результативность и рентабельность предприятия.
Система мотивации - это особые мероприятия, направленные на улучшение внутренних ценностей людей.Система мотивации персонала в компании - комплекс мероприятий, которые стимулируют персонал не только к работе, за которую платят деньги, но прежде всего к особой старательности и активному желанию работать, к получению высоких результатов в своей деятельности, к хорошему и лояльному отношению от руководства.
В качестве объекта исследования была выбрана организация «Ассорти» - сеть магазинов, которая на сегодняшний день является одной из крупных торговых предприятий города Юрги.
Предметом исследования является мотивация и мероприятия по совершенствованию системы мотивации персонала ООО«Ассорти».
Целью работы является определение путей совершенствования системы мотивации персонала ООО «Ассорти», которое предполагает выполнение следующих задач:
1 Изучить теоретические аспекты системы мотивации труда;
2 Провести анализ системы мотивации персонала в целях повышения качества труда на примере ООО «Ассорти»;
3 Провести оценку мотивации персонала сети магазинов «Ассорти»;
4 Выявить основные недостатки системы мотивации персонала сети магазинов «Ассорти»;
5 Разработать мероприятия по совершенствованию системы мотивации персонала сети магазинов «Ассорти».
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в настоящее время путь к эффективному управлению человеком лежит через понимание его мотивации. Только зная то, что движет человеком, что побуждает его к трудовой деятельности, какие мотивы лежат в основе его действий, можно попытаться разработать эффективную систему форм и методов управления человеком.
1 Обзор литературы
Основными источниками, рассматривающими и раскрывающими данные вопросы, являлись Базаров Т.Ю., Дайнека А.В., Беспалько В.А., Згоник Л.В., Тащиян Г.О., и др. В данных источниках рассматриваются понятия мотивации, принципы построения и основные составляющие системы мотивации. В последнее время опубликовано достаточно много интересных работ по управлению персоналом, которые были подготовлены на основе зарубежных публикаций и учитывающих отечественный опыт.
Автор Игнатьева А.В. считает, что для достижения целей и задач организации, а также обеспечения эффективной и слаженной работы подразделений, необходимо создать организационную структуру управления, с учетом специфики деятельности предприятия и взаимодействия с микро- и макроокружением [1].
По мнению Мищенко Е.С., структура управления представляет собой упорядоченную совокупность связей между звеньями и работниками, занятыми решением управленческих задач организации [2]. Мотивация сотрудников занимает одно из главных мест в управлении персоналом, поскольку она выступает непосредственной причиной их поведения, побуждения к поступку. Достаточно понятно изложена концепция мотивации в учебном пособии Тащияна Г.О., описаны основные формы и методы стимулирования работников (заработная плата, льготы, страхование и т.д.). Данная концепция основывается на том, что ведущим мотивационным фактором является удовлетворение определенных потребностей. К изучению теории мотивации существует два подхода. Первый подход основывается на исследовании содержательной стороны мотивации. А второй подход основывается на процессуальных теориях, и он связан с распределением усилий сотрудников и выбором определенного типа поведения для достижения поставленных целей. Наиболее популярны концепции: теория А. Маслоу, Ф. Герцбергаи Д. МакКлелланда [3].
Мотивация является одной из самых важных категорий организационного поведения. В основе мотивации лежит мотив, то есть то, что побуждает трудовую деятельность, то ради чего она совершается. Мотивация это достаточно сложный акт, это процесс побуждения к совершению поступков, процесс побуждения себя и членов организации к желательному поведению, направленному на достижение личных и организационных целей. Грамотные руководители, которые желают, чтобы сотрудники работали эффективно, слаженно, применяют не только методы экономического стимулирования, а также административного воздействия, но и уделяют внимание социально-психологическим методам.
Для создания положительного климата в любом коллективе, необходимо исследовать особенности каждого из сотрудников. Ведь от этого во многом зависит эффективность всей работы, которая выполняется персоналом. Ведь нужно учитывать, что все люди разные, ведь для каждого нужно найти правильный подход. Проводить с помощью разнообразных тестов исследования, которые помогут выявить те или иные методы мотивации. Если же какие-то методы мотивации применены неэффективно, то следует изменить подходы к проведению мотивационной политики, опираясь на пожелания и интересы сотрудников.
Руководители, если хотят добиться эффективной деятельности своих сотрудников, не должны забывать и про стимулы, грамотно поощрять за проделанную работу. Ведь каждый человек стремиться к успеху, ведь успех это реализованные цели, для достижения которых работник приложил максимум усилий, труда, терпения. Успех, который не будет признан, приведёт к разочарованию, но этого не случится, если менеджер владеет необходимыми знаниями в области мотивации.
На примере ООО «Ассорти» был проведён анализ нематериальной и материальной мотивации персонала предприятия, рассмотрен процесс отбора персонала, организационная структура организации, был проведён SWOT- анализ предприятия ООО «Ассорти». Основные технико-экономические показатели деятельности также были представлены в работе и предложены мероприятия по совершенствованию системы мотивации.
