Формирование диалогической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня в процессе игровой деятельности
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОБОСНОВАНИЕ РАЗВИТИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ 9
1.1. Диалогическая речь и ее развитие у старших дошкольников в
норме 9
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с общим
недоразвитием речи III уровня 13
1.3. Характеристика диалогической речи у дошкольников с общим
недоразвитием речи III уровня 19
1.4. Роль совместной игровой деятельности в развитии диалогической
речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня 25
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ 32
2.1. Принципы, организация и методика обследования диалогической
речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 32
2.2. Результаты логопедического обследования детей старшего
дошкольного возраста 36
ГЛАВА 3. ФОРМИРОВАНИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР III УРОВНЯ В ПРОЦЕССЕ СОВМЕСТНОЙ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 49
3.1. Теоретическое обоснование и принципы коррекционной работы
по формированию диалогической речи у детей с ОНР III уровня в процессе совместной игровой деятельности 49
3.2. Содержание логопедической работы по формированию
диалогической речи у детей с ОНР III уровня в процессе совместной игровой деятельности 54
3.3. Контрольный эксперимент и анализ его результатов 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 87
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 111
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 126
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОБОСНОВАНИЕ РАЗВИТИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ 9
1.1. Диалогическая речь и ее развитие у старших дошкольников в
норме 9
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с общим
недоразвитием речи III уровня 13
1.3. Характеристика диалогической речи у дошкольников с общим
недоразвитием речи III уровня 19
1.4. Роль совместной игровой деятельности в развитии диалогической
речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня 25
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ 32
2.1. Принципы, организация и методика обследования диалогической
речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 32
2.2. Результаты логопедического обследования детей старшего
дошкольного возраста 36
ГЛАВА 3. ФОРМИРОВАНИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР III УРОВНЯ В ПРОЦЕССЕ СОВМЕСТНОЙ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 49
3.1. Теоретическое обоснование и принципы коррекционной работы
по формированию диалогической речи у детей с ОНР III уровня в процессе совместной игровой деятельности 49
3.2. Содержание логопедической работы по формированию
диалогической речи у детей с ОНР III уровня в процессе совместной игровой деятельности 54
3.3. Контрольный эксперимент и анализ его результатов 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 87
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 111
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 126
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
В психологии выделяется несколько видов высших психических функций человека. К эти функциям относится мышление, память, восприятие, внимание, а также безусловно речь. Значение такой психической функции как речь велико, именно речи отводится одна из главенствующих ролей в развитии человека. Речь состоит из большого количества компонентов и уровней. О значимости речи говорил в своих работах Л. С. Выготский, он указывал на большое взаимодействие речи с мышлением, указывал на огромную роль речи в формировании и развитии детской психической системы.
На сегодняшний день в научных источниках можно найти большое количество определений такого термина как общение. Например, в работах М. И. Лисиной указывается, что общение - это взаимодействие двух (или более) лиц, которое направленно на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего итога [33].
Именно диалог можно назвать основной формой общения, который реализуется речевыми средствами. Именно в процессе диалогической речи на базе понимания воспринимаемой речи и речевой практики формируется и развивается речевая система. Диалог даёт возможность активизировать познавательно-мыслительные процессы. В работах большого количества исследователей указывается, что при недостаточном общении темп развития многих психических функций замедляется [5].
У обучающихся с общим недоразвитием речи на фоне системных речевых нарушений происходит задерживание развития психических процессов и не формируются коммуникативные навыки. Их нарушения не дают возможности обеспечить процесс общения, а значит и не способствует развитию речемыслительной и познавательной деятельности, мешают овладению знаниями [30].
Актуальность исследования: Приоритетными задачами современного дошкольного образования по требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является создание условий, которые обеспечивают развитие обучающегося, как субъекта деятельности и отношения с самим собой, сверстниками, взрослыми и окружающим миром. Диалогическая речь здесь занимает значимое положение, так как она в процессе этой речи проявляются и существуют межличностные отношения, содержательное общение, познание и самопознание; происходит усвоение языка, а также процесс социализации и индивидуализации обучающегося [51].
