Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Обучение детей с умственной отсталостью программированию связных высказываний при реализации предметной области «Технология» в начальных классах школы

Работа №93451

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы113
Год сдачи2021
Стоимость4200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
150
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ ПРОГРАММИРОВАНИЮ СВЯЗНЫХ ВЫСКАЗЫВАНИЙ 8
1.1. Понятие и механизм порождения речевого высказывания в теории
психолингвистики 8
1.2. Психолого-педагогическая характеристика речевого развития
детей с умственной отсталостью 13
1.3. Особенности обучения детей с умственной отсталостью
программированию связных высказываний 20
ГЛАВА 2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СПОСОБНОСТЕЙ К
ПРОГРАММИРОВАНИЮ СВЯЗНЫХ ВЫСКАЗЫВАНИЙ У ДЕТЕЙ
С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ В ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ 24
2.1. Характеристика базы исследования и контингента испытуемых... 24
2.2. Организация проведения констатирующего этапа
экспериментальной работы 26
2.3. Анализ результатов констатирующего эксперимента 33
ГЛАВА 3. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ
«ТЕХНОЛОГИЯ» В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ ШКОЛЫ КАК УСЛОВИЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ ПРОГРАММИРОВАНИЮ СВЯЗНЫХ ВЫСКАЗЫВАНИЙ 43
3.1. Роль деятельности в программировании связных высказываний в
детском возрасте 43
3.2. Характеристика предметной области «Технология» в начальных
классах школы для обучающихся с умственной отсталостью и её реализация в процессе формирующего этапа эксперимента 45
3.3. Анализ эффективности обучения детей с умственной отсталостью
программированию связных высказываний в процессе контрольного
этапа экспериментальной работы 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 82


Перемены в политической и социально-экономической жизни российского общества привели к изменениям ориентиров коррекционно-развивающей работы с детьми с умственной отсталостью. Ранее усилия направлялись в сторону совершенствования учебной деятельности и подготовки к овладению конкретной профессией. В настоящее время приоритеты должны быть отданы формированию сферы жизненной компетенции, ориентированной на перспективу развития [43].
Особые образовательные потребности детей с умственной отсталостью обусловлены особенностями их психофизического развития. В связи с этим содержание обучения для детей данной категории должно быть адаптировано с учетом их возможностей и особенностей.
Стандарт общего образования (ФГОС), разработанный с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью на основе развития индивидуальных способностей, положительной мотивации и базовых умений учебной деятельности, а также простейших навыков самоконтроля способствует формированию личности обучающихся данной категории.
Деятельностный и дифференцированный подход составляют основу Стандарта для детей с умственной отсталостью. Предметно-практическая и познавательная деятельность являются основными средствами достижения цели образования детей с умственной отсталостью и обеспечивают овладение ими содержанием образования.
На основе Федерального государственного стандарта образовательная организация разрабатывает и реализует АООП (адаптированная основная образовательная программа) общего образования для детей с умственной отсталостью. В адаптированную основную образовательную программу входят обязательные предметные области и основные задачи реализации содержания областей.
Предметы «Ручной труд» и «Профильный труд» относятся к предметной области «Технология». Реализация данной предметной области в начальных классах школы способствует овладению детьми с умственной отсталостью основами трудовой деятельности, технологиями, необходимыми для полноценной коммуникации, социального и трудового взаимодействия.
В специальной педагогике широко применяется использование трудовой (предметной) деятельности для развития речи.
Многие известные дефектологи изучали вопрос взаимодействия речи и деятельности детей с умственной отсталостью (А. Р. Лурия [38], Г. М. Дульнев [21], А. Р. Маллер [42], Б. И. Пинский [48], В. И. Лубовский [37], В. Г. Петрова [47], и др.). Благодаря исследованиям данных авторов были сформулированы теоретические положения об особенностях взаимодействия речи и деятельности у детей с умственной отсталостью: трудность установления словесных связей, трудности в словесном опосредовании собственной деятельности, несогласованность двигательной и словесной систем.
Практическая деятельность помогает детям с умственной отсталостью решить задачу побуждения мотива, потребности в речевом общении, расширить и обогатить словарь, развить умение давать словесный отчет о выполненной работе.
