Обучение детей с умственной отсталостью программированию связных высказываний при реализации предметной области «Технология» в начальных классах школы
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ ПРОГРАММИРОВАНИЮ СВЯЗНЫХ ВЫСКАЗЫВАНИЙ 8
1.1. Понятие и механизм порождения речевого высказывания в теории
психолингвистики 8
1.2. Психолого-педагогическая характеристика речевого развития
детей с умственной отсталостью 13
1.3. Особенности обучения детей с умственной отсталостью
программированию связных высказываний 20
ГЛАВА 2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СПОСОБНОСТЕЙ К
ПРОГРАММИРОВАНИЮ СВЯЗНЫХ ВЫСКАЗЫВАНИЙ У ДЕТЕЙ
С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ В ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ 24
2.1. Характеристика базы исследования и контингента испытуемых... 24
2.2. Организация проведения констатирующего этапа
экспериментальной работы 26
2.3. Анализ результатов констатирующего эксперимента 33
ГЛАВА 3. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ
«ТЕХНОЛОГИЯ» В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ ШКОЛЫ КАК УСЛОВИЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ ПРОГРАММИРОВАНИЮ СВЯЗНЫХ ВЫСКАЗЫВАНИЙ 43
3.1. Роль деятельности в программировании связных высказываний в
детском возрасте 43
3.2. Характеристика предметной области «Технология» в начальных
классах школы для обучающихся с умственной отсталостью и её реализация в процессе формирующего этапа эксперимента 45
3.3. Анализ эффективности обучения детей с умственной отсталостью
программированию связных высказываний в процессе контрольного
этапа экспериментальной работы 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 82
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ ПРОГРАММИРОВАНИЮ СВЯЗНЫХ ВЫСКАЗЫВАНИЙ 8
1.1. Понятие и механизм порождения речевого высказывания в теории
психолингвистики 8
1.2. Психолого-педагогическая характеристика речевого развития
детей с умственной отсталостью 13
1.3. Особенности обучения детей с умственной отсталостью
программированию связных высказываний 20
ГЛАВА 2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СПОСОБНОСТЕЙ К
ПРОГРАММИРОВАНИЮ СВЯЗНЫХ ВЫСКАЗЫВАНИЙ У ДЕТЕЙ
С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ В ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ 24
2.1. Характеристика базы исследования и контингента испытуемых... 24
2.2. Организация проведения констатирующего этапа
экспериментальной работы 26
2.3. Анализ результатов констатирующего эксперимента 33
ГЛАВА 3. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ
«ТЕХНОЛОГИЯ» В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ ШКОЛЫ КАК УСЛОВИЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ ПРОГРАММИРОВАНИЮ СВЯЗНЫХ ВЫСКАЗЫВАНИЙ 43
3.1. Роль деятельности в программировании связных высказываний в
детском возрасте 43
3.2. Характеристика предметной области «Технология» в начальных
классах школы для обучающихся с умственной отсталостью и её реализация в процессе формирующего этапа эксперимента 45
3.3. Анализ эффективности обучения детей с умственной отсталостью
программированию связных высказываний в процессе контрольного
этапа экспериментальной работы 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 82
Перемены в политической и социально-экономической жизни российского общества привели к изменениям ориентиров коррекционно-развивающей работы с детьми с умственной отсталостью. Ранее усилия направлялись в сторону совершенствования учебной деятельности и подготовки к овладению конкретной профессией. В настоящее время приоритеты должны быть отданы формированию сферы жизненной компетенции, ориентированной на перспективу развития [43].
Особые образовательные потребности детей с умственной отсталостью обусловлены особенностями их психофизического развития. В связи с этим содержание обучения для детей данной категории должно быть адаптировано с учетом их возможностей и особенностей.
Стандарт общего образования (ФГОС), разработанный с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью на основе развития индивидуальных способностей, положительной мотивации и базовых умений учебной деятельности, а также простейших навыков самоконтроля способствует формированию личности обучающихся данной категории.
Деятельностный и дифференцированный подход составляют основу Стандарта для детей с умственной отсталостью. Предметно-практическая и познавательная деятельность являются основными средствами достижения цели образования детей с умственной отсталостью и обеспечивают овладение ими содержанием образования.
На основе Федерального государственного стандарта образовательная организация разрабатывает и реализует АООП (адаптированная основная образовательная программа) общего образования для детей с умственной отсталостью. В адаптированную основную образовательную программу входят обязательные предметные области и основные задачи реализации содержания областей.