1 Алехина О.Е. Стимулирование развития работников организации. // Управление персоналом. - 2002. - № 1. - С. 50-52.
2 Белкин В.Н. Экономическая теория труда / В. Н. Белкин, Н. А. Белкина; Рос.акад. наук, Урал. отд-ние, Ин-т экономики. - М.:
Экономика, 2013. - 350 с.
3 Бухалков М.И. Организация и нормирование труда: учебник/ М. И. Бухалков. - 4-е изд., испр. и доп. - Москва : ИНФРА-М, 2013. - 378, [1] с.
4 Богданов Ю. Н. , Зорин Ю. В., Шмонин Д. А., Ярыгин В. Т. Мотивация персонала // Методы менеджмента качества.- 2001.- № 11. - С. 14-19.
5 Бурмистров А. , Газенко Н. Какие методы повышения мотивации персонала являются наиболее действенными? // Управление персоналом. -
2002. - № 7. - С. 48-49.
6 Володин А. , Назарук М. Что побуждает нас работать: Теория мотивации труда // Банковские технологии.- 2002.- № 10. - С. 29-31.
7 Гаврилица О. Платить или не платить?: Вот в чем вопрос номер один работы с персоналом // Служба кадров.- 2002.- № 5. -478 с.
8 Гришагин В. М., Фарберов В. Я. Безопасность жизнедеятельности. - Томск: Изд. ТПУ, 2002, 356 с.
9 Гришагин В. М., Фарберов В. Я. Сборник задач по безопасности жизнедеятельности. - Юрга: Изд. филиала ТПУ, 2002, 346 с.
10 Дряхлов Н. , Куприянов Е. Системы мотивации персонала в Западной Европе и США // Проблемы теории и практики управления.- 2002.- № 2.
11 Дряхлов Н. И. , Куприянов Е. А. Эффективность деятельности сотрудников и их вознаграждение на Западе // СОЦИС: Социологические исследования.- 2002.- № 12. - С. 87-92.
12Егоршин А.П. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности: учебное пособие/ А. П. Егоршин. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва: ИНФРА- М, 2013. - 376, [1] с
Учебно-методический комплекс. - М.: Изд. цент ЕАОИ. 2008. - С. 17-19
14 Иванова, О. А. Система премирования как инструмент повышения уровня вовлеченности персонала //Мотивация и оплата труда. - 2012. - № 2. - С.106 - 113.
15 Кибанов А.Я., Баткаева И.А., Митрфанова Е.А., Ловчева М.В. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности: Учебнк/ Под ред. А.Я. Кибанова. - М.: ИНФРА-М, 2010. - С. 251-253
16 Кардашов В. Мотивация персонала: теория и практика: Об управлении персоналом на примере ОАО "Красцветмет", г. Красноярск // Человек и труд.- 2002.- № 10. - С. 80-83.
17 Катков В. Формирование организационной культуры на
промышленном предприятии // Управление персоналом.- 2000.- № 2. - С.234с.
18 Кириллов Л. Как заставить сотрудников "гореть" на работе // Управление персоналом.- 2000.- № 6. - С. 26-31.
19 Комаров Е. И. Стимулирование и мотивация в современном управлении персоналом // Управление персоналом.- 2002.- № 1. - С. 38-41.
20 Кондратьев, О.В. Мотивация персонала. Нет мотива - нет работы / О.В. Кондратьев. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Альфа-пресс, 2013. - 215 с.
21 Маслова В.М. Управление персоналом: учебник для бакалавров/ В. М. Маслова; Финансовый ун-т при Правительстве РФ. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Юрайт, 2013. - 492 с.
22 Михайлова, Л. Л. Мотивация персонала в свете стратегических задач компании //Мотивация и оплата труда. - 2011. - № 2.
23 Мельник М.В., Герасимова Е.Б. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. - М.: Форум, 2012. - с. 202.
24 Пономарев, И.П. Мотивация работой в организации / И.П. Пономарев. - 3-е изд., перераб. и доп. - М., 2012. - 219 с.
25 Тебекин А.В. Управление персоналом: Учебник / А.В. Тебекин. - М.: КноРус,2013. - 624 с.
26 Травин В.В., Дятлов В.А. С. Менеджмент персонала предприятия: Учеб-практ. пособие. - 8-е изд. - М.: Дело. 2013. - С. 125-127
27 Федорова, Н.В. Управление персоналом: Учебник / Н.В. Федорова, О.Ю. Минченкова. - М.: КноРус, 2013. - 432 с.
28 Шапиро С.А., Шатаева О.В. Основы управления персоналом в современных организациях. Экспресс-курс. - 2-е изд., доп. перераб. - ГроссМедиа,2012. - С. 130-135
29 Шекшня, С.В. Управление персоналом современной организации. - 5-е изд., перераб. и доп. - Мн.: ПЧУП «Светоч», 2013. - С. 101-103
30 Яковлева, Т.Г. Мотивация персонала. Построение эффективной системы оплаты труда / Т.Г. Яковлева. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Питер Пресс, 2013. - 238 с.