Процесс планирования при производстве речи играет большую роль. Однако исследований, раскрывающих педагогические подходы к организации ручной деятельности при реализации предметной области «Технология» в начальных классах школы, с целью формирования у детей с умственной отсталостью программирования речевого высказывания мы не находим.
Для успешного обучения в школе, а также для полноценной адаптации в социуме, детям с умственной отсталостью необходимо владеть связной речью на достаточном уровне. Однако в специальной литературе уделяется недостаточно внимания проблеме обучения программированию связных высказываний детей с умственной отсталостью. В связи с этим, неразработанность данного вопроса делает проблему исследования актуальной.
Проблема исследования - выявление оптимальных педагогических условий организации коррекционной работы для обучения детей с умственной отсталостью программированию связных речевых высказываний в процессе реализации предметной области "Технология" в начальных классах школы.
Объект исследования - речевая деятельность детей с умственной отсталостью, обучающихся в начальных классах школы.
Предмет исследования - процесс обучения детей с умственной отсталостью программированию связных высказываний.
Цель исследования - разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность обучения программированию связных высказываний детей с умственной отсталостью в процессе реализации предметной области "Технология" в начальных классах школы.
Задачи исследования:
1. Выявить особенности порождения речевых высказываний и уровень развития его компонентов у детей с умственной отсталостью.
2. Определить необходимые педагогические условия организации и содержания предметной области "Технология" способствующие обучению программированию связных высказываний детей с умственной отсталостью в начальных классах школы.
3. Разработать приёмы и методы коррекционной работы по формированию этапов порождения связного высказывания у детей с умственной отсталостью на уроках ручного труда в процессе реализации предметной области «Технология».
4. Экспериментально апробировать и оценить эффективность разработанной методики обучения детей с умственной отсталостью программированию связных высказываний.
Структура исследования: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы и приложений.
База исследования: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области «Верхнесинячихинская школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Настоящее исследование показало, что речь детей с умственной отсталостью своеобразна и имеет ряд особенностей. Недоразвитие речи детей данной категории представляет собой системное нарушение, охватывающее все стороны речи. Все функции речи (регулирующая, планирующая, коммуникативная, познавательная) у детей с умственной отсталостью нарушены в той или иной степени, в зависимости от индивидуальных особенностей.
Нарушение познавательной деятельности у детей с умственной отсталостью обуславливает их речевое недоразвитие. У детей данной категории своевременно не формируются предпосылки речи: эмоциональное общение со взрослыми, предметная и игровая деятельность.
Психолингвистический подход, в плане изучения речевой деятельности детей с умственной отсталостью позволяет учитывать закономерности порождения речевого высказывания и помогает определить необходимые приемы и методы обучения.
Несформированность мотива речевых высказываний, неумение оформить исходный замысел высказывания, а так же несформированность операций программирования и грамматического структурирования обуславливают трудности в контекстной речи детей с умственной отсталостью.
В результате экспериментального обследования были выявлены особенности лексико-грамматической стороны речи детей с умственной отсталостью: бедность словарного запаса; трудности в дифференциации значений слов, актуализации словаря; неточность употребления слов; низкий уровень развития глагольной лексики; несформированность морфологических форм словоизменения, словообразования и синтаксической структуры предложения.
В процессе исследования разработан и экспериментально апробирован комплекс педагогических условий, определяющий основные методические подходы к содержанию обучения детей с умственной отсталостью в процессе реализации предметной области «Технология», который способствует успешной школьной адаптации детей данной категории.
Содержание обучения включает работу по речевому развитию детей с умственной отсталостью с одновременной активизацией всех мыслительных процессов: восприятия, представления, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, памяти.
Обучение детей с умственной отсталостью программированию связного речевого высказывания осуществлялось в два этапа: подготовительный этап и основной.
В период подготовительного этапа осуществлялось формирование у детей с умственной отсталостью потребности в общении со взрослыми и сверстниками на основе развития речевых средств, а также словесной регуляции их деятельности педагогом, которая помогала осознанию детьми собственных действий и развитию сопровождающей и фиксирующей речи.
В основном периоде экспериментального обучения проводилась коррекционная работа, направленная на накопление и уточнение словарного запаса детей с умственной отсталостью, упражнения в структурировании предложений в условиях наглядной ситуации и без нее, поэтапное обучение словесному отчету о выполненной работе. Образный план предметной деятельности, содержащий последовательность выполнения поделки, помогал детям с умственной отсталостью составить словесный отчет и становился планом их речевого высказывания.
