Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Использование игровых технологий при обогащении словарного запаса обучающихся младшего школьного возраста, имеющих интеллектуальные нарушения (умственную отсталость)

Работа №93447

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

логопедия

Объем работы96
Год сдачи2021
Стоимость4875 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
332
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБОГАЩЕНИИ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ 7
1.1. Сущность и значение словарного запаса в речевой деятельности и его
развитие в онтогенезе 7
1.2. Особенности развития словарного запаса при обучении рассказыванию
младших школьников с интеллектуальными нарушениями 11
1.3. Роль игровых технологий в логопедической работе по обогащению
словарного запаса младших школьников с интеллектуальными нарушениями 18
Вывод по главе 1 28
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СФОРМИРОВАННОСТИ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИМИ 29
2.1. Цель, задачи и организация исследования словаря обучающихся
младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями 29
2.2. Результаты сформированности словаря у младших школьников
с интеллектуальными нарушениями 31
Вывод по главе 2 41
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ОБОГАЩЕНИЮ СЛОВАРЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 43
3.1. Основные направления и принципы логопедической работы
по обогащению словаря младших школьников с интеллектуальными нарушениями 43
3.2. Содержание реализации логопедической работы по обогащению
словарного запаса младших школьников с интеллектуальными нарушениями 45
3.3. Результаты контрольного этапа эксперимента 52
Вывод по главе 3 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЯ 69


Особенности, формы и методы развития речи детей младшего школьного возраста представляют собой проблему многих наук: педагогики, психологии, лингвистики, дефектологии и других. Нарушения навыков составления связного высказывания негативно отражаются на качестве коммуникативного развития детей, приводят к появлению у учащихся стеснительности, замкнутости, агрессии, что может привести к дезадаптации ребенка в коллективе сверстников, в целом. Важнейшее значение в системе формирования у детей связной речи играет словарный запас.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что особенного внимания в системе развития речи требуют младшие школьники с интеллектуальными нарушениями. Одной из причин сложностей при обучении данных детей является узость словаря, нарушения лексического развития, в целом, о чем писали такие авторы как А.В. Закрепина, А.В. Егорова, В.Г. Петрова, А.С. Павлова, Е.А. Стребелева, Е.Ф. Соботович, С.Я. Рубинштейн и другие. Слово выступает в качестве основной единицы языка, именно поэтому без обогащения и расширения словарного запаса, без образования новых речевых эталонов невозможно речевое развитие. Стоит отметить, что и развитие мышления у обучающихся невозможно без усвоения новых слов, которые бы закрепляли получаемые обучающимися знания и представления о действительности, что крайне важно для обучающихся интеллектуальными нарушениями.
Существует необходимость поиска эффективных коррекционно-педагогических условий, при которых развитие словарного запаса данных обучающихся будет способствовать повышению навыков составления монологических и диалогических высказываний. Потребность в данном поиске определяется, прежде всего, ведущей ролью связной речи в обучении детей в начальной школе. Важность обогащения словаря у данной категории обучающихся также определяется необходимостью максимально возможной социализации детей и развитии их личности, успешным решением образовательных и воспитательных задач. О роли игровой деятельности в педагогической работе с обучающимися с интеллектуальными нарушениями писали такие авторы, как А.К. Аксенова, Г.М. Дульнев, С.А. Игнатьева и другие. Особенное внимание данные авторы уделяли игровым технологиям, которые являются актуальными как в работе с дошкольниками, так и с младшими школьниками, имеющими интеллектуальные нарушения.
Несмотря на широкое изучение данного вопроса остаются малоизученными проблемы использования новых, инновационных, игровых технологий, например, включение в игры информационно-компьютерных технологий, мнемотехники, наглядного моделирования и т.п. Таким образом, существует противоречие между значительным числом младших школьников с интеллектуальными нарушениями, характеризующимися низким уровнем развития словаря, и недостаточным отражением в современных источниках новых форм и методов игровых технологий, что подчеркивает проблему исследования.
Объект исследования - процесс обогащения словарного запаса у младших школьников с интеллектуальными нарушениями.
Предмет исследования - условия эффективности использования игровых технологий при обогащении словарного запаса обучающихся младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями.