Формирование диалогической речи у дошкольников происходит в разных видах деятельности и прежде всего в игровой, которая является ведущей в период дошкольного детства. Именно с 3 до 7 лет, у дошкольников развитие, в основном, происходит именно в игре. Об этом указывается в работах советского психолога Д. Б. Эльконина [59]. В работах автора указывается. Что во время игры дошкольники активно развиваются, они примеряют на себя различные социальные роли, они усваивают правила, учатся взаимодействовать с окружающими и управлять своими эмоциями. Помимо прочего, в игровой деятельности в данном возрастном промежутке активно развивается и речевая сфера детей [60]. По словам Д. Б. Эльконина, игра является «самоценной формой активности» ребенка дошкольного возраста» [59]. Развитая игровая деятельность детей старшего дошкольного возраста признана важнейшим возрастным новообразованием (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев), благодаря которому у детей формируются коммуникативные умения, умения диалогической речи и так далее.
В научных работах таких исследователей как М. М. Алексеева, Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, и других описываются и раскрываются психолого-педагогические особенности и механизмы развития диалогической речи старших дошкольников. Основы методики развития диалогической речи у дошкольников с ОНР представлены в научных трудах А. Г. Арушановой, О. А. Бизиковой, В. П. Глухова, Р. Е. Левиной, Л. Ф. Спировой, Т. Б. Филичевой. Выше перечисленные учёные определили цели и задачи развития диалогической формы речи детей дошкольного возраста, рассмотрели специфические условия становления диалогической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [6].
Объект исследования - лексико-грамматическая система, диалогическая речь у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Предмет исследования: содержание логопедической работы по формированию диалогической речи у дошкольников старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в процессе совместной игровой деятельности
Цель исследования: систематизировать и апробировать содержание логопедической работы по формированию диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в процессе совместной игровой деятельности.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования, изучить теоретические аспекты совместной игровой деятельности как метод развития диалогической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня
2. Экспериментально определить уровень развития диалогической речи обучающихся старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
3. Изучить методику формирования диалогической речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня в процессе проведения с ними работы по методу совместной игровой деятельности.
4. Провести обучающий эксперимент, направленный на развитие диалогической формы речи у обучающихся с общим недоразвитием речи III уровня.
5. Сформулировать выводы по итогам, полученным в ходе проведения контрольного эксперимента.
Гипотеза исследования: предполагаем, что формирование диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня будет более эффективнее в процессе совместной игровой деятельности.
Методы исследования:
1. Теоретические методы - анализ литературы по проблеме исследования, сравнение, обобщение.
2. Эмпирические методы - беседа, наблюдение, анализ продуктов детской деятельности.
3. Экспериментальный - метод, включающий проведение констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов.
Новизна работы: заключается в том, что представленные данные в нашей работе могут нести информационную и практическую ценность для практикующих логопедов, работающих в детских образовательных учреждениях с обучающимися с ОНР III уровня. Представленные данные могут использоваться указанными специалистами для развития диалогической речи у дошкольников данной категории в процессе игровой деятельности. Также представленные нами данные могут нести информационную ценность для воспитателей и педагогов-психологов, работающих в детских образовательных учреждениях.
Теоретико-методологические основы:
1. Представления о закономерностях речевого развития, детей дошкольного возраста, выдвинутые в трудах Л. С. Выготского, А. А. Леонтьева, Д. Б. Эльконина и других.
2. Особенности развития диалогической речи в работах А. Г. Арушановой, Л. С. Выготского, А.Н. Гвоздева, А. В. Чулковой и других.
3. Особенности коррекционной работы при общем недоразвитии речи в работах Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной и др.
В первой главе «теоретическое обоснование развития и формирования диалогической речи дошкольников с общим недоразвитием речи» представлены основные понятия темы: общие недоразвитие, игровая деятельность, дошкольный возраст, диалогическая речь и так далее. В данной главе описана характеристика детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня, а также описаны особенности их речевой сферы. Помимо этого в данной главе представлена информация о роли совместной игровой деятельности в развитии диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Во второй главе «констатирующий эксперимент и анализ его результатов» представлены результаты проведённой диагностики. Описаны обучающиеся, участвующие в экспериментальной работе.
В третьей главе «формирования диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня в процессе совместной игровой деятельности» описаны принципы коррекционной работы, описано содержание коррекционной работы, а также представлены результаты контрольного эксперимента и его анализ.
Структура ВКР: выпускная квалификационная работа состоит из содержания, введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы и приложений.
На сегодняшний день в научных источниках можно найти большое количество определений такого термина как общение. Например, в работах М. И. Лисиной указывается, что общение - это взаимодействие двух (или более) лиц, которое направленно на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего итога [33].