Анализ данных полученных в результате контрольного эксперимента показал, что особым образом организованный урок ручного труда в образовательной организации реализующей адаптированные основные общеобразовательные программы, оказывает благоприятное влияние на развитие связной речи детей с умственной отсталостью.
На уроках ручного труда в процессе практической деятельности, опосредованной словом, создаются предпосылки для планирования связных речевых высказываний детьми с умственной отсталостью. Предметно наглядная основа способствует выделению детьми с умственной отсталостью существенного в ситуации, определению соотношения отдельных ее частей и оказывает влияние на определение последовательности программы высказывания.
Проведенное исследование показало, что, дети с умственной отсталостью, несмотря на недоразвитие и своеобразие речи, обладают потенциальными возможностями, которые могут быть реализованы в благоприятных специально организованных условиях.



1. Аксенова, А. К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе : учеб. для студ. дефектол. фак. педвузов /
А. К. Аксенова. - М. : Гуманитар. изд. центр «ВЛАДОС», 2004. - 316 с.
2. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников : учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип / М. М. Алексеева, Б. И. Яшина. - М. : Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
3. Альбом для логопеда / О. Б. Иншакова. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2008. - 279с.: ил.
4. Ахманова, О. С. Словарь лингвистических терминов / О. С. Ахманова. - Изд. 5-е. - Москва : Либроком, 2009. - 569 с.
5. Ахутина, Т. В. Нейролингвистический анализ динамической афазии / Т. В. Ахутина. - М. : МГУ, 1975. - 143 с.
6. Ахутина, Т. В. Смысловой и семантический синтаксис: Детская речь и концепция Л. С Выготского / Т. В. Ахутина, Т. Н. Наумова. - М. : Наука, 1991. - С. 196 - 209.
7. Бабанский, Ю. К. Избранные педагогические труды / Ю. К. Бабанский. - М.: Педагогика, 1989. - 558 с.
8. Борякова, Н. Ю. О некоторых особенностях построения речевых высказываний детьми 6-7 лет с задержкой психического развития при опоре на сюжетную картинку / Н. Ю. Борякова // Дефектология: научно¬методический журнал 1982. - № 5. М. - С.53-58.
9. Виноградова, А. Д. Практикум по психологии умственно отсталого ребенка : учеб. пособие. для студентов пед. ин-тов по спец. «Дефектология» / А. Д. Виноградова, Е. И. Липецкая, Ю.Т. Матасов. - М. : Просвещение, 1985. - 144 с.
10. Воробьева, В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи : учебное пособие / В. К. Воробьева. - Москва : АСТ : Астрель, 2006. - 158 с.
11. Воронкова, В. В. Обучение грамоте и правописанию в 1-4 классах вспомогательной школы : пособие для учителя / В. В. Воронкова. - Москва : Просвещение, 1988. - 100 с.
12. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. - СПб.: Союз, 1997. - 220 с.
13. Выготский, Л. С. Избранные психологические исследования : Мышление и речь. Проблемы психологического развития ребенка / Л. С. Выготский / под ред. и со вступ. статьей, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия.
- Москва: Изд-во Акад. Пед. наук РСФСР, 1956. - 519 с.
14. Выготский, Л. С. О связи между трудовой деятельностью и интеллектуальным развитием ребенка. // Дефектология. - 1976. - № 6. - С. 8.
15. Выготский, Л. С. Избранные психологические исследования : Вопросы психологии / Л. С. Выготский. - Москва : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1968. - № 4. - С. 104-112.
16. Гальперин, П. Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка / П. Я. Гальперин. - М. : Изд-во МГУ, 1985. - 45 с.
17. Гвоздев, А.Н. Формирование у ребенка грамматического строя русского языка / А. Н. Гвоздев. - М.: АПН РСФСР, 1949. - 192 с.
18. Глухов, В. П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для студентов педвузов / В. П. Глухов. - М. : ACT : Астрель, 2005. - 350 с.