Предметы «Ручной труд» и «Профильный труд» относятся к предметной области «Технология». Реализация данной предметной области в начальных классах школы способствует овладению детьми с умственной отсталостью основами трудовой деятельности, технологиями, необходимыми для полноценной коммуникации, социального и трудового взаимодействия.
В специальной педагогике широко применяется использование трудовой (предметной) деятельности для развития речи.
Многие известные дефектологи изучали вопрос взаимодействия речи и деятельности детей с умственной отсталостью (А. Р. Лурия [38], Г. М. Дульнев [21], А. Р. Маллер [42], Б. И. Пинский [48], В. И. Лубовский [37], В. Г. Петрова [47], и др.). Благодаря исследованиям данных авторов были сформулированы теоретические положения об особенностях взаимодействия речи и деятельности у детей с умственной отсталостью: трудность установления словесных связей, трудности в словесном опосредовании собственной деятельности, несогласованность двигательной и словесной систем.
Практическая деятельность помогает детям с умственной отсталостью решить задачу побуждения мотива, потребности в речевом общении, расширить и обогатить словарь, развить умение давать словесный отчет о выполненной работе.
Процесс планирования при производстве речи играет большую роль. Однако исследований, раскрывающих педагогические подходы к организации ручной деятельности при реализации предметной области «Технология» в начальных классах школы, с целью формирования у детей с умственной отсталостью программирования речевого высказывания мы не находим.
Для успешного обучения в школе, а также для полноценной адаптации в социуме, детям с умственной отсталостью необходимо владеть связной речью на достаточном уровне. Однако в специальной литературе уделяется недостаточно внимания проблеме обучения программированию связных высказываний детей с умственной отсталостью. В связи с этим, неразработанность данного вопроса делает проблему исследования актуальной.
Проблема исследования - выявление оптимальных педагогических условий организации коррекционной работы для обучения детей с умственной отсталостью программированию связных речевых высказываний в процессе реализации предметной области "Технология" в начальных классах школы.
Объект исследования - речевая деятельность детей с умственной отсталостью, обучающихся в начальных классах школы.
Предмет исследования - процесс обучения детей с умственной отсталостью программированию связных высказываний.
Цель исследования - разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность обучения программированию связных высказываний детей с умственной отсталостью в процессе реализации предметной области "Технология" в начальных классах школы.
Задачи исследования:
1. Выявить особенности порождения речевых высказываний и уровень развития его компонентов у детей с умственной отсталостью.
2. Определить необходимые педагогические условия организации и содержания предметной области "Технология" способствующие обучению программированию связных высказываний детей с умственной отсталостью в начальных классах школы.
3. Разработать приёмы и методы коррекционной работы по формированию этапов порождения связного высказывания у детей с умственной отсталостью на уроках ручного труда в процессе реализации предметной области «Технология».
4. Экспериментально апробировать и оценить эффективность разработанной методики обучения детей с умственной отсталостью программированию связных высказываний.
Структура исследования: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы и приложений.
База исследования: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области «Верхнесинячихинская школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»
Особые образовательные потребности детей с умственной отсталостью обусловлены особенностями их психофизического развития. В связи с этим содержание обучения для детей данной категории должно быть адаптировано с учетом их возможностей и особенностей.
Стандарт общего образования (ФГОС), разработанный с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью на основе развития индивидуальных способностей, положительной мотивации и базовых умений учебной деятельности, а также простейших навыков самоконтроля способствует формированию личности обучающихся данной категории.
Деятельностный и дифференцированный подход составляют основу Стандарта для детей с умственной отсталостью. Предметно-практическая и познавательная деятельность являются основными средствами достижения цели образования детей с умственной отсталостью и обеспечивают овладение ими содержанием образования.
На основе Федерального государственного стандарта образовательная организация разрабатывает и реализует АООП (адаптированная основная образовательная программа) общего образования для детей с умственной отсталостью. В адаптированную основную образовательную программу входят обязательные предметные области и основные задачи реализации содержания областей.
Предметы «Ручной труд» и «Профильный труд» относятся к предметной области «Технология». Реализация данной предметной области в начальных классах школы способствует овладению детьми с умственной отсталостью основами трудовой деятельности, технологиями, необходимыми для полноценной коммуникации, социального и трудового взаимодействия.
В специальной педагогике широко применяется использование трудовой (предметной) деятельности для развития речи.