Цель исследования - на основании теоретического обзора источников и проведенного практического исследования разработать, апробировать и оценить эффективность использования игровых технологий в логопедической работе по обогащению словарного запаса у младших школьников с интеллектуальными нарушениями.
Для достижения поставленной цели исследования необходимо решить следующий комплекс задач:
1. Выполнить анализ общей и специальной литературы по проблеме исследования.
2. Изучить состояние словарного запаса у детей младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями.
3. Разработать, апробировать и оценить эффективность коррекционно-педагогических условий обогащения словарного запаса младших школьников с интеллектуальными нарушениями средствами игровых технологий.
Гипотеза: эффективным использование игровых технологий при обогащении словарного запаса обучающихся младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями будет при соблюдении следующих условий:
- при ознакомлении детей с новыми словами в различных видах игровой деятельности;
- при использовании в игровой деятельности метода пиктографирования, информационно-компьютерных технологий;
- при параллельном формировании игровой деятельности, совершенствовании познавательных процессов.
Методы исследования: эмпирический (наблюдение), экспериментальный (педагогический эксперимент), биографический (сбор и анализ анамнестических данных), качественный (качественный анализ полученных данных).
Методологической и теоретической основой исследования явились следующие положения:
- о системной организации высших психических функций и речи (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия);
- концепция речевой деятельности как сложного системного функционального единства (Л.С. Выготский, Р.Е. Левина, А.Н. Леонтьев);
- о единстве законов развития нормальных и аномальных детей (Т.А. Власова, Л.С. Выготский, Л.Н. Леонтьев, М.С. Певзнер).
Теоретическая значимость работы заключается в расширении имеющихся представлений об особенностях обогащения словарного запаса у младших школьников с интеллектуальными нарушениями.
Практическая значимость заключается в возможности использования разработанного комплекса игровых технологий логопедической работы по обогащению словаря в деятельности педагогов, работающих с младшими школьниками с интеллектуальными нарушениями.
Структура исследования: работа состоит из введения, основной части, состоящей из трех глав, заключения, списка литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Работа посвящена актуальной теме использования игровых технологий при обогащении словарного запаса обучающихся младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями.
Для выполнения первой задачи был проведен обзор источников по проблеме понятия и особенностей лексического развития в онтогенезе и дизонтогенезе. Особенное внимание было уделено проблеме использования современных игровых технологий в работе с младшими школьниками с интеллектуальными нарушениями. Была отмечена важность использования языковых, сюжетно-ролевых игр в работе с обучающимися, включения в работу средств наглядности, информационно-компьютерных технологий.
Для решения второй задачи было проведено практическое исследование с целью изучения уровня и особенностей сформированности лексической стороны речи обучающихся с легкой степенью умственной отсталости. В исследовании принимали участие 11 обучающихся в возрасте 9-10 лет.
Результаты проведенного нами исследования показали, что состояние словаря у испытуемых находится на среднем уровне. В наибольшей степени у детей развит пассивный словарь, нежели активный. Самым сложными для участников были задание на изучение использования антонимов, синонимов, подбор родственных слов; в собственной речи дети используют ограниченный словарь бытовых предметов, действий. Узость словаря негативно влияет как на процесс обучения участников, так и коммуникативное развитие. Выявленные значительные трудности показали, что все испытуемые нуждаются в существенной коррекционно-формирующей логопедической помощи по формированию и развитию лексической стороны речи.
В процессе формирующей работы была организована логопедическая работа с детьми по обогащению словаря с активным включением различных видов игровых технологий. В рамках реализации коррекционно-формирующей работы с детьми, исследуемой категории, работа предполагала системно-деятельностный подход, который заключался в фронтальной и индивидуальной формах работы, совместной работе специалистов, организации профилактической и просветительской работы.
Основное внимание было направлено на обогащение и активизацию словаря в различных видах деятельности с использованием различных игровых технологий. Основными направлениями являлось: установление контакта с детьми, расширение, уточнение, закрепление и активизация словаря в импрессивной и экспрессивной речи, организация совместной работы детей в сюжетно-ролевых, словесных играх, включении компьютерных технологий. Параллельно проводилась работа по развитию игровой деятельности обучающихся, формированию у них познавательных процессов: памяти, мышления, воображения.