Именно диалог можно назвать основной формой общения, который реализуется речевыми средствами. Именно в процессе диалогической речи на базе понимания воспринимаемой речи и речевой практики формируется и развивается речевая система. Диалог даёт возможность активизировать познавательно-мыслительные процессы. В работах большого количества исследователей указывается, что при недостаточном общении темп развития многих психических функций замедляется [5].
У обучающихся с общим недоразвитием речи на фоне системных речевых нарушений происходит задерживание развития психических процессов и не формируются коммуникативные навыки. Их нарушения не дают возможности обеспечить процесс общения, а значит и не способствует развитию речемыслительной и познавательной деятельности, мешают овладению знаниями [30].
Актуальность исследования: Приоритетными задачами современного дошкольного образования по требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является создание условий, которые обеспечивают развитие обучающегося, как субъекта деятельности и отношения с самим собой, сверстниками, взрослыми и окружающим миром. Диалогическая речь здесь занимает значимое положение, так как она в процессе этой речи проявляются и существуют межличностные отношения, содержательное общение, познание и самопознание; происходит усвоение языка, а также процесс социализации и индивидуализации обучающегося [51].
Формирование диалогической речи у дошкольников происходит в разных видах деятельности и прежде всего в игровой, которая является ведущей в период дошкольного детства. Именно с 3 до 7 лет, у дошкольников развитие, в основном, происходит именно в игре. Об этом указывается в работах советского психолога Д. Б. Эльконина [59]. В работах автора указывается. Что во время игры дошкольники активно развиваются, они примеряют на себя различные социальные роли, они усваивают правила, учатся взаимодействовать с окружающими и управлять своими эмоциями. Помимо прочего, в игровой деятельности в данном возрастном промежутке активно развивается и речевая сфера детей [60]. По словам Д. Б. Эльконина, игра является «самоценной формой активности» ребенка дошкольного возраста» [59]. Развитая игровая деятельность детей старшего дошкольного возраста признана важнейшим возрастным новообразованием (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев), благодаря которому у детей формируются коммуникативные умения, умения диалогической речи и так далее.
В научных работах таких исследователей как М. М. Алексеева, Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, и других описываются и раскрываются психолого-педагогические особенности и механизмы развития диалогической речи старших дошкольников. Основы методики развития диалогической речи у дошкольников с ОНР представлены в научных трудах А. Г. Арушановой, О. А. Бизиковой, В. П. Глухова, Р. Е. Левиной, Л. Ф. Спировой, Т. Б. Филичевой. Выше перечисленные учёные определили цели и задачи развития диалогической формы речи детей дошкольного возраста, рассмотрели специфические условия становления диалогической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [6].
Объект исследования - лексико-грамматическая система, диалогическая речь у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Предмет исследования: содержание логопедической работы по формированию диалогической речи у дошкольников старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в процессе совместной игровой деятельности
Цель исследования: систематизировать и апробировать содержание логопедической работы по формированию диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в процессе совместной игровой деятельности.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования, изучить теоретические аспекты совместной игровой деятельности как метод развития диалогической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня
2. Экспериментально определить уровень развития диалогической речи обучающихся старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
3. Изучить методику формирования диалогической речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня в процессе проведения с ними работы по методу совместной игровой деятельности.
4. Провести обучающий эксперимент, направленный на развитие диалогической формы речи у обучающихся с общим недоразвитием речи III уровня.
5. Сформулировать выводы по итогам, полученным в ходе проведения контрольного эксперимента.
Гипотеза исследования: предполагаем, что формирование диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня будет более эффективнее в процессе совместной игровой деятельности.
Методы исследования:
1. Теоретические методы - анализ литературы по проблеме исследования, сравнение, обобщение.
2. Эмпирические методы - беседа, наблюдение, анализ продуктов детской деятельности.
3. Экспериментальный - метод, включающий проведение констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов.
Новизна работы: заключается в том, что представленные данные в нашей работе могут нести информационную и практическую ценность для практикующих логопедов, работающих в детских образовательных учреждениях с обучающимися с ОНР III уровня. Представленные данные могут использоваться указанными специалистами для развития диалогической речи у дошкольников данной категории в процессе игровой деятельности. Также представленные нами данные могут нести информационную ценность для воспитателей и педагогов-психологов, работающих в детских образовательных учреждениях.