Многие известные дефектологи изучали вопрос взаимодействия речи и деятельности детей с умственной отсталостью (А. Р. Лурия [38], Г. М. Дульнев [21], А. Р. Маллер [42], Б. И. Пинский [48], В. И. Лубовский [37], В. Г. Петрова [47], и др.). Благодаря исследованиям данных авторов были сформулированы теоретические положения об особенностях взаимодействия речи и деятельности у детей с умственной отсталостью: трудность установления словесных связей, трудности в словесном опосредовании собственной деятельности, несогласованность двигательной и словесной систем.
Практическая деятельность помогает детям с умственной отсталостью решить задачу побуждения мотива, потребности в речевом общении, расширить и обогатить словарь, развить умение давать словесный отчет о выполненной работе.
Процесс планирования при производстве речи играет большую роль. Однако исследований, раскрывающих педагогические подходы к организации ручной деятельности при реализации предметной области «Технология» в начальных классах школы, с целью формирования у детей с умственной отсталостью программирования речевого высказывания мы не находим.
Для успешного обучения в школе, а также для полноценной адаптации в социуме, детям с умственной отсталостью необходимо владеть связной речью на достаточном уровне. Однако в специальной литературе уделяется недостаточно внимания проблеме обучения программированию связных высказываний детей с умственной отсталостью. В связи с этим, неразработанность данного вопроса делает проблему исследования актуальной.
Проблема исследования - выявление оптимальных педагогических условий организации коррекционной работы для обучения детей с умственной отсталостью программированию связных речевых высказываний в процессе реализации предметной области "Технология" в начальных классах школы.
Объект исследования - речевая деятельность детей с умственной отсталостью, обучающихся в начальных классах школы.
Предмет исследования - процесс обучения детей с умственной отсталостью программированию связных высказываний.
Цель исследования - разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность обучения программированию связных высказываний детей с умственной отсталостью в процессе реализации предметной области "Технология" в начальных классах школы.
Задачи исследования:
1. Выявить особенности порождения речевых высказываний и уровень развития его компонентов у детей с умственной отсталостью.
2. Определить необходимые педагогические условия организации и содержания предметной области "Технология" способствующие обучению программированию связных высказываний детей с умственной отсталостью в начальных классах школы.
3. Разработать приёмы и методы коррекционной работы по формированию этапов порождения связного высказывания у детей с умственной отсталостью на уроках ручного труда в процессе реализации предметной области «Технология».
4. Экспериментально апробировать и оценить эффективность разработанной методики обучения детей с умственной отсталостью программированию связных высказываний.
Структура исследования: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы и приложений.
База исследования: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области «Верхнесинячихинская школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»
Настоящее исследование показало, что речь детей с умственной отсталостью своеобразна и имеет ряд особенностей. Недоразвитие речи детей данной категории представляет собой системное нарушение, охватывающее все стороны речи. Все функции речи (регулирующая, планирующая, коммуникативная, познавательная) у детей с умственной отсталостью нарушены в той или иной степени, в зависимости от индивидуальных особенностей.
Нарушение познавательной деятельности у детей с умственной отсталостью обуславливает их речевое недоразвитие. У детей данной категории своевременно не формируются предпосылки речи: эмоциональное общение со взрослыми, предметная и игровая деятельность.
Психолингвистический подход, в плане изучения речевой деятельности детей с умственной отсталостью позволяет учитывать закономерности порождения речевого высказывания и помогает определить необходимые приемы и методы обучения.
Несформированность мотива речевых высказываний, неумение оформить исходный замысел высказывания, а так же несформированность операций программирования и грамматического структурирования обуславливают трудности в контекстной речи детей с умственной отсталостью.
В результате экспериментального обследования были выявлены особенности лексико-грамматической стороны речи детей с умственной отсталостью: бедность словарного запаса; трудности в дифференциации значений слов, актуализации словаря; неточность употребления слов; низкий уровень развития глагольной лексики; несформированность морфологических форм словоизменения, словообразования и синтаксической структуры предложения.
В процессе исследования разработан и экспериментально апробирован комплекс педагогических условий, определяющий основные методические подходы к содержанию обучения детей с умственной отсталостью в процессе реализации предметной области «Технология», который способствует успешной школьной адаптации детей данной категории.
Содержание обучения включает работу по речевому развитию детей с умственной отсталостью с одновременной активизацией всех мыслительных процессов: восприятия, представления, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, памяти.
Обучение детей с умственной отсталостью программированию связного речевого высказывания осуществлялось в два этапа: подготовительный этап и основной.