По результатам контрольного этапа исследования были сделаны выводы об эффективности проведенной формирующей работы: общий уровень лексического развития обучающихся с интеллектуальными нарушениями улучшился, что позволило доказать предполагаемую гипотезу: эффективным использование игровых технологий при обогащении словарного запаса обучающихся младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями будет при соблюдении следующих условий:
- при ознакомлении детей с новыми словами в различных видах игровой деятельности;
- при использовании в игровой деятельности метода пиктографирования, информационно-компьютерных технологий;
- при параллельном формировании игровой деятельности, совершенствовании познавательных процессов.
Несмотря на положительную динамику у участников все же имеются еще значительные сложности в расширении словаря, что требует продолжения коррекционно-формирующей работы.
Таким образом, все поставленные задачи выполнены, цель достигнута.



1. Аксенова, А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе / А. К. Аксенова. - Москва : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 316 с.
2. Белякова, Л. И. Использование новых технологий в логопедии / Л. И. Белякова // Школьный логопед. - 2007. - №3. - С. 55-58.
3. Бойков, Д. И. Общение детей с проблемами в развитии: коммуникативная дифференциация личности / Д. И. Бойков. - Санкт-Петербург : КАРО, 2005. - 280 с.
4. Борякова, Н. Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / Н. Ю. Борякова. - Москва: Гном - Пресс, 2002 - 64 с.
5. Буслаева, Е. Н. Проблема расширения границы словаря умственно отсталых детей в контексте их дальнейшего обучения письму и чтению / Е. Н. Буслаева // European Research. - 2015. - № 9 (10). - С. 66-69.
6. Выготский, Л. С. Лекции по психологии / Л. С. Выготский. - Санкт- Петербург : СОЮЗ, 2002 - 430 с.
7. Горчакова-Сибирская, М. П. Психология и педагогика. Инновационное обучение : учебное пособие / М. П. Горчакова-Сибирская, Е. Б. Мезенцева ; Санкт-Петербургский гос. инженерно-экономический ун-т. - Санкт-Петербург : СПбГИЭУ, 2011. - 58 с.
8. Гвоздев, А.Н. Избранные труды / А. Н. Гвоздев. - Москва : Просвещение, 2000. - 460с
9. Давидович, Л. Р. Ребенок плохо говорит? Почему? Что делать? Коррекционно-педагогическая работа с неговорящими детьми / Л. Р. Давидович. - Москва : Издательство ГНОМ и Д, 2001. - 112 с.
10. Дворникова, Е. А. Использование информационных технологий в практике учителя-логопеда / Е. А. Дворникова, А. А. Реброва // Психология и педагогика: актуальные проблемы и тенденции развития ; Материалы II международной научно-практической конференции (очно-заочной) ; отв. ред. Е. В. Сахарова. - Москва : [б. и.], 2016. - С. 201-204.
11. Дульнев, Г. М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе / Г. М. Дульнев. - Москва : Просвещение, 1981. - 176 с.
12. Дыбина О. В. Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром : практико-ориентированная монография /О. В. Дыбина. - Москва : Педагогическое общество России, 2008. - 128 с.
13. Евдокимова, Л. В. Развитие лексического строя речи у глубоко умственно отсталых детей / Л. В. Евдокимова // Проблемы современной науки и образования. - 2014. - № 6 (24). - С. 60-67.
14. Егорова, А. В. Логопедическая работа по актуализации словаря младших школьников с интеллектуальной недостаточностью : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.03 / А. В. Егорова ; Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. - Санкт-Петербург, 2011 -- 233 с.
15. Золотова, Г. А. Синтаксический словарь: Репертуар элементарных единиц русского синтаксиса / Г. А. Золотова. - Москва : Едиториал УРСС, 2006. - 440 с.
16. Зайцева, Е. С. Тестовая методика обследования речи детей в возрасте 4-7 лет / Е. С. Зайцева, В. К. Шептунова // Тестовая методика обследования речи детей в возрасте 4-7 лет. - Санкт-Петербург : КАРО, 2015. - 72 с.
17. Кольцова, М. М. Ребенок учится говорить / М. М. Кольцова. - Москва : Советская Россия, 2002. - 160 с.
18. Комплексная диагностика, психолого-логопедическая коррекция и профилактика нарушений речи у детей в младшем школьном возрасте : методические рекомендации / разраб. Л. А. Федотовой и др. ; под ред. П. И. Сидорова ; Сев. науч. центр Сев.-Зап. отд. РАМН ; Сев. гос. мед. ун-т. - Архангельск : Изд-во СГМУ, 2002. - 21 с.