19. Гнездилов, М. Ф. Использование трудовой деятельности в работе над развитием речи учащихся : (Метод. указания) / М. Ф. Гнездилов, С. Ш. Айтметова ; Акад. пед. наук РСФСР. Науч.-исслед. ин-т дефектологии.
- Москва : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1961. - 20 с.
20. Давыдов, В. В. Деятельностная теория мышления / В. В. Давыдов. - М. : Науч. мир, 2005 (Тула : ИПП Гриф и К). - 239 с.
21. Дульнев, Г. М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе: психолого-педагогическое исследование / Г. М. Дульнев. - Москва : Педагогика, 1969. - 213 с.
22. Жинкин, Н. И. Психолингвистика избранные труды / Н. И. Жинкин ; сост. К. Ф. Седов. - Москва : Лабиринт, 2009. - 287 с.
23. Занков, Л. В. Психология умственно-отсталого ребенка : Допущено НКП РСФСР в качестве учеб. пособия для пед. ин-тов. - Москва : Учпедгиз, 1939 (Свердловск). - 64 с.
24. Изаренков, Д. И. Обучение диалогической речи / Д. И. Изаренков. - М. : Рус. яз., 1981. - 136 с.
25. Исаев, Д. Н. Психологическое недоразвитие у детей / Е. И. Исаев. - М. : Педагогика. 1982. - 124 с.
26. Исенина, Е. И. Дословесный период развития речи у детей / Е. И. Исенина. - Саратов : СГ.Ун-т. 1986. - 150 с.
27. Катаева, А. А. Обучение умственно отсталых дошкольников в игровой форме с использованием показа и словесной инструкции / А. А. Катаева, С. И. Давыдова // Дефектология. - 1976. - № 1. - С. 69 - 74.
28. Катаева, А. А. Дошкольная олигофренопедагогика / А. А. Катаева, Е. А. Стребелева. - М. : Просвещение, 1988. - 144 с.
29. Каше, Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи : пособие для логопеда / Г. А. Каше. - М. : Просвещение, 1985. - 207 с.
30. Лалаева, Р. И. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. - Санкт-Петербург : Союз, 2001. - 218 с.
31. Лалаева, Р. И. Формирование операций порождения связных высказываний у умственно отсталых школьников. В кн.: Принципы и методы логопедической работы / Р. И. Лалаева. - М. : Просвещение, 1984. - 116 - 124 с.
32. Леонтьев, А. А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания / А. А. Леонтьев. - Москва : Наука, 1969. - 307 с.
33. Леонтьев, А. А. Язык, речь, речевая деятельность / А. А. Леонтьев.
- Изд. 8-е. - Москва : Ленанд, 2014. - 211 с.
34. Леонтьев, А. Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. Т. 1 / А. Н. Леонтьев. - М. : Педагогика, 1983. - 391 с.
35. Леонтьев, А. А. Основы теории речевой деятельности / А. А. Леонтьев. - М. : Наука, 1974. - 364 с.
36. Логопедия : учебник для студентов высших учебных заведений / под ред. Л. С. Волковой. - М., 2008. - 662 с
37. Лубовский, В. И. Развитие словесной регуляции действий у детей (при нормальном и нарушенном развитии) / В. И. Лубовский. - 2-е изд., доп.
-Москва : Буки Веди, 2013. - 198 с.
38. Лурия, А. Р. Речь и развитие психических процессов у ребенка : Эксперим. исследование / А. Р. Лурия, Ф. Я. Юдович. - Москва : Изд-во Акад. Пед. наук РСФСР, 1956. - 94 с.
39. Лурия, А. Р. Язык и сознание / А. Р. Лурия / под ред. Е. Д. Хомской.
-2-е изд. — Москва: Изд-во МГУ, 1998. — 336 с.
40. Львов, М. Р. Речь младших школьников и пути ее развития / М. Р. Львов. - Москва. : Просвещение, 1975. - 176 с.
41. Люблинская, А. А. Трудовое воспитание / А. А. Люблинская ; под ред. Л. Е. Раскина. - Ленинград : Лениздат, 1946. - 56 с.
42. Маллер, А. Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии : метод. пособие / А. Р. Маллер. - М. : АРКТИ, 2002. - 172 с.