Теоретико-методологические основы:
1. Представления о закономерностях речевого развития, детей дошкольного возраста, выдвинутые в трудах Л. С. Выготского, А. А. Леонтьева, Д. Б. Эльконина и других.
2. Особенности развития диалогической речи в работах А. Г. Арушановой, Л. С. Выготского, А.Н. Гвоздева, А. В. Чулковой и других.
3. Особенности коррекционной работы при общем недоразвитии речи в работах Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной и др.
В первой главе «теоретическое обоснование развития и формирования диалогической речи дошкольников с общим недоразвитием речи» представлены основные понятия темы: общие недоразвитие, игровая деятельность, дошкольный возраст, диалогическая речь и так далее. В данной главе описана характеристика детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня, а также описаны особенности их речевой сферы. Помимо этого в данной главе представлена информация о роли совместной игровой деятельности в развитии диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Во второй главе «констатирующий эксперимент и анализ его результатов» представлены результаты проведённой диагностики. Описаны обучающиеся, участвующие в экспериментальной работе.
В третьей главе «формирования диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня в процессе совместной игровой деятельности» описаны принципы коррекционной работы, описано содержание коррекционной работы, а также представлены результаты контрольного эксперимента и его анализ.
Структура ВКР: выпускная квалификационная работа состоит из содержания, введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы и приложений.
На первом этапе работы (в первой главе ВКР) были рассмотрены многие научно-методические работы и источники литературы, в которых говорилось о важности и необходимости формирования и развития диалогической формы речи не только для условно нормально развивающихся обучающихся старшего дошкольного возраста, но и для обучающихся с общим недоразвитием речи.
Был проведен анализ научно-методических работы таких авторов, как М. М. Алексеева, А. Г. Арушанова, В. П. Глухов, Н. А. Стародубова, Б. И Яшина др. Были рассмотрены следующие направления исследования: психолого-педагогическая характеристику обучающихся разных групп, онтогенетические особенности формирования диалогической формы речи, а также особенности формирования обучающихся с ОНР.
На основе проанализированных данных было выявлено, именно неправильные формы диалогической речи - это проявления нарушений в устной речи. В рамках нарушений связной речи входят элементарные нарушения коммуникативных навыков обучающихся. Именно поэтому все ученые и исследователи обращают особое внимание к изучению особенностей лексико-грамматических и фонетических средств языка. Но при этом вопросы о причинах возникновения нарушений диалогической формы речи, имеющихся свои особенности и черты, так и остаются не отвеченными, отсюда возникают трудности определения методики, направленной на развитием диалога.
Проведенный констатирующий эксперимент и его результаты подтвердили выдвинутые предположения. Обучающиеся с общим недоразвитием речи сильно от обучающихся с нормативным развитием: ни один из этих обучающихся не продемонстрировал высокий уровень сформированности диалогической формы речи, большинство из них показали низкий уровень, что говорит о низком уровне сформированности лексико-грамматического строя речи и диалогической речи в целом.
После проведенного констатирующего эксперименты были получены данные, которые позволили сформулировать следующий вывод: у обследованных обучающихся с общим недоразвитием речи речевые навыки сформированы недостаточно, такие обучающиеся не могут самостоятельно вступать в контакт с окружающими людьми, не имеют желание и возможности поддерживать диалог, даже в процессе игровой деятельности. Такие обучающиеся не дают развернутых ответов на вопросы, несмотря на то, что в собственной диалогической речи они могут использовать короткие фразы. При этом они также могли пропускать или неверно использовать слова, благодаря чему ответ получал иной смысл.
Логопедическая работа, направленная на формирование и развитие диалогической формы речи у обучающихся, имеющих общее недоразвитие речи, включала в себя апробированные методы логопедической работы. Так, в логопедическую работу были включены беседы, дидактические игры, а также подвижные игры, сюжетно-ролевые игры. Также в работу были включены заучивания некоторых небольшие диалоги, инсценировки и сказки. В работу были включены индивидуальные и групповые занятия, в которых были учтены особенности обучающихся с общим недоразвитием речи III уровня. Длительность занятий составляла от 20 до 25 минут, включало обязательно динамическую паузу, чтобы избежать переутомления.
По итогам проведения обучающего эксперимента, которое позволило получить следующие результаты:
- были выявлены незначительные улучшения уровня сформированности лексико-грамматического строя речи у обучающихся;
- обучающиеся с общим недоразвитием речи научились вступать в диалог самостоятельно, вести и поддерживать его;
- некоторые из испытуемых могли давать развернутые ответы на поставленные вопросы и с большим желанием вступать в диалог с педагогом и сверстниками.