19. Коррекционная педагогика: основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии / под ред. Б. П. Пузанова. - Москва : Академия, 1999.
- 155 с.
20. Кулешова, Э. В. Игровые технологии как средство социально-культурной реабилитации дошкольников с ограниченными возможностями здоровья / Э. В. Кулешова // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2006. - № 2 (42). - С. 171-173.
21. Лалаева, Р. И. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития : учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова, С. В. Зорина. - Москва : ВЛАДОС, 2004. - 302 с.
22. Лебединская, К. С. Степени умственного недоразвития при олигофрении / К. С. Лебединская // Отбор детей во вспомогательную школу / сост.: Т. А. Власова, К. С. Лебединская, В. Ф. Мачихина. - Москва : Просвещение, 1983. - С.18-22.
23. Лебединская, К. С. Клиническая систематика ЗПР / К. С. Лебединская // Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова.- 1980. - № 3. - С. 44 - 60.
24. Леонтьев, А. А. Речь, речевая деятельность / А. А. Леонтьев. - Москва : Просвещение, 1970. - 224 с.
25. Лифанова, Т. М. Коррекция недостатков лексической стороны речи умственно отсталых учащихся на уроках естественнонаучного цикла / Т. М. Лифанова, Е. Н. Соломина // Школьный логопед. - 2012. - № 3. - С. 5-18.
26. Лихачева, Н. Л. Особенности формирования словаря у умственно отсталых младших школьников и его коррекция средствами сказкотерапии / Н. Л. Личачева, К. С. Денисова // Проблемы эмоционального интеллекта в современном психолого-педагогическом пространстве. материалы Международной научно-практической конференции. Шадринский государственный педагогический институт ; составители И. С. Коростина, С. В. Истомина. - 2012. - С. 177-179.
27. Методика преподавания истории в специальной (коррекционной) школе VIII вида: методические рекомендации / министерство образования и науки Рос. Федерации, Федер. гос. автоном. образоват. учреждение высш. проф. образования "Сев. (Аркт.) федер. ун-т им. М. В. Ломоносова" ; сост. Е. С. Зайцева. - Архангельск : ИПЦ САФУ, 2013. - 33 с.
28. Михайленко, Т. М. Игровые технологии как вид педагогических технологий / Т. М. Михайленко // Педагогика: традиции и инновации : материалы Международной научной конференции. - 2011. - С. 140-146.
29. Мусаева, Н. С. Изучение словарного запаса у младших школьников с нарушением интеллекта / Н. С. Мусаева // Молодой ученый. - 2015. - № 15 (95). - С. 596-598.
30. Новый энциклопедический словарь / под ред. А.С. Симоненко. - Москва : Олма-пресс, 2016. - 220 с.
31. Олигофренопедагогика / Т. В. Алышева [и др.]. - Москва : Дрофа, 2009. - 396 с.
32. Павлова, А. С. Особенности словарного запаса младших школьников с нарушением интеллекта / А. С. Павлова // Мировая наука. - 2017. - № 7 (7). - С. 78-80.
33. Петрова, В. Г. Практическая и умственная деятельность детей - олигофренов / В. Г. Петрова. - Москва : Просвещение, 2015. -158 с.
34. Петрова, В. Г. Психология умственно отсталых школьников / В. Г. Петрова, И. В. Белякова. - Москва : Академия, 2002. - 160 с.
35. Петрова, В. Г. Кто они, дети с отклонениями в развитии /
B. Г. Петрова, И. В. Белякова. - Москва : Академия, 2000, - 192 с.
36. Психология детей с нарушениями интеллектуального развития / Л. М. Шипицына, В. М. Сорокин, Д. Н. Исаев [и др.] ; под ред. Л. М Шипицыной. - Москва : Академия, 2012. - 223 с.
37. Рубинштейн, С. Я. Психология умственно отсталого школьника /
C. Я. Рубинштейн. - Москва : Просвещение, 1971. - 351 с
38. Руководство по работе с детьми с умственной отсталостью : пер. с польского / под ред. Пишчек. - Санкт-Петербург : Речь, 2006. - 270 с.