В период подготовительного этапа осуществлялось формирование у детей с умственной отсталостью потребности в общении со взрослыми и сверстниками на основе развития речевых средств, а также словесной регуляции их деятельности педагогом, которая помогала осознанию детьми собственных действий и развитию сопровождающей и фиксирующей речи.
В основном периоде экспериментального обучения проводилась коррекционная работа, направленная на накопление и уточнение словарного запаса детей с умственной отсталостью, упражнения в структурировании предложений в условиях наглядной ситуации и без нее, поэтапное обучение словесному отчету о выполненной работе. Образный план предметной деятельности, содержащий последовательность выполнения поделки, помогал детям с умственной отсталостью составить словесный отчет и становился планом их речевого высказывания.
Анализ данных полученных в результате контрольного эксперимента показал, что особым образом организованный урок ручного труда в образовательной организации реализующей адаптированные основные общеобразовательные программы, оказывает благоприятное влияние на развитие связной речи детей с умственной отсталостью.
На уроках ручного труда в процессе практической деятельности, опосредованной словом, создаются предпосылки для планирования связных речевых высказываний детьми с умственной отсталостью. Предметно наглядная основа способствует выделению детьми с умственной отсталостью существенного в ситуации, определению соотношения отдельных ее частей и оказывает влияние на определение последовательности программы высказывания.
Проведенное исследование показало, что, дети с умственной отсталостью, несмотря на недоразвитие и своеобразие речи, обладают потенциальными возможностями, которые могут быть реализованы в благоприятных специально организованных условиях.
Нарушение познавательной деятельности у детей с умственной отсталостью обуславливает их речевое недоразвитие. У детей данной категории своевременно не формируются предпосылки речи: эмоциональное общение со взрослыми, предметная и игровая деятельность.
Психолингвистический подход, в плане изучения речевой деятельности детей с умственной отсталостью позволяет учитывать закономерности порождения речевого высказывания и помогает определить необходимые приемы и методы обучения.
Несформированность мотива речевых высказываний, неумение оформить исходный замысел высказывания, а так же несформированность операций программирования и грамматического структурирования обуславливают трудности в контекстной речи детей с умственной отсталостью.
В результате экспериментального обследования были выявлены особенности лексико-грамматической стороны речи детей с умственной отсталостью: бедность словарного запаса; трудности в дифференциации значений слов, актуализации словаря; неточность употребления слов; низкий уровень развития глагольной лексики; несформированность морфологических форм словоизменения, словообразования и синтаксической структуры предложения.
В процессе исследования разработан и экспериментально апробирован комплекс педагогических условий, определяющий основные методические подходы к содержанию обучения детей с умственной отсталостью в процессе реализации предметной области «Технология», который способствует успешной школьной адаптации детей данной категории.
Содержание обучения включает работу по речевому развитию детей с умственной отсталостью с одновременной активизацией всех мыслительных процессов: восприятия, представления, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, памяти.
Обучение детей с умственной отсталостью программированию связного речевого высказывания осуществлялось в два этапа: подготовительный этап и основной.
В период подготовительного этапа осуществлялось формирование у детей с умственной отсталостью потребности в общении со взрослыми и сверстниками на основе развития речевых средств, а также словесной регуляции их деятельности педагогом, которая помогала осознанию детьми собственных действий и развитию сопровождающей и фиксирующей речи.
В основном периоде экспериментального обучения проводилась коррекционная работа, направленная на накопление и уточнение словарного запаса детей с умственной отсталостью, упражнения в структурировании предложений в условиях наглядной ситуации и без нее, поэтапное обучение словесному отчету о выполненной работе. Образный план предметной деятельности, содержащий последовательность выполнения поделки, помогал детям с умственной отсталостью составить словесный отчет и становился планом их речевого высказывания.
Анализ данных полученных в результате контрольного эксперимента показал, что особым образом организованный урок ручного труда в образовательной организации реализующей адаптированные основные общеобразовательные программы, оказывает благоприятное влияние на развитие связной речи детей с умственной отсталостью.
На уроках ручного труда в процессе практической деятельности, опосредованной словом, создаются предпосылки для планирования связных речевых высказываний детьми с умственной отсталостью. Предметно наглядная основа способствует выделению детьми с умственной отсталостью существенного в ситуации, определению соотношения отдельных ее частей и оказывает влияние на определение последовательности программы высказывания.
Проведенное исследование показало, что, дети с умственной отсталостью, несмотря на недоразвитие и своеобразие речи, обладают потенциальными возможностями, которые могут быть реализованы в благоприятных специально организованных условиях.