Таким образом, можно говорить, что работа дала незначительную, но все же положительную динамику, а значит можно смело утверждать, что подобранный нами инструментарий является эффективным для развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Был проведен анализ научно-методических работы таких авторов, как М. М. Алексеева, А. Г. Арушанова, В. П. Глухов, Н. А. Стародубова, Б. И Яшина др. Были рассмотрены следующие направления исследования: психолого-педагогическая характеристику обучающихся разных групп, онтогенетические особенности формирования диалогической формы речи, а также особенности формирования обучающихся с ОНР.
На основе проанализированных данных было выявлено, именно неправильные формы диалогической речи - это проявления нарушений в устной речи. В рамках нарушений связной речи входят элементарные нарушения коммуникативных навыков обучающихся. Именно поэтому все ученые и исследователи обращают особое внимание к изучению особенностей лексико-грамматических и фонетических средств языка. Но при этом вопросы о причинах возникновения нарушений диалогической формы речи, имеющихся свои особенности и черты, так и остаются не отвеченными, отсюда возникают трудности определения методики, направленной на развитием диалога.
Проведенный констатирующий эксперимент и его результаты подтвердили выдвинутые предположения. Обучающиеся с общим недоразвитием речи сильно от обучающихся с нормативным развитием: ни один из этих обучающихся не продемонстрировал высокий уровень сформированности диалогической формы речи, большинство из них показали низкий уровень, что говорит о низком уровне сформированности лексико-грамматического строя речи и диалогической речи в целом.
После проведенного констатирующего эксперименты были получены данные, которые позволили сформулировать следующий вывод: у обследованных обучающихся с общим недоразвитием речи речевые навыки сформированы недостаточно, такие обучающиеся не могут самостоятельно вступать в контакт с окружающими людьми, не имеют желание и возможности поддерживать диалог, даже в процессе игровой деятельности. Такие обучающиеся не дают развернутых ответов на вопросы, несмотря на то, что в собственной диалогической речи они могут использовать короткие фразы. При этом они также могли пропускать или неверно использовать слова, благодаря чему ответ получал иной смысл.
Логопедическая работа, направленная на формирование и развитие диалогической формы речи у обучающихся, имеющих общее недоразвитие речи, включала в себя апробированные методы логопедической работы. Так, в логопедическую работу были включены беседы, дидактические игры, а также подвижные игры, сюжетно-ролевые игры. Также в работу были включены заучивания некоторых небольшие диалоги, инсценировки и сказки. В работу были включены индивидуальные и групповые занятия, в которых были учтены особенности обучающихся с общим недоразвитием речи III уровня. Длительность занятий составляла от 20 до 25 минут, включало обязательно динамическую паузу, чтобы избежать переутомления.
По итогам проведения обучающего эксперимента, которое позволило получить следующие результаты:
- были выявлены незначительные улучшения уровня сформированности лексико-грамматического строя речи у обучающихся;
- обучающиеся с общим недоразвитием речи научились вступать в диалог самостоятельно, вести и поддерживать его;
- некоторые из испытуемых могли давать развернутые ответы на поставленные вопросы и с большим желанием вступать в диалог с педагогом и сверстниками.
Таким образом, можно говорить, что работа дала незначительную, но все же положительную динамику, а значит можно смело утверждать, что подобранный нами инструментарий является эффективным для развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Подобные работы
- Формирование диалогической речи у старших дошкольников с общим
недоразвитием речи III уровня в процессе игровой деятельности
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2021 - Программа по формированию связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2021 - Развитие связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2019 - Формирование диалогической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи посредством сюжетно-ролевых игр
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2023 - Формирование коммуникативных умений у старших дошкольников с общим
недоразвитием речи III уровня
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2023 - РАЗВИТИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЦИКЛА С ЭЛЕМЕНТАМИ ТЕАТРАЛИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2022 - РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2016 - ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОГО МОНОЛОГИЧЕСКОГО
ВЫСКАЗЫВАНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ
Бакалаврская работа, специальное дефектологическое образование . Язык работы: Русский. Цена: 4000 р. Год сдачи: 2016 - Формирование связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи на логопедических занятиях в детском саду
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2021