39. Самойлова, В. М. Формирование эмоционально-оценочной лексики у дошкольников высокофункциональных групп с РАС / В. М. Самойлова, Ю. А. Костенкова, Е. К. Лобачева // Аутизм и нарушения развития. - 2017. - Т. 15. - № 1 (54). - С. 38-48.
40. Севостьянова, Е. С. Развитие связной речи детей с помощью дидактических игр / Е. С. Севостьянова // Научное обеспечение профессионального самоопределения личности в современных условиях : IV Сазоновские педагогические чтения : материалы Международной научно-практической конференции. - 2010. - С. 50.
41. Соботович, Е. Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции (Дети с нарушением интеллекта и моторной алалией / Е. Ф. Соботович. - Москва : Классике Стиль, 2003. - 160 с.
42. Современный русский язык / Н. М. Шанский, В. В. Иванов ; 2-е изд. - Москва : Просвещение, 1987. - 192 с.
43. Стребелева, Е. А. Группы для дошкольников со сложными нарушениями в образовательных учреждениях для детей с нарушениями интеллекта / Е. А. Стребелева, А. В. Закрепина, Е. А. Кинаш // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2013. - № 7. - С. 3-11.
44. Тазова, Ю. С. Формирование атрибутивной лексики у умственно отсталых младших школьников в процессе игровой деятельности / Ю. С. Тазова, Н. М. Трубникова // Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза : материалы межрегиональной научно-практической конференции студентов, аспирантов, магистрантов и слушателей. - Екатеринбург, 2011. - С. 218-220.
45. Тарасенко, Н. В. Обогащение устной речи учащихся младших классов вспомогательной школы именами прилагательными : автореф. дис. ... канд. пед. наук. : 13.00.03) / Н. В. Тарасенко ; Акад. пед. наук СССР. Науч.- исслед. ин-т дефектологии. - Москва : [б. и.], 1973. - 22 с.
46. Талызина, Н. Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся / Н. Ф. Талызина. - Москва : Знание, 2011. - 96 с.
47. Тригер, Р. Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития : научно-популярная литература / Р. Д. Тригер. - Санкт-Петербург : Питер, 2008. - 190 с.
48. Третьяков, П. И. Управление качеством образования в интересах устойчивого развития общества / П. И. Третьяков, Т. И. Шамова // Народная асвета. - 2002. - №9. - С. 28-32
49. Ушакова, О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста : учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений / О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. - Москва : ВЛАДОС, 2004. - 288 с.
50. Феофанов, М. П. Особенности построения простого предложения в речи учащихся вспомогательной школы / М. П. Феофанов // Проблемы специальной педагогики и психологии : труды Института дефектологии. - Ленинград : Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1948. - С.37-39.
51. Хоменкова, М. И. Своеобразие словарного запаса младших школьников с интеллектуальной недостаточностью / М. И. Хоменкова, Н. В. Иванова // Российская наука: тенденции и возможности ; сборник научных статей ; науч. ред. А. Н. Ромеро. - Москва, 2019. - С. 126-129.
52. Цуциева, Ж. Ч. Уровневый подход при анализе речи и ее нарушений в работе логопеда с умственно отсталыми школьниками /Ж. Ч. Цуциева // Школьный логопед. - 2011. - №1. - С.24-28.
53. Шаповалова, О. Е. Коррекционно-развивающая направленность упражнения в системе психолого-педагогической помощи учащимся с нарушением интеллекта / О. Е. Шаповалова // Коррекционная педагогика. - 2009. - №3 (33). - С.20-27.
54. Шилова, Е. А. Изучение словаря обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) на уроках изобразительного искусства / Е.А. Шилова // Педагогический имидж. - 2019. - Т. 13. - № 3 (44). - С. 410-420.
55. Шипицына, Л. М. Обучение общению умственно отсталого ребенка / Л. М. Шипицына. - Санкт-Петербург : ВЛАДОС Северо-Запад, 2010. - 279 с.
56. Щипцова, С. А. Использование игры во внеурочной деятельности в начальной школе / С. А. Щипцова // Педагогический совет: опыт, исследования, рекомендации ; сборник материалов Международной научно-практической конференции. - 2020. - С. 82-84.
57. Яковлева, И. М. Логопедическая работа с умственно отсталыми детьми / И. М. Яковлева. - Москва : ВЛАДОС, 2007. - 106 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