43. Малофеев, Н. Н. Специальный федеральный государственный стандарт общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения концепции / Н. Н. Малофеев, Е. Л. Гончарова, О. С. Никольская, О. И. Кукушкина // Дефектология. - 2009. - № 1. - С. 5-18
44. Маркова, А. К. Психология усвоения языка как средство общения / А. К. Маркова. - М. : Педагогика, 1974. - 225 с.
45. Миронова, С. А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях / С. А. Маркова. - М.: Просвещение, 1991. - 208 с.
46. Петрова, В. Г. Практическая и умственная деятельность детей- олигофренов / В. Г. Петрова. - М. : Просвещение, 1968. - 158 с.
47. Петрова, В. Г. Развитие речи учащихся вспомогательной школы /
В. Г. Петрова ; Науч.-исслед. ин-т дефектологии Акад. пед. наук СССР. - Москва : Педагогика, 1977. - 200 с.
48. Пинский, Б. И. Коррекционно-воспитательное значение труда для психического развития учащихся вспомогательной школы / Б. И. Пинский. - М. : Педагогика, 1985. - 126 с.
49. Розенгарт-Пупко, Г. Л. Формирование речи у детей раннего возраста / Г. Л. Розенгард-Пупко ; Акад. пед. наук РСФСР. - Москва : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1963. - 96 с.
50. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - Москва : Питер, 2009. - 705 с.
51. Рубинштейн, С. Я. Психология умственно отсталого школьника : учеб. пособие для пед. ин-тов по спец. «Дефектология» / С. Я. Рубинштейн. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Просвещение, 1986. - 190 с.
52. Слепович, Е. С. Формирование речи у дошкольников с задержкой психического развития : кн. для учителя / Е. С. Слепович. - 2-е изд., доп. - Минск : Нар. асвета, 1989. - 62 с.
53. Солдатова, Е. Л. Психология развития и возрастная психология. Онтогенез и дизонтогенез : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии / Е. Л. Солдатова, Г. Н. Лаврова. — Ростов : Феникс, 2004. - 383 с.
54. Стребелева, Е. А. Формирование мышления у умственно отсталых дошкольников / Е. А. Стребелева // Дефектология. - 1994. - № 5. - С.62-66.
55. Сухарева, Г. Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста / Г. Е. Сухарева. - Москва : Медгиз, 1965. - 333 с.
56. Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям / В. А. Сухомлинский. - М. : Прогресс, 1982. - 482 с.
57. Тихеева, Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) : пособие для воспитателей дет. сада / Е. И. Тихеева ; под ред. Ф. А. Сохина. - 5-е изд., испр. - М. : Просвещение, 1981. - 59 с.
58. Ткаченко, Т.А. Формирование и развитие связной речи : альбом дошкольника / Т. А. Ткаченко. - М. : Издательство ГНОМ и Д, 2001. - 40 с.
59. Ушакова, Т. Н. Проблема внутренней речи / Т. Н. Ушакова // Психологический журнал. - 1980. - № 4. - С. 145-154.
60. Цветкова, Л. С. Афазия и восстановительное обучение : для дефектол. фак. / Л. С. Цветкова. - М. : Просвещение, 1988. - 204 с.
61. Цветкова, Л. С. К теории восстановительного обучения / Л. С. Цветкова // Дефектология : Научно-методический журнал Академии педагогических наук / Ред. В. И. Лубовский, А. И. Чайкина. - 1986. - № 2. -С. 3-9.
62. Чевелева, Н. А. Исправление речи у заикающихся дошкольников / Н. А. Чевелева. - М. : Просвещение, 1965. - 88 с.
63. Шахнарович, A. M. Психолингвистический анализ семантики и грамматики : на материале онтогенеза речи / А. М. Шахнарович, Н. М. Юрьева. - М. : Наука, 1990. - 168 с.
64. Шахнарович, A. M. К проблеме исследования формирования и развития понятий / А. М. Шахнарович. - М. : Педагогика, 1971. - С. 150-156.
65. Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды /
Д. Б. Эльконин ; под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. - Москва : Педагогика, 1989. - 554 с.
66. Bruner, J. S. The ontogenesis of speech acts / J. S. Bruner // Journal of child lang. - 1975. - P. 1-19.
67. Bruner, J. S. From communication to languarge: a psychological Perspective / J. S. Bruner ; edited by T. Markova. - N.Y., 1980. - P. 16-48.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